ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Воскресенье, 28.04.2024, 11:20
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

СРЕДНЕВОЛЖСКАЯ КУЛЬТУРА.САМАРСКАЯ КУЛЬТУРА.
 
Из глиняных табличек подунайской Аратты известно, что бог земных недр Кулла и богиня степей Гатумдуг (имя которой открывает мифологическую летопись Каменной Могилы или Шунуна, "Руки-закона владычицы") прекратили ссоры и объединились против нашествия "воинов богини Ишхары" (очевидно, предтечи хурритской Ужхары и арийской Ушас).
Аратта выиграла битву за Причерноморье и остановила волну ариев (иеневская культура), которая катилась в направлении Междуречья.
Гиперборейцы были вынуждены остановить своё наступление на юг. Часть арийцев направилась из Нижнего Поволжья в регион Среднего Поволжья (Средневолжская культура).

- Елшанская культура - восточноевропейская культура VII тыс. до н. э. Ареал охватывает Среднее Поволжье (Самарская и Ульяновская области). Самая древняя керамическая культура Европы.
- Возникновение памятников елшанскоro типа это результат миграции на Среднюю Волгу инокультурного населения из Средней Азии.
- Елшанская культура сложилась в результате адаптации среднеазиатской керамики местным автохтонным населением. В частности, проникновение в Поволжье населения из Средней Азии исключается на основании сопоставления кремневых орудий труда.
Антропологический облик. Елшанское население относится к «субуральской» или «лапоноидной» антропологической формации, современными представителями которой являются финно-угорские народы
.

В первой половине VI тыс. до н.э. елшанская культура претерпевает нашествие инокультурного населения с Нижней Волги и сменяется средневолжской культурой.
 
Чертог Лебедя - 6088-4468 г. до н.э. (Богиня Макоша)
 
↓↓↓
СРЕДНЕВОЛЖСКАЯ КУЛЬТУРА
5 900 - 4 000 гг. до н. э.
Среднее Поволжье Среднее Поволжье - Ульяновская, Пензенская и Самарская обл., республики Татарстан и Мордовия.
 
Происхождение
Средневолжская культура сформировалась после глобального похолодания на рубеже VII и VI тыс. до н. э. на бывшей территории елшанской культуры в результате миграции на север населения из нижнего Поволжья (Саратовская, Волгоградская, Астраханская обл., Калмыкия).
 
Средневолжская культура родственна ряду других восточно-европейских культур: прикаспийской, среднедонской и днепро-донецкой.
 
Стоянки
Известно более 20 стоянок: Елшанская I и II, Ивановская, Захар-Калма, Виловатовская, Максимовская I и II, Малый Шихан, расположенные в бассейне реки Самары, Ильинка, Лебяжинка I, IV, V, Чекалино IV, Большая Раковка II, Чесноковка II, Красный Яр VII, Солонцовка, находящиеся в бассейне реки Сок, Лебяжье I и II, Мелекесс III и на р. БольшоЙ Черемшан, Подлесное III, V и VII, Пензенские стоянки в верховьях реки Суры.
 
Керамика
Керамика плотная, толщина стенок 0,5 — 1 см, внешняя поверхность сосудов заглаженная, иногда до лощения. Верхние части сосудов прикрыты. Срезы венчиков округлые или плоские. Днища плоские, иногда слабо вогнутые, острых и округлых не обнаружено. Зачастую по срезам венчиков расположены насечки. Подавляющая часть сосудов под срезом венчика имеет горизонтальный ряд ямочных вдавлений, образующих по внутренней поверхности выпуклины — «жемчужины». Кроме них, как правило, присутствует гребенчато-накольчатый орнамент в виде горизонтальных и/или вертикальных рядов наколов треугольной или овальной формы.
Некоторые сосуды имеют более сложный орнамент в виде наклонных рядов прочерченных линий или «косой решетки», зубчатого штампа в горизонтальных рядах, вертикальном зигзаге или «шагающей» гребенке. Имеются сосуды, украшенные «ногтевидными» насечками. На трех сосудах техника накола сочетается с зубчатой, а на одном — еще и с прочерками. Неорнаментированные сосуды имеют на внутренней стороне загладку зубчатым штампом, а иногда и оттиски этого инструмента.
Средневолжская керамика имеет некоторое сходство с сосудами соседней камской культуры, граничащей с севера. Керамика последней представлена крупными толстостенными сосудами яйцевидной формы, закрытым верхом и наплывами на внутренней стороне сосудов, округлыми и острыми днищами, сплошной орнаментацией поверхности, употреблением преимущественно длинного гребенчатого штампа, разнообразием орнаментальных композиций. При определенном сходстве с камской, гребенчатая керамика Самарского Поволжья имеет ряд отличий: сосуды средних пропорций, фрагменты относительно тонкостенны, верхние части сосудов прямые или слабопрофилированные, днища плоские, орнаментация относительно разреженная, употребляется короткий зубчатый штамп, представлен горизонтальный пояс ямочных вдавлений под венчиком, композиции достаточно просты.
В средневолжской керамике прослеживается также определенное влияние южных степных культур. Сходны не только мотивы орнамента, но и достаточно сложные композиции. Южная керамика характеризуется прямостенными, закрытыми и профилированными сосудами с примесью песка и толченой ракушки в глиняном тесте. Срезы венчиков плоские и округлые. Днища округлые и плоские. Орнамент наносился преимущественно на верхнюю часть сосудов. Под срезом венчика зачастую проходит горизонтальный ряд ямочных вдавлений. Узоры наносились наколами треугольной и овальной формы в отступающей манере, прочерченными линиями. Композиции представлены как простыми (горизонтальные, вертикальные, волнистые ряды и их сочетание), так и усложненными (треугольники, меандры, ромбы) построениями.
 
К юго-западу от средневолжской культуры расположена среднедонская культура, также имеющая с ней определенное сходство. В керамическом инвентаре объединяющими признаками являются: прямостенность сосудов, сходные примеси, горизонтальный пояс ямочных вдавлений под венчиком, орнаментация треугольным наколом в отступающей манере, использование короткого зубчатого штампа, серия орнаментальных композиций, в том числе, довольно сложных.
Границей между среднедонской и средневолжской культурами считают территорию верховьев реки Суры. Далее на запад гребенчато-накольчатые комплексы средневолжского типа имеют некоторые аналогии с керамикой днепро-донецкой историко-культурной области (Днепро-донецкая культура.4 600 – 4 000 – 3
300 гг. до н. э.).
 
Сменяется самарской культурой.

Элементы иеневской культуры (6 500 – 6 000 гг. до н. э. Волго-Окское. Индоевропейцы/Панчалы.) вместе с аренсбургскими чертами проявились на памятниках усть-камской культуры. Иеневская культура на своем заключительном этапе (Сельцо 3 и Иенево 2) трансформируется в памятники типа Кирицы 1, весьма сходные со средневолжскими, относящимися к камской и усть-камской культурам. В свою очередь, от усть-камских материалов легко "перекинуть мостик" к ранненеолитическим коллекциям, собранным Л. Косинской, где все те же, но сильно измельчавшие иеневские трапеции идут уже с накольчатой керамикой.
 
КАМСКАЯ КУЛЬТУРА
 
Пермский край, Кировская обл., Удмуртия, Татарстан, Башкортостан
V — IV тыс. до н. э.
Происхождение
В своем развитии камская культура прошла три этапа: ранний (стоянки Усть-Букорок, Зиарат, Усть-Шижма), развитый (стоянки Хуторская, Кряжская, Лебединская), поздний (стоянки Левшинская, Чернашка).
В раннем неолите культура сформировалась на местном мезолитическом субстрате под влиянием южного лесостепного населения. В южных регионах влияние соседней средневолжской культуры лесостепей прослеживается в течение всего периода существования.
В развитом неолите в верхнее и среднее Прикамье проникает население зауральского происхождения. В эту эпоху оформляются локальные варианты: верхнекамский, икско-бельский и нижнекамский.
В конце неолита нижнее Прикамье попадает под влияние раннеэнеолитической самарской культуры.
 
Называется также волго-камской или хуторской - по месту находок близ населенного пункта Хуторское.
Ареал охватывает Прикамье, Камско-Вятское и Икско-Бельское междуречья (Пермский край, Кировская обл., Удмуртия, Татарстан, Башкортостан).
 
Керамика
Ее керамика представлена крупными сосудами яйцевидной формы, толстостенными фрагментами с примесью шамота и песка, закрытым верхом и наплывами на внутренней стороне сосудов, округлыми и острыми днищами, сплошной орнаментацией поверхности, употреблением преимущественно длинного гребенчатого штампа, разнообразием орнаментальных композиций.
А. Х. Халиков памятники с гребенчатой и накольчатой орнаментацией керамики Нижнего и Среднего Прикамья объединил в единую волго-камскую культуру. И. В. Калинина на основе изучения керамики пришла к выводу о существовании двух самостоятельных культур: волго-камской с накольчатой орнаментацией посуды и камской — с гребенчатой. А. А. Выборнов в камской культуре выделил три этапа развития, а В. П. Денисов и Л. А. Наговицын объединили памятники камского неолита с гребенчатым орнаментом на керамике — Боровое озеро I, Хуторскую, Кряжскую стоянки и др. — в единую хуторскую культуру, синхронную полуденской в Зауралье. Своеобразным эталоном для культуры камского неолита стала Хуторская стоянка. По типу керамики камская культура может считаться локальным вариантом культуры ямочно-гребенчатой керамики.
 
Стоянки
Жилища подквадратной или подпрямоугольной формы, размерами от 6 x 8 до 16 x 5 м полуземляночного типа сгруппированы в неукрепленные постоянные и временные стоянки, расположенные по берегам озер, в поймах и на террасах рек.
 
Орудия труда
Орудия труда представлены скребками, остриями, ножами, скобелями на пластинах и отщепах, наконечниками стрел листовидной и подромбической форм, долотами и теслами, грузилами.
 
Образ жизни
Признаки производящей экономики отсутствуют. Хозяйство построено на охоте и рыболовстве.
Погребения неизвестны.

БУГО-ДНЕСТРОВСКАЯ КУЛЬТУРА
6.000 – 5.000 гг. до н. э.
Яфетиды/Средиземноморцы
Северная Молдавия
Орнамент керамики криволинейный и налепной. Есть сосуды и с отпечатками гребенки.
Племена буго-днестровской культуры были впоследствии завоеваны и вытеснены пришедшей с Балкан Трипольской культурой.
Очевидно, что часть этих племен мигрировала на восток – в Черкасское Поднепровье, в Надпорожье, возможно, на Северский Донец. Здесь они смешались с племенами днепро-донецкой культуры. «Были созданы синкретические памятники типа Бузьки, утвердились ранние формы производящего хозяйства. Очевидно, произошла взаимоассимиляция пришельцев и аборигенов».
Вероятно, некоторые племена буго-днестровской культуры под натиском трипольцев переселились еще дальше на восток, в бассейны Дона и даже Волги: «На стоянках среднедонской культуры найдены фрагменты керамики буго-днестровского типа, по орнаментальным признакам более соответствующие развитым фазам культуры: от конца VII до конца V тысячелетий до н. э.».
Не исключено, что именно эти переселенцы стали создателями неолитической самарской культуры в Поволжье. Там они стали современниками переселившихся уже значительно позднее среднестоговцев («хвалынской культуры»). «Этот процесс некоторого пережиточного существования древних традиций и их носителей характерен для всей Волго-Донской лесостепи». При этом «имеются многочисленные факты, отражающие характер тесных взаимоотношений и взаимовлияний населения самарской и хвалынской культур, видимо, родственных».
САМАРСКАЯ КУЛЬТУРА
Район Самарской Луки реки Волга
кордиды
 
Черепа Кордидов самарско-хвалынской культуры найдены под Саратовым. Как по лицевому, так и по цефальному индексу (иногда достигавшему даже 70 - 72). Кордиды соответствовали Средиземноморцам, но при этом обладали значительно более крупным, высоким черепом и архаичными чертами Кроманоида (тяжелой челестью, надбровными дугами).
 
Происхождение
Сформировалась на основе ранее существовавшей в этом же регионе средневолжской культуры среднего неолита. Культуры, занимавшие этот ареал позже, иногда также называют самарскими, а собственно самарскую культуру называют культурой раннего энеолита данного региона.
В рамках курганной гипотезы Самарская и происходящие от нее хвалынская и ямная культуры считаются индоевропейскими.
 
География
Ареал самарской культуры располагался в лесостепи к северу от родственной Северокаспийской культуры на нижней Волге. Согласно курганной гипотезе, в этом регионе праиндоевропейцы заимствовали часть слов уральской языковой семьи.
Другие родственные культуры вместе с самарской объединяют в область, по месту первых находок названную мариупольской. Для культур мариупольского типа характерно определенное сходство погребальных обрядов, керамики и инвентаря, включая останки лошадей в могилах.
Общий ареал этих культур охватывает кроме среднего и нижнего Поволжья бассейны рек Урал, Дон и Днепр.
В могильниках на юго-западе этой области находят украшения из золота и меди, добытой на Балканском полуострове. Распространение медных изделий осуществлялось путем обмена с трипольской и другими западными культурами, а также в качестве трофеев, захваченных при набега.
 
Погребения
В могилах обнаружены останки от одного до трех человек. Над некоторыми погребениями сооружали каирн из камня или небольшой могильный холм, ранний прообраз кургана. Впоследствии курган представлял собой настоящий холм, с которого погребенный вождь мог бы вознестись к небесным богам, но каково было назначение ранних могильных холмов — неизвестно.
Погребальный обряд и археологические находки в могилах самарской культуры в целом аналогичны материальной культуре днепро-донецкой культуры за одним исключением. На артефактах, найденных в захоронениях, обнаружены изображения лошадей. В могилах также имеются останки лошадей. Неизвестно, использовались ли они как тягловая сила, но эти животные определенно употреблялись в пищу.
 
Артефакты
Оружие представляло собой ножи и кинжалы из кремня и кости, которые в могилах лежат в руках или в головах у покойных (даже детей). Кроме того использовали кремневые наконечники для стрел и костяные — для пик.
Кроме них в могилах найдены украшения из кости, вырезанные в форме лошадей или двойной головы быка с отверстиями для крепления на подвесках или лошадиной сбруе.
Керамика в основном представленя сосудами яйцевидной формы с отчетливой окаемкой. Они не были предназначены для установки на плоскую поверхность и, вероятно, подвешивались на рогатках или укладывались в корзину, и окаемка нужна была для того, чтобы удерживать сосуд в рогатке ухвата. Сосуд могли нести на плече или грузить на животных.
По периферии сосуды были украшены геометрическим орнаментом из линий, полос, зигзагов или волнистых линий, процарапанных или вдавленных в глиняные стенки гребенкой. Смысл орнамента понятен при взгляде сверху: это солярный мотив, где роль солнца выполняет горлышко сосуда.
 
Религия
Судя по солярному орнаменту керамики, носители культуры поклонялись солнцу. Головы и копыта домашних животных (крупный рогатый скот, овцы, лошади) приносили в жертву, помещая их в специальные неглубокие сосуды поверх могил и посыпая охрой.
 
САМАРСКАЯ КУЛЬТУРА
кордиды
↓↓↓

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (29.10.2011)
Просмотров: 5216 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz