ЕГИПЕТ
IV династия
Джедефра (Раджедеф) — фараон Четвертой династии Древнего царства (правил ок. 2566—2558 до н. э.). Был наследником и сыном Хуфу (Хеопса). Женат на своих сводных сёстрах Хетепхерес II и Хентетенка. Туринский папирус отводит ему 8 лет правления, но самая поздняя засвидетельствованная дата его правления — 11-й счёт скота, следовательно, он правил не менее 11 лет (или 23 года, если счёт скота производился раз в два года).
Голова сфинкса с лицом Джедефра. Лувр. Париж
Имя Джедефра, как и имена других сыновей Хуфу — Хафра и Баэфра, — содержит имя солнечного бога Ра, таким образом, Джедефра стал первым фараоном с именем в честь Ра. Это свидетельствует о росте значения гелиопольского культа Ра. Кроме того, при Джедефра впервые засвидетельствован царский эпитет «Сын Ра», ставший позже частью царской титулатуры.
Остатки его собственной пирамиды находятся в Абу Роаше, севернее Гизы. Основание пирамиды имеет размеры 100 м x 100 м, высота сегодня составляет 10 м. В поздние времена пирамида использовалась для добычи строительного камня. Раскопки пирамиды ведутся с 2002 г.
Правление
После кого правил Джадефра, точно не установлено. В «Абидосском» и «Саккарском» списках царей он назван между Хуфу и Хафра. Манефон, возможно, упоминает его под именем Ратоисес и ставит за Менкаура. Большинство египтологов считают его старшим сыном и, по всей видимости, преемником Хуфу. Он, по-видимому, был сыном Хеопса (Хуфу) и его второстепенной жены-ливийки. Существует мнение, что Джедефра приказал убить своего сводного брата Каваба, чисто египетская кровь которого давала ему больше шансов на престол (это предположение основывается на догадке о Кавабе как официальном преемнике Хуфу исходя из привилегированного местоположения мастабы принца, умершего ещё при жизни отца). Имя Джедефра в царском картуше вместе с рабочими пометками строителей найдено на известняковой перекладине, закрывавшей док с солнечной ладьёй Хуфу, значит, он «контролировал» погребение отца и, следовательно, правил после него.
Имя Джедефра (Дадаф-Риа) переводится с древнеегипетского примерно так: «Долгоденствует, он [как] Ра». Некоторые египтологи читают имя Джедефра, как Раджедеф, вынося имя солнечного бога Ра на первое место (в таком случае переводится: «Ра, долгоденствует он»). Это не противоречит законам древнеегипетской иероглифической письменности, где имя бога и фараона выносилось вперёд даже тогда, когда читалось в конце. Впрочем, как и отец, Джедефра не обошёл вниманием и прочих богов Египта. Скудный обломок староегипетской летописи, сохранивший несколько известий об этом царствовании, сообщает, о том, как были вырезаны священные плиты из гранита, высотой свыше 7 м, и какой памятник был сооружён богине Баст.
Пирамида
Джедефра приказал построить пирамиду (106,2 × 106,2 м) в Абу Роаше, расположенном в десятке километоров к северо-западу от Великой Пирамиды. Однако, не очень понятен выбор такого скромного плато с резко выраженным естественным склоном, и, более того, трудным доступом, если только не иметь в виду исключительность его географического положения: с севера оно возвышается над Дельтой, с юга — над всем мемфисским плато, вершиной которого является. Такое положение могло бы подтвердить строительство памятника, названного Сехеду-Джедефра («Джедефра — (звезда) сехеду»). Поскольку с востока, юга и запада доступ на плато Абу Роаш затруднён, к северо-востоку понадобилось построить наискось дорогу, более 1,5 км длиной, которая была удобна для доставки камней для строительства. По-видимому, Джедефра удалось закончить пирамиду, так как сохранились нижние ряды её великолепной каменной облицовки. Хуфу пирамиду облицовал белым известняком, а Джедефр, по меньшей мере, внизу красным гранитом, привезённым с юга страны. Стены ведущих вниз коридоров, также как и стены погребальной камеры, были выложены большими блоками известняка и гранита толщиной около двух метров. Угол наклона стен позволяет предположить, что пирамида могла достигать высоты 66 м. Однако, современное состояние сооружения, хищное растащение материалов которого началось ещё в римское время и продолжалось до конца XIX века, достигая по 300 верблюдов со стройматериалами в день, не позволяет установить, какую форму оно имело по завершении строительства. Ныне она представляет собой лишь жалкую кучу руин, самый высокий её выступ не достигает и 10 м.
Вдоль восточной стены в скальной породе вырублен довольно глубокий «док» длиной 35 метров и шириной в 3,5 для царской ладьи. Были найдены две головы царя Джедефра, обе из кремня, что соответствует выражению лица владыки. От кирпичного заупокойного храма у восточной стороны пирамиды почти ничего не осталось. Около заупокойного храма, в траншее десятиметровой глубины, предназначенной для царской «солнечной ладьи», были найдены обломки, в которых легко можно узнать фрагменты статуй, разбитых, без сомнения, умышленно и одновременно. Разбитые изваяния Джедефра, возможно, свидетельствуют о междоусобной борьбе двух братьев, закончившейся победой Хафра.
Семья и длительность правления
Женат Джедефра был, видимо, дважды на своих сводных сёстрах, но ничто не указывает на то, что Хентетенка и Хетепхерес II (вдова Каваба) одновременно исполняли роль супруг. Не исключено, что линия Джедефра продолжилась — предполагают, что его старший сын Бака (он же Небка) всего год был на троне после смерти царя Хафра. Возможно, этому почти эфемерному царю принадлежит недостроенная пирамида в Завиет эль-Ариане, очень похожая на сооружение в Абу-Роаше по конструкции погребальной камеры, но значительно больше — с площадью основания 200 × 200 метров. Также дочь Джедефра от второго брака (то есть от Хетепхерес II) Неферхетепес, возможно, была матерью царя V династии Усеркафа. Однако сыновья Джедефра (их было двое, Небка под вопросом) на трон так и не взошли.
Туринский царский папирус отводит Джедефра 8 лет правления, но необходимо вспомнить, что этот документ эпохи Рамессидов в части листа, касающейся IV династии, фрагментарен и имя Джедефра там не сохранилось. Самая поздняя засвидетельствованная дата современная его правлению — 11-й счёт скота, следовательно, он правил не менее 11 лет (или 22 года, если счёт скота производился раз в два года). Речь идёт о цветной метке на одном блоке, который покрывал котлован восточной ладьи Хуфу.
Культурное влияние
Действие первой части романа-дилогии Ивана Антоновича Ефремова «На краю Ойкумены» («Великая дуга») — «Путешествие Баурджеда» — начинается во время правления Джедефра. В романе Джедефра стремится продолжить славу фараона Джосера и по совету Мен-Кау-Тота, верховного жреца бога Тота, посылает на юг с целью поиска знаменитой загадочной страны Пунт морскую экспедицию под началом своего казначея Баурджеда. Через два года после начала экспедиции фараон Джедефра становится жертвой заговора жрецов бога Ра, соперничающими с жрецами Тота.
Новым фараоном становится Хафра, брат Джедефра.
Хафра, или Хефрен в греческом варианте, — четвёртый фараон Египта из IV династии; царствовал, согласно Туринскому папирусу, 24 года (предположительно, между 2558 и 2532 до н. э.). Считается, что Хафра был либо братом и наследником Хеопса (Хуфу), либо сыном Хуфу и наследником фараона Джедефра. Почитание Хафры как бога просуществовало до периода Позднего царства.
Диоритовая статуя Хафра (CG 14). Египетский музей. Каир
Имя
Имя фараона IV Династии Хефрена сегодня может быть прочитано по-разному. Греческое чтение имени звучит как Хефрен (Chephren), но если читать иероглифы (транслитерация древнеегипетских иероглифов: Ḫˁjˁ.f Rˁ), то это имя звучит как Хафра (Chaefre). Примерные значения имени: «Подобный Ра», «Являющийся (воплощением) Ра». Однако возможно ещё и иное прочтение: Рахаф (RˁḪˁjˁ.f или Rachaef), то есть «Ра-воплощающий». Последний вариант возник после изучения грамматики древнеегипетского языка. Выяснилось, что существовала особая последовательность знаков: в имени фараона есть символ бога Ра, который должен читается перед всеми другими символами имени фараона.
Строительная деятельность
Пирамида Хафры и Великий Сфинкс на плато Гизы
Хафра лишь облицовал "пирамиду Хафры".
СФИНКС
На львином теле - человека голова,
И взор пустой безжалостен, как солнце.
Во время его правления голову Сфинкса переделали с целью придать ей подобие облика бога Гора. До этого у Сфинкса был женский облик (созв. Дева).
"До конца сборки головы Сфинкса оставалось совсем немного труда, но Мастер был недоволен. Некоторые строители устали, они стали устраивать беспорядки. Сознание строителя замутнялось и эта муть, как нечисть, вносилась в схему конструкции. Мастеру было ни к чему вносить вирус в Сознание Сфинкса, и он вынужден был ликвидировать вирусоносителя. Ликвидация происходила у всех на виду, чтобы остальным неповадно было. Мастеру было жаль утраты. Строители проходили особую тайную школу, и замены утраченного не было. Да и тайна Сфинкса должна была исчезнуть вместе со строителями. Спустя 25 веков, археологи вскроют голову Великого Сфинкса, подлежащую реставрации, и с удивлением обнаружат там скелеты людей, которые были подвешены вниз головой за верхнюю часть черепа Сфинкса".
Храм Сфинкса имеет форму квадрата со стороной 44 м. Его фундамент слагают сотни известняковых мегалитов весом более 200 т. Сами эти блоки уложены на высоту 6-12 м. Длина от передней лапы до хвоста - 57.3 м., высота - 20 м., ширина лица - 4.1.м., высота головы - 5 м., длина нос а- 1.71 м.
Планету Марс называли "Гором Красным". Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы немеса - полосатого платка, спускающегося с затылка на плечи,- были синие и красные.
Ось туловища Сфинкса и его взгляд направлен на Восток по 30-й параллели в сторону Синая. Сфинкс нацелен на восток, а в дни равноденствия смотрит прямо на восходящее Солнце.
До наших дней Сфинкс дошёл сильно повреждённым, с изуродованным лицом. Исчез украшавший лоб гигантской фигуры урей - символ царской власти в виде приподнявшейся кобры. Царский платок - немес частично обломан. От "божественной" искусственной бороды, которую носили египетские цари и знать, остались лишь обломки, найденные у ног статуи.
Раны на лице Сфинкса нанесены долотом в XIV веке - его изуродовал некий мусульманский фанатик, стремившийся исполнить завет пророка Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо. К этим повреждениям добавились следы от пушечных ядер. Это египетские мамлюки использовали голову Сфинкса как тренировочную мишень для своих пушек.
Хафра укрепил культ своего божественного отца, пристроив к востоку от Сфинкса каменный храм. Во времена Нового царства культ Сфинкса увековечил Аменхотеп II, построивший храм из кирпича. Его сын, Тутмос IV, очистил скульптуру от песков и поместил между лап Сфинкса большую стелу из гранита, в память о сне, увиденном им, когда он был ещё юным принцем.
Сфинкс - это ЗАРАНДА - "Царь всех Животных Царств". Он совмещает в себе природу Великого Зверя (природа страстей в человеке) с мудростью выше человеческой. Трагическая история Животного Царства на Земле наложила отпечаток глубокой, мировой скорби на его лик. Сознание Сфинкса покажет человеку истинную причину его страданий. Осмыслив её, человек будет стремиться укрощать свои страсти, как дикого коня.Сфинкс трансформируется в человека и льва под его ногами, которыми он будет попирать этого зверя. Вместе с пробуждением Великого Сфинкса наступит пробуждение нового Сознания у всех людей.
Хафра в греческой традиции
Греческие историки знали мало о Хефрене. О нем упоминают Геродот во второй книге своей Истории и Гекатей Абдерский. Сочинения других авторов фрагментары, неполны и сохранились в небольшом количестве. Хефрена обычно изображали как и его отца — Хеопса, жестким деспотом. Впрочем также заметно и значительное среди египтян почитание этого фараона в течение долгого времени.
Диодор сообщает, что сына Хеопса — Хефрена, египетский народ так сильно ненавидел, что опасаясь за сохранность своих усыпальниц в неприкосновенности, гробницы Хефрена и его родственников пришлось делать не в пирамидах, а в секретных местах.
4.480 - 2.320 г. до н.э. Эпоха Тельца
Ок. 2500 г. до н.э. земную орбиту пересёк особенно массивный и широко рассеянный метеорный поток "Таурид", названный так потому, что он проливался ливнем "падающих звёзд", который, на взгляд наблюдателя с Земли, исходил из созвездия Тельца. Этот поток пересекал земную орбиту на расстоянии более 300 млн. км. в двух местах, так что планета должна была проходить через этот рой дважды в году: с 24 июня по 6 июля и с 3 по 15 ноября. "Поток "Таурид" переполнен массивным веществом, порой видимым, порой скрытым облаками пыли, несущимся по космосу с чудовищными скоростями и пересекающим земную орбиту с точностью часового механизма с 24 июня по 6 июля и снова с 3 по 15 ноября-год за годом на протяжении более 5 тысячелетий с тех пор, как комета Энке и всё остальное содержимое потока были порождены продолжавшимся распадом гораздо более крупного межзвёздного гиганта. В потоке "Туарид" могут присутствовать ещё одна или больше спящих комет, которые нам ещё только предстоит идентифицировать и которые могут превзойти Энки по своим размерам. Комета Энке обращается на высокоэллиптической, пересекающей земную орбиту протяжённостью всего в 3.3 года-более короткой, чем орбита любой другой известной периодической кометы. Она имеет около пяти км. в поперечнике".
Резкая перемена климата в Египте, наступление пустыни становится особенно ощутимым, прежняя мягкость насыщенного влагой лета исчезает. В жилищах египтян перестают встречаться характерные для архитектуры предыдущих столетий дождевые стоки. Распад Египта на отдельные номы не решил задачу выхода страны из кризиса. Дождевые сезоны повторялись всё реже, а вот груз мемориального строительства значительно вырос.
Древнее Царство. Джедефра,Хефрен.