ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 22.11.2024, 13:18
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Элам.Династия Шутрукидов
 
ЭЛАМ
 
Династия Шутрукидов
 
Халлутуш-Иншушинак («Друг (покровитель) страны Иншушинак») — царь Элама, правил приблизительно в 1205 — 1185 годах до н. э. Родоначальник новой династии, получившей своё имя Шутрукиды по наиболее известному представителю этого семейства Шутрук-Наххунте сыну Халлутуш-Иншушинака.
Происхождение Халлутуш-Иншушинака остается тайной; также не известно, был ли он в родстве с Игехалкидами. По всей вероятности, новая династия была связана тесными узами родства с юго-восточным Аншаном, районом сегодняшнего Фахлиана и восточнее до Персеполя.
О деяниях Халлутуш-Иншушинака нам ничего не известно.
 
Шутрук-Наххунте I («Ведомый богом Солнца по праведному пути») — царь Элама, правил приблизительно в 1185 — 1155 годах до н. э. Сын Халлутуш-Иншушинака. Один из величайших правителей Элама. Его именем названа династия Шутрукидов.
 
Деятельность по собиранию памятников ранних царей в Сузах
Оставил после себя огромное количество надписей. Надписи Шутрук-Наххунте позволяют прийти к выводу о характерной для этого эламского царя истинной страсти к коллекционированию памятников. Историкам эта его страсть оказалась очень кстати, потому что царь, как правило, надписывал стелы и тем самым сделал их источниками интересных сообщений. Вряд ли другой эламский правитель переправил в Сузы такое множество памятников в дар храму Иншушинака, как это сделал Шутрук-Наххунте.
Так из Аяхитека (возможно, совр. Исфаган) была привезена стела более раннего царя Пахир-ишшана и надписана Шутрук-Наххунте. Вследствие повреждения надписи и весьма сложной эламской лексики многое в ней, к сожалению, ещё не удалось расшифровать. Царь прежде всего сообщает в ней, что он приказал перевести из Аяхитека стелу в Сузы. Затем он продолжает: «Я, Шутрук-Наххунте, сын Халлутуш-Иншушинака, царь Аншана и Суз, умноживший богатства моего царства. Из прежних царей ни один не знал местонахождение (стелы) своих „лесных воинов". Я, Шутрук-Наххунте, воззвал к своему богу Иншушинаку, так как он покровительствует мне; он внял моей мольбе и указал моим „лесным воинам" их пристанище». Далее царь сообщает, что с помощью Иншушинака он завоевал ряд городов и местностей (перечисляются Теида, Хашмар, Шахнам и другие, локализация которых не вполне понятнана), добрался до Аяхитека и включил завоеванную землю в своё царство. То, что жители этой земли когда-то похитили, он, Шутрук-Наххунте, снова вернул. Конец надписи разрушен и особенно труден для расшифровки. Однако всё же можно разобрать, что среди трофеев, захваченных эламскими воинами, числилось 30 грузов меди и 2455 грузов зерна (?). И то, что для захвата данной стелы было послано 3415 «лесных воинов».
Стараниями Шутрук-Наххунте в столице оказалась стела из горного Аншана. «Царя, установившего её, я не знаю» — значится в его надписи. Памятная стела Унташ-Напириши из Дур-Унташа также была пересена в Сузы. Обоснование собирателя стел было обезоруживающим: «Этот памятник был поставлен Унташ-Напиришей в священном округе. По велению бога Иншушинака, я, Шутрук-Наххунте, присвоил себе стелу и поставил её в Сузах перед моим богом Иншушинаком». Один из документов найден в Лияне (совр. Бушир), где сообщается, что построенный Хумбан-нуменой I в Лияне храм, посвященный богине Киририше, снова пришёл в запустение. Шутрук-Наххунте позаботился о том, чтобы его восстановили.
Шутрук-Наххунте I проявлял заботу о сохранении надписей более ранних эламских царей. Когда он намеревался восстановить в Сузах храм Манзат (супруги Симута), то натолкнулся при этом на кирпичи с надписями предшествующих царей. «Эти кирпичи я взял под свою защиту», сообщает Шутрук-Наххунте, «и сохранил имена и титулы (тех правителей), а написанное ими оставил при храме. Затем я велел вписать и своё имя и здесь же замуровать».
 
Вторжение в Месопотамию
По всей видимости Шутрук-Наххунте удалось покончить с внутренними неурядицами и объединить под эгидой своей власти всю страну. Спокойная обстановка в государстве позволила ему обратить свой взор на Месопотамию. Его современником был ассирийский царь Ашшур-дан I, при котором Ассирия начала понемногу оправляться от периода частой смены правителей. Вавилония была по-прежнему слаба и Ашшур-дан без особых усилий отвоевал у неё земли в районе Нижнего Заба. Этим поражением вавилонян воспользовались эламиты.
Около 1160 года до н. э. Шутрук-Наххунте вместе со своим старшим сыном Кутир-Наххунте I переправился через Керхе и, пройдя всю область Дер, вступил в Вавилонию. Позднейшие вавилонские записи зафиксировали полные ужасов воспоминания об эламитах, спустившихся «на боевых колесницах, запряженных конями, с гор». Вавилонские правители были умерщвлены; «враждебный эламит подверг ограблению все храмы, присвоил себе их имущество, увёз всё в Элам». От военных сообщений самого Шутрук-Наххунте, к сожалению, до нас дошло очень немного, однако по отдельным сохранившимся фрагментам можно заключить, что эламскими войсками были захвачены несколько сот вавилонских поселений. В самом Вавилоне эламский царь прогнал с трона предпоследнего касситского царя Забаба-шум-иддина и провозгласил своего собственного сына Кутир-Наххунте правителем Вавилонии.
Из столицы Вавилона Шутрук-Наххунте победоносно продолжал своё наступление. «Бог Иншушинак покровительствовал мне. Я разбил Аккаде, я присвоил статую Маништушу и переправил её в Элам». Об этом сообщает надпись Шутрук-Наххунте на статуе Маништусу, вывезенной эламским царём в Сузы. Из Аккада он двинулся в соседний Сиппар: «Бог Иншушинак покровительствовал мне, и я победил Сиппap, я захватил стелу, изображающую Нарам-Суэна, присвоил её и переправил её в Элам, а затем установил её перед моим богом Иншушинаком». Шутрук-Наххунте обложил побежденных огромной данью. Города Вавилонии, надпись на, обломке упоминает Дур-Куригальзу, Упи, Дур-Шаррукин, Сиипар должны были наряду с прочей данью раздобыть 120 талантов (около 3600 кг) золота и 480 талантов (14 400 кг) серебра, для тогдашних условий чудовищные суммы. В Сиппаре эламскому царю попал в руки и обелиск со знаменитым кодексом Хаммурапи. Правда, Шутрук-Наххунте приказал 7 из 51 столбца аккадского кодекса стереть, однако сам он не нанёс затем никакой надписи на обелиск.
 
Сын эламского царя становится наместником в Вавилонии
После того как Шутрук-Наххунте, очевидно, всё в том же, 1160 году до н. э. вернулся домой, в Сузы, его наследник Кутир-Наххунте ввёл в Вавилонии жестокий эламский режим власти. Так как положение не было ещё устойчивым, он предусмотрительно посадил на трон в Вавилоне кассита Эллиль-надин-аххе, который должен был в качестве вассала Элама позаботиться о соблюдении порядка. Как развивались события в Месопотамии в дальнейшем, становится известно лишь из записей вавилонского царя, выдающегося Навуходоносора I, правившего некоторое время спустя. Навуходоносор сообщает, что Шутрук-Наххунте передал господство над Вавилонией «своему сыну-первенцу Кутир-Наххунте». «Однако преступления его намного превосходили злодеяния его предков. Он был враждебно настроен к стране Аккад и посадил (в Вавилоне) на трон одного из моих предшественников Эллиль-надин-аххе». Этот последний касситский царь, однако, вскоре восстал против своего эламского повелителя. В течение трёх лет Кутир-Наххунте вынужден был вести борьбу против мятежных вавилонян. Затем в 1157 году до н. э. ему удалось одержать решающую победу. Последний кассит вынужден был отправиться в эламскую ссылку. «Кутир-Наххунте разгневался (на касситов) и, подобно всемирному потопу, смёл всё население из Аккада. Вавилон и другие прославленные очаги культа он превратил в груды развалин. Великого бога Мардука он вынудил сойти с трона своего величия. Народ Шумера и Аккада он угнал в плен в Элам. Эллиль-надин-аххе он также уволок, уничтожил его царство, покончил с его господством. Он назначил наместника, но не вавилонского происхождения, а врага Мардука».
Хотя в 1157 году до н. э. и наступил конец касситскому господству, однако Элам невзирая на это не смог удержать неограниченную власть над Вавилонией. Скорбь и ожесточение населения по поводу эламских зверств, в особенности из-за насильственного увоза статуи Мардука из Вавилона, послужили благоприятной почвой для возникновения сопротивления, воспользовавшись которым вавилонянин Мардук-кабит-аххешу мог основать новую династию в Исине. И, хотя эламиты прилогали все усилия, чтобы отстоять Вавилонию, не раз предпринимая внезапные набеги, однако Эламу всё же не удалось свергнуть II династию Исина.
Царь Шутрук-Наххунте через несколько лет после падения касситского господства в Вавилонии, по-видимому, умер около 1155 году до н. э.
 
Кутир-Наххунте I («Бог Солнца — пастырь») — царь Элама, правил приблизительно в 1155 — 1150 годах до н. э. Сын Шутрук-Наххунте I.
Ещё будучи правителем Суз, Кутир-Наххунте приступил в столице царства к перестройке храма Иншушинака. В надписи того времени, в которой он величал себя лишь «любимым слугой» бога без упоминания какого-либо светского титула, он сообщает, что стены святыми были разрушены. Поэтому он распорядился полностью их снести и заменить кирпичными стенами. Эти новые стены Кутир-Наххунте велел украсить самобытными рельефами. Однако перестройка так и не была завершена при его жизни.
Около 1160 года до н. э. совместно со своим отцом совершил нападению на Вавилонию и после захвата страны был там поставлен наместником. После смерти отца в 1155 года до н. э. занял престол Элама.
Кутир-Наххунте умер, вероятно, около 1160 года до н. э. О его смерти позднейшие вавилонские записи сообщают нечто ужасное: собственный его сын Хутелутуш-Иншушинак будто бы заколол своего отца железным кинжалом. Но это предание кажется маловероятным, ибо так называемого отцеубийцу его дядя (брат умершего), следующий царь Элама Шилхак-Иншушинак в течение всего длительного периода своего царствования держал возле себя в качестве правителя Суз. Именно этот дядя, царь Шилхак-Иншушинак, женился после смерти Кутир-Наххунте на его вдове Наххунте-Уту, то есть на матери так называемого отцеубийцы. Когда впоследствии Хутелутуш-Иншушинак сам наследовал трон, он с гордостью называл себя сыном и Кутир-Наххунте и Шилхак-Иншушинака. Можно, конечно, принять высказывания в надписях за верх ханжеского бесстыдства, однако всё же более вероятно, что Кутир-Наххунте умер естественной смертью.
 
Шилхак-Иншушинак («Иншушинак придал силы») — царь Элама, правил приблизительно в 1150 — 1120 годах до н. э. Младший сын Шутрук-Наххунте I, брак Кутир-Наххунте I. Наряду со своим отцом Шутрук-Наххунте I и более ранним царём Унташ-Напириша Шилхак-Иншушинак относится к величайшим царям Элама.
Из всех эламских царей Шилхак-Иншушинак оставил наибольшее количество надписей: около 30, и среди них весьма обширные. Хотя многого, даже очень многого, в этих памятниках до конца понять невозможно, всё же в связи с обилием материала кое о чём можно догадаться из контекста.
 
Военные походы
Шилхак-Иншушинак продолжил внешнюю политику своих предшественников и осуществлял многочисленные набеги на Двуречье. Хотя в Сузах и были найдены обломки целого ряда стел, учрежденных в честь побед, одержанных Шилхак-Иншушинаком, однако они, к сожалению, не смогли создать связную картину его военных походов. Один из таких памятников хотя и содержал регулярную военную сводку, однако был сильно поврежден и недоступен для понимания. Можно предположить только общую картину военных действий. По-видимому, Шилхак-Иншушинак нападал на Двуречье в большинстве случаев через удобные для вторжения ворота у Дера, а затем продолжал свой марш по направлению к северу. Первой жертвой при этом становилась область реки Диялы, расположенная перед «воротами Азии», на военной дороге из Вавилонии к Иранскому нагорью. Продвигаясь по этой дороге, эламское войско захватило Ялман (ныне Хольван). Как и его отец Шутрук-Наххунте, Шилхак-Иншушинак захватил город Каринташ (ныне Каринд). От стелы, увековечившей эту победу, к сожалению, остались лишь несколько строк, однако и они позволяют сделать предположение о бесчинствах эламских воинов в стране врага. «Все потомки царя Каринташа, его жены, наложницы и родственники были согнаны в одно место и отправлены в ссылку и [...]» Можно предположить, что Шилхак-Иншушинак вернулся в Сузиану через Лурестан, после того как он снова включил в эламские владения военную дорогу, так часто становившуюся объектом борьбы.
О жестоких методах войны можно судить из молитвы Шилхак-Иншушинак, увековеченной на камне: «Уничтожь вражеское войско, бог Иншушинак! Растопчи ногами их имена, их род! Сожги их, сдери с них шкуру, изжарь их заживо! Пусть огонь сожжёт наших врагов, пусть их союзники будут повешены на столбах! Сожженных, с содранной шкурой, закованных в кандалы пусть их бросят к моим ногам!»
Другие военные подразделения, достигнув области Диялы, направлялись дальше на север. Эламиты, заняли нагорье Эбех (Джебель-Хамрин), завоевали Магду (сегодняшний Тус-Хурматли). Шилхак-Иншушинак проник уже во владения Ассирии. Завоевав Угар-Салли вблизи реки Нижний Заб, он снова отобрал у ассирийского царя Ашшур-дана I те земли, которые тот в 1160 году до н. э. отнял у Забаба-шум-иддина, предпоследнего касситского царя Вавилонии. Ещё более тяжелый удар постиг Ассирию, когда эламиты заняли также ассирийские города Аррапху (около современного Киркука) и Титурру (современный Алтынкепрю). Некоторые историки считают, что это поражение привело к низложению, а затем и к смерти царя Ашшур-дана I, который после 46-летнего царствования стал стар и слаб. Если это предположение верно, то этот поход Шилхак-Иншушинака имел место в 1133 году до н. э.
Между тем в Вавилонии окрепла II династии Исина, что доказывают, что завоевания его предшественников Шутрук-Наххунте и Кутир-Наххунте I не были здесь долговечны. Второй царь этой династии Итти-Мардук-балату, воспользовавшись отвлечением эламских сил на войну с Ассирией, осмелился даже напасть на эламитов с фланга. Шилхак-Иншушинак тут же предпринял против него поход, дошёл до Тигра, где разбил вавилонскую армию и преследовал её на запад до самого Евфрата, где снова одержал победу. По-видимому, это послужило концом правления Итти-Мардук-балату. Есть предположение, основанное на анналах Навуходоносора I, что следующий царь Нинурта-надин-шуми также потерпел поражение от Элама и был захвачен в плен. Однако, проводя эту политику войны, Шилхак-Иншушинак явно подорвал силы Элама. Ибо, когда в лице Навуходоносора I в Вавилонии появился сильный правитель, положение изменилось и Элам быстро пришёл в упадок. Правда произошло это уже после смерти Шилхак-Иншушинака.
 
Почитание предков
Шилхак-Иншушинак больше привлекает современных историков, как благочестивый отец семейства, чем победоносный полководец. Надписи Шилхак-Иншушинака свидетельствуют об его совершенно особенном почитании своего рода, своих предков и вообще предшествующих царей. Строительная деятельность последних в священном округе в Сузах вызывала с его стороны самые теплые симпатии. Похоже, что ему доставляло истинное удовольствие полностью обновить святыню Иншушинака и сохранить тем самым для потомства ещё не полностью разрушенные надписи своих предков. Историко-архивным наклонностям этого эламского царя историки обязаны, кстати, и царскими списками Среднеэламского периода. Они состоят из многочисленных кирпичей, надписанных именами прежних царей-строителей, к которым Шилхак-Иншушинак распорядился присоединить кирпич со своим именем и снова вделать в храм Иншушинака. Подобные кирпичи сохранились от 14 правителей начиная с Хутран-темпти, предполагаемого победителя Ибби-Суэна царя шумерской III династии Ура, Эпарти и целого ряда других верховных правителей и кончая Хумбан-нуменой I из династии Игехалкидов. Кроме того, до нас дошел составленный самим Шилхак-Иншушинаком царский список на одной из его больших стел. Этот список расценивается как плод собственных исследований Шилхак-Иншушинака. Царствующий архивариус и историк, очевидно, ощутил потребность в том, чтобы вписать своё собственное бытие и свои творения в историю Элама в наиболее выгодном для себя свете. Его список включает 16 царей, принимавших участие в строительстве храма Иншушинака до него. Он охватывает царей начиная с Идатту-Иншушинака, сына сестры Хутран-темпти и кончая его собственным старшим братом Кутир-Наххунте I. «Эти прежние цари», говорит Шилхак-Иншушинак, «творили здесь, в святыне Иншушинака. Их надписи не были мною ни уничтожены, ни изменены, а просто обновлены и замурованы в храме Иншушинака».
 
Забота о храмах
Шилхак-Иншушинак больше чем любой другой правитель проявил заботу по возведению и сохранению храмов. В одной надписи он не без удовлетворения сообщает, что восстановил в общей сложности 20 «храмов в рощах» для Хумпана, Пиненкир, Лагамар, но главным образом для Иншушинака. Шилхак-Иншушинак особенно почитал Иншушинака. Обращаясь к нему, он говорит с ним не только как царь, но и как человек, который надеется на защиту и утешение своего бога. Поэтому большинство надписей Шилхак-Иншушинака посвящено именно этому божеству, «милостивому господину, давшему мне своё имя».
 
Культ предков широко был распространён у индоевропейцев, проживавших в это время по соседству с Эламом. См. Фраваши – Духи-Хранители человечества.
 
Хутелутуш-Иншушинак («Иншушинак благосклонен к его деяниям») — царь Элама, правил приблизительно в 1120 — 1110 годах до н. э. Сын Кутир-Наххунте I и царицы Наххунте-Уту, однако в своих надписях он называет своими отцами и Кутир-Наххунте I и, заменившего того на престоле, его брата Шилхак-Иншушинака. Это происходит от того, что после смерти Кутир-Наххунте I, его вдова Наххунте-Уту, согласно существующему в Эламе обычаю (так называемый левират), стала женой младшего брата покойного, а сын умершего царя был усыновлён тем. В одной из своих надписей Хутелутуш-Иншушинак называет себя даже «сыном» Шутрук-Наххунте, Кутир-Наххунте и Шилхак-Иншушинака… В действительности эти трое были его дедом, отцом и дядей! Дело в том, что эламское слово так означает не только «сын», а также и «мужской отпрыск», «мужской потомок». В этом попутно проявлялось совершенно необычное чувство родства у эламитов, сущность которого не совсем понятна, а именно, различие мужской и женской наследственности.
Хутелутуш-Иншушинака вавилонская хроника называет убийцей своего отца Кутир-Наххунте I; будто бы он заколол того железным кинжалом. Однако в эламских текстах нет даже намёка на это преступление, поэтому данный рассказ считается вымыслом. При Шилхак-Иншушинаке наследовавшему Кутир-Наххунте I, Хутелутуш-Иншушинак был правителем Суз.
От Хутелутуш-Иншушинака в Сузах не сохранилось ни многочисленных, ни обширных надписей, но тем не менее их можно отнести к самым содержательным царским документам, так как в них особенно ярко проступает самобытность эламского характера. По непонятным причинам Хутелутуш-Иншушинак отказался от прежнего почётного царского титула, принятого его предками: он не называет себя больше «царём Аншана и Суз», а «умножителем государтва, наследником Элама и Суз». Возможно, что за этим скрывается государственно-правовая реорганизация. Во всяком случае, при чтении документов даннoгo царя создается впечатление, что ему пришлось кое-чем поступиться в управлении царством по сравнению с безраздельным господством своих предков.
Хутелутуш-Иншушинак пожертвовал храму божественной четы Симуту и Манзат в Сузах новую каменную дверную петлю. Дар был предназначен преимущественно богине. Царь вообще предпочитал обращаться к богиням, особенно к Ишмекараб и Упуркупак. Популярность бога Иншушинака заметно падает, а другие мужские божества, что касается доступных нам до сих пор свидетельств, полностью обходятся вниманием. Надпись на упомянутой дверной петле гласит: «О богиня Манзат, великая госпожа! Я, Хутелутуш-Иншушинак, сын Кутир-Наххунте и Шилхак-Иншушинака, умножитель царства. Я молил о своей жизни, о жизни Наххунте-Уту, моей матери почитаемой, о жизни моих братьев и сестер, и поэтому я велел изготовить эту дверную петлю из камня и установить в храме богини Манзат и эламского бога Симута».
Из вышеупомянутой надписи Хутелутуш-Иншушинака на дверной петле вытекает, что его мать Наххунте-Уту ко времени составления надписи была ещё жива. В более поздних надписях она отсутствует, а это означает, что она ненадолго пережила двух своих супругов (=братьев,). Кроме того, надпись доказывает, что Хутелутуш-Иншушинак умер бездетным, ибо непосредственно после своей матери он перечисляет своих братьев и сестёр. В действительности они приходились ему лишь сводными братьями и сестрами, так как были детьми его матери Наххунте-Уту по второму браку с его дядей Шилхак-Иншушинаком. По эламским понятиям, в этом нe было никакой разницы. Главным было то, что восемь сестер и братьев происходили от «матери почитаемой», которая олицетворяла наследственные права династии на престол.
О внешней политике Элама при Хутелутуш-Иншушинаке известно лишь из записей Навуходоносора I. Этот четвёртый царь II династии Исина предпринял отчаянные усилия, чтобы сломить эламское господство на юге Двуречья. Скрепя сердце, он решился около 1115 года до н. э. на поход против Элама. Запаси Навуходоносора обнаруживают, на какой риск он при этом шёл: «Я сам себе говорил в страхе, тревоге и отчаянии: Я не хочу разделить участь моего предшественника, который пребывает в Эламе; лучше мне умереть». Упоминая об этом предшественнике, томившемся в эламском плену, Навуходоносор, вероятно, имел в виду царя Нинурта-надин-шуми из Исина, ибо после насильственного угона Кутир-Наххунте I последнего касситского царя Вавилонии Эллиль-надин-аххе в 1157 году до н. э. прошло слишком много времени, чтобы пленник мог ещё быть в живых. Следовательно, из этого можно заключить, что Шилхак-Иншушинак во время своего победоносного продвижения до Евфрата взял в плен также и третьего царя II династии Исина и также увёл его затем в Элам. Во всяком случае, Навуходоносор I всеми силами противился подобной участи.
«Я не хочу уклониться от битвы с эламитом», продолжает он, «я не хочу поворачивать вспять. Поэтому Я поджидал его с ещё оставшимся войском у верховья реки Укну (современная Керхе). Однако Нергал, сильнейший из богов, наказал моих воинов [болезнью]». Здесь в глиняной табличке пропуск. Затем Навуходоносор продолжает: «Я побоялся смерти и не отважился на битву, я повернул обратно… В городе Кар-Дур-Апиль-Син я сидел как оглушенный. Эламит (Хутелутуш-Иншушинак) пришёл, и я бежал из города. Я лежал на ложе стенаний и вздохов и, плача, молился богам». Конец этой записи отсутствует, однако содержание его не подлежит сомнению: Навуходоносор был побеждён эламитами и должен был как за себя, так и за своё царство Исин опасаться самого худшего.
Однако вавилонянин получил неожиданную помощь. Похоже, что эламский царь правил слишком круто в подвластных ему владениях. Во всяком случае, из Сузианы от него сбежали к Навуходоносору не только два весьма влиятельных жреца, захватив статую бога Риа, но и правитель Лакти-Шиху из Бит-Карзиябку, расположенной в эламской пограничной области Дер, перешёл из эламского подчинения в вавилонское. Навуходоносор, воодушевившись, немедленно поставил Лакти-Шиху командовать своими боевыми колесницами и отважился, по-видимому, около 1110 года до н. э. на новое нападение на Элам из Дера. Подробности известны из охранной грамоты на камне (кудурру), которую царь посвятил своему союзнику Лакти-Шиху после его победоносного возвращения домой. В ней Лакти-Шиху предоставляется ряд привилегий в Бит-Карзиябку. В этой грамоте говорится: «Навуходоносор, внемля советам царя богов Мардуку, взялся за оружие, чтобы отомстить за Аккад. Он вышел со своим войском из Дера и совершил марш дважды по 30 часов. В месяце таммуз (приблизительно июль) он предпринял этот поход. [Камни] на дорогах жгли, как огонь, кончилась вода, устали лошади, ноги воинов подкашивались. Однако благородный царь не останавливался, его не страшила недоступная земля, он продолжал подгонять коней в упряжке. Лакти-Шиху, правитель Бит-Кирзиябку, военачальник его боевых колесниц, чьё место было оправа от царя, не покинул своего повелителя в беде и также погнал свою боевую колесницу вперед. Могущественный царь достиг побережья реки Улай; и оба царя (Навуходоносор и Хутелутуш-Иншушинак) начали сражение. Рядом с ними то и дело вспыхивал огонь, пыль затмевала солнечный свет, война свирепствовала подобно урагану». На этот раз военное счастье улыбнулось вавилонянину: «Хутелутуш-Иншушинак, царь Элама, скрылся в своей горе». Загадочный оборот речи означает, что Хутелутуш-Иншушинак нашёл тогда свою смерть. «Царь Навуходоносор победил, он завоевал страну Элам и разграбил его богатства».
Хотя Элам ненадолго подпал под владычество вавилонского царя, все же битва на р. Улай, вблизи Суз, определила дальнейшую судьбу государства. Даже столетия спустя вспоминали эту решающую победу: в исторических записях вавилонских звездочетов она связывалась с появлением метеора, предзнаменовавшего «разгром Навуходоносором Элама». Зенит славы Элама остался позади.
 
Шилхина-хамру-Лагамар — царь Элама, правил приблизительно с 1110 года до н. э. Сын Шилхак-Иншушинака и царицы Наххунте-Уту, сводный брат (по матери) Хутелутуш-Иншушинака сына Кутир-Наххунте I. Занял эламский престол согласно наследственному праву, после гибели Хутелутуш-Иншушинака, умершего бездетным. Однако о его правлении нам ничего не известно. О том, что Шилхина-хамру-Лагамар всё же правил доказывает надпись гораздо более позднего эламского царя Шутрук-Наххунте II, который называет его «могущественным царём».
Сузы, казалось, были тогда, около 1110 года до н. э., настолько опустошены, что они надолго потеряли своё значение как столица царства. Во всяком случае, за последующие четыре столетия полностью отсутствуют какие-либо записи об этом городе. Конец Шутрукидов поэтому покрыт таким же мраком неизвестности, как и гибель царств Авана, Симашки и Эпартидов. Так внезапно обрывается Среднеэламский период.
 
После поражения Вавилонии, нанесенного ей ассирийским царем Тиглатпаласаром I в конце XII в. до н.э., обе страны, Элам и Вавилония, испытывают период упадка.
В Эламе восстанавливается или сохраняется господство местной знати; отсутствие крепкого централизованного государства и крайнюю непрочность царской власти, превратившуюся в игрушку борющихся клик знати.
 
985 - 980 гг. до н.э. - правление эламитской династии в Вавилоне.
 
584 - 550 гг. до н.э. - правление Астиага (царь Мидии). Он подчинил своей власти Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Элам перестал существовать как самостоятельное государство.
 
Религия эламитов
 
Религия эламитов - политеизм, имела многие черты, сближавшие ее с религиями соседней Месопотамии. Главным божеством в III тысячелетии до н.э. была богиня Пиненкир (существовали еще 2 богини-матери - Парти и Киририша), через тысячу лет "на престоле" ее сменил мужской бог Хумпан. Большое значение играл также культ бога города Суз Иншушинака. Другие известные боги - Хутран, Манзат, Наххунте, Нарунди.
По верованиям эламитов, каждое божество обладало сверхъестественно аурой китен, которая могла превращаться в металлический или каменный знак - табу.
Богам приносили жертвы и поклонялись в храмах, построенных наподобие месопотамских на вершинах ступенчатых пирамид-зиккуратов. Такой зиккурат сохранился в нынешнем Чога - Замбиль, он построен во времена царя Унташ-Напириши. Кроме того, известны обряды поклонения богам в священных рощах, которые росли близ храмов.
 

Элам.Династия Шутрукидов.

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (13.02.2012)
Просмотров: 2619 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz