АККАДСКАЯ ИМПЕРИЯ
2252 — 2237 гг. до н. э. царствует в Аккаде Маништушу. Сын Саргона, брат Римуша.
Подавление мятежей и походы на врагов
Также как и брату Маништушу пришлось жестоко подавлять мятежи в собственном государстве. Во время похода в Элам Маништушу продвинулся далеко на восток и достиг области Аншана (или Анчана, ныне Тепе-Мальян) и Шерихума. В Сузах была найдена статуя Маништушу, посвящённая эламскому божеству Наруте, изваянная по приказу местного энси. Второй поход Маништушу был морским. На кораблях он переправил своё войско через Нижнее море (Персидский залив), разбил там коалицию 42 царей и захватил серебряные рудники. Правда, где находятся эти серебряные рудники до сих пор остаётся загадкой. Во время правления ассирийского царя Шамши-Адада I была найдена табличка, которая рассказывала, что Маништушу велел основать храм богини Иштар в Ниневии.
Скупка земли у общинников
Воспользовавшись тяжелым положением городов, опустошенных резнёй при его брате Римуше и при нём самом, и желая увеличить государственный сектор хозяйств, Маништушу принудительно скупал землю у семейных и соседских общин за номинальную цену. Он скупал земли в номах Дур-Суэн, Марад, Киш и ещё в одном номе, название которого не прочитано, может быть это Актап. Земля приобретается для 49 служивых людей, среди которых племянник самого царя Алиаку, двое из дома Куршеша, энси Гишху (Уммы) Ибалум, сын энси города Бадиме, Урукагина сын энси Киркурлы из Лагаша и др.
Стела Маништушу. Слева — обший вид; справа — фрагмент текста стелы. Лувр
Существенно, однако, что он не считал возможным просто отобрать эту землю, а проделывал все формальности, существовавшие для покупки земли частным лицом, и совершал сделку при свидетелях, как со своей стороны, так и со стороны вынужденных продавцов, а в случаях особо крупных массивов земли выпрашивал согласие на сделку у местного народного собрания. Из этого видно, что древние цари, несмотря на деспотический характер их власти, не являлись собственниками всей земли государства и для приобретения земельных угодий должны были покупать их на общих основаниях. Своим могуществом они пользовались лишь для установления крайне низкой, почти символической цены. Сделки Маништушу по скупке земли были по его приказу записаны на большом каменном обелиске, который дошёл до нашего времени.
Маништушу погиб в результате заговора знати. Правил он 15 лет, но есть также данные о продолжительности его правления в 7 и 9 лет.
2237 — 2200 гг. до н. э. гг. до н. э. царствует в Аккаде Нарам-Суэн, также Нарам-Син Аккадский (Nāram Su-en, Nāram-Sîn аккад. «Любимец Сина»), «царь четырёх стран света».
Согласно хронике, сын Саргона; ниппурский список называет его сыном Маништушу.
Подавление мятежей
Царствование Нарам-Суэна началось с мятежа. Граждане Киша избрали некого Ипхур-Киша на царствование. К их восстанию присоединилось множество городов в разных частях обширного государства: (Куту, Тива, Уруму, Казаллу, Тимтаб, Авак, Ибрат, Дильбат, Урук и Сиппар). Но Нарам-Суэн быстрыми и решительными действиями разгромил восставших. С Ипхур-Кишем также выступили царь Симуррума (позднее Забан), царь страны Намар, царь Аписаля (возможно в Эламе), царь Мари Мигир-Даган, царь Мархаши (в Эламе), царь Магана Манум, царь Урука Лугальана, царь Уммы и царь Ниппура Амар-Энлиль. О победах Нарам-Суэна течении одного года над армиями этих 9 царей и пленении 3 царей, вождей этих армий повествует нам надпись его сына Липитили. Пленников он велел сжечь перед богом Энлилем в Ниппуре.
Походы на запад
Нарам-Суэн предпринимал успешные походы на запад, где одержал победу над западно-семитским скотоводческим племенем Диданум, а также воевал против царства Эбла, населённого западными семитами и осуществлявшего в здешних местах гегемонию. Судя по надписям, Нарам-Суэн совершенно разрушил «Эблу и Арманум» и уничтожил Эблаитское царство при его последнем царе Ибби-Закире, о чём повествует подлинная надпись правителя Арманума Ред-Адада. Разрушение Эблы в это время подтверждено археологически; местоположение Арманума до сих пор, не установлено, последний под этим названием в документах из Эблы не назван, но, может быть, он идентичен часто упоминаемому в них Арми. Войска Нарам-Суэна доходили до гор Аманус и до Уллизума (или Уллазы), города на Средиземном море.
Походы на юг
На юге Нарам-Суэн воевал с Маганом (видимо, совр. Оман), где он пленил царя с семитским именем Маниум, покорил Дильмун (о. Бахрейн) и совершал походы в Мелухху (видимо, западная Индия), причём там ему сопротивлялись 17 царей.
Походы на север
На севере Нарам-Суэн предпринял поход в Верхнюю Месопотамию на город-государство Тальхатум, причём правители страны субареев (Субарту) доставляли его войску провиант. К сожалению, о его войнах на севере и северо-востоке с «владыками (белу) горных стран», то есть с царьками гутиев, луллубеев и других горных племён, а также городами-государствами: Варахсе, Намар (хурритское Навар, в среднем и верхнем течении р. Диялы), Симуррум (на реке Ниж. Заб), Мардаман, Аписаль и даже, будто бы, Пурушханды, расположенной в глубине Малой Азии, имеются только легендарные известия. Однако на городище Тель-Бра, в верховьях реки Хабур (предположительно на месте древней колонии Юж. Двуречья), наряду с остатками построек, возведённых Римушем, найден и дворец Нарам-Сина, а его наскальная надпись обнаружена недалеко от истоков реки Тигр (в районе современного г. Диярбакыра). В этом направлении Нарам-Син, по-видимому, доходил до Урмийского озера. На «Победной стеле», установленной Нарам-Суэн в Сиппаре, говорится, что он разгромил союз Сатуни, царя луллубеев и сидурского царя, имя которого, на стеле не сохранилось. Но вместе с тем военный успех Нарам-Сина в Приурмийском районе носил временный характер. Судя по позднему эпическому произведению «Царь Куты (то есть гутиев)», Нарам-Суэну приходилось испытывать и горечь поражения; в тексте описывается, как он трижды посылает войска против вражеской коалиции 70 царей, но ни один воин не возвращается живым. Враги Нарам-Суэна при этом обозначены как «умманманда (войска Манды)», этот термин позже применялся для обозначения населения северо-восточных стран в зоне Урмийского озера.
Стела Нарам-Суэна из Суз. Победа царя над луллубеями. Около 2300 г. до Р. Х.
Отношения с Эламом
На востоке Нарам-Суэн воевал с Эламом и, в конце концов, между Нарам-Суэном и эламским правителем, предположительно, Хитой был заключён письменный договор, по которому Элам обязывался согласовывать свою внешнюю и военную политику с аккадским царём, но сохранял полную независимость во внутренних делах. Это первый известный нам в мировой истории международный договор. Однако царь эламской области Варахсе был уведён Нарам-Суэном в плен в оковах, да и в Сузах наряду с эламским царём некоторое время сидел наместник Аккада.
Он повелел называть себя "божественным Нарамсином, могущественным богом Аккада". В Сузах на обломке одной из его статуй была обнаружена надпись "Четыре страны света все вместе склонились перед ним".
Нарам Син, не вняв словам Энлиля, позволил своим воинам ворваться в Экур, храм Энлиля в Ниппуре. Медными топорами они разрушили храм, надругались над святыней, ограбили храмовые кладовые, захватили сокровища Ниппура и отвезли их в Аккад.
"О ты, город, который посмел напасть на Экур,
который глумился над Энлилем,
Ты, Агад, который посмел напасть на Экур,
который глумился над Энлилем..."
Царские титулы
В правление Нарам-Суэна Аккадское царство достигло наибольшего могущества. Нарам-Син построил в Аккаде великолепные храмы и воздвиг неприступные стены. При нем были доведены до конца перемены в государственном устройстве, начатые ещё его дедом Саргоном. Нарам-Суэн отбросил не только титул южных гегемонов «царь страны» (это сделал ещё Римуш после восстани Каку), но и титул северных гегемонов «царь множеств» (или Киша), очевидно после восстания Ипхур-Киша. Он вообще отказался от традиционных титулов приняв новый, но зато действительно всеобъемлющий титул «царь четырёх стран света». В полную титулатуру, кроме того, включались титулы «царь (или бог) Аккаде, энси бога Абы» и жреческие звания, связанные с культом верховных божеств Анума, Эллиля и Хайа (то есть шумерских Ана, Энлиля, Энки) и аккадских богинь Астар (позже Иштар) и Анунит. Как видно из надписей, Нарам-Суэн впервые сам объявил себя богом и потребовал своего культа, а верховный жрец Энлиля называет себя рабом Нарам-Суэна, как любой царский чиновник.
Правление государством
Хотя Нарам-Син сохранил управление номами через энси, но на должность энси он назначал либо своих сыновей, либо своих чиновников. Так в Титтуле, на Среднем Евфрате, сидел его сын Наби-Ульмаш, в Мараде — другой его сын Липитили. Ещё два его сына Бинкалишарри и Убиль-Эштар также имели свой штат чиновников, поэтому вероятно, что они тоже были правителями каких-то городов. В Лагаше вместо энси Ур-э Нарам-Суэн поставил простого писца Лугаль-ушумгаля. Одна дочь Нарам-Суэна была главной жрицей в Уре, а ещё две дочери были жрицами в Мари. Своему внуку и наследнику Нарам-Суэн дал имя Шаркалишарри («Царь всех царей»), а своему второму сыну — Бинкалишарри («Потомок всех царей»).
Конец правления
Но, по-видимому, в конце его царствования у него произошел конфликт со жречеством, так как Нарам-Син позволил своим воинам ворваться в Э-кур, храм Энлиля в Ниппуре. Медными топорами они разрушили храм, захватили сокровища Ниппура и отвезли их в Аккаде. В уже упоминающемся произведении «царь Куты» говорится, что за такое осквернение храма боги разгневались на Нарам-Суэна и послали проклятие на Аккаде, а Энлиль для защиты города Ниппура призвал гутиев с гор. То есть в этом произведении гутии представлены в качестве союзников ниппурцев и, в конечном итоге, шумеров. Гутии под предводительством своего вождя Энридавазира вторглись в Шумер, захватили Ниппур и положили конец посягательствам отрядов Нарам-Сина на храм Энлиля. Нарам-Суэн с трудом отбил натиск гутиев. В этой борьбе ему, вероятно, помогал царь Элама Пузур-Иншушинак, который был связан с Аккадом союзным договором. Пузур-Иншушинак предпринял поход на север, стремясь преградить путь гутийским вторжениям в Месопотамию. Однако этот поход не привел к желаемым результатам. Вторжение восточных и северо-восточных племён в Двуречье продолжалось.
Враждебные действия гутиев, луллубеев и других горных племён против Нарам-Сина привели к созданию новой коалиции враждебной Аккаде. В ней участвовали тот же город Ниппур, Симуррум (против него выступал ещё Саргон), Намар (хуррит Навар) и ряд других городов Двуречья. Поскольку упоминаемый выше старовавилонский эпический текст неполон, конечную судьбу враждебной Нарам-Суэну коалиции определить невозможно. Лишь на основании других данных можно выявить, что эта коалиция, видимо, распалась. Из датировочной формулы известно, что Нарам-Сину, по-видимому, удалось взять в плен правителя города Симуррума.
Правил Нарам-Суэн 37 лет и, видимо, погиб в битве с гутиями.
2200 — 2176 годах до н. э. на аккадском престоле Шаркалишаррри, последний правитель династии Саргона. Сын Итти-Энлиля, сына Нарам-Суэна. Отец его умер до смерти Нарам-Суэна и Шаркалишарри занял престол деда.
Строительная деятельность и отражение набегов
Шаркалишарри вёл какое-то строительство в храме Энлиля в Ниппуре и, по-видимому, в Сиппаре, сооружал храмы аккадских божеств Анунит и Абы в Вавилоне (который впервые упоминается в этой связи). Он по прежденму получал дань от Лугальушумгаля из Лагаша, а также, вероятно, из Уммы, но походы его уже носят более или менее оборонительный характер. В его правление гутии оказывают весьма активное давление на Месопотамию. В одном из писем этого периода выражается беспокойство действиями гутиев, приведших, видимо, к срыву полевых работ и сокращению поступления скота в город. Но Шаркалишарри сумел всё же выправить положение в свою сторону, отразить нашествие гутиев, и даже взять в плен гутийского вождя Сарлагаба (в надписи Шаркалишарри он назван Сарлагом). Также ему удалось отразить набег эламитов на Акшак и Сакли и совершить поход против пастушеских племен «амурру» западной степи, которым он нанес поражение в области Басара (северо-западнее Мари, ныне Джебель-Бишри).
Титул Шаркалишарри
Всё это, однако, известно лишь из датировочных формул на хозяйственных документах из Лагаша. Победных надписей от Шаркалишарри не дошло; в строительных надписях он довольствуется лишь титулом «царь Аккаде», а не «царь четырёх сторон света». И хотя Шаркалишарри уже не располагал той политической мощью, что и Нарам-Суэн, но он всё же иногда присоединял к своему имени клинописный знак бога. Согласно позднему свидетельству, Шаркалишарри был убит.
Правил он 24 года.
МЕЖЦАРСТВИЕ
Эпоха расцвета аккадской династии, представители которой, начиная с сына Саргона Аккадского, именуют себя богами и носят символы богов, продолжалась около двух столетий и закончилась со смертью Шаркалишарри, сына Нарам-Суэна. Дальше наступает межцарствие, когда очередной царь, едва придя к власти, тут же уступает трон другому.
Кто был царём, а кто не был царём?
Был Игги царём.
Был Нанум царём.
Был Ими царём.
Был Элулу царём.
Эти четверо были царями и царствовали три года (ок. 2176 — 2173 гг. до н. э.)...
Аккадская династия сходит со сцены, но память об аккадцах остаётся, она хранится в титулатуре шумерских правителей, в произведениях искусств- архитектурных сооружениях, скульптуре, литературных памятниках, созданных в годы правления династии Саргона и свидетельствующих о бурном расцвете культуры этого народа, сопровождавшемся столь же бурной политической жизнью.
Попытки объединить Шумер ни к чему не привели. Цари IV династии Урука были лишь местными правителями.
Царство Аккада и Шумера распалось.
Теперь резко вспыхивают противоречия между севером, который скорее всего можно назвать семитским, чем семитизированным, и шумерским югом.
Аккадская империя. Маништушу.Нарам-Син.