ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Четверг, 28.03.2024, 20:54
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Шумер. Ур-Намму
ШУМЕР
 
 

1. Утухенгаль — царь Урука, царь Шумера и Аккада, правивший приблизительно в 2120 — 2112 гг. до н. э.
Утухенгаль был единственным представителем V династии Урука. Происходил из простонародья; по преданию был сыном вялильщика рыбы.
Государство Утухенгаля населяло много народностей, представлявших собой две основные культурно-этнические группы: аккадцы и шумеры. Победой Утухенгаля, завоёванной при участии не всех шумерских городов, хотели воспользоваться все. Изгнание ненавистных кутиев было огромной радостью не только для тех, кто сражался против них, но и для тех, кто риску и борьбе предпочёл купленную ценой унижения жизнь в ярме.
После победы над кутиями Утухенгаль легко объединил под своей властью все Двуречье, став таким образом царем Шумера и Аккада и даже принял титул «царь четырех стран света».

Во время правления Утухенгаля между энси Лагаша Наммахани и «мужем города Ура» (очевидно, Ур-Намму) возник земельный спор. Дело в том, что еще в правление гутиев, воспользовавшись смутным временем, тогдашний энси Ура Лусага расширил свои границы за счет лагашской территории. Теперь Наммахани стал добиваться возврата захваченных земель. Этот спор стал настоль острым, что потребовалось вмешательство царя Урука и всего Шумера Утухенгаля. Утухенгаль решил спор в пользу Лагаша и 7-й год своего правления прислал землемера для проведения границы между Лагашем и Уром, в результате чего конфликт только усилился.
Когда Утухенгаль именовался царём Шумера, Ур-Намму был его наместником (энси) в Уре. Являясь энси Ура, он называет себя потомком почитавшейся в Уруке богини Нинсун, т.е. "братом Гильгамеша".
Государство Утухенгаля населяло много народностей, представлявших собой две основные культурно-этнические группы. Ур-Намму - политик, но не полководец - понял в чём ошибка Утухенгаля. Он понял: чтобы вернуть славу Шумеру, он должен опереться на патриотизм обоих народов, продолжить не одну шумерскую, но и аккадскую традицию. Подчёркивая, что его государство - это государство шумеров, Утухенгаль подорвал свою власть, а его соперник из Ура ловко этим воспользовался.
Но блестяще начавшееся царствование Утухенгаля плохо закончилось. По данным поздней жреческой хроники, когда он осматривал строящийся канал, под ним обрушилась глыба земли, он упал в воду и утонул, а царство его перешло к Ур-Намму. Есть мнение, что на самом деле он был утоплен. Хроника объясняет такой его конец его преступлениями против Вавилона и его бога Мардука. «Утухенгаль, рыбак, осуществлял преступления против города Мардука, так что река унесла его труп». — Хроника Вейднера (ABC 19)
В 2 112 г. до н.э. против Урука выступил Ур-Намму, который и произвёл себя: "Царь Ура, царь Шумера и Аккада".
2. Ур-Намму (шумер. «Почитающий Намму») — царь Ура, царь Шумера и Аккада, правил приблизительно в 2112 — 2094 гг. до н. э.
Ур-Намму был первым представителем III династии Ура.
Если верить гораздо более поздней копии Хроники царей Ура, переписанной учеником во времена селевкидского царя Антиоха II, да к тому же очень плохо сохранившейся, Ур-Намму, по-видимому, был женат на дочери царя Утухенгаля, которая стала матерью его сына Шульги.
 
Строительная деятельность Ур-Намму
 
Ур-Намму стал восстанавливать разрушенные города Инанны.
Ур-Намму сооружал храмы тех или иных богов. Кирпичи с его печатью найдены в Эриду, Ниппуре и Умме.
Ниппур был центром духовной жизни Шумера. Ниппурские жрецы имели право даровать правителю царский титул. Владыкой города, представлявшего собой средоточие религиозной жизни Шумера, являлся верховный бог шумерского пантеона.
Ур-Намму начинает работы по восстановлению Экура в Ниппуре: "Четвёртый раз Туммаль был разрушен, Ур-Намму восстановил Экур".
Этим он обеспечивает себе расположение и поддержку учёных жрецов, которые возносят ему хвалу в обращённой к Энлилю песне-молитве о благополучии доброго владыки. В ней рассказывается о том, что Энлиль благосклонно взглянул на Ур-Намму и изрёк:
"Он будет пастырем" (царём). После этого бог повелел своему избраннику вернуть Экуру блеск и мощь.
Когда Ур-Намму приступил к исполнению воли бога,
Когда Ур-Намму приступил к исполнению воли бога,
"Энлиль усмирил враждебную страну, и для жителей Шумера настали дни изобилия".
Далее в молитве говорится, что все боги "благосклонно смотрели на Ур-Намму", а Энлиль дал ему полную власть над "черноголовыми", так что имя его "звучало от небес до земли".
 
Он заново отстроил стены города Ура (о чём повествует его датировочная формула), видимо, разрушенные во время господства гутиев. Также он начал строить знаменитый зиккурат в Уре, но до завершения его строительства не дожил. Он был достроен его сыном Шульги. Об этом свидетельствует найденный в его основании закладной цилиндр с надписями последнего вавилонского царя, Набонида, которые гласят: «Я, Набонид, царь Вавилона… зиккурат Эгишширгаль в Уре, который царь Ур-Намму до меня строил, но до конца не довёл, Шульги, его сын, закончил. Из надписей Ур-Намму и его сына Шульги я узнал, что Ур-Намму строил этот зиккурат, но не довёл строительство до конца и что Шульги, его сын, закончил работы. Теперь зиккурат стал ветхим. Над старым фундаментом, на котором строили Ур-Намму и его сын Шульги, я соорудил зиккурат, мощный, как в давние времена…»
Эта ступенчатая храмовая башня стояла на огромном возвышении - террасе из кирпича-сырца, облицованного снаружи обожжённым кирпичом, скреплённым асфальтом. Облицовка достигает толщины около 3 м. Основание зиккурата Ур-Намму — шестьдесят на сорок пять метров. Прежде он состоял по меньшей мере из трех ярусов, или этажей, но уцелел лишь первый и часть второго. Высота зиккурата сейчас — почти 18 метров
"Для Нанна, своего владыки, Ур-Намму, могучий муж, царь Ура, царь Шумера и Аккада, воздвиг храм Нанна..." - гласит найденная при раскопках каменная табличка, положенная в фундамент при закладке храма в Уруке.
Ур-Намму, как и Гудеа, принимал участие в строительстве храмов. Восстанавливая или сооружая "дома богов", возвращая им былой блеск, царь создаёт символы величия своего государства, играя на религиозных чувствах своих подданных, объединяет их вокруг богов и своей персоны.
Среди содержимого ларца Ур-Намму в основании храма Инанны в Ниппуре была обнаружена более чем тридцатисантиметровая статуэтка человека, несущего корзину со строительным материалом. По мнению некоторых ученых, это изображение самого Ур-Намму, который, как и Гудеа, традиционно принимал участие в строительстве храмов.
Статуэтка Ур-Намму. Найдена среди содержимого ларца Ур-Намму в основании храма Инанны в Ниппуре. III династии Ура. Совместная экспедиция в Ниппур Института Востока и Американских школ востоковедения. Бронза. 33,7 см х 13,3 см, Университет Чикаго
 
Восстанавливая или сооружая "дома богов", возвращая им былой блеск, царь создаёт символы величия своего государства, играя на религиозных чувствах своих подданных, объединяет их вокруг богов и своей персоны.
Эриду, священный город бога Энки, интересовал его как один из главных религиозных центров страны и как важный морской порт. Канал от Ура до Эриду, вырытый по приказу царя, служил не только для орошения возделываемых земель - это был кратчайший и наиболее удобный путь, связывавший столицу с Персидским заливом.
Его поддерживают жрецы, которых устраивают богоугодные начинания царя, помогающие им восстановить своё влияние и престиж; состоятельные граждане, быстро обогащающиеся за счёт развития хозяйства и процветания торговли; простой народ, радующийся миру и спокойствию в стране.
 
Сооружения периода III династии Ура показали, что некоторые состоятельные люди в городах жили в домах, имевших весьма сложный интерьер. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшать себя ювелирными изделиями.
На протяжении многих столетий из гробниц Ура было расхищено несметное количество бесценных произведений искусства и сокровищ, и все же экспедиции Л. Вулли удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых произвели сенсацию в мире. Перед глазами членов экспедиции предстала неожиданная и поразительная картина сложного погребального ритуала.
В углу огромной ямы (глубиной около 10 метров) был устроен каменный склеп, в который помещали тело умершего владыки. С ним оставалось несколько приближенных, которых тоже умерщвляли, прежде чем положить в склеп. Затем на дно огромной усыпальницы, устланной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто добровольно отправлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, руководившие всем погребальным ритуалом, военачальники со знаками отличия, дамы из придворного гарема - в роскошных одеждах и драгоценных головных уборах, слуги, музыканты, рабы... Следом за ними въезжали повозки, запряженные ослами или быками, а замыкали шествие воины, которые становились на страже у входа в гробницу. Все участники траурной процессии занимали отведенные для них места на дне могильного рва, и после заключительного священнодействия каждый выпивал чашу со смертоносным напитком и погружался в вечный сон.
В результате раскопок из одной гробниц были извлечены золотые и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные украшения. Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине XXX в. до н.э. К этому времени мастера Южного Двуречья уже в совершенстве освоили технику обработки золота и серебра, умели делать из них сплавы, чеканить, ковать и инкрустировать их цветным камнем, украшать зернью и тончайшим филигранным кружевом.
Драгоценные металлы доставлялись караванами из Ирана, Малой Азии, с Армянского нагорья, а лазурит из Бадахшанского месторождения на Памире. Ювелиры Шумера прекрасно чувствовали природные особенности материала и с большим вкусом выявляли его красоту в своих изделиях.
Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика.
Золотой козлик из Ура
Передними ногами он упирается в ствол дерева, и вся его фигура в высоту достигает пятидесяти сантиметров.
Таких статуэток было две, а нашли их в самой грандиозной во всем некрополе Ура гробнице. Одна из статуэток сейчас выставлена в Британском национальном музее, другая хранится в университетском музее Филадельфии
Ученые считают, что эти золотые козлики символизируют какой-то очень древний миф, содержание которого до нас не дошло, но в свое время он, видимо, был широко известен. Фигурки козликов поддерживали особый стол для жертвоприношений. Внутри козлик имеет деревянную, покрытую слоем битума основу, поверх которой потом и была наложена внешняя оболочка. Голова, тело и ноги козлика окованы золотым листом, инкрустированным лазуритом и перламутром. Таким способом древние мастера выделили его выступающие лопатки, а также глаза, бородку и витые рога. Живот козлика выполнен из серебряной пластинки, искусно сделаны и все остальные детали, например, завитки шерсти на спине и боках вырезаны из маленьких гравированных кусочков раковин, воткнутых в битум. Подставка самой статуэтки украшена серебряными полосами и красно-розовой мозаикой. Золотое дерево, к которому серебряными цепочками прикованы передние копытца козлика, высоко поднимает изогнутые ветки с изящными цветами и листьями. Излюбленное шумерскими художниками цветовое созвучие сияющего золота с холодным мерцанием синего лазурита и нежными переливами перламутра рождает яркий декоративный эффект. Но так золотой козлик из Ура, сильно пострадавший от многовекового пребывания в земле, стал выглядеть только после скрупулезного труда реставраторов.
 
Законы Ур-Намму
 
Ур-Намму издал судебник, от которого сохранились лишь фрагменты. Правда, некоторые историки относят составление этого законодательства ко времени правления не Ур-Намму, а его сына Шульги (хотя имя Ур-Намму упоминается в тексте несколько раз, а Шульги — ни разу; также нужно учесть, что одна из датировочных формул Ур-Намму гласит: «Год, когда Ур-Намму установил правосудие в стране»). Также, возможно, что оба царя принимали участие в судебных реформах — Ур-Намму положил этому основу, а Шульги — привёл законодательство к окончательному виду.
Цилиндрическая печать периода III династии Ура изображающая сидящего царя Ур-Намму, которому божество представляет одного из его вельмож. Надпись гласит: «Ур-Намму, могучий герой, царь Ура, Хашхамер, энси города Ишкур-Син, его слуга».
 
Этот сборник законов — древнейший из обнаруженных в настоящее время. Правовой кодекс Ур-Намму был первоначально, вне всякого сомнения, выбит на каменной стеле, подобно той, на котором тремя столетиями позже были начертаны законы Хаммурапи. Но сегодня найдена не оригинальная стела и даже не современная её копия, а очень плохо сохранившиеся глиняные таблички, изготовленные несколько веков спустя (в старовавилонский период). Первоначально была найдена табличка в Ниппуре. Текст на ней был поделен древним писцом на восемь колонок, четыре на лицевой стороне и четыре на оборотной. Каждая колонка содержала около сорока пяти небольших регулярных абзацев, из которых поддаются прочтению менее половины. Полному прочтению поддались только пять параграфов законов. Оборотная сторона содержит длинный пролог, понятный только частично, так как весь текст покрыт многочисленными трещинами. Позднее были найдены фрагменты табличек с законами Ур-Намму в Уре и Сиппаре. Благодаря сложению всех пяти фрагментов этих табличек удалось прочесть почти 40 из, видимо, 57 законов, которые включал текст.
Нужно отметить, что уже к 2000 году до н. э. принципы «око за око» и «зуб за зуб» в ряде законов Ур-Намму уступили место более гуманному подходу, когда в качестве наказания взимался денежный штраф.
Из пролога законов становится известно, что Ур-Намму реорганизовал армию и налоговую систему, он покончил с рядом наиболее характерных бюрократических злоупотреблений, он следил за тем, чтобы «сироте не пришлось просить у богатого», «вдове не пришлось просить у власть имущего», «человеку с одним шекелем (сиклем) не пришлось просить у человека с одной миной (60 шекелей)». Ур-Намму урегулировал систему весов и мер, чтобы обеспечить честность на рынках: «Он сделал бронзовую меру в 1 ка (0,84 л), гирю в одну мину (496 г) он утвердил, гирю в один шекель (8,3 г) он утвердил (по отношению к) мине».
 
Стела Ур-Намму. Известняк. Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета. Филадельфия.
К сожалению, стела дошла до нас в сильно разрушенном виде. Уцелели лишь осколки этой плиты из белого известняка, а первоначально она достигала 3 м в высоту и 1,5 м в ширину. Стела была разделена на пять горизонтальных рядов. Верхний ряд представляет собой горельеф, изображающий (символически) солнце и луну. Ниже царь Ур-Намму обращается с молитвой к небесам, а оттуда к нему спешат крылатые люди с сосудами в руках, полными «воды жизни». Следующие три ряда стелы посвящены строительству зиккурата. Ур-Намму представлен здесь дважды: на первом горельефе он стоит, повернувшись вправо, перед сидящим богом Нанной и совершает возлияния — наливает воду в высокий кувшин; на втором — Ур-Намму делает то же самое, стоя перед женой Нанны, богиней Нингаль, но повернувшись влево. Эта сцена, по-видимому, отражает тот момент, когда боги побуждают царя строить храм.
В следующем ряду можно различить только царя, несущего на плечах корзину со строительными инструментами. Ему помогает идущий сзади слуга. Ещё ниже мы видим лестницу
Смерть Ур-Намму
 
Ур-Намму правил 18 лет, включая те 7 лет, когда он был наместником Утухенгаля в Уре. Исходя из утверждения текста на одной печати, что «его бросили на поле сражения, как разбитый сосуд», Ур-Намму, вероятно, погиб в битве с гутиями, которые, несмотря на убедительную победу Утухегаля, да и победу над ними самого Ур-Намму (о чём говорит его датировочная формула), продолжали досаждать Шумеру в течение всего периода правления III династии Ура.
 
2 094 – 2 047 г. до н.э. Уром правил Шульги.

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (06.02.2012)
Просмотров: 5002 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz