РОЗА МИРА |
|
АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ | российский композитор, поэт лауреат международных фестивалей |
|
ДНЕПРО-ДОНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА
ДОНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА
↓↓↓
ДНЕПРО-ДОНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА
4 600 – 4 000 – 3 300 гг. до н.э.
На водоразделе между Танаисом (р. Дон) и Борисфеном (р. Днепр), в долинах необыкновенно красивой возвышенности, зародилась и стала быстро развиваться древняя индоевропейская культура - Днепро-Донецкая.
Известный специалист в области первобытной археологии Восточной Европы Д.Я. Телегин считал, что источником культуры был мезолит юга Белоруссии, то есть достаточно вероятна связь с предшествующей Буго-Днестровской культурой. Культура занимала ареал от Вислы до Днепра, но сторонники курганной гипотезы, распространяя его и на родственные культуры, доводят до Волги и Урала и считают, что носители этого культурного комплекса говорили на праиндоевропейском языке.
Днепро-донецкая культура (оранжевый цвет)
Вначале эта область состояла из донецкой, кукрекской (днепровского варианта) и яниславской (рудоостровского варианта) культур.В состав области вошли также носители постаренсбургских и постсвидерских традиций (Выжевка, Пустынка 5).
Пришли в упадок донецкая и кукрекская культуры, однако возникли новые культуры (тубинская и киево-черкасская), которые вместе с волынской (керамический этап яниславицкой культуры) создали обновленную днепро-донецкую культурно-историческую область. Общим компонентом материальной культуры на территории всей области стала остродонная керамика с примесью травы с гребенчатой и линейно-накольчатой орнаментацией.
Непосредственными предками днепро-донецких племен были носители днепроприпятской и донецкой культур, которые проживали в Волыни, Полесье, и в лесостепной зоне междуречья Днепра и Сиверского Донца. В раннем неолите они активно продвигались в степное Поднепровье, ассимилируя местное население. Именно в этой зоне Украины, особенно в Надпорожье и Приазовье, исследовано большинство неолитических больших коллективных некрополей: Мариупольский, Вильнянский, Вовнизький, Никопольский, Ясинуватский, Лисогирский но др. Кроме того, они известны в южной части Средней Надднепрянщины (Бузьки, Олександриивский, Осипивка, Засуха и тому подобное) и на севере Крыма (Долинка). Упомянутые памятники, которые извлечены из могильников мариупольского типа, были оставлены людьми трех родственных культур днепро-донецкой общности – надпорожской, киево-черкасской и донецкой. Во время раскопок этих уникальных памятников обнаружено свыше тысячи скелетов, для которых характерно прямое положение на спине.
Антропологический облик
Вольненский могильник Днепро-Донекой культуры
Скульптурная реконструкция выполнена по черепу мужчины из погребения № 17 могильника Васильевка III
Создатели Днепро-Донецкой культуры отличались могучим ростом и силой (средний рост 189 см.). Они имели кроманьонский антропологический тип (кроманьонцы «нордического» типа). Они близки с представителями мезолита Северной Европы (Эртебёлле).
Эти исполины занимались охотой и рыбной ловлей и наряду с этим изготовляли керамическую посуду, выращивали культурные растения и выпасали крупный и мелкий рогатый скот.
Днепро-Донецкая культура сходна с соседними культурами, населявшими бассейны Днепра (Трипольская культура, 5400 - 3600 гг. до н. э.) и Волги, в частности, с Самарской культурой (в среднем Поволжье).
9 тыс. лет до н. э. выделение индоевропейского языка из бореального языка. Культуры: МАГЛЕМОЗЕ. ЯНИСЛАВИЦКАЯ КУЛЬТУРА.
1. Трипольско-ямная языковая общность - XXX - XIII вв. до н.э.
Трипольские племена входили в число языковых предков (субстрат) славян – древнейшую юго-восточную зону индоевропейского единства – языковую общность, определяемую лингвистами, в составе которой находились и предки индоиранцев и славян.
Носители Днепро-Донецкого культурного комплекса говорили на индоевропейском языке.
Поселения
Поселения состояли из землянок, выявлены остатки кострищ.
Хозяйство - рыболовство, охота, собирательство, разведение домашних животных (бык, свинья), земледелие (отпечатки зерен ячменя на керамике). Хотя на стоянках встречаются кости собак, свиней и крупного рогатого скота, кости диких животных преобладают.
На поселениях днепро-донецкой культуры из Собачек и Среднего Стога выявлен даже домашний конь.
Керамика
К раннему периоду относятся остродонные горшки с растительной примесью в тесте. Поверхность покрыта гребенчатым или линейным штампом. Гребенка формирует горизонтальные ряды, елочные композиции, пунктиры. Венчики прямые или плавно сужаются: некоторые гофрированы, что указывает на принадлежность к развитому этапу этой культуры.
Днепро-донецкая керамика сходна с посудой западных субнеолитических культур: Эртебёлле, Свифтербантской и культур французского субнеолита – и отличается от кухонной утвари культуры линейно-ленточной керамики, распространившейся в ту эпоху по центральной Европе с Балканским неолитом..
Кремневые орудия - микролиты, топоры.
Средний период - расцвет культуры. Горшок приобретает профилированную форму - перегиб в верхней или средней части сосуда, выделяется венчик, появляется плоское дно; в тесте примесь песка; накольчатый орнамент покрывает всю поверхность сосуда (иногда и дно). Бытуют кремневые топоры, ножи, наконечники стрел и копий, сланцевые тесла, топоры, «челноки».
Погребения
Погребения в виде ингумации, чаще не в индивидуальных, а в братских могилах, которые использовались многократно.
Появляются большие могильники (Дереивский - 161 погребение, Никольский - 83), не имеющие внешних признаков. Захоронения - коллективные (от 2 до 13 в одной могильной яме). Погребенные лежали в вытянутом положении на спине, засыпанные красной охрой; погребальный инвентарь составляют пронизки из камня, кости и раковин, пластины из клыков кабана, подвески из зубов оленя; в Никольском могильнике - медные изделия: кольцо, пронизки, золотая пластинчатая подвеска, топоры, ножи, наконечники копий, булавы (Нижневолжская культура, Культура боевых топоров, Ямная культура, Катакомбная культура.); керамика в могильниках отсутствует.
В Поднепровье, в области распространения днепро-донецкой культуры, на ряде памятников есть и материалы среднедонской культуры.
Распространение и взаимодействие
Исследователи считают, что появление первой керамики в Финляндии связано с культурным импульсом, идущим от ранненеолитических культур, находящихся в области Днепра (днепро-донецкая и другие), через Валдай и Карельский перешеек, а также южную Карелию.
- Днепро-Донецкая культура включена в восточно-финскую группу керамики (Культура Сперрингс, 4 200 – 3 300 гг. до н. э. Карелия, Финляндия, протофинны), которая характеризуется как гребенчатая. Узор на сосудах напоминал следы оставляемые зубцами гребенки, поэтому и получил такое название. Хронологически за древней гребенчатой керамикой следует ранняя гребенчатая керамика (4 200 - 3 300 гг. до н. э.).
- Финно-Угорская ветвь обособилась от уральской языковой семьи 4 – 3 тыс. до н. э.(культура ЯМОЧНО-ГРЕБЕНЧАТОЙ КЕРАМИКИ, 4 200 - 2 000 до н.э. протофинны. лапаноиды. уральцы). Прафинно-угорский язык существовал приблизительно до 2 100 г. до н.э., будучи распространённым на территории Урала и Западного Приуралья и, возможно, в некоторых соседних районах (гипотезы о центрально - азиатской, волгоокской и прибалтийской прародинах финно-угров опровергаются современными данными).
В 4 – 3-м тыс. до н.э. расселение финно-пермцев в западном направлении (вплоть до Балтийского моря) сопровождалось постепенным обособлением прибалтийско-финских, мордовских, марийских и пермских языков, образовавших самостоятельные группы.
Создателями петроглифов в Карелии были представители культуры ямочно-гребенчатой керамики.
Финно-угры культуры ямочно-гребенчатой керамики
С культурой ямочно-гребенчатой керамики распространился антропологический тип, несущий в себе черты «смягченной монголоидности». В антропологической литературе он получил название лапоноидного. С точки зрения антропологов, «есть все основания считать, что происхождение антропологических черт носителей культур ямочно-гребенчатой керамики связано с восточными территориями России». В частности, мужской и женский черепа из погребений 19 и 20 (Сахтыш II), принадлежащие к ямочно-гребенчатой культуре и датируемые кон. 4-го – нач. 3-го тыс. до н. э. имеют выраженный монголоидный облик – «строение мозгового отдела черепа, горизонтальная профилировка лица и морфологические особенности носа у двух сахтышских черепов, несомненно, подтверждают их принадлежность монголоидной расе. Ближайшие аналоги этих находок, как показал факторный анализ, выявляются в Восточной Сибири».
В западной части финно-угорского мира значительная роль в этногенетических процессах принадлежала племенам культуры ямочно-гребенчатой керамики. Население данной культуры считает древнейшей основой финноязычных народов – протофиннами. Поселения этой культуры всегда сопровождаются захоронениями представителей уральской расы, в фенотипе которой обнаруживают монголоидные элементы.
Произошёл акт вторжения финно-угров восточного происхождения на территории заселённые европеоидами. Днепро-донецкую культуру сложили европеоиды, после чего к ним примешались финно-угорские племена. Сказанное подтверждают и данные из могильника Ясиноватка, который (как и Васильевка II) является наиболее древним среди других могильников днепро-донецкой культуры. Причём, содержащиеся в нём погребения неодновременны и разделены периодом в 500 лет (период А и В).
Исследуя данные из Ясиноватки, И.Д. Потехина у черепов из более древних погребений выделила два разных антропологических типа. Важным представляется то обстоятельство, что различие в антропологических типах связано с половой принадлежностью погребенных: Мужские черепа - европеоидные - обладают очень крупным продольным диаметром (198,5 мм), выраженной долихокранией (70,5), широким (147,5 мм) и резко профилированным в горизонтальном сечении лицом. Анализ краниологических материалов показывает, что черты первого – местного – компонента, который прослеживается в антропологическом составе днепро-донецких племен, преобладали на севере ареала днепро-донецкой общности – в Средней Надднепрянщине и, возможно, на Волыни, в бассейнах Припяти и Немана и на верхнем Днепре. Эти регионы Украины и Беларуси охватывают ареалы киевско-черкасской, волынской, неманской культур и припятско-полесский вариант днепро-донецкой общности. По своим керамическим комплексам, орудиям труда и традиционным формам ведения хозяйства – охота и рыболовство, – они находят аналоги с хронологически близкими памятниками Южной и Юго-восточной Польши, известными под названием "культура дольково-гжебековой керамики".
Т.И. Алексеева предлагает появление брахикранного компонента у днепро-донецких племён связать с контактом этих племён с популяциями культуры ямочно-гребенчатой керамики. На то же указывает и археолог В.И. Неприна, утверждая, что «о культурном смыкании раннего этапа неолита ямочно-гребенчатой керамики с ранней днепро-донецкой культурой имеется значительное количество археологических фактов».
Женские черепа – монголоидные – характеризуются небольшим продольным диаметром (176,5 мм), выраженной мезокранией (мезокефалия, среднеголовость, мезоцефалия) и узким лбом. Ближайшие аналогии к черепам ранних финно-угров обнаруживаются в могильнике Фофаново в Прибайкалье (6-е тыс. до н. э.).
Антропологически контакт европеоидов с пришлыми монголоидами связывается уже с начальным периодом существования днепро-донецкой культуры, который соотносится с концом 5-го – началом 4-го тыс. до н. э.
Опосредованным свидетельством сложной этнокультурной ситуации, которая сложилась в Нижнем Поднепровье после появления здесь новых племен, являются многочисленные повреждения, обнаруженные на скелетах похороненных в могильниках днепро-донецкой общности. Так, на черепе № 16 из Василивки ІІ сохранился след от удара копья или стрелы; на черепе № 18 – округлая вмятина от удара тупым предметом; на черепе № 64 из Ясинуватки – пролом овальной формы, который стал причиной смерти.
На среднем этапе происходит расселение носителей культуры на север, запад и восток.
Часть населения Днепро-Донецкой культуры направляется в сторону Крыма 3 500 г. до н.э.
- В Надпорожье – основном районе распространения сурской культуры (Сурско-Днепровская культура, 5700 - 4 350 лет до н.э. АРАТТА - КАМЕННАЯ МОГИЛА. Протошумеры/Яфетиды/средиземноморцы) – между периодом ее существования и появлением первых памятников среднестоговской культуры заметен определенный хронологический разрыв, который характеризуется безраздельным господством здесь памятников среднего этапа днепро-донецкой культуры.
На одной территории долго сосуществовали носители двух неродственных культурных традиций: позднекроманьонских носителей днепро-донецкой культуры и потомков первых местных скотоводов – носителей среднестоговской и нижнемихайловской (3 000 - 2 600 лет до н.э.) культур. Причем такое сосуществование очевидно не похоже на сосуществование завоевателей и покоренного ими населения. Скорее это выглядит как ставший традицией союз, который со временем привел к формированию двуединого народа.
Поздний период характеризуют остродонные и плоскодонные горшки с прямыми или отогнутыми венчиками, изредка - мисочки, орнамент - оттиски гребенки, ямки, «жемчужины» в верхней части сосуда, вертикальные расчесы на венчиках; некоторые находки керамики свидетельствуют о контактах с трипольскими племенами. В инвентаре отмечены кремневые ножи, скребки, наконечники копий, каменные тесла. Поднепровье и Волынь начали заселять трипольские племена.
Носители Днепро-донецкой культуры в Надпорожье, Приазовье и на Северском Донце были вытеснены, а частично и ассимилированы племенами энеолитической культуры Средний Стог, возникшей ок. 3 500 г. до н.э.
Средневолжская, Самарская культуры. 5900 - 4000 гг. до н.э.
Хвалынская культура. 4500 - 3600 - 3200 гг. до н.э. Днепро-Донецкая культура. 4600 - 4000 - 3300 гг. до н. э.
Среднестоговская культура. 3700 - 3200 - 2600 гг. до н. э. Более 5 тыс. лет назад появились «Веды» (Чертог Ворона (Бог Коляда) - 2848-1228 г. до н.э.). Ямная культура. 3200 - 2300 - 1900 гг. до н.э. индоиранцы. Культура Шнуровой керамики. 3200/2900 гг. до н. э. - 2300/1800 гг. до н. э.
ИСТОРИЯ
Copyright © 2015 Любовь безусловная
|
Категория: История | Добавил: Jupiter (26.10.2011)
|
Просмотров: 6837
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ! |
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся
|
|