ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Суббота, 20.04.2024, 12:24
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Тахунийская культура. Иерихон В.
 
СРЕДИЗЕМНОМОРЦЫ В ИЕРИХОНЕ
 
Влияние свидерсков культуры в Восточное Европе распространилось также далеко на юг и юго-восток в Поднепровье (Канев) и в Крым (Сюрень 2). Появление стоянки Сюрень 2 в Крыму расценивается специалистами как "северная культурная инвазия". Открытие в Крыму 6 стоянок с инвентарем свидерского типа (Шан-Коба, IV слой; Буран-Кая, Мур-зак-Коба, Караба-Яйла; Фатьма-Коба) свидетельствует о массовом переселении в Восточный Крым свидерского населения, вероятно, из Понеманья, из районов Десны (Смячкинская группа) и Восточного Полесья.
 
Миграция свидерцев в Анатолию и Восточное Средиземноморье
Миграция активных свидерцев в Анатолию и Восточное Средиземноморье вызывались временным похолоданием. Около середины IX тыс. до н. э. холода стали усиливаться, вымерзли редкие лесные массивы, уничтоженные потом пожарами. Ледник приближался к Карпатам. Свидерцы отошли в Закарпатье (Чихлеу - Скауне), а затем к Дунаю. Свидерцы перешли Боспор и Дарданеллы по суху, широкие проливы здесь образовались в результате землетрясений 7 – 4 тыс. лет назад. Они шли через Южную часть Анатолии и далее в Восточное Средиземноморье. Тахунийцы появились в Восточном Средиземноморье в VIII тыс. до н.э.
Свидерцы приходят в Малую Азию как охотники, долгое время образовывавшие тандем с северным оленем. Они хорошо узнали это животное и неоднократно пытались приручить.
Во время оледенения здесь свирепствовали засухи и немногочисленное население протоавстралоидного типа ютилось по берегам пересыхающих рек и болот, питаясь ящерицами, змеями, лягушками. Именно здесь в горных районах находился один из семи центров сохранения предков влаголюбивых растений. После завершения оледенения климат Передней Азии стал более влажным. Злаковые растения стали самосевом расселяться на равнинах. В VIII тыс. до н. э. именно с севера появились пришельцы. Это и были первые в мире скотоводы, носители свидерской культуры – погонщики мигрировавших от ледника олений, хозяева одних из первых в мире домашних собак. В Малой Азии свидерцы столкнулось с автохтонным населением - праафразийцами (археологический эквивалент - натуфийская культура). Основная территория обитания натуфийцев-праафразийцев была Сирия и Палестина. Натуфийцы признаются первыми в мире земледельцами. Успехи земледелия и торговли позволили натуфийцам-праафразийцам построить первый в мире протогород Иерихон.
- 7 300 г. до н.э. - иберо-кавказский язык.
Тахунийцы - земледельцы и скотоводы - смесь коренного населения с пришельцами из Южной Европы, образовали не промежуточную дравидскую расу, а ряд этносов, говоривших как на иберийско-кавказских, так и на смешанных дравидских языках (смесь иберийско-кавказских языков с языками коренного населения). От иберийско-кавказских языков дравидские языки унаследовали элементы ностратических языков.
В южных районах Малой Азии (Турции) и Палестине началось формирование пракартвельского этноса. Индоевропейские, семитские и картвельские языки имеют сходство вплоть до изоморфизма оформления языковых структур.

Тахунийская культура - культура замещения натуфийской, имеет связи со свидерской и близкими ей культурами Восточной Европы XI - VIII вв. до н.э.
На востоке Свидерская Культура достигает р. Евфрат (Букра); самым южным ее памятником является Бейда - почти у Синайского полуострова; наиболее северным - Рас-Шамра в непосредственной близости к Малой Азии.
Тахунийская культура в Восточном Средиземноморье представлена как Бейдой (7 300 – 6 500 лет до н.э.), так и Иерихоном Б (7 300 – 5 800 г. до н.э.). Иерихон Б связан с малоазийским Чатал Гуюком (7 200 лет до н.э.) по ряду столь существенных признаков, которые в целом говорят о генетическом родстве между тахунийскими Бейдой, и Иерихоном Б, и Чатал-Гуюком. От тахунийской культуры ищут линии связи с культурами, давшими импульс развитию хаттов и хеттов.
Тахунийцы сменили натуфийцев и в раннем Иерихоне.
 
ДОКЕРАМИЧЕСКИЙ НЕОЛИТ Б. PPNB. ИЕРИХОН Б.
На месте Иерихона тахунийцы строят свой Иерихон Б.
Одни исследователи полагают, что между двумя комплексами докерамического Иерихона нет связи (Кеньон). Другие считают, что преемственность в погребальном обряде не позволяет говорить о полном разрыве культурных традиций между Иерихоном А и Иерихоном Б.
Дома тахунийцев (как и некоторые дома Костенок) приобрели прямоугольные очертания вместо округлых у натуфийцев Иерихона А. К домам примыкали хозяйственные помещения, а во дворах были очаги. Стены и полы домов обмазывались глиной (возможно, натуфийское наследие). Стены окрашивались; есть следы росписи по штукатурке. Фундамент домов сооружался из камней, а стены - из длинных сигарообразных сырцовых кирпичей.
Сооружение летних домов типа чума (яранги, шалаша-"костра") могло определяться и нехваткой дерева. Из этнографии известно, что и в последние века при строительстве таких домов широко используются шкуры животных. То же самое можно заключить при рассмотрении временных домов из 6 - 5 слоев Бейды. Но при строительстве долговременных домов использовали долговременные материалы такие, как камень, поскольку он был в изобилии в обезлесенных районах Синайского полуострова. Сначала это были песчаниковые плиты (6-4 слои), а затем булыжник и дикий камень, а неровности замазывались штукатуркой. Выбор строительных материалов диктовался их наличием в природе. Дерево на юге заменялось камнем - это традиция многих тысячелетий, даже городов Северного Причерноморья и Приазовья.
Свидерцы-тахунийцы Бейды перешли к строительству каменных домов, но сохранили формы своих жилищ. При разном материале в Бейде сохраняются сложные конструкции зимних (долговременных) свидерских домов. Овальные длинные стены легко соорудить из деревянных плах, вбитых в землю по периметру дома. Такое, правда, летнее свидерское жилище было обнаружено в Польше, где "при раскопках стоянки Цаловане V на Средней Висле найдены следы сгоревших жердей, воткнутых в землю по периметру овала 2,8 х 1,6 кв. м, интерпретированного исследователями как остатки небольшого облегченного каркасного жилища. Это позволило сделать вывод, что свидерцы жили парными семьями по 6 - 7 человек "в овальных в плане каркасных конических жилищах, покрытых шкурами и зачастую углубленными в землю". Большой зимний дом нанамютов имеет такую же овальную форму, как дома у свидерцев и жилища в 4 слое тахунийской стоянки Бейда, и такой же "туннельный выход".
Сходство тахунийской и свидерской индустрии обусловлено тем, что они базируются на развитой пластинчатой технике, основанной на наработанных веками приемах скалывания пластин и подготовки двуплощадочных и карандашевидных нуклеусов к дальнейшему использованию. Проводилось сравнение между 23 свидерскими памятниками Полесья и 6 тахунийскими слоями раннего города Бейды. Суммарная площадь свидерских поселений, откуда происходит стратифицированный материал, и площадь, на которой собран подъемный свидерский материал, - 41 680 кв.м, - приближается к площади всех тахунийских слоев Бейды - 36 000 кв.м.
15 типов изделий находят точные типологические и функциональные параллели в каменном инвентаре Бейды, где все кремневые изделия входят в число 14 типов. Оценка сходства бейдинской и свидерских домостроительных традиций проводится с учетом экологических и геологических особенностей территорий, где жили свидерцы и тахунийцы. Прежде всего, речь о строительных материалах. Свидерцы вслед за северным оленем, ягодами и грибами летом уходили в тундру, зимой откочевывали в леса, где было достаточно дерева для строительства домов.
Важным культурно-определяющим признаком тахунийского комплекса, не встречающимся у натуфийцев, являются известные мезолиту Восточной Прибалтики лук и стрелы. Кремневые стрелы обработаны отжимной ретушью и представлены различными типами (черешковые, иволистные, ланцетовидные и другие). Подобный инвентарь свидетельствует о большом значении охоты в экономике пришельцев-тахунийцев, а также о специализированной охоте с луком и стрелами.
Население Иерихона Б было земледельческим. Специалисты говорят об увеличении зерен ячменя и повышении урожайности сравнительно с натуфийской эпохой. Полагают, что домашними животными уже были коза и собака (неизвестные в натуфийское время).
Керамика в Иерихоне Б, как и в Иерихоне А еще не известна, но жители его изготавливали прекрасные каменные сосуды, что может восходить к натуфийской традиции и свидетельствовать о непосредственных контактах натуфийцев-праафразийцев и тахунийцев.

Культура Иерихона Б несет больше информации о верованиях. Раскопаны святилища. Найдена скульптура больших и малых форм.
Раскопаны святилища, имещие планировку в виде мегарона.
- Мегарон встречается в Винчанской культуре (протошумеры. 4 500 – 3 700 лет до н.э. ), культуре Димини (4 500 - 4 000 лет до н.э. Греция.), в Трое (3 700 – 2 300 лет до н.э. ), в Позднеубейдской культуре (Шумер. шумеры. 3 500 - 3 300 гг. до н.э.).
 
КУЛЬТ БОГИНИ МАТЕРИ
- МАИФ - атлантическая культура существовала с 13 000 до 10 000 г. до н.э.
Маиф, существующий уже около 15 000 лет над некоторой зоной Атлантического океана, достиг огромного могущества Света.
Из искусств доминировали архитектура, скульптура и танец.
Эмблема Маифа: красный храм на чёрном фоне; перед ним- четыре фигуры в белом, с воздетыми руками. Фигуры обозначают культы четырёх светлых божеств: именно через эти культы в Атлантическую Культуру сходила духовность.
Жители Иерихона Б, обосновавшись на территории древнейших земледельцев мира - праафразийцев, освоили земледелие и преуспели в этом. В сырцовых кирпичах, из которых возводились постройки Иерихона Б, найдены отпечатки зерен культивированного ячменя. Занятия земледелием привели к сложению аграрной обрядности.
Атланты-свидерцы-тахунийцы принесли с собой культ Великой богини - Девы творения с Умирающим и воскресающим богом растительности, символизирущим увядание и возрождение Природы.
Эти верования, будучи преломленными к земледельческой практике, стали обрядами Великой богини и ее возлюбленного Умирающего и воскресающего бога растительной силы (конкретно Кибелы и Атгиса, Афродиты и Адониса, Деметры и Иасиона).
Наряду с этими обрядами рождается образ новой богини - богини урожая, Матери Хлеба. В Иерихоне Б найдена глиняная монументальная скульптура на соломенном каркасе (на каркасе из снопа соломы). Обращение к аграрным обрядам народов Европы позволило нам установить функцию богини-Снопа, обмазанного глиной, как Богини урожая. Ее параллель в древнегреческой мифологии - Деметра, а в обрядах народов Европы - Мать Хлеба, Великая мать.
Совершенно такая же скульптура на соломенном снопе была найдена в святилищах Чатал Гуюка. Это - свидетельство единства аграрных представлений у населения Иерихона Б и Чатал Гуюка, в то время как у натуфийцев - прародителей земледелия никакой значимой культовой скульптуры не обнаружено.
 
ПОГРЕБЕНИЕ ЧЕРЕПОВ
 
- НАТУФИЙСКАЯ КУЛЬТУРА. 12 500 - 8 200 лет до н.э. Палестина, Сирия, Южная Турция. Прасемиты.
Часто хоронили одни черепа (Хайоним, Нахаль Орен, Айн-Маллаха), что в дальнейшем, в частности, в Иерихоне (Ярихо) и по всему Ближнему Востоку и, особенно, в Четал-Хойюке примет характерно-ритуальные формы. Они проделывали какие-то магическо-ритуальные действия с черепами умерших. В ряде случаев головы украшались сложными диадемами из раковин. Обнаружен следующий ритуал захоронения голов умерших: черепа без нижних челюстей отделялись от скелетов и группами сохранялись в домах под полами.
Культ «священных голов» продержался с 12 тыс. до н.э. от натуфийцев, через жителей Иерихона, Чейеню-Тепезе, Четал-Хойюка и вплоть до кельтов раннего средневековья, можно судить о величине его значения.
- Азильская культура. Прасемиты/капсийцы. Испания, Франция, Германия. 8 500 - 5 000 лет до н.э.
В пещере Гросс Офнет (около Нордлингена) были найдены захоронения (в двух ямах) 33 черепов, густо засыпанных красной краской. Вместе с черепами лежали украшения из просверленных раковин и оленьих зубов. Захоронения черепов связаны видимо были с особым культом или охотой за черепами. Убийство совершалось каким-то топоровидным инструментом, и голова отделялась от туловища для помещения в предназначенную для этой цели яму. Украшения лежали у всех черепов женщин и детей. Некоторые черепа обвиты ожерельями из просверленных зубов оленя. Нет украшений только у мужских черепов.
- ЗАМИЛЬ-КОБА. Крым. 8 000 – 6 000 лет до н.э.
В гроте Замиль-Коба были найдены захоронения черепов.
- Невалы-Чори. 10 000 – 8 500 лет до н.э. Восточная Турция.
Некоторые здания содержат останки человеческих черепов и неполных скелетов.
- Тахунийская культура. 7 300 лет до н.э. Иерихон Б.
Удивительный обряд моделирования черт лица на черепах, обмазанных глиной, сохранил облик тахунийцев, более грацильных сравнительно с евроафриканским типом натуфийцев. Эта черта погребального обряда - захоронение черепов и восстановление черт умершего с помощью глиняной маски, - затем сохранилась в ряде культур индоевропейского круга (катакомбная культура России и Украины). Под полами некоторых домов оказались черепа, к лицевой части которых прикреплены глиняные маски в виде человеческого лица. Черты лица сделаны довольно тонко и изящно. В глаза вставлены раковины-каури.
- Тахунийская Бейда. 7 300 – 6 500 лет до н.э.
Захоронения 6 детей и 2 взрослых были обнаружены в слое II под полом дома, а еще 7 детей - в мусоре этого слоя. Эти 7 захоронений, вероятно, впущены с поверхности I слоя Бейды. Взрослые находились в скорченной позе без черепов.
- Четал Хойюк. Малая Азия. 7 200 лет до н.э.
В Четал Хойюке тоже был распространён культ предков, с погребением останков предков и отдельно черепов прямо в жилище. Тела умерших они первоначально помещали в легкие шалаши из тростниковых плетенок и циновок, предоставляя их на растерзание грифам (как на Памире). После того как от покойника оставались лишь дочиста обглоданные кости, их собирали, заворачивали в ткани, кожи или циновки и погребали под платформами домов и святилищ. Иногда оставшийся скелет затем раскрашивался минеральными красками в различные цвета: жёлтый, красный, зелёный, голубой. Только после этого зарывали под возвышения для сна. Головы покойных подвергались другой процедуре. Черепа обмазывали глиной, стремясь повторить человеческое лицо. Вместо глаз вставляли раковины или цветные камешки.
- Айн-Газаль (культуры PPNB). Амман. 7 250 - 5 000 лет до н. э.
Часть мертвецов хоронили в фундаменте построек, остальных — в полях. Черепа мертвецов, захороненных в домах, хранили отдельно.
- Культура Хаджилар. Малая Азия. 5 700 – 5 000 гг. до н.э.
На полу помещений иногда устанавливали человеческие черепа, что предполагает существование в Хаджиларе культа предков.
 
ТАХУНИЙСКАЯ БЕЙДА
7 300 - 6 500 лет до н.э.
Стратиграфия Бейды показывает, что в основании лежит натуфийское поселение. Находки в нем отличны от последущих слоев. Орудия нижнего слоя представлены представлены микролитами, трапециями, микрорезцами, скребками и др. Орудия верхних слоев выполнены в пластинчатой технике. Натуфийский слой отделяется от шести верхних слоев трехметровой толщей стерильного песка. Кремневая индустрия всех верхних слоев носит тахунийский облик. "Во всех слоях сохранились массивные каменные стены, окружавшие поселение".

Жилища. Жилища имеют существенные послойные отличия. В шестом нижнем, постнатуфийском слое, обнаружены остатки небольшого жилища диаметром 1, 6 м, углубленного в землю. Коническую кровлю жилища, вероятно, поддерживали жерди, сходившиеся к опорному столбу, остатки которого обнаружены в центре постройки. Оштукатуренные стены жилища образовывали больше прямоугольную "конструкцию, чем круглую".
V слой содержал остатки таких круглых домов, стены некоторых были оштукатурены.
Дома тахунийцев в Бейде могут быть сопоставлены с "прямоугольным жилищем площадью 4 х 3 кв.м.с кострищем посередине и корридорным входом, обнаруженным на свидерской стоянке финального палеолита в Ридно IV в Польше и в устье р. Злобич в Западном Полесье.
Полное сходство со свидерскими обнаруживают и жилища нижних слоев Бейды. Небольшое подвальное жилище (Д=1,6 м) из шестого слоя Бейды "больше прямоугольной, чем круглой конструкции" находит точные аналогии в летнем (временном) жилище площадью 1,8 х 1,3 м на стоянке Прибор 13 г в Полесье. Аналоги есть и в культурах неолита Северо-Запада России. В небольших летних округлых свидерских жилищах с конической крышей, также углубленных в землю, находят полное сходство и жилища из пятого слоя Бейды. Эти аналогии позволяют понять, что жилища Бейды V и VI были временными, сделанными на скорую руку, переселенцами-тахунийцами.
"Следующий же поздний IV слой отмечен отдельными однокомнатными домами с прямоугольной основой и выпуклыми сторонами". Жилища углублены в землю. Из него во двор вели вверх 3 каменных ступени. Стены были сложены из больших плоских плит песчаника высотой 1,5 м и оштукатурены. Пол также был оштукатурен. Перекрытиями в доме были деревянные балки, остатки которых сохранились в одном сгоревшем строении. Эти прямоугольные дома могут быть, хотя с некоторой долей вероятности, связаны со строениями последующих слоев.
Обращает внимание, что бейдинские и свидерские дома имеют овальные или округлые очертания. Такие временные постройки позволяют легче и надежнее обтянуть остов крыши, сделанной из жердей, шкурами животных.
Эта традиция сохранялась и в IV слое Бейды. Там дома с "прямоугольным основанием имеют выпуклые стены", придающие округлость дому. Эти сильно углубленные в землю дома имеют прямые аналогии в строениях свидерских стоянок в Требче (площадь 4 х 3,5 м), Цаловане V (площадь 1,3 х 1,6 м).
Дома в III и II слоях - также подпрямоугольны, но нижняя часть стен сложена не из плит, как в слое IV, а из больших и малых круглых камней. Эти дома были частично двухэтажными и многокомнатными. Подобное наблюдалось в крупных городах трипольской культуры у Днепра.
Их стены и пол были покрыты несколькими слоями обмазки и окрашены в красный и кремовый цвет. Вдоль стен в комнатах находились каменные сиденья; в центре возвышались очаги. Эти элементы интерьера повторились чуть позже в архитектуре Чатал-Гуюка в Анатолии.
В свидерской культуре Европы известно 14 жилищ 4-х типов. Все они находят безупречные аналогии в строениях тахунийской культуры на поселении Бейда.
Сходство в приемах домостроительства, тождество самих жилищ и, как мы увидим ниже, идентичность кремневого инвентаря свидерской и тахунийской культур заставляют искать истоки последней в финальнопалеоле-тических памятниках на среднеевропейской низменности. Домостроительство тахунийской Бейды сохранило многие элементы свидерской строительной традиции, но не стала ее прямым продолжением, усвоив в Восточном Средиземноморье достижения в этой области натуфийской культуры (штукатурка и покраска стен, каменные фундаменты жилищ). В то же время нововведения такие, как каменные стены Бейды высотой до 1,5 м в IV слое, возведенные из плит, и из булыжников в III - II слоях , надо считать строительными приемами, несвойственными для Ближнего Востока, а потому отнести их к оригинальным приемам строительства, выработанными самими тахунийцами на новых землях в условиях недостатка строительного материала из дерева.
Специализированные помещения в культуре тахунийцев - праобраз ремесленных мастерских. Необычным в постройках Бейды (слои III - II) оказались и мощные глиняные внутренние перегородки (1,5 - 2,0 м толщиной) помещений при наружных стенах обычной толщины 0,5 -0,7 м. Это обстоятельство создало у известного польского востоковеда Ю. Заблоцкой "впечатление, что обитатели дома опасались не столько внешнего нападения, сколько бунта внутри дома". Отсюда вывод исследовательницы, что в этих комнатах (площадью 2 кв. м -В. С.) и подвальных помещениях находилась "группа пленников или узников; занятых принудительным трудом, из 30 - 40 человек". Вывод о существовании в подвалах тахунийских домов узников хотя и подтверждает марксистское положение о ведущей роли рабства на Древнем Востоке, развиваемое В.В. Струве, все же малоубедителен и является некорректным.
Небольшие узкие помещения (2 х 1 м) с необычно толстыми стенами, плохо пропускавшими тепло, скорее всего являлись кладовыми для скоропортящихся продуктов. Это приближено к названиям, которые исследователи дали этим помещениям, как например, "лавка мясника" . Нельзя отрицать, что некоторые помещения могли быть и мастерскими.
Специализированные помещения в культуре тахунийцев - праобраз ремесленных мастерских.
В Бейде обнаружены косторезные мастерские, а также мастерские по изготовлению бус. По мнению исследователей, "Бейда была рыночным центром", в которьш привозили обсидиан из Анатолии, "а каури и жемчужницы из Красного моря ".
Занятия населения тахунийской культуры были разнообразными. Население занималось охотой на газелей, диких козлов, куропаток; разводило коз и, вероятно, переняло у населения земледельческого Иерихона А навыки возделывания и культивирования растений, таких как эммер и ячмень. Эти культуры вскоре появляются на юге Украины и России. 
Погребальный обряд. Погребальный обряд тахунийцев. Захоронения 6 детей и 2 взрослых были обнаружены в слое II под полом дома, а еще 7 детей - в мусоре этого слоя. Эти 7 захоронений, вероятно, впущены с поверхности I слоя Бейды. Взрослые находились в скорченной позе без черепов, которые предназначались для культовых целей. Подобный обычай был известен в Хаджиларе и вЧатал-Гуюке.
Материальная культура тахунийской Бейды так же, как и палеоботанические и палеозоологические данные свидетельствуют о переходе к производящему хозяйству (остатки серпов, терочников, зернотерок), а также о том, что Бейда существовала в эпоху докерамического неолита.
 
Керамика. Керамика, обнаруженная в Бейде, свидетельствует, что тахунийцы дожили до времени перехода от докерамического неолита к неолиту керамическому. Следует отметить, что все керамические изделия первоначально сделаны из необожженой глины. Лишь фрагмент сидящей фигурки женщины из слоя II Бейды оказался обоожженым да и то, потому что он был найден в руинах сгоревшего дома.

Кремневый инвентарь тахунийской Бейды.
Каменный инвентарь тахунийской Бейды изготовлен из твердого (кремня, обсидиана, кварцита и базальта) и мягкого (в основном, из известняка) материала. В обработке твердых пород камня чувствуется давно выработанная консервативная традиция. Все кремневые формы архаичны. Из мягкого камня изготавливались изделия, которым придавали форму при помощи сверления и шлифования. Последний способ обработки материала тахунийцы, вероятно, заимствовали у носителей культуры Иерихона А.
Шлифованием и сверлением изготовлены известняковые чаши, тарелки и кубки на поддоне, получившие потом широкое распространение в культурах Малой Азии (Чатал-Гуюк) и Европы (Винча, Лендьел, культура воронковидных кубков). К обычным находкам относятся большое количество зернотерок, курантов, ступок и пестиков.
Ученые признают, что кремневый инвентарь тахунийской Бейды больше напоминает находки из позднепалеолитических памятников Европы, чем инвентарь людей, освоивших производящее хозяйство. Он создан мастерами, которые бережно хранили традиции предков.
О специализации в обработке кремня свидетельствует найденная в помещении XVIII Бейды деревянная коробочка, в которой находились 114 стрелок и острий, приготовленных к ретушированию и шлифовальные камни, предназначавшиеся, вероятно, для обработки кремневых и базальтовых орудий, например, у двух кремневых топоров и двух базальтовых топоров были подшлифованы лезвия. Кремневые изделия тахунийской Бейды представлены различными типами орудий, во многом похожими на свидерские (особенно стрелы).
Изобретение лука и стрел - одно из величайших достижений человечества совершилось в конце каменного века и ледниковья на просторах среднеевропейских низменностей, примыкающих к побережьям Северного и Балтийского морей. Именно в этих районах около 13.000 – 9.850 гг. до н.э. впервые появились наконечники стрел.
Развитие и совершенствование лука и стрел прослеживается тысячи лет лишь в этих же районах. Грубые наконечники стрел гамбургской культуры незначительно улучшились в генетически связанной с ней культуре Лингби. Кремневые наконечники культуры Лингби стали основой и для наконечников стрел двух родственных культур - аренсбургской и свидерской (8 900 – 8 000 гг. до н. э.), произошедших от Лингби. Свидерские наконечники стрел являются безупречными аналогами тахунийских. Это подводит нас к проблеме генетических истоков тахунийской культуры.
Появление в Бейде разнообразного набора наконечников стрел не свойственно ближневосточным культурам и свидетельствует о том, что эти типы орудий сформировались и усовершенствовались в процессе охотничьей практики. Тахунийские типы стрел предназначены, вероятно, для специализированной охоты на разных животных. В Центральной и Восточной Европе такие наконечники обычно называются свидерскими.
Жители Бейды покинули поселение. Бейду занесло 2 метровым стерильным шаром песка.

Иерихон Б связан с малоазийским Чатал Гуюком по ряду столь существенных признаков, которые говорят о генетическом родстве между тахунийскими Бейдой и Иерихоном Б, и Чатал-Гуюком.

Нарам Сина (правил с 2 290 по 2 254 гг. до н.э. Аккадской Империей) завоёвывает Иерихон. Разрушение массивных кирпичных стен на северо-западе.
Позже были возведены две городские стены - наружная и внутренняя, скрывавших город наподобие двух колец. Особенно неприступен он был с востока, откуда донимали кочевники.

Древнеханаанский период - остатки города с домами и внешней и внутренней городскими стенами.
Население города и в начальный период, и в ханаанский - было одно и тоже.
Ханаанский Иерихон красив. В нём ощущается эгейские и вавилонские мотивы, хотя в основном он самостоятелен. В одном из домов найден каменный божок, аналогичный изделиям Гезера. Погребений Ханаанского периода в городе не обнаружено.
.
Во время "Битвы Царей" (2 040 г. до н.э.) или во время уничтожения городов Содома и Гомморы (2 023 г. до н.э.) Иерихон был разрушен с востока, где уничтожена вся городская стена, и подожжён (всюду следы пожара), после чего некоторое время оставался почти необитаемым. Но часть населения продолжала жить в городе, и это археология связывает с позднеханаанским периодом.

1 645 г. до н.э. произошло мощное извержение вулкана на о. Санторин в Эгейском море. Извержение началось внезапно, ему не предшествовали подземные толчки. Катастрофа началась сразу с мощного выброса пепла, засыпавшего расположенные рядом города и селения.

Поздне-ханаанский период - находки между внешней и внутренней городскими стенами и керамика.
 
ТРУБЫ ИЕРИХОНА
Ок. 1 200 г. до н.э. в Ханаане появляются евреи, ведомые Моисеем и Иешуа. См. Ковчег Завета. Трубы Иерихона.
Израильский период (XI - IX вв. до н.э.) - были построены лестницы поверх разрушенных стен, возведена новая стена. Построен дворец "Хилани" в хеттском стиле. Город заполнила разноцветная разнообразная керамика, даже стилизованная под металл. Дворец и стену израильского Иерихона строил Хиил, наместник царя Ахава. Иерихон сделался центром значительной области, а крепость защищала от моавитян.
В израильском Иерихоне раскопаны погребения. Они совершались во дворах домов. При костях обнаружены глиняные сосуды. Дети погребались под полом домов.
В израильскую эпоху в городе долго оставались ханаанейцы, пока целиком не ассимилировались с завоевателями.
В конце VIII в. до н.э. царство израильское погибло. Были разрушены стены израильского Иерихона, но город не прекратил своего существования. Над ним два свои периода - ранний и поздний-прожил иудейский Иерихон. Город уже не был укреплённым, но в нём кипела жизнь.
Ранний иудейский Иерихон был собран у восточного склона холма. Город торговал через финикийские гавани с Кипром и Египтом. Среди находок встречаются кипрские вазы, индийская керамика, аттические и эллинские сосуды, амулеты, божки и демоны. Иудейский город подвергся разрушению при Содекии вавилонским царём Навуходоносором, напавшим внезапно: в домах осталось много утвари. Город был выжжен, и массы людей уведены в плен.
Новый Иерихон стал отстраиваться на севере (в пределах прежнего). При Артаксерксе III Охе уведены в плен все жители. Жизнь на холме прекратилась.
Позднеиудейский период, с обломками аттической посуды классической эпохи.
Византийский период.
До середины II века до н.э. маккавейский город находился в 2-3 км. на северо-запад от холма.
С конца II в. Иерихон опять оживает, но не на холме, а у Вади-Кельт.
Здесь он был разрушен в 70 г. Веспасианом.
Но при Адриане город был опять восстановлен. Тогда ещё "живы" были развалины "Хилани", которые почитались, как "дом Раав". И хотя этот дом более поздний, его представляют домом предательницы города, которая помогла Израилю. Мусульманский период (самый поздний) представленный могилами.
С XIII века в нём был мусульманский посёлок, который в середине XIX века снёс Ибрагим-Паша... Но жизнь на холме не прерывалась: осталась деревня Эриха...
 
 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (20.09.2011)
Просмотров: 4113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz