ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Суббота, 27.04.2024, 20:06
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Ямная культура

Чертог Ворона - 2848-1228 г. до н.э. (Бог Коляда)

Более 5 тыс. лет назад появились «Веды».
Первоначально Знание, данное Крышнем, было утрачено в древние эпохи. Потом спустя тысячелетия оно было восстановлено вновь явившемся богом Колядою, нисхождением Крышня.

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА

3 600 – 2 300 – 1 900 гг. до н.э.
индоиранцы

Одной из первых археологических культур, возникающих на «вторичной», степной прародине индоевропейцев, была древнеямная (ямная, курганная, древнеямная культурно-историческая общность). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. По нынешним границам это территория Украины, России и Казахстана с заходом в Румынию, Болгарию и Венгрию.
Именно люди этой культуры были носителями гаплогруппы R1a. Их относят к первым индоевропейцам - пастухам. В то же время эта культура не была единой для всех распространяющихся с прародины индоевропейских общностей, ибо подходила и была адаптивна к степному био - и экоценозу. В других природных условиях и в контакте с другими народами индоевропейцы «изобретали» новые культуры, адаптированные к другой жизненной среде.

Ямная культура берёт начало от:
- хвалынской культуры (4.500 - 3.600 - 3.200 гг. до н. э.) в среднем течении Волги;
- среднестоговской культуры (3.500 – 3.200 гг. до н. э.) в среднем течении Днепра.

Ямную культуру генетически связывают с КВК (Культура воронковидых кубков - Мегалитическая культура, 4 300 – 2 700 гг. до н. э. Средиземноморцы).
На территории Молдавии на основе групп КВК формируется Древнеямная культурная общность - индоиранцы. Поселения раннего этапа лежат на прибрежных дюнах Волги и ее притоков.


Деревянные повозки ямного периода

Пастушеское скотоводство, большей частью отгонное, в хозяйстве явно доминировало над земледелием, которое было мотыжным. В составе стада преобладает крупный рогатый скот над мелким, имелся и конь, но тягловой силой были всё же волы. Они запрягались в четырехколесные повозки с массивными деревянными колесами. На поселениях есть и кости свиньи, что говорит об оседлости, по крайней мере, части населения.

Самая ранняя находка в Восточной Европе четырёхколёсной повозки, обнаруженной в кургане «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска, связывается с ямной культурой. С этой же культурой связывают курганы Мергелевой гряды в Луганской области со следами человеческих жертвоприношений.

В развитии ямной культуры выделяют три периода:
- Первый (ранний) этап (1-я пол. – сер. III тыс. до н.э.).
На всей территории ямной культуры распространены однообразные захоронения с лежащими на спине и посыпанными охрой скелетами, ориентированными головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлышком, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные "скипетры") при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров.

- Второй этап (3-я пол. – нач. 4-ой четверти III тыс. до н.э.).
Возникают локальные варианты. В причерноморских степях вместе с признаками раннего этапа появляются захоронения на боку с ориентированием головой на запад, яйцеподобные посудины с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шила). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к осёдлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скала Каменоломня и другие на Нижнем Днепре).
Внутри ямной культуры выделено девять локальных вариантов, соответствующих родственным племенным группам и археологическим культурам:
Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный.

- Третий этап (кон. III - нач. II тыс. до н.э.).
Локальные отличия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее расширены захоронения со скелетами, не всегда покрытыми охрой, с нестойким ориентированием по сторонам света, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфичные комплексы костяных украшений с молоткоподобными шпильками, повозки со сплошными колёсами. До конца третьего этапа рост локальных особенностей и распространение новых культур (преимущественно катакомбной культуры) привели к исчезновению ямной культуры.



Территория распространения Ямной культуры

Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.

Погребения

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Еще и сейчас ее некоторые археологи не отделяют от более поздних культур, объединяя их все в культуру скорченных и окрашенных костяков – нем. Ockergabkultur, букв. “культура охровых погребений”.
Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время.
Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади), что характерно для прото-индоевропейцев.

Ямная культура связывается с поздними протоиндоевропейцами в рамках курганной гипотезы Марии Гимбутас. Согласно сторонникам данной гипотезы, ареал ямной культуры — территория распространения праиндоевропейского языка, наряду с более ранней среднестоговской культурой. Отдельные учёные связывают население ямной культуры с ранними индоиранцами.

Антропология

Антропологически, население ямной культуры соответствовало палеоевропеоидным группам населения, т. е. было брахикефальным, подробнее об этом говорит Н. Шилькина в своей статье: «В целом, для населения ямной культуры характерны брахикранные черепа с низким и ортогнатным лицом, низкими орбитами, сильно выступающим носом. Мужчины ростом - 173 см., женщины - 160 см., они более походили на восточные народы».
Физический облик представителей ямной культуры антропологи характеризуют главным образом так: европеоиды высокого роста с массивным черепом, в основном продолговатым, низкое лицо с сильно выступающим носом, наклонным лбом и заметными надбровными дугами. Однако есть в ямной культуре и примеси других антропологических типов: узколицые и высоколицые, с сильной горизонтальной профилированностью, близкие кавказскому населению; или высоколицые и широколицые с тенденцией к брахикрании.


Представители ямной культуры

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ



9 тыс. лет до н. э. выделение индоевропейского языка из бореального языка. Культуры: МАГЛЕМОЗЕ. ЯНИСЛАВИЦКАЯ КУЛЬТУРА.
1. Трипольско-ямная языковая общность - XXX - XIII вв. до н.э.
Трипольские племена входили в число языковых предков (субстрат) славян – древнейшую юго-восточную зону индоевропейского единства – языковую общность, определяемую лингвистами, в составе которой находились и предки индоиранцев и славян.

В северо-западном Причерноморье подкурганные захоронения являются единственными памятниками ямной культуры: поселения неизвестны. Большинство курганов сооружено непосредственно носителями ямной культуры, но известно использование и более ранних насыпей. Насыпи в плане чаще всего округлые, овальные, овоидные; известна крестообразная в кургане 2 у с. Холмское.
Известны курганы из одной насыпи и многослойные, порой содержащие более десятка досыпок. Первые чаще всего небольших размеров, до 1,5 м, но в отдельных случаях могут достигать высоты 3 м. Высота стратифицированных курганов варьирует в зависимости от количества насыпей.
Среди элементов курганной архитектуры, помимо досыпок, выделяются рвы, кромлехи, обкладки камнями насыпи кургана. Ров обычно округлой формы, иногда - овоидной (Каланчак, к. 3; Мреснота могила, к. 1), чаще всего - кольцевой, реже - с перемычкой (Новосельское, к. 19, Лиман, к. 2) или с двумя перемычками (Алкалия, к. 3). Чаще всего рвы связаны с основными погребениями (например, Светлый, к. 1; Балабан, к. 8; Каушаны, к. 1 и др.), однако, он может окружать и последующие насыпи: вторую (Тирасполь, к. 3), третью (Вишневое, к. 8, Велико-Зиминово, к. 1, Балабан, к. 13).

Курган с кромлехами обычно представляет собой окружность из вертикально вкопанных камней. Кромлех может быть одинарным или двойным (Червоный Яр II, к. 1). В восьми случаях встречена каменная обкладка полы кургана. Известно сочетание рва с кромлехом (Велико-Зиминово, к. 1) или рва и обкладки полы (Хаджимус, к. 2, Балабан, к. 13). В ряде случаев для впускных погребений прослеживается расположение их по дугам и окружностям, связанное, по мнению исследователей, с кругом представлений о движении небесных светил.

Погребальные камеры представляют собой как простые грунтовые могилы, так и с уступами, в единичных случаях - с заплечиками. Подавляющее число уступов зафиксировано во впускных захоронениях, при этом известны уступы и в основных: Балабан, 8/1, Курчи 3/1 и др. Наиболее характерным является уступ прямоугольной формы с закругленными углами. При этом встречаются и иные формы уступов: подквадратный, бочонковидный, округлый, вытянутых пропорций, бобовидный, различных неправильных форм. Полагают, что отклонения от стандарта случайны. В кургане 10 у с. Траповка уступы имели одинаково неправильную форму: один из его углов был вытянут. Автор раскопок объясняет это тем фактом, что курган в ямное время являлся кладбищем какой-то определенной родоплеменной группы. Стенки уступов чаще всего отвесные, но могут сужаться к уровню погребальной камеры.
Погребальные камеры также, по большей части, прямоугольные с закругленными углами, но бывают подквадратные, удлиненно-прямоугольные, трапециевидные, бочонковидные, подовальные, овальные. Стенки могильной ямы обычно отвесные, но могут ко дну расширяться или сужаться. Известна овальная погребальная камера при прямоугольном уступе, прямоугольная, расположенная по диагонали квадратного уступа, прямоугольная при овальном уступе, овальная с овальным уступом.
В ряде случаев погребальные камеры имеют деревянное или каменное перекрытие. Деревянное встречается как из поперечных плах, так и продольных, либо из жердей. Иногда фиксируется сочетание продольных и поперечных досок, бревен. Каменное перекрытие неоднородно: из мелких и крупных камней, из двух и более плит; среди плит перекрытия могут находиться антропоморфные стелы. Наконец, антропоморфные стелы могут выполнять роль перекрытия; та же функция - у антропоморфных закладов. Поверхность уступа порой накрывали циновкой, иногда - с росписью. Изредка встречается канавка по периметру погребальной камеры, в нескольких случаях в канавку крепилась деревянная обшивка стен. Довольно распространены в регионе захоронения с ямками на дне погребальной камеры на уступе. Часто на дне погребальной камеры фиксируют тлен от подстилки, реже - другие детали оформления: обмазку глиной, посыпку песком, побелку, обжиг, утолщение тлена под черепом, чашевидные углубления. Отметим и наличие каменных ящиков. На уступе и в погребальной камере располагают остатки деревянных повозок. Иногда рядом с погребальной камерой или на ее перекрытии находят остатки кострищ, кости животных, порой целые их скелеты (собака). Интересны находки ритуальных площадок. Так, с основным погребением 14 кургана 3 у с. Желтый Яр связана культовая выкладка из костей животных в виде прямоугольника 1,4х1,4 м. В кургане 1 у с. Хрустовая на уровне древнего горизонта у основного захоронения выложен квадрат из зубов лошади также размером 1,4х1,4 м. В кургане 17 у с. Вишневое с основным погребением 38 связывают площадку из ракушек диаметром около 1 м. В кургане 6 у с. Траповка каменная четырехугольная выкладка размером около 1,1х0,7 м на поверхности второй насыпи связана с основным для нее погребением 18. В кургане 1 у с. Катаржино на вершине одной из насыпей прослежена площадка из плотного илистого покрытия с пандусами.

Способ погребения

В подавляющем большинстве случаев зафиксирована ингумация погребенных, лишь в двух случаях (Семеновка 8/24 и Кубей 22/14) - кремация. Порой встречаются обожженные кости скелетов.
В целом выделяются пять вариантов положения умершего:
1) скорчен на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ноги первоначально стояли коленями вверх, впоследствии упали в ту или другую сторону, распались ромбом - 795 (56,3 %);
2) уложен на спину с наклоном вправо, левая рука согнута в локте, кисть лежит на тазе, реже - в области живота или груди; правая рука вытянута вдоль туловища - 238 (16,8%);
3) положение умершего симметрично предыдущему, т.е. ноги согнуты влево, а на тазе лежит правая рука -189 (13,4%);
4) погребенный лежит на правом боку, с различным расположением рук, чаще вытянутой правой и согнутой левой - 86 (6,1%);
5) так же, но на левом боку - 104 (7,4 %).
Внутри данных пяти вариантов прослеживают и более дробную градацию; в то же время существуют тенденции рассматривать правостороннее и левостороннее положение скелетов, не выделяя второй и третий варианты. Четыре варианта объединяются в две группы с симметрично расположенными костяками, образуя т. н. бинарные оппозиции; лишь первый вариант, со скорченным на спине костяком, не имеет аналога. Исследователи отмечают, что бинарные оппозиции - это выработанные в сознании системы бинарных (двоичных) признаков, набор которых является наиболее универсальным средством описании семантики мира. На основе выбора двоичных признаков конструируются универсальные знаковые комплексы; этим способом классификации мира определяется все поведение членов архаических коллективов, и прежде всего - ритуализированное.
Дважды зафиксировано погребение умерших сидя (Семеновка 8/5, Белолесье 6/4). Наличие расчлененных погребений и кенотафов. Часть погребений плохой сохранности (около 1/3), поэтому поза умершего восстанавливается не во всех случаях.
Выделение обрядовых групп (на основании позы погребенного) стало уже традиционным в исследованиях по ямной проблематике. Три варианта расположения умершего - скорченно на спине; на спине с разворотом вправо, влево; а также скорченно на правом и левом боку.
В принципе, встречаются все направления ориентировок при несомненном преобладании западного полукруга; около 20% ориентировано в восточном направлении.

Погребальный инвентарь

Керамика, найденная в погребениях региона, исключительно разнообразна. Выделены основные типы сосудов, как общие для всей территории ямной КИО, так и специфичные для Северо-Западного Причерноморья, определен круг связей и аналогий.
Известны случаи помещения одного сосуда в другой (Белолесье 11/9), заполнения их охрой (Старые Дубосары 1/18, Оланешты 8/7). В сосуде найдена заготовка топора (Червоный Яр 1, 1/6), в захоронении из 6/3 Каменки (Молдова) внутри сосуда лежала большая берцовая кость левой ноги ребенка. В погребении Александровка 1/32а под днищем сосуда найдено 11 кремневых отщепов и скребок. В Яссках 5/28 фрагмент стенки сосуда лежал на лобной кости погребенного. Наличие керамики в могиле не связано ни с полом, ни с возрастом погребенного, поскольку она найдена как в мужских, так и в женских, и в детских захоронениях. Находки сосудов могут сочетаться с другими категориями инвентаря. При этом керамика известна в погребениях различных размерных групп, т. е. ее присутствие не зависит от количества вложенного в захоронение труда.


Горшок, северодонецкая ямная культура

Горшок, ритуальный, ямная культура, Черкасская область

Оружие в целом больше характерно для погребенных с наклоном влево и на левом боку, однако половина кремневых стрел, выступающих в качестве инвентаря, найдена в захоронениях 1-й обрядовой группы.
Кубки преобладают в погребениях 1-й обрядовой группы и в тех захоронениях 2-й, где умерший расположен с наклоном вправо. Чаши, миски, банки на поддонах, банковидные сосуды соотносятся с левосторонним расположением умершего. Существует взаимосвязь в инвентаре между погребенными, расположенными с наклоном влево, на левом боку - с правосторонними (составные браслеты, каменные орудия); при этом менее выразительна группа со скелетами на правом боку.
Привлекает внимание тот факт, что оружие в значительной степени связано с левосторонне погребенными, а орудия труда - с правосторонне расположенными умершими, хотя выводы эти носят предварительный характер.

Захоронения животных

Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади), что характерно для прото-индоевропейцев. Захоронения эивотных имеются в Баденской культуре (2800 - 2400 гг. до н. э. Австрия).

Погребения с повозками

Вблизи Мариуполя были обнаружены остатки деревянных четырёхколёсных повозок со сплошными деревянными дисковидными колёсами. Учёными эта находка датирована 3200 г. до н. э. Таким образом, найденные в Приазовье повозки являются на сегодня древнейшим видом колёсного транспорта в мире (раньше таковым считался транспорт Месопотамии XXVI века до н.э.).
Обряд захоронения с повозкой связан был с военной знатью или со жречеством. При этом некоторые исследователи указывают на высокое социальное положение погребенных с повозками.

Погребения с антроморфными стелами

В стелах некоторые исследователи видят изображения воинов, "заменителей” конкретных лиц, имеющих родственное или социальное отношение к погребенному, изображения выдающихся членов рода, вождей, шаманов, старейшин, предка-прародителя-покровителя, родоначальника. Некоторые определяют стелы как изображения божества или самого погребённого. Чаще всего полагают, что изображенные на стелах атрибуты свидетельствуют об изображении Громовика, божества - творца Вселенной. Многие исследователи считают, что стелы сооружались над погребениями знати, либо определенной социальной группы с наследуемым социальным статусом; при этом некоторые из погребенных связаны с отправлением функций культового характера. Существует точка зрения, что, кроме наличия стел, эти погребения ничем не выделялись из группы остальных захоронений. Под стелами захоронены умершие естественной смертью или принесенные в жертву накануне новогодних праздников. Некоторые исследователи полагают, что каменные изваяния не связаны с традициями ямной культуры, а использовались ими в качестве строительного материала. Между тем, в двух погребениях Северно-Западного Причерноморья стелы найдены в вертикальном положении (Старые Куконешты 3/1, Старые Беляры 1/6), еще в двух вертикальное положение реконструируется (Новоселица 19/12, 19/17). Зафиксировано расположение парных плит по антитезе (Шевченково 3/13, Крестовая могила 1/8), наряду с этим известны и антропоморфные каменные заклады. Некоторые закономерности в размещении стел отмечены и для южнобугского варианта ямной КИО. Наиболее выразительные изображения топоров имеются на стелах из Федоровки, Керносовки, Чобруч, Хаманджии. На первых двух топор изображен спереди, заткнутым за пояс, на стеле из Чобруч - между кистями сложенных на груди рук.

Погребения в каменных ящиках

В.В. Генинг считает, что главное их отличие - в больших затратах труда по сравнению с рядовыми захоронениями, что объясняется погребением в них людей высокого социального положения - родовых старейшин, выполнявших жреческие функции. Наличие детских погребений в этой группе указывает на наследование социального статуса.

Погребения с раскрашенными черепами

Предполагают, что погребения с раскрашенными черепами принадлежат к социальной верхушке ямного общества. Видимо, к ним близки погребения с моделированными черепами, которые отражают, с одной стороны, культ предков, страх перед умершим, а с другой - фиксируют высокий социальный статус погребенных, являющихся вождями или жрецами.
Помимо "масок”, в ареале ямной КИО известно наличие своеобразного савана из прутьев, зафиксированы следы обряда мумификации. Эти захоронения, сопровождающиеся к тому же престижным инвентарем, производственными наборами, относятся к немногочисленным для ямной культуры погребениям "ремесленников”.

С ямной культурой связывают курганы Мергелевой гряды в Луганской обл. со следами человеческих жертвоприношений.

ПАТРИАРХАТ

Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах. Многие исследователи считают, что у ямных племен существовала общественная организация патриархального типа. При этом предполагается слабая имущественная дифференциация, не получавшая, к тому же, четкого археологического выражения.
Исследователи полагают возможным существование трифункциональной структуры ямного общества, состоящего из трех сословий: брахманов - жрецов, кшатриев - воинов (в ряде случаев при погребениях вождей и выдающихся воинов подчеркивались их воинские заслуги) и вайшья - рядовых общинников.

1. Предполагается, что именно жрецы находились на высшей ступени социальной иерархии. Важную роль играли женщины-жрицы (Приуралье), хотя главное место уже закрепилось за мужчинами. Жрецами считают погребенных с ножом и шилом.
Для восточного ареала ямной культуры предполагается, что на позднем этапе социальная культура общества может быть обозначена термином "вождество”. Исследователи выделяют в ямном обществе вождей, как военных, так и осуществлявших верховную религиозную и гражданскую власть. Некоторые вожди племенных объединений, не обладали военными функциями.
Внимание исследователей привлекают некоторые категории погребального инвентаря, отражающие, по их мнению, социальный статус погребенного. Прежде всего, это относится к находкам скипетров и булав - немногочисленных, но тем не менее выразительных артефактов в ареале ямной культуры. Некоторые в них видят символ религиозной власти. Скипетр являлся символом религиозной и гражданской власти и использовался в религиозно-магических целях. Находка булавы (встречаются также в Днепро-Донецкой культуре, Нижневолжской культуре, культуре боевых топоров, Катакомбной культуре) в захоронении рассматривается как свидетельство выделения племенной верхушки.
С кремневым скипетром типа Васильевского сопоставляет И.Ф. Ковалева костяные фетиши подтреугольной формы, предполагая при этом сакральную выделенность лиц, захороненных с этой категорией находок.


Каменный сверленый топор

Другим вариантом инсигний власти в ямных захоронениях региона являются каменные шлифованные топоры.
В Северо-Западном Причерноморье 25 погребений с каменными проушными топорами, их фрагментами и заготовками, два погребения с молотами, одно - с заготовкой молота. Среди проушных топоров целые формы найдены в 10 погребениях, в четырех обнаружены заготовки топоров, в 11 - фрагменты, семь из которых имели следы вторичного использования.


Ямная культура. Топоры из погребений:
1 - Бараново 1/10; 2 - Семеновка 8/16; 3 - Алкалия 5/6; 4 - Копчак 3/10; 5 - Саратены 4/4; 6 - Березино 1/2; 7 - Кубей 23/18; 8 - Пуркары 1/38; 9 - Слободзея 1/19; 10 - фрагмент топора из Стойкань п. 5; 11 - Светлый 3/25

В целом топоры не отличаются от аналогичных изделий других культур бронзового века. Это – ладьевидные (культура Боевых топоров), обушковые, ромбические и треугольные топоры. В качестве сырья для их изготовления исследователи называют песчаник, известняк, базальт, гранит. По оформлению выделяется топор из Бараново 1/10: он имел нервюру и поперечные каннелюры у продольного отверстия. В двух погребениях - Семеновка 8/16 и Копчак 3/10 - целые формы были найдены с остатками топорищ. По мнению авторов раскопок, топоры в этих комплексах были вложены в руку погребенного.

Топор из Светлого усеченно-ромбической формы, известной в широком временном диапазоне - от культуры Гумельница и вплоть до срубных времен, т. е. их существование во времени весьма растянуто. В доямное время лишь для самой западной периферии степной зоны можно констатировать широкое использование проушных топоров. Время их появления - раннее Триполье, где на поселениях обнаружены проушные топоры из сланца и твердых пород камня. Хорошо представлены проушные топоры и на поселениях Гумельница. Но в более восточных районах население применяло исключительно кремневые и каменные плоские топоры. Эти топоры и попадали в погребения: самые ранние топоры из степных захоронений были кремневыми. Они известны, например, в Мариупольском могильнике, в памятниках новоданиловского типа. Наряду с плоскими каменными топорами, кремневые встречены в бескурганных энеолитических погребениях и подкурганных доямных комплексах Нижнего Дона. К доямному времени относится и древнейшее в степях Восточной Европы погребение с металлическим проушным топором из Петрово-Свистуново.
Технология сверления твердых пород камня, тем не менее, степному населению доямного времени была известна. Например, в Хвалынском могильнике обнаружены два топора с "цапфами”, еще один такой предмет происходит из Криволучского погребения. Данные изделия напоминают проушные топоры, но таковыми не являются, поскольку не имеют лезвия; скорее их можно считать навершиями. Тем более, что зооморфные навершия известны - например, находка у с. Аксай Волгоградской области. Навершия не получили широкого распространения; при этом их можно поставить в один семантический ряд с зооморфными скипетрами, встреченными как в комплексах, так и среди случайных находок на огромной территории от Волги до Балкан. К настоящему времени известно около 40 таких скипетров. Из сверленых изделий известны также молотки, каменных же проушных топоров в погребениях нет. То есть, несмотря на то, что степное население доямного времени могло сверлить камень, проушные топоры, вероятно, почти не использовались и в могилы не попадали. В погребения клали лишь плоские каменные и кремневые топоры, причем известен комплекс, где последний сочетался со скипетром - погребение из могильника Шляховской, 3/3, Волгоградская область.
В усатовской культуре находки проушных топоров единичны; один топор найден в погребении у с. Садовое Одесской области. Фрагмент топора происходит из усатовского погребения Тудоровского кургана, но он найден в заполнении могильника и едва ли является погребальным инвентарем. Самые поздние находки скипетров можно датировать второй четвертью 3-го тыс. до н. э. - в свете обнаружения фрагмента скипетра на Константиновском поселении.

Наиболее выразительные изображения топоров имеются на стелах из Федоровки, Керносовки, Чобруч, Хаманджии. На первых двух топор изображен спереди, заткнутым за пояс, на стеле из Чобруч - между кистями сложенных на груди рук. Обратим внимание, что точно такие же позиции на других стелах занимает посох. Например, на стеле из Новоселовки он изображен за поясом, а на стеле из Новочеркасска - между кистями рук. Строго говоря, изображенный на стелах предмет, обычно именуемый посохом, точнее следует назвать герлыгой, но сути это не меняет. Посох-герлыге считается атрибутом правителя. Однако, на стелах посох и топор взаимозаменяемы. Отсюда можно допустить, что и каменный топор, подобно герлыге, был в большей степени знаком владыки, а не оружием. Причем топоры на части стел изображены довольно реалистично. Это явно не кремневые, а проушные каменные топоры удлиненных пропорций, подобные топорам из Алкалии, Семеновки, Копчака, Бараново. Гипотеза В. Н. Даниленко, что на стелах эпохи ранней бронзы изображено божество грозы очень хорошо согласуется с фактом присутствия на стелах топора. Топор как атрибут Громовика - убийцы Змея отражен индоевропейской традицией. Ассоциативность небесного владыки, каковым на определенном этапе становится Громовик, и владыки земного привела к тому, что именно атрибут Громовика - каменный топор - стал главным знаком правителя. Проушный топор, таким образом, - одно из звеньев в цепи развития власти, а не просто боевое оружие.

На 931 погребение ямной культуры южнобугского варианта приходится лишь один комплекс с топором. Из около 500 ямных погребений севера Степного Поднепровья выявлены один комплекс с целым топором, два - с фрагментами. Из 589 захоронений Северо-Западного Приазовья топора не содержало ни одно. Из 75 раннеямных погребений Кубани одно содержало фрагмент топора, из 128 позднеямных этого же региона топоры были в трех. Такие комплексы выделены в Волго-Донском междуречье, на Нижнем Маныче. Самое восточное из известных нам погребений ямной культуры с проушным топором обнаружено в Калмыкии. Единичные находки сверленых топоров имеются в Западной Сибири. Появление там данных орудий исследователи связывают с влиянием ямных или катакомбных племен.

В Северо-Западном Причерноморье известно четыре погребения с заготовками топоров, еще одно - с заготовкой привязного молота. Отметим, что за пределами Северо-Западного Причерноморья, насколько нам известно, в ямных погребениях заготовок не выявлено, хотя они имеются в захоронениях катакомбного времени.

Молоточковидные булавы (встречаются в Днепро-Донецкой культуре, Нижневолжской культуре, культуре боевых топоров, катакомбной культуре.). Предполагается полифункциональность булав, их относят к сакральным предметам, ритуальным украшениям. Г.М. Буров предполагает бифункциональность булавок - как жертвенного ножа и как трещотки; мелкие экземпляры могли использоваться как шпильки. И.Ф. Ковалева считает их (в сочетании с подвесками из зубов животных) атрибутами служителей культа. А.А. Бритюк относит погребения с булавами к женским и считает вероятным присутствие в древнейшем обществе определенной социальной прослойки женщин, имевших отношение к змеиным культам.
В одном захоронении (Алкалия 33/3) на территории Северо-Западного Причерноморья обнаружена булава. Ямные погребения с булавами есть и на других территориях - в Калмыкии, в Поингулье. Булавы в погребениях встречаются реже, чем проушные топоры. Исследователями высказаны две диаметрально противоположные точки зрения о назначении булав у степных скотоводов: по одной из них булавы были знаками власти, другая не исключает того, что булавы использовались как оружие.
В погребении с булавой Алкалия 33/3 умерший расположен на левом боку, как и погребенные с каменными шлифованными топорами, где преобладает левостороннее расположение скелета. Погребений с молотами в регионе учтено лишь два - Михайловка 3/1 и Чимишлия 1/7. Два погребения с молотами известны среди ямных погребений Нижнего Поволжья. К социально-престижному инвентарю относят каменные топоры, наконечники стрел, металлические ножи; отмечается неординарность погребенных с этими категориями находок.
2. В ямное время появилось всадничество, сложились крупные племенные союзы, совершавшие вооруженные акции против населения земледельческих регионов. В племенных объединениях существовали "обычной триады - народного собрания, совета старейшин и военных вождей”. Тип потестарной организации был близок военной демократии. В ямном обществе существовали "наиболее влиятельные и могущественные вожди, выделившиеся в ходе столкновения с противником за стада и пастбища".
3. У скотоводческого населения лиц существовали лица, связанные с уходом за животными (выпасом, доением, лечением и т.д.). Предполагается существование бригад пастухов, начальника пастухов, лиц, занимающихся лечением животных. Имеются зарождения начальных видов ремесел на финальном этапе ямной культуры. В позднеямном населении использовалась эксплуатация низшей касты.

Выделяется отдельная Кубано-днепровская культура (2400 - 2300 гг. до н.э. Северо-Восточная Болгария, Нижнее Подунавье. Северное Приазовье. Регион XI – Нижнее Подонье. Регион XII – Нижнее Прикубанье. 2300 - 1800 гг. до н. э.) к Югу от иранцев (в зоне индоариской топонимики, выделенной О.Н. Трубачевым) - индоарии 2400 - 1800 гг. до н.э.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЯМНОЙ КУЛЬТУРЫ

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА » » » АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА (Аркаим, 2 300 — 1 000 гг. до н.э., Южный Урал.).

Часть Ямной культуры мигрировала далеко на восток – на Южный Урал. Именно там через некоторое время появилось новое важное ядро носителей гаплогруппы R1a, сыгравшее в дальнейшем немалую роль в судьбу Индии и Ирана. Эта ветка разбилась на две, одна из которых свернула восточнее (на Алтай), поскольку в приалтайских степях также находят похожие памятники 3-го тыс. до н.э. (Афанасьевская культура).
ЯМНАЯ КУЛЬТУРА » » » АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА (2 600 - 1 400 гг. до н. э., Алтай, Казахстан, Монголия, Синьцзян. Арии).

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА » » » ПОЛТАВКИНСКАЯ КУЛЬТУРА (2 700 – 2 100 гг. до н.э., празападноиранцы. Нижнее Поволжье, Среднее Поволжье, Приуралье, Каспий).

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА » » » КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА (Восточный Каспий, Нижний Дон, Северо-Восточное Приазовье, С. Кавказ, 2300 – 1900 – 1250 гг. до н.э. Индо-арии).
Хвалынская культура. 4500 - 3600 - 3200 гг. до н.э.
Днепро-Донецкая культура. 4600 - 4000 - 3300 гг. до н. э.
Среднестоговская культура. 3700 - 3200 - 2600 гг. до н. э.
Более 5 тыс. лет назад появились «Веды» (Чертог Ворона (Бог Коляда) - 2848-1228 г. до н.э.).
Ямная культура. 3200 - 2300 - 1900 гг. до н.э. индоиранцы.
Культура Шнуровой керамики. 3200/2900 гг. до н. э. - 2300/1800 гг. до н. э.
Культура Боевых топоров.
Полтавкинская культура. 2700 - 2100 гг. до н.э. празападноиранцы.

ИСТОРИЯ

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: История | Добавил: Jupiter (26.10.2011)
Просмотров: 7938 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz