48 000 лет до н.э. возник ностратический моноязык.
Расчетное возникновение моноязыка – «по лингвистическим данным, это никак не глубже, чем 40 - 50 тыс. лет. Это максимум, потому что те макросемьи, которые нам известны, имеют датировку порядка 15 – 17 тысяч. Для сведения воедино других языковых семей может потребоваться еще два-три этажа, но исходный пункт не может быть старше 40 - 50 тысяч лет.
БОРЕАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
Альтернативой ностратической теории является теория бореального языка. Ностратического языка или праязыка не существовало в том виде, в каком его в настоящее время определяют лингвисты. Был только ностратический ареальный союз, характеризующийся контактами раннепраиндоевропейского языка, удерживающего реминисценции бореального языка (содержащего зародыши уральских и алтайских языков), афразийского праязыка и семитских языков.
- 40 - 13 тыс. лет до н.э. - протобореальный, прабореальный язык. Носителями прабореального праязыка были кроманьонцы.
- 13 - 9 тыс. лет до н. э. - бореальный язык.
Культуры: КУЛЬТУРА БРОММЕ-ЛИНГБИ, АРЕНСБУРГСКАЯ КУЛЬТУРА, СВИДЕРСКАЯ КУЛЬТУРА, МАГЛЕМОЗЕ, УРАЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА.
- 9 тыс. лет до н. э. выделение уралоалтайского языка из бореального языка.
Культуры: СВИДЕРСКАЯ КУЛЬТУРА, УРАЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, Культура фосна и хенсбака, Культура комса, Культура аскола, Культура веретье, Культура кунда, БУТОВСКАЯ Культура.
- 8 тыс. лет до н.э. - урало - алтайский язык разделился на урало – юкагирский и алтайский праязыки.
Культуры: БУТОВСКАЯ Культура, ШИГИРСКАЯ КУЛЬТУРА.
СВИДЕРСКАЯ КУЛЬТУРА
Белоруссия, Польша, Литва
9.000 – 7.000 гг. до н. э.
УРАЛО - АЛТАЙЦЫ
Древнейший этап развития финно-угров могла проходить в рамках единой урало-алтайской общности.
Когда зимы стали снежными, в их конце наступал период, называемый "весна света", яркое солнце ослепляло. Темноглазые люди, у которых радужная оболочка глаза поглощает ультрафиолетовые лучи, легче переносят такой период, яркость света ослабляет и узкий разрез глаз. В аналогичной ситуации, светлоглазые с широким разрезом глаз слепнут. Не случайно на Крайнем Севере в период "весны света" европейцы до изобретения темных очков использовали очки из непрозрачного материала вместо стекол, в котором прорезалась узкая горизонтальная щель, ослабляющая поток света, попадающего в глаза. Монголоидные признаки - темные глаза с узким разрезом - после завершения оледенения оказались благоприятными для жизни на Крайнем Севере.
В антропологическом отношении финно-угорские народы неоднородны. Некоторые ученые выделяют особую уральскую расу, переходную между европеоидами и монголоидами. Предполагается, что уральский тип сформировался где-то в Приуралье на стыке европеоидной и монголоидной рас, по причине чего он характеризуется смешением европеоидных и монголоидных расовых черт, могущих быть представленными в разной степени. Уральский расовый тип характеризуется мезокефальностью (среднеголовость, мезокрания, мезоцефалия), широким и плоским лицом, а также слабо выступающим носом.
Всем народам финно-угорской группы присущи как европеоидные, так и монголоидные признаки. Обские угры (ханты и манси), часть марийцев, мордвы обладают более выраженными монголоидными чертами. У остальных, этих черт либо поровну, либо европеоидная составляющая доминирует. Но это не свидетельствует в пользу индоевропейского происхождения финно-угров, следует отличать индоевропейские антропологические черты от языковой индоевропейской общности.
Свидерская культура названа по стоянке Свидры-Вельке близ Варшавы (Swidry Wielkie).
Представлена стоянками тундровых охотников на северного оленя, которые использовали стрелы с кремневыми наконечниками (5 типов и 11 форм наконечников стрел с хорошо и слабо выраженным черешком, наконечниками иво-листной формы, наконечниками под-ромбовидной формы, наконечниками ланцетовидной формы).
Происхождение.
Кремневые наконечники культуры Лингби стали основой и для наконечников стрел двух родственных культур - аренсбургской и свидерской. Существенные особенности свидерской культуры заставили исследователей искать причины различий между этими культурами. Существует генетическая связь Лингби со свидерской культурой, но вместе с тем имеются типологические различия между этими культурами, которые состоят в различии даже культурно-определяющих стрел.
В бореальном языке обозначены понятия "лук" и "стрелы", "каменный топор" двух видов, узкое каменное тесло, каменный нож, проколку и скребок, т. е. 7 типов, в основном, каменных орудий.
Совершенно новым орудием является изобретенный свидерцами топор, два типа которого отражены в евразийском словаре. Нет в культуре Лингби и долотовидных орудий, продолжающих ее культурную эстафету, известных в репертуаре евразийской лексики.
В свидерской культуре к орудиям, близким к долотовидным, можно с известной долей осторожности отнести орудия на толстых ножевидных пластинах, с обработанным ретушью краем (прямой или чуть вогнутой узкой торцовой стороной, иногда оформленной резцовым сколом.
АТЛАНТЫ / ИБЕРЫ / ВАНЫ в СВИДЕРСКОЙ КУЛЬТУРЕ
А в это время на Земле родился человек - Ван. Поговаривали, что он был сыном Деваны и внуком Перуна. Вырос Ваня и узнал, что у Святогора есть прекрасная дочь - Меря. И тогда он явился к Святогору и стал просить руки Мери... Святогор обвенчал Вана и Мерю. Стали жить они поживать.
От Вана (Янош) произошли роды ванов, а от Мери - дочери Святогора финно-угорские роды.
Вана (Яна, Яноша) своим прародителем называли венеды и их потомки украинцы и поляки. Везде, где проживали венеды, они оставляли названия рек, озер и гор, в коих узнаются имена древних богов и героев. В древнейшем центре цивилизации венедов и атлантов (хаты) близ Арарата есть озеро Ван (Малая Азия) и река Меропа. Можно вспомнить также в европейских, бывших венедских, землях реки - Морова, Морила, озеро Майска близ Новгорода и т.п.
Марийцы почитают своей прародительницей дочь Зла-бога Мари, а своим прародителем её супруга.
Переселенцы с севера Африки принесли с собой в Южную и Восточную Испанию элементы Капсийской культуры (Иберы-Ваны. С. Африка. 9 000 – 5 000 гг. до н.э. ). Капсийская культура, имеющая ряд отчётливых характеристик, первоначально распространялась вдоль восточного, средиземноморского побережья Испании. В Испании появляется особая группа памятников наскального искусства, получившая в научном мире название «левантийского искусства». Это в основном одноцветные, небольшие (до 30 см. высотой) изображения. Они имеют явное стилистическое сходство с памятниками наскальной живописи Северной Африки. Наиболее распространённые сюжеты – охота, военные и жанровые сцены, композиции культового характера. Изобилующие изображениями людей, левантийские рисунки донесли до нас облик новых обитателей Испании. Женщины изображены обычно одетыми в длинную колоколообразную юбку, с обнажённой верхней частью тела. Подобные одеяния встречаются в древнем искусстве Северной Африки и Крита. На ногах и руках мужчин и женщин видны какие-то кольца – видимо, браслеты, изготовленные из кожи или растительных волокон. Мужчины большей частью представлены обнажёнными, иногда – в коротких, до колен, штанах, охваченных поясом или поддерживаемых ремешками. Головы некоторых фигур украшены особыми причёсками или перьями.
Пришельцы из Северной Африки – иберы – принесли в Испанию традиции изготовления микролитов - маленьких кремневых лезвий геометрической формы, пастушеского скотоводства и примитивного сельского хозяйства.
Одомашненный свидерцами волк, из которого они вывели собаку, потребовал многовековых усилий и явился одним из первых опытов по одомашниванию животных. Это событие свидерцы запечатлели в своем лексиконе и воспели в мифах.
Первое домашнее животное финального палеолита, зафиксированное в словаре евразийцев, находит точные аналогии в реалиях свидерской культуры.
Кости собаки были найдены дважды в свидерских памятниках и один раз в финально-палеолитических слоях пещеры Ла Ферраси. Последнее окончательно убеждает нас, что можно ставить знак равенства между свидерской культурой и евразийской бореальной языковой общностью.
Зимние жилища свидерцев в верхней части также были жилищами каркасного типа только не облегченные, а более фундаментальные. По периметру должны были вбиваться (врываться) не жерди, а невысокие плахи, на которые опирался каркас из более тонких жердей, образуя коническую конструкцию, покрывающую котлован полуземляночного дома и опирающуюся нижней частью на стену из невысоких плах. Дом обкладывался, как у нанамютов, покрытием из дерна, "толщина которого на крыше 15 - 30 см, а у стен 30 - 60 см. Большой зимний дом нанамютов имеет такую же овальную форму, как дома у свидерцев и жилища в 4 слое тахунийской стоянки Бейда, и такой же "туннельный выход".
Летние жилища свидерцев бывают круглой и овальной формы. Летнее свидерское жилище было обнаружено в Польше, где "при раскопках стоянки Цаловане V на Средней Висле найдены следы сгоревших жердей, воткнутых в землю по периметру овала 2,8 х 1,6 кв. м, интерпретированного исследователями как остатки небольшого облегченного каркасного жилища. Это позволило сделать вывод, что свидерцы жили парными семьями по 6 - 7 человек "в овальных в плане каркасных конических жилищах, покрытых шкурами и зачастую углубленными в землю". В Полесье зафиксировано лишь одно жилище круглой формы на стоянке Прибор 13 А (линза I). Диаметр жилища - 1,4 глубина 1,2 м. Оно находит точные параллели в 5 слое тахунийской Бейды. Нижняя часть стен таких домов сложена из камня; иногда она оштукатуривалась, иногда-нет. Остатки центрального столба в одном из домов свидетельствует о наличии конического каркаса.
В позднепалеолитических памятниках неизвестны жилища с переходом и коридором. Из других жилищ привлекают внимание округлые постройки, крыша которых устраивалась на жердевом каркасе из шкур животных. В бореальном языке есть понятие "вязать" в значении "связывать колья и шкуры, сооружая переносное жилье".
Летние свидерские жилища второго типа отличаются от жилищ первого типа лишь своей округло-прямоугольной или овальной формой. Они все небольшие. Длина их колеблется от 2,1 до 1,1 м, ширина - от 1,4 до 0,9 м; глубина от 1,0 до 1,3 м. Они обнаружены на стоянке Прибор 13 (комплексы Б, линза 2 и 8; комплекс Г, Е, Ж, линза 1 и 2) в Восточном Полесье и на стоянке Берёзнов 6, линза 1 в Западном Полесье.
Свидерцы - Ваны вслед за северным оленем, ягодами и грибами летом уходили в тундру, зимой откочевывали в леса, где было достаточно дерева для строительства домов.
В словаре бореального языка есть слово "кочевать" и есть слово "странствовать", "менять стоянки".
Н.Д. Андреев в бореальном словаре обнаружил понятия П. 30 "зимний север" и П. 31 "летний север". На этом основании исследователь сделал вывод о кочевом ориентировании в пространстве: "евразийцы двигались вслед за мигрирующими объектами охоты с юга на север летом и с севера на юг - зимой". В словаре бореального языка есть слово "кочевать" и есть слово "странствовать", "менять стоянки".
Ежегодно, они весной откочевывали на просторы бореальных степей к Балтийскому морю, а осенью отходили к Карпатам, к Западному Полесью. Ядром свидерской культуры считается территория Польши, Литвы и Беларуси. Её элементы прослеживаются на сопредельных территориях России (Псковская обл.) и Украины до Крыма.
Свидерцы в Карелии
- Культура Веретье (8 000 – 5 000 гг. до н.э.). Могильник Южный Олений остров. Карелия. Онежское озеро. Ваны/свидерцы. 7 470 г. до н.э.
Особое место среди памятников позднего мезолита Карелии занимает Оленеостровский могильник, давший большое количество разнообразных изделий из кости и рога, не сохранившихся на окружающих его поселениях. Каменный инвентарь, прежде всего, наконечники стрел и вкладыши, увязывают его с группой памятников типа Илексы 3 с кремневым инвентарем. С другой стороны, в могильнике представлены изделия из кварца и сланца, не характерные для этой группы памятников. Вероятно, этот могильник отражает процесс смешения пришлого населения с кремневым инвентарем, генетически связанного с постсвидерскими культурами лесной зоны Восточной Европы, и местного населения с кварцево-сланцевым инвентарем. В.Ф. Филатовой памятники бассейна Онежского озера объединены в онежскую культур. В последнее время она выделяет в бассейне Онежского озера онежскую культуру, к которой отнесен Оленеостровский могильник, и культуру с кварцевым инвентарем. Немногочисленные кальцинированные обломки изделий из кости имеются в материалах стоянок Оровнаволока и Бесов Нос 6. Он близок к единичным свидерским памятникам, расположенвым в Закарпатье (Чахлеу-Скауне, Великий Славков и др.) на полпути от территории западного варианта Свидера в Вислянском регионе (Польша) и Анатолией, которую связывают с родиной тахунийской культуры.
Наконечники стрел "шигирского" типа (
Шигирская культура. 7 500 – 4 000 гг. до н.э. Средний Урал и Зауралье.Индоевропейцы.) в Восточной Европе характерны для культур Кундской, Веретье, Бутовской и Оленеостровского могильника. В Оленеостровском могильнике, относящемся к финальному мезолиту, наконечники с биконической головкой представлены небольшой серией, включающей изделия с неправильной головкой, гладкой или с рельефным пояском.
Миграция свидерцев в Крым
Влияние свидерсков культуры в Восточное Европе распространилось также далеко на юг и юго-восток в Поднепровье (Канев) и в Крым.
- Стоянка Сюрень 2. Крым. Появление стоянки Сюрень 2 в Крыму расценивается специалистами как "северная культурная инвазия".
Открытие в Крыму 6 стоянок с инвентарем свидерского типа (Шан-Коба, IV слой; Буран - Кая, Мур-зак-Коба, Караба-Яйла; Фатьма-Коба) свидетельствует о массовом переселении в Восточный Крым свидерского населения, вероятно, из Понеманья, из районов Десны (Смячкинская группа) и Восточного Полесья.
Миграция свидерцев в Анатолию и Восточное Средиземноморье
Миграция активных свидерцев в Анатолию и Восточное Средиземноморье вызывались временным похолоданием. Около середины IX тыс. до н.э. холода стали усиливаться, вымерзли редкие лесные массивы, уничтоженные потом пожарами. Ледник приближался к Карпатам.
Свидерцы отошли в Закарпатье (Чихлеу - Скауне), а затем к Дунаю. Свидерцы перешли Боспор и Дарданеллы по суху. Они шли через Южную часть Анатолии и далее в Восточное Средиземноморье. Тахунийцы появились в Восточном Средиземноморье ок. 7 300 г. до н.э.
-
ТАХУНИЙСКАЯ КУЛЬТУРА. Иерихон Б. 7 300 – 5 800 гг. до н. э. иберы.
В Малой Азии свидерцы столкнулось с автохтонным населением - праафразийцами (Натуфийская культура. Прасемиты.). Основная территория обитания натуфийцев-праафразийцев была Сирия и Палестина. Они стали первыми в мире земледельцами. Успехи земледелия и торговли позволили натуфийцам-праафразийцам построить первый в мире протогород Иерихон А. Город был обнесен высокими и толстыми стенами. Огромный ров, выбитый в скале и высокая 10-метровая башня указывали на то, что городу угрожает опасность. И действительно, в VIII тыс. до н. э. с севера появились пришельцы. Это были скотоводы, носители свидерской культуры.
На месте Иерихона А тахунийцы-свидерцы строят свой город -
Иерихон Б.
Бутовская культура Волго - Окского междуречья возникает в результате слияния коренного населения рессетинской культуры с пришлым свидерским.