НАТУФИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
12 500 - 8 200 лет до н.э.
Палестина, Сирия, Южная Турция
Прасемиты
Обладатели натуфа (12 300 - 9 700/ 10 450 – 8 200 лет до н.э.) были носителями афразийского языка (прасемитохамитского).
Антропологически натуфийцы напоминают часть населения мезолитической Евразии (в основном земель России, а также Азильская культура Испании, Франции, Германии), но устойчиво трактуются как прасемиты.
Архаическим был и внешний облик натуфийцев, поразительно напоминавший ориньякских людей Южной Европы, какими они выглядели, судя по находкам в ментонских пещерах. По данным погребений в гроте Эль-Вад, натуфийцы носили головные уборы, щедро унизанные украшениями из трубчатых раковин-денталий, в виде веера или диадемы. На шее у них были замысловатые ожерелья из взаимно чередующихся раковин и попарно расположенных клыков оленя. Полоски из раковин украшали и одежду натуфийцев.
Из куска кальцита натуфийский «скульптор» вырезал, например, голову человека с низким лбом, резко очерченным ртом и большими миндалевидными глазами.
Австралоидно-негроидные племена, известные как археологическая культура Кебара (КУЛЬТУРА ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ КЕБАРЫ. Бержи, Ливан. 13 000 - 10 300 лет до н.э.) частично изменили расовый облик натуфийцев. Не известно, что именно происходило: насильственное вторжение и ассимиляция или постепенные смешения. Но в результате натуфийцы, как показывают исследования их останков, стали ниже ростом, приобрели угловатость и несоразмерность членов, характерную для неандерталоидов. Другой причиной частичной утраты первоначального облика считается следующее: натуфийцы, по-видимому, были той частью суперэтноса, которая оставалась на месте — то есть, частью менее активной, возможно, ослабленной, менее приспособленной для каких-то волевых, достаточно тяжелых свершений и передвижений. Подобная часть в любом сообществе или суперэтносе наиболее подвержена деградации и вырождению.
Натуфийская культура начинает складываться на основе верхнепалеолитической культуры Кебара (австралоиды).
Натуфийцы характеризовались средним ростом и являются древними представителями индосредиземноморской расы, начавшей своё формирование путём смешения европеоидов и негроидов-автралоидов с 10-го тыс. до н.э.
Натуфийцы, подобно представителям кебаранской культуры, жили в пещерах, затем и в сравнительно крупных поселениях (с ними связывают ранний Иерихон) под открытым небом, в полуземлянках со стенами, облицованными смесью глины с песком или мелкими камнями.
Натуфийцы, судя по всему, никуда далеко не уходили от Кармеля из долины реки Иордана (Ярдона). Натуфийцы зимовали в пещерах горы Кармель в Палестине (современный Израиль, в окрестностях г. Хайфы).
Натуфийцы жили в постоянных городищах на открытых каменных террасах у больших кармельских пещер, где можно было укрыться в экстремальных случаях и которые выполняли роль святилищ. Значительная часть натуфийцев проживала в Иудейских горах, но это были уже выселки из Кармеля. Известны их поселения Эль Вад, Нахаль Орен, Эйнан и др.
Поселение Эйнан у озера Хуле. Население памятника приближалось к 300 человекам. Более 50 овальных жилищ, заглубленных в землю, а стены облицованы смесью глины с песком и мелкими камнями, пол частично выстлан плитами. На поверхности земли была столбовая конструкция, которая поддерживала кровлю (видимо, из камыша). На полах были открытые очаги.
ДОКЕРАМИЧЕСКИЙ НЕОЛИТ А
ИЕРИХОН А
8 500 – 7 300 лет до н.э.
Натуфийцы (прасемиты) со временем покидают Эйнан и другие стоянки Кармеля и Иудейских гор. В дальнейшем они появляются в раннем Иерихоне (Ярихо).
Культура Иерихона А считается продолжением натуфийской традиции, но одновременно с этим появляются и новые орудия (например, костяные).
Почти четырёхметровый (протонеолитический) слой со следами лёгких хижин явственно демонстрировал производственные традиции натуфийской археологической культуры (и, прежде всего, в кремневом инвентаре).
В основании холма, у источника, открыто натуфийское святилище (X тыс. до н.э.) - прямоугольное сооружение 6,5 х 3,5 м, ограждённое стенами из камней и столбов.
В начале длительное время (не менее трех шаров) не имело оборонительных сооружений.
Город Иерихон ("Yeriho") - "Город Луны".
Правителем Иерихона был бог Син (Луна). Дети Сина (Луна) близнецы Инанна и Уту (Шамаш).
"Город Итла (Иерихон) окружён мощной стеной, правителем которого был бог Уллу - Я, а богом - Син (бог Луны)".
"Верховным божеством хананеев был Эл (Библ. Элохим). Его называли отцом богов и отцом людей (Ab Adam), а среди эпитетов значилось "Милостивый" и "Добрый". Эл носил на голове конической формы "рогатый" головной убор, скрывающий под собой продолговатую голову". Эл принадлежал расе анунаков / "Nefilim" - "Те, которые упали вниз".
Ханаанский Эл (верховный бог) называет себя именем Иерех ("Yerah" - "Луна"), а свою божественную супругу - Nikhal (семитское прочтение имени супруги шумерского бога Луны NIN-GAL). Иудеи для устранения монотеистической "нестыковки" стали называли своего единого Бога не Эл или Элох (Eli-yahu - "Яхве Господь мой"), а Элохим - "Создатели", "Боги".
Старшими детьми Эла были три сына: Yam ("Океан"), Ba'al ("Господин", Баал / Бел считался сыном Энки и Думкин, "умнейшим из умных и мудрых из богов", его часто называли "Ездящим на облаках", "Всемогущим", "Владыкой Земли" и богом грома. В ханаанских эпосах упоминается,что он опускается на землю, а затем "поднимался в небеса.) и Mot ("Разрушитель") и одна дочь - Anat ("Отозвавшаяся").
ПОСТРОЙКИ
В следующем слое, картина резко и неожиданно изменилась: следы хижин были перекрыты огромным пластом (свыше десяти метров) с остатками достаточно совершенных каменных и глиняных сооружений, с чётко выраженными отпечатками формирования земледельческого хозяйства.
Поселение достигало 4 га и состояло из круглых построек на каменных фундаментах, стены из цеглы-сырца (цегла изготовлялась без формы и имела внутри ровную, а внешне выпуклую поверхность). Двери вставлялись в деревянные косяки. Тщательно оштукатуренные стены, окрашивались в красный, розовый цвета, а иногда и покрытые фресками (стены сложены из камня или необожжённого кирпича ручной лепки, плосковыпуклые, булкоподобные месопотамского, видимо, протодравидийского, типа). Пол находился ниже уровня земли. Пол стены обмазывались глиной. Пол вокруг аккуратных очагов и бассейнов белился известью и зачастую украшался узором (параллель с украшением полов в домах древней Месопотамии). Внутреннее помещение состояло из одной комнаты 4-5 м диаметре. Крыши были выполнены в виде плоских или купольных перекрытий из камыша, покрытого слоем глины (такой же материал применялся для изготовления крыши в домах шумерской бедноты). В некоторые дома вели особые деревянные лестницы.
Специальные зерновые ямы для хранения зерна (одна из которых была частично заполнена) были найдены в натуфийском святилище Иерихона.
Символика, применяемая в домах первого этапа "докерамического неолита": красный и розовый (земля, преисподняя), белый (небо, богиня-мать) цвет; и особенно огонь (земля и преисподняя - бог-отец), заключаемый в белый круг (или прямоугольник),- указывает на то, что небо и земля в эту эпоху воспринимались, как единое, неразделённое божество.
Был выкопан ров глубиной 2 м и шириной 8,5 м. Иерихон был обнесён стеной, сложенной из крупных блоков дикого камня, толщиной 1.6 м, возведённой посреди рва шириной около 10 м и глубиной более 2 м. Стена, как показывают сревнительные исследования аналогичной сооружения следующего периода в Бейде, не была оборонительной в прямом смысле. Она защищала город от сезонных наводнений. С внутренней стороны к стене была пристроена каменная башня диаметром 7 м, высотой до 8 м. Башня скорее всего имела культовое назначение, поскольку сверху на ней располагалось какое-то сооружение, от которого сохранилось только основание. Крутая лестница из 22 ступеней вела к её вершине.
Численность населения Иерихона А достигала 2 тыс. с помощью мощных укреплений жители защищались от нападений.
Монументальный характер имели и каменные зернохранилища, высотой свыше 3 м.
Важнейшую роль играла торговля, Иерихон контролировал добычу соли смолы серы (ресурсы Мертвого моря) с другой стороны чрез него проходили транзитные торговые пути (в Иерихоне найден обсидиан, диорит, нефрит из Анатолии, бирюза из Сирии, черепашки каури с Черного моря).
ОРУДИЯ ТРУДА
Так же, как у натуфийцев, серпы и жатвенные ножи, зернотерки.
Известна шлифовка камня, вытачивание, сверление. Прогрессивные технологии до того, как они стали массовыми, сначала реализуются в трех сферах: знаки социального престижа, украшения и боевое оружие.
В древнейшем слое найдены кремниевые орудия, орудия из других камней, так называемые "чашечные" камни.
Специализированного боевого оружия не было найдено. Лук и стрелы были известны и ранее. У стрел появился черешок. Праща и дротик.
Есть посуда из камня. Каменную посуду человек изготовлял за тысячелетия до появления предметов из обожженной глины. Она выточена из камня. В основном это знаки социального престижа, возможно — сакральные предметы. Видимо, были еще и кожаные, и деревянные сосуды, в которых можно греть воду, бросая в нее раскаленные камни.
ПОГРЕБЕНИЯ
Расположены внутри поселка. Часть из них располагалась под полом домов или на открытом пространстве. Трупоположение – скорченное.
ВЕРОВАНИЯ
Произведения сакрального искусства – это первые изделия из глины. Глина для этого могла быть просто высушенной, но могла быть уже и обожженной.
Женские статуэтки. Большинство исследователей считали их изображением богини-матери, женского божества плодородия. Важную роль здесь играли культы плодородия, которые обычно ассоциировались с женским плодородием.
Замечено, что мужские символы начинают используются тогда, когда формируется государство, которое основано на мощи и силе его правителя.
Представители натуфийской культуры этой эпохи ваяли из камня полные экспрессии головы и фигурки людей и животных (головками ланей часто украшали каменные рукоятки костяных серпов), искусно резали из кости фигурные бусы и рыболовные крючки.
По неизвестной причине натуфийцы ок. 7 300 г. до н.э. оставили Иерихон и ушли в неизвестном направлении. На этом следы натуфийцев исчезают. Возможно, какая-то часть натуфийцев уходит в погранично-периферийные области, занятые неандерталоидами, чтобы дать толчок к развитию и появлению со временем ранних семито-хамитских предэтносов.
Натуфийская керамика - это тёмные, полированные, монохромные гончарные изделия, которые известны также и как изделия из Суданской Сахары (
Суданская культура. 9 000 - 5 000 лет до н.э. Нигер, Чад, Судан.). Гончарные изделия такого типа обнаружены вблизи египетско-суданской границы в ситуации, позволяющей предполагать наличие одомашненного крупного рогатого скота. Они были найдены в Тассилин-Аджер, а также вблизи от Тассилин-Аджер.
Раскопки Тип-Торха открыли в Ливийской Сахаре гончарные изделия типа Суданской Сахары, которые датированы 7 100 г. до н.э. (метод С-14). Хотя и «происхождение этой африканской керамики неизвестно», как писала в 1987 году Мери Сеттегаст, но весьма вероятно, что натуфийцы не обошли своим вниманием и долину Нила в Египте.
Город Иерихон долго оставался безлюдным, пока местные крестьяне не преодолели страх перед прежними обитателями и не заняли опустевшие дома.