ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Вторник, 15.10.2024, 18:12
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

КУЛЬТУРА ДЖЕМДЕТ-НАСР. Культура Киша
КУЛЬТУРА ДЖЕМДЕТ-НАСР
2900-2615 гг. до н.э.
 
Джемдет-Наср — археологический памятник в Ираке. Расположен на территории иракской провинции Бабиль, к северо-востоку от древних городов Вавилон и Киш и к востоку от Куты.
Город Джемдет-Наср расположен в 35 км. к северу-востоку от Киша.
В периоде культуры Джемдет - Наср здесь археологи обнаружили великолепные глиняные сосуды с чёрно-жёлтым орнаментом на тёмно-красном фоне, большое количество изделий из металла и первые признаки использования сплава меди с оловом.
Там встречается множество табличек и цилиндрических печатей, многие из которых имеют не только огромную познавательную, но и художественную ценность.
"Оттиск печати, на которой изображена высокая фигура бородатого мужчины в длинном, до колен, одеянии, в опоясывающей лоб повязке. Это энси. Он опирается на воткнутое острие в землю копьё. Перед ним на коленях, сложив руки в мольбе, стоит жрец, за его спиной - три связанных пленника. Рядом с ними - обнажённые стражники с палицами в руках".
 
ОБРАЗОВАНИЕ
Образование в Двуречье находилось на весьма высоком уровне.
На месте города Шуруппака археологи извлекли большое количество табличек со школьными и студенческими текстами, датируемыми 2 500 г. до н.э.
В Шемере существовали школы писцов, в которых профессионально готовили учёных по всем областям знаний того времени - математике, астрономии, географии, лингвистике, грамматике, ботанике, зоологии, минералогии, богословию и т.д.
Археологам удалось раскопать в Ниппуре, Сиппаре, Уре и Мари школьные классы таких учебных заведений - "эдубба" - со специальными скамьями.
Возглавляли шумерские школы "уммиа" (подобие профессора и директора в нашем понимании), их помощники (преподаватели) и ответственные за посещаемость и дисциплину. Учёба была делом долгим и нелёгким, и считалось, что легче нанять писца, чем самому много лет учиться грамоте.
Школы располагались вблизи крупных храмов, студенты нередко учились вдали от родного дома. В таких случаях на период учёбы учителя "усыновляли" их. Обучение шло по двум направлениям: научно-техническому и литературно-гуманитарному.
В школах создавались всевозможные вспомогательные таблицы и сборники математических задач с решениями и ответами (когда начался процесс заселения аккадцев, были составлены шумерско-аккадские словари; обнаружены корабельно - строительные, земледельческие и строительные словари.), удобные грамматические таблицы и специальные терминологические словари. Такие словари (силлабарии), в которых справа изображался древний значок, а слева - его шумерские, аккадские и хеттские эквиваленты, были найдены в Богазкёе в архиве ассирийских колонистов.
Учёба была привилегией детей жрецов и обеспеченных родителей.
Занятия по письму и литературе состояли в тщательном переписывании и заучивании классических поэм и эпосов объёмом от 50 до 1000 строк (что аналогично использованию хрестоматийного и дидактического материала в нашей системе образования). Обнаружено множество школьных табличек дисковидной формы, когда-то изготовленных из влажного комка глины.
Занятия продолжались с утра до вечера. Сначала студенты учились копировать значки, затем переходили к изучению их фонетики и идеографических значений, работая со словарями. Далее шло копирование "классических" литературных текстов. Параллельно шло изучение арифметики и других предметов. Дисциплина поддерживалась достаточно жёстко - наказанием палками.
Учителя пользовались непререкаемым авторитетом, и ученики благоговели и трепетали перед ними.
 
Одним из первых обнаруженных "школьных" документов был текст о буднях учащегося. Проблемы у него были хорошо нам знакомые. Школа была не близко, и приходилось рано вставать. Боясь опоздать, учащийся просил мать поскорей приготовить завтрак. Как правило, он брал с собой на занятия две булочки. Больше всего он боялся, что за какую-то провинность в школе его накажут палками.
 
Период с 3 000 до 1 000 гг. до н.э. часто называют Бронзовым веком, так как бронза получает в это время, особенно широкое распространение.
В глубокой древности каждым городом, по всей видимости, управлял совет старейшин. Однако на время войны для руководства военными действиями выбирался правитель, или лугаль. Со временем войны приобретали всё более общий характер. В эту эпоху были возведены огромные оборонительные сооружения, и люди перебирались в города, ища защиты от неприятеля.
В раннединастический период войны велись всё чаще, и лугали получали почти неограниченную власть на более длительные периоды, иногда-на всю жизнь.
После 2 900 г. до н.э. лугали становятся царями и основывают династии во всех крупнейших городах.
 
Изображение сидящего быка из чёрного мрамора, обнаруженное в Уруке. Джемдет-насрский период (около 3000 г. до н. э.). Лувр, Париж.
Для Джемдет-Насра характерны монохромная и полихромная глиняная посуда с геометрическим криволинейным и др. орнаментом и каменные сосуды.
Орудия труда: глиняные серпы, каменные мотыги, ножи из обсидиана. Найдены также медные изделия, печати-штампы с изображениями людей и животных и своеобразные цилиндрические печати (так называемые печати стиля Джемджет-Насра.).
Сосуды из Джемдет-Насра. Музей Ашмола.
 
ПАРЛАМЕНТ
Около 2 800 г. до н.э. в Шумере существовал парламент, состоящий из верхней (собрание старейшин) и нижней (все мужчины, способные носить оружие) палат. Задачей парламента было принятие важных для государства политических решений (например, о начале военных действий). Подобного рода государственный институт народного собрания, несомненно, ограничивал царскую власть и являлся признаком демократии.
 
Киш становится столицей Шумера.
3.Энмебарагеси (I династия Киша), тот, кто захватил в качестве трофея оружие страны Элам, стал царём и царствовал 900 лет...
"Энмебаргеси, царь, В этом месте (в Ниппуре) построил Дом Энлиля; Акка (I династия Киша), сын Энмебарагеси, Сделал Туммаль величественным, Ввёл Нинлиль в Туммаль".
Символ Ниппура - "цель", мишень.
В настоящее время руины Ниппура с разрушенным зиккуратом высятся более чем на пять этажей и хорошо видны с главной дороги в 150 км. к юго-востоку от Багдада.
 
После Энбарагеси првит в Кише его сын Акка.
"Послы Акки, сына Энмебарагеси,
Из Киша к Гильгамешу в Урук явились.
Гильгамеш перед старейшинами своего города слово положил, речь держит:
"Дому Киша пусть мы не покоримся, оружием да поразим!".
Собрание старейшин его города Гильгамешу отвечает:
"Дому Киша пусть мы покоримся, оружием не поразим!"
Гильгамеш, верховный жрец Куллабы, совершающий геройские подвиги для Инанны, слова старейшин своего города к сердцу не принял.
Во второй раз Гильгамеш, верховный жрец Куллаба, перед гражданами своего города слово положил, речь держит:
"Дому Киша пусть вы не покоритесь, оружием да поразим!"
Собрание граждан его города Гильгамешу отвечает:
"О стоящие, о сидящие, вместе с сыном военного вождя сражающиеся, отправляющиеся в поход верхом на ослах, все, кто имеет для этого силу, к дому Киша пусть вы не склонитесь, оружием да поразим!"
Урук, создание богов великих, Эанну, храм, спустившийся с неба, части которого сделали великие боги, великую стену, касающуюся тучи, величественный покой, установленный Аном, ты охранял, ты - военный вождь, герой.
Завоеватель, князь, возлюбленный Аном,
Его (Акки) выхода как он может испугаться?
Войско их мало, задние ряды его рассеиваются.
Эти люди не подумали.
Эти слова порадовали сердце Гильгамеша, придали ему отваги. Призвав своего друга и слугу Энкиду, он говорит ему:
Теперь мотыгу сила битвы пусть заменит, оружие битвы на бок твой пусть вернётся, блеск славы пусть оно создаёт!..
Гильгамеш уверен, что, охваченный страхом, враг будет побеждён, его мечты развеваются и планы рухнут.
Не прошло и пяти дней, не прошло и десяти дней,
воины Акки, сыны Энмебарагеси, Урук окружили;
Разум Урука смешался.
Тогда Гильгамеш обращается к воинам Урука, прося их выбрать героя, который вступит в единоборство с Аккой. На призыв царя откликается воин по имени Бирхуртур: он готов отправиться к Акке, чтобы помешать его намерениям. Не успел Бирхуртур выйти за городские ворота Урука, как его схватили воины Акки. Они избили героя и лишь после этого привели к своему правителю.
Немного позже Акка снял осаду Урука. Наконец на городской стене появляется сам Гильгамеш. В своей речи, обращённой к врагу, он превозносит величие и славу Урука, отдавая вместе с тем дань уважения Акке.

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (03.02.2012)
Просмотров: 3109 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz