ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Вторник, 26.11.2024, 00:18
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Шигирская археологическая культура

БОРЕАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Альтернативой ностратической теории является теория бореального языка. Ностратического языка или праязыка не существовало в том виде, в каком его в настоящее время определяют лингвисты. Был только ностратический ареальный союз, характеризующийся контактами раннепраиндоевропейского языка, удерживающего реминисценции бореального языка (содержащего зародыши уральских и алтайских языков), афразийского праязыка и семитских языков.
- 40 - 13 тыс. лет до н. э. - протобореальный, прабореальный язык. Носителями прабореального праязыка были кроманьонцы.
- 13 - 9 тыс. лет до н. э. - бореальный язык. Культуры: КУЛЬТУРА БРОММЕ-ЛИНГБИ, АРЕНСБУРГСКАЯ КУЛЬТУРА, СВИДЕРСКАЯ КУЛЬТУРА, МАГЛЕМОЗЕ, УРАЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА.
- 9 тыс. лет до н. э. - выделение индоевропейского языка из бореального языка. Культуры: ЯНИСЛАВИЦКАЯ КУЛЬТУРА.
- 9 тыс. лет до н. э. выделение уралоалтайского языка из бореального языка. Культуры: СВИДЕРСКАЯ КУЛЬТУРА, УРАЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, Культура фосна и хенсбака, Культура комса, Культура аскола, Культура веретье, Культура кунда, БУТОВСКАЯ Культура.
- 8 тыс. до н. э. урало - алтайский язык разделился на урало – юкагирский и алтайский праязыки. Культуры: БУТОВСКАЯ Культура, ШИГИРСКАЯ КУЛЬТУРА.
Носители урало юкагирского начали движение к Уралу (распад их языка на Южном Урале датируется 5 500±500 лет назад), а предки алтайцев мигрировали на Алтай, где их праязык 10 500±1.500 лет назад дал начало многочисленным языкам алтайской семьи.

УРАЛЬЦЫ

Промежуточное положение между алтайскими и уральскими занимают юкагиро - чуванские языки, в связи с чем они объединяются в урало - юкагирскую прасемью. Вероятно они поднялись из Южной Туркмении по восточно - каспийскому побережью до реки Урал и далее разделились на восточно - уральскую и западно - уральскую ветви, осваивая территории по обеим сторонам от Уральских гор.
Уральская семья (самодийские, финно-угорские). Относятся к восточной ветви ностратических вместе с дравидийской и алтайской семьями.



Около 20 000 лет назад начинаются события, описанные в Велесовой книге (А. И. Асов, Н. В. Слатин и др.),- движение славян, потомков бога солнца Яра-Ра на юг и за Урал. При этом славянские боги-предводители применили некое оружие Коляды, описание действия которого весьма напоминает надвигающийся ледник - «потрескались небо и горы», «набежала чёрная туча», «задул пронзительный ветер», «потускнело солнце». По пути следования проторусов - в Ачинском палеолитическом поселении (Минусинская котловина, 18 тыс. лет назад) - В.Е. Ларичев обнаружил скульптурный жезл из полированного бивня мамонта с рядами мельчайших углублений – древний солнечно-лунный календарь.
Следует отметить, что о религиозном эпосе славян - Ведах - Дж. Мидом также сообщает: «Веды должны были преподаваться, по меньшей мере, 25 000 лет тому назад».

18 - 20 тыс. лет до н. э. - первый Великий Исход

Бог Крышень привёл народ - ариев из Северного Беломорья на Урал.
На Южном Урале они победили Черного идола. Здесь есть гора Карабаш, что значит "Черная башка". Это свидетельствует о том, что здесь была отрублена голова Черного идола.

В то время на Земле властвовал Чернью Змей.
Сей злой бог лишил людей огня и тепла.
Он спрятал огонь в Черных горах.
Крышний и его верный товарищ
Белогривый конь похитили огонь у Черного бога.
Черный бог, обернувшись Змеем, полетел вслед за Крышнем.
А когда на берегах Северного Океана противники сразились,
Крышень заковал Черного бога в Великие Льды.
После этого Крышень принес огонь людям и дал такую заповедь:
Зажигайте Огонь Священный!
Пусть пылают огни горючие - высоко до самого неба!
Почитайте и помните Крышня!
Сына Златы Майи и Вышня!
По случаю победы над Великим Черным Змеем в
Ирийском саде собрались все ясуни-небожители, все сыны Сварога.
Они стали пить волшебный напиток - медовую Сурью.
И начали они рассуждать: кто достоин пить Сурью из чары
Бога Всевышнего?
Сей спор разрешил сам Крышень, взлетевший на птице
Вышнего Гамаюн в Сваргу.
Он принял чару Вышня, отпил, и пожалел о том,
что люди не ведают о Сурье.
И тогда он пролил чашу с Сурьей из Сварги на Землю:
Пейте, люди, Сурью волшебную!
Почитайте Сурью и Крышня!
Пейте истину Божьих Вед!

По одну сторону от Pa-реки, в Беловодье, находится славянский ведический рай. Он назывался Ирием. Гора Иремель на Южном Урале - это Ирийская гора. Здесь находится исток "Ведийской веры", как называли его древние славяне...
Урал слово тюркского происхождения, означающее "пояс". "Каменный пояс" - горный хребет, протянувшийся на тысячи км, греки называли Рипейскими горами. Рипейские горы отделяют Север от Юга, сразу за ними начинается Ледовитый океан, в старину он назывался поразному: Кронидским-у эллинов, Молочным или Студёным - у славян, Морем Мрака - у арабов, а где-то в пределах этих морей находится счастливая страна - Гиперборея. Рипейские горы отделяют реки, текущие на Север, от рек, текущих на Юг, и сами служат истоком многих из них. В сих северных краях всегда высоко над головой сияет Полярная звезда и ковш Большой Медведицы.
Потомки их все больше стали терять свои знания и умения. Наиболее развитая часть их стали жить среди других народов в качестве вождей, жрецов, учителей (среди аккадийцев на Ближнем Востоке и среди потомков атлантов в Европе). Ядром гиперборейской культуры на Урале стали племена Уральской начальной археологической Культуры (эту культуру пока ещё не нашли).

УРАЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА (14 200 – 7 500 гг. до н.э.) существовала до появления шигирской культуры, возникшей примерно в 7 500 г. до н.э.

ШИГИРСКАЯ КУЛЬТУРА

7 500 – 4 000 гг. до н.э.
Средний Урал и Зауралье

Названа по находкам из Шигирского торфяника.
Типичные орудия: костяные наконечники стрел, различных форм гарпуны, остроги, кинжалы с кремнёвыми вкладышами по лезвию и др. Найдены деревянные антропоморфные фигурки - идолы. Основные занятия племён Ш. к. - рыболовство и охота.
Наконечники стрел "шигирского" типа в Восточной Европе характерны для культур Кундской, Веретье, Бутовской и Оленеостровского могильника. Сходство материалов Ш. к. и древнейших памятников Эстонии (Культура Кунда) позволило А. Я. Брюсову выдвинуть гипотезу о заселении Прибалтики из Приуралья.

БОЛЬШОЙ ШИГИРСКИЙ ИДОЛ

Большой Шигирский идол - древнейшая деревянная скульптура в мире, выполнена из лиственницы в эпоху мезолита.
Шигирский идол обнаружен в ходе раскопок, начатых в середине XIX века в Шигирском торфянике, на восточном склоне Среднего Урала северо-западнее Екатеринбурга. Сам идол был найден на Втором Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине четырех метров. Поскольку дерево сохранилось плохо, его извлекали из торфа по частям. Первым воспроизвел примерный облик идола тогдашний хранитель археологической коллекции музея УОЛЕ Д. И. Лобанов, получив фигуру высотой 2,8 метра с руками и скрещенными ногами, при этом некоторые части фигуры между собой не были связаны, а ряд фрагментов не использовались вовсе. Но в 1914 г. археолог В. Я. Толмачев предложил свой вариант реконструкции. В варианте Толмачева идол «вырос» до 5,3 метра. Позже нижняя половина туловища длиной 193 сантиметра была утрачена, теперь о ней можно судить только по рисунку Толмачева. Всю фигуру принято именовать «Большим Шигирским идолом».
Тулово идола со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо орнамента на широких плоскостях идола вырезаны лица - личины. На рисунке В. Я. Толмачева таких личин пять: три на лицевой стороне и две - на оборотной. Во время монтажа экспозиции «Шигирская кладовая» в августе 2003 г. на оборотной плоскости тулова идола была выявлена еще одна личина, не отмеченная В. Я. Толмачевым. В отличие от остальных личин, имеющих носы прямоугольной формы, для моделировки носа этой личины был использован сучок дерева, в результате чего нос оказался короче, чем у других личин, конической формы и более выступающим, что придает личине определенное сходство с мордой зверя.
Каждая личина венчает отдельную фигуру. Всего на идоле, вместе с изображениями утраченной части, выделяется семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными изображениями, выполненными в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, когда у фигуры обозначаются отдельные элементы скелета.
Среди изображений исследователи выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подводным или подземным) мирами, фигуры, воплощающие женское и мужское начало, мир растений и мир животных. При этом персонажи идола не поддаются однозначной трактовке.

Уже на палеолитических памятниках Костенок и Сунгири, Каповой пещеры и в других местах России ученые выявляют следы начальных систем знаков, ведущих к будущей письменности. Шигирский идол – как и ряд памятников мезолита и раннего неолита (разнообразные знаки на костяных изделиях, на первых керамических предметах и т.п.) – сохранил связные системы знаков, похожие на орнаменты.



Прорисовки фрагментов шигирского идола

Среди изображений на идоле выделены семь отдельных персонажей. Верхнее двустороннее изображение с объемной головой и шесть фигур, расположенных на плоскостях тулова. Персонажи не поддаются однозначной трактовке. Допускают, что это божество Луны с лунным календарем. Цифра семь древними признавалась одной из самых таинственных. К примеру, шумеры придавали ей громадное значение. Вероятны финно-угорские и тюркские трактовки рисунков идола. Он мог быть символом ностратического содружества языков, которое в мезолите еще объединяла почти все народы будущей России.
Словено-русская трактовка знаков идола профессором Валерием Алексеевичем Чудиновым допускает разные версии.
По его мнению идол – вероятно - женского рода. Это богиня болезней и смерти Мара. Лиственница считалась божественным деревом. Пращуры россиян из уст в уста передавали, что многие боги живут в волокнах этого дерева и являются хранителями человеческих душ.
Философ аргументируют догадки следующим образом. На лике истукана изображена большая буква «Р» (и первой мыслью оказывается чтение надписи как "род”). Подобный знак виден и в нескольких других местах. По мнению В.А.Чудинова, изображение Рода достаточно традиционно – обязательны усы, борода. Но в данном случае следов растительности на лице, которое, кстати, выглядит скорбным, не обнаружено. Потому - и выдвинуто предположение, что это женская фигура. Из известных славянских богов это могла быть только богиня болезней и смерти Мара (Марена).

Аргументацию про усы и бороду принять для мезолита трудновато, так как и в начале средних веков далеко не все северные народы аккуратно (не под горшок) стриглись и брились. Да и вероятные неславянские трактовки идола тоже стоит учесть.
На компьютерном мониторе Чудинова помимо буквы "Р” отчетливо проступили слова. Слово "Мара” он прочел сразу в нескольких местах. На левой щеке идола обнаружил слова "бог загробного народа”. Такая ни разу не встречалась на известных ликах Мары. Слова характеризуют сравнительно мало известную функцию богини Мары - охраны "загробного народа”. По мнению Чудинова, идол стоял на болоте, был виден издалека. А болото, неизбежно, считалось царством мертвых.
Чудинов "Слева под глазом» прочел слово "рая”. Так Мара – богиня смерти – оказывалась и богиней рая, чему не противоречат доминирующие современные религии. По Чудинову, слово "бог” читается справа как изображение глаза. На одном из фрагментом исследователь прочитал слова: "У Маре таятся несметная воинов рати”. Что касается содержания данного отрывка, то он подается как некая реклама загробного мира: там никто не может обидеть, поскольку в раю находятся несметные рати павших воинов.
Так без малого 9 тысяч лет назад люди на уральской земле обладали довольно высоким уровнем культуры, владели эффективными инструментами и технологиями обработки – к примеру – дерева. И имели интересную знаковую культуру.
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник московского Института археологии РАН Михаил Геннадиевич Жилин, подчеркивает, что археологической коллекции, подобной Шигирской из Екатеринбурга, в стране нет. А такого идола, календарный возраст которого — до девяти тысяч лет, нет нигде и в мире.

Да, при трактовке вероятных надписей на идоле могут использоваться знаковые рунические системы индоевропейцев (включая германцев и славян), древних тюрков и финно-угров. И если система знаков на идоле будет признана письменностью, у России есть шанс быть одним из корней ранней письменности на планете. НАКОНЕЧНИКИ СТРЕЛ ШИГИРСКОГО ТИПА Наконечники стрел "шигирского" типа в мезолите и раннем неолите Восточной Европы.
В Восточной Европе эти наконечники характерны для культур Кундской, Веретье, Бутовской и Оленеостровского могильника.
В культуре Кунда на раннем этапе (стоянка Пулли) встречены только наконечники с правильной гладкой биконической головкой и коническим насадом на длинном стержне. В позднем мезолите (стоянка Кунда-Ламмасмяги) найден один такой наконечник с пазом для вкладышей, встречены наконечники с правильной и неправильной гладкой биконической головкой и с фигурной головкой. Отнесение единственного короткого гладкого наконечника к мезолитическому слою проблематично, хотя и не исключено. В финальном мезолите наконечники с неправильной биконической головкой встречены в нижнем культурном слое стоянок Оса и Звидзе. На этих же памятниках в слоях ранненеолитической Нарвской культуры, складывающейся на основе Кундской, встречены наконечники с неправильной биконической головкой с рельефным пояском или с уступом в сторону острия. Там же представлены и короткие наконечники, приближающиеся к биконическим, с гладкой головкой и с рельефным пояском.
В целом, на памятниках Кундской культуры наконечники с биконической головкой немногочисленны, среди них наиболее характерны изделия с гладкой головкой. В Нарвской культуре эти изделия становятся разнообразнее и играют более заметную роль.
В Оленеостровском могильнике, относящемся к финальному мезолиту, наконечники с биконической головкой представлены небольшой серией, включающей изделия с неправильной головкой, гладкой или с рельефным пояском. Отсутствие более ранних или поздних памятников этой культуры с костяным инвентарем не позволяет здесь проследить развитие интересующих нас изделий.
В культуре Веретье на раннем этапе, приходящемся на первую половину - середину бореального периода (стоянка Веретье 1) наконечники стрел с биконической головкой многочисленны и разнообразны. Преобладают изделия с правильной головкой: гладкой или с рельефным пояском, в том числе один с пазом для вкладышей; часто поясок подчеркнут канавками, или имеется уступ в сторону острия. Последние встречаются и с неправильной головкой. Найдены единичные наконечники с фигурной головкой и редкие короткие, приближающиеся к биконическим, гладкие или с рельефным пояском. Насад у всех наконечников конический.
На следующем этапе, относящемся к позднему Бореалу, (стоянка Нижнее Веретье) по-прежнему, существенную роль играют наконечники с правильной гладкой головкой или с рельефным пояском. Короткие, приближающиеся к биконическим, представлены изделиями с кольцевой канавкой. К сожалению, памятники этой культуры с костяными наконечниками, относящиеся к атлантическому и пребореальному периодам пока неизвестны. Бутовская культура дает большое количество разнообразных наконечников стрел с биконической головкой начиная со среднего этапа (нижние слои стоянок Озерки 16,17, Нушполы 11), приходящегося на первую половину Бореала. Представлены изделия как с правильной, так и с неправильной головкой с рельефным пояском или уступом в сторону острия; наконечники с правильной биконической головкой и рельефным пояском, подчеркнутым канавками, и с двумя такими головками. На этом этапе чаще встречаются изделия с правильной головкой. Похожий состав этих орудий отмечается и на поселениях второй половины Бореала (нижние слои стоянок Окаемово 5. Становое 1 и 4, третий слой стоянки Ивановское 7).
На поселениях финального этапа Бутовской культуры (нижние слои поселений Озерки 5, Окаемово 4, Ивановское 3) уже преобладают различные варианты наконечников с неправильной биконической головкой: гладкой или с рельефным пояском, в единичных случаях подчеркнутых канавками; или просто с канавкой, или уступом в сторону острия. Наконечники с правильной биконической головкой с рельефным пояском, иногда подчеркнутым канавками, редки. Зато получают распространение короткие наконечники, приближающиеся к биконическим с канавкой в наиболее широкой части. Насады у всех известных наконечников конические.
Почти таким же остается состав наконечников "шигирского типа" на поселениях Верхневолжской культуры, складывающейся на основе Бутовской (верхневолжские слои стоянок Окаемово 18, Озерки 5, 17, Ивановское 3). Только наконечники с правильной биконической головкой встречаются еще реже, а короткие, приближающиеся к биконическим, наоборот, становятся многочисленнымии и разнообразными. Среди последних представлены все три варинта. В конце развития верхневолжской культуры они абсолютно преобладают среди изучаемых в данной работе наконечников стрел.
Для Прибалтики удельный вес этих наконечников сравнительно невысок и характерны, главным образом, изделия с гладкой головкой. В Заонежье, наоборот, роль таких накончников велика, они разнообразны, преобладают изделия с правильной головкой и рельефным пояском, часто подчеркнутым канавками. То же характерно и для Верхнего Поволжья, но здесь несколько выше доля изделий с неправильной головкой. Примечательно, что во всех названных регионах насад наконечников конический. Памятники Шигирской культуры в Приуралье и Зауралье (Камень Дыроватый, Шигирский торфяник) также дают серии накончников стрел с правильной биконической головкой, и длинным стержнем. Однако, в отличие от Восточноевропейских, у этих наконечников насад часто не конический, а плоско срезан с двух сторон. Головка, как правило, с рельефным пояском или уступом в сторону острия. Изделия, у которых поясок подчеркнут канавками, единичны, как и наконечники с двумя биконическими головками.


Орнаменты на керамике: а) шигирской, б) полуденской, в) андреевской археологических культур.

В 1887 году на 2-м Курьинском прииске под торфом, на глубине трех-пяти метров, в слое черного ила было найдено погребение человека. Около него лежали дно полуяйцевидного сосуда, покрытое орнаментом, половина сломанного весла и орудия из кости. В фондах Свердловского краеведческого музея и сейчас сохранились части сосуда, кинжал из кости, обломок ножа с кремневыми вкладышами по лезвию. Все вещи и череп — черного цвета.


1) Физический тип человека шигирской культуры. Реконструкция М.М. Герасимова. 2) Кинжал из кости с пазом для кремневых вкладышей, найденный вместе с черепом, по которому сделана реконструкция. 3) Кинжал из кости с кремневыми вкладышами из погребения у Шигирского озера.

Известным антропологом М.М. Герасимовым был восстановлен физический облик человека. Это оказалась женщина 17-19 лет, метисного типа, с легкой примесью монголизации. Благодаря работе М. М. Герасимова мы увидели тех людей, которые заселяли наш Урал в столь отдаленное от нас время. По своему типу человек шигирской культуры отличен от людей лесной и степной полосы Восточной Европы: М.М. Герасимов определяет, что шигирский человек относится к типу, характерному для неолитического населения Урала.
Вторые шигирские погребения были разрушены при земляных работах на восточном побережье Шигирского озера в 1907 году. Тогда были обнаружены три погребения. Около одного из них лежал кинжал из кости, несколько изогнутый в середине, с орнаментом в виде желобка, со следами смолистого вещества у лезвия, где крепились кремневые вкладыши. В других погребениях вещей как будто не было, хотя из этого же места поступили еще кинжал и изделия из кости. Все эти предметы были переданы в музей.

Древние поселения шигирской культуры на пойменной части острова Макуша

Самое древнее поселение эпохи неолита залегает в пойменной части острова. Раскопки его позволили установить, что в конце четвертого — начале третьего тысячелетия до нашей эры одна из родоплеменных групп шигирской культуры выбрала для поселения остров Макушу. Тогда Мелкое еще не было заболоченным, умирающим озером, как в настоящее время; оно разливалось большим водным бассейном, далеко уходящим к горам, вправо от реки Исети, река же протекала через него у восточного края. У истока озера, при соединении его с руслом реки, и располагался остров Макуша, окруженный со всех сторон водою.
Там, где берега озера подходили к острову, напротив наскального навеса, люди построили себе жилище с выходом к озеру в одной из стен. Это была полуземлянка площадью 28 кв. метров, углубленная в грунт. Сохранившиеся остатки жилища позволяют восстановить его внешний вид: оно напоминает округленный чум, сверху покрытый шкурами зверей.
Постоянного места для очага в полуземлянке не обнаружено, она обогревалась переносными кострами, следы которых в виде пятен прокаленной глины найдены в разных местах жилища. Около таких кострищ лежали остатки разбитой посуды и каменные орудия. Здесь жил небольшой коллектив людей матриархально-родоплеменной общины, занимавшихся в основном охотой. Судя по размерам жилища, в полуземлянке могло жить восемь-десять человек вместе с детьми.
Распространение культурных остатков этого времени показывает, что во время первого появления людей здесь осваивалась вся территория острова. Однако на Верхней Макуше не было той живописной поляны, что сейчас: это была обычная непокрытая растительностью, голая каменная палатка с неправильным нагромождением гранитных плит и большой впадиной в центре. И только благодаря культурному слою, оставленному людьми, здесь позднее появилась растительность. Массивные каменные плиты служили удобным местом для изготовления каменных орудий.
Обнаруженные остатки первоначального заселения острова Макуша являются наиболее древними, и как бы незначительны они ни были, они представляют большой научный интерес, поскольку характеризуют древнейшие этапы развития местного общества в эпоху неолита.
Жители древнейшего поселения на Макуше пользовались орудиями из кости и камня. Для изготовления этих орудий употребляли зеленокаменную породу Урала, залежи которой известны в окрестностях Свердловска. Из нее делали крупные каменные орудия, топоры и тесла. Крупные для того времени, для нас это небольшие вещи, в 10-15 сантиметров длиной, а иногда и меньше, с остро заточенным лезвием. Для изготовления такого орудия куски камня разрезались каменной пилой с помощью подсыпки мокрого песка. Последующими сколами заготовке придавалась определенная форма, целесообразность которой уже была проверена веками. Потом на плитах жильного светлого мелкозернистого гранита с помощью того же мокрого песка орудие шлифовали — или все целиком, или только его рабочую часть; потом его закрепляли в коленчатую рукоять. Наиболее древние топоры имели острообушную форму и более широкое, чем обух, лезвие.
Для приготовления мелких орудий охоты и быта употреблялись серый и черный кремень и разноцветный кварц. Путем отжима от камня отделялись ножевидные пластинки с острорежущим краем. Находки в культурном слое поселений маленьких пластинок и остатков ядрищ от них, так называемых карандашевидных нуклеусов, говорят нам о том, что на поселении употреблялись орудия типа шигирских, сделанные вкладышевой техникой.


Каменные орудия эпохи неолита из раскопок на Нижней Макуше

Древние охотники при обработке шкур животных употребляли скребки. Это — мелкие орудия, площадью в два-три сантиметра, с остро отточенным отжимной ретушью концом и гладкой поверхностью снизу. Закрепленные в деревянную рукоять, они служили для соскабливания мездры со шкур, вырезывания и выскабливания изделий из дерева. Одежду сшивали жилами животных, применяя при этом проколки из камня и иглы из кости. Землю копали мотыгами из камня.
Все эти орудия были найдены в землянке.
Посуда, в которой варили пищу и хранили запасы, сделана из глины. Сломанные на широкие ленты черепки позволяют восстановить способ лепки посуды. В хорошо промешанную глину прибавлялся измельченный тальковый камень; это повышало огнеупорность посуды, она становилась блестящей и жирной наощупь. Из такой глины делали жгуты в два-три сантиметра шириной. Накладывая жгуты один на другой, начиная от днища, лепили горшок полуяйцевидной формы. После этого, смачивая глину водой и затирая куском кожи или травой, заглаживали поверхность, жгуты же, расплющиваясь, находили один на другой. Затем обрабатывался верх, борта скашивались вовнутрь и наносился орнамент, после чего посуда обжигалась.
Такая техника изготовления посуды называется ленточной. Она характерна для шигирских племен. Обжиг посуды производился на костре и получался не всегда равномерным.
Этнографическими параллелями устанавливается, что лепка посуды была делом женским, кроме того, на керамике или комочках глины, найденных на Макуше, сохранились отпечатки женских рабочих рук. Наиболее древний орнамент шигирской культуры наносился при помощи заостренной палочки. Он покрывает всю поверхность полуяйцевидного сосуда, борт и скошенный вовнутрь край. Характерна и обработка внутреннего края сосуда, заканчивающегося валиком.

Рисунки, которыми покрывалась посуда, не очень разнообразны: удалось подсчитать, что в это время женщина знала 10-12 мотивов орнамента. В соответствии с тем, какую пищу варили или хранили в горшках, посуду покрывали одним из видов орнамента, предохраняющим, как думали наши предки, пищу от злых духов. Такие представления известны по данным этнографии. Закрепившиеся традиции не позволяли произвольно менять орнамент и в течение длительного времени одни и те же рисунки украшают горшки.
В эпоху неолита шигирские племена чаще всего разрисовывали посуду входящими один в другой треугольниками, заштрихованными в разных направлениях, и реже — орнаментом из длинных прямоугольников, прямых или волнистых линий, сплошь покрывающих сосуды. В определенной комбинации, все эти мотивы переходят с сосуда на сосуд, давая признак единого культурного комплекса. Часто встречается и рисунок змеи в виде волнистой линии, не характерный для других культур этой эпохи. Более древней посуды на наших памятниках нет.
Данные раскопок говорят нам о том, что люди жили здесь недолго. Постепенно разрушились и сгнили деревянные части жилища, ямки от столбов, оставшиеся в глинистом грунте, заполнились перегноем черного цвета. В первые же весенние паводки или в период осенних дождей яму землянки заполнил глинисто-песчаный заплыв, под которым и оказались погребенными все те немудрые, оставшиеся от обитателей жилища вещи, которые сохранились до наших раскопок.
Куда и почему люди ушли с этого места, мы не знаем. Можно лишь сказать, что в течение приблизительно 500 лет поляна пустовала, и лишь во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры шигирские племена снова заселили пойменную часть острова Макуша. Поверх того места, где ранее была неолитическая землянка, они построили себе большое округлое жилище площадью до 50 квадратных метров с очажной ямой внутри него и отдельно пристроенным выходом. Основание жилища углубилось частично в толщу культурного слоя, частично еще ниже, в материковую глину. Таким образом, при раскопках разрез культурного слоя дал два жилища, залегающих одно над другим в хронологической последовательности. В новом жилище сохранились остатки деревянного настила, идущего около стен до выхода и очага. Можно полагать, что здесь люди спали. В жилище найдена посуда. Орнамент на ней нанесен не палочкой, а гребенчатым штампом, иначе обработан венчик, и лишь традиционные рисунки связывают ее с более древней посудой. В небольшой ямке в полу жилища найдены прикрытые сланцевой плиткой тесло и топорик, а там, где был пол, — оставленные людьми каменные орудия и шлифовальные плиты. Новые пришельцы также не очень долго жили на Нижней Макуше и ушли отсюда на верхнюю часть острова в связи с затоплением поймы.
По данным разведок устанавливается, что археологические памятники, относящиеся к эпохе медного века и его концу, обычно располагаются на более высоких берегах озер и рек, занимая собой их высшие точки. А по материалам раскопок прослеживается какой-то, возможно, местный период, когда вода озер и рек высоко поднималась, заливая собой обжитые в неолите поймы, как это было и на острове Макуша.

Древние нагорные памятники на Верхней Макуше

Верхняя Макуша — древний наборный археологический памятник, впервые раскопанный в лесном Зауралье. Под поселение шигирской культуры здесь осваивался верх большой и широкой каменной палатки (пойменная часть острова была затоплена).
В то время эта каменная палатка отличалась от других скал лишь своей большей площадью. Во время раскопок удалось установить те особенности, которые способствовали образованию и сохранению здесь культурного слоя. При первоначальном заселении эта палатка, как и большинство других, не имела почвенного слоя, и лишь в центре впадины залегал незначительный слой почвы — результат длительного разрушения горных пород. Впоследствии, благодаря постепенному образованию культурного слоя, первоначальный горный ландшафт изменился, образовалась полянка, покрытая травой и лесом. В таком виде она и сохранилась до самого начала раскопок.
Постепенно, расчищая от слоев земли остатки древних жилищ, невольно попадаешь в обстановку давно прошедших веков, и жизнь людей, отделенных от нас большим промежутком времени, вскрывается во всех ее деталях.
Выкопав в естественном углублении на вершине каменных палаток место для овального жилища и подрубив мешавшие постройке камни горы, новые обитатели острова вбили в грунт нетолстые бревна, скрепив их вверху. Перекрытия входа должны были удерживать два столба. Но углубить их в каменную плиту не удавалось, и столбы держались плохо. Тогда, по-видимому, с большими усилиями, были срублены два толстых бревна до полуметра в диаметре и незначительно углублены до камней в грунт. Ширина и тяжесть этих бревен обеспечивали устойчивость покрытия. Об этом нелегком труде нам рассказали ямки от больших и малых столбов, позволяющие восстановить конструкцию жилища, полом которого были гладкие плиты горы. В культурном слое на полу жилища были найдены куски обгорелой бересты и камни. Значит, оно было покрыто берестой, придавленной камнями для предохранения от холодного ветра.
По наблюдениям, сделанным во время раскопок, восстанавливается внешний вид этих жилищ. Незначительно углубленные в почву, они возвышались на острове большими шалашеобразными полуземлянками с основой из толстых, скрепленных вверху жердей. На деревянную основу, очевидно, натягивались шкуры убитых животных. В отличие от пойменных это жилище имело грушевидную форму и два пристроенных входа, располагавшихся один против другого. Центральный вход примыкал к суженной части жилища, а пользуясь дополнительным, можно было выйти на берег озера.
У входа, ведущего к озеру, между тремя каменными плитами, возвышающимися над входом на 15-20 сантиметров, располагался постоянный очаг. На нем варили пищу, и, наверное, люди часто сидели возле огня.
Жилище погибло от пожара, и в момент катастрофы сохранившиеся вещи остались лежать на своих местах. На очаге и у очага была обнаружена раздавленная посуда, на полу — зернотерка с терочником в форме сапожка, поодаль — большая шлифовальная плита для полировки каменных орудий. Была найдена также и подвеска из полированного камня — украшение от сгоревшей одежды. Остались на полу и наконечники копий, стрелы, скребки, литейная формочка для отливки иголок, проколки и два штампа для нанесения орнамента. В западном же секторе жилища почти ничего не найдено, и, надо полагать, здесь было место для сна.
Несомненный интерес представляют два зубчатых штампа из полированных пластинок кремнистого сланца для нанесения гребенчатого орнамента на глиняную посуду.


Реконструкция землянки на Верхней Макуше

План и профиль землянки

Все эти вещественные остатки уже отличаются от предметов начала и середины третьего тысячелетия до нашей эры, однако есть в них и много общего. Больше всего найдено посуды, сохранившей свою полуяйцевидную форму — такой сосуд ставился на открытый очаг и подпирался камнями. Но рисунки на посуде сделаны уже гребенчатым штампом, а не палочкой. Некоторые черепки имеют сходство с обломками посуды, которые обнаружены на Левшинской стоянке, открытой на западном склоне Урала. Это и позволяет отнести землянку на Верхней Макуше к концу третьего тысячелетия до нашей эры.
Несколько изменились и типы каменных орудий. В культурном слое по-прежнему много скребков, но ножевидных пластинок уже меньше. Так как на скалистых возвышенностях, подобных Верхней Макуше, не было условий к почвообразованию, то нарастание культурного слоя происходило медленно и в основном за счет жизнедеятельности нескольких поколений людей. Мощный культурный слой постепенно закрыл собою всю центральную впадину возвышенности и часть каменных глыб.
Сгоревшая землянка, как и всякая яма, заполнилась смешавшимися землей и культурным слоем, а поверх этой смеси нарастал культурный слой новых поколений.

Клад каменных орудий

Во время раскопок на Верхней Макуше в толще культурного слоя, возникшего под остатками сгоревшего ранее жилища, были обнаружены три больших камня, которые прикрывали яму, идущую до каменных плит горы и врезавшуюся на территорию полуземлянки. Под камнями оказался целый клад каменных орудий — 47 вещей, относящихся уже к последующему времени жизни шигирских людей. Это — редкая находка. Она ценна тем, что клад вещей обычно говорит об одновременном их существовании.
Место клада было отмечено тремя большими камнями из тех, что в изобилии валялись вокруг, и только спрятавшие эти орудия люди могли найти хранилище. Возможно, что вещи были положены в землю для того, чтобы предохранить от выветривания камень, из которого они были сделаны. Орудия были найдены в таком порядке: под камнями лежала большая, в несколько килограммов весом, заготовка зеленокаменной породы со следами отпила каменной пилой. Наклонно к ней приставлена плитка сланца, а у заготовки и под плитой лежали орудия: большой сделанный из зеленого камня полированный топор, тесло, скребок и 43 каменные стрелы различной величины и формы. Орудия, возможно, были приготовлены для обмена. Больше всего оказалось длинных, до 12 сантиметров, стрел из кремнистого сланца, по-видимому, это наконечники дротиков. Были также стрелы из агата, молочно-белого кварца и кремня. Ни одна вещь не носила следов употребления. Клад датируется восемнадцатым веком до нашей эры. Жилищ, относящихся к дальнейшему освоению острова Макуши шигирскими племенами в период перехода от медного века к эпохе бронзы, не обнаружено. Они были вскрыты раскопками на Аяти.


Керамика шигирской культуры эпохи неолита с правобережной Аятской стоянки. Орнамент наколом, псевдоверевочный и гребенчатый.

Особое внимание уделяет археология изучению формы посуды и орнаменту на ней, а, следовательно, и способам изготовления орнамента. Ни по каким другим предметам так ясно и отчетливо не прослеживается преемственная связь и продолжительность существования культуры, как по таким, казалось бы, не стоящим внимания вещам, какими, на первый взгляд, являются обломки черепков от глиняной посуды из древних поселений.
В эпоху неолита посуда шигирских людей, находимая при раскопках, может быть во времени разделена по ряду признаков.
Наиболее ранняя посуда имеет яйцевидную форму, несколько суженную к устью. Край у сосудов скошен вовнутрь и заканчивается валиком. Все сосуды сплошь покрыты орнаментом: он нанесен и по борту сосуда, и по его скошенному краю. Орнамент наносился заостренной палочкой из кости.
Позднее посуда той же формы менее сужена к устью, исчезает на внутреннем крае валик. Орнамент уже не сплошной, а рисунок образован чередованием заштрихованных и не покрытых штриховкой полей, что придает посуде очень нарядный вид.
Этот орнамент, напоминающий скоропись (так называемый, псевдоверевочный орнамент), наносился острым инструментом из камня. В более позднее время для нанесения орнамента широко применяется гребенчатый штамп, которым или сплошь или с небольшими промежутками покрывалась полуяйцевидной формы посуда со скошенным вовнутрь венчиком, образующим круговой налеп, несколько суживающий устье.

ИСТОРИЯ

Урало-алтайцы
Свидерская культура. 9000 - 7000 гг. до н. э.
Уральская, Шингирская культуры. 14200 - 7500 - 4000 гг. до н.э.

Индоевропейцы
Яниславская, Иеневская, Зимниковская, Донецкая культуры. 8000 - 4600 гг. до н.э.
Средневолжская, Самарская культуры. 5900 - 4000 гг. до н.э.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: История | Добавил: Jupiter (07.10.2011)
Просмотров: 6583 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz