ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 19.04.2024, 21:39
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Раннее Царство. I Династия
ЕГИПЕТ
 
РАННЕЕ ЦАРСТВО

ДИНАСТИЯ I
 

Менес/Нармер (имя «Менес» («Мен») употребляется древнеегипетским историком Манефоном, другими формами его имени являются Мина (по Геродоту) и Менни; в переводе с древнеегипетского Мена значит «Прочный», «Крепкий», «Вечностоящий») — согласно античным авторам, обращавшимся к древнеегипетской традиции, первый земной правитель Древнего Египта, основоположник I династии, живший приблизительно в XXXII, XXXI или XXX веках до н. э. (более распространена датировка ок. 3050 до н. э).
Миф о Менесе вошёл в греческую, позже римскую историческую традицию, сообщения о нём есть у Геродота, Диодора, Манефона, Плиния Старшего, Плутарха и Элиана. Ему приписываются основание египетской государственности путём объединения враждующих царств Верхнего и Нижнего Египта, и в частности основание Мемфиса, учреждение культов, изобретение письма (Плиний).
Палетка - тонкая плитка с рельефным изображением царя Нармера (Менес), царя Верхнего Египта, победившего царя Нижнего Египта.
 
Легенды о Менесе
Согласно позднеегипетской и античной традиции, Менес был опытным военачальником и энергичным политиком. Видимо, он подчинил Нижний Египет (хотя у нас и нет данных о его войне с ним) и слил воедино оба царства, завершив, таким образом, длительный процесс централизации Египта. В качестве наглядного результата его мудрой политики по умиротворению Нижнего Египта можно рассматривать запись о строительстве храма в Саисе, посвящённого богине Нейт, которая была божеством, покровительствующим Северу.
Его родным городом был Тин (греч. Тинис), в Верхнем Египте (рядом с Абидосом), но он лежал не достаточно близко от Дельты, чтобы служить ему резиденцией. Поэтому в данном случае мы можем верить Геродоту, утверждающему, что Менес провёл большую насыпь, отклонил течение Нила, и на добытой площади построил крепость Инебу-хедж (букв. «Белые стены», позднейший Мемфис), ставшую царской резиденцией. К югу от стены было сооружено святилище местному богу Птаху («Птаха-к-югу-от-стены-его»), который оставался богом-покровителем этого города на протяжении всей его древней и долгой истории. В день его открытия Менес впервые совершил символические обряды соединения папируса (символ севера) и лотоса (символ юга). Он увенчал себя белой и красной коронами, ввёл титул «царь Верхнего и Нижнего Египта» и в торжественной процессии обошёл Белую стену. До конца египетской цивилизации цари и фараоны, включая носивших соответствующий титул Птолемеев, повторяли этот ритуал при своей коронации.
Одно предание, начертанное на каменной стеле в храме Амона в Фивах по приказанию Тефнахта, отца Бокхориса (XXIV династия), проклинало Менеса за то, что он изменил жизнь египтян в худшую сторону, окружил себя роскошью и блеском. По другому преданию Менес установил порядок богопочитания и храмовых обрядов. С его именем связывалось также представление о первом законодателе, установителе культов (особенно Аписа и крокодилов).
Историческая традиция, повествующая о первом египетском фараоне, пересказана Диодором, но его повествование носит сказочный характер, а потому имеет весьма сомнительную ценность. Согласно этому античному автору, царь, охотясь в Файюме (известном древним грекам как Крокодилополь), был внезапно атакован собственными же собаками и спасся только потому, что бросился в озеро, где оказался нильский крокодил, который и вынес его на противоположный берег. Дабы отметить это сверхъестественное спасение, он построил в том месте город, а озеро посвятил крокодилу. Диодор сообщает также, что царь построил себе пирамиду (на самом деле, пирамидальную архитектурную форму изобрёл визирь Имхотеп четыре столетия спустя) в его окрестностях и что египтяне впервые узнали от этого царя, как поклоняться богам и жить на культурный лад; последнее, возможно, является своеобразным отзвуком его деятельности по умиротворению страны после долгого периода анархии и кровопролития во время борьбы за объединение.
Согласно Манефону, процитированному Африканом, великий царь умер на 63-й год своего правления от ран, нанесенных ему бегемотом во время охоты. Вот эта история уже не кажется столь же невероятной, как предыдущая, ибо мы знаем, что охота на гиппопотамов была популярным развлечением, которое позволяли себе древнеегипетские цари. Не исключено, однако, что этот рассказ и история Диодора являются всего лишь двумя вариантами одного и того же легендарного сюжета.
 
Современные интерпретации
На современных ему памятниках Мина под своим личным именем не упоминается, впервые это имя засвидетельствовано лишь в эпоху XVIII династии. В связи с открытием палетки Нармера в XIX веке, был выдвинут ряд теорий, объясняющих объединение Египта. Долгое время считалось, что Менес идентичен историческому Нармеру.
В настоящее время Менеса чаще всего отождествляют с первым царём I династии, чьё тронное («хорово») имя передаётся как Хор Аха (буквально «Хор-Боец» или «Сражающийся Хор»; прибл. 3007—2975 до н. э.). Принадлежность обоих имён (Менес и Хор-Аха) одному и тому же лицу было установлено благодаря небольшому ярлычку из слоновой кости, обнаруженному в гробнице царицы Нейтхотеп в Накаде, поскольку на одной и той же его стороне бок о бок располагаются, как «хорово» имя, читаемое «Хор-Аха», так и имя по «Обеим Владычицам», или по «небти», читаемое как «Мен» (хотя это предположение оспаривается рядом исследователей). Имя по «небти» символизировало, что его носитель был той силой, которая объединяет две страны — Верхний и Нижний Египет.
В то же время, ряд египтологов отказывает Менесу в историчности. Отмечается близость его образа в античной историографии с образами других легендарных правителей (например, Ромула). Некоторые исследователи считают, что приписывать Менесу/Хор-Аха объединение Верхнего и Нижнего Египта не совсем правомерно, поскольку на самом деле этот процесс завершился лишь в правление фараона II династии Хасехемуи.
 
Деятельность Хор-Аха
Как полагают на основании археологических данных, на правление Хора-Аха приходится начало древнеегипетского летописания, поскольку начался счёт лет по годам (каждый год получал особое название по примечательным событиям), что нашло своё отражение в летописи Палермского камня.
Хор-Аха вёл войны в Нубии, наименование одного из его годов царствования звучит как «поражение и взятие сетиу (Нубии)». Остальные наименования годов свидетельствуют о мирном правлении Хор-Аха и сводятся к празденствам, выходам, изготовлению идолов богов, посещению храмов. Возможно, что этот фараон воевал, также с ливийцами, на что может указывать табличка из слоновой кости с изображением пленных ливийцев. Однако, чтение помещенных тут иероглифов как имя «Мина» остаётся спорным.
Если согласиться с тем, что Хор-Аха был сыном Нармера и Нейтхотеп, то его претензии на власть как над Верхним, так и над Нижним Египтом покоились на прочном основании права победителя и наследника, и хотя создается впечатление, что не все жители Севера были согласны смириться с его властью, большая часть страны была всё же подчинена ему, и как египтяне, так и ливийцы почитали его и платили дань.
 
Сооружения Хор-Аха
В Накаде сохранилась гробница, которая, вероятно, была построена Хор-Аха для своей матери Нейтхотеп (Нейт-хатпи, букв. «Нейт довольна»), в пользу чего говорит тот факт, что в этой гробнице наряду с именем фараона обнаружено также и её имя. Помимо вероятной гробницы Нейтхотеп, сохранились ещё два крупных сооружения этого царя (в Абидосе и Саккаре). Возможно, они строились как его северная и южная гробницы и дали начало традиции фараонов Раннего и особенно Древнего царства строить двойные гробницы, символизировавшие равноправие Верхнего и Нижнего Египта.
Абидосская гробница, самая большая в северо-западной группе гробниц, была приписана Хор-Аха исходя из предметов, найденных во время раскопок. Как и все архаические гробницы в Абидосе, здесь надземная часть также почти полностью развалилась, а сохранилось лишь большое помещение, вырытое в грунте и обложенное рядами кирпича. В полу этого подземного помещения прослеживаются отверстия для деревянных столбов, которые, по-видимому, поддерживали крышу гробницы. Общие размеры монумента, включая толстые подпорные стенки, составляют 11,7 × 9,4 м. В маленькой гробнице, прилегающей к этой гробнице была найдена небольшая золотая пластинка. На ней выгравировано имя Хор-Аха, но её назначение так и остаётся непонятным.
Северная гробница в Саккаре представляет собой гораздо более обширное и претенциозное сооружение; хотя по величине она и уступает гробнице царицы Нейтхотеп, но сходна с ней по общему оформлению. Она более изощренна и выказывает признаки дальнейшего развития в основном благодаря подземной усыпальнице, которая состоит из большой прямоугольной ямы, высеченной в слежавшемся гравии и в скале, и разделена перекрестными стенами на пять обособленных помещений. Эти подземные помещения были сверху перекрыты деревянной крышей, а выше, уже на уровне почвы, было возведено большое прямоугольное надземное помещение из кирпича, полое изнутри и разделенное на двадцать семь кладовых или хранилищ для дополнительных погребальных принадлежностей.
Наружные стены строения были украшены панелями с углублениями. Все сооружение было окружено двумя стенами, а его размеры достигали 48,2 × 22 м. На северной стороне гробницы находился целый ряд моделей зданий и большая могила для ладьи, отделанная посредством кирпичной кладки. Могила для ладьи изначально содержала в себе деревянную «солнечную ладью», в которой дух великого царя мог путешествовать вместе с небесными богами, пересекая небеса днём, а ночью плывя по подземному царству.
Как в Абидосе, так и в Саккаре были обнаружены предметы с именем Хор-Аха. В основном это деревянные ярлыки и глиняные печати на сосудах. Что же касается гробницы в Саккаре, то там были найдены сотни горшочков, на каждом из которых стояло царское имя и указывалось содержание.
Из Накады и Абидоса до нас дошли мелкие предметы из слоновой кости и ярлыки с именем Бенер-Иб, которое, возможно, переводится «Сладкий сердцем». Гробница этого частного лица была обнаружена в северо-западной группе усыпальниц некрополя в Абидосе поблизости от сооружения, приписываемого Хор-Аха, а потому не исключено, что Бенер-Иб на самом деле была женщиной, и даже, возможно, женой этого царя.
 

Джер (Хор-Джер) — царь Древнего Египта, из I династии. Хор-Джер (или Сехти) переводится, вероятно, как Хор-Хват, хотя русское слово «хват» вряд ли точно передает соответствующее египетское джр (Джер) или схтй (Сехти). Долгое царствование Джера богато нововведениями. Двойное изображение Джера на глиняной печати, сидящим на престоле, то в верхнеегипетской, то в нижнеегипетской коронах, свидетельствует, что он осуществлял свою власть над всем Египтом.
Абидосский список называет вторым царём следующим за Мени — Тети (I); согласно Туринскому царскому списку этого царя звали Итети; по Манефону же это был Атотис.
Жрец Манефон, написавший в III веке до н. э. историю Египта, сохранившуюся до наших дней лишь в выдержках позднейших античных авторов, отводит правлению Атотиса 57 лет. Однако исследование хроники Древнего царства, так называемого Палермского камня, также разбитого на куски, большая часть из которых утеряна, наводит на мысль, что правление Джера продолжалось 41 год и несколько месяцев. Справедливости ради нужно отметить, что имя царя Джера в этой хронике не сохранилось и эти года ему приписываются на основании общих выводов.
Годы с 1-го по 10-й описаны во втором ряду основной части этой хроники, хранящейся в музее города Палермо (отсюда название), в то время как ещё 9 лет касающиеся середины его правления сохранились на обломке, хранящемся в Каирском музее (Каирский фрагмент). Хроника рассказывает о праздниках в честь различных богов Египта, посвятительных дарах древнеегипетским богам, приводит высоту поднятия Нила во время половодья и тому подобные факты, особо не обогащающие знаниями по истории того периода.
На Каирском фрагменте Палермского камня наряду с «хоровым именем» Джер находится ещё одно имя, которое представляло, возможно, раннюю форму более позднего «золотого имени»: Ни-небу (то есть «Золотой»). Однако это имя Джера принимается весьма условно, так как необходимо учесть, что «золотое имя» официально вошло в титулатуру египетского царя только при Джосере (III династия).
Тот же Каирский фрагмент называет также возможное «личное имя» властителя, которое читается как Итети и заключено в картуш. Тут мы также сталкиваемся с анахронизмом, так как написание имени царя заключённого в картуш вводилось только начиная с царя Хуни (конец III династии).
год 1-Служение Хору; Рождение Анубиса год 2-Обход двух земель; Праздник Дешер год 3-Служение Хору; Рождение Тота год 4-Планирование (здания) "Друг Богов"; Праздник Сокар год 5-Служение Хору; Избиение (страны) Сетет год 6-Воссияние царя Верхнего Египта; Рождение Ха год 7-Служение Хору; Рождение Нейт год 8-(здание) "Друг Богов"; Праздник Дешер год 9-Служение Хору; Рождение Анубиса.
Из документов, относящихся ко времени правления царя Джера, наиболее важными являются два ярлыка: один, изготовленный из слоновой кости и происходящий из Абидоса, и другой, изготовленный из дерева, и происходящий из Саккары. Такие ярлыки, очевидно, прикреплялись к каким-то предметам и датировались каким-либо годом царского правления, примечательным теми или иными событиями, считавшимися важнейшими для данного периода. К сожалению, современное знание архаических иероглифов столь ограничено, что достоверный перевод этих бесценных текстов в настоящее время не по силам. Возможно только разобраться в отдельных словах и группах слов, а это даёт лишь весьма сомнительные интерпретации. Из двух упомянутых ярлыков тот, что из Абидоса, кажется, фиксирует посещение царём Буто и Саиса — священных городов Нижнего Египта. Ярлык из Саккары, очевидно, напоминает о каком-то важном событии, скорее всего — о религиозном празднестве, во время которого совершались человеческие жертвоприношения.
Матерью Джера возможно следует считать даму по имени Кенет-хапи (Chenet-Hapi). Однако, это её имя до сих пор засвидетельствовано только на знаменитом Каирском камне и не подтверждено другими источниками.
 
Военные походы
Вероятно, Джер был удачливым завоевателем. Он продолжал войны в Нубии, начатые его предшественниками, и его войска проникали на юг уже дальше, до второго нильского порога. Поблизости от Вади-Хальфы в Гебель Шейх Сулейман, на западном берегу Нила, сохранилась скальная надпись (сегодня в национальном музее Хартума), которая демонстрирует «хорово» имя (серех) царя Джера, а перед именем стоит человеческая фигура в позе пленного, и хотя руки у этой фигуры по идее должны были быть связаны сзади, она продолжает сжимать в них лук, — а именно этот знак и символизирует Нубию. Другой пленник изображен привязанным за шею к египетской ладье, на которой, скорее всего, прибыло войско царя. Ниже ладьи валяются тела убитых вражеских воинов. Изображает ли этот примитивный памятник всего лишь карательную экспедицию царя Джера или же обобщенный процесс завоевания этих территорий, сказать невозможно. Во всяком случае, предметы, изготовленные руками египетских ремесленников и относящиеся именно к этому периоду, действительно были найдены в Нижней Нубии.
Весьма возможно, что царь Джер вёл военные действия на своей западной границе, поскольку алебастровая палетка с грубо начертанной надписью из его гробницы в Саккаре демонстрирует царя в привычной позе царя-победителя, убивающего ливийского пленника. Не осталась без внимания и восточная граница. Один из годов царствования Джера помечен в Каирском фрагменте Палермского камня как «год поражения северо-востока (счт, сетечиу)». Под этим термином в позднейших источниках называлась вся прилегающая к Египту Азия и сейчас трудно восстановить, куда именно была снаряжена экспедиция во время правления Джера. Однако, источники из местности Эн Бесор — местечке на юге Израиля, свидетельствуют о том, что между Древним Египтом времени I царского дома и южной Палестиной действительно существовали некоторые торгово-культурные связи. Да и в гробнице самого царя Джера были найдены фрагменты керамики сиро-палестинского происхождения, что ещё раз доказывает возможность таких далёких торговых связей в то время. Возможно, именно туда и была направлена экспедиция царя Хора Джера. Некоторые же египтологи сомневаются, что на ранних стадиях Египет мог организовать столь дальние экспедиции, и склоняются к тому, что в то время под страной Счт подразумевался Синайский полуостров. Драгоценности из бирюзы, традиционно добываемой на Синае, были найдены как в гробнице Джера, так и в гробнице его дочери Мернейт. Медные орудия и сосуды, в огромном количестве обнаруженные в гробнице одного из современников Джера, также свидетельствуют о походе этого царя на богатый медью Синайский полуостров.
 
Расцвет Египта
Укрепление Египта как объединенного государства продолжалось на всём протяжении правления Джера, и нет никаких записей о внутренних раздорах. Напротив, по-видимому, был сделан значительный шаг к укреплению Египта в хозяйственном отношении и к росту его процветания. В правление царя Джера искусство Древнего Египта получает дальнейшее развитие. Некоторые египтологи даже говорят о крупнейшем переломе в развитии искусства во время правления Джера. На это указывает увеличение производства предметов искусства и ремесел, выдающиеся образцы которых можно найти среди ювелирных изделий из южной царской усыпальницы в Абидосе, в большой коллекции медных сосудов, инструментов и оружия из северной гробницы того же царя в Саккаре; к бесспорным шедеврам следует отнести и великолепный нож, хотя и кремневый, но с золотой рукояткой. Медные орудия и сосуды, обнаруженные в гробнице царя, являются наглядным примером развития кузнечного ремесла при нём.
Кроме того, правлением царя Джера датируется первая известная на сегодняшний день трёхмерная царская статуя: безголовая статуя из храма богини Сатис в Элефантине. Изображает она фигуру, восседающую на троне. Скорее всего, эта статуэтка изображает Хора-Джера.
 
Гробница Джера в Абидосе
Как и его предшественник Хор-Аха Джер велел соорудить себе две гробницы — одну на юге, другую на севере, которые должны были олицетворять всю полноту власти царя как над Верхним, так и над Нижним Египтом. Южная усыпальница царя Джера в Абидосе (некрополь Умм эль-Кааб) намного больше, чем гробница Хор-Аха, находящаяся поблизости. Она состоит из большой прямоугольной ямы, выложенной кирпичом, с трех сторон которой находятся хранилища неправильной формы. Сама же усыпальница, или склеп, по-видимому, была построена из дерева, а вся гробница первоначально была покрыта сверху деревянными балками и досками. Элементы роскошного буазери сохранились до сих пор. От надземной постройки не сохранилось ничего. Размеры памятника с учетом реставрируемой надземной постройки составляют 21,5 × 20 м. Гробницу царя окружали вторичные захоронения, числом 338, в которых покоились останки слуг, принесенных в жертву по завершении погребения самого царя. Большинство из принесённых в жертву составляли женщины. Египтологи полагают, что здесь с царём был погребён его гарем. В некоторых погребениях присутствуют небольшие отрывочные надписи на грубых каменных стелах. Однако, они трудно поддаются дешифровке. Преимущественно, это имена свиты царя.
Погребальная стела Джера, изображающая его «хорово имя» — самая ранняя из найденных подобных стел. Каирский египетский музей
Фрагменты большой царской стелы тоже обнаружены в усыпальнице, но самой удивительной находкой явились ювелирные украшения: четыре драгоценных браслета из золота, бирюзы, аметиста и лазурита на костях человеческой руки, которая, по совершенно непонятным причинам, была оставлена грабителями. Ныне украшения находятся в музее Каира, в то время как остатки мумии остались, без исследования и тем временем пропали.
Гробница царя Джера примечательно ещё и тем, что в позднейшие времена её почитали как гробницу Осириса. Сюда, вплоть до греческих времён, совершались паломничества со всей страны.
Кремневый нож, с «хоровым» именем фараона Джера на его золотой ручке. Королевский музей Онтарио. Торонто. Канада
 
Гробница в Саккаре
Северная гробница, условно приписываемая Джеру в Саккаре, гораздо крупнее, чем абидосский монумент того же царя, и почти совпадает по размерам с северной гробницей Хора-Аха. Тем не менее, она гораздо тщательнее выполнена и выказывает черты дальнейшего развития архитектуры; особенно это касается усыпальницы и хранилищ, число которых достигает семи, причём высечены они уже на значительной глубине от земной поверхности. Вокруг гробницы не обнаружено ни вторичных захоронений, ни каменных заборов (обводных стен), но не исключено, что они были разрушены при строительстве более поздних гробниц. Общие размеры гробницы составляют 41,30 × 15,15 м.
Недавние раскопки в Саккаре привели к открытию большой гробницы, принадлежащей царице Хер-нейт, которую, судя по свидетельству письменного материала, найденного в гробнице, можно с высокой долей вероятности считать супругой Джера. Ещё одна гробница, сходная по оформлению и по пропорциям, была открыта в Саккаре, и если судить по печатям на сосудах, найденных внутри неё, можно предположить, что она тоже относится к периоду правления царя Джера.
 
Атотис у Манефона
Видимо Джера, в своём труде Манефон называет Атотисом и говорит, что он является сыном и наследником Менеса. Атотис, по преданию, выстроил цитадель Мемфиса и написал сочинение об анатомии, так как он был врачом. Памятники, конечно же, ничего не говорят о враче по имени Джер, но есть косвенные, не лишённые значения указания о том, что медицина как наука была известна в глубокой древности и что ко времени древнейших династий относятся даже рукописи, трактующие об излечении известных болезней и указывающие на известные средства. Так существует рукопись, в которой говорится, что в то время, когда царствовал Тети, найдено было средство растить волосы на голове. Но ещё важнее свидетельство Большого папируса Берлинского музея, из которого явствует, что врачебное искусство как наука восходит к первой Тинисской династии. В рукописи содержится ряд средств для излечения «злой раны» (возможно, проказы) и других болезней. Хотя в рукописи довольно детски-наивные понятия о внутреннем строении человеческого тела, тем не менее, рукопись говорит о важном значении многочисленных и многообразных «трубок», как называет она, по-видимому, не только дыхательные и пищеварительные пути, но и артерии и вены. Рукопись написана при Рамсесе II, но в одной части своей содержит целый отрывок, заимствованный, как говорит редактор рукописи, из сочинения, начертанного при пятом царе I династии Сепати.
 

Уаджи (Джет, Зет, Уджат или Уадж; манефоновский — Уэнефес) — третий египетский царь I династии Раннего царства, правивший ок. 2980 или 2920 до н. э. Имя Уаджи происходит от имени богини Уаджит, обычно представляемой в форме крылатой кобры, покровительницы Верхнего Египта и означает «змея» или «кобра Гора».
Стела, содержащая серех с именем Уаджи. Лувр.
Хотя о правлении Джета известно очень мало (как и о всех правителях Тинитской эпохи), но он известен благодаря стеле, найденной в его гробнице. Стела содержит имя фараона в образе Хора и является доказательством высокого уровня развития древнеегипетского искусства в самом начале династической эпохи.
О правлении Уаджи (или Джет, букв. «Змей») мало что известно, хотя его имя найдено начертанным на скале даже глубоко в пустыне между Нилом и Красным морем. При его погребении было принесено в жертву 174 человека. Надгробие этого царя, где его «хорово» имя надписано с изумительной уверенностью и изяществом, свидетельствует о развитии изобразительного искусства. Итерти (Джет, Уаджи) (42 или 27 лет).
Погребён в Абидосе. Его гробница была обшита изнутри деревянными панелями. Над могилой находилась каменная стела (сейчас хранится в Лувре). На стеле — иероглиф змеи, фонетически соответствующий слову «джет».
 

Ден (Удиму) — царь Раннего царства Древнего Египта, правивший ок. 2950 до н. э. Точное значение «хорова» имени этого царя нельзя установить, но его можно читать, как д(у)н (Ден, Девен или Удиму) и переводить «Гор — тот, кто наносит удар». Личное имя Дена, известное из Абидосского списка как Сепати, Манефон прочёл и передал по-гречески как Усефай.
Победа фараона Дена над врагами, Британский музей
Интересно, что именно Ден, а не предполагаемый объединитель Египта Хор-Аха (Менес) или предшественники Дена — Джер и Джет — впервые носил двойную корону, состоящую из белой верхнеегипетской, вставленной в красную нижнеегипетскую, и титул «Царь Верхнего и Нижнего Египта», («царь (и) государь» — инсибиа). Исторические источники упоминают также о сражениях, которые велись при данном царе против кочевников на Синайском полуострове, что свидетельствует о дальнейшей экспансии Египта в этом направлении.
Судя по найденным в Абидосе двум табличкам из слоновой кости, помеченных именем Дена, при нём египтяне начали продвигаться на Синайский полуостров (егип. Мафкет). На одной из табличек Ден изображён убивающим туземца, которого он поверг перед собою ниц. Помещённая тут же иероглифическая надпись гласит: «Первый случай поражения восточных жителей». На другой табличке помещена следующая надпись: «Разрушил крепость Ан…. Пришёл владыка, царь Верхнего и Нижнего Египта Семти, покоривший 30 областей». Одна из захваченных царём крепостей названа здесь wn-t (Унут), что, вероятно, тождественно крепости Синайского полуострова wnwt (Унут), упомянутой в донесении вельможи Уны (VI династия).
У царя третьей строки Палермского камня, имя которого не сохранилось, но этот царь, несомненно, тождественен с Деном, три годовых названия, из 14 уцелевших, упоминают пруды и протоки, что говорит о расширении ирригационной системы в его царствование. Если безымянный царь Палермского камня и Ден одно и то же лицо, то правление Дена длилось не менее 30 с лишним лет, что показывает простой расчёт по клеточкам, на которые разделён Палермский камень. К тому же из надписей того времени известно, что Ден справлял «праздник тридцатилетия царствования» (хеб-сед). Изображения золотых статуй на печати Дена свидетельствуют о том, что в эту эпоху египтяне стали получать довольно большое количество золота, очевидно, из Нубии.
Особое место при нём занимала, по-видимому, его мать царица Мернейт, гробница которой находилась у гробницы сына на царском кладбище в Умм эль-Кабе вблизи Абидоса и была достойна захоронения самого царя. Необычное положение занимал при Дене, как будто бы, и «казнохранитель государя» по имени Хемака, чья громадная усыпальница была откопана на столичном кладбище у «Белых Стен» (Мемфиса). На ярлыках того времени имя Хемаки стоит не вместе с титулом того сановника, ответственного за заготовление данных припасов, а непосредственно за именем царя. Если этот вельможа тождественен с одноименным управляющим царских виноградников, не раз поименованным на печатях от винных сосудов, то он управлял и угодьями царского дома.
В отличие от усыпальниц его предшественников, которые были выполнены под землей, только с использованием кирпича-сырца и дерева, и были несложны по замыслу, представляя собой всего лишь обширный прямоугольный подземный покой, окружённый со всех сторон подземными же комнатушками, в гробницу Дена вела уже величественная лестница, выходящая на восток, навстречу восходящему солнцу, а сам склеп был вымощен плитами из привезенного камня — красного гранита, добываемого на самом юге страны, у первых нильских порогов. Изготовленный из красного гранита пол гробницы Дена является первым случаем использования этого материала в строительстве. Кроме того Гробница Дена в Абидосе — один из первых примеров каменного надгробного памятника. При погребении Дена в жертву было принесено 136 человек.
Длительность царствования, изобилие новшеств, богатство правления Дена событиями, способны создать представление об этом царе как о могущественном царе I династии.
 

Аджиб (Анеджиб) — пятый царь I династии Раннего царства Древнего Египта, правивший около 9 или 26 лет (ок. 2925 — 2900 до н. э.). Имя Аджиба переводится как «Защита — сердце его» или «Целостный сердцем», а его личное имя, известное из Абидосского списка как Мерибиапен, Манефон передал в греческой форме как Миебис. он сопроводил титул царя упоминанием «двух владычиц»
О правлении этого царя практически ничего не известно. Судя по надписям на Палермском камне, Аджиб нанёс поражение племенам ур-ка и иунтиу, по-видимому, живущим на востоке от Дельты.
Мастаба Аджиба расположена рядом с другими царскими гробницами Тинитского периода в некрополе Умм-эль-Каб в Абидосе. Из всех гробниц I династии она хуже всех сохранилась, выделяется своими небольшими размерами и была возведена из грубого кирпича. Она является предшественницей пирамид. На найденной в гробнице каменной посуде, находится рядом с именем Аджиба и имя его предшественника.
Манефон утверждает, что Миебис правил 26 лет; однако, такая продолжительность лет правления этого царя считается недостоверной. А, судя по обломку староегипетской летописи, хранящейся в настоящее время в Каире, один из последних трёх царей I династии, а это, вероятно, был Аджиб (так как остальные 2 царя — Семерхет и Кебху — отмечали «праздник тридцатилетия царствования» хеб-сед, о чём говорят их собственные надписи), должен был править неполных 9 лет.
 
 
Семерхет («Внимательный друг», «Дружественный Утробой») — шестой царь I династии Раннего царства Древнего Египта, правивший около 9 лет (ок. 2900 — 2890 до н. э.). В Абидосском списке его личное имя отмечено как Семсу, Манефон передаёт его как Семемпсес. От его правления сохранился ряд малозначительных артефактов.
Праздненство Семерхета (бирка из слоновой кости. Британский музей).
Согласно Манефону, Семемпсес правил 18 лет, а собственные надписи Семерхета говорят, что он справлял праздник «хеб-сед» (в ранние периоды египетской истории он отмечался на тридцатилетие правления фараона). Мастаба Семерхета расположена на некрополе Умм-эль-Каб в Абидосе.
 

Хор Каа («Хор — Высокий Рукой») — последний правитель I династии Раннего царства Древнего Египта (ок. 2890 до н. э.). Из Абидосского списка его имя известно как Кебех или Кебху. Согласно Манефону, Каа (которого он называет Биенехесом) правил 26 лет.
Стела Каа
О событиях времени царствования Кебху нам ничего не известно, за исключением того, что он праздновал «тридцатилетие царствования» (хеб-сед). Изображение на кости бородатого пленника и надписи над ним — «северо-восточная сторона» (счт), что обычно переводится как «Азия», может говорить о войне Каа с кочевниками Синайского полуострова.
Каа возвёл для себя крупную мастабу (так называемая «гробница Q») в некрополе Умм эль-Кабе в Абидосе. Размеры мастабы Каа составляют 30 × 23 м. От времени правления этого фараона сохранилось ещё несколько источников, подтверждающих, что при Каа Египет продолжал своё развитие. В отличие от усыпальниц предшествующих трёх царей, гробница Каа обращена выходом на север, совсем как гробницы царей последующего Древнего царства. Позволительно думать, что за этой переменой крылся большой сдвиг в загробных представлениях египтян. Если Дена потянуло прочь из мрака на землю, к свету, навстречу восходящему солнцу, то Каа, видимо, уже стремился в небесные дали, в общество «не гибнущих», т. е. незаходящих звезд в северной части неба.
Гробница Каа примечательна и строительными достижениями, так как в ней устроен ложный свод. Ко дню смерти Каа, в его гробнице в Абидосе был готов только средний склеп. Помещения вокруг него достраивались наспех из непросохшего кирпича–сырца, что привело затем к оседанию и обвалу стен. Но то, что эта гробница была внушительных размеров, а погребение богатым (каменная посуда, золото), и то обстоятельство, что важный придворный Сабеф оставил подле склепа царя свою плиту исключает насильственное свержение Кебху.
Наследник Каа, основатель II династии Хотепсехемуи, вероятно, пришёл к власти с помощью женитьбы на принцессе-наследнице древнейшей царской линии Раннего царства (I династии) и позаботился о достойном захоронении своего тестя. По-видимому, похороны Каа были проведены самим Хотепсехемуи, что свидетельствует об отсутствии насильственной смены правящих династий. В середине 1990-х годов немецкие археологи обнаружили надпись с именем Хотепсехемуи близ входа в мастабу Каа в Абидосе. В 1993 немецкая экспедиция изучила гробницу Каа и обнаружила в ней 26 останки спутников царя, принесённых в ритуальную жертву (впрочем, это едва ли не последний случай человеческих жертвоприношений в древнеегипетских гробницах). Стела, найденная вблизи мастабы Каа, подтверждает, что ответственным за сохранность захоронения царя был чиновник Сабеф.
От времени правления этого царя сохранилось ещё несколько источников, подтверждающих, что при Каа Египет продолжал своё развитие. В гробнице Мерка, одного из чиновников Каа, в Саккаре была обнаружена стела, приводящая имя царя с полной титулатурой. Кроме того, она ясно указывает на проведение в правление Каа второй церемонии хеб-сед, что подтверждает числа Манефона. Определённые памятники времени Каа сохранились и в районе захоронений периода I династии. Имя Каа встречается на утвари из гробницы Перибсена.

 



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81
Категория: История | Добавил: Jupiter (12.02.2012)
Просмотров: 3915 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz