ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 26.04.2024, 21:00
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

СРЕДНЕСТОГОВСКАЯ КУЛЬТУРА.

3 760 г. до н. э. - ЭТРУССКИЙ сдвиг магнитного полюса
3 760 г. до н. э. произошёл ДАРДАНОВ ПОТОП

Глобальная аридность вызвала смещение в горные районы носителей культуры Винча. После Дарданова потопа первая волна арратцев ушла в Грузию. Некоторые ученые считают, что протошумеры откололись от пракартвелов, уйдя из Грузии в Курдистан. Протошумеры уходят в Междуречье. В Междуречье они основали великую Шумерскую цивилизацию.

На территории Каменной Могилы до арийской Среднестоговской культуры существовали:
- Кукрекская культура (Аратта), Каменная Могила. 9 - 6 тыс. до н. э. Приазовье, Поднепровье, Степной Крым.
Название связано с эпонимной стоянкой Кукрек под Красной Горой близ Каменной Могилы на Мелитопольщине. Существовала на территории Северного Причерноморья Украины, в особенности степного и предгорного Крыма, а также на причерноморском побережье Молдовы. На сегодняшний день известно более 20 памятников данной культуры.
Большинство исследователей считает, что кукрекская культура представляла собой новый этап развития анетовской культурной общности. Усовершенствовение технологии производства позволило кукрекским племенам расселиться вплоть до бассейна Прута на западе и Днепра на востоке. Этот процесс археологически фиксируется на памятниках с выразительными кукрекскими комплексами — Гвоздёво, Синюхин брод, Абузова балка, Софиевка в среднем Побужье, Бубинка, Бубинка І, Сагайдак в Поингулье, Мирное, Траповка в Дунайсько-Днестровском междуречье.
Для кукрекской культуры характерны высокий уровень изготовления орудий труда на отщепах и техники скола микролитических пластин. Жилища — наземные и полуземлянки. Так, на стоянке Мигрень VIII (близ современного Днепропетровска), хронологически относящейся к данной культуре, были исследованы жилища, имевшие коническое покрытие из жердей с наклоном к центру, переплетенных лозой и покрытих тростников. Д. Я. Телегин считал это конкретным свидетелььством продолжения традиций строительства времён позднего палеолита (Межирича, Мизина, Гонцов), имевшего параллели в Сороках 2 (Молдова). Из Мигренского поселения происходит известная находка — роговая мотыга.
Одной из особенностей кукрекской культуры было и то, что в её хозяйстве огромную роль играло животноводство, о чём свидетельствуют остатки костей домашнего быка и козы.

- Сурско-Днепровская культура (Аратта), Каменная Могила, 5.700 – 4.350 гг. до н. э. Яфетиды/средиземноморцы (протошумеры).
Антропологически близки к трипольцам (средиземноморцы) носители буго-днестровской и сурской культур. Ближайшими родственниками племен сурской культуры были неолитические племена Крыма, а также соседние с ними племена буго-днестровской культуры.
Культура раннего неолита Днепровского надпорожья бассейна рек Самара и Орельё.

Чертог Змея - 4468-2848 г. до н.э. (Бог Семаргал)
Чертог Ворона - 2848-1228 г. до н.э. (Бог Коляда)

Более 5 тыс. лет назад появились «Веды».
Первоначально Знание, данное Крышнем, было утрачено в древние эпохи. Потом спустя тысячелетия оно было восстановлено вновь явившемся богом Колядою, нисхождением Крышня.

СРЕДНЕСТОГОВСКАЯ КУЛЬТУРА

3 700–3 200 – 2 600 гг. до н. э.

Средиземноморцы
Индоевропейцы

Среднестоговская культура сложилась на юго-востоке Украины на основе местных неолитических традиций.
- Подоснова Среднестоговской культуры – раздорско-цимлянская группа неолитических археологических памятников (1 я половина – сер. IV тыс. до н. э.) – представлявшая из себя сочетание элементов ряда тогдашних соседних культур. Среди пёстрого разнообразия компонентов начала формирования сего комплекса фигурируют черты определённого влияния днепро-донецкой культуры. Полиэтничность раздоро-цимлянцев продолжалась много десятилетий.

Согласно курганной гипотезе Марии Гимбутас, люди среднестоговской культуры были носителями индоевропейских языков.
К сер. IV тыс. до н. э. нижнедонский диалект индоевропейского языка ассимилировал носителей иных языков в этом объединении. Племенной конгломерат постепенно трансформировался в устойчивое племя. Однако к 3 400 г. до н. э. раздоро-цимлянская индоевропейская речь уже существенно отличалась от индоевропейского же диалекта носителей среднего этапа (4.000 – 3.300 гг. до н. э.) днепро-донецкой культуры (Слобожанщина, Полесье, Среднее Поднепровье, значительные районы Правобережной Украины и Нижнего Поднепровья). В этот момент как раз накапливается и происходит у раздоро-цимлянцев этно-пассионарный «взрыв». Они существенно расширяют свой территориальный ареал. Раздоро-цимлянская археологическая группа трансформируется в среднестоговскую культуру
.
На «Ингульском Рубеже» найдена в совместном залегании посуда буго-днестровского (средиземноморцы), сурско-среднестоговского и днепро-донецкого типов. Очевидно, что буго-днестровские (и крымские неолитические) племена также сыграли свою роль в процессе формирования среднестоговской культуры.

- Среднестоговская (или склянская, новоданиловская) культура сформировавалась на основе традиций нижнедонской и сурской культур (Сурско-днепровская культура) в междуречье Кальмиуса и Нижнего Дона.
Истоки среднестоговской культуры Д. Я. Телегин видел в сурской культуре эпохи неолита: «Эти культуры сближает некоторая общность в формах посуды и технологии ее изготовления – остродонность горшков, орнаментация их преимущественно в верхней трети прочерченным гребенчатым или ямочным орнаментом, наличие толченых раковин в глиняном тесте и т. д. Как для сурской, так и для среднестоговской культур характерны высокое развитие костяной индустрии, общность приемов обработки рога и одинаковые типы орудий труда из этого материала – мотыги, рыболовные крючки, тесла и пр.
Энеолитическая культура Средний Стог ассимилировала остатки Днепро-Донецкой культуры.

- В Надпорожье – основном районе распространения сурской культуры – между периодом ее существования и появлением первых памятников среднестоговской культуры заметен определенный хронологический разрыв, который характеризуется безраздельным господством здесь памятников среднего этапа арийской днепро-донецкой культуры (кроманьонцы «нордического» типа. 4 600 - 3 500 – 3 000 гг. до н. э).
Носители днепро-донецкой культуры были культурно и антропологически связаны с племенами Прибалтики, а еще далее вглубь времен – с верхнепалеолитическими обитателями приледниковой зоны Европы. Они изготавливали керамику с примесью песка и растительных остатков, хоронили покойников вытянутыми на спине и посыпали их красной охрой. В то же время средиземноморцы охрой покойников обычно не посыпали, хоронили скорченно на боку («в позе эмбриона»), и при этом клали в могилу горшки с едой.

Праарии соединились с племенами атлантов (средиземноморцев). Аратта - "праславянская прародина Орияна-Орисса, ставшая впоследствии Артанией, Антией, а также Борусенью".
Об этом говорят славянские легенды об Атланте - Святогоре, дочь которого Меря соединилась с прародителем Ваном, и так было положено начало родам славян, германцев, финнов, тюрков и других народов Белой Расы. В результате кровосмешения атлантов (средиземноморцы) с индоевропейцами появилась новая общность людей -протоскифы. По первой версии происхождения скифов - они произошли от Зевса и богини реки Днепра (Днепро-Донецкая культура и Среднестоговская культура)
.

Таким образом, с проникновением на юг Украины позднекроманьонских племен в конце неолита - начале медного века здесь складывается своеобразная область культур со смешанным составом населения, для погребального обряда которых характерен биритуализм, когда рядом уживаются два обряда - вытянутых на спине и скорченных (на боку или на спине) захоронений.
Индоевропейский этнос сложился на основе смешения двух неродственных этнокультурных групп и скрещивания их языков».

Среднестоговская культура была распространена в степях Приазовья между Днепром и Доном. На востоке её локальные разновидности доходили до среднего Поволжья. На западе граничила с Трипольской культурой.

Умерших хоронили в подземных могилах (без курганных насыпей), в скорченном положении на боку, посыпали охрой; около умерших клали посуду с едой, орудия труда, статуэтки людей и животных.

Анализ фаунистических остатков из поселений среднестоговской культуры свидетельствует о том, что третья-четвертая часть потребностей населения удовлетворялась за счет охоты. Несколько большую роль, чем охота, в жизни населения среднестоговской культуры играла рыбная ловля. Рыбу ловили удочкою на костяные крючки, а также сетями и другими приспособлениями типа верш, ятерей и т. п. Мясо моллюсков унио и анадонта (перловиц и беззубок) широко использовалось в пищу, а растертые ракушки домешивались в глиняное тесто при изготовлении керамики».

В индоевропейском языке есть слова naHŭ- ‘судно, лодка’, p[h]leŭ- ‘плыть (о лодке)’ и erHo-/reH- ‘весло, грести (веслами)’. В отложениях реки Оскол на глубине 10 м. найдена дубовая лодка эпохи неолита. Смущает, правда, отсутствие в общеиндоевропейской лексике названий для разных видов рыбы, кроме ‘лосося’ и, возможно, ‘угря’. Однако это легко объяснить именно табуированностью названий рыбы, боязнью ее спугнуть: рыбаки и сейчас не любят, когда болтают на рыбалке. Вероятно, рыбу часто вообще называли некими эвфемизмами. Очень может быть, что таково происхождение славяно-балтского слова ‘сом’: в общеиндоевропейском языке частица som- обозначала «предельность действия, направленного к цели», отсюда, например, древнеславянское sŭnemŭ ‘с ним’. Т. е. имелось в виду «быть с рыбой». Сравним: «в видовом составе ихтиофауны (среднестоговского поселения) Дереивки преобладали кости сома». Такое преобладание часто сохранялось и впоследствии. Так, на скифском Савутинском городище на о. Хортица изо всех найденных костей рыб свыше 60 % принадлежали сому, прочие – белуге, осетру, сазану, щуке и др. Впрочем, О. Шрадер, кажется, приводит общеиндоевропейские названия сома: немецкое Wels, прусское kalis, а также латинское squalus «крупная морская рыба».
Если внимательно прочитать словарь М. Фасмера, то можно предположить индоевропейское происхождение еще как минимум четырех названий рыб:
1) Карп, короп – словен. kàrp, польск. karp, литов. kárpa, латыш. kàrpa, древне-верхне-немецкое karpo, charpfo, латинское carpa (Кассиодор, VI в.), греч. κυπρινος, древне-индийское çarpharas «вид карпа».
2) Карась – сербохорватское кàрâш, кàрас, чешское karas, литовское karūšis, karõsas, немецкое Karausche, французское corassin, carassin, а также «особая рыба» - итальянское coracino от латинского coracīnus, греческое κορακίνος.
3) Линь – украинское лін, болгарское лин, сербохорватское лињ, словенское lînj, чешское lín, польское lin, литовское lýnas, латышское lĩnis, древне-прусское linis, древне-верхне-немецкое slîo, древне-английское slíw, а также греческое λινεος «морская рыба».
4) Осётр – украинское осетр, болгарское есетър, польское jesiotr, литовское ašėtras, древне-прусское esketres, древне-верхне-немецкое sturio, sturo, а также греческое ίκταρ «какая-то рыба», латинское exetra «змея», (первоначально некое «водное чудовище»).
Также не исключено (хотя и менее вероятно) общеиндоевропейское происхождение еще ряда названий рыб. Например, белуга имела общеславянское название viz, viza, vyza, древне-верхне-немецкое hūso, латинское huso.
Очень древние корни могут быть у слов «сельдь», «щука», «ёрш», «мень» и др. Сюда можно добавить также индоевропейские названия таких рыб, как окунь, язь, мень (налим), форель, пескарь, сиг, атерина, красноперка.

Так на юго-востоке Украины (включая Крым) и на севере Балканского полуострова еще в мезолите возникли два самостоятельных очага неолитической революции (возникновения скотоводства), и что с древнейшим центром доместикации крупного рогатого скота на юго-востоке Украины связано первоначальное сложение пра-индоевропейской этнической общности.
/Рассоха И.Н. Украинская прародина индоевропейцев. Харьков. ХНАМГ. 2007./

ГОСУДАРСТВО УРАМ

На берегах Чёрного моря выросло протоскифское государство, которое называлось Урам.
"От первого человека Таргитая (по Геродоту, сына Зевса и дочери реки Борисфена Днепра) родилось три сына - Липоксай ("Повелитель гор Рипа", повелитель Урала), Апроксай ("Повелитель глубины" - "апро" в осетинском значит "глубина", "ксай" равнозначно иранскому "шхай"- "повелитель") и младший Колаксай ("Солнце-царь"). В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему... от Липоксая, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами (символ - плуг. земледельцы.), от среднего брата - племя катиаров (воины - колесничие. Символ - ярмо.) и траспиев (верховные воины. символ-секира.), а от младшего из братьев - царя - племя паралатов (цари. жречество. символ-чаша.). Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами…Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы… Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото. Колаксая считают своим родоначальником скифы-пахари (Приднепровье), сами себя называвшие сколотами".
«И крови много там лилось оттого, что была распря великая за посевы и пашни по обе стороны от Дона (у А. И. Асова - «от Дуная») и до гор русских, и до пастбищ карпатских. И там они начали рядить и выбрали Кола, и был он для них вождем, а также он отпор врагам творил».
Скифский царь Колаксай был инициатором реформы в Великой Скифии, разрядившим обстановку и прекратившим пожар междоусобиц, говорит таблица 16а из Велесовой книги.

Знаменем черноморских индоевропейцев был бык (4 480 - 2 320 г. до н. э. Эпоха Тельца/Быка), которого они называли Тор (Велес), олицетворение животной силы, страсти и жестокости.
У кельтов боги-быки символизируют силу и мощь. Для друидов бык - это солнце, а корова - земля.
Бык - мужской и одновременно женский символ лунного серпа, месяца. В некоторых мифах Бык является символом бога грозы.
В "Ригведе" Мать-Земля именуется Пятнистой Небесной Коровой, а Отец-Небо-плодовитым Быком, чьим семенем является дождь.
Сыном Одина считается Тор, сильнейший из всех богов и людей. Ездит Тор в колеснице, запряжённой двумя козлами. Есть у него три сокровища - молот Мьёлльнир, пояс силы и железные рукавицы, которые он надевает, когда хватается за молот. Тор защищает Асгард и Мидгард, мир людей, от великанов...
Славянский Сварог является небесным кузнецом. От его ударов по наковальне разлетаются искры-молнии.
Хеттский бог Грозы изображался в виде золотой статуи с палицей в правой руке и с золотым "символом блага" в левой. Бог Грозы часто изображался в виде быка. Сопровождающие его боги гор представали в виде палицы или другого оружия, на которых изображалось это божество.
В хурритской мифологии у бога грозы два Быка - Хурри (утро) и Серри (вечер).

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЛИК


Графические реконструкции выполнены по черепам из Волыненского могильника

Графические реконструкции выполнены по черепам из погребений могильника Вовниги 2

Графические реконструкции выполнены по черепам из Александровского могильника

Носители среднестоговской культуры имели смешанный антропологический тип.
Одни были потомками неолитических кроманьонцев «нордического» типа днепро-донецкой культуры, другие относились к средиземноморской расе и имели явное балканское происхождение (ареал трипольской культуры). Подобная метисация заложила основы протонордической расы кордитов (Культура боевых топоров и Культура шнуровой керамики).
Среднестоговское и близкое к нему население, оставившее памятники новоданиловского типа, имеет признаки, характерные для протоевропейского типа. У них крупные, в основном долихокранные мозговые коробки большой высоты и широкие и среднеширокие (редко узкие) лица, часто весьма уплощенные в верхней части и сильнее профилированные на уровне зигомаксиллярного угла. Орбиты низкие, реже средневысокие (Игрень), нос чаще широкий, резко выступающий. Нижняя челюсть массивная.
Синхронное среднестоговскому трипольское население обладало совсем иным комплексом признаков, имеющим прежде всего сильную средиземноморскую основу. Такие признаки, как узкое, сильно профилированное лицо, небольшая, умеренно долихокранная невысокая черепная коробка, сразу же позволяют исключить их носителей из круга близких антропологических типов среднестоговцев. О реальности различий между ними по системе признаков с большой долей уверенности позволяет говорить проведенный количественный анализ.
Процесс генезиса среднестоговцев, очевидно, следует связывать с племенами днепро-донецкой культуры, населявшими в неолите территорию Надпорожья – Приазовья и выделенными И. И. Гохманом в надпорожско-приазовский вариант протоевропейского типа. Сопоставление методом Х2 выявляет высокую вероятность их сходства. Среднестоговские черепа обладают такими же крупными размерами мозговой коробки, развитым рельефом. При этом у них наблюдается тенденция к уменьшению широколицести и общей массивности, а также к ослаблению профилировки в области назомалярного угла по сравнению с черепами носителей днепро-донецкой культуры.
Следует добавить, что круг близких среднестоговцам форм не ограничивается территорией Украины. Сходным комплексом признаков обладало также ранненеолитическое население Восточной Прибалтики, представленное краниологической серией могильника Звейниеки. Однако отмеченное сходство, по мнению Р.Я. Денисовой, недостаточно для вывода о генетическом родстве племен раннего неолита Восточной Прибалтики и среднестоговской культуры. Большой интерес представляет вопрос о дальнейшем развитии среднестоговской популяции. Среди населения, сменившего среднестоговское и частично синхронного ему, наиболее близкими антропологически являются носители древнеямной культуры.
/И.Д. Потехина. О носителях культуры Средний Стог II по антропологическим данным // Советская археология. 1983, № 1. С. 153/


Среднестоговская культура. Пунктиром обведена приблизительная территория самых ранних памятников – квитянского этапа (I-а), в Надпорожье и Среднем Поднепровье

Фаза II СРЕДНЕСТОГОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Фаза II среднестоговской культуры (3.500 г. до н.э.) распространена в степях Приазовья между Днепром и Доном, характеризуется появлением в захоронениях шнуровой керамики и каменных боевых топоров, что может быть связано с индоевропейской экспансией на запад.

ВЕРХОВАЯ ЛОШАДЬ

Древнейшая верховая лошадь датирована ок. 4830 г. до н. э. (жеребец из Дереивки, Украина).
Культура Средний Стог справедливо считается одним из древнейших центров приручения коня и коневодства, а также появления первых в мире школ верховой езды. Как степной народ, арийцы владели отменными лошадьми и первыми придумали колесницы. Они принесли и то, и другое достижение ко многим цивилизациям и по времени появления колесниц можно судить о времени контактов с арийскими племенами.
В Среднем Стоге (3500 г. до н. э.) впервые в истории индоевропейцы в России освоили верховую лошадь. Скотоводство среднестоговской культуры на 75 % базировалось на одомашненной лошади, и эта культура замечательна еще и тем, что ее носители впервые в истории освоили верховую езду на лошади: в среднестоговской культуре представлены роговые элементы конских удил, а недавние исследования зубов среднестоговской лошади показали, что эти удила применялись по современному их назначению. Этнологические параллели показали, что освоение верховой езды должно было сопровождаться для среднестоговцев ростом демографического состояния и повышением мобильности, что объясняет распад праиндоевропейской культуры и широчайшее распространение ее производных по Евразии: конная ямная и другие культуры».

В древнегреческом мифе об Иксионе – прародителе кентавров говорится, что он был любимцем Зевса и даже допускался к трапезе богов. Но затем возжелал богиню Геру – жену хозяина. Причем Зевс и на это не рассердился, а лишь создал из облака копию Геры, с которой Иксион и породил кентавров. Зевс обиделся, лишь когда Иксион стал везде хвастаться своей связью с Герой. Но наказал Зевс Иксиона тоже странно – привязал к вечно вращающемуся колесу и забросил на небо…
Колесо и повозка были изобретены еще в эпоху индоевропейского единства, т. е. на первоначальной территории среднестоговской культуры.

9 тыс. лет до н. э. выделение индоевропейского языка из бореального языка. Культуры: МАГЛЕМОЗЕ, ЯНИСЛАВИЦКАЯ КУЛЬТУРА.
1. Трипольско-ямная языковая общность – XXX - XIII вв. до н. э. Трипольские племена входили в число языковых предков (субстрат) славян – древнейшую юго-восточную зону индоевропейского единства – языковую общность, определяемую лингвистами, в составе которой находились и предки индоиранцев и славян
. Племенной союз, представители которого разговаривали на индоевропейском языке, распался (или из его территории выселилось несколько группировок) 3.600 г. до н. э. Распад индоевропейского диалектного единства произошел после того, как их носители стали употреблять колесный транспорт.
Работами лингвистов, начиная с классических исследований О. Шрадера и А. Мейе, было установлено, что терминология, связанная с колесным транспортом, является общеиндоевропейской. Общими для индоевропейских языков служат названия четырехколесной повозки, колеса, ярма и дышла, а также пары животных в упряжке, вола (коровы) и лошади; общеиндоевропейскими являются также глагол «запрягать», слова «путь», «дорога», «мост». «В индоевропейском восстанавливается разветвленная терминология, относящаяся к колесной повозке и ее отдельным частям. Наличие повозки и колеса у древних индоевропейцев, предполагаемое по лигвистическим данным, согласуется с культурно-историческими свидетельствовами о наличии колесных повозок в каждой из древних индоевропейских традиций, начиная с древнейших датируемых материалов, как письменных, так и археологических.
Все боги индоевропейского пантеона характеризуются определенным отношением к колеснице. Колесница является обязательным атрибутом бога солнца, бога грозы, бога плодородия, а также второстепенных божеств – утренней зари, пути. С колесом и колесницей у индоевропейских народов связан сложный комплекс представлений космогонического и мифологического характера. Мир представляется как две половины, впряженные в одну божественную колесницу. Колесница выступает как символ солнца, восходящей зари, а также понятий плодородия, богатства и справедливости.
В индоевропейских языках смысловое значение слов "повозка” ("колесница”), "колесо”, "круг” взаимозаменялись, и уже в архаическую эпоху все эти термины наряду с бытовыми приобретают и сакральный характер. В концепции индоевропейцев с идеей колеса, круга, вращения связаны представления о движении солнца и других светил по небосводу и вместе с тем о движении времени вообще. Понятие движения, общеиндоевропейского происхождения слова "путь-дорога”, "мост” имеют наряду с бытовыми сакральный оттенок. Возникают понятия "путь богов”, "путь солнца”, "путь славы”, "жизненный путь” и "путь смерти”, "последний путь”. В индийской мифологии существует бог-покровитель пути – Пушан, обеспечивающий богатство и плодородие. Пока еще вроде бы не найдены материальные остатки колес в памятниках среднестоговской культуры. Однако известны четкие изображения колес и колесниц на Каменной Могиле под Мелитополем. «Многочисленные находки моделей повозок и колес сделаны на поселениях культур Эзеро, Чернавода, Кукутени, Баден-Печел, Городск-Усатово. Модели повозок Подунавья и Балкан демонстрируют один устойчивый тип четырехколесной открытой повозки, запряженной парой быков».

Средний Стог была культура переходного типа от полуприсваивающего неолита к более класическим формам скотоводческих культур ямной культурно-исторической общности. Бытовала активная меновая торговля, причем среднестоговский керамический импорт фиксируется не только в Триполье, но и на Балканах. Другим отличительным признаком среднестоговской культуры стало появление курганов, с тех пор (и до скифов с сарматами) составлявшее неизменную черту степной традиции.

- Другая группа энеолитической керамики Липецкого Озера (Липецкая обл.) принадлежит среднестоговской культуре. Всего имеется 183 фрагмента, принадлежащих, судя по венчикам, 59 сосудам. В коллекции имеется еще 405 неорнаментированных фрагментов, технологически близких сосудам и среднестоговской и репинской культур. В глиняную массу сосудов обильно примешана толченая ракушка, стенки толстые; внешние поверхности чаще хорошо сглажены, на внутренних имеются следы крупных расчесов. Сосуды характеризуются формой остродонных горшков с высокими прямыми или раструбовидными венчиками, четко отделенными от тулова. В качестве орнаментальных элементов выступают гребенчатый штамп (типологически перекликающийся со штампом на нижнедонских сосудах), шнур, "личинки", ямчатые вдавления, наколы. Мотивы орнамента - строчки, вертикальная елочка, сетка, зигзаг, наклонные пояски разных вдавлений. Орнамент занимал как всю поверхность, так и верхнюю половину сосуда. В целом на среднестоговских сосудах поселения Липецкое Озеро ощущается сильное влияние традиций местного неолитического мира, достаточно сопоставить орнаментальные элементы, а также их композиции и мотивы.

- Репинская культура (3 700 - 2 400 гг. до н. э.) Следующая группа энеолитической керамики после Среднестоговской культуры поселения Липецкое Озеро (281 фрагмент от 238 сосудов) принадлежит репинской культуре. Здесь особенно ярко представлен ранний "проторепинский" тип сосудов, лишь с большим трудом позволяющий отделить его от среднестроговских. В технологии сохраняются традиции производства среднестоговских (а, следовательно, и нижнедонских) сосудов. Все они в глиняном тесте имеют обильную примесь толченой ракушки, толстостенны, внешние стороны покрыты крупными косовертикальными расчесами; такие же расчесы, но в горизонтальном направлении имеются на внутренних сторонах. Ранние сосуды характеризуются относительно высокими венчиками, с плавным или резким переходом к широкому яйцевидному корпусу, но с обязательным ребром при переходе с внутренней стороны. Сами венчики имеют легкую раздутость, либо в той или иной мере выраженную желобчатость. В качестве элементов орнамента использовались гребенчатый штамп, составленный в пояски с наклоном в одну сторону, "личинки", спаренный накол. На венчиках отсутствуют обязательные для типичных репинских сосудов ряды ямок или жемчужин. Позднее сосуды приобретают четко выраженную желобчатость, срез венчика обычно косо срезан вовнутрь или приострен. Украшались сосуды в одну зону до середины высоты горизонтальными рядами спаренных наколов, оттисков шнура, гребенчатого штампа. Характерно завершение орнаментальной зоны зигзаговым мотивом, выполненным гребенкой. Зигзаг встречается также и на венчике, под его срезом, который тоже обычно украшался. Материалы Репинской культуры появляются на Донце и в Поднепровье, на Нижнем Дону и на Волге, и даже в Северном Прикаспии. На севере отдельные материалы с репинскими традициями проникали в верховья Дона, в Подесенье, в область рязанского течения р. Оки. У носителей репинской культуры, как и у их предшественников, ведущую роль в экономике играло коневодство.

- Памятники энеолита на Тамбовской обл. изучены слабо, но судя по таким особенностям керамики, как «воротнички» (утолщения в виде манжет и валиков), «жемчужинки» (ямки, оттиснутые с внутренней стороны сосуда), разнообразным узорам из оттисков гребенчатого штампа и т. д., свидетельствуют о присутствии на некоторых памятниках в бассейнах рек Воронежа и Цны племен репинской культуры (названа по первому исследованному поселению у хутора Репин на Дону).

- Тубинская культура в среднем течении Северского Донца и на Айдаре: ее истоки связаны с буго-днестровской культурой (средиземноморцы), она сосуществует с днепро-донецкой, а затем ее население ассимилируется носителями среднестоговской культуры.

Среднестоговские племена вместе с населением днепро-донецкой культуры принимали участие в формировании древнеямной культуры.

Телегин связывал распространение культуры шнуровой керамики с расселением среднестоговцев (Телегін Д. Я., 1968, 123). Шнуровой орнамент и боевые молоты, которые позднее развились в топорики, впервые появляются именно у среднестоговцев.

СРЕДНЕСТОГОВСКАЯ КУЛЬТУРА
↓↓↓
КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ


ИСТОРИЯ

Яниславская, Иеневская, Зимниковская, Донецкая культуры. 8000 - 4600 гг. до н.э.
Средневолжская, Самарская культуры. 5900 - 4000 гг. до н.э.
Хвалынская культура. 4500 - 3600 - 3200 гг. до н.э.
Днепро-Донецкая культура. 4600 - 4000 - 3300 гг. до н. э.
Среднестоговская культура. 3700 - 3200 - 2600 гг. до н. э.
Ямная культура. 3200 - 2300 - 1900 гг. до н.э. индоиранцы.
Культура Шнуровой керамики. 3200/2900 гг. до н. э. - 2300/1800 гг. до н. э.
Афанасьевская культура. 2500 - 1400 гг. до н. э.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: История | Добавил: Jupiter (26.10.2011)
Просмотров: 5744 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz