ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Суббота, 27.04.2024, 06:23
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Шумер. ПОЗДНЕУБЕЙДСКАЯ КУЛЬТУРА.
ШУМЕРСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
 
24 000 г. до н.э. в Месопотамии появились андиты.
Правителем Киша был Забаба (Нинурта).
"Дом, в богатстве построенный, благодаря которому Киш высоко поднимает голову, твой великий фундамент несокрушим, твоё здание подобно грозному ветру, проникающему далеко, твоё внутреннее помещение защищают божественным оружием, панцирями, твоя десница громит вражескую страну... О Эдубба, твой царь, герой Забаба, здесь этот дом заложил, на твоём возвышенном троне занял место".
"13-й правитель династии Киша был Этану, пастух, тот, кто вознёсся на небеса, тот кто объединил все страны, стал царём и царствовал 1 560 лет. Этану был призван принести человечеству безопасность, которую даёт царство. Он получил титул "доброго царя", был взят в качестве почётного гостя на летающий корабль в форме щита. Этот корабль приземлился на площади позади царского дворца, окружённый вихрем пламени. Из летающего корабля спустились высокие белокурые, темнокожие мужчины в белых одеждах, красивые как боги. Они пригласили царя Этану отправиться на прогулку на летающем корабле. В вихре огня и дыма он поднялся так высоко, что Земля исчезла из виду. Этан побывал на Луне, Марсе, Венере. После 2-х дневного отсутствия, когда власть уже хотели передать его преемнику, летающий корабль приземлился в круге огня. Огонь утих и царь Этану спустился с корабля".
Вторая группа крови (А) – сино-кавказская возраста 15 тыс. лет.
СИНО-КАВКАЗСКАЯ МАКРОСЕМЬЯ
Антропологически сино-кавказцы были протобалкано-кавказского типа (характерного для горных районов).
- 9 - 8 тыс. до н.э. произошло деление сино-кавказской (дене-кавказской, протохурритской, карийской, китайско-кавказской, палеоевразийской) общности, дислоцированной от Малой Азии и Балкан до Памира. (ЧАЙОНЮ-ТЕПЕЗИ).
- Шумерский язык откололся от единого "праязыка" 8 700 г. до н.э. (9 - 6 тыс. до н.э. Приазовье, Поднепровье, Степной Крым. Кукрекская культура).
Расселение ностратов по Средней Азии и Ирану разделило сино-кавказцев на три зоны: восточную, западную и северную, между которыми располагалась урало-дравидо-алтайская ностратическая общность.
Наиболее обособленной была северная, образовавшаяся ещё в 8 700 тыс. до н.э. одной из первых.
- 8 700 г. до н.э. - выделение северной сино-кавказской ветви языков (семья надене). Мосан, хайда, тлингиты, атапаски, эйяк.
- 7 900 г. до н.э. - выделение языков басков и аквитанцев.
По данным генетических исследований, после жителей Эфиопии наиболее древними являются жители Сардинии (аккадийцы) и баски.
Небольшие группы андитов 7 900 г. до н.э. направились к Японии (будущие айны), на юг Китая, Малайзию, Индонезию и Австралию.
- 6 200 г. до н.э. - выделение языка бурушасков.
- 5 900 г. до н.э. - выделение восточной синокавказской ветви языков.
- 5 100 г. до н.э.- выделение языка кетов (Енисейские языки: кетский, югский и др.) и китайцев, тибетцев и бирманцев.
- 6 тыс. до н.э. сино-кавказцы в Малой Азии разделились на хатто-ашуйскую и хуррито-урартскую группы (алародийскую), которые стали развиваться автономно, но четкой локализации этих групп не произошло.
- 4 500 г. до н.э. - выделение языка хаттов и ашуйцев.
Хаттский язык имеет чёткие пересечения с адыго-абхазскими и картвельскими, но не имеет почти ничего общего с нахско-дагестанскими и хурритскими. Язык хаттов являлся связующим звеном между сино-кавказскими и ностратическими (картвельской группой).
- 4 500 г. до н.э. - выделение нахо-дагестанских, хурритского, урартского языков и языка "народов моря".
 
Большая группа сифитских священников, направилась на восток и через Эламское нагорье достигла Иранского плоскогорья и Туркестана. Там они создали ВОСТОЧНУЮ АРАТТУ.

Польша, Белоруссия, Литва
9 000 – 8 000 гг. до н.э.
↓↓↓
Иерихон Б
7 300 – 5 800 гг. до н. э.
иберы
↓↓↓
ЧЕТАЛ ХОЙЮК
7 200 г. до н.э.
Турция
Аккадцы, Яфетиды
↓↓↓
4.500 – 3.700 гг. до н.э.
↓↓↓
 
ПОЗДНЕУБЕЙДСКАЯ КУЛЬТУРА
3.700 – 3.300 гг. до н.э.
 
После Дарданова потопа (3760 г. до н.э.) первая волна винчанцев ушла в Междуречье.
 
Появление в убейдских памятниках вытянутых погребений, как бы порывающих с традицией скорченных захоронений Хассуны и Самарры, скорее всего указывает на приход нового населения, принесшего и новые погребальные обряды. Поэтому убейдскую культуру можно именовать если и не раннешумерской, то протошумерской.
Почти одновременно с Южным Двуречьем традиция вытянутых захоронений распространяется в соседнем Эламе, но истоки этого обряда в равной мере не ясны.
 
На поселении Баньица фазы Винча – Плочник в двух строительных горизонтах зафиксировано два дома, размеры которых являются наибольшими для культуры Винча в целом. Дом № 4 в горизонте II имел размеры 20х11 м. Дом № 7 в горизонте III имел размеры 16,5х8,5 м. (там же), являлся мегароном. Следует допускать особое назначение зданий в культуре Винча, площадь которых 150-200 кв. м., учитывая, что площадь основной и наиболее распространенной постройки в культуре Винча-15-30 кв. м.
Мегарон – это архитектурный комплекс, состоящий из прямоугольного зала с очагом в центре, вход в который идет через портик (пропилеи) и еще один портик (вестибюль).
Обнаружены мегароны в позднеубейдских слоях Тепе Гавра (слой ХIа), датирующихся 3 500 – 3 300 гг. до н.э.
 
В Междуречье винчанцы основали великую Шумерскую цивилизацию.
Атланты, придя в Месопотамию, застали там высокоразвитую культуру Телль-эль-Обейда. Шумеры стали жить вместе с убадийцами, переняв часть их культуры.
В поздних слоях культуры Телль-эль-Обейда обнаружено сосуществование разнородных элементов, которое нашло отражение и в керамике, и в разнообразии способов погребения умерших в Уре и Эреду в эпохи Телль-эль-Обейда и Урука. Различные позы покойников - от вытянутой до согнутой наподобие эмбриона связаны с различиями в представлениях о смерти и загробной жизни или обычаями.
Позднеубейдский сосуд
 
На смену убадийско-шумерской культуры пришли культуры Урука (ок. 3 500 г. до н.э.) и Джемдет-Насра (3 000 – 2 900 гг. до н.э.).
НЕФИЛИМЫ
 
Слово "Shumer" означает "Страна Наблюдателей". Египтяне называли её - "Та Neter" - "Страна Наблюдателей" и считали, что оттуда в Египет пришли боги.
Название Шумер писалось как KI.EN.GIR., что означает "Страна властителей ракет", "Страна Наблюдателей".
 
Эволюцию Шумера вели Нефилимы (анунаки/лирианцы/"Nefilim" - "Те, которые упали вниз") - материнский аспект.
Земли Междуречья были отданы богам из клана Энлиля (лирианцы/Нефилимы).
Нефилимы объясняли шумерам всё, а те записали всё это. Шумеры утверждали, что все разносторонние знания и технологии ("мудрость") были переданы им "сошедшими с небес" анунаками.
 
БОГИ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Ан (шум. an "небо", аккад. Анум) - бог неподвижного небесного свода, звездного неба; старейшина богов.
Анзу (шум. anzud; возможно, из семит. 'nz "орел") - у шумеров божественная птица с головой льва и когтями орла, решающая судьбы людей; покровительница правителей Урука и Лагаша. У вавилонян и ассирийцев - одно из демонических существ, похитительница предопределений у Эллиля.
Аруру (значение имени неизв; известна также под именами Нинмах, Нинхурсаг, Дингирмах) - богиня-мать, прародительница богов и людей.
Асарлухи (неизв.) - в шумерское время сын Энки, покровитель магии и медицины; в Вавилонии слился с Мардуком.
Ашшурит - супруга Ашшура.
Ашшур - верховный бог ассирийцев, хозяин одноименного города.
Бау (или Баба) - в шумерское время супруга бога войны Нингирсу, хозяйка Лагаша, дочь Ана; в Вавилонии слилась с богиней врачевания и магии Гулой.
Бел (семит. b'l "господин, владыка") - в аккадоязычных текстах имя шумерского бога Энлиля или вавилонского Мардука.
Белит - имя супруги Энлиля богини Нинлиль или супруги Мардука Царпаниту в этих же текстах.
Гатумдуг - божество жизни и материнства в Лагаше.
Гештинанна (шум. "виноградная лоза неба") - покровительница виноделия, сестра Думузи.
Гильгамеш (шум. Bilgames "предок-герой") - герой шумерского и вавилонского эпоса, обожествленный правитель г. Урука. После смерти по решению богов стал управляющим в Подземном мире.
Гирра - бог огня.
Гула (возможно, шум. gu-la "великая") - богиня магии и врачевания.
Дамкина (шум. dam-gi-na "истинная супруга" или dam-gal-nun-na "великая супруга Властителя") - супруга Энки.
Думузи (шум. dumu-zid "истинный сын" или dumu-zid-abzu "истинный сын Абзу", аккад. Таммуз, Та'уз) - супруг Инанны, бог весны и весенней жертвы, овечий пастух, умирающее и воскресающее божество природы. Почитался сперва в священном квартале Урука Кулаб, затем по всей стране. Шумерская традиция знает также Думузи-рыбака из города Куара.
Забаба (возможно, из языка дошумерских обитателей Двуречья) - главный бог шумерского города Киша, божество войны.
Инанна (возможно, nin-an-na "госпожа Неба") - у шумеров хозяйка г. Урука, дочь Ана и богиня любовной и воинской страсти; в вавилонское время слилась с Иштар. Отождествлялось с планетой Венера.
Иштаран - покровитель правосудия и дипломатии.
Ишкур (семит. Адад) - божество дождя, ветра, грозы и бури.
Ишхара - богиня любви и созидания, происхождение неизвестно.
Кулла - у шумеров божество кирпича и строительства.
Лугальшулпаэа (шумер. "царь-юноша появившийся") - вероятно, одно из имен планеты Юпитер.
Мардук (пишется знаками "ТЕЛЕНОК. СОЛНЦЕ") - верховный бог г. Вавилона.
Набу (аккад. "имя" или "источник, ключ") - у вавилонян и ассирийцев бог мудрости и грамотности, сын Мардука.
Намму - в Эреду и Уре богиня первобытного хаоса, мать Энки.
Нанна (возможно, шумер. en-an-na "господин Неба") - у шумеров бог Луны, хозяин г. Ура; в вавилонское время слился с Сином.
Нанше (или Нина, неизв.) - дочь Энки, толковательница сновидений, защитница бедных и обездоленных.
Нергал (шум. en-uru-gal "Владыка Великого Города" (города мертвых) или аккад. na'ir kala(ma) "убийца всего") - божество Подземного мира, муж Эрешкигаль.
Ниназу (шум. "госпожа врачевания") - одно из божеств умирания и воскресения природы у шумеров.
Нингирима (шум. "госпожа водного источника") - богиня заклинаний, хранительница магических формул.
Нингирсу (шум. "госпожа Гирсу") - хозяин г. Лагаша, божество войны и земледелия; функционально эквивалентен Нинурте.
Нингишзида (шум. "госпожа истинного дерева") - шумерское божество, связанное с Подземным миром; администратор в храме Нингирсу.
Нинзадим (шум. "госпожа ювелиров") - бог-покровитель ювелирного искусства.
Нинигиламга - покровитель плотницкого искусства.
Нинкаррак - одна из богинь врачевания.
Нинлиль - супруга Энлиля, хозяйка Ниппура.
Нинмешарра (шум. "госпожа всех МЕ") - супруга Энмешарры.
Нинурта - божество войны и земледелия, сын Энлиля.
Ниншубур (шум. "госпожа свинья" или "госпожа (страны) Субарту", в аккад. текстах Папсуккаль) - слуга Ана и Инанны. Может быть обоеполым.
Нисаба (шум. nin-љe-ba "госпожа ячменного рациона") - у шумеров богиня ячменя и учета зерна, затем божество школы и грамотности; в вавилонское время и позже богиня только школы и грамотности. Дочь Ана, связана с небесными знамениями.
Нуску - шумерское божество, администратор храма Нинурты в г. Ниппуре.
Пабильсаг - шумерское божество; у вавилонян и ассирийцев функционально эквивалентно Нинурте и Нергалу.
Сирис (или Сираш) - сын богини Нинкаси, покровительницы пивоварения.
Уту (аккад. Шамаш "солнце") - бог Солнца и справедливого суда.
Хендурсагга (аккад. Ишум) - привратник Подземного мира, божество планеты Сатурн.
Царпаниту (аккад. "украшенная") - супруга Мардука, хозяйка Вавилона.
Шара - божество войны, сын Инанны, хозяин г. Уммы.
Сидури (элам. Шидури "родительница") - хозяйка корчмы богов в X таблице аккадского эпоса о Гильгамеше.
Энлиль (шум. "господин воздуха", аккад. Эллиль) - божество воздуха, чужих земель, покровитель царской власти и ревнитель царского благочестия, хозяин г. Ниппура.
Энбилулу - божество оросительных работ в Шумере и позже.
Энки (шум. en-ki "господин земли" или en-ki(ng) "господин обрядов", семит. Хайа/Эа) - божество пресных подземных вод, покровитель магии и искусств, создатель и покровитель человечества, хозяин г. Эреду.
Энкиду (шум. en-ki-du10 "господин хорошего места", аккад. en-ki-du3 "Энки создал") - друг и слуга Гильгамеша в эпических сказаниях.
Энмешарра (шум. "господин всех МЕ")- в вавилонских текстах и позже предок Ана, старейшее божество, проживавшее в Подземном мире.
Эннуги (возможно, шум. en-nu-gi4 "господин (Страны) без возврата") - божество Подземного мира.
Эрешкигаль (шумер. "хозяйка Великой Земли") - супруга Нергала, богиня Подземного мира.
Эрра - одно из имен Нергала; божество чумы, убийства и разрушений.
Парные божества (или андрогины), первые существа мироздания в шумерских и ассирийских текстах:
Энбулуг - Нинбулуг
Эндаума - Ниндаума
Эндулькуга - Ниндулькуга
Энки - Нинки
Энуль - Нинуль
Эншар - Ниншар
Божества-близнецы:
Игалима и Шульшагана - близнецы Нингирсу и Бау, боги-покровители правителей Лагаша.
Лугальгирра и Месламтаэа - близнецы, боги одоименного созвездия и стражи солнечного пути (как в течение суток, так и в течение года), защитники от демонов. Отождествлялись с Сином и Нергалом.
 
НОМЫ
С сетью каналов были связаны основные центры образования государств – города. Они вырастали на месте первоначальных групп земледельческих поселений, которые концентрировались на отдельных осушенных и орошенных площадях, отвоеванных у болот и пустынь еще в предшествующие тысячелетия. Города образовывались путем сселения жителей покидаемых деревень в центр. Однако до полного переселения всей округи в один город дело чаще всего не доходило, так как жители такого города не могли бы обрабатывать поля в радиусе более чем 15 км и уже освоенную землю, лежащую за этими пределами, пришлось бы бросать. Поэтому в одной округе обычно возникало три-четыре или более связанных между собой города, но один из них всегда был главным: здесь располагались центр общих культов и администрация всей округи. Каждую такую округу И.М.Дьяконов, по примеру египтологов, предложил называть "номом”. По-шумерски она называлась ки, что означает "земля, место”. Сам же город, бывший центром округи, носил название уру, что мы обычно переводим как "город”. Однако, в аккадском языке этому слову соответствует алу "община”, поэтому можно предположить тот же первоначальный смысл и для шумерского термина. Каждый ном еще до концентрации населения в городах создавал собственный магистральный канал. И каждый ном существовал как экономическая или политическая единица до тех пор, пока этот канал поддерживался.
Уже к началу III тыс. до н.э. в Двуречье существовали следующие номы:
- Ном Ниппур в верхней части отрезка Евфрата с храмом в честь Энлиля.
Городу Ниппуру покровительствовали Энлиль, Нинлиль - жена Энлиля и Нинурта. Нинурта - сын Энлиля. В кругу земледельцев он сначала был богом грозы и ливней, т.е. символом животворных сил и пахоты. Позднее он стал богом воинов, идущих в бой во славу Энлиля. В городе бога Энлиля, Ниппуре, шумерские правители получали титул царя и власть над всем Шумером.
«И даже боги приходят в Экур - центральный храм Энлиля в Ниппуре,- чтобы воздать ему хвалу, снискать его благосклонность и просить разрешить спор».
- Ном Киш на Евфрате с храмом бога - воителя Забабы.
«Дом, в богатстве построенный, благодаря которому Киш высоко поднимает голову, который позволяет людям жить в безопасности, твой великий фундамент несокрушим, твоё здание подобно грозовому ветру, проникающему далеко, заполняющему небо до самых глубин, твоё внутреннее помещение защищают "божественным оружием", панцирями украшенным, твоя десница громит враждебную страну, шуйца истребляет зло. Твой царь - это высокий свет, большая буря; перед ним дрожит земля, он ужасает, вызывает страх в своём блеске. О Эдубба, твой царь, герой Забаба, здесь этот дом заложил, на твоём возвышенном троне занял место».
- Ном Эшнунна в долине реки Диялы с храмом бога Тишпака.
- Ном Сиппар на Евфрате с храмом солнечного бога Уту - бог солнца, сын Наннар/Сина и Нингаль, супруг богини Шанирды.
"...четвёртый, Сиппар, отдал герою, чьё имя - Уту". Уту глубоко чтили как владыку и покровителя не только в северном Сиппаре. Он был и богом – покровителем Ларсы. В обоих этих городах у него были храмы, они назывались Эбаббар - "белый дом". Жители Сиппара и Ларсы, занимавшиеся овцеводством и охотой, почитали его как силу, которая даёт жизнь и помогает выследить дичь. ü Ном Куту с храмом бога загробного мира Нергала.
- Ном с центром в городе, шумерское имя которого до нас не дошло (араб. Абу-Салябих).
- Ном Шуруппак (совр. Фара) с храмом в честь бога Шуруппака – также на Евфрате.
- Ном Урук с храмом в честь Ана и Инанны.
Инанна была племянницей бога Сина. В Уруке культ Инанны вытеснил культ бога Ана. Заняв место Ана, бога - покровителя Урука, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни.
Думузи - бог-покровитель Куллаба и Урука.
Ишкур - бог грозы и сильных ветров.
«Великий бык, появляющийся светозарно, имя твоё достигает краёв небес... Ишкур, Господин изобилия, великий бык, появляющийся светозарно, имя твоё достигает краёв небес. Близнец Господина Аманки, великий бык, появляющийся светозарно, Отец Ишкур, Господин, оседлавший вихрь, имя твоё... Отец Ишкур, оседлавший большого дикого быка... Ишкур, небесное животное, великий бык, появляющийся светозарно, имя твоё достигает краёв небес. Имя твоё, словно бык, обрушивается на Шумер. Твой всепроникающий блеск, словно покров, распростёрся над страной, Услышав твоё рыкание, Большая Гора, отец Муллиль, опускает голову, Услышав твоё рыкание, пугается мать Нинлиль...»
- Ном Ур в дельте Евфрата с храмом в честь лунного бога Нанны/Наннар/Син, Нингаль - жена Наннара.
В этот же ном, вероятно, входил и город Эреду с храмом в честь Энки.
Уже к началу III тыс. до н.э. Эреду был покинут своими жителями, перебравшимися в соседние города Урук и Ур. Причиной миграции послужило заболачивание и заиливание устья рек после отхода Персидского залива, в результате чего стало невозможно земледелие.
Нанна - бог Луны. Пастухи из Ура поклонялись ему и как своему покровителю, который заботится об их имуществе и приумножает его. Они представляли его себе в виде молодого быка с сияющими рогами, пасущегося на небесах.
- Ном Адаб с храмом в честь богини-матери Дингирмах.
- Ном Умма с храмом в честь бога Шары.
- Ном Ларак на русле канала между Тигром и И-нина-геной с храмом в честь бога-воителя Пабильсага.
- Ном Лагаш на канале И-нина-гена, с четырьмя городами и главным храмом в честь бога - воителя Нингирсу/Нингишзида, "господин хорошего дерева", бог - покровитель Гудеа.
Покровительницей Лагаша была богиня Баба. «Дочь Ана, Ан тебя в великом небе, на великой земле в своём священном сердце призвал, тебя Госпожой страны шумеров назначил. О Баба дочь Ана, Ан тебя в великом небе, на великой земле в своё священном сердце призвал, тебя Госпожой страны шумеров назначил. О мать Баба, на тебя, деву, Энлиль в сияющем Экуре благосклонный взгляд бросил, тебя для Господина Нингирсу богато приукрасил... В Тарсирсире (храм богини Баба в Лагаше), который Ан для тебя построил, ты решаешь судьбы всех стран, решаешь, моя Госпожа... К тебе, доброй богине - покровительнице, к твоему дому в священном городе устремляются "черноголовые" прямой дорогой... Моя Госпожа, слово твоё твёрдо, Баба, слово твоё твёрдо... В городе Лагаше, в священном местопребывании твоих чистых "Ме", принимает его с радостью царь... Моя Госпожа, твоё слово - это правда, твоё решение непреложно...» «Госпожа, ты, любящая свой город, ты сделала так, что засверкали все его украшения...»
В городе Лагаш также почитался бог Даму (Думмузи). Даму был богом животворных весенних вод, питающих корни деревьев и трав. Его отождествляли с Нингишзидой и Ниназу, позднее с ним стали отождествлять умерших царей III династии Ура.
«Над тем, кто далеко, я плачу в страхе, что он может не прийти, Над моим сыном, который далеко, я плачу в страхе, что он может не прийти, Над моим Даму, который далеко, над моим помазанником, который далеко, С священного кедра (Ливан), где я, мать, его родила, Из Эанны, вверх и вниз, я посылаю стенания в страхе, что он может не прийти...»
 
Центром каждого шумерского города был храм главного городского божества. Верховный жрец храма стоял и во главе администрации нома, и во главе ирригационных работ. Храмы имели обширное земледельческое, скотоводческое и ремесленное хозяйство, которое позволяло создавать большие запасы хлеба, шерсти, тканей, каменных и металлических изделий, что постоянно дополнялось приносимыми богу жертвами. Ценности, которые скапливались на храмовых складах, служили, во-первых, запасным фондом для всей общины на случай неурожая или войны; во-вторых, обменным фондом для международной торговли; в-третьих, для жертвоприношений; в-четвертых, для содержания служебного и рабочего персонала храма.

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (03.02.2012)
Просмотров: 2925 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz