ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО

 Роза Мира                            
        БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ









 

Внимание!
Платим за благотворительность!

Получить вознаграждение
Понедельник, 25.09.2017, 00:22
     
            

                       Требуются сотрудники в интернет-магазин!
             Вакансии: помощник администратора, менеджер по продажам. Ежедневные выплаты!
                                                                                                               


РОЗА МИРА



АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей



РЕЛИГИИ
ПСИХОЛОГИЯ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 754
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Познание » История

СРЕДНЕДОНСКАЯ и Нижнедонская КУЛЬТУРЫ.Нижневолжская культура.
СРЕДНЕДОНСКАЯ КУЛЬТУРА
Воронежская и Липецкая обл.
 
В общих же чертах территорию культуры (причем в целом, а не по ее этапам) на западе можно ограничить средним течением р. Оскол (Белгородская область), поскольку здесь встречаются материалы как среднедонской культуры (поселения Дачное, Верхне-Яблоновское и др.), так и индоевропейской днепро-донецкой (поселения Новиково 2, Красный Остров), а в низовьях этой реки известны пока только днепро-донецкие поселения (Устье Оскола 2 и др.).
На юге границы распространения материалов среднедонского облика заходят в степные пределы Придонья и Доно-Волжского междуречья, примерно до линии впадения в Дон Хопра (поселения Староаннинское, Козлиновское и др., Волгоградская область).
На востоке граница пока определяется по течению р. Хопер (Воронежская и Саратовская области); на севере материалы с типичной среднедонской накольчатой керамикой известны на Тамбовщине (стоянки у с. Шапкино на р. Вороне; Подзорово на р. Воронеже).
А самым пока северным пунктом является местонахождение в районе Куликова Поля на Верхнем Дону (Тульская область) исследованное московским археологом Б.А. Фоломеевым.
На примыкающей территории - в Среднем Поочье, - открыты памятники уже верхневолжской раннеолитической культуры.
 
Носители среднедонской неолитической культуры, являясь наследниками традиций, пришедших из юго-восточных областей мезолитических собирателей и охотников на мелких нестадных животных, долгое время сохраняли тот же уклад хозяйствования, а также подвижный образ жизни. Лишь на развитых и поздних этапах они стали использовать более разнообразные способы охоты и приобщаться к рыболовству. Это особенно приложимо к оценке экономики представителей дронихинского культурного типа. По всей видимости, племенам среднедонской неолитической культуры были известны и основы примитивного земледелия.
 
Накольчатая керамика (в том числе и верхневолжская "тычковая") занимает громадный ареал от Урала, Средней Азии и Прикаспия до Правобережья Поднепровья, включая лесные области по течению рек Припяти, Десны, Волги, Камы и т.д. Среднедонские сосуды несут следующие признаки: прямостенные или конусовидные горшки, с плавным переходом стенок к коническому "незаполненному" днищу, плотные, с преобладанием в глиняном тесте минеральных добавок над органическими, со следами штриховки на поверхностях, с дополнительным сглаживанием внешней стороны, и многовариантным накольчатым орнаментом при его геометрическом стиле и горизонтальной зональности, с одним-тремя поясками из ямок разных очертаний под верхом.
К началу раннего периода (первая половина V до середины IV тыс. до н. э.) по имеющимся аналогиям можно отнести сосуды с раздельными мелкими треугольными наколками, размещенными в горизонтальные ряды и наклонные колонки, покрывающие лишь верхнюю часть сосуда, и с ямками под верхом. Позднее, в этом же периоде, распространяется строчечный накол, появляется разнообразие его видов, усложняются орнаментальные композиции, часто занимающие всю поверхность сосудов.
Во втором периоде при сохранении большинства признаков появляются крупные треугольные наколы, а также включаются в систему орнаментации кругло-ямочный и ямчатые элементы, что было уже связано с началом контактов племен среднедонской культуры с представителями северного (лесного) мира. Появление накольчатой керамики с ракушечной примесью говорят о изменениях в истории донского населения, связанные с каким-то новым влиянием извне.
На поселении Липецкое Озеро появляется ещё одна группа сосудов с ракушечной примесью, имеющих ту же форму, ряды ямок или жемчужин (глубоких ямок, нанесенных с внутренней стороны) под верхом, но с гребенчатой орнаментацией.
 
НИЖНЕДОНСКАЯ КУЛЬТУРА
Яфетиды/средиземноморцы/Протошумеры
 
Нижнедонская культура ныне рассматривается в рамках обширной мариупольской культурно-исторической области периода раннего энеолита. Со всей определенностью можно считать, что в культурах мариупольской области сложился скотоводческий уклад хозяйствования, причем с явными признаками коневодческой специализации.
Мариупольский могильник (5 500 - 5 200 гг. до н. э.) - могильник, который был обнаружен на левом берегу Кальмиуса, на окраине Мариуполя при строительстве завода «Азовсталь»). Могильник принадлежит нижнедонской культуре. В могильнике обнаружены захоронения скотоводов, что видно по украшениям из клыков кабана, зубов и костей животных, раковин. Также были найдены каменные орудия труда, каменные навершия булав (днепро-донецкая культура. Нижневолжская культура), керамика, погребальный инвентарь, бусы, в том числе в виде полумесяца, предположительно игравшие роль денег, погребальные саваны.
Захоронения находились в траншее длиной 28 м. и шириной около 2 м. Всего найдено 122 погребения. Скелеты расположены в вытянутом положении, примерно половина из них засыпана красной охрой.
На керамической посуде ученые увидели орнаментальный рисунок, который был неизменный во всех захоронениях от Днепра до Дона.
У людей, захороненных в Мариупольском могильнике была развита религиозная система (существовали амулеты, фигурки быков-фетишей, булавы, близкое расположение к реке, по которой, по многим верованиям, души мёртвых отправлялись в иной мир).
Среди находок — 2 вырезанные фигурки быка - образцы реалистического искусства, перламутровые бусы, нашивки для одежды из клыков кабана, пряслице (орудие ткачества).
Останки принадлежали людям большой европеоидной расы (средиземноморцы), имевшим большой рост (172 - 174 см.), очень длинные ноги, массивный скелет.
 
- Нижнедонская культура распространяется в пределах Среднедонской культуры (Липецкая обл.).
Местонахождения с материалами нижнедонской культуры на Среднем и Верхнем Дону немногочисленны, всего около 20-ти пунктов. Севернее течения реки Матыра их пока нет, хотя на Верхнем Дону на стоянках по р. Воронеж они представлены достаточно яркими сериями.
На стоянке Университетской 3 постройке нижнедонской культуры предшествовала конструкция с ямочной керамикой развитого этапа рязанско-долговской культуры, а на стоянке Дрониха постройка нижнедонской культуры была сооружена позднее и постройки с ракушечным полом среднедонского пережиточного неолита, и могильника среднестоговской культуры (индоевропейцы).
 
- Часть населения нижнедонской культуры ок. 5 100 г. до н. э. под давлением засушливого климата ушла в Западное Приазовье и поселилась рядом с племенами сурской культуры. В результате их взаимодействия появилась новая культура - азово-днепровская культура (5 100 – 4 350 гг. до н. э.).
 
- Ранний этап энеолита в Северном Приазовье связан со становлением среднестоговской (или склянской, новоданиловской) культуры (3 800 - 3 300 гг. до н. э.), сформировавшейся на основе традиций нижнедонской и сурской культур в междуречье Кальмиуса и Нижнего Дона. К среднестоговской культуре относят 4 захоронения вблизи Мариупольского могильника (стены могил укреплялись каменными плитами, булавы с почковидным навершием, подвески из зубов сурка, клыков кабана, медные бусины, браслеты, пояс из перламутровых нитей, сверху могила засыпалась камнями).
 
- При контакте скелянской и азово-днепровской культур сформировалась квитянская культура (конец IV - I половина III тыс. до н. э.), положившая начало возникновению курганов («могил») в Северном Приазовье («утробное» положение умершего, ориентировка головой на восток, растительная подстилка, охра как элемент погребения, наличие кромлеха - каменной кольцевой наброски).
 
НИЖНЕВОЛЖСКАЯ КУЛЬТУРА
 
Нижнее Поволжье в физико-географическом отношении четко локализованно бассейном нижнего течения Волги. Именно Волга, с ее многочисленными левобережными притоками, являлась основой вмещающего ландшафта для культурогенеза оседлого неолитического населения. Возможность перемещения населения вдоль Волги при усилении неблагоприятных воздействий природно-климатических факторов обусловила культурные контакты внутри нижневолжского региона уже в неолитическое время и определила автохтонность большей части населения на протяжении двух эпох.
Неолит региона представлен нижневолжской культурной общностью, которая включает три культуры:
сероглазовскую в Северном Прикапии (левобережье Волги) [Козин, 2002], джангарскую в Северо-Западном Прикаспии (правобережные районы Волги) [Кольцов, 1987] и орловскую в степной зоне Поволжья и части Донского левобережья [Юдин, 1995].
Культурное единство в рамках общности поддерживалось схожими при-родно-климатическими условиями степной и полупустынной зон и единым генетическим происхождением. Формирование ранненеолитических памятников Нижнего Поволжья происходило на местной мезолитической двухкомпонентной (истайской и жекалганской) основе. Мезолитическое население жекалганской культуры и истайского культурного типа, занимавшее районы Северного и Северо-Западного Прикаспия и Волго-Уральского междуречья, вплоть до низовьев Узеней, оставило после себя сероглазовскую индустриальную традицию обработки камня, продолженную в неолите [Васильев, Выбор- нов, Комаров, 1991. С. 3–0].
Культурогенез среднего и позднего этапов неолита наиболее отчетливо прослеживается по археологическим материалам степной зоны Волго-Уралья и Волго-Донья. Все три культуры нижневолжской общности на протяжении неолита выступают в качестве культур-доноров для лесостепного населения Южного Приуралья, Среднего Поволжья и, в меньшей степени, Среднего Дона. Восприимчивость к внешним воздействиям была ограниченной, хотя географическое положение региона не препятствовало вероятности опосредованных контактов с культурными центрами Передней Азии через Кавказ и Восточный Прикаспий.
Хорошо прослеживается влияние Кавказа в процессе становления мезолитических культур южной половины Нижнего Поволжья, которые затем легли в основу раннего неолита региона. Вероятно, и само знакомство с керамикой шло под воздействием кавказского импульса через население Нижнего Дона или напрямую.
Переднеазиатское влияние прослеживается слабее, в виде отдельных проявлений в материальных комплексах. В частности, это сосуды, близкие к ладьевидным формам в сероглазовских (каиршакских) и орловских коллекциях; несколько орудий из нефрита, происходящего с современной территории Афганистана или Пакистана; обычай окрашивать полы и стены жилищ красной краской.
Факт сложения на единой генетической основе нижневолжской культурной общности уже к середине VI тыс. до н. э., на среднем этапе неолита, наглядно подтверждается материальными комплексами сероглазовской, джангарской и орловской культур, для которых всегда отмечается накольчато-прочерченная плоскодонная керамика и пластинчатый орудийный комплекс с геометрическими микролитами. Поскольку мы имеем дело с самостоятельными культурами, то в некоторых параметрах комплексов керамики и каменных орудий есть различия. Однако даже при беглом сравнении с окружающими культурными областями нижневолжский неолит выделяется на их фоне стабильностью своих основных культуроопределяющих признаков на протяжении всей неолитической эпохи.
Максимального подъема в своем развитии нижневолжская неолитическая общность достигает к концу неолитической эпохи, во второй половине V тыс. до н. э., что проявляется в увеличении количества памятников, расширении площади стоянок и мощности культурных напластований, развитии керамического комплекса, зарождении производящего хозяйства.
Все культуры нижневолжской общности эволюционировали в одном направлении, но уровень развития северных (орловских) племен региона оказался несколько выше: здесь сложилось комплексное присваивающее хозяйство, на основе которого зародилось производящее хозяйство - скотоводство; здесь произошло первое знакомство неолитического нижневолжского населения с металлом; на этапе позднего неолита можно говорить о сложении очага искусства, в первую очередь декоративно-прикладного, с ярко выраженным самобытным стилем [Юдин, 2003б. С. 37-71]; это же население оказывало сильное культурное воздействие на северные лесостепные племена.
Курганы
Древнейшие достоверно установленные случаи возведения энеолитических курганов зафиксированы на Нижней Волге.
В Оренбургской области в Красногвардейском р-не близ с. Ивановка в устье р. Турганик на дюне находился большой энеолитический могильник, разрушенный ветровой эрозией. Обряд погребений не установлен, но многочисленный инвентарь, собранный местными жителями в выдувах и обнаруженный археологами (каменные топоры, булава (Булава - атрибут Бога Вишну), кольца и браслеты, украшения из раковин), позволяет сопоставить эти материалы с инвентарем древнейших подкурганных захоронений Нижней Волги "бережновского" типа. Датируется концом V-перв. пол. IV тыс. до н. э.
- Платовоставская культура. 2 пол. VIІ – 1 пол. VI тыс. до н.э.
Кремневым комплексам платовоставской культуры свойственны следующие черты: пластинчатая, в том числе и отжимная, техника расщепления, связанная с использованием конических и крандашевидных нуклеусов при наличии одно-двухплощадочных и уплощенных монофронтальных; наличие геометрических комплексов, в которых ведущую роль играют сегменты, в том числе и со встречной ретушью по дуге, при наличии трапеций низких и средневысоких пропорций, а также параллелограмов, которые часто изготавливались с применением плоского ретуширования пластинчатых заготовок с брюшка; наличие серий сверел и проколок, изготовленных с применением полукрутой ретуши, сходящейся на конце изделия. Платовоставская культура была составляющей частью нижневолжской культурно-исторической области.
Нижневолжская культурная общность сыграла значительную роль в формировании развитого и позднего этапов неолита юга лесостепи, в керамике и пластинчатой части комплексов каменных орудий которого отчетливо видно южное культурное воздействие.
Культуры нижневолжской общности обнаруживают ряд параллелей с ракушечноярской культурой Нижнего Дона, что объясняется возможной близкой мезолитической подосновой, а также расположением в одной природной зоне и в смежных регионах, что способствовало культурным контактам. С другими, более западными неолитическими культурами, черты общего порядка проявляются только в среде степных культур азово-черноморской области. В юго-восточном направлении нижневолжская общность осуществляла культурный обмен с неолитическими культурами Восточного Прикаспия, но эти связи пока недостаточно документированы.
В северо-западной части Саратовской области (Прихоперье), неолит нижневолжского региона также представлен стоянками лесостепной зоны, отличающимися коренным образом от степных. Стоянки Прихоперья включают комплексы с тычковой (точечно-накольчатой) керамикой; накольчатой и накольчато-гребенчатой керамикой среднедонского типа (см. Среднедонская, Нижнедонская культуры.); ямочно-гребенчатой керамикой. Все культуры и культурные типы памятников локализованы в донском бассейне, и их функционирование связано с традициями лесостепного неолита среднедонского и средневолжского регионов [Ставицкий, Хреков, 2003].
Нижневолжские неолитические культурные традиции здесь проявляются очень слабо и на периферийных памятниках. Намного больше общих черт появляется со времени раннего энеолита, когда лесостепной и степной регионы Нижнего Поволжья и Подонья начинают развиваться в рамках генезиса мариупольской культурно-исторической области.

В V тыс. до н. э. на территории Нижнего Поволжья синхронно развивались поздненеолитические культуры нижневолжской общности, прикаспийская культура, хвалынская культура и памятники алтатинского культурного типа.
 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (26.10.2011)
Просмотров: 2611 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБОВЬ
ЛЮБИТЕ ЛЮДИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ИСТОРИЯ
Вход на сайт
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz