ШУМЕР
Третья Династия Ура
2 047 – 2 037 гг. до н.э. в Уре правит Амар-Суэн (Амар-Син, шумер., аккад. Бур-Син I, что означает «Телец Сина»).
Амар-Суэн был энергичным и мужественным правителем, продолжившим политику своего отца. При нём тоже строились храмы и дворцы, развивались торговля и ремёсла, царь-бог назначал высших государственных и храмовых сановников. Ему приходилось вести многочисленные воины.
На 2-ом году своего правления (ок. 2044 г. до н. э.) Амар-Суэн подавил восстание в Урбиллуме (Арбелах) и разрушил этот город.
На 6-ом году (ок. 2040 г. до н. э.) было подавлено восстание в Шашруме (Ашшуре). Наместником Ашшура был назначен некий Зарикум, оставивший надпись в которой он называет себя слугой Амар-Суэна и просит у богов долгих лет жизни для своего господина.
В Ашшуре было расквартировано войско Амар-Суэна. Назначенный царём наместник провинции оставил документ следующего содержания:
Зарикум, наместник Ашшура, слуга, построил храм для Белатекалим, своей госпожи (богини), дабы Амар-Суэн, могущественный царь Ура и царь четырёх стран света, жил долго.
БИТВА ЦАРЕЙ
На седьмом году своего правления Амар-Суэну пришлось вести крупномасштабные военные действия, чтобы подавить восстание в четырёх западных землях. Он посылал войска под начальством Кедорлаомера, чтобы подавить повстанцев. Мятеж был вызван тем, что народ, давший ранее присягу верности бога Ура-Сину, впоследствии присягнул сыну Мардука-Набу. Сын Сина Шамаш заявил, что было нарушено соглашение с его отцом:
"На тринадцатом году (Царь) предал верность сердца, он затаил зло против моего отца; царь нарушил свою присягу, всё это случилось по вине Набу".
2 325 - 165 г. до н.э. Эпоха Овна, Мардука
MAR.DUK. - "Сын Чистой горы" (чистые гены) отец Набу.
2 048 г. до н.э. Мардук направляется в земли Хатти (земли хеттов в Анатолии), где он пробыл 24 года, дожидаясь "благоприятного предзнаменования" для своего возвращения в Вавилон. О присутствии в это время в Анатолии египетского бога свидетельствуют и некоторые археологические данные. При въезде в город Алака-Хьюк (возник ок. 2 500 г. до н.э.) были обнаружены сфинксы, относящиеся примерно к 2 000 г. до н.э.
Ок. 2 041 г. до н.э. Набу разжёг мятеж против Сина ханаанских царей с целью захвата космопорта.
Набу - бог мудрости в Вавилонии и Месопотамии. Он был надсмотрщиком (Наблюдателем) среди семи Планетных Богов. Его храм находился в Борсиппе (в Планетарной Башне). Почитался он моавитами, хананитами, ассирийцами и в Палестине. Он освещал желания своего отца Мардука".
"На четырнадцатом году Кедарлаомер и бывшие с ним цари пошли против них войной и победили рефаимов и аштеров в Карнаиме, зузимов в Гаме, эмимов в Шаве-Кирваиме и хореев в горах Сеира до самого Эл-Фарана, который граничит с пустыней. Затем царь Кедорлаомер повернул на север, и, дойдя до Ен-Мишпата, называемого также Кадесом, победил амаликитян, а также амореев... "
Город Кадес-Барнео - это тот самый город, который аккадийцы называли "Дур-Ма-Иллани в земле Тильмуни". Дур-Ма-Иллани изначает в переводе - "Большое укрепление богов". В этом месте Гильгамеш, стремившийся добраться до "шемов", просил у "Людей-Скорпионов" разрешения пройти к своей цели.
После того, как они совершили такой рейд, восточные цари наконец вступили в бой с царями непокорных городов, которых им было велено наказать. Ханаанские цари, подстрекаемые Набу, двинулись на юг. Но тут они узнали, что приближаются превосходящие силы восточного союза под предводительством Кедорлаомера, и бежали к Кадес - Барнеа. Тогда вторгшиеся войска, преследуя бегущего неприятеля, повернули обратно от Нахла к Кадесу. От Кадеса восточные цари преследовали западных до Сиддимской долины, где последние были вынуждены вступить в бой на своей территории и понесли тяжёлое поражение.
Захватом космопорта грозили и сторонники Мардука в Фивах (Сев. Египет) и цари пяти мятежных городов (Содом, Гомора) тоже готовили свои войска к нападению.
Амар-Суэн захватил город Хухнури в Эламе.
Амар-Суэн привлекал в больших количествах на службу в войско наёмников — эламитов и амореев; последних было особенно много в царской армии.
Правил Амар-Суэн 9 лет и, видимо, скончался от укуса скорпиона который забрался в его обувь. Был похоронен в подземной гробнице рядом с дедом и отцом.
«Амар-суэн уменьшил подношения волов и овец на праздновании Акиту в Эсагиле. Было предсказано, что его забодает вол, однако умер он от «укуса» своей обуви».
2 036 - 2 028 г. до н.э. в Уре правит Шу-Суэн (Шу - Син).
Согласно «Царскому списку», он был сыном Амар-Суэна, а по предложению ряда историков — его младший брат. В пользу последней версии свидетельствуют некоторые литературные тексты, в частности знаменитая «Любовная песнь царю Шу-Суэну».
Шу-Суэн, как и его предшественники, вёл непрерывные войны (на западе и востоке) на всём протяжении всего своего царствования.
На 3-ем году правления (ок. 2034 г. до н. э.) Шу-Суэн разгромил Шиманум, увёл в плен местных жителей и поселил их, как государственных работников в окрестностях Ниппура.
На 7-ом году (ок. 2030 г. до н. э.) подчинил город-государство Запшали, расположенное где-то на пограничной хуррито-эламской территории. Для укрепления своих позиций на востоке в Эламе, Шу-Суэн выдал свою дочь (сестру Ибби-Суэна) замуж за энси Аншана.
В 2031 г. до н. э. в Ур прибыл посланец царя Гирнамме, что является оправной датой создания хронологии эламского царства Симашки.
Не забывал Шу-Суэн и о сооружении храмов — на 6-ом году (ок. 2031 г. до н. э.) его царствования была установлена стела в честь Энлиля и его божественной супруги Нинлиль.
Шу-Суэн подавил восстание в Мардине (ныне южная Турция) - к тому времени входившего в земли Мардука.
Супругой Шу-Суэна была жрица Кубатум
При раскопках в Уруке найдено жемчужное ожерелье Кубатум с надписью, в которой сообщается её имя, а также то, что она была жрицей.
Древнейшие шумерские культовые обряды с их сложным ритуалом отправлялись в годы правления Шу-Суэна с особенной пышностью. Торжественный обряд "священного бракосочетания", на протяжении тысячелетий считавшийся одним из главных шумерских праздников, символизировавших вечный цикл умирания и возрождения жизни, послужил источником вдохновения для принимавших в нём участие жриц (лукуры-высокопоставленные жрицы), которые создали первые в истории культуры две любовные песни.
Она дала жизнь тому, кто чист, она дала жизнь тому, кто чист, Царица дала жизнь тому, кто чист. Абисимти (мать Шу-Суэна) дала жизнь тому, кто чист. О моя царица с восхитительными руками и ногами, моя Абисимти, О моя царица, чья голова… моя царица Кубатум! О мой господин, кто волосами... господин мой Шу-Суэн, О мой господин, своим словом..., о сын Шульги...
В различных городах Шумера строились храмы в честь царя-бога Шу Суэна. Эти храмы, воздвигавшиеся состоятельными гражданами, высокопоставленными чиновниками административного аппарата государства, ничем не отличались от храмов прежних времён, "домов богов". В руинах одного их храмовых помещений найдена следующая надпись:
Шу-Суэну, любимцу Энлиля, царю, коего Энлиль избрал в своём сердце, могущественному царю, царю Ура, царю четырёх стран света, своему богу, слуга его Лугальмагурре, начальник городской стражи наместника Ура, любимый дом построил.
Храм для царя-бога Шу-Суэна заложил также царский наместник в Эшнунне-Итуриа. Подобные "дома Шу-Суэна" раскопаны в Адабе и Лагаше. Этими сооружениями выражались верноподданическое отношение и благодарность царю. Одновременно они были символами его величия, призванными предостеречь и ободрить его граждан, символами скорее политическими, чем религиозными. К нему, как и к богам, обращались с мольбами о помощи, о долгой жизни, о заступничестве перед верховными божествами. По обычаю, к жертвоприношению прикладывалась письменная просьба к богу. В последующие годы "письма к богам" стали одним из наиболее распространённых литературных жанров. Они строились по образцу традиционной шумерской литании.
В последний год его царствования (ок. 2028 г. до н. э.) было закончено строительство «дома бога Шара» в Умме.
В правление Шу-Суэна участились нападения западносемитских кочевников — амореев на границы его царства. Чтобы защититься от них, Шу-Суэну приходилось с большей поспешностью, чем его предшественникам строить оборонительные стены вокруг городов.
На 4-ом году правления (ок. 2033 г. до н. э.) Шу-Суэн приказал построить заградительную стену в районе среднего течения Евфрата. Эта стена, протянувшаяся на 26 бэру (примерно 200 км) вдоль края «гипсовой» пустыни от Евфрата до Тигра, получила название «Отдаляющая диданов». Диданум или дуднум так называлось одно из аморейских скотоводческих племён.
На 5-ом году (ок. 2032 г. до н. э.) Шу-Суэн воздвиг укрепления вокруг какого-то, не идентифицированного города Марту, расположено в западной части его державы.
При Шу-Суэне укреплялись стены Ура и Урука.
Одним из крупных чиновников, чем-то вроде великого визиря, во времена Шу-Суэна был «великий посланец» (суккальмах) Варад-Нанна (или Эред-Нанна или Урду-Нанна). Отец Варад-Нанны Ур-Шульпаэ тоже в своё время был суккальмахом. Суккальмах Варад-Нанна был одновременно энси Лагаша, энси ряда городов Загроса, включая Хамази и Карахар, энси Сабума и страны гутиев, а также шаганой людей «су» (субареев) и целого ряда пограничных крепостей, включая Урбиллум (Арбелы), т. е. он фактически командовал всем восточным фронтом царства Ура от реки Нижний Заб до Персидского залива. Всё это наглядно показывает, какое большое внимание уделял Шу-Суэн своим восточным и северо-восточным границам.
Правил Шу-Суэн 9 лет.
Авраам родился в Уре в 2 123 г. до н.э. Он был выходцем из самого высшего класса священнослужителей. Авраам познал лживость служения идолам и постиг существование Единого Бога. См.
Авраам. Моисей. Исход.
ПАДЕНИЕ ШУМЕРА
Ибби-Суэн (букв. «Назван Сином») — царь Ура, царь Шумера и Аккадa, правил приблизительно в 2028 — 2003 годах до н. э., последний из III династии Ура. Сын Шу-Суэна.
Нашествие амореев
Хотя Ибби-Суэн и был, так же как его предшественники, обожествлён при жизни, но он уже не пользовался таким могуществом. По данным ономастики большое число царских чиновников в то время составляли амореи; многие из них занимали весьма высокие посты и пользовались доверием молодого царя.
В его правление аморейские орды, даже не пытаясь прорваться на юг через раскалённую «гипсовую пустыню» и построенную царскими работниками заградительную стену, перешли Верхнюю Месопотамию поперёк с запада на восток переправились через Тигр, затем через Диялу и начали вторгаться на поля Нижней Месопотамии с востока на запад. Амореи гнали свой скот на шумеро-аккадские хлебные поля, окружали города, отрезая пути от них к центру государства, и не получая от туда помощи, местные энси стали отлагаться от Ура. Так на 3-ем году правления Ибби-Суэна (ок. 2025 г. до н. э.) от его царства отпала Эшнунна, энси которой Итуриа ещё совсем недавно был преданным наместником отца Иббу-Суэна, царя-бога Шу-Суэна и строил, посвящённый последнему, храм в Эшнунне. В том же 3-ем году вспыхнуло восстание в стране Симуррум, которое было с большим трудом подавлено Ибби-Суэном.
Отпадение провинций
Древнее Междуречье
На 4-м году (ок. 2024 г. до н. э.) в зависимом Эламе начались смуты. Царь эламской области Симашки Энпи-луххан (шумерские источники называют его Энбилуа) совершил набег с гор на Сузиану и освободил города Аван, Адамдун, Сузы. На 5-м году (ок. 2023 г. до н. э.) от царства Ура отложился Лагаш, где ещё в 3-ем году сошёл со сцены суккальмах Варад-Нанна. В том же 5-м году Ибби-Суэн для укрепления восточных границ выдал свою единокровную сестру за энси города-государства Запшали. На 6-м году (ок. 2022 г. до н. э.) отпала Умма. Под угрозой захвата оказались жизненно важные центры Урского государства. Датировочная формула 6-го правления Ибб-Суэна говорит об укреплении стен Ниппура и Ура. Отряды гурушей всюду разбегались, грабя казенное добро вместе с амореями, чтобы прокормиться.
Голод в стране
Создание царства Исин
На 6-м году (ок. 2022 г. до н. э.) в Уре начался голод, так как урожай в столицу перестал поступать из доброй половины округов. Ибби-Суэн послал своего сановника Ишби-Эрру в ещё не тронутые нашествием западные районы страны с поручением закупить у общинников зерно для государственного хозяйства. Закупив большое количество ячменя (свыше 10 млн литров) по недорогой цене (1 гину или сикль (1/120 кг) серебра за 1 гур (225 л) зерна) и свезя его в маленький окружной центр Исин, на одном из каналов, недалеко от древнего Ниппура, Ишби-Эрра потребовал у Ибби-Суэна 600 ладей для перевозки зерна в столицу; ладей у царя не было. Тогда Ишби-Эрра, почувствовав свою силу отложился от Ура и основал своё собственное царство.
На 7-м году правления Ибби-Суэна (ок. 2021 г. до н. э.) Ишби-Эрра захватил город Ниппур. В его руках оказываются не только храмовые богатства, но и царская сокровищница, как предполагают сооружённая здесь ещё Шульги. Мало того, захватив священный город Ниппур, Ишби-Эрра приобрел право на титул царя Шумера. Энси Казаллу Пузур-Нимушда и энси Гиркаля Кирбуба, посланные во главе войска сражаться с Ишби-Эррой, перешли на его сторону. Уже в 2021 г. до н. э. Ишби-Эрра фактически царствовал, сначала осторожно называя себя «лугалем своей страны», а с 2017 г. до н. э. принял полную царскую титулатуру и ввёл собственные датировочные формулы.
"Пятый раз Туммаль был разрушен С года Амар-Зуэна До (года когда) Ибби-Суэн, царь, Энамгалланну в качестве en Инанны из Урука Избрал, Нинлиль была введена в Туммаль". По слову Луинанны, ашгаб-галя Энлиля, Ишби-Эрра построил Экурраигигаллу, Амбар Энлиля".
Походы в Элам
В 2022 г. до н. э. Ибби-Суэн предпринял поход в Элам, где отвоевал города захваченные Энпи-лухханом (Аван, Адамдун, Сузы), взял в плен Энпи-луххана и увёз его в Ур. Через несколько лет в 2018 г. до н. э. Ибби-Суэн совершил поход в непокорный Элам, где занял город Хухнури. Но это были последние успехи Ибби-Суэна.
Разгром Ура
Между тем в Уре положение становилось трагическим.
"Энлиль наслал беду на Шумер. Его (Шумера) враг выходит из своей страны, хочет захватить власть над страной. Энлиль отдал царство недостойному человеку, Ишби-Эрре, человеку нешумерского племени. Шумер был уничтожен на совете богов".
Большинство подданных Ибби-Суэна оказалось на стороне его непримиримого врага-Ишби-Эрры. Наместники, жрецы, войска-все перешли на службу к завоевателям. Восточные соседи Шумера, на которых так надеялся Ибби-Суэн, тоже договорились с новыми хозяевами, фактически уже прибравшими к рукам всю Месопотамию.
Но всё же Ибби-Суэн сумел продержаться в Уре до 2003 года до н. э., когда амореи пропустили через занятые ими земли войско царя эламской области Симашки Хутран-темпти и его союзников «воинов племени су» (то есть субареев).
2 003 г. до н.э. эламиты вторглись в осаждённый Ур. Ур пал.
В дошедшем до нас источнике, шумерской летописи «Плаче о гибели Ура», рассказывается что город был поддожен эламитами и полностью разграблен: «…тогда добрый(?) ветер с города украли, и город в руины – о горе, отец Наннар! – город в руины обратили: народ плачет. Тогда добрый(?) ветер из страны прогнали: народ плачет. В его стенах дыр наделали: народ рыдает!
В праздничных вратах, в тех, где ранее ходили люди, разбросаны трупы. На широких улицах, где проходили празднования, лежат убитые. На площадях, где отмечали государственные праздники, сложены горы мертвых. Кровь льется на землю, как медь и олово в плавильную печь, трупы как жир овечий, разлагаются на солнце…
Люди Ура, порубанные топорами, шлемы с голов растеряли; как газель, сраженная охотой, лежат, уткнувшись губами в пыль. Его люди, раненые копьями, лежат неперевязанные. Его люди, побитые клевцами, лежат с непокрытой головой. Где не так давно, их жены рожали детей, лежат (мертвые) в собственной крови…
Кто отважился оказать сопротивление, того побито оружием. Кто спасался бегством, того унесла буря. И сильный и слабый, все погибли в Уре, все как один. Пожилые люди – мужчины и женщины, что не покинули своих домов, сгорели в пожаре. Младенцев, лежащих на коленях матерей, как рыбу унесла вода (каналов). Молодых жителей, детей и подростков, повязали веревками, сыновей и слуг Ура увели в рабство…
Погиб государственный суд – народ плачет. Государственную думу поглотило болото – народ плачет. Мать оставила дочь свою, сына разлучили с отцом – народ рыдает!
С городов его родных прогнали народ «черноголовых»! Их покровительница, словно испуганная птица, Нингаль, покинула город, словно напуганная крылатая птица, покинула свой город!
О отец Наннар, Ур опустошен, и жители его разогнаны!.
Ибби-Син в цепях был уведён в Элам.
Дальнейшая судьба Ибби-Суэна неизвестна. Правил Ибби-Суэн 24 года.
Через шесть лет после разгрома Ура эламиты вывели своё войско.
3."Ур был поражён оружием, его царство в Исин было перенесено".
"До тех пор пока в Уре творится зло, Ишби-Эрра из Мари будет его разрушать до основания, не будет давать покоя Шумеру".
После разгрома державы III династии Ура единое государство Шумера и Аккада сменили два самостоятельных царства на севере и юге Двуречья, основанные вторгнувшимися аморейскими племенами. Последние осели в стране, постепенно смешавшись с местным населением, в противоположность эламитам, вернувшимся после разграбления богатых городов Шумера и Аккада в свои горы. На севере, в Аккаде, образовалось государство со столицей в Исине, в 25 км от Ниппура. На юге амореи основали после ухода эламитов другое царство со столицей в Ларсе. Цари обеих династий пытались продолжать традиции династии Ура и поэтому называли себя «царями Шумера и Аккада».
СОДОМ и ГОМОРА
Города Содом и Гомора находились на юго-западном берегу Мёртвого моря (ныне это территория Израиля. На совете богов Эрра/Нергал (царь "яростный" и "буйный", "тот, кто сжигает", бог войны, охоты и носитель чумы) призвал применить силу против Мардука. Разгневанный Эрра покинул совет богов, изрыгая проклятья и угрозы:
"Я уничтожу страны, превращу их в кучу пыли; я разрушу города, и они опустеют навсегда; я сровняю с землёй горы, и звери больше не будут водиться там; я заставлю взволноваться моря, и всё живое, что водится там,- я уничтожу; я уничтожу всех людей, их души превращу в пар; никто не дождётся пощады..."
Эрра/Нергал, жестокий и ревнивый брат Мардука поклялся убить не только Мардука и его сторонников, но и его сына Набу. Не сумев прийти к соглашению они обратились к Ану, прося его найти решение. Ану согласился, чтобы против Мардука было применено семь мощных видов оружия. Брат Мардука Гибил предупредил Мардука о замыслах Эрры:
"Эти семь, они ждут в горах, они находятся в отверстии в земле. Оттуда они вырвутся с огнём и полетят с Земли на Небо, окружённое ужасом".
Затем был выбран один из богов, по имени Ишум (Нинурта), что значит "Опаляющий огнём". Он должен был присоединиться к Эрре в Нижнем мире (Африка), подготовить оружие и направить его на цель. Нинурта был непосредственным соперником Мардука, сына Энки.
Эрра задумал применить оружие против городов Содом и Гомора, где скрывался Мардук и его сын Набу. Эрра грозится также уничтожить и сам Синайский космический центр.
"Из города в город я пошлю посланца (оружие); сын, семя отца его, не скроется от меня; мать его разучится смеяться... Он не будет иметь доступа к месту богов; это место, откуда восходят Великие, я разрушу".
Нинурта пытается утихомирить Эрру, и обращается к нему:
"Доблестный Эрра, неужели уничтожишь ты праведных вместе с неправедными? Неужели уничтожишь тех, кто согрешил против тебя, вместе с теми, кто не грешил против тебя?"
Затем, согласовав свои планы, оба бога предприняли сокрушительную атаку-Ишум/Нинурта на космический центр, Эрра/Нергал на Содом и Гомору:
Ишум направился к самой Верхней Горе; ужасающая семёрка, не имеющая себе равных, летели вслед за ним. К самой Верхней Горе прибыл герой; он поднял руку- и Гора была разрушена. Затем равнину у Верхней Горы он уничтожил; в лесах вокруг не осталось стоять ни одного дерева. Затем, подражая Ишуму, Эрра последовал по Царскому Пути (соединявшем Месопотамию с Синаем и Красным морем). Он разрушил города, привёл их к полному запустению.
В 2 024 г. до н.э., в начале правления шумерского царя Ибби-Суэна, были уничтожены города Содом и Гомора.
"И пролил Господь на Содом, Гоморру, Севоим и Адма серу и огонь от Господа с Неба, И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, И всех жителей городов сих, и произрастания земли".
И "Эрра... эти города прикончил, поверг в прах". Пламя взметнулось "от земли до неба". После "божьей кары" на месте городов на всём пространстве окрестностей "лишь дым поднимался с земли, как дым из печи".
В горах наступил голод, от него погибли все звери.
Всё вокруг было засушено, листва завяла, место стало бесплодным.
В результате атаки Эрры не только были разрушены грешные города Содом и Гомора, но и возникло Мёртвое море, в том виде, как мы знаем его сейчас:
Он вспорол море (Мёртвое море), нарушил его целостность. Всё, что обитало в нём, даже крокодилов, он умертвил; когда огнём обжигал животных, их ткани высыхали и становились как пыль.
В результате применение ядерного оружия, мощный взрыв разрушил песчаную "дамбу", что вызвало затопление морской водой лежащей к югу равнины.
Мёртвое море так называется по причине - потому, что концентрация соли в нём настолько велика, что морские организмы не могут в нём жить. Солёное море называется морем Араба, что означает на древнееврейском "сухой или выжженный". И в настоящее время в водах источников вокруг южных берегов Мёртвого моря отмечается высокий уровень радиоактивности.
Появилась гигантская геологическая расселина на Синайском полуострове, в том месте, где должен был находиться космический центр богов. Эта расселина хорошо видна сверху. В восточной части Синая было обнаружено множество почерневших камней, разбросанных на протяжении десятков км. Эти камни не естественного происхождения. Также кое-где на земле были обнаружены почерневшие скальные глыбы.
Шумерские тексты этого периода сообщают о приближении к Уру "облака смерти" и нежелании Наннар\Сина покидать город, в результате чего его частично парализовало.
Позже был уничтожен город Тель-Гассул, находящийся в 25 км. от Содома и Гомморы, но Мардук и Набу опять уцелели. После этого Набу стал богом на одном из островов Средиземного моря.
В местечке под названием Баб-эль-Дахра (юго-восток Мёртвого моря) археологи обнаружили остатки поселения датируемые ок. 3100 – 2000 гг. до н.э. Это были остатки библейского города Сигор.
Там археологи откопали храм и другие культурные центры, и остатки защитной стены толщиной 7 метров, сделанной из камня и глиняных кирпичей. Поблизости было открыто кладбище, по различным оценкам, там находится до 20.000 захоронений, содержащих останки полумиллиона людей, а также около трёх миллионов горшков с погребальными дарами. До раскопок свидетельства огненного катаклизма, поглотившего Бабэль-Дахру, были очевидными - куски губчатого древесного угля разбросаны повсюду в окрестностях поселения. Впоследствии Баб-эль-Дахра осталась заброшенной в течение 2.000 лет. Археологи в 10 км к югу от города Баб-эль-Дахра обнаружили город Нумерию, которое тоже было усеяно губчатым древесным углём, который можно было собирать пригоршнями с поверхности земли. Уничтожена она была огнём в то же время что Баб-эль-Дахра. Она тоже оставалась заброшенной в течение 2.000 лет.
При дальнейшем исследовании археологи обнаружили ещё три поселения, каждое из которых располагалось у истока вади (сезонного водного потока), вытянутых в линию в южном направлении от Баб-эль-Дахры и Нумерии. Ещё одно не раскопанное поселение Фейфа, было покрыто таким же слоем губчатого древесного угля. Весь Ближний Восток претерпел обширные климатические и геологические катаклизмы.
При раскопках поселения Телл Лейлан в Сирии обнаружились не только признаки упадка некогда процветающего города, но и резкое изменение состава почвы:над слоем богатой пахотной земли залегает слой слежавшейся пыли. Телл Лейлан оставался заброшенным в течение 300 лет.
Шумер. Амар-Суэн,Шу-Суэн.Падение Шумера.Содом и Гомора.