ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Среда, 24.04.2024, 14:41
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Государство Исин
ШУМЕР
 
ГОСУДАРСТВО ИСИН

Ишби-Эрра — основатель и первый царь государства Исин, правил приблизительно в 2017 — 1985 годах до н. э.
По происхождению аккадец из города Мари. Имя Ишби-Эрра в переводе с аккадского означает «Насытился (бог чумы) Эрра». Такое имя давали ребенку, родившемуся после того, как старшие дети умерли от эпидемии.
 
Ишби-Эрра провозглашает себя царём
Ишби-Эрра был сановником при дворе последнего царя III династии Ура Ибби-Суэна. В 2022 г. до н. э. Ишби-Эрра был послан в западные районы Двуречья с поручением закупить зерно у общинников для государственного хозяйства, так как в Уре в это время из-за нашествия аморейских племен свирепствовал голод. Выполнив это поручение, Ишби-Эрра свёз зерно в маленький окружной центр Исин. Отсюда он потребовал у Ибби-Суэна предоставить ладьи для перевозки хлеба в столицу; ладей у царя не было. Тогда Ишби-Эрра, почувствовав свою силу, отложился от Ура и сам объявил себя царём.
 
3. "Ур был поражён оружием, его царство в Исин было перенесено".
 
Расширение границ Исина
В 2021 г. до н. э. Ишби-Эрра захватил город Ниппур. В его руках оказались не только храмовые богатства, но царская сокровищница, как предполагают сооруженная здесь ещё Шульги. Мало того, захватив священный город Ниппур, Ишби-Эрра приобрёл право на титул царя Шумера. Многие энси перешли на сторону Ишби-Эрры. Уже в 2021 г. до н. э. Ишби-Эрра фактически царствовал, сначала осторожно называя себя «лугалем своей страны», а в 2017 г. до н. э. принял полную царскую титулатуру и ввёл собственные датировочные формулы. После падения Ура и пленения Ибби-Суэна эламитами (ок. 2003 г. до н. э.), государство Ишби-Эрры осталось единственным крупным царством в Месопотамии (если не считать расположенных на его окраинах царств Эшнунны и Дера). В 1996 г. до н. э. Ишби-Эрра изгнал из Ура эламский гарнизон и присоединил этот город к своему царству. Он выдал свою дочь за суккаля Элама Хумпаншимти (предположительно сына или брата Хутран-темпти — покорителя Ура), что однако не помешало ему в том же году нанести поражение Эламу.
 
После разгрома державы III династии Ура единое государство Шумера и Аккада сменили два самостоятельных царства на севере и юге Двуречья, основанные вторгнувшимися аморейскими племенами. Последние осели в стране, постепенно смешавшись с местным населением, в противоположность эламитам, вернувшимся после разграбления богатых городов Шумера и Аккада в свои горы. На севере, в Аккаде, образовалось государство со столицей в Исине, в 25 км от Ниппура. На юге амореи основали после ухода эламитов другое царство со столицей в Ларсе. Цари обеих династий пытались продолжать традиции династии Ура и поэтому называли себя «царями Шумера и Аккада».
 
Внутреннее устройство государства Исин
Новое царство I династии Исина старалось во всём подражать царям III династии Ура, но такого могущества правители Исина достичь уже не могли. При Ишби-Эрре отстраивается Ур, строились крепости, совершались походы против амореев, которых удалось оттеснить в степь и против субареев. При нём снова получили экономическое самоуправление храмы. К установленному при царях Ура единому пантеону богов была прибавлена лишь богиня покровительница Исина — Нин-Инсина — местная ипостась — богини врачевания Гулы и большое значение получил родовой бог династии среднеевфратовский Даган. Канцелярии оставались шумерскими, хотя мало кто говорил уже на этом языке. Мастерские, где работали гуруши, остались прежними. Но многое и изменилось: уже не было возможности сохранять громадные царские рабовладельческие полевые хозяйства; оставшаяся земля раздавалась отдельным лицам, которые вели на ней частные хозяйства, не глядя на то, что эта земля была в данном случае собственностью государства; случалось, что такую «царскую» землю даже перепродавали. На общинной земле частные хозяйства оправились, в то время как государственное ещё долго не удавалось наладить. Поскольку централизованное распределение продукта стало невозможным, начали развиваться обмен и торговля. Амореи, захватившие поля, не поддерживали ирригацию, пашни стали сохнуть и скоро не годились даже как овечьи пастбища. Чтобы прокормиться, амореи стали наниматься в воины к исинскому царю и к другим наместникам городов.
Ишби-Эрра правил 33 года.

Шуилишу (Шу-или-шу, аккад. «Он (принадлежит) своему богу») — царь Исина, царь Шумера и Аккада, правил приблизительно в 1985 — 1975 годах до н. э. Сын Ишби-Эрра.
Шуилишу добился от эламского царя Киндатту возвращения похищенной эламитами во время захвата ими Ура в 2003 г. до н. э. статуи бога-покровителя этого города Нанна. Также он временное подчинил долину реки Диялы, сделав эшнуннских царей потомков Ильшуилии своими энси, правда вскоре Эшнунна была захвачена царём Дера Ануммуттаббилем, который поставил там своего наместника Уцуравассу.
Царский список отводит Шуилишу правление в 10 лет.
 

Иддин-Даган (букв. «Дал Даган») — царь Исина, царь Шумера и Аккада, правил приблизительно в 1975 — 1955 годах до н. э. Сын Шуилишу
Иддин-Даган покорил Дер, причём наместником там стал царевич-наследник Ишме-Даган, как видно этому завоеванию, изолировавшему аморейские племена на юго-востоке Двуречья, придавалось большое значение. Вместе с Дером к царству Исин отошла и Эшнунна, но вскоре Эшнунна вновь отпала от Иддин-Дагана. Там объявил себя независимым правителем Уцуравассу, поставленный там наместником ещё царём Дера, хотя Иддин-Даган ещё некоторое время продолжал удерживать одну крепость в долине Диялы.
Иддин-Даган стал героем гимна в честь священного бракосочетания с богиней Инанной.
Согласно, царскому списку Иддин-Даган правил 21 год.
 

Ишме-Даган (букв. «Услышал Даган») — царь Исина, царь Шумера и Аккада, правил приблизительно в 1955 — 1935 годах до н. э. Сын Иддин-Дагана.
При Ишме-Дагане началось создание нового свода законов, завершенного его приемников Липит-Иштаром. Ишме-Даган благополучно закончил свои дни беспорным властителем Нижней Месопотамии. Ему принадлежит любопытная реформа. Он смог освободить жителей (эрен) священного Ниппура от налога-десятины и от воинской повинности, заменив её службой исключительно на храмы; речь идет, видимо, о царских людях, а не об общинниках. Такую меру Ишме-Даган мог провести, вероятно, потому, что рассчитывал на наемных воинов из амореев. Впрочем, по-видимому, от какой-то аморейской же группы Ишме-Даган понёс серьезное поражение под Кишем.
Ишме-Даган — герой ритуального гимна в честь «возведения колесницы Энлиля». Правил Ишме-Даган 20 лет.
 

Липит-Иштар (аккад. «Прикосновение (богини) Иштар») — царь Исина, царь Шумера и Аккада, правил приблизительно в 1935 — 1924 годах до н. э.
Происхождение Липит-Иштара не совсем ясно: в царском списке он назван сыном Ишме-Дагана, а сам он себя называет «мудрым пастухом» и «смиренным пастухом из Ниппура», что даёт основания считать, что он родился в семье пастухов и крестьян из города Ниппура.
В 1932 г. до н. э. аморей Гунгунум, вероятно, находившийся на службе у Липит-Иштара, захватил власть в маленьком, но стратегически важном городе Ларсе и объявил себя царём этого города. Липит-Иштар вёл длительное соперничество с царством Ларса, где власть также перешла к аморитам. В конечном итоге, Исин потерпел поражение от Ларсы, а его царь был свергнут и убит.
До нас дошли 9 фрагментов свода законов составленного Липит-Иштаром. Эти законы касаются речного, земельного, служебного права, ростовщическое зависимости, семейного и наследственного права.
Липит-Иштар правил 11 лет и в 1924 г. до н. э. был, по-видимому, свергнут с престола восставшими амореями.
 
Кодекс Липит-Иштара
При Липит-Ишатре из его законодательных распоряжений был создан один из древнейших сводов законов на шумерском языке, условно называемый «Кодексом Липит-Иштара» — прямой предшественник знаменитого законодательства вавилонского царя Хаммурапи (ок. 1793 — 1750 гг. до н. э.), ставший одним из первых кодексов в истории человечества.
Кодекс Липит-Иштара первоначально состоял из 43 статей, 9 фрагментов которых сохранилось в виде копий на глиняных табличках, обнаруженных при раскопках в Ниппуре.
Законы Липит-Иштара были призваны закрепить существующие экономические отношения в условиях усиления частной собственности, вызывавших появление новых прецедентов в отношениях личности и государства. Сохранившиеся до нашего времени примеры законов Липитиштара касаются правил и порядка найма рабочей силы и имущества, семейного права и права наследования, различных аспектов владения частной собственностью, отношений в земельном и долговом праве. Распространённый в законнике Хаммурапи принцип талиона («око за око, зуб за зуб»), насколько нам известно, затрагивался лишь в параграфе 22, посвящённом наказанию лжесвидетеля: за лжесвидетельство полагалось наказание, идентичное тому, которое мог понести несправедливо оклеветанный.
Выдержки из кодекса Липитиштара
Человек, пробравшийся в сад другого человека и пойманный за воровством, должен заплатить десять сиклей серебром.
Человек, срубивший дерево в саду другого человека, должен заплатить половину мины серебром.
Если мужчина вступил в брак с женщиной, которая родила ему детей, живых и здоровых в настоящее время, и если рабыня также родила детей от своего хозяина, и при этом отец пожаловал свободу рабыне и её детям, то ребёнок рабыни не может претендовать на имущество своего прежнего хозяина.
Если жена мужчины не родила ему детей, а проститутка с торговой площади родила, он должен обеспечить эту проститутку зерном, маслом и одеждой.
Ребёнок, родившийся от проститутки, становится его наследником, и до тех пор, пока жива жена мужчины, проститутка не может жить с ним в одном доме.
Если ближайшая к дому человека земля другого человека заброшена и если хозяин дома сказал владельцу той самой земли: «Кто-то может проникнуть ко мне в дом, раз земля твоя заброшена: укрепляй своё жилище» — и он подтвердил эту договорённость, владелец земли должен возместить хозяину дома все убытки, если что-нибудь у него пропадёт.
Человек, взявший в аренду быка и выколовший ему глаз, должен заплатить половину его цены.
Человек, взявший в аренду быка и испортивший кожу у ноздревого кольца, должен заплатить треть его цены.
Человек, взявший в аренду быка и сломавший ему рог, должен заплатить четверть его цены.
Человек, взявший в аренду быка и повредивший ему хвост, должен заплатить четверть его цены.
 

Ур-Нинурта (букв. «Почитатель Нинурты») — царь Исина, правил приблизительно в 1924 — 1896 годах до н. э. ).
В своих надписях, Ур-Нинурта называет себя «сыном Ишкура». Скорее всего он не состоял в родственных отношениях с Липит-Иштаром.
Хотя время его власти царский список называет годами изобилия, хорошего правления и сладкой жизни, но в действительности видно всё было не совсем гладко. В связи с его воцарением царь Ларсы Гунгунум отважился принять титул «царь Шумера и Аккада». Таким образом весь юг Двуречья был для Ур-Нунурты потерян. Хотя он ещё какое то время владел Уруком (чуть выше Ларсы по Евфрату), но нет никаких данных чтобы его власть распространялась за пределы нома Исин дальше Ниппура. С Гунгунумом Ур-Нинурте удалось поддержать столь добрые отношения, что он мог посылать через владения Ларсы посвятительные дары в храм уже фактически потерянного им Ура. Видимо, Ур-Нинурта хотел иметь в усилившейся Ларсе союзника. Возможно он и Гунгунум уже и были союзниками по свержению Липит-Иштара. Со следующим царём Ларсы Абисарихи отношения резко обострились. В 1898 г. до н. э. Ур-Нинурта потерпел от него поражение и граница Ларсы продвинулась вплотную к Ниппуру.
Также известно, что Ур-Нинурта освободил царско-храмовых людей Ниппура от долгов и недоимок по сбору-налогу (гун).
Правил Ур-Нинурта 28 лет.
 
4. 1 913 – 1 777 гг. до н.э. Мари (Элам) столица царства шумеров. См. Элам. Династия Симашки.

Бур-Син II (букв. «Телец Сина») — царь Исина, правил приблизительно в 1896 — 1874 годах до н. э.). Сын Ур-Нинурты
Бур-Син продолжал числить в своей титулатуре Ур, Эреду, Урук и Ниппур и даже делал довольно безуспешные попытки на самом деле овладеть Уром, однако фактическое значение Исинского царства поддерживалось теперь только былым престижем, а равно тем, что на его территории находился священный центр Двуречья — Ниппур. Правда Бур-Сину удалось всё же на короткое время захватить в свои руки Ларсу, но этот его успех был сведён на нет действиями пастушеских племен в северных номах. В 1894 г. до н. э. вождь аморейского племени яхрурум Суму-абум захватил Вавилон и основал там своё царство. Окрепли аморейские царства в Казаллу и Кише.
Вероятно, попыткой укрепить своё положение среди местного населения было предпринято (вероятно Бур-Сином) сокращение трудовой повинности для царских людей до 48 дней в году на семью, и налога ни-тара для остального населения с 1/5 до 1/10 валового дохода.
Бур-Син прославлен в хвалебном гимне, дарующем ему власть от лица Энлиля.
Царский список говорит, что Бур-Син правил 5 лет, но, видно, царствование его длилось намного более.
 

Липит-Энлиль (аккад. «Прикосновение (бога) Энлиля») — царь Исина, правил приблизительно в 1874 — 1869 годах до н. э.). Сын Бур-Сина II.
Правил 5 лет.

Эрра-имитти (аккад. «Эрра — моя десница») — царь Исина, правил приблизительно в 1869 — 1861 годах до н. э.
В самом начале своего правления Эрра-имитти потерял Ниппур, занятый войсками царя Ларсы Суму-Эля.
Со смертью этого царя, если верить поздней легенде, связано курьёзное событие. В области шумеро-аккадской культуры существовал обычай в весенний праздник Нового года подвергать царя неприятному и даже унизительному обряду — пережитку ритуального убиения состарившегося вождя первобытного племени. Также помимо этого иногда гадатели могли предсказать царю те или иные близко грядущие неприятности бытового характера. На такие случаи на место царя временно возводится «подменный царь» — бедняк, раб, помешанный — чтобы отвести беду от настоящего царя. И вот во время Эрра-имитти произошло событие, которое позднейшая хроника рассказывает так: «Эрра-имитти посадил на престол Эллиль-бани, в образе подмены и возложил на главу его тиару царственности. Эрра-имитти, заглотив во дворце своём горячей каши, умер, а Эллиль-бани не сошёл с престола и был поставлен на царство».
Эрра-имитти правил 8 лет.

Эллиль-бани (букв. «Энлиль создал») — царь Исина, правил приблизительно в 1861 — 1837 годах до н. э.
В 1861 году до н. э. Эллиль-бани был поставлен на царствование в виде «подменного царя», вероятно с целью отвести от настоящего царя, предсказанную гадателями беду. После довольно странной смерти Эрра-имитти (согласно хронике он подавился горячей кашей и от этого умер), Эллиль-бани захватил власть и провозгласил себя настоящим царём. Если это событие, рассказанное в хронике, произошло действительно, то не ясно, как Эллиль-бани удалось закрепиться на престоле и какие силы стояли за ним; ответить на эти вопросы, видимо, будет довольно трудно. Известно одно: Эллиль-бани правил царством ничуть не хуже, чем Эрра-имитти.
Эллиль-бани вновь вернул Ниппур. Источники говорят, что уже в первых год своего правления он простил сбор налога-гун жителям Ниппура и, что он строил в этом городе различные храмы, а также чинил там разрушенное, то ли после оккупации города Суму-Элем, то ли после катастрофического разлива Евфрата.
Хотя Эллиль-бани ещё включал (последним из царей Иссина) в свой титул Ур, Эреду и Урук, мало вероятно, чтобы его владения простирались далее Ниппура и за пределы самого нома Исин, в дальнейшем Эллиль-бани лишился и Ниппура, который захватил царь Ларсы Син-иддинам.
Эллиль-бани умер в 1837 г. до н. э. Правил 24 года.

Замбия — царь Исина, правил приблизительно в 1837 — 1834 годах до н. э.
В 1836 г. до н. э. в союзе с Эламом выступил против царя Ларсы Синикишама и отвоевал у него Ниппур, но уже в следующем году хозяином Ниппура оказывается правитель Ларсы Цилли-Адад.
Замбия правил 3 года.

Итер-пиша — царь Исина, правил приблизительно в 1834 — 1831 годах до н. э.
Вёл войну с вождём аморейского племени ямутбала Кудурмабугом, который к этому времени подчинил своей власти царства Ларсу и Казаллу. В ходе этой войны священный город Ниппур, несколько раз переходил из рук в руки.
Итер-пиша правил 4 года.
 
Урдулькуг — царь Исина, правил приблизительно в 1831 — 1828 годах до н. э. ).
Продолжил войну с Кудурмабугом. Правил 4 года.
 
Син-магир (букв. «Син согласился») — царь Исина, правил приблизительно в 1828 — 1817 годах до н. э.
Во время войны с Кудурмабугом Син-магир окончательно потерял Ниппур (1826 г. до н. э.), но, возможно он овладел номом Казаллу, так как вёл строительство в Актапе, по-видимому, одном из городов этого нома на канале Ме-Энлила. В войне Син-магира с Малгиумом Казаллу, вероятно, выступал в подчинении у Исина. К тому же времени относится, возможно, и временный союз Исина с Ларсой.
Правил 11 лет.
 
ЗАХВАТ ЛАРСОЙ
 
Дамик-илишу I (букв. «Добр его бог») — царь Исина, правил приблизительно в 1817 — 1794 годах до н. э.
В союзе с Уруком, Вавилоном и Рапикумом Дамик-илишу I выступил против правителя Ларсы Рим-Сина, но в 1808 г. до н. э. эта коалиция была разгромлена ларским царем. Вскоре Рим-Син вернул себе и город Ниппур, который Дамик-илишу перед этим захватил (скорее всего где то между 1813 и 1808 гг. до н. э., но может быть и между 1808 и 1803 гг. до н. э.). После потери Ниппура Дамик-илишу I вскоре потерял временно и свою столицу занятую в 1797 г. до н. э. вавилонским царем Син-мубаллитом, затем снова вернул её, а в 1794 г. до н. э. он лишился и столицы и царства, захваченных Рим-Сином и, вероятно, и жизни.
 
ЛАРСА - шумерский город, находившийся на Евфрате в месте его слияния с притоком Итурунгаль; совр. Сенкере в Ираке. Входила в состав одного из крупнейших шумерских номов (территориальных объединений) — Урука, и была центром почитания солнечного бога Уту. Расположенная в стратегически важном месте.
Ларса и ее основной соперник Иссин пережили нашествие кочевых западносемитских племен амореев.
Вождь аморейских пастушеских племен Напланум (2024-2004 гг. до н. э.) основал царство Ларса.
В 1932 г. до н. э. при царе Гунгунуме Ларса стала центром царства, основанного аморейской династией.
В 1929 до н. э. Гунгунум (1931-1905 гг. до н.э.), "царь Ларсы, царь Шумера и Аккада", нанес сокрушительное поражение царю Исина Липит-Иштару и подчинил г. Ур.
При аморейской династии Ларса пережила кратковременный период политического и экономического расцвета: жрецы Ниппура — крупнейшего шумерского культурного центра — даже составили литургический гимн в честь ее правителя Нур Адада (1865—1850 гг. до н. э.) — честь, которой до того удостаивались только цари Ура и Иссина. В Ларсе был построен кирпичный царский дворец и была существенно улучшена ирригационная система. Одновременно с этим Ларса вела успешные войны с Вавилоном, овладела Ниппуром и пыталась распространить свое влияние в районах, расположенных вдоль берегов Тигра.
Цари Ларсы вели значительные строительные работы, особенно Син-иддинам (1848-1842 гг. до н.э.), который "расширил русло р. Тигр и отвел пресную воду" к Ларсе.
В 1830-х г. до н. э. начинается упадок Ларсы, связанный с усилением Вавилонского царства и активизацией войн с соседними городами-государствами.
В 1834 г. до н. э. в результате вторжения эламитов в Ларсу царем был провозглашен Арад-Син (1833-1822 гг. до н.э.), сын эламита Кудур-мабука.
1822—1763 гг. до н. э. - правление в Ларсе Рим-Сина I, брата Арад-Сина.
Ларса приобрела самостоятельное политическое значение после падения III династии Ура — и включилась в борьбу за гегемонию в регионе. Границы области, контролируемой Ларсой, доходили до Ниппура.
Ларса окончательно покоряет своего главного соперника — Иссин, и превращается в крупнейшее государство Нижней Месопотамии. На севере этого региона в тот период осталось только независимое царство Вавилона, чья площадь была почти в пять раз меньше Ларсы. Рим-Син заключил с Вавилоном союз ок. 1800 г. до н.э. и поддерживал тесные отношения с Хаммурапи, взошедшим на вавилонский престол после падения Иссина (1792 г. до н. э.). Однако через 6 лет Хаммурапи решился выступить против Ларсы. После серии проведенных им успешных военных походов Ларса была покорена к 1762 г. до н. э.
В 1762 покорена царём Хаммурапи.
См. Вавилония. I династия.Хаммурапи.

При сыне Хаммурапи в Ларсе поднял восстание Рим-Син II, при подавлении его около 1739 г. до н. э. город был разрушен вавилонянами, позднее восстановлен, но потерял своё былое значение.
 
Судя по материалам раскопок, Ларса просуществовала более 2000 лет, с раннединастического времени (2700—2325 гг. до н. э.) по нововавилонский период (626—538 гг. до н. э.), к которому относится последнее известное письменное упоминание о Ларсе.
 

Государство Исин.
 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (12.02.2012)
Просмотров: 2790 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz