ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Понедельник, 25.11.2024, 23:16
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Гелоны. Будины.
ГЕЛОНЫ. БУДИНЫ
 
Гелоны — сарматское племя, жившее на Днепре, приблизительно в нынешней Украйне, и родственное будинам (Геродот, IV, 108, 123); у них была принята татуировка, почему Вергилий называет их picti Geloi. У Горация это имя служит для обозначения всякого… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
Нравы и культура скифских племен различны... Кочевые номады следуют за пастбищами для скота и остаются на одном месте, пока скот не съест всей травы. Пахари занимаются хлебопашеством и обработкой полей.
Внутри страны жители ведут более суровый образ жизни, и земля менее обработана. Они любят войны и резню... Даже при заключении договоров проливается кровь: договаривающиеся наносят себе раны, смешивают выступившую из них кровь и пьют ее; это считается у них самым крепким залогом сохранения верности.
Во время пиршества перечисление, кто сколько перебил врагов, является любимейшим и самым частым предметом беседы, причем те, которые перечисляли больше всех, пьют из двух чаш: это считается особенной почестью во время веселья. Чаши делают они из черепов злейших врагов...
Гелоны (подобный обряд Геродот связывал со скифами) покрывают человеческими кожами своих коней и самих себя, первых - кожей с остального тела, а себя - головной. У меланхеленов черная одежда и от нее самое их название; у невров есть для каждого определенное время, в которое они по желанию превращаются в волков и затем снова принимают прежний вид. Марс у всех главный бог; вместо изображений посвящают ему мечи и пояса, а вместо жертвенных животных убивают людей...
ПОМПОНИЙ МЕЛА (I в.н.э.)
 
266-283... (В войске Помпея) окунули в яд свои стрелы кочующие народы Скифии, которых ограничивает ледяной бездной Бактр и обширными лесами Гиркания. Затем лакедомонские гениохи, племя страшное быстрой ездой, и сармат, сосед свирепых мосхов, живущих там, где Фасис рассекает богатейшие нивы колхов30, где течет роковой для Креза Галие, где... Танаис дает своим берегам имена разных частей света и, служа границей Азии и Европы, разделяет сопредельные части материка и своими изгибами увеличивает то одну, то другую часть света; где шумный пролив Понта выводит волны Меотиды и отнимается слава у Геркулесовых пределов и отрицается, что Океан допускает один Гадес. Отсюда явились племена эсседонские и ты, аримаси, подвязывающий волосы золотыми повязками; отсюда храбрый арий, и массагет, облегчающий долгий пост сарматской войны при помощи того самого коня, на котором раньше скакал, и быстрые, как птицы, гелоны...

Будины - большое и многочисленное племя; у всех у них светло-голубые глаза и рыжие волосы.
Будины имеют пространную область и количество их велико. Глаза их серые, но лицом красны. В их (будинов) земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооружёнными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое иступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной.
Будины-коренные жители страны-кочевники. Это единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками. Гелоны же, напротив, занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окружённое болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырёхугольной мордой (лоси). Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки".
СКАЗАНИЕ ГЕРОДОТА ГЕЛИОКАРНАССКОГО О СКИФАХ, САРМАТАХ И ПРОЧИХ
 
В среднем Поднепровье располагалось место жительства андрофагов (будины) и меланхленов. Будинам было свойственно культовое людоедство, откуда и родилось прозвище "андрофаги".
За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты — многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки.
Все меланхлецы носят черные одежды, отчего и происходит их название. Нравы у них скифские.
 
Около середины VI в. до н.э. поблизости от Гелона поселились невры, которым пришлось спасаться от появившихся в их землях множества змей. Местность Неврида, страна невров располагалась к северу от верховьев Днестра, между его истоком, истоками Западного Буга и бассейном реки Припяти. Это Северная Галиция и Волынь. Пришли они сюда из низовий Западного Буга.
 
В пределах территориальной полосы Харьковщина-Полтавщина-Киевщина в Геродотовы времена проживали представители единой культуры и единого типа погребений - столбовой конструкции деревянного склепа.
Город Гелон учёные отождествили в Бельским городищем (в 35 км. выше Полтавы по реке Припяти). Расположенное в междуречье Ворсклы и Сухой Груни, оно чётко разделено на три части. Археологи назвали их: Западное городище (на берегу реки Сухая Грунь); Восточное городище (на берегу реки Ворскла); Куземинское городище-между ними, на берегу Ворсклы.
Начало активного обустройства городища относят к VII в. до н.э., хотя найдены следы поселения, относящегося к VIII в. до н.э. Жители покинули город в III в. до н.э.
Вначале Западное и Восточное городища существовали раздельно. Затем они были объединены общим валом Большого Бельского городища. Объединение произошло V в. до н.э. К этому уже новому городищу было пристроено дополнительное – Куземинское - городище, построенное для охраны речной пристани.
Бельское городище было основано союзом двух племён в начале VI в. до н.э. будинами и переселившимися с правого берега Днестра борисфенитами ("скифы - пахари"), а затем пришли кочевники гелоны.
Аборигены будины создали культуру на месте Бельского городища, которая типична для лесостепных памятников скифской эпохи, охватывающих значительную территорию от Днепровоского Левобережья до Среднего Дона. Культура пришельцев гелонов по своему происхождению связана с Правобережными памятниками жаботинского типа и появилась на Левобережье лишь в раннескифское время.
"Это был крупнейший по тем временам политический и торгово-ремесленный центр в Лесостепной Скифии. Значительное различие археологических памятников Восточного и Западного городищ свидетельствует о том, что на этих двух поселениях, объединённых валом Большого Бельского городища, жило разное население, принадлежащее к различным этническим областям с разными обычаями и хозяйственными традициями. В таком случае всё Бельское городище следует рассматривать как центр племенного союза, в который входили по крайней мере два различных племени. К северу от Степной Скифии древние авторы упоминают только одно крупное поселение, с которым пытались отождествить Бельское городище. Это город Гелон, который Геродот описывает как центр своеобразного союза гелонов и будинов".
Наибольшая плотность населения Бельского городища была в Западном и Восточном городищах. Площадь их вместе составляет 3 868 га.
 
Куземинское городище занимало площадь в 15.4 га. Там нашли небольшой, слабонасыщенный культурный слой керамики IV-III вв. до н.э. В основном находки были сделаны на пологом склоне, который опускается к самому берегу реки Ворсклы. Видимо это была пристройка, защищавшая пристань. Это подтверждается и обнаруженным в этом месте складом античных остродонных амфор.
Западное и Восточное городища резко различаются между собой как по жилищам, так и по крепостным укреплениям, и по могильникам. Крепостные валы городища возводились на местах, где рос кустарник. Его сжигали, а затем строили стены из дерева и земли.
В Восточном городище опорные столбы стены располагались на большом расстоянии друг от друга. Между ними вкапывались на расстоянии около метра поддерживающие вертикально столбы. С внутренней стороны на вертикальные брёвна опиралась стена из горизонтальных брёвен и примыкающая к ней насыпь из глины и земли. В верхней части насыпи, для жёсткости конструкции и удержания верхних концов вертикальных брёвен, были заложены деревянные стяжки.
Первоначально крепостная стена была высотой около двух метров. Но в конце VI в. до н.э. её сожгли (войска Дария), при восстановлении стены были подняты в два раза-до 4-х метров.
Перед стеной был ров шириной до 5 м.40 см., глубиной от подошвы вала 5 м.60 см. Дно рва было плоское, шириной 1 м.10 см. Такое дно позволяло осаждённым незаметно для врага передвигаться во время вылазок. Верхняя часть внешней стороны стены была покрыта глиной и побелена. Вход в город был узким в начальной части и расширялся в сторону внутренней части города. Внутри города у стены был вал шириной до 7 м.20 см. Жили в Восточном городище в наземных столбовых домах с глинобитными печами. Это был крупный ремесленный центр. Здесь нашли целые комплексы, созданные для деятельности кузнецов, бронзолитейщиков, гончаров.
Обнаруженная там керамика относится к культуре VI в. до н.э. старшежуравского этапа. Есть здесь чернолощённая инструктированная керамика.
В городище находилось святилище с разнообразными предметами, некоторые из которых могут быть связаны с местным культом божества, подобного Дионису.
Западное городище располагалось на берегу реки Сухая Грунь. Там обнаружены курганообразные зольники, которые использовались в XIX-XX вв. н.э. для получения селитры. Зольники появились в VI в. до н.э. Число их как минимум семь, и располагались они по неправильному кругу. В зольниках археологи нашли обломки ионийских амфор VI-V вв. до н.э., протофазосских амфор V в. до н.э. и средиземноморских амфор неизвестного центра V-IV вв. до н.э. Это говорит о том, что жители Бельского городища вели активную торговлю со странами Средиземноморья и, что там постоянно проживала целая колония греческого купечества. В зольниках была обнаружена керамика так называемой жаботинской культуры (от раскопанного поселения на Тарасовской горе близ Жаботина).
Валы Западного городища тянутся на 3270 м. Там просто копался ров и насыпался вал. Вершина насыпи была чётко заострена под углом в 30 градусов к горизонту. Перед насыпью были вплотную друг к другу вбиты в землю вертикальные столбы. Нижняя часть служила стенами внутренних помещений, а верхняя - крепостной стеной. Население обитало в жилищах типа землянок с покатыми крышами.
Там обнаружено святилище с жертвенником, зооморфными и антроморфными статуэтками.
В целом внутри городища были колодцы, многочисленные зерновые ямы для больших запасов зерна и других продуктов, хозяйственные помещения. Здесь можно было содержать большие стада домашнего скота. Всё это позволяло выдерживать длительную осаду.
Во рвах городища были обнаружены наконечники стрел из бронзы, железа и кости, железные мечи и кинжалы, дротики, железные чешуйки от панциря, метательные камни разных размеров, булава.
 
Персы во главе с Дарием предприняли в 514-512 гг. до н.э. поход через Геллеспонт и Фракию в Северное Причерноморье. Перейдя Дуная, большое персидское войско углубилось в скифские степи. Скифы тревожили Дария постоянными нападениями своей колесницы, но уклонялись от решительного сражения.
"Военные планы скифов были составлены весьма хитро. Войско царя Скопаса должно было завлекать персов вдоль Меотиды. Два других царства - великое царство под властью Иданфирса и царство, где царём был Таксакис, соединившись в одно войско вместе с гелонами и будинами,- должны были медленно отступать, заманивая врага в пустынные местности.
Персы упорно преследовали хитрицов и проникли в землю будинов. Здесь они нашли большой город, окружённый деревянной стеной (Бельское городище). Жители его не оказали персам сопротивления, но заранее бежали, так что город был пуст. Персы предали его огню".
Персы в 512 г. до н.э. без сопротивления со стороны местного населения заняли и сожгли город Гелон (Бельское городище). Истощив свои силы, персы были вынуждены двинуться в обратный путь, оставив часть войска во Фракии. Постигшая Дария неудача сильно подорвала военный авторитет Персидской империи.
После поражения персов город Гелон был восстановлен и просуществовал до III в. до н.э.
 
Гелоны более тысячи лет не исчезают из источников. Они отчасти заметны в событиях времен Руаса и Аттилы, когда в движение на Запад вовлекались самые разные народы Скифии. Оружием гелонов признавалась металлическая коса, которая нередко использовалась земледельцами как оружие.

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (15.03.2012)
Просмотров: 2787 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz