ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 19.04.2024, 01:49
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Элам.Аванская династия
ЭЛАМ
 
ДРАВИДЫ
 
ЭЛАМСКИЙ ЯЗЫК
Большинство считает эламский язык родственным дравидскому (показатели склонений похожие), а Старостин сделал вывод о промежуточном положении эламского — между афразийским и другими ностратическими.
- Восточно-ностратическнй праязык ориентировочно существовал 14 000 - 12 000 гг. до н.э., и за это время его носители мигрировали из Леванта в Западный Иран, на территории которого восточноностратический распадался на эламодравидский и урало-алтайский, что было вызвано смещением урало-алтайцев в Юго-Восточный Прикаспий и Южную Туркмению.
Здесь урало-алтайцам могла, вероятно, принадлежать культура Бельт (Иран, 12.090 - 11.180/11.275 - 9.480 гг. до н.э.) и родственный ей поздний мезолит Дам Дам Чешме (Туркмения).
- Ок. 11 000 г. до н.э. урало-алтайский разделился на урало-юкагирский и алтайский праязыки, после чего носители урало-юкагирского начали движение к Уралу (распад их языка на Южном Урале датируется 3.500±500 г. до н.э.), а предки алтайцев мигрировали на Алтай, где их праязык 8.500±1500 г. до н.э. дал начало многочисленным языкам алтайской семьи.
Носителя эламодравидского праязыка в Юго-Западном Иране стали создателями группы земледельческих культур, начинающихся с докерамнческой неолитической фазы Бус Мордех поседения Али-Кош, в которой представлен начальный этап развития земледелия (94,6% дикорастущих растений на 3,4% культурных: пшеница однозернянка и двузернянка (эммер), многорядный голозерный ячмень).

АЛИ-КОШ
7 500 - 6 000 гг. до н.э.
Эламодравиды
Тепе Али Кош расположено в долине Де Хлуран на ю.-в. современного Ирана.
АЛИ-КОШ - один из памятников становления сельского (производящего) хозяйства. Каменные орудия - микролиты. Керамика.
В ранний период (фаза Бас Мордех, 7.500 - 6.750 г. до н.э.) дома были сделаны из нарезанных из естественной красной глины и использованных как необожженные кирпичей. Пол был просто из глины. Население жило за счет сбора дикорастущих зерновых и культивации пшеницы и двурядного ячменя, продукты земледелия составляли только треть растительной пищи. Люди Бас Мордеха разводили домашнюю козу и охотились на диких копытных.
Во второй период (фаза А.-К., 6.750 - 6.000 г. до н.э.) архитектура стала более развитой. Стены скреплялись известковым составом и обкладывались штукатуркой. Пшеница (эммер) и двурядный очищенный ячмень теперь обеспечивали более 90% растительной пищи, хотя продолжали собирать и дикорастущие злаки. Коза оставалась единственным домашним животным, усилилась охота на крупных копытных, таких, как дикий бык.
Торговля стала более интенсивной. 93% орудий сделано из обсидиана, привезенного с о. Ван, прослеживаются контакты с Иранским плато и Персидским заливом.
 
«Будущие эламиты в Иране сформировали серию культур Али–Кош–Яхъя (9.370 –4.440/7.900 – 3.610 гг. до н.э.), заключительная фаза которых непосредственно предшествовала появлению протоэламской письменности. Эта земледельческая группа археологически неоднородна, однако родственные культуры Али–Кош – Чога Миш (Юго – Западный Иран, тот же возраст), вероятно, образуют непрерывную последовательность, ведущую к протоэламской цивилизации».
- 3 620 г. до н.э. - появление протоэламской письменности в Иране.
Культура Эль-Обейда (Междуречье/Шумер) была схожа с поселениями, расположенными на Иранском нагорье и в долине реки Инд (ПРЭД - дравидская культура). См. Дошумерское Междуречье.
На памятниках Северного Ирана раннего железного века обнаружены сюжетные изображения голов быка с золотыми рогами (синокавказцы) и единорогов (дравиды). В долине Инда также был распространён Культ Единорога (Хараппа).
 
 
Эламом в древности называлась низменная, а в средней и верхней части - горная долина рек Каруна и Керхе, вливавшихся в высохшую теперь лагуну Персидского залива восточнее р. Тигр, а также окрестные горные районы - по крайней мере, нынешние иранские области Хузистан и Фарс, может быть и более отдаленные (на Восток). В самих эламских текстах страна называется Hatamti, встречается и Hal-tamti - форма, возможно, более архаичная (ср. элам.hal 'страна').
В III тыс. до н.э. из шумеро-аккадских источников известен целый ряд эламских городов - государств: Шушен (Сузы), Аншан (Анчан), Симашки, Б/Парахсе (позже Мархаши), Адамдун (по-видимому, шумерская форма термина Hatamti) и многие другие.
Протоэламский период:
3300 г.до н. э. — 2800 г.до н. э., протекавший локально в Сузах.
Прото-эламиты — принятый в науке термин для обозначения цивилизации народностей, предположительно на юге Месопотамии, позднее расселившихся и распространивших свое влияние на территории современного юго-западного Ирана, создавших предпосылки для становления эламской цивилизации.
Прото-эламская цивилизация (период) существовала предположительно с 3300 по 2800 гг. до н. э. на территории Южной Месопотамии. Известная она возникновением письменности на глиняных табличках, которые называют прото-эламскими. Прото-эламская цивилизация ощутила на себе сильное влияние шумерской культуры, в дальнейшем распространившейся на территориях от Месопотамии до Центральной Азии и предположительно до Афганистана. Археологические слои прото-эламской цивилизации выявлены при раскопках города Урук, где самые ранние слои показывают существование самостоятельной культуры, уже в позднее время находившейся под влиянием шумерской культуры. Фактически предполагается, что прото-эламская культура в своем позднем варианте повторяет достижения шумерской культуры. В дальнейшем, прото-эламская культура и ее носители, в то время как на «первородине» в Месопотамии она ассимилировалась с иными поздними культурами, окончательно закрепилась на территории современного юго-западного Ирана и перешла в археологический слой, известная как эламская.
В 3 300 г. до н.э. возникло государство Элам со столицей Сузы (Иран).
 
Старый эламский период:
2700 до н. э. — 1600 до н. э., ранний период, проходивший до прихода к власти в Сузах династии Эпарти.
Ок. 2500 г. до н.э. правители шумерского города Киш сумели избавиться от эламского господства. Киш становится столицей Шумера.
3. Энмебарагеси (I династия Киша), тот, кто захватил в качестве трофея оружие страны Элам, стал царём и царствовал 900 лет...
 
Аванская династия
Аванская династия — царский род Элама, правивший в XXVI до н. э. — около 2190 до н. э. Центр — город Аван (предгорья Аншана в южном Иране)
7. Власть в Шумере переходит к Авану, городу в стране Элам, где три царя находились у власти.
2 510 г. до н.э. начало в Эламе I династии Авана, основателем которой был, вероятно, Пели.
...Лу Кур-Ишшак 36 лет ок. 2550 до н. э.
Пели ок. 2500 до н. э.
8. Киш становится столицей Шумера. II династия - правят 8 царей.
Месилим правил над всем Шумером
.
Месилим (также Меселим или Месалим) — царь (лугаль) древнего шумерского города Киша, правил в XXVI веке до н. э. Он, по-видимому, происходил из эламского города Авана. Хотя он и носил титул «лугаль Киша», но, по-видимому, в действительности правителем собственно Киша не был. Его божеством-покровителем назван Иштаран — божество города Дера, лежащего на пути из долины реки Диялы в Аван. Здесь, видимо, и была родина Месилима. Месилим, вероятно, просто использовал славный титул «лугаль Киша» для поднятия своего авторитета, а не в качестве указания на город из которого он происходил.
Месилим оставил довольно заметный след в истории. В нескольких подлинных раннединастичных шумерских надписях Месилим выступает как гегемон стоящий над правителями Адаба Нин-кисальси, Лагаша Лугаль-шаг-энгура и Уммы. Так он в качестве суверена определил границу между номами Лагашем и Уммой и в знак её нерушимости поставил там свою памятную стелу с надписью. Сохранилась надпись на пожертвованной им богу покровителю Лагаша Нингирсу навершии каменной булавы с изображением львов и эмблемы города. На этой же надписи указано, что правил Лагашем в это время энси Лугаль-шаг-энгур.
«Месилим, царь Киша, строитель храма бога Нингирсу, сделал [это] для Нингирсу, [когда] Лугаль-шаг-энгур был энси Лагаша».
 
Ок. 2.300 г. до н.э. Элам был покорён Аккадским государством, но аккадцы не сумели удержать страну в своей власти и вынуждены были на несколько лет её оставить.
Новый аккадский царь Ри-муша (2.313 - 2.305 г. до н.э.) смог вновь захватить Элам и полностью опустошить страну. Тем не менее, царям Аккада, несмотря на ряд походов, вероятно, не удалось по-настоящему покорить Элам, и племянник Маништушу, царь Нарам-Суэна (2.290 - 2.254 до н.э.), в конечном счете, заключил с эламитами письменный договор, по которому Элам обязался согласовывать свою внешнюю политику с Аккадским царством, но сохранил внутреннюю независимость. Это первый известный нам в мировой истории международный договор. Он написан по-эламски, но аккадской клинописью, которая с этого времени начала распространяться и в Эламе.
При последнем представителе Аванской династии, Кутике-Иншушинаке, когда Аккад сам пал под натиском племен кутиев, Элам вернул себе независимость.
 
Тата
Уккутахиш
Хишур
Шушунтарана
Напилхуш
Ауталуммаш
Кикку-сиве-темти
 
Луххишшан (Лухишшан; Lukh-Ishshan) — царь древнего эламского города Аван, правивший около 2300 года до н. э., из Аванской династии. Сын Хишепрашира и, вероятно, сын сестры предыдущего правителя Кикку-сиве-темти (Kikku-Sive-Temti).
В царствие Лухишшана около 2300 до н. э. произошло вторжение аккадских войск Саргона (Шаррумкена) в Элам, где в это время существовало несколько небольших номов, государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру) Луххишшаном и энси (ишшакку) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы, в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан, энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно, что все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Хишепратеп (букв. «Прославленные кормильцы») — царь древнего эламского города Аван, из Аванской династии.
Хишепратеп сумел поднять население Элама на борьбу с аккадцами, войска которых тогда захватили Элам, при предыдущем царе Лухишшане. После смерти Саргона Хишепратеп заключил союз с правителем Варахсе (область нагорья Пошт-ем Кух и земли у верхнего течения р. Керхе) Апалкамашем (Абалгамашем). Однако сын Саргона аккадский царь Римуш ок. 2258 г. до н. э. предпринял ещё один поход против Элама, точнее против царя Варахсе Апалкамаша, и против шаганы (правителя или военачальника) города Варахсе Сидгау, который до этого подчинялся Саргону. Разгромив их Римуш затем разбил и войска других эламских государств, «в беде Варахсе» поспешившие ему на помощь. Число убитых и пленных в этом походе также было очень велико. В плен попали также шагана Сидгау и шагана города Захары Ункапи (или Сакарпи). После этого Римуш преследовал разбитого врага до Сузианской равнины, где между Сузами и Аваном на речке Кабнит (отождествляется с притоком реки Диз Баларудом) произошла вторая битва. Аккады сильно опустошили страну и вновь подчинили Элам. О дальнейшей судьбе самого Хишепратепа неизвестно.
 
Хелу — царь Элама, правил приблизительно в 2320 — 2290 годах до н. э. О царе Хелу ничего не известно, сведения о нём ограничиваются лишь эламским царским списком, но возможно ко времени его правления относится найденная на раскопках печать управителя Эпшума, который был современником аккадского царя Маништушу. Эпшум повелел посвятить статуэтку Маништушу храму богини победы Нарунди в Сузах. В этот период аккадский царь упрочил своё влияние в эламских землях, завоевав Аншан и побережье Персидского залива. В одной из надписей Маништусу указывает, что он «царей Аншана и Ширихума ниспроверг у Нижнего моря» и увёз из их городов добычу, которую «посвятил богу Энлилю. Перед богами Шамашем и Амал клянусь, что в этом нет лжи, всё правда».
 

Хита — царь Элама, правил приблизительно в 2290 — 2250 годах до н. э. Сведения о нём ограничиваются лишь эламским царским списком.
Видимо, именно с этим эламским царём Нарам-Суэн заключил около 2260 года до н. э. союзный договор. Этот договор не только первый крупный документ, написанный на эламском языке, он также является первым международным письменным документом, засвидетельствованным в истории. Исписанная с двух сторон по шесть колонок, очень поврежденная глиняная табличка была найдена в Сузах. Самое удивительное в этом документе то, что он написан по-эламски, в то время как все остальные документы времен Саргонидов вплоть до Нарам-Суэна написаны только на аккадском языке. В надписи ещё многое остается нерасшифрованным, отчасти из-за недостаточного знания эламского языка.
Место в табличке-договоре, где стояло имя эламского царя, разрушено. Вероятнее всего речь идёт о царе Хите, но не исключено, что текст относится к правлению следующего царя Кутик-Иншушинака. Договор, во всяком случае, доказывает, что могучий властелин Двуречья серьёзно, относился к союзу с Эламом, ибо это был союзнический договор, а не документ о порабощении.
Договор начинается словами: «Слушайте, богиня Пиненкир и вы, добрые боги неба!» В первых двух столбцах перечисляются имена 37 богов, как аккадских, так и эламских, являющихся гарантами соглашения. Далее можно понять, что Нарам-Суэн отправил в Сузы своего посла с дарами, а эламский царь предоставил ему своё войско. Возможно, что Нарам-Суэн взял в жены дочь эламского царя и последний желает ей плодовитости и рождения наследника престола. Эламский царь также сообщает, что поставит в храмах Суз статуи аккадского царя. На обратной стороне таблички приводятся заверения в дружбе, текст которых плохо сохранился. Несколько раз повторяется фраза: «Враг Нарам-Суэна — мой враг, друг Нарам-Суэна — мой друг!» Эламский правитель обязуется способствовать благополучию Аккада и противиться любому проявлению вражды между народами. Основной целью договора было желание аккадского царя заручиться союзником в противостоянии с дикими племенами гутиев, обитавшими в районе озера Урмия. Они постоянно беспокоили границы Аккадского царства и Нарам-Суэн был вынужден постоянно держать крупные силы на восточных границах.
 

Кутик-Иншушинак (эламс.; аккад. Пузур-Иншушинак; «Тайна Иншушинака») — царь древнего эламского города Аван из Аванской династии, правил около 2190 до н. э. Сын Шимпиишхука (Shinpi-khish-khuk), который не был царём, но, видимо, находился по женской линии в родственных отношениях с предыдущим царём Хитой.
В царствование Кутик-Иншушинака Элам смог вернуть себе самостоятельность. Элам в то время был подвластен Аккадскому государству, но когда в Междуречье вторглись племена гутиев, аккадская власть в Эламе ослабла, и гарнизоны аккадцев были выдворены из страны. Кутик-Иншушинак завоевал Аншан и сумел объединить большую часть Элама в одно государство.
Пузур-Иншушинак
Кутик-Иншушинак был первым эламским правителем, от периода царствования которого сохранилось некоторое количество надписей. В целом, речь идёт о сохранившихся ок. 12 текстах, в большинстве случаев посвящённых различным божествам. В своих надписях Кутик-Иншушинак называет себя то ишшаку Суз, то шакканакку Элама. Возможно, что первоначально Кутик-Иншушинак был наместником Суз, а уже потом стал правителем всего Элама. Однако тексты не имеют точной датировки, и это нельзя признать с полной достоверностью.
Лев Пузур-Иншушинака
Согласно сохранившимся надписям, Кутик-Иншушинак совершал походы в горы Загроса. В одной надписи сообщается о том, что он захватил 81 город (или местность), по большей части хурритские и луллубейские поселения. Среди них перечисляются Му-Турран (около совр. Багдада), Шильван, Куту (страна гутиев), Кашшен (страна касситов), Ху[му]ртум, Хухунури (Хухнур), Кимаш (около совр. Киркука), далее говорится, что царь Симаша (Симашки) «обнял его ноги». Видно, общая опасность со стороны горцев Загроса (кутиев и других) примирила недавних врагов, и эламиты и аккадцы сообща выступили против них. В ходе этих походов Кутик-Иншушинак значительно расширил границы своего государства.
Кутик-Иншушинак вёл большую строительную деятельность. В Сузах он построил большой новый храм Иншушинаку. Ему также приписывается (согласно одной надписи) прорытие канала у Сидари.
Кутик-Иншушинак был последним царём, который использовал протоэламское пиктографическое линейное письмо, ещё не до конца расшифрованное учеными. Большинство надписей этим письмом происходит именно от времени правления Кутик-Иншушинака. Однако после его смерти оно исчезло, видимо, из-за нашествия кутиев.
О последующих царях Элама почти ничего не известно. Видимо, в результате нашествия кутиев Элам распался на отдельные области. Только спустя столетие страна вновь воссоединилась под властью царей династии Симашки.
 
Религия эламитов
 
Религия эламитов — политеизм, имела многие черты, сближавшие её с религиями соседней Месопотамии. Главным божеством в III тысячелетии до н. э. была богиня Пиненкир (существовали ещё 2 богини-матери — Парти и Киририша), через тысячу лет «на престоле» её сменил мужской бог Хумпан. Большое значение играл также культ бога города Сузы Иншушинака. Другие известные боги — Хутран, Манзат, Наххунте, Нарунди.
По верованиям эламитов, каждое божество обладало сверхъестественно аурой китен, которая могла превращаться в металлический или каменный знак — табу.
Богам приносили жертвы и поклонялись в храмах, построенных наподобие месопотамских на вершинах ступенчатых пирамид — зиккуратов. Такой зиккурат сохранился в нынешнем Чога-Занбиль, он построен во времена царя Унташ-Напириши. Кроме того, известны обряды поклонения богам в священных рощах, которые росли близ храмов.
 
Династия Симашки
Вскоре после полного распада Аванского царства Элам был завоёван урским царём Шульги. В течение нескольких десятилетий страна управлялась шумерскими чиновниками. Только при урском царе Шу-Суэне появились сведения, что в эламском городе Симашки правит некий царь Гирнамме.
 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (13.02.2012)
Просмотров: 3229 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz