ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Воскресенье, 24.11.2024, 20:21
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Вестготы.Короли: Эрвиг, Вамба
ГОТЫ
 
 
Династия королей вестготов
 

Эрвиг — король вестготов, правил в 680 — 687 годах. Хроника Альфонсо III утверждает, что Эрвиг был миролюбив и умерен по отношению к подданым.
О происхождении и приходе к власти Эгики «Хроника Альфонсо III» повествует следующее: «Ранее, во времена короля Хиндасвинта, муж именем Ардабаст из Греции (Византии) — изгнанный из страны императором — пересёк море и прибыл в Испанию. Король Хиндасвинт великолепно принял его и дал свою племянницу ему в жены. От этого союза был рожден сын названный Эрвигом. После того, как Эрвиг оказался во дворце и достинг ранга комита, он возгордился и стал плести заговор против короля Вамбы. Он дал королю выпить настойку из растения называемого spartus, и Вамба тут же потерял память. Когда городской епископ и дворцовая знать, преданные королю и не знавшие о напитке, увидели Вамбу в прострации и беспамятстве, они распорядились чтобы он как можно скорее смог исповедаться и очиститься от грехов, дабы не умереть грешником. Когда король оправился от действия напитка и понял, что произошло, то сразу удалился в монастырь... После Вамбы королевство досталось Эрвигу».
На основании того, что имя Ардабаст (Артавазд) армянского происхождения, можно сделать вывод, что Эгика имел армянские корни. Со стороны же своей матери он был причастен к роду вестготских королей.
Эрвиг был связан с Юлианом который посвятил ему одно из своих теологических сочинений, и, видимо, который, став епископом Толедо, и помог ему стать королём. Если следовать букве соборного постановления об избрании короля, то Эрвиг не мог достичь трона, так как по отцу был не готом, а византийцем. Неизвестно к каким доводам прибег Юлиан для оправдания назначения Эрвига, но ясно, что без деятельности толедского митрополита здесь не обошлось. Уже на следующий день после устранения Вамбы 15 октября 680 года Эрвиг вступил на престол, а уже в ближайшее воскресенье 21 октября был помазан на царство.
XII Толедский собор
Тремисс Эрвига (1,43 г). Монетный двор в Мериде. Надпись на аверсе — ID IN M N ERVIGIVS RX, надпись на реверсе — EMERITA PIVS
Однако несмотря на соблюдение всех формальностей, Эрвиг чувствовал необходимость дальнейшего оправдания своего прихода к власти. 9 января 681 года был созван XII Толедский собор. Самым старым митрополитом на этом соборе оказался епископ Севильи Юлиан, который поэтому и считался председателем, но реально всей работой собора руководил его тёзка из Толедо. В отличие от соборов, созываемых Вамбой, это был общегосударственный, хотя на нём не присутствовало ни одного епископа из Септимании и Тарраконской Испании. Видимо, удар, нанесённый Вамбой в ходе и результате подавления мятежа Павла, был столь силён, что местные церкви от него не оправились. Зато присутствовали епископы Галисии, так что ни о каком противостоянии собственно испанской и галисийской церквей, как это было при Вамбе, речи не было. Наконец, на соборе снова присутствовали светские вельможи; его акты подписали 15 знатных придворных особ. А сам король, как и его предшественники до Вамбы, обратился к собору со специальным посланием. Всё подчёркивало, что роль церкви, приниженная Вамбой, восстанавливается в прежнем блеске и значимости.
XII Толедский собор подтвердил законность восшествия на престол Эрвига, удостоверив, что документы отречения Вамбы и утверждения Эрвига на троне были подлинными и содержали их собственные подписи. Также он присёк все попытки вернуться к власти прежнего монарха. Было принято специальное постановление, что тот, кто принял епитимью (и, соответственно, стал монахом), не может больше воевать, что подразумевало и невозможность находиться на троне. И послание Эрвига, и вся деятельность собора были пронизаны отрицанием деятельности Вамбы и осуждением ряда аспектов его правления. Король призвал участников собора исправить некоторые существующие законы, причём в первую очередь имелся в виду «военный закон», вызывающий столь значительную вражду и церкви, и светской знати. Собор с энтузиазмом поддержал это предложение. Выступил собор также против новых епископст, созданных Вамбой, поскольку, как утверждалось в одном из соборных постановлений, это противоречило декретам предков. Впрочем, реально это коснулось только епископа Куниульда, но и тот был не лишён сана, а вскоре переведён на ставшую вакантной кафедру в Италике около Севильи. Иерархи явно не были заинтересованы в создании очага напряжённости в недрах церкви.
Также было с готовностью выполнено другое желание короля — избежать повторения судьбы Вамбы. В актах собора был очень точно описан весь ход действий, приведший к устранению Вамбы, и повторение этих действий воспрещалось под страхом суровой кары. Политический цинизм собора превосходит всяческое воображение. Эрвиг отблагодарил также Юлиана Толедского: XII Толедский собор официально признал столичного митрополита примасом испанской (и септиманской) церкви.
Новое законодательство
Получив полную поддержку собора, Эрвиг обратился к законодательству, и его основной целью стал пересмотр суровых норм прежних законов и особенно «военного закона». Уже 21 октября 681 года был введён в действие пересмотренный кодекс, в котором новую редакцию получили 84 закона, в том числе, конечно, и «военный закон». В последнем были смягчены наказания за уклонение от военной службы, а главное — в нём отсутствовало всякое упоминание о том что епископы также были обязаны выставлять войско, как это предусматривало законодательство Вамбы. Таким образом церковь возвращала себе привелегии, отнятые Вамбой. Вся законодательная деятельность Эрвига, на которого огромное влияние оказывал Юлиан, должна была показать, что возвращение к централизаторской и в большей мере антиаристократической политике Вамбы не будет. Фактически пересмотренный кодекс закреплял победу светской и церковной знати над монархией.
Борьба с иудеями
На первый план в государственной деятельности Эрвига вышла борьба с иудейской религиозной общиной. При поддержке XII Толедского собора Эрвиг издал двадцать восемь законов направленных против евреев. Была высказана политика возвращения к антисемитскому законодательству царствования Сисебута, хотя и в немного более мягких формах, в виду отказа от смертной казни. Последовательней, чем его предшественники, он стремился насильно обратить иудеев в христианство. Им было запрещено заниматься любым родом деятельности, в котором они могли бы командовать христианами. Так, Эрвиг постановил, что знатный человек, отдавший христианина во власть иудея, должен заплатить 10 фунтов золотом (= 720 солидов). Священникам было предписано взять иудеев под свой строгий надзор. Впрочем, такую антиеврейскую политику Эрвига многие иследователи приписывают деятельности Юлиана архиепископа Толедо, фанатичного антисемита. Сам потомок крещённых евреев, он с особым рвением выступал против иудеев и иудаизма, и ведя с ними идейную борьбу, и используя всю силу церковной и королевской власти.
Однако в Септимании, которая была частью Вестготского королевства и подчинялась всем его светским и церковным законам, отношение к евреям было более мягким, и во второй половине VII века Нарбоннская Галлия стала убежищем для многих иудеев, бежавших или изгнанных из из Испании, что вызвало возмущение испанских иерархов, в том числе Юлиана Толедского.
XIII Толедский собор
В декабре 683 года Эрвиг созвал XIII Толедский собор. На этот раз на соборе присутствовали епископы из всех провинций, а также 26 высших чиновников двора. Уже одно это должно было продемонстрировать сплочение церкви и светской аристократии вокруг короля, а сам собор — подтвердить курс нового правительства. Обращаясь с посланием к нему, король снова поднял вопрос о репрессиях Вамбы. Он предлагал не только полностью амнистировать его жертвы, но и вернуть им конфискованное имущество. Однако собор решил несколько иначе. Он согласился с предложением Эрвига о прощении бывших мятежников и рекомендовал королю освободить их от рабства, восстановить им все права, в том числе право свидетельствовать на суде в соответствии с их достоинством, но отказался вернуть им ту часть их бывшего имущества, которую король в своё время другим лицам в собственность или в качестве жалования. Зато собор принял решение не ограничиться бывшими участниками мятежа Павла, а распространить амнистию на всех лиц, преследовавшихся королевской властью вплоть до правления Хиндасвинта. Цель соборного постановления ясна: сплотить знать и не допустить впредь никакого королевского произвола.
В том же направлении шло постановление о невозможности лишать высших чиновников двора и церкви их достоинства, жизни, здоровья и имущества без суда. В соответствии с этим постановлением Эрвиг и издал в том же 683 году закон, соглано которому епископ, придворный или гардинг мог быть смещён, арестован, подвергнут пытке и лишён имущества только по приговору суда, состоявшего из равных ему людей. Прощая все недоимки по налогам, начиная с одного года, предшествующего воцарению Эрвига, собор с одной стороны, признавал невозможность сбора налогов в требуемом королём объеме, а с другой — не только освобождал свободных крестьян и горожан от их задолженности перед королём, но шёл навстречу желаниям крупных землевладельцев, которые должны были платить налоги за зависимых от них людей. Собор также решительно выступил против введённой Хиндасвинтом практики назначать на ведущие должности при дворе своих отпущенников и даже рабов, тем самым фактически лишив короля собственной опоры, которую он мог противопоставить знати. Эрвиг резко выступал против самой мысли о возможности равенства знатного человека с отпущенником, а тем более с рабом. Выражал ли он в данном случае свою собственную точку зрения или аристократический идеал, совершенно не важно. Важно, что король решительно проводил эту точку зрения в жизнь.
Эрвиг стремился обезопасить свою семью от возможных преследований. Он добился от XIII Толедского собора принятия специальных постановлений о неприкосновенности жизни и имущества всех потомков короля и о недопустимости принуждения королевской вдовы к новому браку.
XIV Толедский собор
Статуя Эрвига на балюстрадые королевского дворца в Мадриде
Союз с церковью играл огромную роль в политике Эрвига. Дело дошло до того, что в ноябре 684 года вопреки обыкновению Юлиан Толедский по собственной инициативе созвал в Толедо XIV собор. Хотя официально этот собор не был общегосударственным, на нём присутствовали представители всех митрополитов королевства. Поводом для его созыва послужило обращение папы Льва II, который просил испанских епископов поддержать решения III Константинопольского собора, осудившего монофелитство. Это послание папы прибыло в Испанию уже в момент закрытия XIII Толедского собора, так что тот рассмотреть поставленный вопрос не мог. XIV собор, проходивший, естественно, под председательством Юлиана, действительно занимался только религиозными проблемами, поддержав, в частности, в соответствии с просьбой папы решения III Константинопольского собора. Но главное было в другом: Юлиан и его сторонники показали себя самостоятельной силой, могущей не считаться с королём.
Бедственное положение Испании
Положение в стране становилось всё тяжелее. Мосарабская хроника говорит, что во время его правления Испанию опустошил страшный голод. Упомянутое выше прощение недоимок в 683 году свидетельствовало о невозможности собрать все необходимые налоги, и королевской власти приходилось с этим мириться. Эрвиг вполне осозновал, что взимание недоимок означало бы разорение народа. Страна обезлюдела. Огромное значение имело резкое сокращение свободных людей. Сам Эрвиг жаловался на то, что только половина его подданных может свидетельствовать в суде и что есть целые деревни и небольшие виллы, которые не могут выставить на суд ни одного свидетеля. Король пытался хоть как-то сохранить свободное сословие. Так, Эрвиг постановил, что всякий продавший себя может быть выкуплен на свободу своими родственниками за ту же цену. В то время как изначально дети, рождённые в браке свободной женщины с рабом, считались рабами, Эрвиг постановил, что они, в случае если они без помех проживут тридцать лет в качестве свободных, больше не должны возвращаться в рабство.
Зато резко усилились магнаты. Опираясь на свои довольно большие владения и собственных подданных, они, с одной стороны, всё более противопоставляли себя королю и противились любым попыткам последнего укрепить свою власть, а с другой — стремились укрепить свою собственную власть над зависимыми от них людьми. И король шёл им навстречу. В новой редакции старого закона Леовигильда говорилось, что отпущенник или отпущенница в течение всей своей жизни не может уйти от своего господина или госпожи под страхом потери всего имущества. Этим законом отпущенники практически полностью прикреплялись к своему патрону.
Пытался Эрвиг хоть как то укрепить укрепить и армию. Эрвиг жаловался, что знатные люди не выводят на войну даже двадцатую часть своих подданных, и требовал поставлять в армию каждого десятого раба, причём господин должен был отвечать за их снаряжение. Однако, боеспособность такой армии не могла быть высокой. Состоящая в большей своей массе из несвободных людей, такая армия не заинтересована была в защите чуждых ей интересов.
Семейное положение
Эрвиг был женат на Леувиготе (Лиувиготе), женщине неизвестного происхождения. Не существует никаких доказательств в том отношении, что она была королевской дочерью. У них было несколько детей. Из них только дочь Киксилона, вышедшая замуж за дворянина по имени Эгика, родственника (вероятно, племянника) Вамбы, известна по имени. Скорее всего, этот брак был знаком примирения с родом Вамбы, по-видимому, обладавшим большой властью и широким влиянием.
Смерть Эрвига
Эрвиг вовсе не был слабым правителем, каким его часто изображают различные исследования. Он, как и Вамба, стремился к укреплению монархии, но пытался достичь этого иным способом: не противопостовлять себя светской и церковной знати, а опереться на них. Если он и смягчил некоторые жёсткие указы Вамбы, то сделал это потому, что подобные драконовские меры показали свою несостоятельность. Его преемник Эгика потом скажет о многочисленных конфискациях, процессах и лишениях должности, какие происходили в последние годы его царствования. Репрессии против знати свидетельствуют, что добиться сплочения вокруг себя всей знати Эрвиг так и не смог. Более того, клан Вамбы, по-видимому, оказался столь сильным, что навязал королю кандидатуру его преемника.
На смертном одре, охваченный сильной болезнью, 15 ноября 687 года Эрвиг назначил зятя своим преемником и заставил Эгику поклясться никогда не использовать свою власть в противоправных целях.
Эрвиг правил 7 лет и 25 дней.
 

Вамба — король вестготов, правил в 672 — 680 годах.
Согласно одному преданию Вамба родился в городке Эгитания, окруженном со всех сторон стеной, построенной во времена римского владычества (совр. селение Иданья-а-Велья, к северо-востоку от Кастело Бранко в Португалии). Испанская традиция провозглашает его родиной Галисию, округ Санта Мария-де-Досон в старом доме со щитом. Мануэль де Соуза да Силва, португальский генеалог XVII века, в своей работе «Дворянские рода, происходящие из Энтре-Дору-э-Минью», придерживается этой версии, добавляя, что Вамба происходил из рода вестготских королей, но обеднел и ко времени вступления на престол был простым фермером. Современные генеалоги видят в нём сына Тульги, так как его отец был свергнут в молодом возрасте, когда его сыновья были ещё детьми.
По самому распространенному мнению, он родился и вырос в андалузском горном поселением Пухерра (или Буксарра, как она именовалась в прошлом) окруженном каштановым лесом, на берегу реки Хеналь, в Малаге, что на юге Испании. Здесь же находятся руины Молино-де-Капилья («Часовенной мельницы»), и также неподалеку располагается деревушка Сенай, которую изредка также называют местом его рождения.
Однако, легенды о бедном происхождении Вамбы выглядят как-то недостоверно и более правдоподобно смотрится версия о том, что Вамба ко времени вступления на престол был герцогом Лузитании, уже прославившимся военными успехами. Он присутствовал на X Толедском соборе в 656 году, где его роль свелась к предоставлению отцам собора завещания Святого Мартина, которое иерархи противопоставили такому же акту недавно умершего епископа Рихимира. Последний завещал часть имущества Думийской церкви беднякам, а собор, используя завещания Мартина, выступавшего за целостность церковного имущества, завещание Рихимира отменил.
Избрание на престол
Вамба отказывается от короны. Картина Хуана Антонио Риберы (1779—1860)
1 сентября 672 года в день смерти Реккесвинта придворной знатью единодушно королём был выбран Вамба. И Юлиан Толедский в своей книге «История короля Вамбы», и «Хроника Альфонсо III» отмечают, что сначала Вамба отказывался принять власть, но в конце концов должен был уступить требованию войска. Юлиан Толедский даже добавляет, что Вамба до тех пор не хотел брать власть, пока некий граф, выхватив меч, не пригрозил его убить, если он и дальше будет упорствовать. После избрания Вамбу немедленно доставили в Толедо и 19 сентября помазали на царствование в церкви святых Петра и Павла. Здесь впервые упоминается об обычае помазания при коронации вестготского короля, но сам обряд должен быть древнее, так как Юлиан Толедский говорит о нём как о чём-то само собой разумеющемся.
Подавление мятежей
Начало мятежа в Нарбонской Галлии
Вамба был человеком уже в годах, но, тем не менее, он чрезвычайно энергично взялся за выполнение своих королевских обязанностей. Однако выбор Вамбы королём всё-таки устроил не всех. Практически сразу же по вступлении на престол ему пришлось столкнуться с мятежом в Септимании. Роль зачинщика мятежа, по словам Юлиана Толедского, молва приписывала Хильдерику, графу Нима. Его поддержали епископ Магалоны Гумильд и аббат Ранимир. Они схватили епископа Нима Арегия, сохранившего верность королю, и, заковав в кандалы, передали франкам. На его место Хильдерик назначил Ранимира.
Мятеж Павла
Как только слух о мятеже достиг Вамбы, тот послал на подавление его полководца Флавия Павла, родом иберо-римлянина. Однако последний сам поднял мятеж, захватил Нарбонну, несмотря на все усилия епископа этого города Ардебальда противостоять ему. После чего Павел короновался там королём, возложив на свою голову золотую корону, которую в своё время король Реккаред пожертвовал церкви святого Феликса в Хероне. После чего при поддержке Раносинда, герцога Тарраконской Испании и Хильдигиза, на тот момент занимавшего должность гардинга (придворный титул), и, заключив союз с франками и басками, исконными врагами вестготов, начал готовиться к войне с Вамбой. Похоже, узурпатор Павел стремился к разделу страны, о чём свидетельствует его письмо к Вамбе, дошедшее до нас в трудах Юлиана Толедского. В своём письме он называет себя королём Запада, а Вамбу — королём Востока. Сильную финансовую поддержку Павлу оказали евреи, чья община в Нарбонской Галлии была довольно многочисленной и играла значительную роль в экономике региона.
Септимания занимала в Вестготском государстве особое место Официально она именовалась Галлия, и этим названием вестготские короли поддерживали иллюзию своей власти в Галлии вообще. Она была отделена от Испании труднопроходимыми Пиренеями, и испанцы, как испано-римляне, так и вестготы, воспринимали её как отдельную часть королевства и её жителей как людей, отличных от испанцев, даже по нравам и бытовым различиям. Интересен тот факт, что септиманские епископы порой участвовали не только в испанских, но и в галльских соборах. Будучи пограничной провинцией, она поддерживала связи с франками. В то же время при возникновении каких-либо конфликтов с франками именно Септимания обычно оказывалась ареной первых франкских вторжений и первых столкновений между вестготами и франками. Вестготские короли внимательно следили за положением в этой провинции. И хотя вестготского населения там было немного, ведущее положение и в управлении провинцией, и в её церковной иерархии занимали готы. Поэтому присоединение Септимании к Павлу поставило Вамбу в трудное положение. Это положение ещё более ухудшилось, когда к Павлу примкнула также Тарраконская Испания.
Разгром басков и переход через Пиренеи
Государство вестготов в 586—711 годах
В то время как разворачивались эти события, сам Вамба предпринял поход против басков и о мятеже Павла узнал, находясь в Кантабрии. В течение семи дней он полностью разорил страну басков, добился от них выдачи заложников и дани, после чего заключил с ними мир. Затем не мешкая он направился в Нарбонскую Галлию через Калаорру и Уэску. Первой из всех восставших городов под власть Вамбы сдалась Барселона, затем подчинилась Херона. Подойдя к цепи Пиренейских гор, Вамба разделил войско на три отряда; так, что одна его часть отправилась в Каструм Ливии, главный город области Карритана, вторая — через город Авзон двинулась к центральному хребту Пиренеев, а третья проследовала по римской дороге, проходящей близ морского побережья. Стремительно захватив укрепления Кавколиберы (совр. Кольюр, фр. Collioure), Вультурария и Каструм Ливия на Пиренеях, Вамба вторгся в крепость Клаузуры. Там в его руки попали Раносинд и Хильдигиз, которые вышли на защиту крепости. Другой из заговорщиков, граф Виттимир, поставленный мятежниками комендантом крепости Сардонья, не смог удержать город и бежал к Павлу в Нарбонну. Захватив опорные пункты восставших в Пиренеях, Вамба вышел на равнину, здесь он соединил свои войска и двинулся на Нарбонну, поручив отдельному отряду вести войну на море.
Подавление восставших городов и осада Нима
Павел не стал дожидаться подхода войска Вамбы к Нарбонне и бежал в Ним, оставив защищать город Виттимира. В ходе ожесточённого штурма нападавшим удалось поджечь ворота и взобраться на стены. Овладев городом, они подавили восставших. Виттимир укрылся в церкви, грозя убить каждого, кто к нему подойдёт, но был оглушён доской и захвачен в плен. Следом сдались города Битерры (совр. Безье) и Агаф. В городе же Магалона епископ Гумильд, обнаружив, что королевское войско собралось для осады и город окружён не только теми, кто прибыл, чтобы сражаться на суше, но и подошедшими со стороны моря — чтобы вести бой с кораблей, бежал в Ним к Павлу. Оставшись без руководителя, Магалона также сдалась королевскому войску. Совершив быстрый марш, Вамба 31 августа 673 года внезапно окружил Ним, где укрывался Павел со своими мятежниками и пришедшими к ним на помощь франками. Мятежники рассчитывали на подход к ним огромного войска франков и поэтому оказали отчаянное сопротивление. Целый день прошёл в ожесточенных боях. На следующий день Вамба, опасаясь, что франки могут напасть на него с тыла, пока он ведёт осаду, решил усилить натиск и взять город до прихода войска франков. Он ввёл в бой свой резерв — 10 000 воинов герцога Вандемира. Воодушевлённые прибытием подмоги, нападающие стали сражаться решительнее и вскоре овладели городскими стенами. Павел и его сторонники укрылись в амфитеатре. Взяв город, войско короля Вамбы распалось на отдельные отряды и занялось грабежами, неся огромные потери в столкновениях с жителями. В то же время и среди мятежников произошёл разлад; местные аристократы обвинили людей, пришедших с Павлом, в том, что те специально заманили их в ловушку и принялись их резать, рассчитывая этим заслужить помилование короля. В сложившейся обстановке Павел принял решение сложить с себя знаки королевской власти и послал Аргебада, епископа Нарбонны, умолять Вамбу о помиловании. Как отмечает Юлиан Толедский, это произошло ровно через год после того, как Вамба был избран королём, 1 сентября 673 года.
Капитуляция Павла
Справедливо полагая, что если он немедленно не остановит резню, то в городе не останется жителей, которые могли бы заботиться о городе, Вамба пошёл на некоторые уступки, обещая сохранить жизнь местным жителям, замешанным в мятеже, не распространяя, впрочем, это помилование на главных зачинщиков восстания. На третий день после начала осады войско короля было выведено из города и построено в боевых порядках. В амфитеатр были посланы полководцы Вамбы чтобы доставить Павла и других зачинщиков мятежа из глубин амфитеатра, где те скрывались, избегая смерти. Затем была пленена вся огромная и необузданная толпа галло-римлян и франков, собравшихся воевать с королём. Что касается чужеземцев — франков и саксов, воевавших на стороне Павла, — то Вамба, не желающий ухудшения отношений с франкскими королевствами, приказал обращаться с ними достойно. Франкские аристократы были обменены на вестготов, находившихся в плену у франков, прочие же, по прошествии восемнадцати дней после пленения, были просто отправлены на родину.
Отражение франкской угрозы
Затем Вамба, позаботелся о восстановлении разрушенного города, немедленно приказал заделать бреши в стенах, поставить новые ворота взамен сожженных, похоронить непогребённых и вернуть жителям отобранно их имущество. После чего надо было готовится к отражению франкской угрозы, ибо войско франков под командованием герцога Лупа уже вторглось в область Битерр. Поэтому, уже на пятый день после того, как был захвачен Павел, Вамба выступил из города Нима, и быстрым маршем, сумев упредить расставленные против него вражеские засады, внезапно появился перед франками. Луп, не приняв боя, отступил.
Суд над мятежниками
Юлиан Толедский в своей книге подробно описывает суд над главарями мятежников. В приговоре, вынесенном Павлу и его сторонникам, называются имена 52 осужденных, и всех их можно смело причислить к правящему классу, так как простые люди, конечно же, не считались достойными упоминания. При этом, похоже, в данном случае речь шла о большей части септиманской аристократии и о некоторых представителях знати Тарраконской Испании. После того как церковный суд предал их всех анафеме, мирской суд постановил их всех казнить, с оговоркой, что если король всё же пожелает сохранить им жизнь, то полагается их всех ослепить. Имущество осужденных переходило королю. Сам Юлиан Толедский не упоминает, какая же кара постигла в конце концов главарей мятежа, но в Хронике Альфонсо III говорится, что Павел был подвергнут ослеплению. Такая же участь, видимо, постигла и остальных главарей мятежа. Евреи за содействие мятежу подверглись повсеместному изгнанию из городов Нарбоннской Галлии.
Попытки укрепить армию
Вамба. Статуя в Мадриде (A. Carnicero, 1750—1753)
Вестготское войско, в VI веке часто и успешно сражавшееся с франками, в VII веке утратило свою силу; одной из причин этого можно считать длительный мирный период. Более существенное основание составляет снижение численности свободных в армии. Ослабление войска явственно проявилось в походе Вамбы против Павла. Ещё в Испании войско начало совершать всевозможные преступления, грабежи, поджоги, насилия. Многие укрывались от военной службы.
Получив такой отрицательный опыт, Вамба 1 ноября 673 года издал «военный декрет». Согласно этому закону воинская повинность распространялась на всех жителей королевства. При первом известии о вторжении врагов или в случае внутренних волнений каждый епископ, герцог, граф, тиуфад, викарий, гардинг или любой человек, которому это поручено, должен тотчас составить войско, и все должны явиться по его приказу или непосредственно на театр военных действий, или место, расположенное от него не более чем на 100 миль. При этом защищать родину, народ, монарха или его наследников должны все жители королевства независимо от того, к какой «партии» они принадлежат. Это положение имело целью сплотить страну и не дать возможности уклониться от участия во внешней или гражданской войне под предлогом принадлежности к противной группировке. Епископы и прочие священники, окружавшие себя в VII веке, как и знать, вооруженной свитой, при Вамбе также были обязаны нести военную службу. А рабовладельцы должны были являтся в армию со своими рабами. (Непосредственно в законе Вамбы рабы не упоминались. Однако в законе следующего короля Эрвига прямо говорится об обязанности рабовладельца привести в армию десятую часть своих рабов. Поскольку закон Эрвига был направлен на смягчение ряда положений закона Вамбы, то делается вывод, что Вамба распространил воинскую повинность и на рабов). Последнее положение противоречило и германским, и римским принципам и являлось несомненной новацией Вамбы. Поскольку существовали мелкие рабовладельцы, обладавшие всего двумя или тремя рабами, то ясно, что основная тяжесть нового закона ложилась на крупных собственников. Именно их отряды стали составлять основную часть вестготской армии. А это вело к тому, что в рамках единого войска появились по существу частные воинские части, подчиняющиеся не столько общему военному командиру, сколько своему господину. В первый момент это усилило армию, но в перспективе вело к её развалу.
Закон Вамбы предусматривал суровые наказания для ослушников, не выполнивших свой воинский долг при вражеском нападении: для высших чинов церкви и знати — вечное изгнание и конфискация всего имущества, для более низкого сословия — фактическое лишение гражданских прав и даже превращение в рабов фиска. Особенно суровые наказания предусматривались в случае уклонения от подавления внутреннего мятежа. Только официально засвидетельствованная болезнь могла освободить человека от воинской обязанности, но и в этом случае больной должен был направить в армию своих слуг, вооружив их за свой счёт.
Недовольство знати и обычного люда
Это вызвало недовольство. Многие аристократы были недовольны самим фактом привлечения их рабов к военной службе, ибо это отвлекало от работ на господина. В церкви многие были возмущены привлечением клириков к военной службе. Недовольство Вамбой ширилось. Король принял активные меры против недовольных. Начались довольно жёсткие репрессии. Если верить преемнику Вамбы Эрвигу, то во всех пределах Испании были беспорядки и чуть ли не половина знати была лишена своего благородного положения, а число людей более низкого происхождения так уменьшилось, что порой стало невозможным на местах привлечь достаточное количество свидетелей на судебных сходках. Разумеется, это преувеличение, но сам факт беспорядков и репрессий, жертвами которых становились не только вельможи, но и рядовое население, несомненен.
Создание новой служилой знати
Теряя в значительной степени поддержку знати, Вамба попытался такую поддержку найти в других слоях. Именно Вамба активно использовал рабов и отпущенников фиска в центральном правительственном аппарате, идя в этом случае по стопам Хиндасвинта. Как и тот, он, вероятно, стремился создать слой людей, лично ему преданных, которых он мог противостоять старой знати. С другой стороны, Вамба пытался противопоставить недовольной светской знати церковь, хотя и в церкви многие были королём недовольны, поскольку «военный закон» фактически лишал церковников многих их привилегий. С этой целью Вамба увеличивал количество епископов, уменьшая тем самым власть местных магнатов и пытаясь создать из местных епископов себе опору.
Строительная деятельность
Согласно Мосарабской хроники, на третий год своего правления в 674 году Вамба обновил столицу своего государства город Толедо, украсив её великолепными и искусными зданиями и сооружениями. Реконструкции также подверглись крепостные сооружения города, значение которых уже не ограничивалось обороной. Монументальные стены и башни по римской традиции отстраивались для показа мощи и богатства вестготского владыки и потому были соответственно оформлены. Надвратным башням были присвоены имена святых великомучеников, о чём были сделаны соответствующие надписи: «О, святые, чьё присутствие озаряет сиё место, защищайте город и народ с непрестанной благосклонностью».
Также им были укреплены и другие места в его стране, такие, как, например, Фуэнтеррабиа — важное стратегическое место на западной оконечности Пиренейских гор.
Вамба принял меры и в установлении финансовой дисциплины. Издавна в Вестготском королевстве существовало множество монетных дворов. И хотя все они считались королевскими и выпускали деньги по единому стандарту, само их множество делало контроль короля над денежной эмиссией довольно затруднительным. Вамба решительно сократил их количество. Права чеканить монету была лишена Нарбонна, видимо, в наказание за поддержку восстания Павла, бывший единственным монетным двором Септимании, а в Испании право выпускать деньги было предоставлено только провинциальным столицам, включая, естественно, Толедо. Это было несомненным знаком и следствием значительгого укрепления власти короля. Демонстративная набожность Вамбы проявилась и в его чеканке: на монетах появляется крест, который иногда увенчивает голову короля.
Арабская угроза
Уже при Вамбе на востоке — на северо-африканском побережье появилась новая сила, которая надвигалась на полуостров. Это были арабы, успевшие к этому времени подчинить себе всю Переднюю Азию и Египет, откуда они продвигались всё дальше и дальше на запад. Хроника Альфонсо III относит ко времени Вамбы первое вторжение арабов на побережье Испании, утверждая, что 270 кораблей сарацин напали на государство вестготов, где они все погибли и были сожжены. Однако так как в других источниках нет никакой информации об этом самом раннем рейде мусульман, историки считают данное сообщение этой хроники недостоверным. Вполне допустимы более мелкие рейды масульман на побережье Андалусии, так как Мосарабская хроника, рассказывая о завоевании Испании арабами, упоминает, что мавры совершали уже «давно налеты» на побережье Пиренейского полуострова «и одновременно разрушили многие города».
Церковные соборы и ослабление власти церкви
Считая свою власть достаточно укрепившейся и желая санкционировать это укрепление, Вамба в 675 году созвал XI Толедский собор. Целью его было провозглашение избавления страны от терзавших её смут и убийств в течение 18 лет, со времени созыва предыдущего собора. Сам созыв собора можно было рассматривать как определённую уступку иерархам. Созывая этот собор, на котором присутствовали епископы и некоторые аббаты Испании и Нарбонской Галлии (то есть Септимании), Вамба в том же году разрешил созвать в Браге отдельный собор в Галисии. Видимо, не имея всё же прочной опоры в церковных кругах Испании и Септимании, Вамба стремился противостоять друг другу две части церкви, более опираясь на церковь Галисии. Впрочем, оба собора занимались преимущественно чисто богословскими и внутрицерковными вопросами, в частности, решительно выступили против практики покупки и продажи епископских постов и ограничивая имущественные притязания епископов. О снижении уровня квалификации вестготского епископата вследствие его политизации говорит тот факт, что XI Толедский собор был вынужден утвердить канон о поддержании порядка во время заседаний. Тот же собор предписал лишать сана и отлучать от церкви тех епископов, которые предавались распутству с женщинами — родственницами знатных людей. Характерно, что ни на том, ни на другом соборе не присутствовали светские вельможи. Власть Вамбы была столь сильна, что он мог действовать без особой оглядки на церковные круги, отдавая созывам Толедского и Брагского соборов в какой-то степени лишь дань уважения церкви, но в то же время противопостовляя друг другу две группы иерархов и тем самым ослабляя их влияние.
Вскоре после этого собора, в декабре того же 675 года, им были одновременно изданы два закона ограничивавшие всевластие епископов. Один из них запрещал епископам захватывать сельские церкви и монастыри, которые либо вуключались в имущество епископской церкви, либо передавались другим лицам, связанным с епископами; закон не только запрещал впредь такие операции, но и распространялся на те, которые были совершены в течение последних 30 лет. Другим законом Вамба запретил браки между свободными и церковными вольноотпущенниками, так как дети, рождённые в таких союзах, автоматически становились церковными вольноотпущенниками и не платили государству налогов. Ясной целью этих законов было, с одной стороны, ограничение всевластия епископов на местах, а с другой — пополнение королевской казны.
Как и Хиндасвинт, Вамба ставил своей целью максимальное укрепление королевской власти, что можно было сделать только за счёт ограничения могущества знати. Но если Хиндасвинт сумел использовать церковь как одно из орудий достижения этой цели, то Вамба оттолкнул от себя и её. И это скоро сказалось на судьбе самого короля.
Свержение Вамбы
В январе 680 года умер митрополит Толедо Квирик, занимавший этот пост в течение 13 лет и явно вполне короля устраивающий, и его преемником стал Юлиан. Прекрасно по тем временам образованный, Юлиан был и писателем, написавшем позже «Историю Вамбы», в которой в лице этого короля представил образ идеального монарха. Но пока что Юлиан оказался не только в центре придворных интриг, но и фактически если не инициатором, то одним из самых активных участников заговора против Вамбы.
Централизаторская политика Вамбы, его стремление укрепить королевскую власть вызвало недовольство и светской, и духовной знати. Это недовольство вылилось в заговор. Правление Вамбы было насильственно прервано осенью 680 года. Эрвиг, сын византийца Ардабаста, прибывшего в Испанию при Хиндасвинте и женившегося на родственнице этого короля Гласвинде, поднёс Вамбе напиток из саротамнуса. В результате отравления Вамба потерял сознание. Так как создавалось полное впечатление, что король с минуты на минуту умрёт, его соборовали и по вестготскому обычаю надели на него монашескую одежду. Тем самым он переходил в духовное звание и лишался возможности править страной. Когда через несколько часов Вамба очнулся, его принудили подписать отречение от престола и отослали его в монастырь Пампльега, где он, согласно «Хронике Альфонсо III» прожил ещё 7 лет и 3 месяца и, таким образом, должен быть умереть в начале 688 года. Однако из актов XIII Толедского собора открытого 4 ноября 683 года Вамба известен как уже к этому времени усопший. «Хроника вестготских королей» также отмечает, что Вамба скончался 14 октября 680 года. Да и сама «Хроника Альфонсо III», путаясь в своих же показаниях, говорит, что смерть Вамбы наступила в 681 году. Видимо, изречение «Хроники Альфонсо III» о ещё долгой жизни Вамбы в монастыре является вымыслом.
Нет, однако, сомнения, что под видом добровольного отречения короля произошёл переворот, и попытка Вамбы вернуться к власти была резко пресечена. Этот переворот стал победой не только одной придворной группировки, но и вообще знати над королевской властью. Вамба оказался последним вестготским королём, который попытался укрепить государство и свою власть за счёт светской и духовной знати. И переворот 680 года означал крах этой попытки.
Вамба правил 8 лет, 1 месяц и 14 дней.
 
 

 



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B0
Категория: История | Добавил: Jupiter (26.02.2012)
Просмотров: 1825 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz