ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Четверг, 25.04.2024, 21:49
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Аккадская империя. Саргон Древний
АККАДСКАЯ ИМПЕРИЯ
Ок. 2 316 - 2 230 гг. до н.э.
 
По наиболее распространённому мнению, в конце 4-го - начале 3-го тыс. до н.э. семиты в Сирийской степи - разделились (по языку) на две большие группы - Восточную и Западную.
Из Сирийской степи восточная (северо-восточная) группа первоначально расселилась в северной части Южного Двуречья, где вошла в соприкосновение с шумерами (нач. 3-го тыс. до н.э.). Представители этой группы говорили на аккадском языке.
В Средней Месопотамии, жили восточные семиты с шумерами, и только в Нижней, да и то лишь в южной части, шумеры доминировали.
В Верхней Месопотамии возникают города, храмы, но не с шумерской структурой. У местного населения свое отношение к храмам - их тоже много, свои конструкции, своими были и традиции изготовления металлических изделий, типы стилей печатей. Государства и здесь возникают в III тыс. до н.э.
Надпись гласит: "Здесь город один государства Мари", - это был достаточно изолированный центр, слабо связанный с шумерскими районами. Цари Мари оставили несколько надписей в честь богов, которым были посвящены храмы, в частности, шумерскому Энлилю.
 
С середины 3-го тыс. до н.э. аккадцы проникают в южную часть Южного Двуречья, и вскоре язык северо-восточной группы семитов вытесняет шумерский. Дальнейшая судьба этой группы семитов связана с историей Аккада, Вавилонии, Ассирии.
 
В последней трети III тыс. до н.э. мы видим на верхнем Евфрате, в верхней Месопотамии, два народа, - диданы и хонейцы (через земли ханейцев проходил Авраам). Это - часть западно-семитской группы, которую восточные семиты, жившие в Аккаде, называли "западниками" (амурру, амореи).
Амореи (амориты. самоназвание «сутии», то есть потомки легендарного праотца Суту; он же Сиф в синодальном переводе Библии, Шет в еврейских текстах) - кочевой западно - семитский народ древней Передней Азии. Выделились из родственной семитской племенной среды на южных рубежах Месопотамии в начале 3 тыс. до н.э., когда от них отселились на запад предки ханнанеев.
На северных границах Шумера образовалось могущественное семитское царство - Аккад.
Культура шумеров оказала мощное влияние на этот регион. Аккадцы усвоили шумерскую культуру, религию и письменность на раннем этапе своего развития. Постепенно семитские народы проникали вглубь Шумера.
Цари IV династии Киша, как и последние правители Акшака, имели исключительно семитские имена.
 
ЭПОХА ИНАННЫ/ИШТАР
 
САРГОН ДРЕВНИЙ/Саргон I/Саргон Великий/Сарго́н Аккадский/Шаррумкен
Ок. 2316 — 2261 гг. до н. э.
 
Голова Саргона Великого. Ниневия.
Инанна стала верховным божеством. Она нашла человека по имени Саргон.
"Саргон - один ранний вавилонский монарх, родился он от родителей царей, был спрятан своей матерью от его родственника - правителя, она унесла его на Евфрат и поместила в ковчеге из камышей, изнутри покрытым горной смолой. Саргона обнаружил человек по имени Акки, водонос, который усыновил его".
"Я буду присматривать за тобой (с небес) из своей золотой небесной камеры (барки)" - сказала Инанна Саргону.
Сам Саргон никогда не называл имени своего отца. Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате. Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии. Во всяком случае Саргон, судя по имени, был восточным семитом.
По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы. Царь Киша был побеждён царём Лугальзагеси (см. Город-государство Лагаш.).
Саргон был человеком ловким, дальновидным и проницательным политиком. Для него не были секретом ни слабость двора в Кише, ни сепаратистские устремления отдельных династий.
Он переждал то время, когда Лугальзагеси одерживал победы и видел дальше, чем завоеватель Уммы. Саргон понимал, что объединение Шумера неизбежно окажется кратковременным, недолговечным и непременно обернётся против Лугальзагеси.
Улучив подходящий момент, Саргон во главе своих соплеменников, лишь ожидавших его сигнала, двинул на Шумер свои войска и ок. 2 316 г. до н.э. Саргон Великий победил Урук, сокрушил его стены; в битве с жителями Урука одержал победу.
Лугальзагеси, царя Урука, взял в плен в этой битве, отправил его в клетке для собак к вратам Энлиля. "Когда Энлиль, рассерженный, словно небесный бык, предал смерти жителей Киша и, словно разъярённый бык, сокрушил дома Урука, обратив их во прах, передал Энлиль Саргону, царю Аккада, власть и царство в странах от нижних до верхних (от южных до северных)".
 
Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины — лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар. Город носил название Аккаде. По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом, а восточносемитский язык — аккадским.
 
В начале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию.
Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю.
На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.
 
В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура». Разбив войско Ура, Саргон двинулся против Уммы и Лагаша. Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша, дойдя до Персидского залива (Нижнего моря).
Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты.
«Саргон, царь Аккаде, машким Инанны, царь Киша, гуда-жрец Ана, царь Страны, великий энси Энлиля, разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля.
Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены.
Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно «сыны Аккаде») получили энство [повсюду] от нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].
Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в качестве места жительства.
Кто когда-либо разрушит эту надпись — пусть Уту выбьет [из-под] него основу; пусть лишит его семени
».
 
Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали, из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана, либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.
 
Поход на северо-запад, к Малой Азии
На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари, страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра). «Саргон, царь Киша, одержал победу [над городами] в тридцати четырёх сражениях до самого моря [и] разрушил их стены. Он заставил суда из Мелуххи, суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в бухте Аккаде.
Саргон, царь, простёрся перед Даганом [и] вознёс ему молитву; [и] он [Даган] даровал ему верхнюю землю, [а именно] Мари, Ярмути [и] Иблу, вплоть до Кедрового леса [и] до Серебряной горы.
Саргон, царь, которому Энлиль не позволил иметь равных, — 5400 воинов ежедневно едят перед ним хлеб.
Кто когда-либо сотрёт эту надпись — пусть Ан сотрёт его имя; пусть Энлиль лишит его семени; пусть Инанна
...». — надпись на табличке
Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы», рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения, чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца». Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев вглубь Малоазиийского полуострова. Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат, немного ниже выхода этой реки из нагорной области.
 
Обустройство государства
При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш, и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде» и титула южных гегемонов «царь Страны», он принял и титул северных гегемонов «царь множеств (шар кишшатим)», так теперь стали переводить по-аккадски шумерский титул «лугаль Киша».
При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По преданию, корабли из Мелуххи (поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде, и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.
Почитание богов
Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть, своего родового бога) и культ Забабы, бога Киша, но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре. В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес»), он отдал в жрицы — эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны. Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон, чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.
Так называемая "Маска Саргона Древнего". ок. 2300г. до н.э. Иракский музей, Багдад.
Рельеф из дворца царя Саргона в Хорсабаде.
 
Поход в Элам
После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге, он предпринял поход в Элам, где в это время существовало несколько небольших номов - государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру) Луххишшаном и энси (ишшакку) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы, в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан, энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.
Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (гутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению, надписи в период правления Саргона не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает датированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл».
 
В конце своего правления Саргон Великий взял из Вавилона Священную Землю. Бог Мардук вернулся в Вавилон и умертвил голодом людей Саргона. Мардук воссоздал Вавилон, он создал водопроводную систему, перекачивая из низин Вавилона воду в окрестности. Война между Мардуком и сторонниками Саргона продолжались. Прибыл брат Мардука-Нергал, чтобы уговорить Мардука уйти из Вавилона. После того, как Мардук уехал, то Нергал уничтожил водную систему, в округе началась великая засуха.
Карта Аккадской империи, показывающая завоевания Саргона.
 
Мятежи знати и зависимых территорий
Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его», причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.
Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде. В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона. Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.

Правил Саргон 55 лет.
 
2261 — 2252 гг. до н. э.,  правит сын Саргона Римуш (букв. «Телец Уша»).
 
Первый разгром мятежников
На монолите, в составе текста перечисляющего дары царя храму бога солнца Шамаша в Сиппаре Римуш говорит, что после смерти отца «все страны, которые оставил мне мой отец Саргон, восстали против меня и не одна не осталась мне верной». Во главе восставших встал шумереец Каку (или Энимкуг, чтение имени спорно), правитель Ура. К нему примкнули Умма и много других городов. Римуш разбил армию Каку, восставшие потеряли убитыми 8040 человек, в плен взято 5460. Затем Римуш двинулся к Персидскому заливу и забрал в городах, примкнувших к Каку, пленных ещё 5700 человек. На обратном пути в Аккаде Римуш разгромил Казаллу. Энси Казаллу семит Ашаред был взят в плен. Число убитых составило 12 650 человек, а пленных еще 5864 — едва ли не всё взрослое население Казаллу. По-видимому, во время этого похода Римуш совершил набег на государство Хишепратепа (или Хишепрашера), одного из царей Элама и разрушил там несколько городов.
 
Второй разгром мятежников
 
Через некоторое время Римуш совершил ещё один, более серьезный поход на юго-восток Двуречья, где образовалась мятежная коалиция во главе которой стояли города Умма и Киан (Дер?). Римуш разгромил эту коалицию, энси Уммы и Адаба были убиты, а энси Киана, Халлаба и Лагаша, а также ряд военачальников были взяты в плен. Число убитых только в Умме и Киане составило 8900 человек, там же было взято в плен 3540 человек.
 
Поход в Элам
Замирив таким образом Нижнюю Месопотамию, Римуш на 3-ем году правления (ок. 2258 г. до н. э.) предпринял ещё один поход против Элама, точнее против царя Варахсе (область нагорья Пошт-ем Кух и земли у верхнего течения р. Керхе) Апалкамаша, и против шаганы (правителя или военачальника) города Варахсе Сидгау, который до этого подчинялся Саргону. Разгромив их Римуш затем разбил и войска других эламских государств, «в беде Варахсе» поспешившие ему на помощь. Число убитых и пленных в этом походе также было очень велико. В плен попали также шагана Сидгау и шагана города Захары Ункапи (или Сакарпи).
 
Дары храмам
Видимо, Римуш предпринимал также и походы на север, т. к. в своей надписи от утверждал, что держит для Энлиля моря Верхнее (Средиземное) и Нижнее (Персидский залив) и все горы. Основной целью расправ Римуша было устрашение населения и пресечение мятежей против династии Аккаде. Достигнутое, таким образом, временное замирение страны свидетельствует лишь о шаткости власти Римуша. Пытаясь заручиться поддержкой жречества, Римуш приносил обильные дары храмам. Существенно при этом, что несмотря на захват большого числа пленных, говорить о возникновении прямого рабства в большом масштабе в пределах царско-храмовых хозяйств, видимо, не приходится. Римуш, например, увековечил специальной надписью на статуе дарение храму Энлиля в Ниппуре 15 кг золота, 1,8 тонн меди из эламской добычи, и всего 6 рабов и рабынь. Видимо, большинство пленных по-прежнему уничтожалось. «[Во время оно] никто не создавал статуи из свинца, [но] у Римуша, царя Киша, была статуя его самого, сделанная из свинца. Она стояла перед Энлилем; [и] она повторяла (?) о его [Римуша] достоинствах в иду богов.
Кто когда либо разрушит эту надпись — пусть Энлиль и Уту выбьют [из-под него] основы, пусть они лишат его семени
. Надпись с ...». — надпись на табличке.
 
Убийство Римуша
По преданию, Римуша убила знать, закидав его тяжелыми каменными печатями. Как видно, в присутствии царя не полагалось находиться с оружием.
Правил Римуш 9 лет, но есть данные и о 15-летнем его правлении.
 
2252 — 2237 годах до н. э. царствует в Аккаде Маништушу. Сын Саргона, брат Римуша.
 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (04.02.2012)
Просмотров: 9676 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz