ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Воскресенье, 24.11.2024, 18:10
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Германская народность. Вестготы.Короли - Хинтила,Тульга,Хиндасвинт,Реккесвинт
ГОТЫ
 
 
Династия королей вестготов
 

Хинтила (Чинтила) — король вестготов, правил в 636 — 639 годах.
Правление
О его коротком правлении известно очень мало вследствие скудности сообщений хроник. Почти всё знания происходят из актов двух Государственных Церковных соборов, проведеных во время его царствования.
Хинтиле от его предшественника Сисенанда досталась крайне ослабленная и нестабильная монархия. Источники не сообщают каким образом он пришёл к власти; вероятно, он был избран королём на совете знати и епископов, в соответствии с 75-м каноном принятым на IV Толедском соборе.
Пятый Толедский собор
30 июня 636 года в Толедо был созван V Толедский собор под председательством Браулио Сарагосского, заменившего недавно скончавшегося Исидора Севильского. «Хинтила созвал Толедский собор из девятнадцати епископов (на самом деле присутствовало 22 епископа и 2 представителя от не смогших по какой то причине приехать), чтобы просветить тех, кто не был сведущ в важных мирских и божественных вопросах. В книге Канонов указано, сколь много викариев, епископов и придворных вельмож, кого сочли достойными, собралось в церкви христианской святой девы и великомученицы Леокадии. На этом соборе епископ Сарагосы Браулио превосходил умом остальных выдающихся деятелей и внушал христианам благочестивое учение; даже его самые незначительные труды церковь перечитывает по сей день».

На данном соборе не присутствовали епископы из Нарбонской Галлии, видимо, из-за разногласий политического характера. Этот собор издал девять канонов, из которых не менее пяти были посвящены защите короля и его семьи. Следовательно, Хинтила чувствовал себя в опасности. В этих канонах говорилось, что собственность справедливо приобретенная королём не могла быть конфискованна у его наследников следующим королём. Также окружение короля, его сторонники, советники и помощники сохраняли его дарения и пожалования после его смерти. Виновные в посягательстве на собственность семьи короля и его друзей должны были преданы анафеме. Постановления собора угрожали жесткими наказаниями, узурпаторам и тем, которые совершали покушение на короля. Подтверждалось, что избираемый король должен быть благородного происхождения и не мог быть выбран из числа священнослужителей, трудового народа и иностранцев.
Шестой Толедский собор
Хинтила. Статуя в Мадридe (F. Vôge, 1753)
Видимо, внутриполитическая ситуация в стране до конца не была урегулирована, из-за постоянного сопротивления знати и еврейской диаспоры, что потребовало через полтора года проведения нового общегосударственного собора. На созванный 9 января 638 года Шестой Толедский собор прибыло уже более чем в два раза больше епископов (53), чем на предыдущий. Характерно присутствие трёх епископов из провинции Нарбонской Галлии, что доказывает распространение влияния короля на севере. Этот совет даже официально рассматривался, как заседание архиереев Испании и Галлии, в отличие от предыдущего, представленного как встреча епископов «различных провинций Испании».
Собор разобрал вопросы церковного устройства и дисциплины. И на этот раз не обошлось без постановлений в защиту короля. Была подтверждена недопустимость преступлений против короля и трона, а приемнику убитого короля грозилось вечным позором, если он не наказывал виновного или виновных цареубийц.
Церковный совет поднял вопрос об обвиняемых или виновных (видимо, их было значительное число) в определенных преступлениях, которые нашли убежище в зарубежных странах и оттуда наносили вред Королевству вестготов; в случае их поимки они должны были быть отлучены от Церкви.
Так как одновременно были изданы каноны, дававшие знати гарантии соблюдения её прав, следует предполагать возрастающее влияние аристократии. VI Толедский собор принял постановление запрещающее проживание в пределах страны не христиан ортодоксально-никейского вероисповедания. Таким образом он санкционировал изгнание из страны евреев, отказывающихся принять христианство, и обязал тех из них, которые перешли в новую веру, сделать публичное заявление о своей приверженности к христианству.
Хинтила правил 3 года, 9 месяцев, 9 дней (хотя Мосарабская хроника отводит ему 6-летнее царствование) и умер 20 декабря 639 от естественной смерти. На основании того, что Хинтила постоянно опасался узурпации трона, вылившееся в постоновления соборов, можно сделать вывод, что всё его царствование прошло в мятежах и восстаниях знати. Ему наследовал его сын Тульга.
 
Тульга (Фулько) — король вестготов, правил в 639 — 642 годах. Сын Хинтилы, наследовал престол в молодых годах.
Тульга проводил, как кажется, довольно мягкую политику, что, возможно, объясняется его определенной наивностью и слабостью характера. Оставил после себя положительное впечатление у потомков; автор Мосарабской хроники, написанной сто лет спустя, называет его «мужем добрым и благородным».Однако, несмотря на его добродушие, по прошествии двух лет правления, в 642 году, против него возник заговор. Во главе мятежников встал Хиндасвинт, которому к тому времени исполнилось 79 лет. Франкский хронист Фредегар отмечает, что не управляемый твёрдой рукой готский народ пришёл в беспокойство, и на собрании многих готских сенаторов и прочего народа один из магнатов по имени Хиндасвинт был избран королём Испании. Местом проведения этого собрания была названа Pampale, которая отождествляется с Пампльегой (пров. Бургос), хотя, не исключено, что это могла быть и Памплона. В любом случае, восстание началось от границ Страны басков, против которых, видимо, и был послан сражаться Хиндасвинт. Видимо, опираясь на армию, Хиндасвинт и провозгласил себя королём.
О конце правления Тульги сохранилось два противоречивых предания. Какое из них является более правильным выяснить не представляется возможным из-за недостатка достоверных источников.
Если верить монаху Сигеберту из Жамблу, писателю XI века, автору богословских и исторических сочинений, то получается, что мятежник Хиндасвинт, усилившись поддержкой других дворян, явился в Толедо, где захватил Тульгу (которого тот нызывает Толганом) и вынудил его постричься в монахи, лишив тем самым прав на престол. О принятии пострига Тульгой говорит и Фредегар. Дальнейшая судьба Тульги не известна.
Однако Ильдефонс Толедский даёт совсем другой взгляд на те же события. Мятежник Хиндасвинт получил некоторую поддержку знати, но не располагая одобрением духовенства, потерпел неудачу. Тульге удалось сохранить трон, а Хиндасвинт продолжал пребывать в качестве мятежника, до тех пор, пока смерть короля вследствие болезни, не позволила претенденту заставить признать себя монархом всю знать и духовенство.
Тульга правил 2 года и 4 месяца.
 
 
Хиндасвинт (Чиндасвинд) — король вестготов, правил в 642—653 годах.
Вступление на престол
Хиндасвинд, видимо, посланный с армией сражаться с басками, пользуясь слабостью королевской власти, поднял мятеж против Тульги и 16 апреля 642 года в Пампльеге на собрании местной знати и простого народа был провозглашён королём. После чего он двинулся на Толедо, по пути пополняя свою армию новыми приверженцами, и после устранения Тульги (тот, то ли был пострижен в монахи, то ли умер от болезни) захватил трон. 30 апреля 642 года Хиндасвинд уже официально был провозглашён королём советом знати и епископами, согласно 75-у канону, принятому на IV Толедском соборе, о выборности должности короля.
Воцарение Хиндасвинта, по-видимому, не сразу было принято всеми. Возможно, что особенно значительное сопротивление он встретил на юге Испании. Но и там он скоро одержал победу, свидетельством которой стала чеканка в Мериде монета с легендой VICTOR («Победа»). И уже в том же 642 году южный магнат Оппила по поручению короля участвовал в войне с басками. Как бы ни была скоротечна гражданская война, она создала обстановку нестабильности. Этим и воспользовались баски, с которыми сражался Оппила, а вероятнее всего, и другие полководцы Хиндасвинта. Одновременно участились разбои, бороться с которыми тоже пришлось Хиндасвинту.
Борьба со знатью
Если мятежники которые выдвигали этого короля думали, что 79-летний Хиндасвинт будет удобным для них правителем, то они очень сильно ошиблись. Ни один другой вестготский король не боролся со знатью так беспощадно, как этот старик. В качестве причины действий Хиндасвинта франкский хронист Фредегар называет желание короля раз и навсегда покончить с восстаниями знати. «Чтобы быть уверенным в своей власти над Испанией и зная готское пристрастие свергать своих королей (из-за чего он и сам был часто вовлечен в заговоры), он приказал убить одного за другим всех тех, о которых он знал, что они были причастны к восстаниям против королей, которые были свергнуты. Других он отправил в ссылку и раздал их жен, дочерей и наследственные владения своим приближенным. История гласит, что для подавления этих преступных склонностей, он осудил на казнь двести готских вождей и пятьсот человек более низкого ранга; и до тех пор, пока он не стал уверенным, что смирил эту болезнь, он не прекращал казни тех, кого подозревал. Хиндасвинт сделал так, что готы никогда больше не отваживались устроить против него какой-либо заговор, наподобие тех, которые они составляли при его предшественниках».

Своими главным противником Хиндасвинт видел старую вестготскую знать. И он стремился, с одной стороны, нанести ей как можно больше чувствительных ударов, а с другой — не допустить создания относительно сильных группировок в её среде. Одной из мер, направленных на достижение такой цели, было резкое ограничение приданного: оно не должно было превышать 1000 солидов, 10 рабов и 10 рабынь, а также 10 коней. Целью репрессий было, конечно, укрепление положения Хиндасвинта и недопущение каких либо заговоров и мятежей. Но это была не единственная цель. Большое внимание уделялось конфискациям. Даже если король оставлял такому «преступнику» жизнь, тот подвергался ослеплению, а почти всё его имущество переходило королю. С помощью этих репресий король укреплял своё экономическое положение и получал средства для вознагрождения своих сторонников. Суммы, полученные в результате этой карательной деятельности, были, по-видимому, довольно внушительные. во всяком случае было не только преодолено постоянное ухудшение вестготской монеты, но она стала снова полноценной, возвращаясь к нормам Леовигильда.
Сверх того, Хиндасвинт стремился к фундаментальному преобразованию руководящей прослойки страны. Прежнее независимое дворянство подлежало замене придворной знатью (служилое дворянство, officium palatinum), во всём благодарной королю и связанной особой клятвой верности, а также везде и всегда сопровождающее монарха. Получение этими людьми также жён и дочерей тех, кого казнили или изгнали, соединяло создаваемую Хиндасвинтом новую знать со старой. В эту группу он без колебаний включал и своих рабов, занимавших относительно высокие должности при дворе. Многоие представители старых аристократических родов убегали за границу, другие переходили в духовное сословие. Перераспределение владений конфискациями вызвало тяжелое сотрясение экономики.
Чтобы легализовать свои репрессии, Хиндасвинт в 643 году издал специальный закон, карающий тех, кто выступает против государя, народа и родины. В число этих преступников включались как мятежники, так и беглецы в чужие страны. Этот закон имел и обратную силу; его действие распространялось до времени правления Хиндасвинта. Закон в какой-то степени подвёл итог начальному этапу правления Хиндасвинта. Вероятно, к этому времени он окончательно утвердил свою власть.
Хиндасвинт и Церковь
Как и предыдущие короли, Хиндасвинт стремился опереться на церковь. Более того, являясь узурпатором, он пытался (и с успехом) использовать церковный авторитет для оправдания и обоснования захвата власти и самой своей власти. В то же время Хиндасвинт не допускал возвышения церкви над королевской властью. Он даже издал закон, резко ограничивающий право на церковное убежище преступника; так, подлежал каре убийца, даже если он сумел бежать в церковь. Церковь вообще была для короля лишь одним, хотя и очень важным, орудием его власти, и он не колебался вмешиваться в её дела. И когда в 646 году умер толедский митрополит Евгений I, король обратился с письмом к севильскому епископу Браулиону с пожеланием, чтобы тот отпустил своего архидиакона Евгения, дабы тот занял толедскую кафедру. К этому времени Браулион был самым авторитетным клириком королевства и активным сторонником Хиндасвинта. Но сам он уже был слишком стар и полуслеп, чтобы самому занять пост митрополита столицы, и Хиндасвинт расчитывал на его ближайшего сотрудника, уверенный, что тот всегда будет его поддерживать. И хотя Браулион попытался было не отпустить в Толедо своего верного сотрудника, король настоял на своём, явно давая понять, что пожелания короля равносильно приказу.
VII Толедский собор
Венцом этой деятельности Хиндасвинта должен был, по его мнению, стать очередной общегосударственный собор. И 18 ноября 646 года был созван Седьмой Толедский собор. «Хиндасвинт издал указ, приказав собрать в городе Толедо собор из тридцати епископов, сопровождаемых клириками, или викариев епископов, если последние из-за усталости или слабости здоровья не смогли там присутствовать, а вместе с ними из ряда придворных, заслуживших право быть избранными для участия в соборе, а также расторопными нотариями, чьи услуги требовались для чтения документов и ведения записей, чтобы отпраздновать пятый год его правления».

На этом соборе впервые официально в качестве полноправных участников (а не только наблюдателей) присутствовали и светские чины его двора. Это ещё больше увеличило роль соборов как высокой политической инстанции, занявшей своё место в системе управления государством. Хотя решения собора утверждались королём, само принятие церковным собором решений по светским вопросам ставило соборы почти на равную ступень с монархом. И отношения между ним и церковью определялись конкретной ситуацией и личными качествами государя, силой и крепостью его власти. При Хиндасвинте королевская власть была сильна как никогда.
Собор полностью оправдал надежды короля. Принятые им постановления шли в русле его политики. В значительной степени они повторяли его законы и даже усиливали их. Фактически повторяя суровый закон 643 года, направленный против мятежников и эмигрантов, соборное постоновление прибавляло к светсим наказаниям церковное: такой человек прдавался анафеме и вплоть до своей смерти отлучался от церкви. И это правило было распространено на всех клириков, включая епископов. Принятие именно этого первого канона и стало главным результатом деятельности собора. Собор также постановил, что всякая критика короля, откуда бы она ни исходила, в том числе и из церковной среды, является преступлением и наказывается конфискацией половины имущества. Решая, казалось бы, чисто внутрицерковные вопросы, на деле собор, однако, исходил из политических соображений. Так резко выступая против плохо образованных монахов,собор озаботился не только распространением в монастырях церковной образованности, но и недопущением из-за плохого, как казалось отцам собора, понимания христианскихположений выступлений против власти. Одно из соборных постановлений требовало, чтобы епископы мест, близких к Толедо, не меньше одного месяца в году проводили в столице, поскольку король хотел быть уверен в верности не только столицы, но и её ближайших окрестностей. Собор осудил «жадность» епископов Галисии. И это ясно говорит о том, что в этой области власть короля всё же ещё хорошенько не укрепилась.
Хотя VII Толедский собор являлся общегосударственным, на нём присутствовал всего 41 епископ, причём всего двое приехали из Тарраконской Испании, и не было ни одного представителя Септимании. Может быть, это свидетельствует о существовании довольно сильной оппозиции Хиндасвинту среди высшей церковной иерархии этих регионов, хотя никаких внешних признаков такой оппозиции не наблюдается.
Законодательная деятельность
Изображение Хиндасвинта. Миниатюра из Вигиланского кодекса, 976 год. Библиотека Эскориала
Хиндасвинт развернул энергичную законодательную деятельность, имевшую своей целью полную реорганизацию юридической системы. С помощью Браулион епископа Сарагосы, он намеревался заново переработать свод законов. Это законодательство, получившее название Вестготская правда или Судебная книга (лат. Liber Iudiciorum) призвано было официально заменить «Бревиарий Алариха», используемый иберо-римским населением Вестготского государства и Кодекс Леовигильда, применяемый для готов. Национальное право, таким образом, было заменено территориальным. Хиндасвинт стремился превратить всех жителей королевства в единую массу своих подданных без различия их этнического происхождения. Одна юридическая система отныне стала действовать на всей территории Испании и Септимании. Недаром хронист пишет, что Хиндасвинт разрушил готов. Первоначальный вариант законов был уже обнародован на втором году правления Хиндасвинта, работа над ним продолжалась на протяжении всего правления этого короля, однако так и не была завершена при его жизни. Окончательный вариант этого свода законов был обнародован его сыном Реккесвинтом в 654 году.
Законы Хиндасвинта охватывали все стороны экономической и общественной жизни страны, а также внешнеполитических дел и как нельзя лучше характеризовали образ действий и цели короля. Смертная казнь и конфискация имущества предусматривались не только за антигосударственные происки, а уже только враждебные намерения были наказуемы; планирование классифицировалось как само действие. Даже если приговоренный к смерти был помилован, он подлежал обязательному ослеплению. Аристократия и духовенство должны были придерживаться данного законодательства даже после смерти Хиндасвинта и ни в коем случае не амнистировать врагов государства. Дарения церкви, а также друзьям и членам семьи короля надёжно были защищены от возможных будущих конфискаций. Предусмотренны были жесткие наказания для доносчиков, которые сознательно выдвигали лживые обвинения. Хиндасвинт в какой-то степени встал на защиту низших слоёв населения, он запретил господам самовольно убивать своих рабов. Ни чего не известно из законов, касающихся евреев, если они вообще эти законы были.
Назначение соправителем сына Реккесвинта
Тремисс Хиндасвинта (1.56 г). Монетный двор в Севилье. Надпись на аверсе — CN•SVINАVS PX, надпись на реверсе — ISPАLIS PIVS
Все эти меры по укреплению королевской власти Хиндасвинт проводил в целях закрепить за своим потомством вестготский престол, отменив тем самым право выбора короля, утверждённое на IV Толедском соборе. Чтобы гарантировать наследование ему своим сыном Реккесвинтом, он объявил его 20 января 649 года своим соправителем. Формальным поводом для этого послужило письмо всё того же Браулиона, который от своего имени и от имени другого епископа — Евтропия (место епископства Евтропия неизвестно) и светского деятеля Цельза (возможно, он был герцогом Тарраконской Испании) просили Хиндасвинта приобщить к трону Реккесвинта. Король с удовольствием исполнил эту просьбу и, пожалуй, передал ему в течение следующих лет все основные правительственные дела, так как сам он приближался уже к девяностому году жизни. Подобная политика встретила полное одобрение влиятельных церковных кругов, опасавшихся возникновения новых беспорядков и войн в отсутствие законного и сильного наследника.
Просветительная и благотворительная деятельность Хиндасвинта
Заботился Хиндасвинт и о просвещении; он даже «послал епископа Сарагосы Тайона, человека ученого и дружного с литературой и писаниями, чтобы тот по его просьбе привёз по морю из Рима недостающие книги на темы нравственности и философии». Несмотря на свою непримиримую политику, Хиндасвинт помнится в анналах Церкви, которой он пожертвовал много земли и сделал ряд привилегий, как большой благодетель. Кажется, на последних годах своей жизни Хиндасвинт занялся актами благочестия и благотворительности. Он основал монастырь Святого Романа в Сан-Роман-де-Орниха (провинция Вальядолид), где он похоронил свою жену Реккибергу и где надеялся быть похороненым сам. Однако Евгений Толедский в своей эпитафии характеризует Хиндасвинта «нечестивым, несправедливым, и безнравственным» правителем.
Хиндасвинт правил единолично 6 лет, 8 месяцев и 11 дней, и совместно со своим сыном Реккесвинтом правил 4 года, 8 месяцев и 11 дней. Скончался он 30 сентября 653 года в возрасте, по словам Фредегара, 90 лет. Перед смертью он сам на себя наложил епитимью и произвёл большую раздачу милостыни из своих личных средств.
 
Реккесвинт (Рецесвинт) — король вестготов, правил в 649 — 672 годах. Сын Хиндасвинта и королевы Рекиберги.
Мятеж Фройи
Ещё при жизни отца 20 января 649 года Реккесвинт, «имевший скандальную репутацию, но всё-таки движимый добрыми намерениями», был назначен отцом своим соправителем. После смерти Хиндасвинта 30 сентября 653 года Реккесвинт начал своё единоличное правление. В целом он продолжил линию отца. Однако жёсткое и даже жестокое правление Хиндасвинта создало в стране напряжение, которое не могло продолжаться долго. Смерть престарелого короля пробудила надежды оппозиции. Её чувства выразил толедский митрополит Евгений II, тот самый, на назначении которого в своё время настоял Хиндасвинт. Теперь он составил эпитафию от имени покойного короля, в которой тот якобы называл себя другом злых, автором преступлений и всегда способным ко всякому злу. И вероятнее всего, в тот же год произошло первое открытое выступление против Реккесвинта. Его возглавил Фройя, о котором нам больше ничего неизвестно (возможно, он был герцогом Тарраконской Испании). Он привлёк на свою сторону басков и вместе с ними осадил Сарагосу. Возможно, Фройя надеялся на поддержку всех тех, кто, оставшись в Испании и Септимании или бежал во Франкское королевство, был обижен Хиндасвинтом. Но реальной поддержки он не получил. Видимо, репрессии Хиндасвинта нанесли вестготской знати слишком тяжёлый удар. Союзники Фройи баски своими жестокостями, среди жертв которых было и много священнослужителей, восстановили против себя население. Сарагоса оказала мятежнику и его союзникам упорное сопротивление. Город стойко выдержал осаду, и это дало возможность Реккесвинту собрать силы и разгромить войска Фройи и басков под стенами Сарагосы, хотя эта победа и стоила войску Реккесвинта немалых потерь.
VIII Толедский собор
Вотивная корона Реккесвинта. Клад из Гварразара, Национальный археологический музей, Мадрид
Хотя мятеж Фройи был подавлен, стало ясно, что существующее в стране напряжение необходимо ослабить. Чрезвычайно популярный в западной части Испании монах Фруктуоз направил Реккесвинту письмо с просьбой проявить милосердие. Это письмо показало, что в церкви многие недовольны слишком жёсткой политикой покойного Хиндасвинта. Хотя Реккесвинт уже четыре года являлся соправителем отца, он не чувствовал себя столь уверенным, чтобы игнорировать позицию клира. К тому же ему было необходимо получить подтверждение своей власти. Трудно сказать, чем была вызвана эта необходимость. Может быть, само его приобщение к трону было не очень законным, а может быть, из-за поднявшей голову оппозиции он счёл нужным получить подтверждение королевского звания от церкви. Всего лишь через два с половиной месяца после смерти отца, 16 декабря того же 653 года, он созвал VIII Толедский собор «для подтверждения королевства».
Этот собор был более представительным, в нём участвовали 60 епископов против 41, присутствовавшего на предыдущем, а также 18 аббатов и 18 членов двора и сам король. Впервые аббаты присутствовали на соборе как отдельная и самостоятельная группа, наряду с епископами и членами двора подписавшими соборные постановления. Реккесвинт прочитал своё послание, в которой утверждал свою преданность вере, как она определена Никейским и другими вселенскими соборами, и, что было особенно важно, заявил, что клятва его отца не прощать мятежников протеворечит королевской обязанности милосердия. Это было знаком явного отхода от крайностей политики Хиндасвинта. И собор воспринял этот знак. Была объявлена широкая амнистия, преследуемые могли свободно вернуться на родину. Однако возвращения конфискованного имущества при этом не предусматривалось: это имущество отныне считалось собственностью не короля, а короны. Сам Реккесвинт и его потомки могли наследовать только то имущество, которое Хиндасвинт имел до своего восшествия на престол, а всё то. что он приобрёл после этого, переходило в казну, и им мог распоряжаться тот король. который будет находиться на троне, независимо от его происхождения. В силу этого постановления Реккесвинт издал специальный закон, в силу которого имущество, перешедшее королю, начиная со времени короля Свинтиллы, то есть при жизни на то время живущих, отныне становилось собственностью фиска и король мог им свободно распоряжаться, но не как собственник, а как глава государства. Это было важным шагом в развитии вестготской государственности.
Другим важным шагом стало решение собора о наследовании трона. Ещё IV и V Толедские соборы принимали решения об избрании короля исключительно среди знатных готов. Теперь это положение было уточнено: что в случае смерти короля новый должен был избираться как можно скорее в столице или в том месте, где король умер, с согласия епископов и высших дворцовых чинов. Этим постановлением участники собора, как им казалось, «убивали двух зайцев». С одной стороны, они поддерживали принцип избирательной (а не наследственной) монархии, а с другой — ставили преграду мятежам и узурпациям.
«Судебная книга»
Изображение Реккесвинта. Миниатюра из Вигиланского кодекса, 976 год. Библиотека Эскориала
Главной заслугой Реккесвинта стало продолжение законодательной деятельности отца. В этом деле его активным помощником был Браулион, один из самых почитаемых церковных иерархов Испании, к тому же связанный дружескими узами с Реккесвинтом. Именно влиянию Браулиона новый кодекс обязан своим стройным видом, делением на части, титулы и главы, всеохватывающим характером. Он, несомненно, оринтировался на кодекс Феодосия, хотя далеко не повторял его. Характерно, что в то время уже существовал кодекс Юстиниана, гораздо более совершенный и полный свод римского права, но вестготские короли, как. впрочем, и другие европейские государи того времени, на него совершенно не обращали внимания. Браулион не дожил до введения нового кодекса в жизнь. Он умер в 651 году уже глубоким стариком, но работа была продолжена без него. Уже на VIII Толедском соборе король представил новый свод законов, а вскоре после собора в 654 году этот кодекс был официально опубликован.
Этот переработанный вариант вестготского свода законов, получивший название «Судебная книга» (лат. Liber Iudiciorum), включал в себя, наряду с 324 законами прежних королей, 99 законов Хиндасвинта и 87 законов Реккесвинта. Это произведение, скорее всего, не должно было покрывать всё поле правовой жизни, а служить чем-то вроде справочника для повседневной деятельности судей. Королевский эдикт об обнародовании «Судебной книги» запрещал использовать на суде другие юридические сборники. Тем самым было юридически утверждено равноправие римлян и вестготов, фактически существовавшее с давних пор. «Судебная книга» объединяла всё население королевства в правовом отношении. Бедные получили от Реккесвинта право вести свои процессы перед епископским судом. Реккесвинт запретил наносить рабам телесные увечья, и постановил, что свободные, вольноотпущенники и рабы, совершившие преступление по приказу своего господина или покровителя, не несли за это наказания.
Возможно, промульгация нового единого кодекса вызвала всё же недовольство части вестготской знати. Мосарабская хроника под 675 годом сообщает об окончании 18 лет смятений и убийств. Следовательно, начало этих смут относится приблизительно к 654 году, то есть как раз к тому моменту, когда Реккесвинт опубликовал свой свод законов. Король, по-видимому, успешно справился с сопротивлением внутри страны, как и с новыми вторжениями басков.
Реккесвинт и Церковь
Отношения Реккесвинта с церковью были далеко не безоблачны. На VIII Толедском соборе он был вынужден сделать некоторые уступки, но дальше отступать был явно не намерен. Помимо VIII Толедского собора в его правление было собрано ещё два собора — IX Толедский в 655 году и X Толедский в 656 году, но они занимались лишь чисто церковными делами, практически не вмешиваясь в конкретные политические вопросы. Характерно, что на X Толедском соборе, вопреки уже устоявшемуся обычаю, не участвовали ни сам король, ни члены его двора (по крайней мере, их подписей нет под актами собора). Такое игнорирование королевской властью высшей церковной инстанции и необсуждение на соборах политических проблем ясно показывают, что король на тесное сотрудничество с церековью не расчитывал и сумел удержать её вдалике от политики. После 656 года за остальные 16 лет правления Реккесвинта не было проведено ни одного крупного собора. Инерция усиления королевской власти, начатая Хиндасвинтом, была, видимо, ещё столь сильна, что его сын, несмотря на начальные уступки, мог действовать без оглядки на такой могущественный институт, как церковь.
Смерть Реккесвинта
После долгих и спокойных лет правления 1 сентября 672 года Реккесвинт скончался в королевском подворье Гертикосе (не локализован), в окрестностях Саламанки. Он правил 23 года, 7 месяцев и 11 дней. Но всё же закрепить трон за своим родом Реккесвинт не смог. Его жена умерла в возрасте 22 лет, и нет никаких сведений ни о другой королеве, ни о детях Реккесвинта. Не исключено, что он умер бездетным.
На время правления Реккесвинта в Испании пришлись солнечное затмение, когда ко всеобщему испугу звезды стали видны днём.
 

 



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0
Категория: История | Добавил: Jupiter (20.02.2012)
Просмотров: 1844 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz