ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 22.11.2024, 04:30
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ.
- 9 тыс. до н.э. выделение индоевропейского языка из бореального языка.
Культуры: МАГЛЕМОЗЕ, ЯНИСЛАВИЦКАЯ КУЛЬТУРА.
- 1. Трипольско-ямная языковая общность – XXX - XIII вв. до н. э.
Трипольские племена входили в число языковых предков (субстрат) славян – древнейшую юго-восточную зону индоевропейского единства – языковую общность, определяемую лингвистами, в составе которой находились и предки индоиранцев и славян.
- 3. Болераз-баденская языковая общность – XXV – XII вв. до н. э.
4. Германо-балто-славянская языковая общность. К.Ш.К. Культура боевых топоров.
 
СРЕДНЕСТОГОВСКАЯ КУЛЬТУРА
3.700 - 3.200 - 2.600 гг. до н. э.
Средиземноморцы
Индоевропейцы
↓↓↓
КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
3 200/2 900 гг. до н. э. - 2 300/1 800 гг. до н. э.
германо-балто-славяне
 
Названия «шнуровой керамики» и «одиночных могил» основаны на характерном способе орнаментации керамики и погребальном обряде.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Культуры шнуровой керамики нельзя вывести из степных культур типа ямной, против этого говорят хронологические и экологические соображения, значительные различия в керамическом производстве.
Телегин связывал распространение культуры шнуровой керамики с расселением среднестоговцев (Телегін Д. Я., 1968, 123). Шнуровой орнамент и боевые молоты, которые позднее развились в топорики, впервые появляются именно у среднестоговцевё
 
Ассимиляция
В начале III тыс. до н.э. КВК (Культура воронковидных кубков. Мегалитическая культура. Средиземноморцы/прабаски. 4 000 – 2 700 гг. до н.э.) в течение всего двух поколений была замещена культурой боевых топоров. КВК оказала влияние на формирование культуры шнуровой керамики.
Орды индоевропейцев скотоводов в 3 тыс. до н.э. хлынули в Европу, смели «маленький народ» с лица земли: ассимилировали, растворили в себе, и частично уничтожили.
 
Проникновению кочующих племен колоколовидных кубков (Культура колоковидных кубков. 2 800 – 1 900 гг. до н. э. Борреби, Западный Нордический тип), уже знакомых с медью (они пришли с юга, из Испании, а отчасти и с побережья Северной Африки), предшествовало продвижение племен культуры боевых топоров, или, как их иногда называют по характерной орнаментации глиняных сосудов, племен шнуровой керамики. Большая миграция культуры колоколовидных. кубков - охватила преимущественно Западную и Центральную Европу, отчасти и Южную в самом конце тысячелетия. Культура колоколовидных кубков рассматривается как единая с рядом локальных вариантов. Она существовала более короткий период времени, чем культуры шнуровой керамики. В хозяйстве большую роль играло коневодство, и в ряде регионов Европы домашняя лошадь появилась впервые именно с племенами этой культуры. В Португалии и Бретани для культуры кубков характерны коллективные захоронения в могилах мегалитического типа. Из Бретани эта культура проникла в устье Рейна.
На территории Голландии она испытала влияние со стороны культуры шнуровой керамики (рейнских кубков). В результате в погребальном обряде появились подкурганные могилы со скорченными трупоположениями. Из Бретани и Голландии культура колоколовидных кубков, видимо, проникла в Англию. Часть носителей этой культуры из Голландии поднялась вверх по Рейну, и здесь произошло их смешение с племенами культуры шнуровой керамики.
Нерешенной остается проблема возникновения среднеевропейского центра культуры колоколовидных кубков, охватывающего в основном территории Чехии и Моравии, а также области выше (Австрия, Бавария) и ниже (Венгрия) их по течению Дуная. К этому же центру относятся памятники на территории Саксонии и Польши. Могильники здесь бескурганные, погребения скорченные, но с течением времени появляется и трупосожжение. Большой интерес представляет движение культуры кубков на юг, в долину Роны, на Сардинию, Сицилию и даже обратно на Пиренейский полуостров. Миграция племен культуры кубков приняла форму инфильтрации, при которой культуры, распространяясь. довольно быстро на обширной территории, сохраняют особый, устойчивый набор погребального инвентаря. Однако местный субстрат оказал довольно сильное влияние на культуру кубков, в результата чего возникли смешанные группы.
Антропологический тип
Среднеевропейский комплекс с высоким, узким черепом и узким лицом.
Балтский тип (брюнны + кордид) - с высоким, узким черепом и широким лицом. Кордид (средиземноморцы) - западные шнуровики, будучи делигментированными в силу климатических условий и смешения с палеолитическими расами борреби и брюнноидами, легли в основу атланто-балтийской ветви европеидной расы, грубо говоря «нордической» Предпологаеться что тип кордидов близок к памиро-ферганской расе.
 
Распространение
Культуры шнуровой керамики - это ряд генетически связанных культур, которые широко распространяются от берегов Рейна до Волги. Это был конгломерат из разных культур. К ним относятся:
- Среднеднепровская культура. Северная Украина, Белоруссия. 3 200 – 2 300 гг. до н.э. В рамках курганной гипотизы Марии Гимбутас среднеднепровская культура является главным источником вторжения индоевропейцев в Северную и Центральную Европу.
- Фатьяновская культура.
- Саксо-тюрингская К.Ш.К. 2 200 - 1 800 гг. до н.э. Саксо-тюрингскую культуру шнуровой керамики Г.Чайлд называет «классической». Она была распространена в бассейне Заале, к юго-востоку от Центральной Чехии и к западу от Рейнской области и Центральной Швейцарии. Видна зависимость этой культуры от культуры шаровидных амфор: керамика в начальной фазе развития очень близка по типу. Доминирующим орнаментальным мотивом являются горизонтальные отпечатки шнура и «висящие» треугольники на плечиках амфор и на шейках кубков. Позднее амфоры и кубки остаются без орнамента или украшаются штампованным елочным узором. Характерным признаком культуры служит боевой топор с фасетками, вероятно, подражающими металлическим формам. В могилах найдены медные и изредка серебряные спирали иногда в сочетании с янтарными бусами. Погребения совершены в простых ямах, иногда облицованных деревом, камнями и глиной, и в мегалитических цистах, чаще всего с курганными насыпями. -Культуры одерской шнуровой керамики.
- Культура рейнских кубков.

Каменный сверленый топор, культура одиночных могил, Дания

Каменный сверленый топор, культура одиночных могил, Дания, Ютланд
- Культура одиночных могил Дании и Шлезвиг-Голыптейна. Название «культура одиночных могил» происходит из традиции захоронения умерших в отдельных, а не общих, могилах. Чаще всего могилы такие были не глубже одного метра, а людей в них закапывали скрюченными и на боку, причем всегда лицом к югу.

- Культура ладьевидных топоров Швеции, Финляндии и Эстонии.
- Злота культура (от названия населенного пункта Злота, Złota, близ г. Сандомеж). 2.200 - 1.700 гг. до н.э. Названа по могильнику у местечка Злота близ Сандомира в Южной Польше. С шнуровой керамикой, распространённая в лёссовых областях Польши (район большой излучины р. Вислы). Представлена обширными, обычно грунтовыми, могильниками со скорченными костяками (иногда в катакомбах). Погребения индивидуальные, но в редких случаях бывают и коллективные (до восьми людей в одной могиле), с большим количеством посуды, близкой к шаровидным амфорам, кремневыми топорами, янтарными бусинами и т.д. Многочисленные остатки жертвенных животных - коров, свиней, лошадей, овец, коз, собак, найденные на кострищах над погребениями, а также ритуальные захоронения домашних животных свидетельствуют о развитом скотоводстве. Интересны ритуальные захоронения коров, свиней и лошадей. Керамика представляет смешанные формы и стили различных групп шнуровой керамики культуры. Племена Злота культура были оседлыми земледельцами и скотоводами. Жилища представлены овальными полуземлянками (7 м длины и до 2, 5 м глубины). Она отличается некоторым своеобразием от других групп шнуровой керамики, представленных в Польше. Это объясняется воздействием на нее культуры шаровидных амфор и южной группы культуры воронковидных кубков.
- Ржуцевская, или висло-неманская, в юго-восточной Прибалтике. Своеобразная культура шнуровой керамики существовала в Юго-Восточной Прибалтике, ее называли Haffkustenkultur в ГДР или культурой Жуцево (Rzucewo) в Польше (по поселению в дельте Вислы). X. А. Моора называет эту культуру висло-неманской.

- Самая большая из всех групп шнуровой керамики, представленных в Польше, великопольско-мазовецкая.
Поселения, расположенные у рек и озер, состоят из наземных жилищ, стенки которых обмазаны глиной.
Могильники грунтовые, с захоронениями в неглубоких ямах или, иногда, в небольших каменных ящиках. Покойники лежат на боку в скорченном положении.
Инвентарь малочисленный - глиняные сосуды (кувшины и кубки, орнаментированные зонными или поясными отпечатками шнура), каменные сверленые топоры, бронзовые клиновидные топоры, кремневые острия и наконечники стрел, различные украшения.

Все эти культуры известны преимущественно по могильникам - курганным и бескурганным, главным образом со скорченным трупоположением, реже - с кремацией.
Самые характерные сосуды в могилах - так называемые кубки, украшенные в верхней части отпечатками шнура или веревки. В мужских могилах находят каменные шлифованные топоры, которые были боевыми, а может быть, служили символами власти, принадлежности к определенной социальной группе. Эти две специфические находки - кубок и топор - и дали наименование всей общности.

Каменный сверленый топор, культура шнуровой керамики, Зап. Европа
 
ХОЗЯЙСТВО
Характерны очень маленькие поселения и земледелие, схожее с культурой воронковидных кубков, а также содержание домашнего скота. Большинство, однако, по-видимому, вело кочевой или полукочевой образ жизни. Использовался колёсный транспорт (предположительно с волами в качестве тягловой силы).
Лошади, возможно одомашненные, были представлены тарпаном. Основным домашним животным была свинья, пища из которой является характерной чертой кельтской, английской и украинской кухонь.
Ряд поселений культур шнуровой керамики открыт на берегах озер, например Невшательского и Женевского, в древних земледельческих районах. Земледельческой считают и культуру ладьевидных топоров. В Скании, на крайнем юге Швеции, наибольшая концентрация памятников этой культуры падает именно на те районы, где ранее хорошо была представлена земледельческая культура воронковидных кубков. Однако прямых свидетельств земледелия мало потому, что основной материал происходит из могил, а не из поселений. Исследования в Дании показывают, что в культурах шнуровой керамики практиковалось пахотное земледелие. Племена культур шнуровой керамики в ряде районов Скандинавии и лесной зоны Восточной Европы были первыми земледельцами и, может быть, скотоводами. В Скандинавии они распространили производящее хозяйство далеко на север. Здесь отмечается увеличение поголовья мелкого рогатого скота.

Большинство исследователей в качестве наиболее древнего горизонта культуры шнуровой керамики выделяет комплекс древностей, в первую очередь погребальных, обнаруженных на территории центрально-восточной Германии, Чехии, Польши, а также вдоль побережий Балтийского и Северного морей. Самые ранние погребения и поселения, отождествляемые с культурой шнуровой керамики, относятся к 3.200 - 2.900 гг. до н. э.
 
Погребения
С появлением культуры шнуровой керамики в Европе активно начинает распространяться курганный обряд захоронения, а также индивидуальные погребения без курганной насыпи. Могила очень часто окружалась круговым ровиком, столбами. Умерший обычно лежал в погребальной яме скорченно на боку.
В группах представителей культур шнуровой керамики большое значение принадлежало взрослым мужчинам. Их погребения выделялись специфичным погребальным инвентарем, в том числе и военного предназначения, а также следами особых ритуальных действий. Не исключено, что взрослые мужчины в сообществах такого типа создавали свои социально-возрастные клановые структуры, подчеркивая свою исключительность определенным вещественным комплексом и особыми ритуалами. Встречаются погребения с кремацией. В погребальном ритуале большое значение придавалось огню и приносимым дарам, а том числе и в виде погребальной керамики, каменных и кремневых топоров, стрел, жертвенных животных. Существенно отличались погребения мужчин, женщин и детей.
 
ГОЛЛАНДСКАЯ К.Ш.К.
Представляет собой ветвь культуры шнуровой керамики, иногда называемую культурой кубков с утолщённым дном. Памятники культуры обнаружены в Нидерландах и в нижнем течении Рейна на территории Германии. Для данной культуры характерна форма сосудов с расширяющимся горлом, S-образным профилем и плоским утолщённым дном. Сосуды украшались шнуровым орнаментом, отпечатками зубчатой лопаточки или насечками (при помощи рыбных косточек).
Изучение отпечатков зерновок злаков на сосудах культуры шнуровой керамики с территории Германии показало, что больше выращивали ячмень, затем – пшеницу (эммер и одно-зернянку), меньше - овес. Анализ костного материала с поселения Боттендорф (Германия) позволяет утверждать, что в составе стада резко преобладал крупный рогатый скот, в пять - восемь раз превышая количество особей свиньи и козы/овцы. Изредка встречается собака.
С распространением ряда культур шнуровой керамики, особенно в Северной Европе, связаны значительные расчистки лесов, отразившиеся в пыльцевых диаграммах. Одновременно с уменьшением количества пыльцы древесной растительности увеличивается количество пыльцы подорожника, щавеля и других растений - спутников человека. С появлением культур шнуровой керамики закончился период лесного земледелия в ряде регионов Европы. Обширные открытые пространства содействовали развитию оседлого земледелия с постоянными полями. Чаще всего использовались легкие песчаные почвы. На больших, освобожденных от лесов пространствах паслись стада. В Голландии открыт загон для скота с двойной оградой и двумя воротами.
Лошадь появляется лишь в более поздних фазах развития культур шнуровой керамики в Голландии. Сплошные массивные деревянные колеса от повозок найдены в болотах Голландии и датируются второй половиной III тыс. до н.э. Тягловой силой были быки и волы.
Ок. 2.500 г. до н.э. в Европе осваивают бронзу. Во многих регионах Европы начало металлообработки и металлургии меди связано с культурами шнуровой керамики. В тех культурах шнуровой керамики, которые пережили рубеж III и II тыс. до н.э., металлургия и металлообработка более развиты и масштабны.
Так, в наиболее восточных культурах - фатьяновской и среднеднепровской - найдено довольно много медных украшений, в том числе шейные гривны, очковидные подвески, браслеты, перстни, а также оружие - вислообушные топоры, наконечники копий.
 
К.Ш.К. РЖУЦЕВСКАЯ КУЛЬТУРА
протобалты
Юго-восточная Прибалтика
Появившись в различных экологических зонах Европы, племена культур шнуровой керамики и боевых топоров (германо-балто-славяне), естественно, со временем должны были адаптироваться к ним, и нельзя ожидать, что процесс адаптации шел одинаково в прибрежных районах Балтики, на лёссовых плато юго-восточной Польши и на песчаных холмах Волго-Окского междуречья. Яркое свидетельство такой адаптации к новым условиям среды дает ржуцевская культура восточной Прибалтики. Ее население в значительной степени занималось морским промыслом, охотой на тюленей и рыбной ловлей.
На территории современных Балтийских стран и Калининградской обл. культура шнуровой керамики, видимо, стала культурой пришельцев, сменившей юго-западную часть нарвской культуры.
Поселения культур шнуровой керамики изучены недостаточно. Можно сказать, что они не обладали насыщенными культурными слоями, свидетельствующими о длительном обитании на одном и том же месте, не были крупными и не имели мощных оборонительных сооружений, хотя упоминаются палисады вокруг некоторых из них. Лучше других известны поселения ржуцевской культуры (юго-восточная Прибалтика). Они расположены на дюнах и холмах недалеко от морского побережья. На одном из них (Сухач) было около 20 столбовых домов, расположенных в беспорядке, близко один к другому. Дома прямоугольные столбовые длиной 8-12 м., шириной 4-5 м., однокомнатные, но с небольшим портиком в одном из узких концов. Иногда у дома была пристройка, где могли содержать скот. Стены имели два ряда столбов с заполнением между ними. По центральной оси находились крупные столбы, на которые опиралась коньковая двускатная крыша.
РЖУЦЕВСКАЯ КУЛЬТУРА
↓↓↓
2.000 - 1.500 гг. до н.э.
Средиземноморцы
Волго-Окское междуречье
 
 
КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
↓↓↓
Восточный Каспий, Нижний Дон, Северо-Восточное Приазовье, С. Кавказ
2.300 – 1.900 – 1.250 гг. до н. э.
Индо-арии
 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (13.11.2011)
Просмотров: 7910 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz