ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Четверг, 02.05.2024, 22:14
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Вестготы. Короли: Эгика,Витица,Родерих.Завоевание арабами
ГОТЫ
 
 
Династия королей вестготов
 
 

Эгика — король вестготов, правил в 687 — 702 годах. Племянник по материнской линии короля Вамбы, свергнутого Эрвигом с престола.
Чтобы привлечь Эгику на свою сторону, Эрвиг выдал за него свою дочь Киксилону. Уже заранее Эгика был назначен наследником престола, причём с него была взята клятва оберегать и направлять семью Эрвига. Эрвиг умер 15 ноября 687 года и перед смертью он официально назначил Эгику своим преемником, взяв с него в дополнение к прежней клятве клятву оберегать своих подданных и относиться ко всем справедливо. Смысл этой клятвы не совсем понятен; может быть Эрвиг подразумевал продолжение своей политики сплочения знати вокруг короля. Мосарабская хроника отмечает, что Эгика получил высшую власть для защиты королевства готов. Связано ли это с внутренними волнениями, о которых свидетельствуют те репрессии, к которым прибег Эрвиг в конце своего царствования, или с внешними осложнениями, сказать трудно. Хроника Альфонсо III говорит о нападении на Испанию большого мусульманского флота в правление короля Вамбы. Нападение было отбито, но ясной стала новая опасность. Арабы к этому времени вытеснили византийцев из Северной Африки и подчинили её власти халифа. Их нападение на Европу становилось вопросом времени.
Через девять дней после смерти Эрвига Эгика был 24 ноября 687 года помазан на царство в Толедо митрополитом Юлианом Толедским. Обычно помазание происходило в ближайшее воскресенье, которое в этом году приходилось на 17 ноября. Задержка могла быть связана с переговорами, которые Эгика вёл с некоторыми чинами двора и церкви, в том числе с Юлианом. Если это так, то вполне возможно, что был достигнут какой-то компромисс между сторонниками покойного короля, включая Юлиана, и партией придерживающейся политики короля Вамбы.
XV Толедский и III Севильский соборы. Преследование памяти покойного короля
Если Эрвиг надеялся установить с Эгикой, выступавшим в качестве представителя рода Вамбы, длительный мир, то он ошибался. Вскоре после вступления Эгики на трон 11 мая 688 года был созван XV Толедский собор. На соборе присутствовало 60 епископов из Испании и Септимании. Председательствовал собором Юлиан Толедский. Уже в своём послании собору Эгика противопоставил себя своему предшественнику. Воздав покойному королю все словесные почести, Эгика начал говорить о его незаконных репрессиях и произволе, а затем поставил перед собравшимися прелатами вопрос: какую из двух клятв, какие он дал Эрвигу, ему следует выполнять, ибо, по его словам, они противоречат друг другу. По-видимому, какая-то, и, может быть весьма значительная, часть имущества, конфискованного Эрвигом в ходе его репрессий, перешла непосредственно к королю и его семье, так что интересы детей и вдовы Эрвига противоречили «справедливости», как её понимал Эгика и его сторонники. И собор, как и предвидел Эгика, решил освободить его от клятвы защищать интересы вдовы и детей Эрвига ради осуществления справедливости ко всему народу. Но Эгика этим не ограничился. Он добился принятия собором специального постановления, согласно которому никто не мог насильно заставить вдовствующую королеву выйти замуж или совершить прелюбодеяние. Хотя внешне это выглядело как защита королевы и её чести, на деле это должно было лишить кого-либо надежды достичь трона путём брака или связи с вдовой бывшего короля.
Через три года, в 691 году был созван III Севильский собор. Хотя этот собор собрался и не в столице, но созван он был по прямому приказу короля и имел общегосударственное значение. Этот собор постановил, чтобы вдова короля уходила в монастырь сразу же после смерти супруга. Какие либо претензии вдовствующей королевы на политическую роль и попытки клана Эрвига вернуть себе в том или ином виде власть, таким образом, были заранее пресечены.
Ненависть Эгики к Эрвигу проявляется также в многочисленных отрицательных замечаниях по поводу бывшего короля, память которого Эгика пытался унизить в своих законах.
Мятеж в Толедо
Изображение Эгики. Миниатюра из Вигиланского кодекса, 976 год. Библиотека Эскориала
Для Эгики, как и для всех вестготских королей, начиная, по крайней мере, с Хиндасвинта, важнейшим вопросом становятся отношения со знатью. Последняя укрепилась в процессе феодализации государства и могла противопоставить себя центральной власти. Эгика, с одной стороны, делал шаги ей навстречу, а с другой — стремился сурово подавить всяческие попытки заговоров и мятежей. На III Севильском соборе по настоянию короля было принято постановление, по которому возвращалась свобода тем церковным вольноотпущенникам, которые были освобождены без специальной грамоты и на этом основании новыми епископами снова обращались в рабство. Постановление явно было направлено против произвола епископов и на ограничение их личного обогащения. И это не могло не вызвать недовольство значительной части церковных верхов. К ним вполне могли присоединиться и сторонники покойного Эрвига, теперь вытесненные с первого плана.
В какое то время до весны 693 года в Толедо возник заговор, направленный против короля. В нём приняли активное участие высшие чины королевского двора, в том числе близкие семье Эрвига. Чрезвычайно опасным для Эгики стало то, что в этом заговоре принял участие, а может быть, и возглавил его толедский митрополит Сисиберт, к тому времени сменивший умершего Юлиана Толедского. Некий Сунифред, о котором нам больше ничего не известно, провозгласил себя королём с помощью Толедского митрополита Сисберта. Должно быть, некоторое время он владел столицей, так как чеканил там свою монету. В результате вполне могла повториться история со свержением Вамбы. Впоследствии заговорщики были обвинены в стремлении не только лишить Эгику трона, но и убить его. Но в какой степени это обвинение было справедливо, сказать, разумеется невозможно. Однако заговор был раскрыт. Участие в нём примаса всей испанской церкви являлось очень грозным знаком. Эгика принял решительные меры. Король сместил чрезвычайно скомпрометировавшего себя митрополита Сисиберта Толедского, не потрудившись вынести его дело на рассмотрение церковного суда, как того требовало церковное право. На его место был поставлен Феликс Севильский. Занять вакантную кафедру Севильи был призван Фаустин Брагский, на место которого был назначен Феликс Опортский. Так как отношения епископа с вверенной ему церковью понимались как церковный, в принципе нерасторжимый брак, эти перестановки представляли собой неслыханное нарушение всех церковных установлений. Такое непрекрытое вмешательство в церковные дела, особенно смещение толедского метрополита, могло вызвать новое напряжение в отношениях короля и церкви, что могло грозить непредвиденными последствиями. Чтобы избежать такого поворота событий, Эгика решил собрать новый собор и легализовать, уже с церковной точки зрения, все эти перемещения.
XVI Толедский собор
XVI Толедский собор был созван в мае 693 года и присутсвующие на нём иерархи представляли все провинции королевства. В деятельности этого собора, как и предыдущего, активно участвовали высшие чины двора. Однако в их персональном составе по сравнению с XV собором, состоявшимся всего пять лет назад, произошли важные изменения. Из 16 придворных особ, подписавших акты этого собора, только четверо присутствовали на XV соборе, да ещё двое — на более раннем, а десять человек появились в качестве высших чинов государства впервые. Это несомненно говорит о «чистке», произведённой Эгикой в высшем эшелоне власти, возможно, в связи с раскрытием заговора Сисиберта.
Собор оправдал ожидания короля, узаконив смещение Сисиберта, обвинив его не только в намерении свергнуть короля, но и лишить его жизни. Но ни Эгика, ни собор этим решением не ограничились. В королевском послании собору, и в решениях самого собора утверждалось, что король принимает свой трон от Бога, так что выступление против него оказывалось не только государственным преступлением, но и греховным вызовом самому Богу. Было решено, что любой человек, злоумышляющий против короля или поднявший в пределах Испании мятеж, независимо от его достоинства и статуса, будет лишён своего имущества и он сам, и все его потомки никогда не смогут занять никакой придворной должности. Специально было оговорено, что действительны все законы, которые издавали Хиндасвинт и Вамба. Решение явно было направлено против знати и церковных верхов, против влияния которых в своё время боролись эти короли. Говоря о своих Божественной памяти предшественниках, Эгика называет тех же Хиндасвинта и Вамбу, умалчивая и о Реккесвинте, и, что было особенно важно в данном контексте, Эрвиге. Зато Эрвиг, более любимый церковной и светской знатью, подвергся новым нападкам. Эгика предложил пересмотреть ряд законов Эрвига и дополнить кодекс новыми законодательными актами. По настоянию короля собор принял постановление, направленное на защиту имущества местных сельских церквей от посягательств епископов. Эгика явно хотел опереться на низший клир для ограничения могущества высших иерархов.
XVII Толедский собор. Борьба с евреями
Возможно, с целью ещё более укрепить своё положение и положение своей семьи всего лишь через полтора года после XVI собора Эгика созвал XVII Толедский собор. На нём было принято специальное постановление о защите королевского потомства: указывалось, что если королева Киксилона останется вдовой и будет иметь счастливое потомство, то никто не сможет принуждать её сыновей и дочерей стать монахами и они смогут свободно распоряжаться отцовским имуществом.
Пытаясь добиться активной поддержки церкви, Эгика выпустил ряд законов против иудеев. Уже на XVI Толедском соборе был принят закон, запрещавший иудеям посещать рынки и вести торговлю с христианами. Также, евреи, не желавшие принять крещение, обязывались впредь платить особый «еврейский налог». Причём за уплату этого специального налога они несли коллективную ответственность. Тем самым евреи были лишены источников дохода, по-видимому, позволявших им до сих пор облегчать своё положение с помощью подкупа. Однако своей кульминации антииудейское законодательство достигло на XVII Толедском соборе 694 года. Тогда было выяснено, что испанские иудеи вступили в сношения со своими зарубежными единоверцами, чтобы устроить заговор против государства вестготов. Они якобы подталкивали сирийских и египетских арабов к нападению на Испанию. Чрезвычайно резкая реакция вестготов показывает, что они полностью осознавали тяжесть нависшей угрозы. Меры, предложенные королём были столь суровы, что собравшиеся прелаты даже предпочли их несколько смягчить. Если Эгика предлагал всех «заговорщиков» безжалосно казнить, то собор постановил всех еврев лишить состояния и свободы и изгнать из Испании. Король получил право продавать иудеев по своему усмотрению. Их дети разлучались с родителями по достижении семилетнего возраста и передавались на воспитание в христианские семьи. Похоже, эти меры были действительно приведены в исполнение, так как с тех пор иудейский вопрос больше не поднимался. Только арабское завоевание освободило евреев от бесправного положения.
Королева Киксилона
На XVII Толедском соборе Киксилона называлась «славной госпожой». Однако есть сведения, что Эгика развёлся с ней, при чём инициатором развода называют всё ещё живого (хотя и живущего в монастыре) короля Вамбу: «Когда он (Эгика) вступил на престол, его дядя по материнской линии Вамба велел прогнать Киксилону, потому как её отец Эрвиг обманом лишил Вамбу власти. Эгика послушался и под неким предлогом развелся с женой». Очень может быть, что вскоре после XVII собора, когда фактически была ликвидированна всякая оппозиция, Эгика решил нанести новый удар по клану покойного Эрвига. Был ли к этому времени Вамба действительно жив, сказать трудно, но, видимо, инициатива этого акта исходила от его сторонников и родственников. Развод с дочерью Эрвига должен был закрепить разгром этого соперничающего клана.
Конфликты с Византией и франками
Между 698 и 701 годами на восточном побережье Испании, вероятно, у Аликанте, высадился византийский флот. Нападение было отбито. Скорее всего, эти события связаны с посылкой в западное Средиземноморье византийского флота, которому в 698 году удалось на короткое время отвоевать у арабов Карфаген. Интересно, что отражением этой византийской угрозы руководил некий магнат Теодемир, под властью которого находилась обширная область на юго-востоке Пиренейского полуострова. Он владел не только имениями, но и городами и, распологая собственной армией, действовал совершенно самостоятельно, не дожидаясь ни приказа, ни поддержки короля. Этот факт наглядно показывает какой властью обладали некоторые магнаты, вполне способные противопоставить себя королю.
Эгика сражался также в Септимании, где он разгромил местных мятежников, опиравшихся на помощь франков. Глухое упоминание об этом содержится в «Хронике Альфонсо III»: «Он подчинил множество мятежников в королевстве. Трижды он сражался с франками (вероятно, речь шла об аквитанцах, отделившихся от Франкского государства), но так и не одержал победы».
Борьба со знатью. Бедствия, обрушившиеся на Испанию
Мятежи стали поводом для антиаристократических действий Эгики. Хотя его предшественник в 683 году был вынужден издать закон о неприкосновенности знатных людей без суда и следствия, Эгика не стал с ним считаться. Он выносил многочисленные постановления о штрафах, конфискациях и высылках. У иных он беззаконно вымогал долговые обязательства. Наряду со стремлением предохранить свою власть от возможных попыток узурпаций, этими мерами Эгика преследовал и другую цель — пополнить казну. Экономическое положение Вестготского королевства ухудшилось. Это ясно видно из ухудшения монеты, в которой к золоту всё больше прибавлялось серебро. Несколько лет подряд отмечались плохие урожаи, что в условиях и так очень низкой урожайности вело к голоду, повышению смертности и как следствие к возросшей нужде в рабочей силе, особенно в крупных светских и церковных имениях. В 693 — 694 годах Испания обезлюдела в результате жестокой эпидемии бубонной чумы. Потери населения в Южной Галлии были настолько высоки, что там не применялось антииудейское законодательство. Иудеи были предоставлены в распоряжение герцога Септимании, который мог пользоваться их услугами. Всё это послужило точком к стремлению знати ещё больше усилить зависимость от себя отпущенников и не допустить бегства рабов. Идя навстречу этим стремлениям и желая таким образом умилостивить обиженную им аристократию, Эгика ввёл закон, согласно которому вольноотпущенник и его потомки отныне оставались в полном подчинении не только своего бывшего хозяина, но и его потомков в течение трёх поколений под страхом лишения свободы. Одновременно был издан суровый закон о наказании сбежавших рабов, и сама суровость закона говорит о слабости королевской власти.
Эгика пытался также избавится от потомков бывших королей, могущих претендовать на престол. Так «Хроника Альфонсо III» рассказывает о преследовании им некого Теодефреда, отца последующего короля Родериха. Этот «Теодефред был сыном короля Хиндасвинта, лишившимся отца в юном возрасте. Когда Теодефред достиг зрелости, король Эгика побоялся, что тот может быть избран на его место. Думая, что Теодефред может договориться с готами и прогнать его с отцовского трона, Эгика приказал ослепить соперника. После изгнания из королевского города, Теодефред стал жить в Кордове. Здесь он взял из знатной семьи жену именем Рикило, а она родила сына Родериха».
Соправительство Эгики и Витицы
Чтобы обеспечить королевскую власть за своим родом, Эгика назначил соправителем своего сына Витицу. Традиционно считается, что это произошло в 698 году. Однако недавно обнаруженные хартии содержат информацию, говорящую о том, что он являлся соправителем отца уже 693 и 694 годах. Витица, став соправителем отца, не остался в Толедо. Ему в качестве области для управления было выделено бывшее королевство свевов с резиденцией в Туе. По словам Хроники Альфонсо, отец имел королевство готов, а сын — свевов. Свевское королевство уже давно не существовало, и речь, конечно, шла не о его восстановлении, а о передаче управления его бывшей территории соправителю и наследнику вестготского трона.
Сам Эгика был уже в довольно преклонном возрасте и вскоре, видимо, вернул сына ко двору. 15 ноября 701 года он был помазан на царство, а в конце 702 года Эгика умер естественной смертью в Толедо.
Эгика правил десять лет перед коронацией сына и ещё пять с сыном-соправителем.
 
 
Витица (Витик, Виттиза) — король вестготов, правил в 698 — 709 годах. Витица был сыном Эгики. В 698 году Эгика назначил его соправителем. Сначала в качестве области для управления ему было выделено бывшее королевство свевов (то есть Галисия) с резиденцией в Туе. Однако из-за плохого состояния здоровья короля Эгики Витица был вскоре вызван в Толедо. 15 ноября 701 году он был помазан на царство.
О правлении Витицы нам почти ничего не известно. Хроники выносят о нём прямо противоположные мнения. Мосарабская хроника отмечает, что «унаследовав отцовский престол он проявил себя как человек вздорно-надменный, но милостивый в высшей степени и правил пятнадцать лет. Он принимал не только тех, кого его отец лишил доверия, но ради милости и тех даже, кто пребывал в ссылке, и восстановил положение мелких вассалов. Витица вначале дал повод для радости тем, что сократил размер обременительной дани, наложенной его отцом, и благочестиво, в качестве дара, возвратил земли тем, кто был с них изгнан. Наконец, он созвал всех в одно место и прилюдно сжёг все обязательства, кои его отец исторг у поданных нечестным путём. Он не только освободил невинных из прочных оков, но даже вернул им их вещи, а то, что было конфисковано казной, компенсировал из царских средств».
Однако, «Хроника Альфонсо III» утверждает, что «он был распутником и нечестивцем. Он не слушался советов. Он нарушал каноны. Он имел множество жён и наложниц. И чтобы предотвратить дурные толки о себе, он велел епископам, пресвитерам и диаконам взять жен».
Около 701 года Пиренейский полуостров поразила очередная эпидемия, а между 707 и 709 годами множество людей стали жертвами голода и чумы. В этот период произошло значительное уменьшение населения Вестготского государства. Возможно, что в условиях обезлюдевания Испании, огромная масса священнослужителей не имеющая потомства не могла не волновать короля. В попытках хоть как-то восполнить народонаселение и были введены эти меры по возвращению изгнанников и разрешению духовному клиру иметь жён и детей.
Монета Витицы
Витица в целом продолжал курс своёго отца. С одной стороны, он смягчил суровые меры Эгики. Была объявлена всеобщая амнистия, давшая возможность изгнанникам вернуться на родину. Амнистированным возвращалось их имущество и их подданные. Многим было возмещение из королевской казны. Возможно, речь шла о сторонниках Эрвига, а может быть, даже противниках Вамбы, которые столь сурово преследовались Эгикой. Это привело к некоторому сплочению знати вокруг короля. Может быть, курсом на такое сплочение обусловлен и созыв Витицей в 704 году XVIII Толедского собора. Впрочем, говорить что-либо конкретное об этом соборе невозможно, так как его акты не сохранились. Однако с другой стороны, Витица, как и его отец, стремился укрепить свою власть, что в конце концов привело его к столкновению с той же знатью. Результатом стало возникновение заговора. Его возглавил Пелайо (Пелагий). Ещё отец Пелайо Фафила вступил в конфликт с Витицей. Возможно, что Фафила к тому времени был довольно опытным деятелем, и не исключено, что каким-то родственником короля, так что Эгика мог послать его в Галисию в качестве помощника или некого опекуна Витицы. Последний, однако, не собирался считаться с таким помощником, а тем более каким-либо образом подчиняться ему. Это, видимо, и стало причиной конфликта, в результате которого Витица убил Фафилу. Теперь сын выступил мстителем за отца. Правда, заговор провалился и Пелайо был изгнан на север страны в Астурию.
Похоже, он пытался передать королевскую власть своему несовершеннолетнему сыну Ахиле; аристократы, противостоявшие ему, были полностью разбиты и наказаны. Как утверждает «Хроника Альфонсо III» Витица умер в Толедо естественной смертью на десятом году правления. Мосарабская хроника говорит о 15 годах его правления, видимо, учитывая и годы его соправительства с отцом.
Однако, после смерти Витицы знать восстала против применения права престолонаследия. Ахила находился на севере, и вместо него над южными вестготами королём был провозглашен Родерих, герцог Бетики.
 
Родерих — король вестготов, правил в 709 — 711 годах. Относительно этого короля сохранилось больше легенд, чем достоверных известий. Бесспорно только то, что при нём произошло завоевание арабами Испании.
Родственные связи Родериха до конца неизвестны. Предпологается, что он был внуком Хиндасвинта. Об этом сообщает «Хроника Альфонсо III», говоря, что его отец Теодофред (Теудефред) был сыном Хиндасвинта, которого отец якобы бросил в юном возрасте. Впоследствии король Эгика, опасаясь, что Теодофред поднимет против него восстание, изгнал того из королевства. Теодофред прибыл в Кордову, где взял себе жену из королевского рода по имени Рекилона (Рицилона), от брака с которой у него и родился сын Родерих. Сын Эгики, король Витица обманом захватил Теодефреда и лишил его зрения. Это — явно сказочная история, целью которой было узаконить власть последнего легитимного вестготского короля. В арабских же источниках прямо говорится, что он не был королевского рода. Правда сам арабский автор ссылается на аналогичное заявление сыновей Витицы, так что можно полагать, что эти данные восходят к противникам Родериха. Однако едва ли даже ярые враги короля могли делать такие заявления, если бы было известно о происхождении Родериха от Хиндасвинта.
После смерти Витицы в 710 году аристократы возвели на престол Вестготского королевства Родериха, в обход сыновей Витицы. Вероятно, до 710 года Родерих был герцогом Бетики или Лузитании. После избрания Родериха резко обострилось внутриполитическое положение. Сыновья Витицы не признали его выбора, вместе с марерью они бежали из столицы и попытались организовать борьбу с новым королём на северо-востоке Испании. Вместе с ними туда отправилась и часть готской знати, в том числе их опекуны Реквизинд и Вайязинд. Их, по-видимому, поддержала и знать Септимании. Витица оставил своим сыновьям хорошее наследство: позже, когда эти сыновья заключили союз с арабами, те оставили в их владении 3 тысячи имений в виде компенсации за отказ от трона. Эти богатства вполне могли стать материальной основой сопротивления. Всё же войска сыновей Витицы и их сторонников были разгромлены армией Родериха. Полностью уничтожить своих соперников последний, однако, не смог. Вполне вероятно, что между королём и его соперниками был заключен какой-то договор. Семья Витицы всётаки признала Родериха королём, но за это сохранила своё богатство и свои позиции в обществе.
Возможно, что именно в связи с этой гражданской войной Родериху пришлось отправится на север для новой войны с басками. Не исключено, что или баски оказали поддержку сторонникам Витицы, или просто воспользовались обстоятельствами для новой вылазки за пределы своей территории. Королевская армия осадила Памплону. Однако эту компанию Родериху пришлось срочно прервать. В самый разгар военных действий он получил известие о вторжении в Испанию нового врага — арабов.
Обстановка на юге Вестготского королевства
В начале VIII века при халифе Валиде I границы Арабского халифата вплотную приблизились к королевству вестготов. Знаменитый полководец той поры вали (правитель) Африки Муса ибн-Нусайра, усилив свою армию принявшими ислам берберами, в 707—709 годах завоевал остатки ещё сохранившей независимость Северной Африки и вышел к берегам Атлантического океана. Только Сеута оказала арабам ожесточённое сопротивление и надолго задержала их продвижение. Она принадлежала Византийской империи, владевшей прежде всем африканским побережьем; но император находился слишком далеко, чтобы оказать Сеуте действительную помощь, и поэтому Юлиан (Хулиан), правитель города вступил в союзные отношения с вестготами. Так Юлиан послал свою дочь Каву к толедскому двору, чтобы дать ей воспитание соответствующее её рождению; но она имела несчастье понравиться Родериху, и тот её обесчестил. Горя гневом, Юлиан сдал арабам свой город, предварительно заключив выгодный для себя договор. После этого Юлиан стал убеждать Мусу попытаться завоевать Испанию, обещая своё содействие. Последний, которого подстрекали к походу и испанские евреи, угнетаемые готами, отправил в Испанию, с согласия халифа Валида I, первоначально небольшой разведывательный отряд. Один из полководцев Мусы, Абу Зура Тариф, с четырьмястами воинов и сотней лошадей, летом 710 года переправился через Гибралтарский пролив на четырёх кораблях предоставленных Юлианом, опустошил окрестности Алхесираса и вернулся назад в Африку с богатой добычей.
Поход Тарика ибн Зияда
Государство вестготов в 586—711 годах
Счастливый исход первой экспедиции воспламенил в мусульманах желание овладеть Испанией. В следующем году Муса воспользовался тем, что Родерик вёл войну с баскским городом Памплоной на севере Испании, в последние дни апреля 711 года послал в Испанию другого своего полководца Тарика ибн Зияда с отрядом в 7000 берберов (арабов в отряде было всего 300 человек). Они переправились через пролив на тех же 4-ех кораблях, потому что у мусульман не было других. По мере того как корабли перевозили людей и лошадей, Тарик собирал их у одной скалистой горы у берега, которая и теперь ещё носит его имя — Гибралтар (Джабаль аль-Тарик, «Гора Тарика»). У подножия этой горы лежал город Картея. Картея была взята мусульманами, и Тарик уже дошёл до озера Лаго-де-ла-Санда, и готов был двинуться на Севилью, когда узнал, что навстречу ему идёт король Родерих, во главе многочисленной армии (источники говорят, что он якобы собрал войско в 70 или даже в 100 тысяч человек). Тарик послал к Мусе просить подкрепления, и Муса, воспользовавшись судами, построенными после отплытия Тарика, послал ему ещё 5000 воинов. К нему присоединились ещё и 13 000 воинов Юлиана.
Сражение при Гваделете
Армии встретились на берегах речушки Гваделете, при Хересе де ла Фронтера (пров. Кадис), между 19 и 26 июля 711 года (по легенде, битва длилась восемь дней). В сущности, ничего достоверного, кроме легенд об этом сражении до нас не дошло. В начале битвы Оппа и Сисиберт, сыновья короля Витицы, которых Родерих отстранил от власти, побежали или перешли к Тарику. Король Родерих увидев, что свои оставили его, в продолжение нескольких дней отступал, ограничиваясь небольшими стычками, пока, в конце концов, готы не потерпели окончательного поражения.
Пережил ли Родерих своё поражение или погиб во время бегства с поля сражения, переплывая реку Гвадалета — неизвестно. Согласно арабским хроникам, о Родерихе после этого сражения ничего больше не известно, и его не нашли ни живого, ни мёртвого. Мусульмане отыскали только его белую лошадь с парчовым седлом, украшенным рубинами и изумрудами, которая завязла в трясине. Также и в христианской Испании считали, что король Родерих после битвы при Гвадалете пропал без следа и об этом как об истинном факте уже в 883 году писал анонимный автор «Пророческой хроники». Однако, согласно более поздним испанским преданиям, приверженцы короля отвезли его тело в Визеу (Северная Португалия) и похоронили там. В Визеу был найден простой камень, на котором была начертана следующая эпитафия: «Здесь покоится Родерих, король готов». «Хроника вестготских королей» сообщает, что Родерих правил 7 лет и 6 месяцев.
Причины и последствия поражения
Причины этого поражения нельзя, как было принято до сих пор, сводить к измене сторонников Витицы в вестготской армии. В единственном достоверном источнике, Continuatio Hispana, ясно говорится, что в битве погибли также «соперники» Родериха, что вряд ли бы произошло, если бы они перешли к арабам. Впрочем, скорее всего, противники Родериха косвенным образом внесли свой вклад в поражение, так как их враждебное отношение к королю ослабило военную мощь вестготов.
Даже битва на Гваделете, скорее всего, имела место в реальности гораздо дальше на юг, поближе к месту высадки, у самого Гибралтара, на берегах Гвадарранке (Wad al-Rinq, Река Родерика?).
Со смертью Родериха организованное сопротивление вестготов было сломлено. Вестготы отступили к Мериде, возле которой организовали последний отчаянный очаг сопротивления. После победы Тарик должен был вернуться домой, но его терзали два желания: распространить свою религию на страну неверных и захватить легендарные сокровища царя Соломона, которые якобы находятся в районе Толедо. К 714 году мавры установили контроль над большей частью полуострова.
 
Агила II — король вестготов, правил в 711 — 714 годах. После гибели Родериха был провозглашен королём на северо-востоке вестготской державы: Агила II чеканил свою монету в Таррагоне, Хероне и Нарбонне. В «Хронике вестготских королей» Агиле II приписывается трёхлетний период правления. Этим наши сведения о нём исчерпываются. Он определенно не был сыном Витицы, но, скорее всего, принадлежал к его сторонникам, так как в списке королей, называющем его имя среди других королевских имён, не упоминается Родерих.
 

Ардо (лат. Ardo) — король вестготов, правил в 714 — 721 годах. В «Хронике вестготских королей» Ардо упоминается в качестве преемника Агилы II и ему отведён семилетний срок правления. Предположительно, он царствовал в Септимании, довольно поздно занятой арабами. Конец его правления обычно датируют примерно 720/721 гг. Так как Нарбонна была захвачена арабами в 720 г., а Каркассон и Ним даже позже, эти события хорошо согласуются со сведениями списка королей.
Некоторые историки делают из Ардо имя Ардабаст (лат. Ardabastus) и отождествляют его с одним из сыновей Витицы. И все же такую произвольную интерпретацию имени, дошедшего до нас в списке королей в форме Ардо, большинство историков отвергает.
 
Завоеваны арабами

 



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0
Категория: История | Добавил: Jupiter (26.02.2012)
Просмотров: 2371 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz