ЭЛАМ
Династия Игехалкидов
Игехалки — царь Элама, правил приблизительно в 1350 — 1330 годах до н. э. Позднейшие документы считают его основателем династия Игехалкидов, хотя, вероятно, реальной властью представители этой династии стали обладать только с воцарением сына Игехалки Пахир-ишшана.
Пахир-ишшан (вавил. IPi-ḫi-ra-nu-dU) — царь Элама, правил приблизительно в 1330 — 1310 годах до н. э. Сын Игехалки. Единственным источником, проливающим свет на личность царя Пахир-ишшана, является надпись на стеле, которую позднейший царь Шутрук-Наххунте спустя 150 лет велел торжественно доставить в Сузы и здесь же надписать. К сожалению, надпись сильно повреждена и, кроме того, малопонятна. Она называет Пахир-ишшана, если это место правильно истолковано, правителем, «который восстановил свободу Элама». Пахир-ишшан, как и прежде верховные правители Сиве-палар-хухпак и Пала-ишшан, завоевал некую (ещё не установленно, какую) добычу. Пахир-ишшан запрятал эту добычу в Аяхитеке, то есть там, где Шутрук-Наххунте нашёл данную стелу. Судя по этому, Аяхитек был, по-видимому, родовым имением новой династии Игехалкидов. Предполагается, что оно примыкало к граничащей на востоке Сузианы горной стране Аншан, точнее, было расположено в районе Исфагана.
Согласно надписям более позднего царя Шилхак-Инншушинака I Пахир-ишшан осуществлял строительные работы в храме Иншушинака в Сузах. Ещё один источник сообщает, что он был женат на родственнице касситского царя Вавилонии Куригальзу II.
Аттар-Киттах — царь Элама, правил приблизительно в 1310 — 1300 годах до н. э. Младший брат и наследник Пахир-ишшана. И ему досталась богатая добыча, однако, как утверждает надпись, он хранил её уже не в Аяхитеке, а в Сузах, в храме бога Иншушинака. И действительно, французские археологи нашли в этом храме два боевых топора, пожертвованные Аттар-Киттахом. На одном из них он называет себя «царем Аншана и Суз». Со времен Эпарти и Шилхахи, то есть лишь через полтысячелетие после них, впервые снова появляется этот первоначальный эламский царский титул. С этого времени он фигурирует в актах почти всех правителей Среднезламского периода Элама.
Также как и его брат Пахир-ишшан Аттар-Киттах упоминнается в надписи более позднего царя Шилхак-Инншушинака I среди царей осуществлявших строительные работы в храме Иншушинака в Сузах.
Несколько других памятников с его именем, сохраняются, среди них-две головы булава с его именем, которые оказались в Чогха Zanbil.
Хумбан-нумена I — царь Элама, правил приблизительно в 1300 — 1275 годах до н. э. Сын Аттар-Киттаха. Он слыл среди потомков великим представителем династии Игехалкидов, своим прародителем он считал прославленного Шилхаху. Примечательно, что единственный эламский памятник, сохранившийся от Хумбан-нумены I, происходит не из Суз, а из Лияна, то есть из сегодняшнего Бушира у Персидского залива. Сюда, видимо, Хумбан-нумена перенёс свою резиденцию.
В Лияне Хумбан-нумена воздвиг храм «Великой богине». В своей надписи он обращается как к богу Хумпану и богине Киририше, так и к «благодетельным богам Лияна». Затем царь продолжает: «Я, Хумбан-нумена, сын Аттар-Киттаха, раздвинувший границы царства, властелин Элама, обладатель трона Элама, правитель Элама, царь Аншана и Суз». Следующее предложение заставляет задуматся: «Ради матери моей любил меня бог Хумпан, ради неё он услышал меня». Видимо тут проводится параллель тому, что можно было наблюдать у ранних Эпартидов. Тогда «матери почитаемой», то есть прославленной сестре Шилхахи, в данном случае соответствовала бы сестра царей Пахир-ишшана и Аттар-Киттаха. Во всяком случае, Хумбан-нумена утверждал, что его мать была в особенной милости у бога Хумпана.
«Я был награжден благополучной жизнью. Бог Иншушинак даровал мне царскую власть», пишет далее Хумбан-нумена. Затем он переходит на возведение им xpaмa в Лияне; здесь он также упоминает имена двух женщин. Первая, Мишимрух, была, возможно, его «матерью почитаемой», вторая, очевидно, его супругой. «Во имя моей собственной жизни, во имя жизни Мишимрух и во имя жизни Ришап-Ла я велел на месте старого, обрушившегося, храма воздвигнуть из кирпича новый и посвятил его богу Хумпану, богине Киририше и благодетельным богам». Хумбан-нумена связывает с этим поступком надежду: «Пусть Хумпан, Киририша и благодетельные боги даруют мне долгую жизнь! Я просил их о даровании мне царской власти, пусть они даруют мне доброе здравие для осуществления этой миссии!»
По-видимому, Хумбан-нумена за время своего продолжительного и безмятежного царствования заложил основу благополучия, связанного с мирным развитием Элама. Ничто не свидетельствует о боях с касситами в Вавилонии. Страна процветала, в сокровищницы царя текли богатства. Они позволили его сыну и наследнику Унташ-Напирише развернуть в стране беспримерное по своему размаху строительство.
Унташ-Напириша — царь Элама, правил приблизительно в 1275 — 1240 годах до н. э. Сын Хумбан-нумены I. Его имя означает: «Мне помогал великий Бог». Под «Великим богом» подразумевается бог Хумпан. Поэтому имя царя раньше чаще всего читали как Унташ-Хумпан. Однако имя бога Хумпана было, очевидно уже в начале II тысячелетия, табуировано и фигурирует с тех пор в эламских надписях, как правило, в шумерском словесном знаке DGAL (дингир.гал, по-эламски напи-риша) со значением «великий бог». Поэтому имя Унташ-Напириша встречается и в таком написании — Унташ-Гал.
Царь Унташ-Напириша. Лувр
Унташ-Напириша был, по всей вероятности, современником ассирийского царя Салманасара I. При нём Элам Игехалкидов достиг настоящего расцвета. Его правление производит впечатление большой силы в сочетании с доброжелательной разумностью. В течение всего своего долгого царствования он использовал свою власть преимущественно для строительства сооружений внутригосударственного и религиозного характера. По вопросам внешней политики он, похоже, лишь один-единственный раз прибёг к решительным мерам.
Топор, с кабаном на обухе, подписанный именем царя Унташ-Напириша. Серебро и электрум. Из храма Киририши в Чога-Занбиль
Поход в Вавилонию
За период его царствования во враждебной соседней Вавилонии сменились четыре касситских царя. Унташ-Напириша хладнокровно наблюдал за быстро наступающим упадком Вавилонии. И, когда ему показалось, что настал подходящий час, он предпринял внезапное вторжение.
Об этом свидетельствует найденный в Сузах обломок статуи вавилонского бога сил природы Иммерии. Унташ-Напириша привёз её как трофей и сделал на ней аккадскую надпись. В начале третьей строки имеется пробел для одного знака; затем следует: [...]-li-ia-aš ([...]-ли-я-аш). С давних пор вместо пробела предполагали вставить [Кашти]лиаш. А это означало бы, что статуя принадлежала касситокому царю Каштилиашу IV. Однако впоследствии предложено гораздо более убедительное прочтение: [Туп]лияш. Оно точно вписывается в пробел (туп воспроизводится одним знаком). Туплияш это касситское название Эшнунны. Если, что вполне вероятно, Унташ-Напириша добыл статую именно здесь, то он прошёл через дружественный ему Варахсе и в районе Дера проник в Двуречье, затем предал огню территорию Эшнунны, чьим богом-покровителем и был воплощенный в статуе Иммерия. Хотя прежнее чтение (Каш-ти]лиаш определяется, как неправильное, всё же не исключено, что Унташ-Напириша выступил в поход именно против этого касситского царя, ибо в период царствования Каштилиаша IV Вавилония переживала наибольший упадок. Как бы там ни было, эламиты ограничились в Вавилонии грабежом и, не пытаясь удержать захваченные земли, вернулись на родину.
Хотя при Унташ-Напирише Элам полностью освободился от вавилонского господства, что, однако, не помешало проникновению в Элам культуры Двуречья. Об этом свидетельствует не только упомянутая надпись на статуе и целый ряд других аккадских надписей, сделанных Унташ-Напиришей, но и то, что среди тогдашних эламских богов было несколько вавилонских божеств, занимавших наряду с первыми равноправное место в пантеоне. Этим чужеземным богам царь посвящал в равной мере храмы и святилища, как и истинным эламским божествам. При Унташ-Напирише нашло своё высшее выражение и эламское искусство, особенно это касается архитектуры и ваяния.
Строительство Дур-Унташа
Зиккурат в Дур-Унташе
Унташ-Напириша основал новый город-резиденцию Дур-Унташ («Крепость Унташа»; ныне городище Чога-Занбиль), где хорошо сохранились ступенчатая башня храма Хумпана и Иншушинака и развалины царских дворцов. Царь обобщает в нескольких предложениях самое существенное в постройке, а также посвящение его божествам: «После того как мне удалось доставить строительный материал, я построил здесь Дур-Унташ и создал священный округ. Я их окружил внутренним и внешним валами. Я воздвиг такой высокий храм, какой не удалось воздвигнуть ни одному из прежних царей, и я посвятил его богам Хумпану и Иншушинаку, покровителям священного округа. Моё строение и творение воистину принесено им в дар! Да царят здесь милость и законность Хумпана и Иншушинака!»
Развалины царского дворца с подземными помещениями
Все было задумано и запроектировано с большим размахом. Колоссальный пятиступенчатый зиккурат, имеющий длинну основания в 105 м, а в высоту бывший более 50 м (ныне сохранилось только 25 м), был обнесен внутренней стеной. Между нею и другой стеной были предусмотрены храмы для 22 божеств, однако было возведено лишь 13. Задуманный Унташ-Напиришей дар не был, таким образом, завершен при его жизни. Как это ни странно, но его потомки не стали продолжать работу над этим сооружением.
Царские дворцы и сам город были размещены на территории между вторым (средним) и третьим наружным валом. Один дворец, насчитывающий 116 м в длину и 58 м в ширину, являлся, по-видимому, гаремом Унташ-Напириши. Другое строение было, по-видимому, дворцом, где жил царь. В одной из комнат во время раскопок было обнаружено несколько прекрасных произведений искусства из слоновой кости. Под комнатами на западной стороне двора тщательно скрытые лестничные марши вели на глубине 6 м в подземные склепы, возможно, служившие царскими гробницами.
Наружная стена имела в длину свыше 4 тысяч метров. Делая надписи на многочисленных строительных кирпичах на эламском (а иногда и на аккадском) языке, Унташ-Напириша хотел придать своему произведению магическую силу: «Кто осмелится обстрелять вал священного округа (?), пробьет в нём брешь, похитит надписанные кирпичи, сожжёт бревенчатое сооружение и откроет приближающемуся врагу ворота, того пусть поразит кара Хумпана, Иншушкнака и Киририши! Да не сохранит он под солнцем потомков!»
Снабжение города водой
Водохранилище для снабжения Дур-Унташа водой
Значительные трудности должно было доставить Унташ-Напирише снабжение нового города водой. Унташ-Напириша соорудил, более чем 50-километровый канал, по которому он направлял пресную воду из реки Керхе. Ширина канала Унташ-Напириши равнялась у основания приблизительно 1,5 м, а вверху около 7 м. Канал, разумеется, служил не только для снабжения водой Дур-Унташа, но одновременно и для обводнения больших угодий вдоль его пролегания. Однако при подводе воды перед строителями канала возникла проблема, связанная с тем, что город был расположен на несколько метров выше уровня воды в канале. Поэтому они создали большое (ещё сегодня находящееся в отличном состоянии) водохранилище. Стыки в кирпичной кладке были тщательно загерметизированы асфальтом. Посредством девяти отверстий, проделанных у основания водоема, водонапорное сооружение соединялось с другим, меньшего размера водохранилищем внутри городской стены. Окончание работ над этим грандиозным сооружением было увековечено Унташ-Напиришей в одной вавилонской надписи: «Я, Унташ-Напириша, сын Хумпануммены, царь Суз и Аншана, во имя моей жизни и моего благополучия воспользовался правом царской власти и по велению сердца моего соорудил на многие дни и долгие годы канал «Слава моего имени» и действительно посвятил его богам Хумпану и Иншушинаку, покровителям священного округа».
Строительство в Сузах
Дур-Унташ, по-видимому, всегда был только священным городом, в котором царь и его придворные жили лишь временно. Столицей же эламского царства, бесспорно, оставались Сузы. И здесь Унташ-Напириша проявил себя как щедрый зодчий. Он в Сузах, видимо, также воздвиг большой зиккурат с верхним храмом. Этой святыне он принёс в дар свою статую из известняка. Эламская надпись на ней частично не поддается расшифровке. Толкование может быть следующим: статуя царя была жителями Суз во время торжественной процессии доставлена в самое высокое храмовое помещение зиккурата, где и была установлена. Здесь во время богослужений царь принимал, иногда собственной персоной, но чаще эту функцию выполняла изображавшая его статуя, приходивших в храм или, как предполагали, постоянно присутствующих в нём главных божеств — Хумпана и Иншушинака.
Жена
К сожалению, Унташ-Напириша не привёл в своих надписях никаких подробных сведений о членах своей семьи. Его супруга нам известна лишь по изображающей её бронзовой статуе. Статуя царицы была найдена в Сузах. Прискорбно, что на статуе отсутствует голова. Эламская надпись сообщает имя царицы: «Я, Напирасу, супруга Унташ-Напириши». Напирасу означает, возможно, «Луноподобная». Непосредственно за именем царицы следует проклятие тому, кто осмелится похитить статую или переплавить её, кто изменит надпись царицы или уничтожит имя её. «Да падет на него кара Хумпана, Киририши и Иншушинака. Да не найдется ему места под солнцем и да не сохранится у него потомства! Я молилась, пусть все это ниспошлет над ними моя госпожа, великое божество!» В заключение в надписи перечисляются ежедневные жертвоприношения Напирасу.
Унпатар-Напириша — царь Элама, правил приблизительно в 1240 — 1235 годах до н. э. Племянник Унташ-Напириши. Отец последнего Пахиришшан II ? брат Унташ-Напириши был, вероятно, управителем.
Об Унпатар-Напирише до нашего времени ничего не дошло, кроме его имени. Известен только из списка царей составленного в царствование Шилхак-Инншушинака I.
Китен-Хутран — царь Элама, правил приблизительно в 1235 — 1210 годах до н. э. Младший брат Унпатар-Напириши. Его полное имя было Китен-Хутран-унташ, что означает «Магические чары бога Хутрана помогли мне».
Китен-Хутран, вероятно, принадлежал к тем правителям, которые больше любили военные походы, чем возводить религиозные строения и делать посвятителъные надписи. Другими словами, Китен-Хутран тоже не оставил после себя никаких письменных свидетельств. Лишь в двух позднейших царских списках он значится царём Элама. С его воинскими «подвигами» нас знакомят два источника из Двуречья. Здесь он, по-видимому, оставил по себе недобрую память. В месопотамских хрониках он известен под именем Киддин-Хутран.
К своему несчастью, агрессивный Китен-Хутран натолкнулся на достойного противника, а именно на ассирийского царя Тукульти-Нинурту I, который сумел распространить своё влияние также на юг, на Вавилонию. Здесь на поле сражения Китен-Хутран и встретился с ним дважды.
В основном эламский царь претендовал на владение эламо-вавилонскими пограничными областями Дер и Улайаш, то есть областями сегодняшней Бадры и Мандали в Ираке. После смерти касситского царя Вавилонии Каштилиаша IV Тукульти-Нинурта возвёл на трон в Вавилоне своего ставленника кассита Эллиль-надин-шуми. Около 1226 года до н. э. Китен-Хутран, воспользовавшись обстановкой, внезапно двинул своё войско на Месопотамию. Эламское войско переправилось через Тигр и захватило Ниппур в средней Вавилонии; население было почти полностью истреблено. Затем Китен-Хутран двинулся на север, снова переправился через Титр и опустошил Дер. Жители были угнаны в плен, а знаменитый в том месте храм разрушен. Касситский царь Вавилонии вынужден был бежать. «При Эллиль-надин-шуми напал царь — Кидин-Хутрудис, царь Элама. Он простёр руку к Ниппуру, рассеял его народ, разрушил Дер и Эдимгалькаламму, забрал в плен его народ, прогнал Эллиль-надин-шуми, царя, и оборвал правление его».
Однако Тукульти-Нинурта I вскоре снова подчинил Вавилонию господству Ассирии. Сначала он назначил травителем Вавилона кассита Кадашман-Харбе II. Через полтора года он заменил его Адад-шум-иддином. Китен-Хутран отважился на новое выступление. Он снова переправился через Титр, захватил Исин и двинулся оттуда по направлению к северу до самого Mapада (западнее Ниппура). Ему удалось беспрепятственно с добычей вернуться в Элам. «При Адад-шум-иддине вернулся Кидин-Хутрудис и во второй раз напал на страну Аккад. ... он разрушил город Исин, переправился через реку Идиглат (Тигр), все ... Мараду, учинил ужасный разгром многочисленного народа и быками ... угнал в пустыню».
Однако ответный удар ассирийского царя не заставил себя долго ждать. Тукулъти-Нинурта во главе своего войска победоносно продвинулся до «Нижнего моря», то есть до Персидского залива, и захватил его эламское побережье, угрожая Сузиане с юга. Что произошло в Эламе вслед за этим, неизвестно. Установлено только, что Китен-Хутран внезапно исчез с исторической арены, а вместе с ним и династия Игехалкидов. Возможно, что в Эламе начались внутренние неурядицы. Во всяком случае, вскоре после этого в Эламе стала господствовать новая династия.
Династия Шутрукидов
Халлутуш-Иншушинак («Друг (покровитель) страны Иншушинак») — царь Элама, правил приблизительно в 1205 — 1185 годах до н. э. Родоначальник новой династии, получившей своё имя Шутрукиды по наиболее известному представителю этого семейства Шутрук-Наххунте сыну Халлутуш-Иншушинака. Происхождение Халлутуш-Иншушинака остается тайной; также не известно, был ли он в родстве с Игехалкидами. По всей вероятности, новая династия была связана тесными узами родства с юго-восточным Аншаном, районом сегодняшнего Фахлиана и восточнее до Персеполя.
О деяниях Халлутуш-Иншушинака нам ничего не известно.
Элам.Династия Игехалкидов.