ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Понедельник, 07.10.2024, 04:09
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

ЧЕТАЛ ХОЙЮК
 
АККАДИЙЦЫ В МАЛОЙ АЗИИ
Мешех, он же Мосох - согласно Книге Бытия шестой сын Иафета, внук Ноя.
Библия (Иез. 27:13) упоминает Мешеха (и его род) вместе с Фувалом (иберы) и Иованом, из чего некоторые исследователи делают вывод, что первоначальное место расселения его потомков находилось в районе Анатолии (современная Турция). Ненний и Иосиф Флавий называют их каппадокийцами.
Польша, Белоруссия, Литва
9 000 – 8 000 гг. до н.э.
↓↓↓
Иерихон Б
7 300 – 5 800 гг. до н. э.
иберы
↓↓↓
 
ЧЕТАЛ ХОЙЮК
ШУ-ЭДЕН-НА-КИ-ДУГА
"Руки-закона степи Земли Всеблагой"
7 200 г. до н.э.
ТУРЦИЯ
Аккадцы. Яфетиды.
 
Это были люди крепкого телосложения, высокого роста (мужчины - в среднем 180 см., женщины - 175 см.), стройные, длинноголовые (долихоцефалы), принадлежащие к евроафриканской расе. Их возраст составлял в - среднем тридцать пять лет.
- СВИДЕРСКАЯ КУЛЬТУРА. Польша, Белоруссия, Литва. 9 000 – 8 000 гг. до н.э.
- Иерихон Б. ТАХУНИЙСКАЯ КУЛЬТУРА. 7 300 – 5 800 гг. до н.э.
Иерихон Б связан с малоазийским Чатал Хойюком по ряду столь существенных признаков, которые говорят о генетическом родстве между тахунийскими Бейдой и Иерихоном Б, и Чатал-Хойюком. Прежде всего речь идет о сходстве всего комплекса стрел тахунийской культуры со стрелами Чатал Хойюка. О том, что хозяйственная жизнь населения Чатал Хойюка связана с охотой с помощью лука и стрел, говорят красноречиво многочисленнне фрески, украшающие святилища Чатал Хойюка. Лучники загоняют оленя, устраивают облаву на быка, охотятся на кабана и т. д. В то же время на Востоке в это эпоху не были известны лук со стрелами у автохтонного населения.
Жилище в Чатал Хойюке
В Чатал Хойюке представлены все типы стрел, характерные для тахунийской культуры: с хорошо выраженными черешками и шипами, ланцетовидными наконечниками, с подромбовидными наконечниками, с наконечниками иволистной формы; с хорошо выраженными черешком и формой, напоминающей однолезвийный перочинный нож; с такой же формой, но длинным черенком; наконечник стрелы с парал-лельными сторонами.

Около 6 500 г. до н.э. Четал Хойюк уже был был процветающим городом. По данным раскопок, в городе было до 10.000 жителей.
 
КУЛЬТ БОГИНИ МАТЕРИ
Женская фигурка. Керамика. VI-V тыс. до н.э.
Жители Иерихона Б, обосновавшись на территории древнейших земледельцев мира - праафразийцев, освоили земледелие и преуспели в этом. В сырцовых кирпичах, из которых возводились постройки Иерихона Б, найдены отпечатки зерен культивированного ячменя. Занятия земледелием привели к сложению аграрной обрядности.
Ваны-свидерцы-тахунийцы принесли с собой культ Великой богини - Девы творения с Умирающим и воскресающим богом растительности, символизирущим увядание и возрождение Природы.
Эти верования, будучи преломленными к земледельческой практике, стали обрядами Великой богини и ее возлюбленного Умирающего и воскресающего бога растительной силы (конкретно Кибелы и Атгиса, Афродиты и Адониса, Деметры и Иасиона).
Наряду с этими обрядами рождается образ новой богини - богини урожая, Матери Хлеба. В Иерихоне Б найдена глиняная монументальная скульптура на соломенном каркасе (на каркасе из снопа соломы). Обращение к аграрным обрядам народов Европы позволило нам установить функцию богини-Снопа, обмазанного глиной, как Богини урожая. Ее параллель в древнегреческой мифологии - Деметра, а в обрядах народов Европы - Мать Хлеба, Великая мать. Совершенно такая же скульптура на соломенном снопе была найдена в святилищах Чатал Хойюка. Это - свидетельство единства аграрных представлений у населения Иерихона Б и Чатал Хойюка, в то время как у натуфийцев - прародителей земледелия никакой значимой культовой скульптуры не обнаружено.
В центре дома из стены выступают три головы быка, одна под другой. Головы сделаны из глины, но рога к ним приделаны настоящие. Под бычьими головами барельеф женщины с поднятыми руками (Злато-Майя - Душа Атлантиды).
Многие народы поклонялись различным воплощения Богини - Матери, а иногда и молодому Богу, связанному с ней.
1. Богиня - Мать из Четал Хойюка.
2. Богиня - Мать из Чагар-Базара, Северная Сирия.
3. Богиня - Мать из Тепе-Сараб, Иран.
4. Богиня - Мать из Телль ас-Саввана, Ирак.

Изображения антропоморфной фигуры на стенках сосудов с разведенными ногами и воздетыми руками с растопыренными пальцами встречаются на керамике ряда культур, начиная от Винчи, моравском варианте культуры Лендьел, в росписи и гравировке на стенах гробниц КШК Тюрингии.
Глинобитные стены комнаты украшены всевозможными рисунками, нанесёнными сочными и сейчас ещё яркими красками. Там изображены огромные страшные грифы напавшие на маленьких по сравнению с птицами человечков.
Английский археолог Дж. Мелларт раскопал в Четал Хойюке "жреческий квартал", где на протяжении тысячелетия было сооружено более 40 храмов. Они представляли собой довольно большие однокомнатные помещения с алтарями и настенными изображениями календарно-зодиакальных сцен; южная стена при этом уподоблялась белому экрану, который совместно с люком в потолке над нею служил для наблюдений за кульминациями небесных светил.
КУЛЬТ ПРЕДКОВ
Многие сюжеты росписей, очевидно, связаны с загробным культом. На стенах двух больших святилищ изображены, например, огромные грифы, терзающие обезглавленные человеческие тела. Сцена из другого святилища изображает человека, вооруженного пращей и защищающегося от двух грифов. Тема грифов отражает погребальный обычай жителей Четал Хойюка.
Мебелью служили обнаруженные в домах возвышения из глины - своеобразные предшественники постелей - диванов. Женщины спали вместе с детьми на широком возвышении, а мужчины-на узком. Под этими лежанками археологи обнаружили человеческие кости: люди спали на могилах своих предков.
Такому захоронению предшествовал длинный ритуал. Тела умерших они первоначально помещали в легкие шалаши из тростниковых плетенок и циновок, предоставляя их на растерзание грифам (как на Памире). После того как от покойника оставались лишь дочиста обглоданные кости, их собирали, заворачивали в ткани, кожи или циновки и погребали под платформами домов и святилищ. Иногда оставшийся скелет затем раскрашивался минеральными красками в различные цвета: жёлтый, красный, зелёный, голубой. Только после этого зарывали под возвышения для сна. Головы покойных подвергались другой процедуре. Черепа обмазывали глиной, стремясь повторить человеческое лицо. Вместо глаз вставляли раковины или цветные камешки (Ненцы.).
С погребенными клали заупокойные дары: в женские захоронения - ожерелья, разнообразные браслеты, мотыги из диорита, обсидиановые зеркала, корзинки с румянами и косметические шпатели, в мужские — булавы с каменными навершиями, кинжалы, сделанные из крупных обсидиановых пластин, дротики и стрелы с обсидиановыми наконечниками.
Дома. Домов Четал Хойюке много. Поселение занимает два холма. Один из них восточный - площадью 12.8 гектара. Диаметр второго поселения около полукилометра. Всё это пространство сплошь занято домами. Местами они стоят друг к другу так близко, что не хватает места для дверей и жители входили в жилище лестнице через проделанный в стене под крышей люк. Только на западном холме Четал Хойюка помещается 8000 домов. Между некоторыми домами есть узкие улочки. У многих домов есть пристройки.
Для очага в доме в Четал Хойюке выгорожена специальная прямоугольная площадка.
Одним из источников дохода обитателей Четал Хойюка была торговля обсидианом. Эта горная порода, иначе называемая вулканическим стеклом, чрезвычайно ценилась в эпоху неолита. Четал Хойюк располагался неподалеку от крупного месторождения обсидиана, образовавшегося вследствие извержений вулканов Кара Дага и Хасан Дага. Вероятно, жители Четал Хойюка даже не раз становились свидетелями этих извержений - стоная роспись одного из святилищ изображает человеческие жилища и некотором расстоянии от них извержение вулкана - возможно Хасан Дага. Благодаря этому опасному соседству город имел в своем распоряжении неограниченные запасы обсидиана и, как полагают некоторые исследователи, даже обладал монополией на торговлю им.
Имеются свидетельства, что обсидиан вывозился из Восточной Анатолии в область Загроса, на границе Ирана и Ирака, уже в 30 000 г. до н. э.
 
Ножи. Вместе со скульптурами и другими остатками жизни людей есть нуклеусы, ножевидные пластины, наконечники стрел, копья, кинжалы с рукояткой. Всё это сделано из обсидиана. Нуклеусы и ножевидные пластины уже более массивны, чем те, которые были в Мезолите. Некоторые пластины имеют длину более 10 см. и ширину около 5 см. Судя по следам на лезвиях пластин, некоторые из них были ножами, но большинство пластин - лезвия серпов.
Обсидиановые кинжалы длиной 20-25 см. тщательно обработаны мельчайшей ретушью с двух сторон. Поверхность кинжалов от таких мелких, тонких сколов покрылась рябью. Такая обработка называется археологами техникой двусторонней ретуши.
В обмен на обсидиан в Четал Хойюк из Сирии доставляли кремень, из которого делались кинжалы и другие орудия. С побережья Средиземного моря привозили раковины для бус, а также камень различных пород - алебастр, мрамор, черный и коричневый известняк. Из него изготовляли великолепные сосуды, бусы и подвески, лощила, зернотерки, ступки и песты, небольшие культовые статуэтки.
В долине Кония древние обитатели Четал Хойюка добывали диорит, из которого делали шлифованные тесла и топоры.
На окружающих долину холмах добывались охра и другие минеральные краски, окаменелые раковины, лигнит, самородная медь, киноварь и свинец. Все эти материалы обрабатывались в небольших, по-видимому, семейных мастерских.
Керамика. Керамика почти не встречается. Но всюду много различных сосудов из дерева и камня. Деревянная посуда, наряду с плетеной долгое время заменявшая керамику, демонстрирует такое разнообразие форм, техническое мастерство и изысканный вкус, что подобной ей не было в то время на всем Ближнем Востоке. Здесь и плоские блюда с фигурными выступами-ручками, и кубки, и коробочки разного вида с плотно прилегающими крышками.
Керамика в Четал Хойюке впервые появилась лишь ок. 6 500 – 6 400 гг. до н.э., но первые гончарные изделия были примитивными и не шли ни в какое сравнение с деревянными, костяными и роговыми сосудами, которые употреблялись местными жителями начиная с эпохи верхнего палеолита. При этом на облике керамических сосудов сказывается влияние деревянных и плетеных изделий-прототипов.
Из полированного обсидиана делали зеркала и аккуратно закрепляли их в рукоятке при помощи известковой массы.
Синие и зеленые апатиты служили материалом для бус, причем мастера ухитрялись просверливать в бусинах такие тонкие отверстия, что в них едва проходит современная швейная иголка. Такие же отверстия просверливались и в обсидиановых подвесках. Несколько позднее появляются медные и свинцовые бусы, подвески и другие украшения, изготовленные из самородного металла.
Ткани. Прекрасные ткани(возможно даже шерстяные) были настолько высокого качества, что не заставили бы устыдиться и современного ткача.
Святилища. Одной из самых драгоценных находок Четал Хойюка стали многочисленные святилища - их насчитывается более сорока. Украшены стенными росписями и глиняными рельефами.
Святилища имели тот же план и устройство, что и жилые дома, но отличались богатством и особым характером убранства. Одно святилище обычно состояло из четырех или пяти комнат.
В этих первобытных храмах Четал Хойюка археологи нашли множество статуэток из камня или обожженной глины, изображающих людей и животных. Эти фигурки вставлялись в специальные углубления в стенах и, вероятно, играли роль, принесенных в дар божеству. Эти статуэтки позволили ученым познакомиться с богами первых земледельцев.
Культ "царского зверя" - леопарда
На стенах других домов силуэты огромных быков, фигуры женщин с рогами, отпечатки ладоней, барельефы - леопарды (Кабиры - Юпитер, Вакх - с пятнистой леопардовой шкурой были ассирийскими богами, у них были тайные имена известные лишь жрецам. Им поклонялись в городе анунаков - Хеброне), с раскрашенной пятнистой шкурой столкнулись лбами в могучей схватке, кресты. Ковры орнамента опоясывают стены рядом с загадочными сложными символическими сценами.Здесь при раскопках найдено множество статуэток из глины и камня. Как и в Палеолите, преобладают фигуры полных беременных женщин. Одна из них изображена рожающей на "троне". По бокам её стоят два леопарда. Руки женщины лежат спокойно на головах хищников.
В поселении Хаджилар (Турция) тоже найдены фигурки женщины сидящей на леопарде.
В Сирии были найдены печати вырезанные из камня в виде животных. Одна из наиболее крупных и красивых печатей выполнена в виде леопарда.
 
КУЛЬТ БЫКА
Божество, олицетворявшее мужское начало, изображалось в двух ипостасях: либо как мальчик или юноша - сын или возлюбленный Великой богини, либо как зрелый мужчина с бородой, часто сидящий верхом на быке - посвященном ему животном. Нередко мужское божество изображалось просто в виде бычьей или бараньей головы. Ряды рогатых бычьих голов нередко помещались вдоль стен на специальных скамьях или столбиках, придавая святилищу довольно устрашающий вид.
Культ быка принадлежит к числу древнейших земледельческих верований. Позднее он вошел в целый ряд древних восточных религий.
Связь культа Богини-Матери с культом быка демонстрируют вылепленные из глины рельефы, изображающие женщину, дающей жизнь голове быка или барана.

Интенсивное земледелие в совокупности с примитивной мелиорацией привело к:
а) демографическому взрыву
б) засолонцеванию орошаемых полей.
На данную катастрофу наложилась и геокосмическая, обусловленная перепадами солнечной активности и вулканическими извержениями в Средиземноморье... Ввиду таких обстоятельств жрецы - правители Шу-эден-на-Ки-Дуга ("Руки-закона степи Земли Всеблагой") ок. 6 200 г. до н.э. совершают разведочную экспедицию вокруг Черного моря с целью выявления районов для расселения. Эта экспедиция посетила Каменную Могилу (Шу-нуна. КУКРЕКСКАЯ КУЛЬТУРА. 9 000 - 6 000 гг. до н.э.). Странствующие жрецы малоазийского Шу-эден-на-Ки-Дуга скопировали невиданные доселе письмена (в приднепровском Шунуне, изобретенные) и, возвратившись на родину, запечатлели их на рельефе Праматери Сущего (из храма N823/Vm,по Мелларту). Ее нынешняя радиокарбонная дата – 6 200 г. до н.э. может считаться, с известной долей условности, началом всемирной цивилизации-государственности.
 
МАТРИАРХАТ
Считаетя, что матриархат сложился у народа, живших на Ближнем Востоке, — в связи с переходом от охоты к скотоводству и земледелию. М.А. Чмыхов в своей работе «Давня культура» отмечает, что примерно с 5 800 г. до н.э. в соответствующих культурах исчезают изображения охотничьих сцен и образ Бога-мужчины. Жизнь становится сытой и стабильной. Быт становится более благоустроенным, появляется расписная посуда, множество статуэток. Эрос приходит на смену Аресу, Кибелла - на смену Артемиде
Женские захоронения, как правило, были богаче, что навело некоторых исследователей на мысль о царившем в Четал Хойюке матриархате. Находки женских погребениях дали археологам еще один интереснейший материала. Косметические шпатели, обсидиановые зеркала, корзиночки с румянами, изящные средиземноморские раковины, в которых сохранилась смесь охры с какими-то жировыми веществами, черная окись марганца и серо-черный гематит краски для ресниц и бровей, уложенные в пенальчики из шкур,- все эти находки несомненно свидетельствуют о том, что обитательницы этого «агро-города» тщательно следили за своей внешностью и пользовались косметикой. А такое возможно лишь при весьма высоком уровне благосостояния, когда людям не надо было постоянно жить в страхе перед завтрашним днем.
Около 5 600 г. до н.э. восточный холм Четал Хойюка был покинут из-за пожаров.
Жители перешли реку и построили новые дома на другом берегу. Развалины их второго поселения образовали холм высотой 7.5 м. и диаметром 400 м. Там много керамики, появляются и металлические орудия.
Так же, как и на восточном холме, в домах здесь всюду много зёрен ячменя, пшеницы, полевого гороха, яблоки и миндель (миндель сейчас в этих районах не культивируется). Очень много костей домашних животных - крупный рогатый скот, овцы, козы. Найдены остатки шкур овец и войлок из их шерсти. Многоцветные росписи на стенах с геометрическими узорами, вероятно, скопированы с древних ковров.
На Конийской равнине в то время существовало более 20 небольших оседлых поселений, и Четал Хойюк играл роль столицы для целой группы раннеземледельческих племен.
 
↓↓↓
4.500 – 3.700 гг. до н.э.
↓↓↓

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (20.09.2011)
Просмотров: 3194 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz