ЕГИПЕТ
V династия
У фараона Хуфу было три жены. Каваб и Хетепхерес II, дети от его главной жены, Меритетес, должны были стать следующими царём и царицей, но Каваб умер раньше своего отца. После этого началась распря между сыновьями царя от двух других жён. Сперва правил один сын, затем - другой. Вражда закончилась после того, как наследник по одной линии женился на наследнице по другой, и таким образом была основана V династия.
Усеркаф (Уас-куфа) — фараон Древнего Египта (ок. 2494 — 2487 гг. до н. э.), основатель V династии.
Происхождение Усеркафа
Царствование Усеркафа мало изучено, поскольку очень мало памятников сохранилось с тех времён. Происхождение Усеркафа и отношение его к предыдущей IV династии теряется в глубине веков. Манефон утверждал, что Усеркаф прибыл с Элефантины, лежащей на самом юге страны, однако на чём основано данное утверждение не известно. Согласно сказке папируса Весткар родиной V династии является местечко Сахебу, по-видимому, находящееся в Дельте, недалеко от Гелиополя, в Летопольском номе (второй ном Нижнего Египта). Несмотря на то, что папирус Весткар датируется эпохой гиксосов (то есть отдалён от V династии огромным периодом времени приблизительно в 1000 лет) и по своей сути является ни чем иным как сборником сказок, но особое почитание бога Ра, главного бога Гелиополя, во времена фараонов V династии делает эту версию более предпочтительной. Вообще, нетрудно заметить, что, согласно сказке, приход к власти первых трёх фараонов V династии — Усеркафа, Сахура и Какаи — ставится в тесную связь с культом бога Ра. Об этом совершенно определённо говорят следующие моменты сказки: Во-первых, дети (будущие фараоны) рождаются от Реджедет (Rudj-Djedet) жены жреца бога Ра. Во-вторых, подлинным их отцом является сам бог Ра. В ответ на вопрос Хуфу, кто такая Реджедет, колдун Джеди отвечает, что она — «жена жреца Ра, владыки Сахебу, которая беременна тремя детьми от Ра, владыки Сахебу». В-третьих, по предназначению самого Ра они должны стать царями — в том же ответе Джеди Хуфу о том, кто такая Реджедет, Джеди говорит, что Ра сообщил ей, что они будут править Египтом. Когда Ра посылает богинь и Хнума облегчить роды Реджедет, он также говорит о том, что эти дети — будущие цари. В-четвёртых, в том же ответе Джеди Хуфу сказано, что старший из этих трех детей (то есть Усеркаф) будет верховным жрецом Ра в Гелиополе.
Затем следует отметить, что сказка папируса Весткар противопоставляет царей, родившихся от Реджедет, Хуфу и его роду, то есть, выражаясь нашими историческими терминами, противопоставляет V династию IV династии. Это видно из следующих моментов сказки: Когда Хуфу узнаёт от Джеди, что дети Реджедет будут царями, он очень огорчается, и колдун даже утешает его, говоря, что сын и внук Хуфу будут ещё царствовать. Угроза служанки донести Хуфу на Реджедет, что последняя родила трёх царей, совершенно определённо свидетельствует о том, что Хуфу относился враждебно к новорожденным.
Это противостояние как бы подтверждает и устное народное предание, записанное Геродотом и Диодором, утверждающее, что фараоны IV династии своими непомерными налогами и трудовыми повинностями окончательно довели народ, который восстал, положив конец этой династии.
На основании данных папируса Весткар можно сделать следующие выводы: V династия происходила из среды жрецов Ра или пришла к власти при их помощи. Три первых фараона этой династии, а именно Усеркаф, Сахура и Какаи, были братьями, сыновьями жреца Ра из Гелиополя, причём Усеркаф, до принятия титула фараона, сам был верховным жрецом храма Ра в Гелиополе. Утверждение сказки, что три брата были на самом деле сыновьями бога Ра, может говорить скорее об обратном. Цари V династии могли принадлежать к иной семье, и притом весьма скромного происхождения, раз жрецы захотели прикрыть их рождение чудесной историей. Будь они потомками фараонов IV династии, этого бы делать не пришлось. Легенда создана для легитимности перехода власти в руки иной династии. Не сделай жрецы этого, престиж власти фараона мог бы сильно пострадать в глазах народа. Наконец, сам переход власти от одной династии к другой сопровождался какими то беспорядками и волнениями в стране, запечатлевшимися в памяти народа, на которые намекает весь ход событий, сказки и воспоминания о которых позднее были переданы в рассказах Геродота и Диодора.
Археологические данные
Однако в памятниках никакого противостояния между династиями не обнаруживается. Культ царей IV династии поддерживался во времена V династии. Вельможи, жившие при IV династии, ни сколько не утратили расположение фараонов V династии. Вельможа Пташепсес был женат на дочери Шепсескафа — Маатха (Кхамаат). Сехемкара был сыном Хефрена. Тем не менее эти вельможи, теснейшим образом связанные узами родства с IV династией, процветали и при царях V династии.
В одной из надписей найденных в Гизе некая царица Хенткаус (Hnt-K3 w-s) названа «Матерью двух царей Верхнего и Нижнего Египта, дочерью бога (т. е. фараона), которая говорит о всяких хороших вещах, которые для неё выполняются (обычное обозначение египетских цариц)». Таким образом, Хенткаус была дочерью царя, царицей и матерью двух царей. Эта же царица известна из отрывков иератических папирусов, найденных в Абусире. Папирусы же эти происходят из заупокойного храма третьего царя V династии Нефериркара Какаи. После смерти Нефериркара Какаи в его заупокойном храме отправлялся культ этой самой царицы Хенткаус и в фрагментах одной надписи о ней говорится следующим образом: «постоянная любимая царем Нефериркара Хенткаус, подруга Хора (т. е. царя), царица, мать царя». Таким образом, Хенткаус была матерью Нефериркара Какаи. Но кроме того, она была матерью ещё одного царя V династии. Естественно, им мог быть только один из первых царей этой династии — Усеркаф или Сахура, так как цари после Нефериркара слишком удалены во времени; ведь сама Хенткаус принадлежала к IV династии, она была дочерью Менкаура. Вероятнее всего предположить, что Хенткаус была женой Усеркафа и матерью его сыновей Сахура и Нефериркара Какаи. Таким образом, Усеркаф получил престол через свою жену Хенткаус, дочь законного фараона Менкаура, из чего следует, что линия родства между IV и V династиями не прерывалась, и, по сути дела, V династия является непосредственным продолжением IV династии.
Неясны также родственные отношения Усеркафа к царице по имени Неферхетеп (Neferhetepes), вероятно, являющуюся идентичной с одноименной дочерью Джедефра, которая была погребена в пирамиде, находящейся в ареале пирамиды Усеркафа. Возможно, она была матерью Усеркафа.[2]
Таким образом, из археологических данных следует, что V династия была связана с IV династией по материнской линии. Усеркаф, по-видимому, был сыном царицы Неферхетеп, и, следовательно, внуком фараона Джедефра. Он был женат на дочери Менкаура Хенткаус и являлся отцом следующих за ним фараоноф Сахура и Неферикара Какаи. Ни каких данных о насильственном свержении IV династии фараоном Усеркафом не наблюдается, а если какие-то волнения в конце IV династии и были, то Усеркаф и его потомки вряд ли были к ним причастны.
За исключением упоминания о прибытия 70-ти чужеземных женщин в Египет и некоторой его культовой деятельности, проявляющей особый интерес к Дельте, ничего более не известно о политической деятельности Усеркафа. Имя Усеркафа найдено на скалах у первых порогов, что, возможно, говорит о его военных действиях с нубийскими племенами.
Почитание Ра
Дарения храмам согласно надписям Палермского камня
Если мы обратимся к Палермскому камню, отрывку летописи Древнего царства, то без труда убедимся в том, что цари V династии культу Ра действительно оказывали большое внимание. До Усеркафа данные этой летописи ничего не упоминают о культе бога Ра.[3] Зато начиная со времен Усеркафа мы находим там ряд сведений о таких мероприятиях царей V династии, которые, несомненно, свидетельствуют об их приверженности богу Ра и другим богам Гелиополя. Палермский камень повествует об установлении Усеркафом жертвенных даров богам Гелиополя хлебом, пивом, скотом и птицей. Для бога Ра он даровал пахотные земли в номах Нижнего Египта. Однако было бы ошибкой думать, что Усеркаф проявлял такое благочестие только в отношении божеств Гелиополя и бога Ра: из того же Палермского камня мы узнаём, что его заботы простирались и на других богов, правда, в несколько меньших размерах. Из всего выше перечисленного, правда, не надо делать вывод, что культ Ра возник именно с воцарением Усеркафа, он существовал и ранее. Так титулом «сын Ра» пользовался ещё Хафра и, справедливости ради, нужно отметить, что сам то Усеркаф этим титулом не пользовался. Правильнее будет сказать, что с вступлением на престол этого фараона, Ра стал пользоваться не исключительным, а преимущественным положением.
Солнечный храм
План солнечного храма Усеркафа
Со времени Усеркафа началось строительство «солнечных храмов», получивших такое название потому, что в название каждого из них входит составной частью имя бога Солнца Ра. Почти каждый царь V династии считал своим долгом построить такой храм. Первый храм, получивший название Сеп-Ра, был выстроен Усеркафом. Место для строительства он выбрал на краю пустынного плоскогорья, к западу от Нильской долины, в области Мемфиса, в местечке Абу-Гураб (Abu Gurob), близ Абусира. Вслед за ним там размещали свои храмы и остальные фараоны V династии. Там же они строили и свои пирамиды, хотя пирамида самого Усеркафа находилась в некрополе III династии в Саккара. Руины храма были откопаны в 1954 году. Храм имел основание 44 × 83 м. Важнейшей частью этого храма было обширное, ничем не крытое пространство, в центре которого на пьедестале возвышался огромный каменный обелиск, перед которым на особом алтаре совершались жертвоприношения и богослужение. Обелиск в этих храмах играл решающую роль и даже в написании храмов служил детерминативом. Согласно записи на Палермском камне Усеркаф наделил свой солнечный храм наделом пахотной земли в 24 аруры (более 6,5 га) и в пользу храма ежедневно приносил «два быка и два гуся».
Согласно устоявшемуся в науке взгляду, эти храмы были храмами солнечного бога Ра, причём символом божества считается обелиск. Однако есть и другая версия. Поскольку сохранившиеся рельефы этих храмов изображают главным образом юбилейные церемонии, то возможно, что это были храмы юбилейного характера. Что касается обелиска, бывшего центральным сооружением в этих храмах, то он нисколько не противоречит этому предположению, так как в более поздние времена в юбилейных целях часто воздвигались обелиски. Алтарь, расположенный перед обелиском, не был специфическим элементом для этих храмов — он был обычным явлением во всех египетских храмах. Как бы то ни было — были ли храмы выстроены для юбилейных целей, или нет, — отрицать огромную роль культа Ра в этих храмах не приходится.
Погребальный комплекс Усеркафа
Пирамида Усеркафа в Саккара
Погребальный комплекс Усеркафа. Реконструкция
Пирамида Усеркафа
Пирамида Усеркафа, названная Уаб-сут (wab-s.wt, «Место очищения») находятся в Саккаре, вблизи пирамиды Джосера. Она имеет небольшие размеры (боковое основание чуть более 70 м и высота не достигающая и 50 м), особенно в сравнении с монументами предшественников фараона из IV династии. Пирамида построена из плохо обработанных каменных блоков и так небрежно, что сейчас уже мало чем напоминает пирамиду, а скорее похожа на груду камней. В качестве стройматериала для внутренней кладки использовался известняк местного происхождения, более тонкие блоки для внешней облицовки добывались в каменоломнях Тура.
Вход в подземные покои пирамиды, находится с северной стороны, но уже не на некоторой высоте как в пирамидах IV династии, а был расположен на уровне земли. Оттуда ведет вниз сначала нисходящий ход, который переходит в горизонтальную штольню. За блокирующим устройством имеется ответвление на восток к T-образной камере для погребальной утвари. Главный проход ведет дальше на юг к помещению, к которому с запада примыкала погребальная камера, где были найдены остатки базальтового саркофага.
Заупокойный храм
Пирамида Усеркафа и заупокойный храм. Вид сверху
Заупокойный храм в честь умершего владыки имеет сравнительно большие размеры по отношению к пирамиде, чем аналогичные храмы при более ранних пирамидах. Этот сильный акцент в увеличении размеров заупокойного храма принимается и наследниками Усеркафа из V и VI династий; однако, его расположение с южной стороны пирамиды в последующем больше не повторялось и оставалось как и ранее при IV династии на восточной стороне. Хотя храм значительно разрушен более поздними строительными проектами, но можно реконструировать три его основные части: восточная входная часть, с входом на южном участке его восточной стороны; средняя часть, которая охватывала открытый двор окруженный колоннами и святилище; а также западная часть, в которой находилась маленькая пирамида, которая, видимо, выполняла ритуальную функцию. Во дворе колонного зала были найдены многочисленные фрагменты рельефов и голова монументальной скульптуры. Пирамида и заупокойный храм были обнесены каменной стеной.
Нижний храм долины и восходящая дорога, которая связывала бы его с заупокойным храмом, до сих пор не найдены. К югу от заупокойного храма Усеркафа находится пирамида царицы Неферхетеп, которая составляла отдельный поминальный комплекс, не связанный с памятником Усеркафа.
Хотя культ Усеркафа пользовался большим уважением на протяжении довольно долгого времени, фараон XII династии Аменемхет I использовал каменные блоки с руин построек Усеркафа для строительства своей пирамиды в Лиште.
Статуи Усеркафа
По сегодняшний день статуи Усеркаф были найдены в двух местах — в долине его солнечного храма в Абусире и в его заупокойном храме при пирамиде в Саккара. Ни одна из его статуй не сохранилась полностью; наиболее выдающиеся экземпляры — это две хорошо сохранившиеся головы его статуй. Одна из них отрыта в 1957 году при раскопках вблизи солнечного храма Усеркафа в Абу-Гурабе и находится сейчас в Египетском музее Каира (инв. № JE 90220). Она изваяна из песчаника (граувакки) и имеет размеры 45×26×25 см. Выбрав в качестве материала аспидный сланец, скульптор подчеркнул игру света и тени на полированных поверхностях. Скульптуру считают особенно важной, поскольку она среди очень немногих скульптур периода Древнего царства представляет фараона в красной короне Нижнего Египта (Deshret) и без традиционной бороды. Корона Нижнего Египта, простых, строгих форм, как будто вырастает из мягких очертаний головы юного царя. Сохранились остатки нарисованных черным цветом усов.
Там же были найдены ещё в 1907 году Людвигом Борхардтом маленькие фрагменты статуй из известняка, гранита и красного песчаника. Кусок алебастра, изображающий рот и подбородок фараона, первоначально принадлежащий статуи почти в натуральную величину, находится сегодня в Египетском музее в Берлине (инв. № 19774). Следующая, очень хорошо сохранившаяся голова статуи была найдена в 1928 году Сесилем Фиртом в заупокойном храме пирамиды Усеркафа в Саккара и находится сегодня также в собственности Египетского музея в Каире (инв. № JE 52501). Голова выполнена из розового гранита и имеет высоту 75 см. Таким образом, она первоначально принадлежала монументальной скульптуре высотой примерно 4 м (предполагается, что это была сидящая статуя) и являющейся таким образом самой большой известной статуей V династии. Фараон предстает здесь также без бороды и в головном платке немес с урием на лбу. Также в поминальном храме пирамиды были найдены другие фрагменты статуй из гранита и диорита, на которых выбито личное и хорово имена Усеркафа.
Сахура — фараон Древнего Египта, правил приблизительно в 2487 — 2475 годах до н. э.; из V династии.
Происхождение и родственные отношения
Происхождение и родственные отношения Сахура лежат большей частью за гранью известности. Для их реконструкции часто поднимается предание более поздних времен. Так рассказ из папируса Весткар утверждает, что все три первых фараона V династии, а именно Сахура, его предшественник Усеркаф и его наследник Нефериркара Какаи были братьями-близнецами, рождёнными женой жреца Ра из Гелиополя Реджедет (Rudj-Djedet). Последняя идентифицируется в большинстве случаев исследований с Хенткаус, которая считается «матерью-родоначальницей» V династии и в современных ей надписях названа «матерью двух царей Верхнего и Нижнего Египта». Она воспринимается в большинстве случаев как мать Сахура и Нефериркара Какаи. Подтверждением того, что Нефериркара был братом Сахура, кажется, является размещение его имени в рельефах заупокойного храма пирамиды Сахура. Родственные отношения с Усеркафом также до конца не выяснены. Усеркаф частично принимается как супруг Хенткаус и, таким образом, как возможный отец Сахура, частично, однако, как её сын и таким образом брат Сахура.
Возможно, существовало также родственное отношение к царице по имени Неферхетеп (Neferhetepes), которая, вероятно, идентична с одноимённой дочерью Джедефра и была погребена в пирамиде, расположенной непосредственно рядом с пирамидальным комплексом Усеркафа. Так как Сахура, очевидно, производил работы по реставрации в её поминальном храме, также принимался во внимание, что это она была его матерью, а не Хенткаус.
Единственной известной супругой Сахура была Неферетханебти (Neferethanebti). Известны имена четырёх сыновей фараона, это — Хоремсаф (Horemsaf), Хакара (Chakare), Нетджериренра (Netjerirenre) и Небанхра (Nebanchre), но происходят ли они от брака с Неферетханебти не выяснено. Как супруга, так и сыновья Сахура известны исключительно только по надписям в его заупокойном храме.
Срок правления
Срок правления Сахура, в отличие от других властителей Древнего царства, можно указать более и менее точно, на основе сравнительно хорошего изложения источников. Он составляет примерно от 12 до 13 лет, на что указывают как современные источники, так и значительно позже возникшие тексты. Туринский папирус называет 12 лет правления Сахура. Правда, имя фараона в этом списке не сохранилось, а сохранились лишь года правления, которые следуют за именем Усеркафа с его 7-ю годами правления. Нужно отметить, что и имя Усеркафа сохранилось не полностью. Манефон называет Сахура Сефресом и отводит ему 13 лет правления. Наиболее ранняя достоверная дата — «год после 6-го (или 7-го?) подсчёта», под чем понимали подсчёт по всей стране скота с целью взимания налогов. Однако проблема заключается в том, что эти подсчёты, проводившиеся обычно раз в два года, иногда проводились и каждый год.
Хроника Палермского камня передаёт нам события 2-3, 5-6 и заключительного года правления Сахура. Указанные даты включают в себя 4 «года подсчёта скота» и 3 «года после подсчёта». Документ отмечает шесть (или семь) подсчётов рогатого скота, который подразумевает правление, по крайней мере, в течение 12 полных лет, если этот счёт рогатого скота проводился один раз в два года, что характерно для V династии. Если предположить, что самой поздней датой правления Сахура является «год после 6-го подсчёта» (а не «год после 7-го подсчёта», как утверждает Уилкинсон Wilkinson), то это означает, что Сахура умер на 13-ом году своего правления и его правление составляло 13 лет 5 месяцев и 12 дней. Единственной большой проблемой является, указание Людвига Борхардта, который обнаружил пирамиду Сахура в начале XX века, на «12-й год подсчёта», что означало бы удваивание лет правления Сахура. Однако Борхардт не отметил где помещалась эта надпись и не выполнил ни её зарисовки ни её фотографии. Возможно эта дата могла происходить от позднейших мероприятий реставрации или быть указанной посетителем храма при пирамиде.
Деятельность Сахура
Колонна из храма Сахура
Важным документом рассказывающим о событиях правления Сахура, является Палермский камень. В нём говорится в основном о религиозной деятельности фараона, перечисляются земельные наделы и пожертвования для различных божеств, а также изготовление барок и статуй. Во главе управления землями стояли как минимум два визиря (чати): Сехемкара и Урбауба. Сехемкара был сыном фараона Хафра, и это наглядно показывает, что потомки IV династии ни сколько не утратили расположения фараонов V династии. Что касается Урбауба, то он, кажется, вообще происходил не из царского рода; Сахура, таким образом, продолжил начатую с начала V династии политику выдвигать на высокие государственные должности всё больше незнатных людей. Они в своих надписях не говорят ни о своих номах, ни о своих родах, их интересует только царская милость и служба. Цари осыпают их милостями при жизни, а по смерти заботятся об их погребении и поминовении. Характерным и для наших понятий странным обыкновением того времени у фараонов было награждать своих верных слуг саркофагом из казенных каменоломен, или жертвенной доской, или фасадом гробницы для заупокойного культа, или участками земли, как источником средств для его поддержания. Так придворный врач Сахура, Ни-он-Сехмет рассказывает, как он попросил у царя фасад для своей гробницы из царской каменоломни в Турре у Мемфиса, и царь велел дать ему два фасада и приставил двух верховных жрецов бога Птаха и мастеровых, «чтобы работать каждый день»; распорядился выкрасить фасад и затем сказал ему: «клянусь дыханием ноздрей моих и любовью богов, ты отправишься в усыпальницу по старости маститой, как достойный». «Я прославил царя и поблагодарил бога за царя Сахура. Что бы ни вышло из его уст, немедленно исполняется».
Войны с ливийцами
Пленные изображенные в храме Сахура
Сахура проводил активную завоевательную политику в разных направлениях. Он вёл большую войну с ливийцами, о которой рассказывают рельефы в его заупокойном храме. На этих рельефах изображены многочисленные захваченные в плен ливийские вожди, а также помещено изображение Аментит, богини запада, которая дает фараону власть над техену (ливийцами). Надпись передает её речь, обращенную к Сахура: «Я отдаю тебе вождей Техену и всех других стран (запада)». На другом рельефе ливийский бог Аш приносит дары Сахура. Рядом помещены изображения пленников из ливийских племен бакет и ваш и говорится о захвате тысячных стад. Преемники Сахура считали себя повелителями не только Египта, но и Ливии.
Походы в Финикию и на Синайский полуостров
При Сахура продолжалось развитие Египта как морской державы. Рельефы и изображения на том же самом храме говорят и о другом походе, который был предпринят на кораблях, видимо, в Финикию, на что указывают захваченные в качестве пленников типичные по внешности азиаты и, привезенные в качестве добычи, медведи. Ещё дальше помещены изображения рядов иноземцев, названных общим именем сентиу. Между ними, мы видим представителей племени иунут и ментиу, живущих на Синайском полуострове, или в пустынных областях Нижней Нубии.
О развитии торговых связей с Передней Азией может свидетельствовать сосуд с его именем найденный в Библе, а также трон с его надписью обнаруженный в городе Дорак (Dorak) в Малой Азии (правда, не исключено, что последний мог туда попасть позднее, в качестве многократных торговых обменов). Засвидетельствованы его действия и на южных рубежах Египта. Оттиски его печатей найдены в Бухене в Нубии. О двух его экспедициях свидетельствуют надписи: одна была направлена в диоритовые каменоломни к западу от Абу-Симбела, другая к золотым рудникам Вади ал-Гидами (Wadi al-Gidami) в восточной пустыне. Один из чиновников Сахура оставил надпись у первых порогов, что, несомненно, свидетельствует о походах в Нубию.
Сахура совершил крупный поход на Синайский полуостров. На рельефах в Вади-Магкара он изображен дважды — в короне Верхнего Египта и в короне Нижнего Египта перед священным символом бога Упуаута, открывающего путь в завоеванные области Синайского полуострова. Далее мы видим Сахура, поражающего коленопреклоненных пленников, а помещенная тут же надпись называет его «покорителем иноземных стран».
Плавания в страну Пунт
От времени Сахура до нас дошли первые сведения о путешествии египтян в далекую страну Пунт, куда была направлена грандиозная морская экспедиция. Судя по официальной летописи Палермского камня, в последний год царствования Сахура из Пунта были привезены сказочные богатства: 80 000 мер мирры, 6000 весовых единиц сплава золота и серебра, а также 2600 стволов ценной древесины.
Строительная деятельность
Пирамида Сахура в Абусире
Из трёх грандиозных построек времени Сахура до наших дней более или менее сохранилась и исследована археологами только его пирамида с окружающими храмами. Однако из надписей мы знаем, что он строил, как и его предшественник Усеркаф, солнечный храм. В архитектуре этих храмов было много нового; они строились по одному плану — обширный передний двор, к которому примыкали культовые постройки, имел внушительных размеров жертвенник, а в глубине возвышался обелиск. Скорее всего, этот обелиск выполнял функции главного святилища. Солнечный храм Сахура носил название «Излюбленное место Ра». Из указания Палермского камня можно сделать вывод, что Сахура распорядился о сооружении солнечного храма и снабжении его пожертвованиями, уже в начале своего правления. В дальнейшем, упоминания об этом солнечном храме сохранилось лишь в захоронениях пяти жрецов. В современных Сахура деловых документах, например, папирусах Абусира или оттисках печатей, нет никаких упоминаний об этом храме, из чего можно сделать вывод, что он, видно, остался незаконченным. Ещё Людвиг Борхардт в начале XX века при своих раскопках пирамидального комплекса Ниусерра находил каменные блоки, помеченные названием солнечного храма Сахура, которые были использованы при строительстве южной части окружающей пирамиду стены. Это делает возможным предположить, что солнечный храм Сахура находился на том месте, где позднее Ниусерра распорядился соорудить свою пирамиду. Подтверждением этого могут также служить найденные между комплексом пирамиды Ниусерра и мастабы жреца Пташепсеса чехословацкими археологами в 1974 году многочисленные фрагменты обелиска из красного гранита, первоначально покрытого медью и, вероятно, также позолоченного. Борхардт там же нашёл также каменную платформу, которая могла служить постаментом для обелисков. Отметим, что обелиски являются типичными составными частями солнечных храмов, и не могли иметь никакого отношения к заупокойным храмам при пирамидах.
Третье сооружение, о котором нам также известно только из надписей, носило название «Поднятие красоты Сахура до небес», но ни где располагалось данная постройка, ни даже о каком виде сооружения вообще идёт речь, не возможно ничего сказать. Судя по тому, что мы знаем о нём по надписям на сосудах с маслом, обнаруженных в заупокойном храме Неферефра, возможно, что оно также располагалось в Абусире.
Сахура построил несколько городов, известны даже названия некоторых из них; так, между прочим, на стенах святилища Исны один город назван Па-Сахура, то есть «Город Сахура».
Пирамида Сахура
План пирамидального комплекса Сахура
Местом для своего погребения Сахура выбрал Абусир, к северу от Саккары, тем самым основав новый царский некрополь.Здесь Сахура приказал построить пирамиду, получившую название Ха-Ба («Восхождение души»). Имея основание с шириной боковой грани более 78 м и высоту почти в 50 м, она почти повторяет размеры погребального памятника Усеркафа. Ныне она сильно разрушена и метров на 15 ниже, но точнее сказать трудно, поскольку, она примерно на четверть засыпана песком. Она была построена из известняковых блоков неправильной формы, размещенных в виде шести гигантских ступеней вокруг ядра; для внешней облицовки использовались плиты добываемые в каменоломнях Массара (Ma’asara) с противоположного берега Нила. Вход располагался с северной стороны на уровне внешней платформы. Сама система подземных покоев намечена сравнительно просто. Коридор, облицованный известняковыми плитами, вел в погребальную камеру. В трех частях галереи, там, где находились блокировочные устройства, отделка была выполнена из гранита. Погребальная камера прямоугольной формы также была облицована известняком; её потолок состоял из трёх слоев, сходившихся в форме перевернутой буквы «V». Камера находилась непосредственно под центром пирамиды. В погребальной камере были найдены остатки базальтового саркофага. Сооружение окружала каменная стена 7,5 м высотой и около 3 м шириной. В юго-западном углу ограды находилась пирамида-спутница, носящая, видимо, ритуальные функции. Вход в неё также был с северной стороны, а внутреннее устройство напоминало коридоры царской пирамиды.
Заупокойный храм Сахура. Реконструкция
Нижний храм Сахура. Реконструкция
Погребальный ансамбль пирамиды Сахура включал, как и любой другой, два храма, верхний и нижний, соединенные мощеной дорогой. Конструкция нижнего храма отличалась от конструкции аналогичных святилищ. Возведенный из камня, он имел два входа: один — на востоке, другой — на юге; во время паводка к ним можно было добраться по узким пандусам. С восточной стороны пандус вёл к портику из 8 колонн. Портик, расположенный с южной стороны, имел лишь 4 колонны. В западной части храма находился зал, потолок которого поддерживали две гранитные колонны с капителями в форме пальмовых листьев. Отсюда главная дорога длиной 235 м вела к верхнему храму. Стены её были украшены рельефами. Центральным элементом верхнего храма был двор, окруженный гранитными колоннами с капителями в виде пальмовых листьев. Колонны были не большими, высотой в 2,6 метра и весили, вероятно, не больше чем приблизительно 10 тонн каждая, но в чём заключается их особенная достопримечательность — то, что на протяжении их длины сужение с 91,2 см до 79,8 см происходит настолько точно, что нигде не отклоняется от нужного диаметра более чем на 8 миллиметров. Пол храма вымощен базальтовыми плитами, а стены, как и стены предшествующего ему зала, покрыты белым известняком и украшены рельефами с батальными сценами, выполненными по распространенной схеме, изображавшей, как фараон покоряет ливийцев, и враг оказывается поверженным к ногам царя, причём поверхность этих росписей достигала фантастической цифры в 10 тыс. кв. м, правда, сейчас от них сохранились лишь 150 кв. м. На оси двора, в глубине, находилась часовня, в пяти нишах которой стояли статуи фараона. Число подобных статуй в эпоху IV династии варьировалось; оно стало каноническим во времена V династии. Ещё дальше располагалось святилище, облицованное алебастровыми плитами.
Задняя часть храма была занята многочисленными кладовыми, к которым вёл коридор и лестницы. Нижние залы, вероятно, не освещались. В заупокойном храме Сахура, помимо прекрасных расписанных рельефов, обращает на себя внимание игра цветов камня различных пород: красного гранита, чёрного базальта, молочного алебастра, белого известняка. Удивительна также гениальная система стока дождевой воды: по желобам, имитирующим львиные головы, она попадала в облицованные медью бассейны. Оттуда вместе с прочими жидкостями, использовавшимися во время обрядов, она поступала в хитроумную систему подземной канализации.
Статуи Сахура
Статуя Сахура
В погребальном ансамбле пирамиды Сахура было найдено несколько фрагментов статуй и сфинксов. Они изготовлены из алебастра, сланца и песчаника; часть их находится ныне в Египетском музее в Берлине. Единственное приблизительно полностью сохранившееся изображение Сахура — это статуя неизвестного происхождения, которая находится сегодня в Музеи Метрополитен в Нью-Йорке. Она изваяна из гнейса и имеет размеры 64 × 46 × 41,5 см. Статуя владеет широкой площадью стенда и обратным диском. Слева изображён сидящий фараон, по правую руку от него стоит персонификация пятого верхнеегипетского нома. Обе фигуры связаны с обратным диском. Фараон одет в традиционную набедренную повязку, с головным платком немес; подбородок его украшает искусственная борода. Справа и слева от его ног соответственно были выгравированны его личное и хорово имена. Статуя первоначально предназначалась для Хефрена, властителя IV династии. Однако, стилистические тонкости, как например, черты лица, позволяют сделать вывод о том, что она не просто узурпировалась Сахура, а при Хефрене осталась неоконченной и была доделана позже уже при Сахура.
Культ Сахура
Сахура пользовался большим почётом и в последующие периоды египетской истории. Для поддержания его загробного культа были выделены 22 земельных надела, сборы с которых шли на обеспечение снабжения его храмов пожертвованиями. Во времена Среднего царства фараон XII династии Сенусерт I распорядился установить в храме Карнака статую Сахура, которая была, вероятно, частью группы изображений умерших царей. Во время Нового царства фараоном XVIII династии Тутмосом III имя Сахура было помещено в, так называемый Карнакский царский список. В этом списке, в отличие от других списков фараонов, перечесляются не все цари, а только те, которым, по мнению Тутмоса III, следует приносить пожертвования. Как видно из сказанного ранее культ Сахура продолжал процветать и в Среднее и в Новое царства.
В числе многочисленных памятников отреставрированных по всей стране во время XIX династии царевичем Хаэмуасом сына Рамсеса II была, как показывают надписи, и пирамида Сахура. храм пирамиды использовался во время 26-ой династии как святыня львиной богини предметный медовый напиток Имя Сахура почиталось ещё при Птолемеях, и ему воздавались божественные почести в особом храме в Мемфисе.
Древнее Царство.V династия.Усеркаф,Сахура.