ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Понедельник, 07.10.2024, 05:47
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

ВИНЧАНСКАЯ КУЛЬТУРА.
 
4500 г. до н.э. приток в Европу второй значительной волны племен с их малоазийской прародины (Четал Хойюк). Пришельцы утвердились в Подунавье и прилегающих областях, породив культуры Винча - Лендель.
Польша, Белоруссия, Литва
9 000 – 8 000 гг. до н.э.
↓↓↓
Иерихон Б
7 300 – 5 800 гг. до н. э.
иберы
↓↓↓
ЧЕТАЛ ХОЙЮК
7 200 г. до н.э.
Турция
Аккадцы, Яфетиды
↓↓↓
 
ВИНЧАНСКАЯ КУЛЬТУРА
4.500 – 3.700 до н.э.
 
Ранняя Винча появляется в ареале распространения культуры Старчево – Криш – Караново I-II, причем, характер взаимодействия пришлой культуры Винча с культурой субстрата был мирный. Это заключение основывается на совстречаемости в одном культурном слое поселений старчевской и винчанской керамики, включением некоторых форм кухонной керамики Старчево в винчанский комплекс. Ранний период развития культуры Винча (Винча – Тордош I-II; или Винча А-В) характеризуется отсутствием укрепленных поселений, что также подтверждает мирный характер включения носителей винчанской культуры в массив носителей культуры Старчево – Кереш. С появлением культуры Винча в Европе, на Северных Балканах, происходит распад одной культуры или культурно - исторической общности линейно-ленточной керамики (яфетиды) и исчезновение другой – Старчево- Криш (Кереш).

Распространение: Югославия, все Подунавье (от Западного Причерноморья до Словакии, Баната включительно).
 
Винча и Четал Хойюк
Радивойе Пешич систематизировал элементы азбуки, найденные в Лепенском вире (А - D - L), и словесные знаки, найденные на раскопках Винчанской культуры. Он сравнил винчанскую АзБуку с этрусским письмом и с современной азбукой и установил, что речь идет о едином алфавите.
Для Винчи и Четал Хойюка характерны определенным образом оформленные храмовые комплексы, главной чертой которых является монументальный очаг, с которым связаны ритуальные захоронения. Кроме очага, украшались стены в Четал Хойюке. В Винче сохранились столбы, которые, как и в Четал Хойюке, украшались черепами быков, оленей. Черепа животных выполняли охранительную функцию и вывешивались над входом в храмах Винчи.
В Четал Хойюке выход охранялся зооморфным божеством с разведенными в сторону руками и ногами. Это же божество изображается на стенах Чатал Хююка и в рельефе, и в рисунке. В культуре Винча на сосудах в рельефе изображались зооморфные и антропоморфные божества с поднятыми вверх руками, что известно и трипольцам.
Стилистически совпадает орнамент на сосудах Винчи и сцена терзания умерших людей большими хищными птицами, изображенная на стене храма в Чатал Хююке, Тождественны уникальные предметы - костяные шкатулы, которые Сафронов рассматривал как предметы культа. Сравнительно-типологический анализ пластики Винчи и Чатал Хююка показал уникальное и множественное сходство в репертуаре сюжетов, в деталях исполнения, в разнообразии форм, особенно на фоне многочисленной пластики неолитических культур Европы и Азии, что уже указывает на неслучайность реконструируемых связей двух культур.

Винчанская пластика - керамическая, а скульптура Четал Хойюка сделана, по большей части, из камня. К числу общих сюжетов следует отнести "Акт рождения", "Мадонна с младенцем", "Богиня на троне", "Близнецы". Аналоги ряду из них тоже находятся в трипольской культуре на землях будущей Руси.
В обеих культурах представлены фигурки мужские и женские, сидячие и стоящие, одетые и обнаженные, с прической, реалистические и условные. Положение рук: вытянуты вдоль туловища, соединены на поясе, скрещены на груди. Очень выразительные параллели знаменитой богини с леопардами и винчанской "Мадонны", сидящей на пятках. Орнаментация шкуры леопарда кружками на скульптуре Чатал Хююка повторяется в орнаментации, нанесенной на бедра женской в Винче. Уникальная скульптура из сдвоенных фигур "Близнецы" повторяется в Винче и не повторяется в других культурах неиндоевропейского круга.
Близнечный культ распространен в индоевропейских религиях, отражен в их мифологии. Кроме Винчи, встречен еще в пластике Гумельницы. В Четал Хойюке имеются пинтадеры, которые сопоставляются с глиняными плошками культуры Винча и Лендьел, на которых, кроме орнаментов, наносились и знаки письменности. Наконец, уровень развития культуры Четал Хойюка, определяемый исследователями как протоцивилизация, сопоставим с уровнем более поздней цивилизации Винча.
 
Поселения
Поселения ранних этапов культуры Винча располагаются на равнине, на грядах, защищенных от половодий, и представляют собой мощные культурные напластования, однако интенсивное нарастание слоев по вертикали еще не служит доказательством существования в культуре Винча поселения ближневосточного типа – телля. Мощные слои винчанских поселений в Винче, Жарково, Баньице, Предионице, Фафосе, Горной Тузле и др. говорят об оседлом образе жизни винчанского населения и существовании таких форм земледелия, которые обеспечивали длительное проживание на одном месте. На ранней стадии существования Винчи не приходится говорить о возможности - появления города как укрепленного культурного центра.
На раннем этапе развития культуры Винча строения на поселениях представлены как землянками, так и наземными сооружениями.
Землянки рассматриваются как временное сооружение и как явление, не характерное для домостроительства культуры Винча.
Гораздо чаще встречаются и типичные для этой культуры наземные сооружения. Дома по форме различны. Основная форма – в виде прямоугольника с известными отклонениями. Дом может иметь одну или больше комнат; стены сделаны из плетня, обмазанного глиной.
На стадии Винча – Тордош II зафиксированы в зависимости от размеров дома столбы, поддерживающие кровлю. Столбы размещали по длине дома.

Были жрецы – хранители традиции народа; была военная прослойка, которая ведала охраной общества; существовали вожди, правители. Обособление ремесел вызвало выделение архитекторов-зодчих, строительных мастеров; гончаров и металлургов, знатоков горного дела. Существовала торговля, поскольку во многих могилах этой эпохи помещались ожерелья из раковин Spondylos. Наряду со всеми группами населения основа жизни общества подготавливалась трудом рядовых общинников – земледельцев и скотоводов.
Ок. 4.000 г. до н.э. на Балканах осваивается медь.
Специализированный характер медеплавильного производства реконструируется обнаружением в поселении Винча медеплавильных печей, в которых были найдены шлаки от плавки ципобарита. Винча – это первая металлоносная культура в Европе. Находка цинобарита отмечается еще в старчевском слое поселения Винча, однако единичность находки говорит в пользу ее винчанской атрибуции: именно носители культуры Винча, мирно внедрившиеся в среду старчевского населения, владели искусством плавки металла из руд, родина которого – Малая Азия. Это положение подтверждается еще и тем, что в Югославии, в Майданпеке, найден огромный рудник с винчанскими атрибутами: в руднике, где добывалась медная руда – цинобарит, были найдены предметы винчанской материальной культуры. Работа на руднике, требующая больших физических затрат, совершенного владения сложной производственной технологии, знания горного дела и т.д., предполагает обособленность труда металлургов и рудокопов.
В Болгарии и Румынии в IV тыс. до н.э. широко использовалась металлобработка и в частности - литьё. Археологи в этих местах обнаружили множество литых медных изделий, но литейные формы в раскопках отсутствовали. Видимо материалом для литейных форм служил графит, который в изложницах сгорает.
Керамические печи говорят о размерах керамического производства, которые, конечно, превышали потребности одной семьи, а также выделении мастеров-керамистов, которые могли в совершенстве владеть сложной технологией изготовления чернолощенной керамики с капелированным декором только при условии их занятости этим производствомполностью и высвобождения от общехозяйственных забот. Керамические склады подтверждают большие размеры производства керамики, которая заготовлялась впрок.
Керамика культуры Винча – серая и чернолощенная; восстановительного обжига, тонкостенная, орнаментированная каннелюрами - дает, с одной стороны, высокий стандарт форм, а с другой – вариабельность по выполнению отдельных деталей: ручек-налепов, места нанесения орнамента и многое другое.

Косторезное ремесло в Винче также, бесспорно, имело место. Это следует из существования в этой культуре массы костяных изделий, определенной стандартной и в то же время разнообразной формы. По назначению эти предметы, вероятно, – идолы или амулеты.
В культуре Северо-Восточной Болгарии – Хотница – по сообщению Ангелова есть косторезные мастерские. Эта культурасинхронная с культурой Винча. В Северо-Западной Болгарии есть и просто культуры винчанского круга типа Градешницы. В самой культуре Винча производились костяные предметы, которые очень напоминают амулеты, схематочно изображающие божества. Эти костяные предметы стандартизованы и многочисленны.
В поздний период развития Винчи – Винча – Плочник I-II многослойные винчанские поселения сменяются укрепленными поселками, расположенными на труднодоступных холмах и скалах; появляются также однослойные поселения с незначительным культурным слоем. Эти факты свидетельствуют о значительных переменах, как в исторической обстановке, так и появлении каких-то внутренних факторов, вызвавших необходимость защиты от внешней опасности. М. Гарашанин, например, связывает изменение формы поселения с развитием металлургии. Внешний вид поселков Винчи на поздней стадии развития подобен цитаделям, крепостям микенского времени. Так, поселение Валач в Югославии находилось на отвесной скале, было ограждено каменной стеной из необработанных или частично обработанных камней. На поселении Градац под Злокучаном (Югославия) зафиксирован кольцевой ров, сопровождаемый палисадом.
Укрепления появляются в балканском регионе в конце V тыс. до н.э. не только в культуре Винча, но и в ряде культурных групп и культур, связанных с продвижением культуры Винча на запад и север (культура Сопот, группа Бичке, группа Лужанки, культура Лендьел).
Укрепления появляются к западу от основной территории культуры Винча приблизительно в период перехода от Винчи – Тордош к Винче – Плочник и были связаны с необходимостью защиты от автохтонов поселений-колоний, выдвинутых культурой Винча. В то же время возникает и задача защиты поселений Винча на коренной территории, занимаемой культурой Винча.
Укрепления поздневинчанских поселений – достаточно сложные фортификационные сооружения, состоящие из рвов, валов,палисадов,каменных стен. Естественно укрепленные места усиливались искусственными сооружениями. Круговые обводные валы предполагали существование определенной планировки с центром и застройкой по радиусам. В качестве примера можно привести укрепления селища культуры Градешница, которое было обнаружено с рвом шириной 10 м. и земляным валом высотой 1 м с деревянным палисадом. На селище было 63 жилых постройки.
 
МЕГАРОН
На поздней фазе развития Винчи – Винча – Плочник – дома чаще многокомнатные и больших размеров. Так, дома в Винче и дома из Якова – Кормадина–трехмастные.
Появляются дома типа "мегарона".
Мегарон – это архитектурный комплекс, состоящий из прямоугольного зала с очагом в центре, вход в который идет через портик (пропилеи) и еще один портик (вестибюль). Мегарон как архитектурный ордер был изобретен в Европе носителями культуры Винча на поздней фазе ее развитии (3 900 – 3 600 гг. до н.э.).
Так, в поселении Баньица исследован дом прямоугольной в основании конструкции с сенями-портиком размером 16,5X8,5 м. Подобная конструкция в культуре Винча является основанием для отнесения ее к балкано-анатолийскому комплексу, так как, по общему мнению, дома типа "мегарона" появляются впервые на Древнем Востоке (Иерихон Б. 7.300 – 5.800 лет до н.э. средиземноморцы.).
Подобные дома в Винче ничего общего не имеют с большими домами в культуре линейно-ленточной керамики и культуре Кукутени-Триполье.
Наряду с большими домами (размером больше 200 кв. м) существовали небольшие дома (размером до 30 кв. м), трехчастные с очагом в средней части. Над очагом укреплялся священный символ – букраний. Можно отметить, что в домах пол был либо деревянный (продольно, поперечно и крестообразно настланный), либо из утрамбованной земли или щебенки.
Поздненеолитические поселения культуры Винча в Воеводине демонстрируют новые городские решения. В период поздней Винчи дома имеют исключительно двускатную крышу коньковой конструкции, и довольно часто над входом помещалось пластическое украшение с ясной апотрофической охранительной функцией.
На поздневинчанских поселениях зафиксированы три группы объектов, которые могут быть определены как "дворцы", "храмы", "святилища" и просто как "жилой дом".
Дворцы
К ним могут быть отнесены строения больших размеров, имеющие необычную, нестандартную планировку, которая отмечается, как правило, один раз на одном поселении для одного строительного горизонта.
На поселении Баньица фазы Винча – Плочник в двух строительных горизонтах зафиксировано два дома, размеры которых являются наибольшими для культуры Винча в целом. Дом № 4 в горизонте II имел размеры 20х11 м. Дом № 7 в горизонте III имел размеры 16,5х8,5 м. (там же), являлся мегароном. Следует допускать особое назначение зданий в культуре Винча, площадь которых 150 - 200 кв. м., учитывая, что площадь основной и наиболее распространенной постройки в культуре Винча - 15 - 30 кв. м.
В Анатолии мегарон находят в Трое I. Эта архитектурная традиция не прерывается и в Трое II, где обнаружены две царские резиденции в форме мегарона.
В Греции появились мегаран в IV тыс. до н.э. (культура Димини) и несколько ранее (в позднем Сескло), как основной элемент в планировке зданий общественного назначения или резиденций правителя непрерывно существует и доживает до середины I тыс. до н.э., уступая место новым античным ордерам, сложившимся на его основе.
В III тыс. до н.э. раскопками в Фессалии В.Милойчичем было показано, что в позднем неолите региона – в начале III тыс. до н.э. – в культуре Димини, находившейся, по мнению одних исследователей, под сильным культурным влиянием Винчи, а по мнению других, возникшей в связи с перемещением культуры Винча к югу, появляются постройки типа мегарона.
В более позднее время в Греции на раниеэлладских поселениях конца III тыс. до н.э., строения площадью 25X12 кв. м. с мегароном определяются как жилища правителя.
В среднеэлладское время (поселение Дорион IV в Мессении, XIX - XVIII вв. до н.э.) крупнейшее жилое здание "Большой дом" с мегароном на акрополе общей площадью не превышало 130 кв. м. и трактуется исследователями как центр административной власти и как дом правителя, а поселение называется "протогородом или поселением городского типа".
Если к раннеэлладским мегаронам еще не примыкают жилые постройки, то в ахейскую эпоху мегарон становится центром, вокруг которого размещаются жилые комнаты, склады и т.д. и всегда выполняет функции парадного помещения.
В микенскую эпоху в Микенском, Тиринфском и Пилосском дворцах площадь центрального помещения, которое также по планировке было мегароном, как и винчанский дом № 7 в Баньице, находилась в тех же пределах, 150 - 200 кв. м. (143 кв. м. - площадь пилосского мегарона). Мегарон составлял "неотъемлемую и наиболее важную часть любого микенского дворца" и был сердцем его. Здесь устраивались "пиршества, официальные приемы и аудиенции". Такой зал мог вместить около 300 человек, тогда как булевтерий в Афинах IV в. до н.э. вмещал в себя 600 человек, имея площадь 23X23 кв. м.
В более позднюю античную эпоху мегарон еще сохраняется в греческой архаике (VIII в. до н.э.) как центральная часть жилого дома и общественного строения, о чем можно судить по глиняным моделям домов из Аргоса и Перахоры.
В зданиях античной Греции мегарон явился основой для создания усложненных производных в виде различных архитектурных ордеров.
Обнаружены мегароны в позднеубейдских слоях Тепе Гавра (слой ХIа), датирующихся 3.500 - 3.300 гг. до н.э.
 
Абсидные дома
Так обозначаются исследователями дома с закругленной торцовой стенкой. В культуре Винча такой дом был найден на эпонимном поселении на глубине 4,1 м. (Винча, Винча С). Размеры этого типа домов не уступают размерам мегаронов (дом в Винче имел размеры около 100 кв. м.). Закругление стены влечет за собой изменение в конструкции кровли, и, стало быть, подобное изменение в планировке дома вызвано важными обстоятельствами - композиционно выделить часть дома, имеющую какое-то постоянное предназначение.
Поиски аналогии уводят в Грецию, где они обнаружены в неолитической культуре Рахмани. Эта архитектурная традиция характерна для Греции, где встречается в конце IV и III тыс. до н.э. в домостроительной архитектуре вплоть до рубежа III/II тыс. до н.э., а для II тыс. до н.э. сохраняется только в погребальной архитектуре.
В раннеэлладской Греции в Лерне III (конец VI тыс. до н.э.) отмечены постройки с абсидным завершением, две из них небольшого размера. Только одна приближается к размерам мегарона. В Дорионе IV – среднеэлладском поселении – было раскопано "320 домов, большей частью состоящих из прямоугольных помещений, иногда подковообразных (заканчивающихся абсидой)" наряду с домами типа мегарона.
Новые пространственные решения в планировке дома, видимо, не стали популярными у ахейских зодчих; абсидпые дома не встречаются в архитектуре микенской эпохи, но получают распространение в XV - XIV вв. до н.э. такие формы погребальной архитектуры, как толосы – купольные гробницы, которые представляют собой соединение круга в плане и прямоугольника, т.е. тех же геометрических форм, которые сопрягаются и в абсидной конструкции. "Микенские династы увековечивали себя в монументальной архитектуре, имевшей в III тыс. до н.э. сакральное значение". Эта архитектура созвучна круглым домам, известным в моделях с Кикладских островов.
С определенной степенью достоверности можно заключить, что абсидная конструкция использовалась для постройки домов с особой функцией, возможно, сакральной. Такие дома представляют собой столь же единичное явление, как и мегароны, имея почти такие же размеры, что выделяет их из рядовых строений.
 
Жилые строения
К ним следует относить дома столбовой конструкции с двускатной крышей, с одной и более комнатами. Эволюция жилого дома Винчи идет в направлении увеличения площади до 50 кв. м. и увеличения числа комнат.
В поздневинчанских поселениях встречаются дома из 2-5 небольших комнат с очагами в центральной комнате. Дома были столбовой конструкции, наземные; стены сооружались из плетней, обмазанных глиной. Полы различались тем, что их делали или из деревянного настила, или из утрамбованной глины (толщиной 10 см), из щебенки и камня.
Над входом в дом укрепляли голову зверя – быка, оленя и др.
Типичным домом можно назвать строение 2 в Кормадине (размены 6,7X4,7 кв. м.). разделенное на 3 части (4,7х1,6 кв. м.; 4,7X2,4 кв. м.; 4,7X2,6 кв. м.). В среднем отделении дома была печь с ямой перед ней для золы. Над очагом на стене был укреплен букраний.
В многокомнатных домах устанавливалось по несколько печей. В Винче прослежено несколько типов печей, из которых часть использовалась в гончарном производстве, часть – для плавки руды, а часть – для выпечки хлеба, для приготовления пищи. Печь также декорировалась, как и очаги, и жертвенники, пластическим орнаментом.
Хотя плотность жилых построек возрастает на поздневинчанских поселениях, застройка достаточно свободна, хотя и компактна. Население культуры Винча сооружало дома, которые соответствовали размещению одной малой семьи 7-10 человек, в отличие от больших домов культуры линейно-ленточной керамики - жилища большой семьи.
Очаг занимал центральное место в интерьере дома и, вероятно, считался священным (букрании подвешивались над очагом). Культ домашнего очага в развитом виде мы встречаем у греков и римлян, в пантеоне которых есть богини - охранительницы очага, а позднее у всех индоевропейских народов. В рядовых жилых постройках обнаруживаются атрибуты домашнего культа – разнообразная зооморфная пластика, антропоморфные изображения, маленькие глиняные алтарики.
Наряду с наземной столбовой конструкцией жилой постройки в культуре Винча существовали землянки и шалаши столбовой конструкции.
 
Храмы. Предметы культа. Религия. Институт жречества.
В Древней Европе в круге индоевропейских культур как в догосударственный, так и в государственный период (древние германцы, древние ирландцы, славяне и др., а также ахейские греки и эллины, италики и римляне), совершение обрядов и ритуалов происходило либо за пределами города, поселения (святилища), либо в храме, который не являлся одновременно административным центром. Эта европейская традиция восходит к культуре Винча, в которой выделяются светские здания – общественные дома или резиденции правителя – и храмовые постройки, характер которых устанавливается на основании деталей интерьера (жертвенники, священная символика) и комплекса находок (пластика, кости жертвенных животных).
Культовые постройки имели определенную планировку, неоднократно перестраивались. Это были не монументальные сооружения и потому храмами могут быть названы условно. На поздневинчанских поселениях такие постройки с определимой функцией культового места исследованы, например, в Кормалине. Эти строения имели трехчастную конструкцию общей площадью около 30 кв. м., или двухчастную. В северной части устраивался монументальный жертвенник, над которым на столбах развешивались священные символы – букрании. Жертвенник украшался лепным декором, метопами. Орнаментальные мотивы – криволинейные, спиральные, угловые и прямоугольные. Общая орнаментальная схема такова, какая применялась и в орнаментике керамики. Кроме жертвенника, в подобных постройках находились и печи. В разных углах культовых строений находились кости жертвенных животных, зооморфная и антропоморфная пластика.
Исследователи винчаских поселений отмечают, что эти постройки имеют несомненное культовое предназначение.

Важным дополнением к характеристике винчанской религии служит сенсационная находка Н. Влассы в Тэртэрии культово-религиозного объекта в яме, впущенной с древнейшегослоя поселения эпохи Винча – Турдаш (Румыния). Он включалв себя 26 идолов из глины, 2 алебастровых идола; 1 гривну из раковин Spondylos, 3 таблички из глины с резными знаками. Рядом обнаружили расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека (что служит указанием либо на ритуальный каннибализм, либо на обычай расчленения погребения).
Существовали и ритуальные захоронения – над очагом в Парцах. Скелет лежал на правом боку, был покрыт ненарушенной лепниной.
 
ПИКТОГРАФИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ
Древняя цивилизация – это культура классового общества, овладевшего письменностью.
Винчанское письмо представлено знаками геометрического линейного типа и толкуются как древнейшие из известных нам надписей пока еще не разгаданной системы письма. Таких знаков Иванов приводит 210. Гимбутас иллюстрирует письменность древнебалканских культур только 39 знаками. Тодорович, Церманович – исследователи винчанского поселения Баньица – приводят таблицу знаков, повторяющихся в ряде винчанских памятников.
Знаки наносились на дно и придонную часть сосудов, на их плечевую часть. Ими украшались и культовая пластика, и бытовая керамика.
Винчанское письмо сложилось в жреческом кругу еще до того, как оформились все признаки культуры и экономики, которые позволяют нам утверждать существование цивилизации, археологически представленной культурой Винча. Письменность – это необходимое, но недостаточное условие для определения уровня развития общества как цивилизации.
Две таблички из Тэртерии имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма древних тэртерийцев оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали.
На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов. Между ними помещен колос. Подобный сюжет встречается и на шумерских табличках.
Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения - тотемы.
Круг шумерских тотемов известен. И если сравнить рисунки на табличке с изображениями на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в Джемдет-Насре, снова бросится в глаза поразительное совпадение. Первый знак на шумерской табличке - голова животного, скорее всего козленка, второй изображает скорпиона, третий, по-видимому, - голову человека или божества, четвертый символизирует рыбу, пятый знак - какое-то строение, шестой - птицу. Таким образом, можно предположить, что на табличке изображены тотемы: "козлёнок", "скорпион", "демон", "рыба", "глубина-смерть", "птица".

Тотемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности.
На круглой тэртерийской табличке прочерчены письменные знаки, разделённые линиями. Количество их в каждом квадрате невелико. Значит, письменность тэртерийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических показателей еще не существовало.
На круглой табличке написано следующее:
4. NUN KA. SHA. UGULA. PI. IDIM KARA 1.
Эта табличка была переведена так: "В княжение сороковое для уст бога Шауэ старейшина по ритуалу сожжен. Это десятый". Имя местного бога Шауэ идентично шумерскому богу Усму.
В документе из Джемдет-Насра содержится список главных сестер-жриц, возглавлявших четыре племенные группы. Быть может, такие же жрицы-правительницы были в Тэртерии. В надписи из Тэртерии упомянут бог Шауэ, причем имя бога изображено точно так же, как и у шумеров. Судя по всему, тэртерийская табличка содержала краткие сведения о ритуале сожжения жреца, отслужившего определенный срок своего правления.
Сравнили знаки на черепках Турдаш-Винчи с тэртерийскими: сходство было очевидным. Письменность Тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в середине VI - нач. V тыс. до н.э. пиктографической письменности балканской культуры Винчи.
Особый интерес представляет большой ритуальный кувшин, относящийся к раннему периоду винчанской культуры. На нем мы видим рисунок, вероятно, внешнего вида святилища, причем изображение это опять-таки очень напоминает святилище древних шумеров.
Жрецы как хранители традиции, бесспорно, существовали в обществе Винча. Это следует из того факта, что культура Винча очень устойчива в своих проявлениях и оказывала воздействие на окружающие народы и культуры, но обратного воздействия не испытывала. Такое состояние возможно только при бесспорном более высоком уровне всех сторон культуры Винчи сравнительно с уровнем культуры аборигенного населения. Как было показано выше, много фактов говорит в пользу высоко развитых религиозных воззрений, распространенных в кругу винчанского населения. Винчанские колонисты несли вместе с формами экономики, хозяйствования, продуктами ремесел свои взгляды на мир, человеческое бытие, т.е. были проводниками своей идеологии. Многие черты материальной и духовной культуры были восприняты от Винчи в связи с образованием ряда культур в Средней Европе и удерживались там по меньшей мере еще 1000 лет, точно так же, как и на коренной территории культуры Винча специфические черты культуры практически не видоизменились вплоть до образования баденской культуры, т.е. сер. III тыс. до н.э. Вероятно, все достижения культуры Винча, ее производственные и экономические, ремесленные, инженерные "секреты" были закреплены в культово-религиозной форме, в определенной обрядности и ритуале. Однако это косвенное доказательство осуществления руководящей роли той части населения культуры Винча, в функцию которого входило сохранение культурной традиции народа.
Только существованием института жречества можно объяснить сложение системы письма. Распространение этой системы письма в разных по происхождению культурах неолита и энеолита Средней и Юго-Восточной Европы (культура Желиз – Железовце Венгрии, Словакии; культура Боян в Румынии; культура Кукутени – Триполье в Румынии и Молдавии; культура Коджадермен – Калояновец – Караново VI в Болгарии) и в культуре винчанского круга в Северо-Западной Болгарии и Олтении – Градешница С говорит и о внедрении культуры Винча, ее традиций в окружающую среду в форме прямого идеологического воздействие, осуществляемого через институт жречества. Массовые находки со знаками письменности происходят - из памятников культуры Винча и генетически связанных с ней культур Курило и Градешница С. К этому же кругу можно отнести и памятники культуры Лендьел, на керамике которой встречаются резные линейные знаки при том, что резной орнамент, вообще не характерен для этой культуры. Учитывая характер и массовость находок письменности, эту систему письма правильнее называть винчанской по месту ее изобретения.
Таблички Винча, найденные на Балканах, связаны не только с Шумером, но и с письменностью "Книги Велеса". Слово «СлаВяне» (более старый вариант «СлоВени») неправильно выведено из этрусской графемы (VI в. до н.э.): "КолуВены" (Солнцу Лоза, то есть Солнца Род).
Знаки, иногда полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной Трое (нач.III тыс. до н.э.).
Вторым признаком для констатации цивилизации является классовое общество. Укрепления, дворцы, храмы, равно как и соответствующая этим косвенным атрибутам дифференциация общества – выделение сословий воинов и жрецов, а следовательно, и военных руководителей – вождей – появляются только на поздней фазе существования культуры Винча.
 
Антропоморфная, пластика
В ряду синхронных и соседних культур неолита Европы культура Винча выделяется самой развитой системой религиозных воззрений, если даже основываться только на большой группе антропоморфной и зооморфной пластики (глиняные мужские и женские фигурки, а также глиняные фигурки животных). Глиняная пластика культуры Винча поражает своей высокой стандартизацией и наряду с монолитностью материальной культуры может свидетельствовать в пользу существования в среде винчанского населения общих культов, наряду с местными и домашними культами.
Большое число идолов, находимых как в одном месте (Тэртэрия), так и в разных местах, разнообразных по форме и деталям изображения и в то же время отличающихся высоким стандартом, может указывать на сложившийся пантеон в винчанской религии с обособлением функции каждого бога. М.Васич дал первую классификацию винчанской пластики, выделив в ней 11 групп: 1 – стоящие фигуры; 2 – сидящие фигуры; 3 – куротрофные женские фигуры; 4 - стоящие мужские фигуры; 5 – фигуры разного облика и значения; 6 – фигурки животных (коров, овец, коз, свинец и птиц); 7 – вотивные фигурки.
Изображения антропоморфной фигуры на стенках сосудов с разведенными ногами и воздетыми руками с растопыренными пальцами встречаются на керамике ряда культур, начиная от Винчи, моравском варианте культуры Лендьел, в росписи и гравировке на стенах гробниц КШК Тюрингии.
Черты лица на антропоморфной пластике передаются как выступом носа, так и врезными линиями. Линия глаз в виде сегментов, которые могут огрубляться до треугольников, непрерывно переходят в две параллельные линии – продолжение линии носа. Пластика отличается стандартностью приемов изображения. Этот высокий стандарт служит культурно-дифференцирующим признаком винчанской культуры в море пластики культур расписной керамики, культуры Лендьел, культур эпохи неолита Балкан, Андриатики, Восточного Средиземноморья.
Антропоморфная пластика дополняется крышками с антропоморфных сосудов: глаза изображались также сегментами, ресницы – заштрихованными треугольниками; волосы- лентой с точечными наколами; юбка–шашками с точечными наколами. Линия эволюции этих сосудов доходит до античной эпохи (Греция) и даже до первых веков н.э. (в круге культур железного века Северной Европы). Столь долгое существование их во времени может объясняться их сакральным предназначением.

В материальном комплексе культуры Винча встречены костяные предметы неопределенного назначения ("костяные шпатулы"). Форма этих предметов разнообразна и аналогична некоторым глиняным и алебастровым идолам с той лишь разницей, что идолы – объемные фигуры, а "костяные шпатулы" – плоскостные. Серии костяных предметов близкой формы встречены в культуре Варна, культуре шнуровых керамик, а также в ямной и раннекатакомбной культуре Восточной Европы и кубано-терской культуре Северного Кавказа.
В антропоморфной пластике выделяются сдвоенные фигуры, как бы предвосхищая общеиндоевропейский культ Близнецов, известный из мифологии индоевропейских народов (человеческая первопара Яма и Ями в "Ригведе"; первовождь среди иранских скотоводов Йиме, имя которого этимологически восходит к значению "пара, близнецы" в "Авесте"; Юпитер – Юнона – в римской мифологии; Гера – Зевс, Апполон – Артемида, Кастор – Полидевк – в греческой мифологии и т.д.).
Скотоводческий культ культуры Винча выражается в помещении головы животного над входом в дом; над очагом, жертвенником; в зооморфной пластике, сосудах в виде животных – по всей вероятности, это культ бога – покровителя стад и охранителя животных. Параллель этому культу можно видеть в изображении бога света, покровителя искусств Аполлона в виде барана.
 
Погребения
Погребальный обряд культуры Винча также свидетельствует о развитых религиозных представлениях ее населения. Культура Винча принесла в Европу экстрамуральные могильники. Тип могильников – грунтовый. Захоронения были одиночные и парные. Обряд погребения – левый и правый бок. Погребенного сопровождали керамические сосуды, кости жертвенных животных, ожерелья из раковин, каменный и костяной инвентарь, в их числе – секиры.
Кроме обряда трупоположения, практиковался и обряд трупосожжения. Правда, исследователи (Гарашанин, Брукнер) предупреждают осторожнее относиться к фактам кремации в культуре Винча. Сообщается, что в основании винчанских слоев в Винче найдены кальцинированные кости, однако сосуд с барботинной орнаментацией мог относиться и к предыдущей культуре – Старчево. В Вырщице найден сосуд с кальцинированными костями и каменной секирой. В Фессалии могилы с трупосожжением встречены в группе Лариса, у которой фиксируются связи с винчанской группой.
Культура Винча принесла в Европу развитый погребальный обряд, в котором отразилось зрелое состояние религии винчанского населения, которая объясняла строгой регламентацией культа мертвых загробное существование человека. Если учесть, что в культурах раннего неолита Средней и Южной Европы – культуре линейно-ленточной керамики, Старчево – Кёреш – обряд погребения почти неизвестен (интрамуральные погребения на площади поселения, без погребального инвентаря), черты винчанского ритуала–положение погребенных на боку, скорченно; существование погребального инвентаря – керамика, бусы из раковин и топоры из камня – в культуре позднего неолита Средней Европы, Лендьел, не случайны и возникли в ходе прямой преемственности идеологии Винчи.
 
Земледелие
Особенностью земледелия культуры Винча было выращивание пшеницы при почти полном отсутствии ячменя. Сеяли просо, видимо привлекавшее быстрым вызреванием, овес. Бобовые растения не играли существенной роли. Крупный рогатый скот или свиньи преобладали в составестад, которые еще не были большими, и воздействие человека на окружающие леса не могло быть серьезным. Охота велась на благородного оленя и кабана.

Культура Винча существует с сер. V тыс. до н.э. до сер. IV тыс. до н.э., параллельно с ее существованием возникает новая послевинчанская Европа как результат ее воздействия на культуры субстрата. Причем, почти за полуторатысячелетнюю историю своего существования Винча не прекращала своего воздействия, испытывая слабые влияния со стороны вновь образующихся культур и культур субстрата. В этом проявляется уникальное свойство ее культуры устойчивость. Окончательно исчезает Винча,определив консолидацию центрально-европейских культур под баденской вуалью.
Формы влияния Винчи на Центральную Европу многообразны; в археологической терминологии они выглядят в качестве вариантов самой Винчи, как культуры, в основе которых доминирует винчанский комплекс (дочерние культуры), и как культуры, в которые Винча вошла компонентом (типа Лендьел) и т.д.
 
3.760 г. до н.э. ЭТРУССКИЙ сдвиг магнитного полюса.
3.760 лет до н.э. произошёл ДАРДАНОВ ПОТОП.
В слое, датированном серединой IV тыс. до н.э. в Уре археологи обнаружили трёхметровый слой чистого песка без каких-либо следов человеческой деятельности. Катастрофа (потоп), охватившая обширную территорию внезапно прервала культурные слои Убейдиского Ура.
Вся плодородная долина между горами Элама и плато Сирийской пустыни была затоплена, все деревни разрушены, и, очевидно, лишь немногие города, расположенные на искусственных холмах, уцелели после такого бедствия. Другие, и в том числе Эль-Убейд, были покинуты жителями и заброшены надолго или навсегда. Потоп уничтожил культуру Эль-Убейда.

Глобальная аридность вызвала смещение в горные районы носителей культуры Винча.
 
Культура Гумельница (Втор. пол. 4 - нач. 3 тыс. до н.э.) является культурой, производной от Винчи.
***
В то время на месте современной Болгарии, Румынии, Грузии и Украины существовало большое и сильное государство атлантов - Аратта (Ванское царство).
Из глиняных табличек подунайской Аратты известно, что бог земных недр Кулла и богиня степей Гатумдуг (имя которой открывает мифологическую летопись Каменной Могилы или Шунуна, "Руки-закона владычицы") прекратили ссоры и объединились против нашествия "воинов богини Ишхары" (очевидно, предтечи хурритской Ужхары и арийской Ушас). Аратта выиграла битву за Причерноморье и остановила волну ариев, которая катилась в направлении Междуречья. Гиперборейцы были вынуждены остановить своё наступление на юг.
 
СРЕДНЕСТОГОВСКАЯ КУЛЬТУРА. 4.500 - 3.500 - 3.200 гг. до н.э. Располагалась в степях Приазовья между Днепром и Доном. Умерших хоронили в подземных могилах (без курганных насыпей), в скорченном положении на боку, посыпали охрой; около умерших клали посуду с едой, орудия труда, статуэтки людей и животных. В антропологическом отношении носители среднестоговской культуры представляли собой смешение двух расовых типов: неолитического населения Юга Украины со значительной долей южных европеоидов средиземноморского расового типа и поздних кроманьонцев «нордического» расового типа.
 
***
 
После Дарданова потопа первая волна арратцев ушла в Междуречье. В Междуречье они основали великую Шумерскую цивилизацию (ПОЗДНЕУБЕЙДСКАЯ КУЛЬТУРА.).
ВИНЧАНСКАЯ КУЛЬТУРА
4.500 – 3.700 гг. до н.э.
↓↓↓

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (20.09.2011)
Просмотров: 5394 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz