Саки-МАССАГЕТЫ
Одним из главных символов скифов был олень/лось. Название саки-происходит от лося-сохатого. Североазиатские пространства Страбон заселяет племенами даев (дагов), массагетов и саков. Для общего обозначения всех этих племён, включающих в себя ещё более мелкие племена, имеющие собственные наименования, Страбон употребляет имя скифов. Ещё более определённо высказывается Помпоний Мела, называющий северное побережье Азии Скифским полуостровом и населяющим его скифами-андрофагами и саками.
Средняя Азия: Киргизия, Таджикистан, Туркмения.
ВОСТОЧНЫЕ ИРАНЦЫ
- 12. 1 900 г. до н.э. выделение из индоиранской общности индоарийской (индская) и праиранской ветвей.
Двинувшиеся на юг, восточно-арийские племена в конечном итоге разделились на:
а) западноиранские – заселившие Переднеазиатское нагорье (мидяне, персы). Иранская (арийскую) группа. Иранцы (арийцы) почитали Асилу Велеса (Ахура Мазда), они были асопоклонниками. Арий Оседень (Персей) - прародитель ариев-персов.
- 1 900 г. до н.э. иранский язык выделился из индоиранской общности.
б) восточноиранские – занявшие Среднюю Азию (азиатские скифы и саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и др.).
Часть «восточных иранцев» (прототохары) ушла ещё дальше на восток, в степи Южной Сибири – в древнекитайских хрониках это индоевропейское население было известно под именем «динлины». Часть «динлинов» смешалась с местным протомонгольским населением, и на границе двух рас (европеоидов и монголоидов) сформировалась новая алтайская или тюрская подраса - китайцам древнейшие тюрки были известны под именем «хунну».
в) индоарийские – вторгшиеся в Северную Индию. Индская группа. Санскрит - язык ведийских ариев. Санскрит схож со словами и формами греческого, латинского, готского (древнегерманского), кельтского и др. языков. Инды почитали своим богом Дыя (Дьяуса, Дивса, Дялу), они были дэвопоклонниками.
"Книга Велеса" называет прародиной славян землю Богумира и Славуни - Семиречье: "Создались роды те (поляне, древляне, кривичи, северяне и русы) в Семиречье, где мы жили за морем, в Крае Зелёном, когда мы были скотоводами".
"Предки наши жили в те времена в стране, расположенной между семью реками, и жили, беззаботно наслаждаясь дарами природы. Но за то зло, которое они совершили, их ожидало возмездие. Великие землетрясения потрясли страну, и вода в реках упала. Жизнь стала суровой, и отцы наши большими толпами рассеялись в соседних землях..."
Предания Памира. Семиречьем ("семь рек") называли свою прародину ведические арии, покорившие во II тысячелетии до н.э. Индостан.
Семиречье расположено вблизи озера Балхаш. Вся Средняя Азия - от Балхаш и Каспия - в древности были населены арийскими племенами, которые многими волнами в течение нескольких тысячелетий выплёскивались на просторы Евразии.
"В старые времена рыбоеды (массагеты) нас оставили, не желая идти в наши земли и говоря, что им и так хорошо. И так они погибли и не стали плодиться с нами, умерли, потому что от неплодных ничего не осталось. И неизвестно о тех костобоких, которые ждали помощи от самой Сварги и перестали трудиться, и вышло так, что они были поглощены илирами (финно-угры). И тут мы сказали, что это правда, что ничего от них обоих не осталось, так как илиры были поглощены нами-и не имеем мы теперь их".
Золотой сакский человек
Обобщенным термином «саки» в исторической науке называются скотоводческие племена Средней и Центральной Азии.
Близ северо-восточного побережья Каспия на плато Устюг в местечке у колодца Байт стоят каменные колоссы. Каменные исполины, некогда охраняли древние святилища массагетов.
"Вблизи двух высоких курганов лежало множество разбитых каменных изваяний. Статуи были разные - некоторые достигали четырёхметровой высоты, другие - чуть более двух метров. Тут валялись каменные головы, широкоплечие мужские торсы с узкой талией. Вероятно, внушительное зрелище представляла эта галерея в древности в лучах заходящего солнца. Туда, в сторону заката, в сторону "страны мёртвых" были обращены их лица. Поражено и количество скульптур-около 70 фигур на относительно небольшой площади. Это примерно столько, сколько всего найдено скифских каменных стел в степях Причерноморья более чем за сто лет..."
Святилище было сооружено в IV-III вв. до н.э. саками-массагетами.
Учёные также обнаружили на одном из камней знаки рунической письменности, но расшифровать их пока не удалось.
В IV-III вв. до н.э. массагеты были одним из прославленных своими победами народов. Тогда они отражали натиск переднеазиатских держав - Ассирии, потом Ахменидской Персии и др. государств.
Массагеты пришли на Кавказ ок. 680 г. до н. э, по свидетельству греческого историка Геродота, "преследуемые змеями", что можно понимать как преследование массагетов тюрками-гуннами (на чьих знаменах был змей).
В Передней Азии образовалось государство Коммагены на юго-востоке Анатолии. Там в конце II в. до н.э. строились святилища-гробницы (их называют гиеротесионы), подобные святилищу Байт. Одно из них, Нимруд-Даг, построенное Антиохом I в середине I века до н.э., имеет планировку, схожую с планировкой святилища Байт. Но стиль здесь ближе к греческому, античному. В Нимруд-Даге вблизи огромного кургана стоят статуи богов и царей, и композиция удивительно сходна с композицией усыпальницы Байта.
Древнегреческий историк Флавий Арриан в своем сочинении «Анабасис Александра» говорит о «тщательно защищенном броней засырдарьинском саке», однако до нашего времени сохранилось весьма ничтожное количество оборонительных доспехов саков-всего около пятнадцати остатков панцирей. А между тем в Скифии (близкой к сакам по культуре и языку) металлическое защитное оружие, и особенно панцири, представлено в сотнях экземпляров.
Наиболее ранние материальные свидетельства о сакских металлических доспехах происходят из восточных областей Средней Азии - из Ферганы и Таласской долины. Это были гравированное изображение на роговой пластинке (V-IV в. до н.э.) и бронзовая фигурка воина на ритуальном светильнике (IV-III в. до н.э.), ставшие первыми изображениями сакского воина в доспехах. Благодаря им ученые установили, что верхняя часть панциря покрывалась довольно крупными прямоугольными пластинами, а нижняя, вероятно, более мелкими. На обоих изображениях панцирь имел высокий стоячий воротник, сплошь состоящий из узких вертикальных пластин.
А совсем недавно, несколько лет назад, казахский археолог Кемаль Апишев сделал поистине сенсационное открытие: он откопал «золотого человека», сразу же ставшего знаменитым. Археолог наткнулся на него в кургане Иссык - погребении сакского вождя V-IV в. до н.э. Воин был одет в замшевую куртку красного цвета, сплошь обшитую золотыми бляшками. Голову его венчал высокий кожаный колпак, украшенный фигурками зверей и птиц. Высокая шапка и шейные украшения - символы светской и духовной власти - говорят о том, что при жизни «золотой человек» был царем или жрецом, отмеченным богами.
В настоящее время «золотой человек» выставлен в освещенной стеклянной витрине краеведческого музея в новой столице Казахстана - городе Астана. Это черный манекен в золотой сверкающей кольчуге: лицо знатного сака сейчас затянуто темным бархатом - оно без носа, рта, глаз и зубов...
Вместе с золотыми доспехами в кургане Иссык был обнаружен и скелет сакского вождя, вернее, не полный скелет - всего несколько фрагментов его. Поэтому ученым пока трудно сделать полный анализ, у них даже есть сомнения по поводу того, юноша это или девушка.
Некоторые исследователи выдвигают предположение, что это может быть Томирис - легендарная царица массагетов, убившая великого персидского царя Кира.
Финно-угорские племена Поволжья и Приуралья вместе с тюрками сменили массагетов в конце I века до н.э. Могущественные массагеты-рыбоеды внезапно сошли с исторической арены и уступили место тюркам и уграм, образовавшим государство Хунну.