Эпоха расцвета аккадской династии в Шумере, представители которой, начиная с сына Саргона Аккадского, именуют себя богами и носят символы богов, продолжалась около двух столетий и закончилась со смертью Шаркалишарри, сына Нарам-Суэна. Дальше наступает межцарствие, когда очередной царь, едва придя к власти, тут же уступает трон другому.
Аккадская династия сходит со сцены, но память об аккадцах остаётся, она хранится в титулатуре шумерских правителей, в произведениях искусств- архитектурных сооружениях, скульптуре, литературных памятниках, созданных в годы правления династии Саргона и свидетельствующих о бурном расцвете культуры этого народа, сопровождавшемся столь же бурной политической жизнью.
Попытки объединить Шумер ни к чему не привели. Цари IV династии Урука были лишь местными правителями.
Царство Аккада распалось.
Теперь резко вспыхивают противоречия между севером, который скорее всего можно назвать семитским, чем семитизированным, и шумерским югом.
Автор "Плача о разрушении Аккада" пытается в поэтической форме дать анализ исторических событий и их причин. По мнению шумерского поэта, источником несчастий, обрушившихся на Аккад, был гнев богов, недовольных поведением аккадцев и их богини Инанны. Автор рассказыват о великолепии и величии, мощи и процветании, которыми город обязан богине Инанне (аккадской Иштар).
Совет Богов решил остановить Инанну. Мятеж Нергала и Инанны был подавлен богами.
Энлиль повелел ордам гутов (кутии) покинуть свои места в горах Загрос и господствовать над сторонниками Инанны.
"Он обратил взор к горам и привёл оттуда кутиев/гутов. Разбойники таились у дорог, ворота страны превратились в развалины".
В борьбе за престол Аккаде принял участие гутийский вождь Элулу-Меш (которого «Царский список» упоминает под именем Элулу).
Элулу-Меш — царь гутиев, правил приблизительно в 2179 — 2173 годах до н. э.
Активно вмешивался в дела Аккадского царства после смерти Шаркалишарри и даже захватил на время там царскую власть. В списке аккадских царей он упоминается под именем Элулу.
Правил Элулу-Меш 6 лет.
Выдвинута гипотеза о том, что соседний с шумерами народ гутии (кутии) говорил на индоевропейском языке и впоследствии переселился в Центральную Азию, став предками тохар. Соответственно, названия близкородственных племен Guti (Kuti) и Tukri, засвидетельствованные в клинописных источниках III-II тыс. до н. э., аналогичны названиям тохарских племен и их языков kuči и toχār / tuγri, известными по письменным памятникам I тыс. н. э., когда были созданы и сохранившиеся тохарские тексты.
Данные о языке кутиев крайне скудны, это лишь имена их царей. Впервые они упоминаются в конце III тыс. до н. э., тогда кутии вели борьбу с правителями Шумера и Аккада.
В Месопотамию вторглось горное племя кутиев. Ослабленное постоянными мятежами государство не смогло противостоять натиску войск этого племени, которые огнём и мечом расширяли свои владения.
В стране появился голод из-за того, что разбойники-кутии перекрыли все дороги. "Обширные поля и луга не родили хлеба; в рыбных прудах перевелась рыба; орошённые сады перестали давать мёд и вино".
Кутии не знали милосердия, для них не было ничего святого. Они жгли и разрушали города, предавали огню храмы, оскверняли алтари и статуи богов. Ярость кутиев обрушилась в первую очередь на семитский север. От гордой, прекрасной и богатой столицы Саргона Агада не осталось ничего. Ограбив город, варвары сровняли его с землёй:
"О ты, город, который посмел напасть на Экур,
который глумился над Энлилем,
Ты, Агад, который посмел напасть на Экур,
который глумился над Энлилем,
Да обратятся твои улицы в прах,
Да превратятся твои глиняные кирпичи в грязь,
Да будут они прокляты богом Энки,
Да вернутся твои деревья в леса,
Да будут они прокляты Нинильдой.
Твои смертоносные топоры- да несут они смерть твоим женщинам,
Твои убойные бараны - да пойдут на убой твои дети,
Твои несчастливцы - да утопят они своих детей...
О Агад, да обратится твой дворец, с радостным сердцем построенный, в развалины;
Там, где отправлялись твои обряды и молитвы,
Пусть лис-охотник сметает хвостом могильные холмы развалин.
Да зарастут твои каналы, подобно тропинкам, на которых растёт только сорная трава;
Да зарастут твои дороги, и пусть на них растёт одна лишь "трава плача".
И пусть на твоих каналах и пристанях
Не появится ни один человек, испугавший дикого козла, насекомых, змей и скорпионов.
А твои луга, на которых росли полезные растения,
Пусть родят один лишь "тростник слёз".
О Агад, да течёт вместо пресной воды горькая;
Сказавший: "Я буду жить в этом городе"- не найдёт места для жизни;
Сказавший: "Я буду лежать в Агаде"- не найдёт места для отдыха".
Нинурта вывез в свой храм корону - знак владычества, царскую тиару, и трон - символ власти;
Уту забрал Красноречие города;
Энки взял себе его Мудрость.
Его Устрашающую силу, способную достичь Неба забрал Ану и утвердил посреди Неба.
Богиня "ушла из города, покинула его, подобно девушке, которая оставила свою комнату; священная Инанна покинула свой храм в Агаде; словно воин с поднятым оружием, она кинулась на город в яростной борьбе, обнажила его грудь перед врагом, не прошло пяти, не прошло десяти дней, и Агад был разрушен и покинут".
Боги разрушили город Инанны Агад, она бежала из Аккада, оттуда было вывезено оружие украденное ею у Энки.
"Страна оказалась в руках жестоких врагов, которые обложили население тяжёлыми повинностями и налогами. Каналы и арыки запущены, а Тигр перестал быть судоходным".
В пламени гибнет Ур вместе с великолепным храмом бога Нанны; разрушен Урук. Уцелел лишь город Лагаш, где правил патэси Гудеа.
Гуты (кутии) хозяйничали в Шумере почти 100 лет. На троне за это время сменился 21 царь с "варварскими" именами.
Все эти спустившиеся с гор племена на протяжении ста лет почти не растворялись среди местного населения - как семитского, так и шумерского.
Династия гутиев:
Эрридупизир, Имта, Инкешуш, Сарлагаб, Шульме, Элулу-Меш, Инимабагеш, Игешауш, Ярлагаб, Ибате, Ярлангаб, Курум, Хабилькин, Лаэрабум, Ирарум, Ибранум, Хаблум, Пузур-Син, Ярлаганда, Сиум,Тирикан
Эрридупизир (Энридавазир) — царь гутиев, правил в конце XXIII века до н. э.
В позднейшей эпической песне «Царь Куты» (то есть гутиев) рассказывается, что после выступления Нарам-Сина против храма Энлиля в Ниппуре, ниппурцы призвали на помощь гутиев. Видимо, Эрридупизир и был вождем тех гутиев, которые вторглись в Южное Двуречье, овладели священным Ниппуром и положили конец посягательствам отрядов Нарам-Сина на храм Энлиля. Эрридупизир не попал в т. н. «Царский список», но в Сиппаре была найдена надпись Эрридупизира, начертанная аккадскими письменами, в которой он называет себя «царем гутиев, царем четырех сторон света».
Сарлагаб — царь гутиев, правил приблизительно в 2191 — 2185 годах до н. э.
Воевал с царём Аккада Шаркалишарри и, по-видимому, попал к последнему в плен. В своей надписи о пленении гутийского вождя, Шаркалишарри называет того Сарлагом, что очевидно, идентично Сарлагабу.
Правил Сарлагаб 6 лет.
Ярлагаб — царь гутиев, правил приблизительно в 2162 — 2147 годах до н. э.
Возможно, пытался присвоить себе пожизненную власть, что нашло своё отражение в том, что его преемники стали избираться не как прежде на 6 лет, а только на год-три и только позднее срок царской власти достиг 7 лет. Ярлагаб правил 15 лет.
Ярлаган I — царь гутиев, правил приблизительно в 2144 — 2141 годах до н. э. Правил 3 года.
Хабилькин — царь гутиев, правил приблизительно в 2140 — 2137 годах до н. э.).
Его имя в переводе означает «Жаль первого сына». Такое имя родители давали сыну, когда первенец их умирал.
Правил Хабилькин 3 года.
Лаэрабум (Лахараб) — царь гутиев, правил приблизительно в 2137 — 2135 годах до н. э.
После смерти царя Аккаде Шу-Турула Лаэрабум захватил этот город. В своей надписи на пожертвованной в Сиппар булаве Лаэрабум называет себя аккадским царем.
Правил Лахараб 2 года.
Хаблум — царь гутиев, правил приблизительно 2 года.
Возможно, происходил из города Лани. Правил 2 года.
Пузур-Син (Пузур-Суэн, аккад. «Тайна Сина») — царь гутиев, правил приблизительно 7 лет.
Происходил из города Кутиум. В Уре найдена печать на которой Пузур-син называет себя «вечным работником (храмов города) Ура», что, возможно, указывает на подчинение гутиями этого города.
Ярлаганда (Ярлаган II) — царь гутиев, правил приблизительно 7 лет.
Происходил из города Цила. Найдена его надпись в Умме.
Сиум — царь гутиев, правил приблизительно 7 лет. Найдена его надпись в Умме.
ИЗГНАНИЕ КУТИЕВ
"Кутии уводили в рабство мужей и жён, родителей и детей". Ненависть и вражда воцарились в Шумере. В Шумере усиливалось восстание против кутиев.
В 2120 г. до н.э. Энлиль велел Утухенгаль - энси Урука, предводителю победоносной армии шумеров, стереть кутиев с лица земли.
Тирикан (Тириган) — царь гутиев, правил приблизительно в 2120 году до н. э.
"Могучему царю Урука, царю четырёх стран света, царю, в словах которого нет обмана... стереть само их (кутиев) имя с лица земли".
Придя к своей госпоже и царице божественной Инанне, Утухенгаль обратился к ней с мольбой:
"О моя владычица, львица боя, ты, которая бросается могучим прыжком на вражеские страны, Энлиль ... повелел мне вернуть царство и независимость; Инанна, великая госпожа, будь мне опорой".
Узнав о намерениях Утухенгаля, Тирикан, царь кутиев, изрёк надменно:
"Никто не устоит передо мной".
Он укрепил берега Тигра до самого моря, оградил луга на юге и перекрыл дороги на север. Дороги при кутиях стали труднопроходимыми, заросли травой, потому что никто за ними не следил.
Воинственная Инанна, владычица Урука, потребовала, чтобы Эбех, бог передних гор в горной цепи Загра, подчинился ей. Кутийский бог Эбех отказался. Тогда Инанна, несмотря на предостережения своего отца, Бога Ана, вступила в бой и победила этого горного бога.
Утухенгаль, могучий богатырь, которому Энлиль дал силу, а Инанна своё сердце, направился в Урук, чтобы выступить против Тирикана. Принеся в храме жертвы, он сказал жителям своего города:
Энлиль отдал мне в руки Кутиум,
Инанна стала мне опорой,
божественный Думузи определил мою судьбу,
Гильгамеша, сына богини Нинсун, сделал моим хранителем.
После этих слов сердца жителей Урука и Куллаба переполнились радостью. Весь город поднялся за своим правителем, который шагал впереди воинских отрядов и приносил жертвы богам, призывая их на помощь.
Весть о продвижении Утухенгаля вызвала панику в лагере Тирикана, потому что пять дней назад к шумерскому царю были посланы гонцы от кутийских вождей. Послы были схвачены, а войско шумеров на рассвете снова двинулось в путь.
Вступив в Муру, шумеры снова вознесли молитвы Энлилю, а Утухенгаль просил бога дать ему оружие, "приносящее победу". Ночью начались приготовления к решительному сражению.
Едва забрезжил рассвет, предводитель шумеров обратился к богу солнца Уту с просьбой быть его союзником. После этого Утухенгаль, могучий герой, двинул свои войска вперёд и победил.
Значительно более поздний источник объяснял поражение Тирикана неблагоприятным для того предзнаменованием — лунным затмением.
Тирикан, царь кутиев, бежал с поля боя в Дубрум, ища там пристанища. Но жители Дубрума не помогли Тирикану. Люди Утухенгаля схватили Тирикана и увели в плен вместе с женой и детьми.
Господству гутиев в Шумере пришёл конец.
Государство Утухенгаля населяло много народностей, представлявших собой две основные культурно-этнические группы: аккадцы и шумеры. Победой Утухенгаля, завоёванной при участии не всех шумерских городов, хотели воспользоваться все.
Изгнание ненавистных кутиев было огромной радостью не только для тех, кто сражался против них, но и для тех, кто риску и борьбе предпочёл купленную ценой унижения жизнь в ярме.
Всего семь лет правил Утухенгаль страной, которую он освободил.