ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Среда, 24.04.2024, 06:39
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Германская народность. Вестготы.Короли Реккаред I,Лиува II,Виттерих
ГОТЫ
 
 
ВЕСТГОТЫ
 
 
Реккаред I — король вестготов, правил в 586 — 601 годах. Младший сын Леовигильда и Феодосии, брат Эрменегильда. Его имя носил столичный город Реккополис. Исидор Севильский полностью его противопостовляет его отцу: «Он был благочестивым человеком, отличным от отца по образу жизни. Тогда как один был неверующим и предрасположенным к войне, другой был миролюбивым и деятельным в мирное время; один распространял могущество народа готов через искусство войны, другой возносил народ посредством победы веры».
Диспут ариан с ортодоксами
Вскоре после своего вступления на престол Реккаред избрал новый путь в религиозной политике. Уже в декабре 587 года он перешёл из арианства в ортодоксальное христианство, основанное на Никейском Символе веры.Обращение короля явилось действием, значение которого выходило далеко за пределы личного переубеждения одного, пусть даже столь высокопоставленного человека. Этим актом Реккаред отказался от продолжения церковной политики своего отца, решив положить в основу конфессионального единства, к которому так стремился Леовигильд, ортодоксальное вероисповедание. Король пытался оказать давление на арианских епископов и побудить их к обращению. Он пригласил их на диспут с ортодоксами по вопросам конфессиональных различий, который, естественно, завершился желанной для короля победой ортодоксальной партии.
В целях примерения с магнатами и ортодоксальным духовенством Реккаред вернул чужую собственность, захваченную его предшественниками и помещенную в казну, а также восстановил и обогатил церкви и монастыри. Был схвачен убийца его брата Эрменегильда Сисберт и предан позорнейшей смерти.
Сопротивление ариан
Обращение Реккареда I. Картина Муньоса Деграин. Дворец испанского сената, Мадрид
Впрочем, вскоре ариане начали оказывать сопротивление. В 588 году в Мериде арианский епископ Сунна и некий Сегга устроили заговор совместно с несколькими знатными готами, среди которых находился и будущий король Виттерих. Заговор был направлен против ортодоксального епископа Масоны, которого предыдущий король Леовигильд, под конец своей жизни вернул из изгнания и восстановил на епископской кафедре Мериды. Однако заговор был вовремя раскрыт, а заговорщики наказаны; осужденный Сунна отправлен в изгнание, а Сегга лишился обеих рук и был сослан в Галисию.
Гораздо опаснее были интриги, которые поддерживала вдовствующая королева Госвинта, фанатичная арианка. Её союзником стал арианский епископ Ульдида, возможно, занимавший кафедру епископа в Толедо. Однако вскоре Госвинта умерла, а епископ был отправлен в ссылку (589 год).
Открытый мятеж вспыхнул в 589 год в Септимании, где арианский епископ Нарбонны Аталох и септиманские графы Граниста и Вильдигерн перешли от Реккареда I на сторону франкского короля Бургундии Гунтрамна. Впрочем, Аталох в этом же году умер, а восстание также было довольно быстро подавлено.
Третий Толедский Собор
Реккаред I на Третьм Толедском Соборе. Миниатюра из Вигиланского кодекса, 976 год. Библиотека Эскориала
Проведение Собора
В 589 году в Толедо состоялся Государственный Собор, на котором должно было произойти объединение конфессий. На соборе председательствовал сам Реккаред; его ближайшими советниками были Леандр Севильский и Евтропий, аббат монастыря Сервитана. Присутствовали все пятеро митрополитов страны, 48 ортодоксальных и 8 бывших арианских епископов, арианские священники и готская знать. Арианские епископы представляли диоцезы Барселоны, Валенсии, Визеу, Туя, Луго, Порту, Паленсии и Тортосы. Из этого перечисления следует, что основные силы арианской церкви были сконцентрированы в области, некогда находившейся под властью свевов. Не были представлены арианские диоцезы Нарбонны, Мериды и Гранады. Собор открылся торжественным обращением вестготов. Обращенные арианские епископы сохраняли свой сан. Эта мера привела к тому, что отдельные диоцезы временно занимали два епископа, ортодоксальный и бывший арианский. Арианские епископы и готская знать подписали ортодоксальное вероисповедание. В дополнение к этому собор вынес несколько постановлений о литургии и вопросах церковного права. В заключение было выпущено несколько законов против приверженцев иудаизма. Евреям запрещалось иметь рабов-христиан, также запрещалось иметь жен и наложниц из числа христианских женщин, а также предписывалось, чтобы дети от таких связей крестились.
Значение Собора
Значение 3-го Толедского собора для вестготской истории невозможно переоценить. Он подвёл черту под политикой объединения, которую Реккаред продолжал вслед за своим отцом, но привёл к успешному завершению, совсем противоположным путём. После установления конфессионального единства пали последние барьеры между большинством вестготов и римлянами. Тем самым были созданы все предпосылки для слияния обеих этнических групп. Для королевской власти Толедский собор означал дальнейшее возвышение и укрепление, ибо церковь с полной готовностью стала на службу ортодоксального правителя. Иоанн Бикларский ставит Реккареда в один ряд с Константином Великим, осудившим арианство на Никейском соборе в 325 году и Маркианом, добившимся осуждения ересиарха Нестория на Халкидонском соборе 451 года.
Акты 3-го Толедского собора вознесли Реккареда на сакральный уровень. Он объявляется «священнейшим правителем», «исполненным Божественного духа»; «ему же подобают апостольские заслуги, ибо он исполнил апостольский долг». Очевидны параллели с церковными представлениями об императорской власти того времени. Византийский император также считался равноапостольным. Повелителя Константинополя называли «православным императором», вестготского короля «православным королём». Христианизация королевской власти началась именно с 3-го Толедского собора. В конечном итоге король становится представителем Христа на земле. Тем самым в церковном отношении король вестготов поднимался на тот же уровень, что и византийский император. В силу своего освященного положения король мог выдвигать церкви свои требования. Фактически церковная власть вестготского короля соответствовала тем правам, которыми обладал по отношению к церкви своего государства император.
Сближение церковной и светской областей жизни
Монета Реккареда I
Последующий период характеризуется взаимопроникновением церковной и светской областей государственной жизни, засвидетельствованным уже в 589 году. На соборе обсуждались светские законы, а Реккаред прислушивался к советам епископов, как показывает его антииудейское законодательство. И наоборот, король имел почти что неограниченные возможности влиять на постановления собора. Он определял круг обсуждаемых вопросов, которые представлял собранию в письменном послании. Король мог придавать решениям собора статус законов. Права светского правителя в отношении собора естественным образом вытекали из его положения «короля Божьей милостью». В одном письме папе Григорию Великому Реккаред говорит о том, что он наивысший повелитель своих подданных после Бога.
Война с франками
В остальном, Реккаред продолжал политику завещанную ему отцом. Несмотря на то, что Реккаред неоднократно слал посольства к королю Франкского королевства Бургундия Гунтрамну, послы, однако, никак не могли добиться мира, и вражда все больше росла. В 587 году франкский герцог Дезидерий предпринял поход на Каркассон. Жители города и войска вестготов, заранее узнавшие об его наступлении, приготовились к отражению атаки и встретили его на подступах к городу. После начала сражения готы по заранее спланированному плану начали отступление. Дезидерий, чрезмерно увлекшийся погоней и оторвавшийся от своих основных сил, был окружен под стенами города готами и, вместе с небольшим отрядом находившимся с ним, перебит. После смерти полководца франкской армии не оставалось ничего делать, как отступить. В 589 году огромное войско франков (вестготские источники говорят, что численность войска достигала 60 000 воинов, Григорий Турский не уточняет количество франков), посланное королём Гунтрамном, под командованием Бозона вновь вторглось в Нарбоннскую Галлию (Септиманию) и подошло к Каркассону. Жители города не посмели сопротивлятся столь великой силе и принесли клятву верности королю Гунтрамну. Против франков Реккаред послал герцога Лузитании Клавдия. Расположившиеся лагерем возле Каркассона франки, ничего не подозревающие и празднующие победу, внезапно были атакованы готами. Оправившись от неожиданности, франки начали теснить готов, которых было значительно меньше. Те же, прибегнув к своей излюбленной тактике, начали притворно отступать и заманили франков в заранее приготовленную засаду. В последующей за тем сече франки потеряли, по словам Григория Турского, около пяти тысяч человек, а в плен было уведено более двух тысяч. Готам же достался и весь обоз франков. Как говорит Исидор Севильский: «Не было победы у Готов в Испании большей или даже сравнимой с этой победой. Много тысяч врагов было сражено или пленено, а оставшаяся часть армии обратилась в бегство от преследующих готов, и бежала до самых границ своего королевства».
Обстановка на других границах и внутри государства
Достиг ли Реккаред каких-либо успехов в борьбе с византийцами, неизвестно. Он сражался также против басков, но постоянное возобновление походов показывает, что они, в сущности, не приносили никаких результатов и баски сохраняли свою самостоятельность. Впрочем, Исидор Севильский отмечает, что эти походы он предпринимал не столько для захвата новых земель, сколько для постоянных тренировок своего войска. Чтобы воины, засидевшиеся без дела, не утратили боевой выучки.
В 590 году поднял мятеж герцог провинции Аргимунд, задумавший лишить короля власти и жизни, но его замысел был раскрыт, он был захвачен хитростью и в железных цепях доставлен в столицу. В наказание он был лишен правой руки и провезён на всеобщее обозрение по улицам Толедо восседающим на осле. Мятеж Аргимунда не смог серьезно поколебать власть Реккареда.
К сожалению, 590 годом заканчивается хроника Иоанна Бикларского, поэтому практически ничего невозможно сказать о последующих 11 годах правления Реккареда.
За время правления Реккареда вестготское государство претерпело ряд внешних и внутренних преобразований, направленных на укрепление единства страны. При этом речь шла с одной стороны о внешнем единстве, подчинении вестготской власти всего Пиренейского полуострова (впрочем, этот процесс так и не был завершён), и с другой стороны, о единстве внутреннем, правовом и конфессиональном объединении вестготов и римлян, которое было суждено осуществить только Реккареду.
Личные качества короля
Исидор Севильский говорил о нём: «Провинции, захваченные отцом с помощью войны, Рекаред сохранял в мире, управлял ими справедливо, властвовал умеренно. Он был добрым и мягким, необычайно ласковым, и настолько сердечным и доброжелательным, что даже плохие люди желали его любви. Он был настолько великодушен, что своей властью вернул частным гражданам и церквям богатства, которые его отец постыдным образом изъял в казну. Он был настолько милосердным, что часто уменьшал подати своего народа, даруя ему прощение. Рекаред многих обогатил дарами, но ещё больших вознёс почестями. Он раздавал своё богатство ущербным, а сокровища нищим, зная, что королевство дано ему именно для этого, так чтобы он мог наслаждаться им, достигая добрых свершений из добрых начинаний. Он был коронован славой истинной веры, которой придерживался с самого начала правления».
Реккаред правил 15 лет, 6 месяцев, 10 дней. После смерти короля в июне 601 года в Толедо, на престол без сопротивления вступил его сын Лиува II.
 
 
Лиува II (Леова, Льюва, Льюга; готск. Liuba, лат. Liuva; 583—603) — король вестготов, правил в 601 — 603 годах. Сын Реккареда I и королевы Бауды, взошедший на престол в возрасте 18 лет, но уже в 603 году он пал жертвой заговора, во главе которого стоял Виттерих. Отрубив Лиуве правую руку, Виттерих убил его на двадцатом году жизни, втором году правления. Исидор Севильский утверждает, что Лиува, «произведенный на свет благородной матерью, был известен врожденными добродетелями». Однако автор Арабо-византийской хроники пишет, что он был сыном Реккареда от матери-простолюдинки. Ничего не известно о государственной деятельности молодого короля.
«Хроника вестготских королей» повествует, что Лиува II, по одним сведениям, правил 1 год, по иным сведениям, — 2 года и 6 месяцев.
 
 
Виттерих — король вестготов, правил в 603 — 610 годах.
Захват престола
Виттерих впервые упоминается в 588 году, в связи с мятежом арианского епископа Мериды Сунны, направленного против Масоны Меридского, которого король Леовигильд незадолго до своей смерти вернул из изгнания в Мериду. Виттерих, будучи ещё довольно молодым и занимая, как кажется, должность графа какого-то города Лузитании, принял активное участие в волнениях в этой провинции. Потом он, по каким то причинам решил раскрыть заговор королю Реккареду I. Заговорщики были схвачены и наказаны, а Виттерих, видимо, после этого начал пользоваться большим доверием королевской семьи. Вероятно он активно участвовал в войнах, которые вёл Реккаред, поскольку даже Исидор Севильский, его ненавидевший, утверждал, что Виттерих был способным военачальником, причём речь шла явно о времени, предшествующем захвату власти. Видимо, Виттерих поднялся до должности герцога, командовавшего какими-то частями вестготской армии, действовавшей против византийцев.
Пока был жив король Реккаред, Виттерих предано служил ему, но после смерти Реккареда и вступления на престол его сына Лиувы II, которому было только 18 лет от роду, решил организовать заговор против молодого короля. Спустя два года после начала правления Лиува был свергнут, ему отрубили правую руку, а затем казнили (начало лета 603 года). Виттерих был провозглашён королём.
Возможная реставрация арианства
Некоторые историки склонны видеть, что за спиной Виттериха стояла арианская партия, жаждущая реванша за своё поражение. Стоял ли Виттерих за восстановление арианской ереси, не совсем ясно из-за недостаточности источников, освещающих события тех лет. В основном, этот вывод делается на основании изучения сохранившихся писем Булгара, графа какого-то неназванного города (возможно, Нарбонны) и герцога Септимании. В своих трёх письмах, написанных во время правления следующего короля Гундемара, граф выражает благодарность епископам Агапию и Сергию, а также и самому новому королю Гундемару за поддержку, которую те ему оказали во время правления Виттериха, когда Булгар подвергся гонениям со стороны королевской власти. Граф был лишён своих титулов, своего состояния и имущества, заключен в тюрьму и, как кажется, подвергнут пыткам, после чего был выслан в далёкие чужие земли. Из того, что эти два епископа сочувствовали графу, историки делают вывод, что они не поддерживали политику короля Виттериха, который, вполне возможно, пытался вернуть арианство в качестве официальной религии королевства. Также немаловажно и то, что оба эти епископа после убийства Виттериха заняли важные церковные должности: Сергий, например, стал архиепископом Нарбонны. Булгар в своих письмах использует жёсткие слова в отношении Виттериха, называя его «безжалостным тираном, несправедливым и позорным воровским человеком». Также известно, что у епископа Толедо Авросия возникли некоторые затруднения, однако точно не выясненно, произошло ли это из-за противостояния с королем, или они носили характер внутренних религиозных проблем.
О напряжённости отношений между королём и церковью говорит и тот факт, что во время правления Виттериха не было созванно ни одного собора, даже провинциального. Несмотря на всеобщее, казалось бы, обращение вестготов в ортодоксально-никейское вероисповедание, среди них явно оставались сторонники арианства. Они не могли не поддержать мятеж Виттериха. Однако рассматривать правление этого короля как явную арианскую реакцию едва ли возможно, и речь скорее шла о терпимости по отношению к арианству, но и это вызывало недовольство ортодоксально-никейской иерархии. В пользу такой точки зрения свидетельствует и то, что все упомяутые лица сохранили свою жизнь и свои доходы, включая и графа Булгара, который перед смертью Виттериха был возвращён из изгнания, восстановлен в должности графа и даже участвовал позже в переговорах, в ходе которых вестготы искали пути объединения с королями-Меровингами.
Придя к власти как лидер знати и став королём, Виттерих продолжил курс на укрепление монархической власти. Но если Реккаред стремился объединить вокруг себя все группировки правящего слоя, в том числе и иберо-римские, то Виттерих, видимо, с этой тенденцией порвал и занял антиримскую позицию. Характерно, что с конца VI века исчезают всякие сведения об испанских сенаторах как об отдельной группе местной аристократии. Возможно, что после свержения Лиувы II часть этой группы, особенно активно поддерживающая Реккареда и его сына, была уничтожена, а часть слилась с вестготской знатью. Верхушка ортодоксально-никейской церкви, тесно связанная с иберо-римской сенаторской аристократией, встала в оппозицию к Виттериху. Выразителем этой позиции стал Исидор Севильский. Преследование графа Булгара показывает, что и в части готской знати Виттерих встретил, по крайней мере, враждебность.
Войны с византийцами и басками
Во внешней политике Виттерих вернулся к конфронтации с Византией. В Византии в это время был свергнут Маврикий и началась гражданская война, так что византийцам снова было не до далёкой Испании. Виттерих воспользовался этим и начал новое наступление на византийские владения на Пиренейском полуострове. Его целью был захват южной части Бетики и выход к проливу. Он предпринимал многочисленные, хотя и безрезультатные походы против византийцев. Только однажды (точный год не известен, но, вероятно, в 605 году), по словам хрониста, его военачальники захватили нескольких воинов противника у Сагунтума (расположен к северу от Валенсии). Также, вероятно, ко времени Виттериха относится завоевание города Бигаструм (около Картахены), так как епископ этого города засвидетельствован присутствовавшим на Соборе в Толедо в 610 году. Возможно, что в тоже время вестготы захватили и Медину-Сидония. Епископ этого города Руфин был рукоположен в какое-то время до 610 года и уже присутствовал на провинциальном соборе 619 года. Отвоевав какую-то часть старых вестготских владений, Виттерих демонстрировал возвращение к воинственным традиции вестготов и своё противопоставление слабому в этом плане первому ортодоксально-никейскому королю Реккареду.
Определённых успехов король сумел добиться и на севере. Завоевания Леовигильда и кампании Реккареда не привели к реальному подчинению Северной Испании, и горцы снова вторглись в вестготские владения, что потребовало нового похода против них. Подробности этой компании, как и её результаты, неизвестны. Но скорее всего, Виттериху удалось на какое-то время стабилизировать обстановку.
Во многом разрывая со старой германской традицией, Виттерих предпочитал не сам лично возглавлять армию, а поручать командование своим герцогам. Это можно рассматривать как важный этап в вестготской монархии: государь сосредотачивался на выполнении важнейших государственных функций, поручая непосредственное командование войсками своим полководцам. Впрочем, так, по-видимому, действовал ещё Реккаред, но при Виттерихе это стало принципом его правления.
Отношения с франками
Но если военные компании Виттериха были довольно удачными, то его дипломатические усилия потерпели крах. Союз с франкским королём Бургундии Теодорихом II, скреплённый браком франкского короля с дочерью вестготского короля, который должен был способствовать обеспечению мира в Септимании, закончился скандалом. Интересно, что именно Теодорих II выступил инициатором этого брака. В 607 году, по словам франкского хрониста Фредегара, этот король послал нескольких своих высокопоставленных церковных и светских вельмож с посольством к Виттериху просить руки его дочери Эрменберты (Эрменберги). Виттерих ответил согласием и дочь вестготского короля прибыла в столицу Бургундии Шалон, где тепло была принята молодым королём. Однако брак так и не состоялся; наговоры его бабки Брунгильды и его сестры Теодолинды (Теудиланы) настроили короля против невесты. Спустя год Теодорих отослал Эрменберту назад к отцу, но удержал у себя её богатое приданое. Мотивы Брунгильды препятствовать этому браку так и остались неизвестны. Историки, выдвигающие теорию о реставрации арианства в правление Виттериха, видят здесь проблему в нежелании весготской принцессы принимать ортодоксально-никейское вероисповедание.
Оскорблённый Виттерих вступил в союз с королём Нейстрии Хлотарем II и королём Австразии Теодебертом II, братом Теодориха II. Когда в этот альянс, направленный против Теодориха II, вступил ещё и король лангобардов Агилульф, судьба повелителя бургундской части франкской державы, казалось, была решена; но по непонятным причинам планы союзников так никогда и не были приведены в исполнение.
Хотя из переписки графа Булгара можно сделать заключение, что какие-то сражения происходили, видимо, в области Нарбонны, но не известны ни силы, участвовавшие в них, ни ход этих операций, ни даже точная зона военных действий. Так как ни Исидор Севильский, ни франкский хронист Фредегар не упоминают в своих трудах ни о каких боевых сражениях между франками и вестготами в то время, можно сделать заключение, что это были лишь приграничные, локальные стычки, не принесшие результата ни той ни другой стороне.
Убийство Виттериха
Как уже говорилось, при Виттерихе усилились противоречия в правящей верхушке королевства. В апреле 610 года Виттерих был убит во время пира в результате заговора «некоторых своих». Заговор явно возник в самом ближайшем окружении короля. Его тело было вынесено без всяких церемоний и захоронено. Как писал о нём Исидор Севильский: «В течение жизни он творил много беззакония, и поскольку он жил с мечом, то и умер от меча. Смерть невинного Лиувы не оказалась безнаказанной». На престол был возведён Гундемар, возможно, один из заговорщиков или даже глава заговора.
Правил 6 лет и 10 месяцев.
 

 



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B4_I
Категория: История | Добавил: Jupiter (19.02.2012)
Просмотров: 1889 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz