ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 22.11.2024, 00:45
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Город Танталис. ТРОЯ

ГОРОД ТАНТАЛИС

"Жил этот народ вокруг Тритонского озера... Сие озеро находится неподалёку от Океана, обтекающнго землю, и называется по реке Тритону, втекающему в оное..."
Тантал правил собственным царством. В центре царства находился город, который он основал у горы Сипила, в богатой золотом стране позднее ставшей Лидией.

Когда Тантал лишился благословения богов, его столица была разрушена сильным землятрясением, а её развалины опустились на дно озера. Погибшая столица Тантала находилась у горы Сипила (современное название Маниса-Даг), на расстоянии около 32 км современного порта Измир (Турция) на побережье Эгейского моря.
На северном склоне горы Сипила высечена огромная статуя богини-матери ростом около 9 м., расположенная на высоте 90 м. над долиной. Павсаний называет её первой скульптурой богини-матери Кибелы и говорит, что скульптором был Бротей, сын Тантала.
Неподалёку, по словам Павсания, находится "достославная могила" царя Тантала. В нескольких км к востоку от Кибелы есть необыкновенная гробница, к которой ведёт лестница, высеченная в коренной скале. На горном утёсе между статуей Кибелы и гробницей Тантала находятся руины греческого святилища, ведущие к монументу, который Павсавий называет "Троном Пелопа". Это гигантское сидение, вырезанное из камня на вершине утёса.
Прямо под утёсом находится Ярик-кайя - глубокая расщелина, из-за которой гора выглядит "расколотой пополам, словно по ней прошла некая ужасная судорога природы". Античные писатели сообщали, что Сипила была расколота в результате землятрясения, уничтожившего Танталис. Через расщелину в скале хлынули воды, затопившие город.
На равнине перед статуей богини совсем недавно было маленькое озеро, отмеченное на старых картах. По своему расположению оно точно совпадает с озером Салое, где, по словам Павсания, некогда можно было различить руины погибшего города, прежде чем они скрылись под наслоениями ила.

Гомер в «Одиссее» писал, что в Лидии, близ горы Сипилы, находился богатый город Сипил. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса и богини богатства Плуто царь Тантал. Не было на земле никого, кто был бы богаче Тантала, так как богатейшие рудники на горе Сипиле давали ему неисчислимые богатства. Но оскорбил богов Тантал, и осудили они его на вечные муки в подземном царстве.

Ок. 5500 г. до н.э. уровень океанских вод достиг перешейка, находившегося на том месте, где ныне проходит пролив Босфор. За перешейком, в глубоком котловане, лежало большое пресное озеро (Чёрное море), уровень которого был ниже океанских вод на 150-200 м. Это озеро питали своими водами Дунай, Дон, Днестр и Днепр.

3 760 г. до н.э. ЭТРУССКИЙ сдвиг магнитного полюса. 3 760 г. до н.э. произошёл ДАРДАНОВ ПОТОП.
Когда океан поднялся до высоты этого перешейка, вода начала перетекать в пресное озеро. Сначала небольшим потоком, но постепенно русло потока расширялось и углублялось (рождался пролив Босфор).
В Мраморном море уровень воды поднялся на 50 м. Котловиину палео-Мраморного моря заполняли реки, и избыток вод вытекал по руслу палео-Босфора.
С таянием ледников поднимался уровень Средиземного моря, давление воды на тонкий перешеек достигло критической величины и солёные воды Средиземного моря прорвались внутрь. Прорыв Дарданелл, вызванный землятрясением, привёл к образованию Чёрного и Азовского морей.
Уровень воды в Чёрном море в короткий срок поднялся более чем на 100 м. Оно затопило юг теперешней Украины и восток Болгарии, поглотив в общей сложности 100 000 кв. км. Были залиты плодороднейшие земли, уже возделываемые людьми. Возникновение Чёрного моря сопровождалось массовой гибелью всего пресноводного живого мира. Когда впадина была заполнена, Чёрное море разлилось на площади, которая была на 30% больше пресноводного озера.
На месте бывшей низменности, по которой текли палео-Кубань и палео-Дон, образовалось Азовское море.
Дочерьми Атланта считались семь Плеяд и Геспериды.
Электра (иногда Электриона) - в древнегреческой мифологии одна из Плеяд. Дочь Атланта и Плейоны. Возлюбленная Зевса, родившая ему детей: Дардана, основателя Троянского царства и родоначальника династии Дарданидов, Иасиона (либо Ээтиона). По некоторым авторам, их дочерью была также Гармония, супруга Кадма, основателя Фив (по другим авторам, Гармония - приёмная дочь Электры). Когда Электра, подвергаясь насилию, прибегла к защите Палладия, Зевс низверг Палладия вместе с Ате на землю Илиона.
Природный сплав золота и серебра и называют электром, геологи твердым раствором серебра в золоте называют электрумом.
Легенды об Электре приурочивались к острову Самофракия, получившему название «острова Электры», где, по преданию, Зевс вступил с Электрой в связь. Речка Электра была в Мессении.
Дардан - родоначальник племени дарданов. Родился на о. Самофракии. После Дарданского потопа переправился из Самофракии…

ТРОЯ

3 700 - 2 900 гг. до н.э. - Троя-0. Длинные дома типа бараков.

Основание Трои началось после Дарданова потопа.
Во время голода треть критян под предводительством царевича Скомандра отправилась основывать свою колонию у границ Фригии, по соседству с фракийцами и бебриками, которые жили у северного берега Пропонтиды (Мраморного моря). Они выбрали место недалеко от города Гамаксита, под высокой горой, которую они назвали Ида в честь критского дома Зевса.
Здесь быстро вырос город Сминфии. Сам Скомандр женился на нимфе Идее, которая родила ему сына Тевкра. По прошествии времени критяне завоевали своих новых соседей бебриков, но в битве погиб Скомандр. Его власть унаследовал Тевкр, по имени которого поселенцы начали называться тевкрами.

2 900 - 2 450 гг. до н.э. - Троя-I.
Первое Троянское поселение, диаметром 100 м., было застроено очень примитивными жилищами из глиняных кирпичей.
Дардан - родоначальник племени дарданов. Родился на о. Самофракии. После Дарданского потопа переправился из Самофракии, либо плыл на надутом бурдюке. Опечаленный смертью брата, покинул Самофраку и переправился на другой материк на плоту. К Тевкру прибыл Дардан, сын Зевса и плеяды Электры, который помог воевать с бебриками и присоединить некоторые земли соседних фракийских народов. За это Дардан получил часть царства, а также женился на Батие, дочери Тевкра. После смерти Тевкра власть над всем царством перешла к Дардану, которая распространилась также и на многие азиатские народы. Всему царству он дал своё имя - Дардания. Он также создавал новые колонии во Фракии и дальше. Его могила была видна в первых веках новой эры в той части Трои, которая называлась Дардания, до слияния с двумя другими поселениями - Илион и Трой, образовавшими единый город Трою.
Дардан привёз с собой часть священных реликвий и изваяний своей матери, а другую их часть его брат Иасион увёз в Самофракию на север Эгейского моря. Имеются основания предполагать, что современный остров Самофракия в те далёкие времена являлся полуостровом фракийского берега, отделившись позднее в результате землетрясения и опускания земель под воду.
Внуком Дардана был Трос, а его-то сыном и был Ил. Он во Фригии принял однажды участие в состязании героев и вскоре победил их одного за другим. В награду за эту победу получил он пятьдесят дев и пятьдесят юношей. Дал ему царь Фригии также пеструю корову и сказал, чтобы он шел за коровой и там, где остановится корова, основал бы город. Великую славу обещал оракул, по словам царя Фригии, этому городу. Ил поступил так, как сказал ему царь Фригии. Пошел он за коровой, а она остановилась как раз на холме богини Атэ. На этом-то холме и начал Ил постройку города. Он поднял руки к небу и молил Зевса послать ему знамение того, что благословил громовержец его дело. Утром, выйдя из своего шатра, Ил увидал перед ним вырезанное из дерева изображение Афины-Паллады; это и был тот палладий, который должен был охранять новый город.
Троя-I была крепостью с трёхметровыми стенами и мощными башнями. От Трои I сохранилось две башни, некогда образовывавшие ворота.
Во время царствования Ила только та часть Трои была окружена стеной, которая находилась на холме, часть же города у подошвы холма была не защищена. Стену вокруг этой части города построили Посейдон и Аполлон, которые, по повелению богов, должны были служить у царя Трои Лаомедонта, сына Ила. Несокрушимую стену построили Посейдон и Аполлон вокруг Трои. Только в одном месте можно было разрушить стену - там, где работал герой Эак, помогавший богам в труде.
Горожане жили в однокомнатных домах с каменными очагами, занимались скотоводством и земледелием. Город стоял прямо на берегу моря, уровень которого был тогда выше, чем сейчас.

Мегарон - это архитектурный комплекс, состоящий из прямоугольного зала с очагом в центре, вход в который идет через портик (пропилеи) и еще один портик (вестибюль).
Дома типа "мегарона" появляются впервые на Древнем Востоке (ТАХУНИЙСКАЯ КУЛЬТУРА/Иерихон Б. 7 300 – 5 800 гг. до н.э. иберы, средиземноморцы). Мегарон встречается в культуре Сескло в VI тыс. до н.э.
- КУЛЬТУРА ДИМИНИ (4 800-3 000 гг. до н.э. Греция.). Акрополь - уникальный памятник греческого неолита, поселение на холме. На холме высотой 16 сохранились основания 6-7 овалов каменных стен. В центральном дворе и между стенами находились жилые постройки - мегароны. В более позднее время в Греции на раниеэлладских поселениях конца III тыс. до н.э., строения площадью 25х12 кв. м. с мегароном определяются как жилища правителя.
- ВИНЧАНСКАЯ КУЛЬТУРА (4 500 - 3 700 гг. до н.э. протошумеры, средиземноморцы.). Обнаружены мегароны в позднеубейдских слоях Тепе Гавра (слой ХIа), датирующихся 3 500 – 3 300 гг. до н.э. Религиозные воззрения жителей и Тэртерии и Джемдет-Насра исходят из одного общего корня.

В Анатолии мегарон находят в Трое I. Эта архитектурная традиция не прерывается и в Трое II, где обнаружены две царские резиденции в форме мегарона.
Знаки, иногда полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной Трое. Тогда же они появляются и в других районах Малой Азии. Отдаленные отголоски письменности Винчи содержит в себе пиктографическая письменность древнего Крита. Примитивная письменность в эгейских странах уходит своими корнями на Балканы IV тыс. до н.э.

Керамика. Выделяется 13 общих типов в керамике Трои I и Раннеэлладского периода в Греции (3 000 - 2 770 гг. до н.э. Заcеление Греции пеласгами-данайцами.).
Троя I и раннеэлладские поселения Греции развиваются одновременно. Многие исследователи (Чайлд, Калиц, Сакелариу и другие) отмечали большое число общих форм керамики на юге Балкан и в Малой Азии в этот период, в частности лицевые урны с крышками в виде антропоморфной личины, сосуды на ножках и т.д. Материалы Трои I находят на островах Греции и во Фракии Дикили Таш). Кроме сходства, которое имеют материалы Трои I с раннеэлладским комплексом, существует сходство Трои I также с центральноевропейским и балканским комплексом конца IV тыс. до н.э.

2 400-2 200 гг. до н.э. - Троя-II.
После крупного пожара, видимо связанного с завоеванием города пришельцами, крепость отстроили заново (Троя - II), утолщив стены до четырёх метров, добавив башен. Второй город имел в диаметре на 10 метров больше, чем его предшественник; площадь Трои-II составляла 8800 кв. м., а окружающая город стена местами достигала четырехметровой толщины. В стене имелись двое ворот с тщательно вымощенными проездами – Западные (принятые Шлиманом за Секейские ворота, упоминаемые у Гомера) и Восточные. В центре города на акрополе появился царский дворец. Руины дворца, обнаруженные недалеко от западных ворот, были ошибочно приняты Шлиманом за дворец царя Приама, поскольку именно там он и обнаружил «клад Приама». На нижних склонах находились дома знати.
Это поселение, относящееся к раннему периоду минойской культуры (центром которой был остров Крит), сохранилось существенно лучше предшествующего.
Здесь Шлиман нашёл золотые сокровища.
В Трое малую диадему с нечётным ("мужским") числом височных подвесок носил царь, а большую, с чётным ("женским") - царица (период матриархата).
Золотая диадема, сияние которой воспринималась как блеск светила, наделяла царя особой способностью зрения, речи и слуха. До надевания диадемы царь не считался царём - это был главный знак его власти; мантия, посох, трон и державное "яблоко" были второстепенными. Коронация диадемой царя рассматривалась, согласно древним источникам, как его обручение с бессмертной богиней. От неё он и получал свою силу. Византия наследовала троянские обычаи.
В первых двух поселениях жители предпочитали говядину.
2.400 г. до н.э. в Трое известно литьё меди.
Ок. 2.400 г. до н.э. появился гончарный круг, было развито тканьё шерсти.

Троя-II погибла также в результате пожара. «Горелый» слой достигает двухметровой толщины.

2 200-2 100 гг. до н.э. - Троя-III.
Вокруг крепости возникает Нижний город.
Важнейшие события культуры этого периода в Малой Азии: качество бронзовых сплавов улучшается, развивается торговля с отдалёнными странами, появляется письменность, строятся большие здания в форме мегарона, применяется гончарный круг, разводятся тонкорунные овцы, изготавливаются первые мечи. Происходит классовое расслоение общества. Формируется элита.

2 300-1 800 гг. до н.э. наблюдается кризис культуры раннего бронзового века. В Греции и на островах Эгейского моря происходят беспорядки и мятежи. Наблюдаются многочисленные миграции племён. Меняются торговые пути в восточной части Средиземного моря.
Ок. 1 900 г. до н.э. начинается возвышение Крита.

2 100-2 000 гг. до н.э - Троя-IV.
В Троях с III по V горожане жили впроголодь, разводили свиней как наиболее скороспелый скот. Когда не хватало мяса, собирали ракушки на морском мелководье. Вплоть до Трои-VII город был окружён лесами, где копьями, дротиками и стрелами удавалоь добыть оленей, диких коз и кабанов.

2 000-1 700 гг. до н.э. - Троя-V.
- БАДЕНСКАЯ КУЛЬТУРА. 2 700-2 400 гг. до н.э. Выделение Греческой языковой общности – XXI в. до н.э. из греко-индо-иранской общности.
Уход греков с прародины индоевропейцев. По времени этот уход произошел позже ухода анатолийцев (хетты), но до отделения фракийского. Хронологически греческий язык развивался в отрыве от праиндоевропейского языкового единства немногим более 10 веков, сохранивший следы контактов с рядом индоевропейских языков.
Греки направились на юг отчасти вместе с палеобалканскими племенами, но в основном – вслед за ними". Исследователь подчеркивает, что на всех этих территориях установилось двуязычие: греко-фракийское,-фригийское, -карийское и -македонское в процессе длительного совместного проживания.
Между 2.200 и 2.000 гг. до н.э. южная часть Балканского Среднеэлладского полуострова подверглась опустошительному нашествию. Волна греческих племён (сами греки называли себя позже эллинами) хлынула в Эгеиду с севера.
При раскопках во многих поселениях раннеэлладский слой отделён от последующих прослойкой пепла; другие раннеэлладские поселения были вообще покинуты своими жителями. Завоевателей принято называть миниями, так как характерные для них предметы (серая посуда) были найдены впервые в Орхомене в Беотии, где, согласно греческим преданиям, жили легендарные минии.
В памятниках Греции (Среднеэлладский) и Малой Азии (Троя V-VI) была выявлена "минийская керамика", рассматриваемая исследователями в качестве "индикатора" на протогреков. Минийская керамика в Фессалии найдена в памятниках конца Раннеэлладского III, а в Центральной Европе – и в более ранних памятниках. Прототипов минийской керамики нет ни во Фракии, ни в Малой Азии. Корни минийской керамики Чайлд усматривал в баденской культуре. Территориальные варианты Баденской культуры почти доходили до Северной Греции.
МИНИЙСКАЯ КЕРАМИКА (англ. Minyan Ware), серая или желтая гончарная керамика высокого качества, впервые появляется в Трое V и VI и в Греции к концу раннеэлладского периода (19 в. до н.э.). Позже из нее развивается микенская керамика. Четкие профили «минийской» посуды заставляют предположить, что она сделана на гончарном круге. Так и было в Трое, но в материковой Греции она частично вылеплена от руки или изготовлена в формах. Характерными формами были кубки и чаши на высоких кольцевых поддонах, чаши с двумя высокими ручками, кратеры и амфоры. Черная «минийская» керамика появляется в среднеэлладское время и исчезает в позднеэлладском периоде (ПЭ). Серая сохраняется дольше и существует в ПЭ с желтой, но затем желтая керамика вытесняет серую посуду. Другой вид посуды, распространенной в СЭ, — это керамика с матовой росписью. Она появляется несколько позднее, чем «минийская» (в середине СЭ), и сохраняется в микенской культуре. Роспись темная. На рубеже III/II тыс. до н.э. в материальной культуре населения Греции произошли изменения, и инновации связаны с носителями протогреческого диалекта. В качестве инноваций в материальной культуре памятников РЭ III и СЭ, Сакелариу называет 16 признаков, которые происходят из области "курганной культуры" – праиндоевропейского эквивалента, по Гимбутас. Таким образом, локализация исходного центра движения протогреков, по Сакелариу, связана с тремя центрами, главным из которых (сосредоточены 13 признаков – инноваций) Северо-Западное Причерноморье.
Племена среднеэлладской культуры занимались, в основном, земледелием и скотоводством. В их селениях найдены пшеница, ячмень, просо, лук - норой, горох, бобы, чечевица и горшки с желудями, вероятно, употреблявшимися в пищу. Во многих минийских домах встречаются светильники, в которых горючим материалом служило оливковое масло. Обнаружены также кости быков, овец, коз и ослов, что свидетельствует о развитии скотоводства. Минии занимались и рыбной ловлей. В Филакони, на острове Мелос, найдена ваза XVIII или XVII в. до н. э., на которой изображена вереница идущих вдоль ручья людей, держащих в каждой руке по рыбе.
Минийская керамика, в отличие от раннеэлладских сосудов, делалась уже на гончарном круге. На протяжении пяти веков среднеэлладского периода керамика прошла значительный путь развития. Более поздняя минийская керамика, сосуществовавшая, впрочем, с серой, отличается жёлтым цветом, что, вероятно, было обусловлено усовершенствованием гончарных печей и повышением температуры обжига. На орнаментах жёлтой минийской посуды впервые заметно некоторое критское влияние. Глиняных сосудов в минийских домах встречается очень много; наряду с кухонной посудой грубой отделки при раскопках находят тонкостенные сосуды, громадные пифосы - сосуды для хранения продовольствия, изящные кубки; обнаружены также специальные сосуды для воды, вина, оливкового масла и т. д. Орнамент жёлтой минийской керамики среднеэлладского периода почти незаметно переходит в позднеэлладский.
Частые находки боевых бронзовых топоров, украшений из драгоценных металлов и, реже, металлической посуды свидетельствуют о значительном прогрессе в технике обработки металлов по сравнению с раннеэлладской культурой.
Минийские племена жили ещё в условиях первобытнообщинного строя. Основной формой погребений в СЭ остаются прямоугольные каменные ящики, покрытые большим блоком камня или каменной плитой. Часть погребений встречена прямо на поселениях между домами, но были и кладбища вне поселений (например, Агиа Марина в Фокиде, Гераки в Лаконике, Эвтресис в Беотии). Удерживались и старые формы погребений - ямные, скальные (в Микенах, Бербати-Просимне), пифосовые - главным образом детские (например, в Кораку, Элевсине, Олимпии, Эвтресисе). В могилах очень мало или совсем нет (чаще всего в ямных погребениях) вещей. Исключение представляют старейшие шахтовые погребения в Микенах, относящиеся к СЭIII и ПЭI. Тело покойника обычно в скорченном положении помещалось как бы в каменный ящик из известняковых плит; в могилы клалось мало инвентаря. Всё же, если судить по предметам домашнего обихода, уже намечаются некоторые различия в имущественном положении отдельных семей.

1 700-1 250 гг. до н.э. - Троя-VI. После разрушения Трои-V на это место пришло новое население, имевшее приручённых лошадей, владевшее новыми методами строительства и изготовления керамики.
Основателями Трои-VI (ок. 1700 г. до н.э.) по происхождению были лувийцами - одним из индоевропейских народов, который наряду с хеттами переселились в Анатолию.

ГЕРАКЛ БЕРЕТ ТРОЮ

Лишь только освободился Геракл от рабства у Омфалы, сейчас же собрал он большое войско героев и отправился на восемнадцати кораблях к Трое, чтобы отомстить обманувшему его царю Лаомедонту. Прибыв к Трое, он поручил охрану кораблей Оиклу с небольшим отрядом, сам же со всем войском двинулся к стенам Трои. Только ушел с войском от кораблей Геракл, как напал на Оикла Лаомедонт, убил Оикла и перебил почти весь его отряд. Услыхав шум битвы у кораблей, Геракл вернулся, обратил в бегство Лаомедонта и загнал его в Трою. Недолго длилась осада Трои. Ворвались, взойдя на высокие стены, в город герои. Первым вошел в город герой Теламон. Геракл, величайший из героев, не мог снести, чтобы кто-нибудь превзошел его. Выхватив свой меч, он бросился на опередившего его Теламона. Увидя, что неминуемая гибель грозит ему, быстро нагнулся Теламон и стал собирать камни. Удивился Геракл и спросил:
- Что ты делаешь, Теламон?
- О, величайший сын Зевса, я воздвигаю жертвенник Гераклу-победителю! - ответил хитрый Теламон и своим ответом смирил гнев сына Зевса.
Во время взятия города Геракл убил своими стрелами Лаомедонта и всех его сыновей; только младшего из них, Подарка, пощадил герой. Прекрасную же дочь Лаомедонта Гесиону Геракл отдал в жены отличившемуся своей храбростью Теламону и позволил ей выбрать одного из пленных и отпустить его на свободу. Гесиона выбрала своего брата Подарка.
- Он прежде всех пленных должен стать рабом! - воскликнул Геракл, - только если ты дашь за него выкуп, будет он отпущен на свободу.
Гесиона сняла с головы покрывало и отдала его как выкуп за брата. С тех пор стали называть Подарка - Приамом (т.е. купленным). Отдал ему Геракл власть над Троей, а сам отправился со своим войском на новые подвиги.
Когда Геракл плыл по морю со своим войском, возвращаясь из-под Трои, богиня Гера, желая погубить ненавистного сына Зевса, послала великую бурю. А чтобы не видел Зевс, какая опасность грозит его сыну, упросила Гера бога сна Гипноса усыпить эгидодержавного Зевса. Буря занесла Геракла на остров Кос (один из Спорадских островов у берегов Малой Азии). Жители же Коса приняли корабль Геракла за разбойничий и, бросая в него камни, не давали ему пристать к берегу. Ночью высадился Геракл на остров, победил жителей Коса, убил их царя, сына Посейдона Эврипила, и предал опустошению весь остров. Зевс страшно разгневался, когда, проснувшись, узнал, какой опасности подвергался его сын Геракл. В гневе заковал он Геру в золотые несокрушимые оковы и повесил ее между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелые наковальни. Каждого из олимпийцев, которые хотели прийти на помощь Гере, свергал с высокого Олимпа грозный в гневе Зевс. Долго искал он и Гипноса, сверг бы и его с Олимпа повелитель богов и смертных, если бы не укрыла богиня Ночь бога сна.

Троя становится частью анатолийской (хеттской) цивилизации.
Многие из предметов, обнаруженных в Трое, скорее принадлежат этой восточной, анатолийской культуре, нежели греческой цивилизации. В Трое нашли бронзовую печать с надписью - первый письменный памятник, встреченный там. Надпись выполнена иероглифами на лувийском языке. В то время лувийский язык был широко распространён на просторах Малой Азии. Им пользовались и хетты.
Уже крепостные стены Трои напоминали анатолийские укрепления, а вовсе не микенские: книзу стены расширялись, вверху же, возможно, были зубчатыми; по периметру их высились башни-надстройки. Оборонительный ров также хорошо вписывается в общий – «восточный» - облик трои: именно в Центральной Анатолии и Северной Сирии, а никак не в микенской Греции можно встретить подобные крепости с хорошо укрепленным и тесно застроенным Нижним городом. Характер жилищ также типичен именно для анатолийской архитектуры.
Перед южными воротами Трои еще и сегодня видны четыре стелы, установленные на мощном каменном постаменте,- у хеттов они служили символами бога – покровителя города. На кладбище, устроенном близ городских стен, видны следы кремации. Такой способ погребения характерен для хеттов, а вовсе не для западных народов той эпохи. До позднеминойского периода, то есть до 1400 г. до н.э., греки предавали тела умерших земле.
Опираясь на догадки филологов, Корфман отождествил Иллион-Трою с городом или местностью Wilusa, что не раз упоминается в хеттских клинописных источниках. "Вилуса» находилась на северо-западе Малой Азии – примерно там же, где была Троя. «Теперь,- отмечает Корфман,- мы вправе с еще большей вероятностью отнести Трою-Иллион и ее жителей к хетто-лувийскому миру».
См. Хетто-лувийцы.

Письменность. Троя становится частью анатолийской (хеттской) цивилизации. В Трое нашли бронзовую печать с надписью - первый письменный памятник, встреченный там. Надпись выполнена иероглифами на лувийском языке. В то время лувийский язык был широко распространён на просторах Малой Азии. Им пользовались и хетты.
Крепостные стены Трои стали напоминать анатолийские укрепления: книзу стены расширялись, вверху были зубчатыми; по периметру их высились башни-надстройки. Оборонительный ров также хорошо вписывался в общий - "восточный" - облик Трои: именно в Центральной Анатолии и Северной Сирии можно встретить подобные крепости с хорошо укреплённым и тесно застроенным Нижним городом. Характер жилищ также типичен именно для анатолийской культуры.
Перед южными воротами Трои ещё и сегодня видны четыре стелы, установленные на мощном каменном постаменте, - у хеттов они служили символами бога - покровителя города. На кладбище, устроенном близ городских стен, видны следы кремации. Хетты, иранцы и индусы кремировали умерших в отличие от греков, которые до 1 400 г. до н.э. предавали тела умерших земле.

Гомеровская Троя

Его площадь составила 18 гектаров. Высота стен местами превышала 10 м.
В 1994 г. были найдены два искусственных рва. Первый ров пролегал в четырехстах метрах от крепости, а второй – в пятистах. Оба они оказались почти одинаковыми: глубина – 1.5 м.; ширина – 3 м.; оба являлись частью хорошо продуманной системы укреплений. Преодолеть такой ров на боевых колесницах было нельзя. За рвом, как полагают ученые, высилась деревянная стена или же стояли ряды заостренных кольев. Из-за этого ограждения обстреливали врагов. В «Илиаде» так описано подобное сооружение:
«Мысль безрассудная – гнать через ров с колесницами коней.
Он к переходу отнюдь не удобен: по нем непрерывно
Острые колья стоят, а за ними твердыня данаев.
Нам ни спускаться в окоп сей, ни в оном сражаться не должно,
Конным бойцам: теснина там ужасная, всех переколют». (XII, 62-66)

Вот как мог выглядеть Нижний город, если довериться мнению Корфмана.
…Улочки так тесны, что едва продвигаешься вперед. Через каждую пару шагов громоздятся кучи товара. Купцы и мастеровые нахваливают свои богатства: свежие овощи, красное вино, оливковое масло, костяные гребни, микенскую керамику, оружие из бронзы. От этого изобилия рябит в глазах, а нужно смотреть в оба. Иначе непременно наступишь на пса, поросенка или еще какого-то зверя из тех, что носятся всюду, принюхиваясь к запахам из глинобитных домов или по уши зарываясь в мусор. А мусора здесь в достатке. Город окутывает смрадная вонь, едва сдобренная ароматом пряностей, исходящая от звериного помета, гниющей рыбы, дыма костров и сыроватой глины. Но людям, кажется, все нипочем. Они равнодушно, пожалуй даже высокомерно, пробираются сквозь толпу, как и положено жителям большого города. Лишь иногда они замирают, чтобы послушать бродячего певца, который под звуки лиры декламирует одно из тех длинных, полюбившихся всем сказаний о жизни и подвигах героев. В эти минуты можно приглядеться к жителям Трои – пару столетий спустя их самих воспоют такие же бродячие певцы.
Местные мужчины носят короткие, пестрые одежды, порой отороченные бахрамой. На нога у многих кожаные сандалии. Женщины одеты по критской моде. Щеки и губы подрумянены, глаза подведены. Нет недостатка в украшениях – ожерелья из сердолика и фаянса, золота и серебра, серьги и браслеты из бронзы. По людям видно, что город их богат.
Внезапно все бросаются в сторону. С грохотом проносится колесница, удаляясь в сторону Верхнего города – крепости, лежащей на холме. Она огорожена мощными стенами, сложенными из каменных, одинаково обтесанных глыб. Отсюда, снизу, видны лишь крыши отдельных дворцов, что высятся над зубцами стен, по краю которых дозором проходят стражники. Там, в просторных, пышно убранных дворцах пребывают царь и вельможи. Вражескому войску никогда не пробиться туда.

Время расцвета этого города, называемого ныне Троя-VI, длилось 400 лет. В ту пору он ничем не уступал таким знаменитым культурным центрам позднего бронзового века, как Микены и Тиринф.

1 450-1 200 гг. до н.э. Поздний Бронзовый век.


Древняя Анатолия около 1200 г. до н.э.

Ахиява усилила натиск на восточную часть Средиземноморья. В XV в. до н.э. микенские греки нападают на Крит. Минойцы утрачивают ведущее положение в Эгейском регионе и теряют статус великой морской державы. Под влияние греков подпадают и союзники критян в Малой Азии. С этого времени ахейцы надежно обосновались в Милете. Отсюда они пытаются расширить свою область влияния. Греки наносят удары по окраинам Хеттской державы, ведь в ту пору в зависимости от хеттов пребывает не только большая часть Малой Азии, но и острова, лежащие у ее побережья. Однако натиск греков хетты парировали.
В XIII в. до н.э. государство Вилуса, пребывавшее в вассальной зависимости от хеттов, стало объектом непрестанных атак со стороны микенских греков или их союзников.
Греки-ахейцы, создавшие микенскую цивилизацию, поддерживали тесные отношения с Троей. Греческая керамика микенской эпохи появляется на западном побережье Малой Азии около 1500 г. до н.э. Вскоре местные ремесленники в большом количестве подделывают греческую утварь.
Микенское влияние наиболее ощутимо в Милете, Эфесе, Клазоменах и в Трое.
Во второй пол. XIII в. до н.э. в Милете произошла смена власти: сторонников ахейцев потеснили ставленники хеттов. Нимайер пишет: «Миллаванда, или Милет, являлась форпостом Ахиявы на юго-западном побережье Малой Азии. Именно отсюда ахейцы вмешивались в политические события, протекавшие в Малой Азии, поддерживали врагов и мятежных вассалов Хеттской державы, хотя и редко предпринимали военные походы. К сожалению, мы не знаем, каким образом во второй пол. XIII в. до н.э. ахейцы были изгнаны из Малой Азии и как Миллаванда оказалась под хеттским господством. Вероятнее всего, Тудхалийя IV решил искоренить этот постоянный очаг опасности, находившийся почти на границе с Хеттской державой».
В результате Ахиява потеряла свой форпост в Малой Азии – Милет. Правитель Ахиявы с трудом перенес свою неудачу – ведь уже несколько столетий ахейцев крайне интересовала «житница Малой Азии». Сам Милет со стратегической точки зрения был довольно уязвим. Поэтому греки пытались завоевать плацдарм в другой части полуострова, а именно в Трое. Этот богатый, цветущий город давно привлекал внимание греков. И они устремились в поход…

1 250 г. до н.э. - разрушение Трои-VI. Мощная крепость, господствующая над окружающими землями, была разрушена ок. 1250 г. до н.э. в результате сильного землетрясения.
Ок. 1196 г. до н.э. - распад Хеттской державы под натиском "народов моря". На месте Хеттской державы образовалось множество мелких и незначительных княжеств.
Имя «Троя» фигурирует в хеттских архивах как Таруиша. На египетской стеле времен Рамзеса III упомянута его победа над морским народом «турша». Это название часто сопоставляют с народом «тереш», упомянутым несколько ранее на знаменитой стеле Мернептаха. Единства в мнениях о том, были ли эти пришельцы троянцами, в научном мире не наблюдается. Имена с данным корнем встречаются в микенских текстах, например командир отряда to-ro-o.

1 250-1 180 гг. до н.э. - Троя-VII.
Город Троя-VII несколько раз частично восстанавливался и снова разрушался войнами и пожарами.

1 180 г. до н.э. - последняя война за Трою (разрушение Трои-VII).

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

В то время, когда герои Греции собирались в поход против Трои, в ней правил внук Ила Приам; один только он остался в живых из детей царя Лаомедонта после того, как взял Трою сын Зевса Геракл. Богат был Приам. Роскошен и величествен был дворец его, в котором жил он со своей женой Гекабой. Вместе с Приамом жили и пятьдесят его сыновей и дочерей. Среди сыновей Приама особенно славился своей храбростью и силой благородный Гектор. Могущественна была Троя. Великие трудности предстояли греческим героям в их борьбе с воинственными троянцами, но зато и великая слава, и богатейшая добыча ожидала тех, кто победит троянцев и овладеет Троей.
"Однажды боги устроили роскошный пир. На него позвали всех, кроме богини ссор и раздоров. Никто не любил её: вызывала она вражду и войны. Однако эта богиня явилась незванной и незаметно бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: "Прекраснейшей". Сразу умолкла музыка, прекратились шутки и веселье. Заспорили из-за яблока три богини. Одна была Гера - старшая из богинь. Другая - воительница Афина. Третья - Афродита, вечно юная богиня красоты и любви. Каждая из богинь считала, что яблоко предназначено ей. Они обратились к богу грома и молний Зевсу, прося рассудить их. Но Зевс, хотя и был главным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что Гера была его женой, а Афина и Афродита- дочерьми. Он повелел им обратиться к троянскому царевичу Парису, чтобы тот разрешил спор о золотом яблоке.
Три богини перелетели через Эгейское море и предстали перед Парисом. "Присуди яблоко мне,- сказала Гера, - и я сделаю тебя властителем всей Азии". "Если ты присудишь яблоко мне,- вмешалась Афина,- я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться". Афродита сказала: "Отдай яблоко мне, я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире". Парис присудил яблоко Афродите. С тех пор она стала во всём помогать ему, а Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.
Самой красивой женщиной считалась Елена Прекрасная. Она жила в греческом городе Спарте и была женой правившего там царя. К нему, будто бы в гости, и приехал Парис. Его приняли радушно. Но когда царь уехал на несколько дней по делам, Афродита дала Елене любовь к Парису. Забыла она своего мужа и согласилась бежать с Парисом в Трою.
Возвратившись, царь Спарты пришёл в ярость и решил отомстить Парису. Он стал звать на войну против Трои всех греков. Цари греческих городов согласились участвовать в походе. Главным предводителем греков стал владыка Микен царь Агамемнон…
Не зная морского пути в Трою, воины пристали к берегам Мисии и опустошили ее, приняв эту страну за Трою. Царем мисийцев был Телеф, сын Геракла; видя свою страну опустошаемой, он вооружил мисийцев и преследовал эллинов до самой стоянки их кораблей. Телеф перебил многих, и среди них оказался и Терсандр, сын Полиника, остановившийся во время отступления. Но Ахиллес выступил против Телефа, и тот, не устояв, побежал. Убегая от Ахиллеса, он запутался в побегах виноградной лозы и был ранен в бедро копьем.
Покинув Мисию, эллины выплыли в открытое море, но началась сильная буря, и они, оторвавшись друг от друга, причалили каждый к своим родным берегам. Так как эллины вернулись, то считается, что война длилась двадцать лет: ведь после похищения Елены эллины лишь на второй год закончили свои приготовления к походу против Трои, а после их возвращения из Мисии в Элладу прошло восемь лет, пока они вновь не собрались в Аргосе и прибыли в Авлиду.
После того как они вновь собрались в Аргосе, по истечении указанных восьми лет они оказались перед великой трудностью, мешавшей им отплыть: у них не было вождя, который был бы в состоянии указать им морской путь в Трою.
Между тем Телеф из Мисии, страдая от неизлечимой раны, получил от Аполлона указание, что излечится только тогда, когда врачевателем выступит человек, который его ранил. Одетый в лохмотья, он прибыл в Аргос и стал просить Ахиллеса о помощи, пообещав указать морской путь в Трою. Ахиллес исцелил его, соскоблив ржавчину с копья, вырубленного на горе Пелионе. Исцеленный таким образом Телеф указал морской путь, и правильность его указаний была подтверждена прорицателем Калхантом.
После того как они выплыли из Аргоса и вторично прибыли в Авлиду, поход был задержан неблагоприятной погодой. Тогда Калхант сказал, что они не смогут пуститься в плавание, пока не принесут в жертву Артемиде самую красивую из дочерей Агамемнона; богиня же гневается на Агамемнона за то, что он, поразив на охоте оленя, сказал: «Даже сама Артемида не смогла бы...»; другой причиной гнева Артемиды было то, что Атрей не принес ей в жертву золотого ягненка.
Получив такое прорицание, Агамемнон послал к Клитемнестре Одиссея и Талфибия, прося прислать Ифигению и сославшись при этом на свое обещание выдать ее замуж за Ахиллеса в награду за то, что он согласился принять участие в походе.
Когда Клитемнестра прислала ее, Агамемнон подвел ее к алтарю и уже собрался заколоть, но Артемида похитила ее и перенесла к таврам, сделав Ифигению своей жрицей. Вместо нее богиня подвела к алтарю оленя. Как говорят некоторые, Артемида сделала Ифигению бессмертной.
Выплыв из Авлиды в открытое море, они причалили к острову Тенедосу. Царем этого острова был Тенес, сын Кикна и Проклии; некоторые называют его сыном Аполлона. Тенес был изгнан своим отцом и поселился здесь.
Кикн, уже имея от Проклии, дочери Лаомедонта, сына Тенеса и дочь Гемитею, женился еще на Филономе, дочери Трагаса. Эта женщина влюбилась в Тенеса, но не смогла его соблазнить. Тогда она обратилась к Кикну и ложно обвинила Тенеса в том, что тот ее совратил, представив свидетелем преступления флейтиста по имени Эвмолп. Кикн поверил ей, заключил Тенеса вместе с его сестрой в ящик и бросил в море. Ящик выбросило волнами на остров Левкофрию. Выйдя наружу, Тенес поселился там и назвал остров по своему имени Тенедосом. Позднее Кикн узнал правду и приказал флейтиста побить камнями, а жену он живой закопал в землю.
Тенес, увидев эллинов, подплывающих к Тенедосу, стал препятствовать их высадке, бросая в них камни. Но его убил Ахиллес, ударив его мечом в грудь, несмотря на то, что Фетида предостерегала Ахиллеса, чтобы он Тенеса не убивал: если он это сделает, то сам погибнет от руки Аполлона.
Когда эллины позже стали совершать жертвоприношение Аполлону, с алтаря сползла водяная змея и укусила Филоктета. Рана оказалась неизлечимой; она издавала отвратительный запах, который войско было не в силах вынести. Тогда Одиссей по приказу Агамемнона высадил Филоктета на острове Лемносе вместе с принадлежавшими Филоктету луком и стрелами Геракла. Филоктет стал там охотиться за птицами и таким образом добывал себе пропитание в этой пустынной местности.
Выплыв от Тенедоса в открытое море, эллины подплыли к Трое. Одиссея и Менелая они выслали вперед с тем, чтобы они потребовали от троянцев возвращения Елены и имущества. Но троянцы, собравшись на собрание, не только отказались вернуть Елену, но хотели убить послов. Их спас Антенор, а эллины, разгневанные высокомерием варваров, полностью вооружились и направили корабли против них. Фетида предостерегла Ахиллеса, чтобы он с корабля первым не сходил, ибо сошедший первым должен будет первым и погибнуть.
Между тем варвары, узнав, что к их берегам приближается флот, вооружились устремились к берегу и стали бросать камни, препятствуя высадке.
Первым из эллинов сошел с корабля на берег Протесилай. Убив немалое число варваров, он погиб и сам от руки Гектора. Жена его Лаодамия продолжала любить мужа и после его смерти: она изготовила статую, похожую на Протесилая, и общалась с ней. Боги пожалели ее, и Гермес вывел Протесилая из Аида на землю. Увидев его, Лаодамия обрадовалась, решив, что он вернулся из Трои; но когда его обратно отвели в Аид, она покончила жизнь самоубийством.
После гибели Протесилая Ахиллес высадился вместе с мирмидонцами, и метнув камень в голову Кикна, убил его. Когда варвары увидели Кикна мертвым, они кинулись бежать в город, а эллины, выпрыгивая из судов, преследовали их, и равнина покрылась трупами.
Заперев троянцев в городе, эллины стали его осаждать; корабли же они вытащили на землю. Варвары соблюдали осторожность, но Ахиллес подстерег из засады Троила и убил его в храме Аполлона Тимбрейского. Подойдя ночью к городу, он захватил Ликаона. Затем Ахиллес взял с собой нескольких отважных воинов и стал опустошать страну, дойдя до горы Иды, чтобы захватить там стада Энея. Тот бежал, а Ахиллес, перебив пастухов вместе с Местором, сыном Приама, угнал коров. Он захватил Лесбос, Фокею, затем Колофон, Смирну, Клазомены и Киму, а после них Эгиал и Тенос, так называемое Стоградье. Вслед за ними он взял Адрамитий и Сиду, затем Эндий, Линей и Колону. Захватил он также Гипоплакийские Фивы и Лирнесс, Антандр и многие другие города.
Прошло девять лет, и на помощь троянцам прибыли союзники. От окружающих Трою городов прибыл Эней, сын Анхиса, и с ним Архелох и Акамант, сыновья Антенора и Теано, возглавлявшие дарданцев; от фракийцев Акамант, сын Эвсора; от киконов Эвфем, сын Трезена; от пеонов Пирехм; от пафлагонцев Пилемен, сын Билсата; из Зелий Пандар, сын Ликаона; из Адрастии Адраст и Амфий, сыновья Меропа; из Арисбы Асий, сын Гиртака; из Лариссы Гиппотой, сын Пеласга; из Мисии Хромий и Энном, сыновья Арсиноя; от ализонов Одий и Эпистроф, сыновья Мекистея; от фригийцев Форкис и Асканий, сыновья Аретаона; от меонийцев Местл и Антиф, сыновья Талемена; от карийцев Настес и Амфимах, сыновья Номиона; от ликийцев Сарпедон, сын Зевса, и Главк, сын Гипполоха.
Ахиллес не принимал участия в сражениях, гневаясь из-за Брисеиды... дочери жреца Хриса. Поэтому варвары осмелели и сделали вылазку из города. Александр сразился в поединке с Менелаем, и, когда Менелай стал брать верх, Афродита похитила Александра с поля боя. Пандар выстрелил из лука в Менелая и нарушил перемирие. Диомед, совершив ряд подвигов, ранил Афродиту, пришедшую на помощь Энею; когда же он столкнулся с Главком, то вспомнил о дружбе, связывавшей их отцов, и поменялся с ним оружием. Когда Гектор стал вызывать самого доблестного сразиться с ним в поединке, большое число воинов изъявило желание выступить против него и выбор по жребию пал на Эанта, доблестно с ним сразившегося. Но с наступлением ночи глашатаи развели бойцов.
Эллины построили стену и ров, чтобы защитить корабельную стоянку; когда же на равнине началось сражение, троянцы сталиь преследовать эллинов до самого вала. Тогда эллины отправили к Ахиллесу послами Одиссея, Феникса и Эанта, которые стали просить его о помощи, обещая отдать Брисеиду и другие дары.
С наступлением ночи эллины выслали разведчиков – Одиссея и Диомеда. Они убили Долона, сына Эвмела, а также фракийца Реса, который прибыл в качестве троянскогот союзника за день до этого и расположился лагерем на некотором расстоянии от троянцев и Гектора, еще не успев принять участия в сражении. Одиссей и Диомед убили также двенадцать воинов, которые спали рядом с Ресом, а коней увели к своим кораблям. Днем же произошло ожесточенное сражение, в котором были ранены Агамемнон, Диомед, Одиссей, Эврипил и Махаон, и эллины обратились в бегство. Гектор, проделав брешь в стене, ворвался на корабельную стоянку и, после того как Эант отступил, зажег корабли.
Когда Ахиллес увидел, как загорелся корабль Протесилая, он выслал в бой Патрокла с мирмидонцами, дав ему свои доспехи и коней. Троянцы увидели Патрокла и, приняв его за Ахиллеса, обратились в бегство. Патрокл преследовал их до городской стены и многих убил, в том числе и Сарпедона, сына Зевса, но сам был убит Гектором, будучи еще до этого ранен Эвфорбом. Из-за тела Патрокла разгорелось ожесточенное сражение; Эант, совершив ряд подвигов, едва смог спасти тело. Ахиллес оставил свой гнев и получил Брисеиду. После того как ему принесли полное вооружение от Гефеста, он надел на себя доспехи, выступил в бой и прогнал троянцев до реки Скамандра. Там он убил многихт из них, вт том числе Астеропея, сына Пелегона, сына реки Аксия. Разъяренная река ринулась против Ахиллеса, но Гефест иссушил потоки реки, метнув в нее мощное пламя. Ахиллес убил Гектора в поединке и, привязав его тело за лодыжки к колеснице, повлек по земле вплоть до самой стоянки кораблей. Похоронив Патрокла, Ахиллес устроил поминальные состязания. В этих состязаниях победил Диомед в тбеге колесниц, Эпей—в кулачном бою, Эант и Одиссей—в борьбе.
После состязаний Приам пришел к Ахиллесу, выкупил тело Гектора и похоронил его.
Пентесилея, дочь Отреры и Ареса, нечаянно убила Ипполиту и была очищена от скверны убийства Приамом. В происшедшем сражении она убила многих, в том числе и Махаона, но позже погибла от руки Ахиллеса; он влюбился в амазонку после ее смерти и убил Терсита, обрушившегося на него с бранью.
Ипполита была матерью Ипполита, она же—Главка и Меланиппа. Когда справлялась свадьба Федры, она появилась в полном вооружении вместе со своими амазонками и заявила, что убьет всех присутствующих на пиршестве у Тесея. В начавшемся сражении погибла она сама потому ли, что ее нечаянно поразила ее союзница Пентесилея, или она погибла от руки Тесея, или же люди Тесея, увидев, что амазонки нападают, быстро заперли все двери, и захватив Ипполиту внутри здания, убили ее.
Мемнон, сын Тифона и Эос, с большим войском эфиопов прибыл под Трою, чтобы принять участие в сражении против эллинов. Он убил многих из эллинов, в том числе и Антилоха, но погиб и сам от руки Ахиллеса. Преследуя троянцев, Ахиллес был поражен в Лодыжку стрелой Александра и Аполлона у Скейских ворот. Из-за тела Ахиллеса началось сражение: Эант убил Главка и дал отнести вооружение Ахиллеса к кораблям, сам же поднял тело и вынес его из сечи, в то время как Одиссей отбивал натиск врагов.
Смерть Ахиллеса повергла все войско в уныние. Похоронили его на Белом острове вместе с Патроклом, смешав их кости. Говорят, что Ахиллес после смерти, находясь на Островах Блаженных, женился на Медее. В его честь устроили состязания, в которых Эвмел одержал победу на колеснице, Диомед—в беге, Эант—в метании диска, Тевкр—в стрельбе из лука.
Было решено все вооружение Ахиллеса отдать в награду самому доблестному, и из-за него вступили в спор Эант и Одиссей. В качестве судей выступили троянцы, а по иным сообщениям—союзники, и предпочтение было отдано Одиссею.
Обиженный Эант задумал ночью напасть на свое войско, но Афина, вселив в него безумие, направила его, уже поднявшего меч, на стада скота. В своем безумии он стал убивать животных и пастухов, принимая их за ахейцев. Позднее к нему вернулся рассудок, и он покончил самоубийством.
Агамемнон запретил предавать его тело огню, и Эант единственным из всех, кто погиб под Троей, был похоронен в гробу. Могила его находится в Ройтее.
Когда уже прошло десять лет войны и эллины пали духом, Калхант вещал, что Троя не может быть взята без помощи лука и стрел Геракла. Услышав это. Одиссей в сопровождении Диомеда отправился к Филоктету на Лемнос, овладел при помощи хитрости луком и стрелами Геракла и убедил Филоктета отплыть под Трою. Филоктет отправился туда и, после того как его исцелил Подалирий, выстрелом из лука убил Александра. После смерти Александра Гелен и Деифоб заспорили из-за права жениться на Елене. Так как предпочтение было отдано Деифобу, Гелен оставил Трою и поселился на горе Иде. Но когда Калхант сообщил, что Гелен знает оракулы, охраняющие город Трою, Одиссей подстерег его из засады, захватил в плен и привел в лагерь. Здесь Гелена заставили рассказать, как можно взять Илион, и он сообщил следующее: во-первых, если осаждающим будут доставлены кости Пелопса, во-вторых, если в сражениях будет участвовать Неоптолем, в-третьих, если будет выкраден из города упавший с неба Палладий, при нахождении которого в городе взять Трою невозможно.
Услышав это, эллины привезли кости Пелопса, а Одиссея и Феникса отправили на остров Скирос к Ликомеду; там они убедили Ликомеда отпустить Неоптолема. Неоптолем прибыл к войску, взял у Одиссея добровольно им отданное оружие отца и убил множество троянцев. Позднее на помощь троянцам прибыл Эврипил, сын Телефа, приведя с собой большое войско мисийцев. После того как Эврипил совершил ряд подвигов, Неоптолем его убил. Одиссей же вместе с Диомедом ночью отправился к городу и оставил здесь Диомеда, сам же обезобразил себя и надел нищенский наряд: не узнанный никем, он вошел в город под видом нищего. После того как Елена его узнала, он с ее помощью выкрал Палладий, убил многих из числа охранявших его троянцев и вместе с Диомедом доставил Палладий к кораблям.
Позднее он придумал построить деревянного коня и предложил изготовить его Эпею, который был строителем. Тот заготовил лес на горе Иде и сделал коня, полого изнутри и с отверстием в боку. Одиссей убедил пятьдесят (а как сообщает автор «Малой Илиады», три тысячи) лучших воинов войти в коня; остальные же воины должны были с наступлением ночи сжечь свои палатки, выплыть в море к Тенедосу и стать там на якорь в засаде. С наступлением следующей ночи они должны были вернуться обратно. Те повиновались и посадили лучших из воинов внутрь коня, поставив во главе последних Одиссея, а на коне начертали следующую надпись: «Благополучно возвратившись домой, эллины посвятили это благодарственное приношение богине Афине». Сами же они зажгли свои палатки и отплыли ночью к Тенедосу, где стали на якорь в засаде. На месте прежней стоянки они оставили Синона, который должен был подать им знак зажженным факелом.
Когда наступил день, троянцы увидели лагерь эллинов опустевшим; сочтя, что враги убежали, они, обрадованные, потащили коня и, поставив его у дворца Приама, стали совещаться о том, что надлежит с ним сделать. После того как Кассандра сказала, что внутри него сидят вооруженные воины и к ней присоединился прорицатель Лаокоонт, некоторые предложили его сжечь, другие же советовали сбросить его в пропасть. Но большинство троянцев решило посвятить его богам, и, принеся жертву, они стали пировать.
Аполлон, однако, подал им знамение: с близлежащих островов две змеи переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта. Когда же наступила ночь и все погрузились в сон, эллины от Тенедоса подплыли ближе и Синон зажег для них факел на могиле Ахиллеса. Елена же, подойдя к коню, стала звать витязей, подражая голосу жены каждого из них, и, когда Антикл захотел ответить, Одиссей зажал ему рот. Затем, убедившись, что враги заснули, сидевшие внутри коня воины открыли отверстие и в полном вооружении стали выходить. Первым выпрыгнул Эхион, сын Портея, и сразу же погиб; остальные же, обвязавшись веревкой, взобрались на стены и, открыв ворота, впустили приплывших от Тенедоса эллинов. Войдя в город с оружием в руках, они стали заходить в дома и убивать спящих. Неоптолем убил Приама, прибегнувшего к защите алтаря Зевса Оградного.
Главка, сына Антенора, укрывшегося в своем доме, опознали и спасли Одиссей и Менелай, зайдя туда с оружием в руках. Эней бежал, неся на спине Анхиса, своего отца, и эллины пропустили его, уважая его благочестие.
Менелай, убив Деифоба, повел Елену к кораблям. Этру, мать Тесея, увели сыновья Тесея Демофонт и Акамант; как говорят, они тоже позднее прибыли под Трою. Кассандра искала защиту, охватив деревянную статую Афины, но подверглась насилию локрийца Эанта. По этой причине, говорят, эта статуя имеет глаза, обращенные к небу.
Перебив троянцев, эллины зажгли город и поделили между собой добычу. После этого они принесли жертвы всем богам и сбросили Астианакса с башни, а Поликсену закололи на могиле Ахиллеса.
В качестве почетной награды Агамемнон взял себе Кассандру, Неоптолем получил Андромаху, а Одиссей-Гекабу. Но некоторые рассказывают, что ее взял Гелен и переправился вместе с ней в Херсонес. Там он похоронил ее после того, как она превратилась в собаку: поэтому это место теперь называется Киноссема. Лаодику, которая была самой красивой из дочерей Приама, поглотила земля у всех на глазах.
И когда эллины, опустошив Трою, уже собирались отплыть, их задержал Калхант, сказавший, что Афина разгневана на них вследствие святотатства Эанта. Они едва не убили Эанта, но он прибегнул к защите алтаря, и его пощадили.
После всего этого было созвано собрание, на котором вступили в спор Агамемнон и Менелай. Менелай требовал немедленного отплытия, тогда как Агамемнон настаивал на том, чтобы остаться и принести жертву богине Афине. Диомед, Нестор и Менелай вместе выплыли в открытое море. Плавание Нестора и Диомеда было счастливым, Менелай же попал в бурю и, потеряв почти весь свой флот, только с пятью судами прибыл в Египет.

Так осада города закончилась его падением. Греки разрушили и сожгли Трою.
Уровень моря понизился, и оно отступило от города. Культура прошлых лет во многом была утрачена, был забыт гончарный круг и снова появились грубые, слепленные вручную горшки.
Полуразрушенная Троя была захвачена фригийцами.

700 - 85 гг. до н.э.- Троя-VIII. Ок. 700 г. до н.э. на холме Гиссарлык греческие поселенцы основали город Новый Иллион (Троя-VIII).

85 г. до н.э. - 500 г. н.э. - Троя-IX. 85 г. до н.э. под властью Рима оказывается город Новый Иллион. Его завоевали и разрушили римляне, чтобы позже восстановить, придав ему новый облик (Троя-IX) и переделав имя на свой лад - Илиум. В городе появились непременные атрибуты римской культуры - стадион, театр и акведук. После гибели Римской империи Троя стала глухой провинцией, а с падением Византии в 1453 г. люди перестали селиться на Гиссарлыкском холме и вскоре даже местоположение города было забыто - вплоть до открытия Шлимана.
Со временем он становится городом-памятником.
Сюда приезжают, чтобы воздать почести богам и героям.
Развалины крепости оберегают как святыню.
Хетто-лувийцы.
Заселение карийцами Греции.
Среднеэлладский Период Греции.

Каталог статей. Раздел: История.


Категория: История | Добавил: Jupiter (01.10.2011)
Просмотров: 8212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz