СКИФЫ
ГОСУДАРСТВО УРАМ
На берегах Чёрного моря выросло протоскифское государство, которое называлось Урам.
- 3 553 г. до н.э.- скифы за 2800 лет до основания Рима достигают господства в Европе и Азии (времен развития от Днестра до Днепра трипольских протогородов).
По первой версии происхождения скифов - они произошли от Зевса и богини реки Днепра.
"От первого человека Таргитая (по Геродоту, сына Зевса и дочери реки Борисфена Днепра) родилось три сына - Липоксай ("Повелитель гор Рипа", повелитель Урала), Апроксай ("Повелитель глубины" - "апро" в осетинском значит "глубина", "ксай" равнозначно иранскому "шхай"- "повелитель") и Колаксай ("Солнце-царь"). Когда они подросли, с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Ни старший, ни средний брат из-за страшного жара, исходившего от этих предметов, не сумели их поднять. Сумел лишь младший брат Колаксай, его и считают своим родоначальником скифы-пахари (Приднепровье), сами себя называвшие сколотами".
«И крови много там лилось оттого, что была распря великая за посевы и пашни по обе стороны от Дона (у А. И. Асова - «от Дуная») и до гор русских, и до пастбищ карпатских. И там они начали рядить и выбрали Кола, и был он для них вождем, а также он отпор врагам творил». «Скифский царь Колаксай был инициатором реформы в Великой Скифии, разрядившим обстановку и прекратившим пожар междоусобиц, говорит таблица 16а из Велесовой книги».
Вторая половина III - начало II тыс. до н.э.
"Скифы являются потомками Геракла. Геракл, искавший в районе Крыма разбежавшихся коров Гериона, встретился с полуженщиной, полузмеёй (культ ведьм), от которой потом родились три сына..."
Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя, ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?" - спрашивала полуженщина-полузмея Геракла. Геракл же ответил на это:
"Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь моё желание".
С этими словами Геракл натянул один из своих луков. Затем, показав, как он должен опоясываться, передал лук и пояс (на конце застёжки пояса висела золотая чаша) и уехал.
Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафисом, другого Гелоном (эллины), а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как он велел. Агафис и Гелон не сумели натянуть лук, и мать изгнала их из страны. Скиф смог и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе".
- Ок. 2 050 г. до н.э. - молодые скифские цари Плин и Сколопит выводят дружины и родичей в Южное Причерноморье, ведут войны с окрестными народами (римские историки).
АМАЗОНКИ
- Ок. 1 900 г. до н.э. - Скифией правят цари Сагил и Панасагор, на юге от дружин Плина и Сколопита остались преимущественно женщины, которые начали движение амазонок.
- Ок. 1 850 г. до н.э. - поход фараона Сесостриса (
Сенусерта) на Фракию, Скифию и Кавказ (подробно описан Геродотом).
- Ок. 1 500 г. до н.э. (эпос) - во главе царства амазонок две сестры, Антиопа и Оритийя. Геркулес (Геракл - по мифам греков, родоначальник и скифов) приплыл к амазонкам по морю и захватил их врасплох безоружными и неподготовленными вследствие царившей в мирное время беззаботности. Две сестры Антиопы были удержаны - Меланиппа (Смалянка-Смуглянка) Геркулесом и Гипполита (Всадница) Тесеем. Тесей вступил в брак с Гипполитой, а Геракл возвратил Меланиппу сестре и получил оружие царицы в виде выкупа. Оритийи стала женой Борея (бога северного ветра на горах Рипах), позже царством владела Пентесилея...
Геродот относил появление основных родоначальников народов Скифии примерно к 1 512 г. до н.э. (за «тысячу» лет до войны с Дарием 1).
На рубеже 18-17 вв. до н.э. абашевские племена (См.
Абашевская Культура.) послужили одним из компонентов формирования раннесрубного и раннеалакульского населения степной и лесостепной обл. Северной Евразии.
СРУБНАЯ КУЛЬТУРА
1 600 – 1 200 гг. до н.э.
- 9. Киммерийская языковая общность – XIX – VII вв. до н.э.
ПротоСкифы/Киммерийцы. На Нижнем Дунае индоевропейцы вместе одной из ветвей хатто-ашуйцев участвовали в формировании нижнедунайского и византийского типов понтийской ветви (киммерийцы), которая распространилась вокруг Черного моря.
Киммерийцы - антропологически – понтийский тип. В понтийской расе сочетаются средиземноморские и динарские (фракийцы южные славяне-украинцы, югославы, болгары, татары и др.) черты.
Срубная культура - протоскифская или киммерийская культура была распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении и Прибалхашья.
До начала II тыс. до н.э. в ареале распространения срубно -
андроновской культуры (памятники которой обнаружены на территории ст. Волги до Западной Сибири. 2 300 – 1 000 гг. до н.э.) отсутствуют следы четкой социальной стратификации. Но во второй половине II тыс. до н.э. и среди индоариев, и среди иранцев появляются воины-колесничии-люди составившие свои племенные обязанности и связи и примкнувшие к воинственным вождям, которые повели их на грабеж других. Новое оружие из бронзы и быстрые колесницы позволяли этим отрядам совершать неожиданные набеги и нападения, убивать, захватывать добычу и скот". Ø
1 600 - 1 000 гг. до н.э. - киммерийский период южно - русских степей.
Наивысшего расцвета срубная культура достигает во второй период (15-14 в. до н.э.).
Кавказские берендеи вели род от Велеса и сына его Ярило. "Бер" - название священного животного Велеса-медведя. В древнем Берендеевом царстве (Северный Дагестан) сохранились следы почитания Ярилы под именем святого Георгия (Грузия.).
Прародитель ариев - Арий (воплощение Ярилы) известен у греков как Персей. Ария и по сей день почитают как святого предка иранцы (и ираноязычные осетины) и армяне.
- 12. 1.900 г. до н.э. выделение из индоиранской общности индоарийской (индская) и праиранской ветвей.
Двинувшиеся на юг, восточно-арийские племена в конечном итоге разделились на:
а) западноиранские – заселившие Переднеазиатское нагорье (мидяне, персы). Иранская (арийскую) группа.. Иранцы (арийцы) почитали Асилу Велеса (Ахура Мазда), они были асопоклонниками. Арий Оседень (Персей) - прародитель ариев-персов.
- 1.900 г. до н.э. иранский язык выделился из индоиранской общности.
б) восточноиранские – занявшие Среднюю Азию (азиатские скифы и саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и др.). Часть «восточных иранцев» (прототохары) ушла ещё дальше на восток, в степи Южной Сибири – в древнекитайских хрониках это индоевропейское население было известно под именем «динлины». Часть «динлинов» смешалась с местным протомонгольским населением, и на границе двух рас (европеоидов и монголоидов) сформировалась новая алтайская или тюрская подраса - китайцам древнейшие тюрки были известны под именем «хунну».
в) индоарийские – вторгшиеся в Северную Индию. Индская группа. Санскрит - язык ведийских ариев. Санскрит схож со словами и формами греческого, латинского, готского (древнегерманского), кельтского и др. языков. Инды почитали своим богом Дыя (Дьяуса, Дивса, Дялу), они были дэвопоклонниками.
Все они потомки разных скифских родов, некогда пришедших на Кавказ и основавших древнее арийское царство Ишкуза (Скифское царство).
ЦАРСТВО ИШКУЗА
Белозёрский этап С.К.
XI-IX вв. до н.э.
Северный диалект западно-иранского языка
↓
киммерийцы северо-западный иранский язык
↓
скифы-сколоты
Носители Белогрудовской культуры (11—9 вв. до н.э., охватывает территорию между Днестром и Днепром) мигрировали на Балканы и составили основу фракийцев. Частично смешались с пришлыми иранскими племенами, породив культуру скифов-пахарей.
Скифы говорили на языке, который принадлежит к иранской ветви арийских языков. Он наиболее близок к языку современных осетин.
- 1 233 г. до н.э. - «в 480 году до основания города (Рима) царь египетский Весоз, или желая смешать войной юг и север, разделенные почти целым небом и морем пояса, или присоединить их к своему царству, первым объявил войну скифам, отправив наперед послов объявить врагам условия подчинения. На это скифы отвечают, что глупо богатейший царь предпринял войну против неимущих, ибо ему, наоборот, следует бояться, как бы не остаться, в виду неизвестного исхода войны, без всяких выгод и с явными убытками. Затем им не приходится ждать, пока к ним придут, а они пойдут сами навстречу добыче. Они не медлят, и за словом следует дело. Прежде всего, они принуждают самого Весоза (имя связывают с одним из Рамсесов) в испуге бежать в свое царство, на оставленное же войско нападают и забирают все военные припасы. Они опустошили бы также весь Египет, если бы не были задержаны и отражены болотами. Вернувшись тотчас назад, они бесконечной резней покорили всю Азию и сделали её своей данницей» (римские авторы).
- 1 000-600 гг. до н.э. - скифский период южно-русских степей.
Скифы (греч. Σκύθαι) - ираноязычный, преимущественно кочевой народ Евразии, доминирующий в понтийской степи в античную эпоху.
Скифский язык входил в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек сохранившихся в греческих записях.
Страна, где обитали скифы, веками называлась Скифия, затем меняла название. Слово скифы часто использовалось по отношению ко многим другим народам евразийских степей. Византийские источники часто называют скифами Русь. Русские летописи XVII в. считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифии.
Североазиатские пространства Страбон заселяет племенами даев (дагов), массагетов и саков. Для общего обозначения всех этих племён, включающих в себя ещё более мелкие племена, имеющие собственные наименования, Страбон употребляет имя скифов. Ещё более определённо высказывается Помпоний Мела, называющий северное побережье Азии Скифским полуостровом и населяющим его скифами-андрофагами и саками.
Основная территория расселения скифов - степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен.
Курган Аржан - самых древних скифских курганов на Алтае IX в. до н.э.
Кочевые племена скифов некогда жили в Азии у реки Аракс. Были они тогда слабы и немногочисленным народом, презираемым за своё бесславие.
722 г. до н.э. - возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где уже веками правили киммерийцы начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии.
Скифы перешли реку Аракс и вторглись в области Северного Причерноморья, до того заселённые киммерийцами. При приближении скифов, рассказывает Геродот, киммерийцы покинули свою страну и через Кавказские горы бежали в Переднюю Азию. Преследуя их, скифы оказались на территории государств Ближнего Востока, на которые в течение многих лет наводили страх своими набегами и побором дани.
Киммерийцы в 680 г. до н.э. заняли значительную часть территории Фригии (Малая Азия). В 673 г. до н.э. военныме действия между ассирийцами и киммерийцами.
В бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы. 655 до н.э. - милезийцами основали Ольвию.
«…самою значительною из них была здесь Ольвия (Борисфен, Милетополис), основанная милезийцами за 655 г. до н.э. при устье Гипаниса, или Буга. По Геродоту, имела предместие, рынок, дворец скифского царя Скюлеса; по надписям видно, что в нем был гимназиум, хлебный складочный магазин, базар, рыбный рынок, корабельные верфи. Скифы производили здесь торговлю посредством семи толмачей; Ольвия имела обширные торговые связи с греческими городами до самой Сицилии».
В начале I века н.э. геты разрушили греческую колонию Ольвию, через которую праславяне общались с греческим миром. Это вызвало возмущение праславян скифов-пахарей, так как они получали немалый доход от торговли с греками. Потом праславяне помогли восстановить порт. С этого момента борьба гетов и праславян усиливается. Керамическая культура, которую соотносят со славянами, с этого времени начинает быстро распространяться на юг, оттесняя фракийцев из района Придунайских гор и с побережья. В дальнейшем, в IV-V веках н.э., это продвижение славян и расселение их на Балканском полуострове привело к образованию южной ветви славянских народов и смешению славян с фракийцами.
Ассирия нашла себе союзника против мидян в лице скифов и напала на Мидию (Иран), после чего в стране в 653-625 гг. до н.э. установилось скифское господство.
Иранский язык мидян и язык скифов были очень близки.
Затем государство Урарту было завоёвано скифами.
Скифская орда, устремившись через Кавказ, вторглись в Переднюю Азию,завоевали Мидию, Сирию и Палестину, дошли до Египта и лишь случайно не завладела им.
В 625 г. до н.э. царём Мидии становится Киаксар (625-584 г. до н.э.). Он разгромил скифов. 28 лет кочевники безраздельно властвовали в Малой Азии и по пьянке лишились всего за одну ночь: скифских вождей пригласили на пир, напоили допьяна и всех до одного перерезали. Погибли также многие воины.
После нескольких военных неудач скифы вернулись в причерноморские степи. Здесь их государство простиралось от нижнего течения Истра (современный Дунай) до Азовского моря (в древности оно называлось Меотидой) и Танаиса (Дона).
Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки.
Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём
Дарием I в 512 г. до н.э.
По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы, жившие в степях между Днепром и Доном.
По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники.
Между Инулом и Днепром вперемешку с кочевниками жили скифы-земледельцы.
В бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их - алазоны, а ещё севернее - скифы-пахари. Границы расселения отдельных племён Скифии (особенно скифов-пахарей) неясны.