ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Воскресенье, 28.04.2024, 10:02
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

ХВАЛЫНСКАЯ КУЛЬТУРА.
Чертог Змея - 4468-2848 г. до н.э. (Бог Семаргал)
 
Кордиды
↓↓↓
ХВАЛЫНСКАЯ КУЛЬТУРА
4 500 – 3 600 – 3 200 гг. до н. э.
Северный Кавказ и Среднее Поволжье
 
Среднее Поволжье - Ульяновская, Пензенская и Самарская обл., республики Татарстан и Мордовия.
Северный Кавказ - Краснодарский край, Ставропольский край, Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чеченская республика.
 
Хвалынская культура сложилась на основе самарской культуры, но в значительно более широком ареале — от Саратова на севере до Азовского моря на юго-западе и реки Урал на юго-востоке.
 
Хвалынскую культуру создали прапеласги.
Черепа Кордидов самарско-хвалынской культуры найдены под Саратовым. Как по лицевому, так и по цефальному индексу (иногда достигавшему даже 70 - 72) Кордиды соответствовали Средиземноморцам, но при этом обладали значительно более крупным, высоким черепом и архаичными чертами Кроманоида (тяжелой челестью, надбровными дугами). Череп Кордида, хоть и относится к большой семье Средиземноморцев, однако, имеет существенные и важные отличия, как от Средиземноморцев, так и от Кроманоидов. Череп Кордидов обладал большой длиной (часто 200 мм.), но малой шириной, что приводило цефальный индекс к поразительным ~72.
Кроме того, у них были одновременно велики как Полная Лицевая Высота так и Высота черепа. Верх черепной коробки был не плоский, глазницы были расположены высоко, скулы - сравнительно узкие, челюсть, хоть и развитая, но не массивная, а также узкая. Череп Кордидов был очень крупным, но не массивным. В целом, можно сказать, что по абсолютным величинам (кроме ширины), череп Кордидов легко сопоставим с Кроманоидами, а по цефальному и лицевому индексу ближе к Средиземноморцам. Таким образом, Кордидов следует относить к крупным ярко-выраженным Долихоцефалам (долихокрания, длинноголовость) - Лептопросопикам.
Кордиды также имели крепкое, атлетическое, но не массивное телосложение, и, как правило, обладали высоким ростом.
 
Хвалынская культура близка среднестоговской культуре (АРИЙСКАЯ АРАТТА. 3 700 – 3 200 – 2 600 гг. до н. э.) и иногда выделяется вместе с ней в единую общность.
Название получила по месту первых находок - близ города Хвалынск Саратовской области.
 
Хозяйство
Определения костей животных из хвалынских памятников, произведенные А.Г. Петренко, показывают, что население занималось, в основном, скотоводством и разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота (Петренко А.Г., 1994). Подсобную роль в хозяйстве играла охота, рыболовство и собирательство.
 
Поселения
Поселения, содержащие хвалынские материалы, расположены по берегам стариц и на возвышенностях в поймах рек. Жилищ, углубленных в землю, не обнаружено. Возможно, это связано с новым типом скотоводческого хозяйства, который предполагал кочевой образ жизни.
 
Погребения
Характерно сочетание бескурганного на раннем этапе и курганного - на позднем, обрядов погребения при преобладании бескурганного.
Истоки курганных обрядов не вполне ясны: часть носителей одной и той же хвалынской культуры практиковала обряд подкурганных захоронений (могильники бережновского типа в Заволжье), другая часть - обряд грунтовых погребений (Хвалынские, Хлопковский могильники в волжском правобережье).
Кочевники сооружали над ямами со скорченными и окрашенными охрой останками покойных курганные насыпи в степном левобережье Волги.
Оседлые скотоводы хоронили останки покойных на грунтовых кладбищах в сходных обрядовых позах.
Зарождение и развитие курганных обрядов именно в среде кочевников, вынужденных совершать вместе со скотом сезонные миграции по долинам степных рек, очень естественно, как естественно желание означить место могилы сородича в равнинном ландшафте степи максимально долговечным памятником - куполообразной земляной насыпью. Курганы предков в среде кочевых скотоводов могли быть своеобразными ориентирами при выборе маршрутов кочевий, наличие могилы предка на конкретной территории в древности у многих народов было основным аргументом в территориальных спорах.
Древнейшие курганы не выделяются особо крупными размерами насыпей, каким-то особым богатством инвентаря в сравнении с погребениями грунтовых могильников.
Могильник под Хвалынском на пространстве 30 х 26 м содержало 158 скелетов преимущественно в индивидуальных погребениях, реже от 2 до 5 тел в одной могиле. Покойных укладывали на спине с согнутыми коленями. Над двенадцатью погребениями были возведены небольшие каменные насыпи. Как и погребения самарской культуры, могилы хвалынской культуры нередко содержат останки лошадей, овец и крупного рогатого скота. Могильник под городом Нальчик на Северном Кавказе содержал 121 погребение. Тела также уложены лицом вверх и с согнутыми коленями. При погребении использовали охру и каменные плиты. Кроме того, весь могильник был закрыт курганом.
Судя по найденным в могилах предметам, в хвалынском обществе имело место социальное расслоение, так как одни могилы заметно богаче других. Тем не менее, специфических знаков отличия вождей не найдено, в то время как курганы более поздней эпохи предназначались исключительно для вождей и их окружения. Накопление материальных богатств коррелирует с ростом населения и территориальной экспансией.
Если в погребениях самарской культуры металлические изделия не найдены, то в хвалынских могилах обнаружены медные украшения в виде колец. Другие украшения представлены перламутровыми бусами, браслетами из камня и кости, а также зубами животных, кабанов, медведей, волков, оленей и пр. Оружие остается каменным, но достигает высшего качества изготовления.
 
Каменные скипетры
Одним из проявлений социальной стратификации племен хвалынской культуры являются каменные скипетры. Скипетры широко известны на территории степной зоны Югославии, Румынии, Молдавии, Предкавказья, Калмыкии, Поволжья и Приуралья. В работах Е. Комша, В.Н. Даниленко, Д.Я. Телегина, Е.В. Ярового и других исследователей были учтены все известные скипетры, и затем они были разделены на две группы: стилизованные и зооморфные. Способы крепления скипетров различны. Изделия, не имеющие отверстия, крепились к деревянной коленчатой рукояти, с отверстием посередине - насаживались на рукоять подобно булавам. Скипетры рассматриваются как изображения лошадей, а желобки вдоль тела скипетров - имитация древней узды. На некоторых скипетрах это примитивная узда типа намордника, изобретенная для приручения диких лошадей, конструктивно близкая к уздечкам ослов и лошадей Древнего Востока. В.Н. Даниленко считает скипетры, изображающие верховых и боевых коней, атрибутом патриархальной власти вождя-всадника. Скипетры появляются одновременно с другими знаками власти, в том числе булавами, и символизируют черты общественной, военной и духовной жреческой власти вождей. Знаки власти свидетельствуют об утвердившемся имущественном и социальном расслоении общества. Распространение скипетров связывается с миграциями степных скотоводческих племен в середине - второй половине IV тыс. до н.э.
 
Керамика
Специфична керамика с примесью толченой раковины в глине, валиковидными утолщениями венчиков, украшенная характерным орнаментом из рядов насечек или отпечатков аммонитов, разделенных прочерченной волной.
Сосуды имеют разные формы: колоколовидные с отогнутым наружу венчиком и прямыми стенками со слегка раздутым туловом и стянутой шейкой - мешковидные, шаровидные, один из которых имеет зооморфные налепы, а также чаши. Последние, вероятно, использовались во время тризн при захоронении, так как они сильно фрагментированны и рассеяны по территории могильника. Колоколовидные открытые сосуды являлись жертвенной посудой, поскольку они найдены на жертвенных площадках. Закрытые колоколовидные, шаровидные и миниатюрные сосуды найдены в погребениях. Они многочисленны и являлись в ритуально-обрядовой практике хвалынского населения погребальным инвентарем.
По материалам поселений можно выделить три типа посуды, которая несколько отличается от погребальной. К первому типу относятся колоколовидные сосуды с плоскими воротничками на венчиках, имеющие примесь толченой раковины и песка в глиняном тесте, орнаментированные зубчатым штампом, часто с косыми зубцами. Орнамент представлен также ячейками, прочерченными линиями, образующими зигзаги и ряды оттисков. Этот тип керамики достаточно близок посуде самарской культуры.
Второй тип имеет обильную примесь раковины в глине, мешковидную и котловидную форму, сильно утолщенные венчики. Орнамент состоит из полос отпечатков аммонита или перевитого шнура, разделенных прочерченными волнистыми линиями.
Третий тип керамики представлен сосудами с примесью раковины и растительной органики в глине, колоколовидной, шаровидной и подцилиндрической форм, с воротничковыми или сильно утолщенными венчиками, образующими изнутри ребро. Орнамент нанесен оттисками аммонита, шнура, зубчатого штампа, ямками. Зачастую близко поставленные виды штампа имитируют орнаментацию хвалынских сосудов. На этом типе посуды сочетаются черты самарской и хвалынской культур.
Сложение гибридных форм показывает взаимодействие двух энеолитических культур на территории
 
Металлургия
Представители хвалынской культуры уже были знакомы с основами обработки металлов (медь).
В настоящее время допускается возможность использования в степном ареале не только балкано-карпатскою металла, а и Поднестровского и Донецкого и из других рудопроявлений Украины. Так, в 2001 г. в поздненеолитическом слое поселения Зановское I (Попаснянский район Луганской области) были обнаружены находки, возможно, из местного сырья: медное, полностью окислившееся шильце, "медные комочки" и следы меди на костях животных. Датируется этот слои третьей четвертью V тыс. до н. э. Имеются и другие указания на использование донецких медистых песчаников.
Балкано-карпатский металл достигал Поволжья и Предкавказья. В двух Хвалынских могильниках отмечено изобилие украшений из импортного металла в виде мелких бусин, круглопроволочных и пластинчатых височных колец, подвесок-ракушек, в том числе и с пунсонным орнаментом, спиралевидных браслетов.
Н.В.Рындина, специально исследовавшая металл I Хвалынского могильника и частично второго, пришла к выводу, что большая часть волжских изделий местного производства и отличается низким качеством кузнечной обработки.
Решающую роль в формировании Хвалынского металлообрабатывающего очага играл трипольский очаг (см. Трипольская культура.) вместе с импульсами из западного ареала БКМП. Технические идеи, готовые вещи и сырье через территорию Северного Причерноморья передавались носителям хвалынской культуры которые воспринимали технологические схемы изготовления изделий в основном кузнечного характера. Имеется погребение металлурга, обнаруженного в Хвалынском II могильнике.
Украшения из привозной балканской меди, оружие и знаки власти из шлифованного камня распределяются в погребальных памятниках очень неравномерно, что позволяет предполагать значительную имущественную и социальную дифференциацию между отдельными семейно-родовыми кланами.
 
На территории степной части Северного Причерноморья (в основном Украины) в это время действовал Новоданиловский очаг металлообработки, который способствовал поступлению металла с запада в Поволжье и Предкавказье, о чем свидетельствуют проанализированные находки из этих областей. Новоданиловский очаг, как установлено специальными анализами работал на металле фракийско-нижнедунайского и среднедунайского регионов. Выявлено "его родство с трипольским металлом этапа А - В1".
Технологическому анализу подверглись 49 из 362 медных изделий, причем два шила из Суворове, остальные 47 из Чаплинского и Петро-Свистуновского могильников Нижнего Поднепровья. Среди них - молоток-скипетр, бусины, подвески-ракушки, скобковидные пластины, трубчатые пронизи, браслеты в одну или несколько спиралей, как пластинчатые, так и из круглой проволоки. Исследования показали, что в Новоданиловском очаге переплелись трипольские, варьненские и местные традиции металлообработки. Наибольшее влияние оказал варненский очаг, в том числе в обработке золотых изделий. Например, криворожская золотая трубочка от навершия жезла идентична изделиям Варненского могильника. В криворожском могильнике найдены и медные заготовки-слитки, в двух кусках, которые в таком виде могли поступать в новоданиловский очаг металлообработки (возможно и выплавляться в нем), а также экспортироваться далее. Кроме названных изделии в Кривом Роге обнаружены: длинное четырехгранное шило, пластинчатый браслет, 4 височных подвески и 2300 уплощенно-цилиндри-ческих бусин, исполненных из свернутых в колечко толстых медных полос, со стыкованными концами. Морфология криворожских находок типична для Новоданиловских изделий. К сожалению, пока нет сведений об их технических анализах.
Анализ 23 бусин из Чаплинского могильника, аналогичных криворожским, доказал, что несмотря на единую форму, способы их изготовления различны. Одна часть (3 экз.) бусин была изготовлена варненским мастером; другая (3 экз) обнаружила связь с раннетрипольской технической традицией, но также как и третья (17 экз) являются результатом местного производства. Из проанализированных 12 подвесок-ракушек Чаплинского могильника 3 из них оказались изготовленными мастером высокой квалификации, так же как и три выше указанные бусины, скорее всего выходцами из варненского очага металлообработки. Варненским изделием Н.В.Рындина (1998, с. 161 - 163) считает и спирально-круг-лопроволочный браслет из этого же могильника. А вот браслет из Петро-Свистуново, по ее мнению, изготовлен раннетрипольс-ким медником.
Как бы там ни было, основная часть проанализированных изделий является продукцией местного Новоданиловского очага металлообработки, в котором не только подражали образцам в форме и техническим схемам в изготовлении предметов названных выше очагов раннеземледельческих культур, но и создавали свои собственные способы обработки металла и типы изделий. Они представлены такими специфическими вещами, как уплощенно-цилин-дрические бусы, ракушки-подвески из целого ряда Новоданиловских погребений, а также скобковидные пластины (Чапли), молоток-скипетр из Петро-Свистуново. Последний отлит в двусторонней открытой со спинки форме со вставным стержнем. Причем расплавленный металл заливался в холодную форму, в результате чего, наряду с другими техническими дефектами, получился очень хрупкий полуфабрикат, доработанный легкой ковкой, а изделие не могло быть использовано как ударный инструмент. Это пока единственный здесь предмет отлитый в двусторонней форме, причем, как считает Н.Б.Рындина, такая сложная матрица могла быть создана скорее всего варненским резчиком. В основном в Новоданиловском очаге применяли простейшие, односторонние открытые литейные формы для получения листового металла, который шел на изготовление украшений, с дальнейшей кузнечной обработкой, часто низкого качества. Несмотря на отмечаемую более низкую квалификацию степных мастеров они создали и собственный спектр изделий. А количество металла, во вновь открываемых погребениях вместе с уже известным, показатель большого объема продукции, создаваемой новоданиловски-ми специалистами, уровень которых хотя и не достигал раннетрипольских умельцев, но превосходил хвалынских.
При этом ряд перечисленных изделии, такие например, как подвески-ракушки, уплощенно-цилиндрические бусы, витые браслеты известны не только в Новоданиловской культуре, но и в синхронных ей суворовской предкавказской, нижневолжской и даже шире. То есть, они характерны для европейской степной общности эпохи энеолита (конец Триполья А - BI), включающей эти культуры. А такие категории изделий, как трубчатые пронизи, височные кольца, шилья, разного рода браслеты фиксируются не только в культурах европейской общности или области, но как отмечали, и в раннеземледельческих, в частности в Гумельнице, Варне, Триполье A, BI. Нивелировка форм металлических изделии в это время от Балкан до Урала и Предкавказья, свидетельствует не только об интенсивном обмене обитателей этих областей. Такое единообразие на пространствах большой протяженности обусловлено тесной связью этих регионов и прежде всею уровнем социально-экономического развития среды, в котором создавалась эта продукция. Степные сообщества по своему потенциалу не уступали раннеземледельческим, с которыми издревле взаимодействовали. Они не только овладевали передовыми традициями в освоении металла, но способствовали их распространению.
Подчеркнем, что комплекс указанных медных изделий имел высокую материальную и престижную ценность и в основном был принадлежностью верхних слоев обществ в рассматривамое время. Лесные взаимоотношения этих разных обществ, и в частности, мастеров-медников привели к интеграции форм производимой продукции и их технических схем, что фиксирует единое информационное поле в период конца Триполья A, BI. Именно в это время, работали гумельницкий металлургический, варненс-кий, раннетрипольский, Новоданиловский и хвалынский металлообрабатывающие очаги, каждый как отмечалось со своими особенностями и, вместе с тем, рядом общих признаков, характерных для всей Балкано-Карпатской металлургичекой провинции эпохи энеолита.
Действовашие в областях Северного Причерноморья раннетрипольский и Новоданиловский очаги, хотя и на разном профессиональном уровне, обеспечивали потребность в металле не только местное население, но и более широкого диапазона. И хотя в ассортименте изделий в этот период преобладали украшения, это был значительный шаг по внедрению металла и организации металлообрабатывающего производства, которое со временем станет существенным "компонентом экономики" как земледельческих так и скотоводческих племен Северного Причерноморья.
 
Хвалынская культура эволюционировала в ямную культуру. Между ними про слеживается прямая преемственность по погребальному обряду, инвентарю, керамике.
 
МИГРАЦИИ хвалынцев на восток
III тыс. до н. э.
В Волго-Уральском регионе остались памятники 4 - 3 тыс. до н. э, свидетельствующие о великом переходе (они похожи на хвалынские).
Хвалынская культура оказала влияние на ботайскую культуру Казахстана.
 
Ботайская культура — археологическая культура неолита, существовавшая в 3700-3100 гг. до н. э. на территории Акмолинской области Казахстана. Открыто около 20 поселений вдоль степных рек. Основными материалами были камень, кость и глина. Основное занятие коневодство, охота и рыболовства.
В дальнейшем сыграла решающую роль в формировании другой сибирской коневодческой Афанасьевской культуры.
Сменяется Андроновской культурой (см. Аркаим).
 
ХВАЛЫНСКАЯ КУЛЬТУРА
↓↓↓
АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА
Арии
↓↓↓ 1600 г. до н.э.
Пакистан, Индия


Хвалынская культура.

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (29.10.2011)
Просмотров: 6319 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz