ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Понедельник, 07.10.2024, 04:12
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Последние правители династии Сасанидов
 
 
ДИНАСТИЯ САСАНИДОВ
 
Ормизд IV, сын Хосрова I, великий шаханшах Эрана и Анэрана 579—590 гг.
 
Бахрам Чубин — сипах-сала (командующий армией) (полководец) Ирана при династии Сасанидов, с 590 по 591 гг. шах-ин-шах Ирана, под именем Бахрама VI.
Монета Хосрова II Парвиза
Согласно источникам Бахрам Чубин был сыном Бахрама Гушнаспа, сына Кузека, являвшегося марзбаном (наместником) провинции Азербайджан при шахиншахе Хосрове I Ануширване. Он имел прозвище Михрбандак (в армянских источниках — Михревандак), поскольку происходил из рода Михран — одного из 7 ведущих парфянских родов, восходивших к Аршакидам и сохранивших свое влияние и при Сасанидах. Владения этого рода располагались в Рее. По другим данным, он был потомком сасанидского шаха Бахрама IV Керманшаха (388—399 гг.). Прозвище „Чубин" означало „Ворон", получил из-за изображения ворона на родовом щите. Существует также весьма противоречивая и неподтвержденная источниками версия о значении слова Чубин, как „Копьеподобный", которую получил за свой рост, могучее телосложение и гордую осанку.
Несмотря на то, что мировая историография практически единогласно читает Бахрама Чубина парфянином, происходившим из рода Михран, узбекский историк Ш. С. Камолиддин предполагает о существовании документов, указывающих на тюркские корни у Бахрама Чубина, о которых упоминал иранский историк Инойат Аллах Ризо, который хотя отвергает эту мысль о тюркском происхождении как «неправильную и в корне неверную».
Он начал карьеру при Хосрове Ануширване службой в полках саваран (тяжелая кавалерия) и тогда прославился своими подвигами. При Ормизде IV стал главнокомандующим иранской армии. В 570-х гг. был назначен марзбаном Севера (Великая Мидия и Азербайджан) и в этом качестве без определенного успеха воевал с византийцами в Месопотамии. При Ормизде IV стал главнокомандующим иранской армии. Осенью 589 г. одержал при Герате решительную победу над вторгшимися в Иран тюрками, которые, вступив в союз с византийцами, угрожали самому существованию Ирана. При этом Бахрам Чубин собственноручно убил командующего армией тюрков, известного в иранских источниках под именем Совэ (по предположению Л. Н. Гумилева его подлинное имя было Янг-Соух и был он не ханом, а наместником одной из провинций каганата). После этого победоносно вторгся во владения тюрков в Средней Азии. Был объявлен героем и спасителем страны. Пользовался высочайшим авторитетом в стране, что скорее и стало причиной его опалы. В результате дворцовых заговоров, и борьбы Ормизда IV-го со знатью (по другой версии, несогласованности при дележе трофеев, был отстранен от командования армией). Ормизд не только сместил его с поста главнокомандующего, но и послал в насмешку прялку и женское платье, подобающее для него более, чем одежда воина. Будучи отсраненным поднял мятеж против центральной власти, его поддержала армия, недовольная правлением Ормизда IV. Ормизд IV в результате заговора знати, в качестве услужения Бахраму Чубину был убит, Бахрам короновался короной Сасанидов под именем Бахрама VI объявил о реставрации законной династии Аршакидов, и объявил Сасанидов тиранами и узурпаторами власти в Иране. Бахрам Чубин процарствовав один год, был побежден объединенной византийско-иранской армией, посланной на помощь Хосрову II Парвизу, византийским императором Маврикием.
После поражения в сражении при Ганзаке в Антропатене, Бахар Чубин бежал к тюркам, к своим бывшим врагам, был принят при дворе тюркского кагана, и женился на дочери кагана. Обеспокоенный таким оборотом дел, Хосров сумел через своего посла склонить подарками жену Нили-хана на заговор против претендента, и наёмный убийца заколол Бахрама VI отравленным кинжалом.

От Бахрама Чубина принято вести родословную династии Саманидов.
 
Хосров II Парвиз (Абхарвез, Апарвез, «Победоносный») (591—628 гг.) — последний великий Сасанид. Внук Хосрова I Ануширвана и сын Ормизда IV.
 
Ормизд был непопулярен у знати предпочтением, которое он оказывал простому народу; особенно шатким его положение сделалось, когда он, вместо награды лучшему полководцу Ирана Бахраму Чубине, спасшему государство от нашествия тюрок, выказал ему свое неудовольствие тем, что тот после победы присвоил себе большую часть добычи. Бахрам поднял восстание, посланный против него Задеспра, специально ради этого выпущенный из тюрьмы, перешел на его сторону. В столице Ктесифоне дядья царевича Хосрова по матери Биндой и Бистам низлагают Хормизда (который будет позже умерщвлен в темнице) и возводят на трон племянника. Воцарившись, Хосров пишет Бахраму, обещая ему второе место в государстве и полную личную безопасность. На это Бахрам отвечает дерзким посланием с отказом повиноваться «безродному» Хосрову и в свою очередь обещает ему место правителя одной из провинций, если тот покорится ему, Бахраму. В первом же сражении между ними на Большом Забе войско Хосрова было разбито, и он сам бежал под покровительство императора Маврикия, моля его о помощи, признавая себя «сыном Августа» и обещая последнему города Мартирополь, Дару, и Армению. Армянский историк Себеос говорит о еще больших уступках Хосрова в Месопотамии, Армении и Грузии. Бистама же Хосров послал в Армению и Атурпатакан (совр. - Иранский Азербайджан), дабы добиться там утверждения своей власти. Бахрам, занявший Ктесифон, также отправил в Константинополь своих послов. В византийском сенате было принято решение в пользу Парвиза и в помощь ему было послано войско под началом магистра Коментиола, на соединение с которым из Армении выдвинулся магистр Иоанн Мистакон; впоследствии Маврикий сменил главнокомандующего, назначив на эту должность Нарсеса. Также к Хосрову прибыл Антиохийский патриарх Григорий и Милитенский епископ Домитиан. Между тем в Ктесифоне Биндой, брошенный Бахрамом в тюрьму вместе с несколькими аристократами, сумев выйти на свободу, предпринимает неудачную попытку свергнуть узурпатора, после чего бежит к Бистаму в Атурпатакан. Объединенное византийско-персидское войско впервые сошлось с Бахрамом у Б. Заба; ни одной из сторон не удалось здесь добиться решающего перевеса, но Бахрам отступил в Атурпатакан, к Ганзаку. За ним двинулись Хосров и Нарсес, и на р. Бларате состоялось решающее сражение. Бахрам был разбит и с 10,000 оставшегося войска бежал в Хорасан, а оттуда к тюркам, где был убит по приказанию хатуни и наущению Хосрова.
 
Правление
Пышно отпраздновав победу и щедро наградив ромеев, Хосров отпустил их домой. Между Византией и Ираном был заключен мир, по условиям которого Хосров уступал Маврикию все обещанные города, и взял в жены его дочь Марию. Бистама Хосров поставил правителем Хорасана, Рея и Табаристана, Биндой же остался при дворе, где играл первую роль. Но вскоре шаханшах, подозревая Биндоя в измене, велит его казнить; тот пытается бежать к брату, но схвачен марзбаном Атурпатакана и отослан к Хосрову, который предает его мучительной казни. Бистам же поднимает восстание и даже выпускает монеты со своим именем, но его убивает один из его высокопоставленных тюрок и посылает его голову шаханшаху. В 602 переворот в Византии лишает престола и жизни императора Маврикия. Поставленный мятежниками василевс Фока по обычаю уведомляет о своем воцарении Хосрова, но шаханшах не принял его посланий и подарков, но и, посоветовавшись с народом и знатью, объявил войну мести за Маврикия. К тому же его побуждал и бывший сподвижник против Бахрама Нарсес, позднее казненный Фокой. Главнокомандующего Хосров не назначил, но спросил у своих азадов, кто из них готов занять это место, и когда вызвался Феррухан Росмиозан, шах дал ему новое звание: Шахрабараз - «вепрь государства».
 
Завоевания
Первую победу персидское войско одержало у Арзамона. В войске Хосрова находился некто, выдаваемый за Феодосия, сына Маврикия. Короновав его, шаханшах дал ему войско, которое было разбито у Дары. Подавая ему помощь, Хосров едва не попал в плен ромеями, но был спасен и сражение закончилось победой персов. В 604 г., в 14-й год царствования Хосрова Дара была взята после осады, во время которой покончил с собою епископ города, испугавшись угрозы шаха умертвить его «сорока смертями». В следующем, 607 г. персы овладели всей Месопотамией. В 610 г. они взяли Маббуг, Киннешрин и Берою (Алеппо) в Сирии. Здесь Хосров разделил свои войска, послав в Сирию и Палестину Шахрабараза, а в Армению, Каппадокию, — хардарига Шахина, которому удалось пройти Галатию и Пафлагонию до Халкедона.

В тот же год в Константинополе происходит новый переворот. Фока свергнут и казнен, а новый император Ираклий тотчасже по воцарении отправляет к Хосрову послов. Хосров, однако, не складывает оружия. С мая по октябрь 611 г. персы захватили Антиохию, Апамею и Эдессу в Сирии. В следующем году персидский полководец Бахрам овладел Кесарией Каппадокийской, где перебил множество народа и взял большой полон. Дважды персы доходили до Халкедона, а в Сирии Шахрабараз взял Дамаск. Вторичное посольство Ираклия о мире было отвергнуто. 15 апреля 2-го индикта на 4-м году царствования Ираклия, то есть в 614 г. от Р. Х. Шахрабараз подошел к Иерусалиму и взял его после 20тидневной осады. По разным источникам, в городе было убито от 62 до 90 тыс. человек, оставшихся в живых персы вывели как рабов в Иран. В их руки попал и Подлинный Крест Христа, который Шахрабараз отослал Хосрову, а тот положил в шахскую сокровищницу. Сам же город был предан огню.

В 615 г. персы взяли Александрию и весь Египет; Табари и Константинопольский патриарх Никифор приписывают это Шахину, Михаил Сириец — Шахрабаразу. После Египта персы овладели Халкедоном. В 616 г. союзник Хосрова аварский каган осадил впервые Константинополь.
В 621 Ираклий сам возглавляет ромейское войско, и война приобретает иной характер. Весь следующий год император занят подготовкою воинов, а в апреле 623 г. вместо движения на Ктесифон, ожидаемого Хосровом, он начинает поход через Армению в Атурпатакан до Ганзака, где чуть было не взял в плен самого Хосрова. Отсюда он отступил в Албанию и взял ее столицу Партав. Весною 624 г. персы заняли теснины, ведущие из Албании в Иран, но Ираклий обошел их более длинным путем через долины. Хосров послал против него Шахина и Шахрабараза, но василевс разбил их в нескольких сражениях в Армении, и весною 625 г. через Тавр вторгся в Сирию к верховьям Тигра. Шахрабараз шел за ним по пятам, но ромеи ввели их в заблуждение обманным маневром и разбили, после чего отступили на зимние квартиры в Понт.

В начале 626 г. Шахрабараз подошел к Константинополю и занял азиатский берег Босфора. Авары и подвластные им славяне, нарушив перемирие, обложили Константинополь с европейского берега, в то время как Шахин атаковал Ираклия. Однако пять дней штурма не сломили осажденных, и каган отошел от города, предав огню осадные орудия. В 627 г. Ираклий, поручив боевые действия против Шахина своему брату Феодору, перешел в Лазику (западная Грузия). У Тбилиси он встретился с хазарским каганом и заключил с ним союз. Объединенное войско не смогло взять город и двинулось вглубь Ирана, преследуемое Рахзадом. Хазары, не выдержав дороги, возвратились домой, Ираклий же подошел к Ниневии и стал ждать Рахзада. Сражение началось единоборством предводителей армий, Ираклий был дважды ранен, но одолел Рахзада и отрубил ему голову и потом продолжал бой в самой его гуще. Победа осталась за ромеями, и в январе 628 г. они подошли к Ктесифону. Ими был взят и разграблен Дастагерд — резиденция Хосрова; сама же столица оказалась неприступною, так как мосты к ней были разрушены. Хосров же бежал из своего дворца за девять дней до прибытия Ираклия. Между тем в руки Ираклия попало тайное письмо шаханшаха, в котором тот, недовольный Шахрабаразом, приказывал его убить. Император отослал это письмо самому Шахрабаразу, и тот составил заговор против шаха. По пути от Ктесифона к Ганзаку Ираклий узнал, что Хосров свергнут с престола и убит, а на его престол взошел его сын Кавад, по прозвищу Шируйе («Львёнок», иранские историографы чаще всего называют его именно этим прозвищем), который незамедлительно заключил мир с Ираклием, возвратив ему все захваченные земли и Истинный Крест.
 
Религия и Хосров II Парвиз
Своеобразие личности Хосрова II проявлялось также в религиозной сфере. Среди язатов — духов-покровителей Божьего творения в зороастризме, — Хосров оказывает особое предпочтение Ардви-Суре Анахите, владычице вод, приготовляющей женское лоно к деторождению. (См. его инвеститурные рельефы в Так-и-Бустане и Бехистуне). Им построен огромный храм Анахиты в Кангаваре, недалеко от Керманшаха, непохожий на обычные зороастрийские храмы. Собственно родоначальник династии Сасанидов Папак, отец Арташира I (224—240 гг.), был жрецом храма Анахиты в Парсе, но потом последним до Хосрова шаханшахом из этой династии, оказывавшим ей подобное почтение, был Нарсе (293—302 гг.). В это время иранское изобразительное искусство испытывает сильное влияние Византии, и зороастрийские образы уподобляются христианским, что особенно хорошо видно на вышеупомянутых рельефах. Две жены Хосрова были христианками: дочь Маврикия Мария и сирийка Ширин, прославленная в позднейшей поэтической традиции. Шаханшах назначал католикоса Селевкии-Ктесифона; согласно армянскому историку Себеосу, после взятия Иерусалима Хосров даже был судьей в официально устроенном диспуте между тремя основными ветвями христианства в его империи: несторианами, монофиситами и православными («халкедонитами»); победу и свою поддержку он отдал монофиситам и повелел всем христианам Ирана придерживаться Никейского символа веры, изложенной в рукописи из шахской сокровищницы, запечатанной перстнями шаханшахов Кавата и его сына Хосрова I Ануширвана. В отношениях между зороастрийцами и христианами Хосров предписал каждому придерживаться законов отцовской веры, отрекаться от которых запрещалось как тем, так и другим. В его же царствование зарождается ислам. Магомет обращается с проповедью в посланиях к Ираклию и к Хосрову. Шаханшах велел повесить принесших ему это послание. Впрочем, именно он уничтожил буферное арабское царство Лахмидов, чем способствовал позднейшему завоеванию Ирана «воинами пророка». Другим обстоятельством, облегчившим это завоевание, была смута, воцарившаяся в Иране после свержения Хосрова. Кавад Шируйе пробыл на троне только шесть месяцев; после него в течение четырех лет на трон на краткий срок восходило несколько Сасанидов, в том числе и две принцессы, а также, на полгода, — Шахрабараз.
 
Хосров II Парвиз в литературе
Хосров II Парвиз, вместе с Арташиром I Папаканом, Хосровом I Ануширваном и Бахрамом V Гуром, привлекал к себе исключительное внимание как пехлевийских, так и новоперсидских авторов (Фирдоуси, Низами и проч.), а также арабской и тюркской литературной традиции, находившихся на периферии культурной традиции Ирана («Тысяча и одна ночь», Навои). В этой «парвизиане» Хосров неотделим от окружающей его роскоши, изысканности и могущества, а также от прекрасной Ширин, и является, таким образом, олицетворением этой доисламской культуры Ирана перед ее падением.
 
Интересные факты
Корона его была похожа на огромную чашу весов. Как утверждают, она была отделана яхонтом, жемчугом, хризолитом в золоте и серебре и висела над головой на золотой цепи над троном. Его шея не могла выдержать тяжесть короны. Его сначала закрывали покрывалом, потом он садился на свой трон и просовывал голову в корону. Когда он усаживался на своем троне, с него снимали покрывало.
 
В 628 г. Ираклий вывел свою армию в Месопотамию, взял резиденцию Хосрова, замок Дасткарт, и подступил к Ктесифону. Видя, что все потеряно, старый шах решил отречься от престола и передать власть своему сыну от любимой жены Ширен, Марданшаху. Однако старший сын Хосрова Кавад (матерью его была византийская царевна Мария) не дал осуществиться этому замыслу. Он выступил против отца и сверг его с престола. Через несколько дней Хосров II был убит в тюрьме. Одновременно предали смерти всех 17 братьев Кавада.
 
Кавад II — шахиншах Ирана и ан-Ирана, из династии Сасанидов, правил несколько месяцев в 628 году. Сын Хосрова II, от его жены Марии, византийской принцессы.
Положение Ирана в этот момент было очень тяжелым. Страна была совершенно истощена многолетней войной. Многие плотины на Тигре разрушились, так что вся Южная Месопотамия оказалась залита водой. Во многих провинциях свирепствовала эпидемия. Сил для продолжения борьбы не было. Кавад II поспешил заключить мир с Ираклием, уступив ему все захваченные при его отце земли.
После этого он правил совсем недолго и умер, по свидетельству некоторых источников, отравленный царицей Ширен. Его смерть стала сигналом к распаду страны — многие области отделились от Сасанидов и стали фактически независимыми.
Его смерть стала катализатором бунтов и восстаний в Иране, что привело к ослаблению Сасанидской державы и, спустя 23 года, к окончательному падению.
То тут, то там появлялись новые претенденты на престол, который стал игрушкой в руках различных группировок знати. Сначала шахиншахом объявили малолетнего сына Кавада II, Арташира III.
 
Арташир III — шахиншах Ирана и ан-Ирана с 628 по 629 год, из династии Сасанидов, сын Кавада II.
Возведён на престол в малолетстве иранской знатью. Но по причине малолетства, и тем самым фактической недееспособности, свергнут Шахрваразом, бывшим эранспахбедом Хосрова II-го.
 
Фаррухан Шахрвараз‎, полководец Хосров II, не Сасанид — 629 г.
 
Затем страной правили поочередно две дочери Хосрова — Баран и Азармдухт.
 
Борандохт, Пурандохт — правительница (царица цариц) Эраншахра (древнее название Ирана) и Анерана из династии Сасанидов, правила один год, с 629 по 630 год. Дочь шаханшаха Хосрова II.
Борандохт
Вместе с Азармдухт была одной из двух женщин-правительниц Ирана за всю историю страны.
 
Азармедохт, дочь Хосрова II, великая царица цариц Эрана и Анэрана 630—631 гг.
 
Фаррухзад Хосров, великий шаханшах Эрана и Анэрана 631—632 гг.
 
Йездигерд III — последний шаханшах Персии из династии Сасанидов, внук Хосрова II.
В 632 г. группа знати, во главе которой стоял полководец Рустам, провозгласила шахиншахом внука Хосрова II, Йездегерда III (до этого он жил в древнем сасанидском центре Стахре).
Ослабленная смутами Персия вновь объединилась. Однако новому шаху не долго удалось процарствовать в мире. В 636 году персы оказались перед лицом новой грозной опасности — нашествием арабов, незадолго до этого завоевавших византийские провинции Сирию и Палестину.
В конце 636 (по другим источникам — в 637 г.) произошла битва при Кадисии. Персидское войско возглавлял Рустам, арабское — Саад ибн Абу Ваккас. Первые три дня упорное сражение шло без заметного результата. На четвертый день Рустам был убит. В то же время Ваккас получил подкрепления из Сирии. Два этих обстоятельства решили исход битвы — персидская армия была опрокинута и разбежалась. Получив известие о катастрофе при Кадисии, Йездигерд III оставил столицу Ктесифон и остановился в Хульване.
Воспользовавшись ослаблением шаха, многие окраинные владетели отложились от него.
Арабское нашествие между тем продолжалось. В 639 году арабы овладели Хузистаном, а в 642 году около Нехавенда (Нихаванда, древняя Экбатана) произошла вторая большая битва, закончившаяся поражением шаха. После этого у Йездигерда фактически не осталось своего войска. С огромным штатом придворных, прислуги, музыкантов, танцовщиц и наложниц он переезжал от одного местного правителя к другому, с каждым годом удаляясь все дальше и дальше на восток.
Владетельные князья один за другим признавали власть арабов.
В 642 году халифу покорился правитель Атропатены, в 643 году арабы заняли Хамадан, в 644 году — Исфахан и Рей. Тогда же началось завоевание собственно Парса (Персии).
В 651 году Йездигерд бежал в Мерв, где и был предательски убит, по разным версиям, либо владельцем водяной мельницы, либо всадником, который его преследовал.
Существует версия, согласно которой Йездигерд III был основателем грузино-армянской аристократической династии Мхаргрдзели.
 
Религия Ахура Мазды просуществовала до завоевания Ирана арабами в VII в. н.э. К моменту мусульманского завоевания Иранская культура исчерпала своё движение. Потом она перешла в ПАРСИЗМ (огнепоклонники). В последующие века единственной точкой опоры её на Земле оказалась община парсов в Индии.
 
Иранские зороастрийцы
В течение столетий после исламского вторжения в 652 г. н.э. зороастрийцы в Иране исповедовали свою веру в тихой изоляции. Вследствие благоприятных возможностей, открывшихся для них в XX столетии, зороастрийцы перешли от занятий сельским хозяйством к занятию бизнесом, ремеслом и промышленностью. Зороастийские предприниматели были первыми во введении английского языка и спорта в школах, первыми в современной ирригации и агрикультуре, основании сталелитейных и иных заводов, продвижении линейки автомобильной промышленности; они начали большое количество строительных проектов и финансировали содержание госпиталей и школ. За короткий период в 50 лет зороастрийцы преуспели во всех сферах жизни — правительстве, бизнесе, промышленности, искусствах и науках.
 
Индийские зороастрийцы — парсы
Парсы, несмотря на то, что они жили в Индии в течение более 12 столетий, определенно сохранили свою религию — возможно, поэтому многие из них не приемлют прозелитизм. С годами они впитали три различные культуры — древнеперсидскую, индийскую и западную (или английское наследие). Представляя самое малое из национальных меньшинств в Индии (менее чем 0,01% населения), парсы оказали влияние на страну несоразмерно своей численности. Процветающие, инициативные, образованные, они доминируют в бизнес-сообществе Бомбея. Во времена британского правления в XIX столетии парсы стали первыми индийскими промышленниками и создали первые крупные индийские промышленные проекты в области кораблестроения, авиации, сталелитейной, текстильной и химической промышленности и ядерной энергетики, а также были непревзойденными в искусстве и науках. Известные своей честностью, благотворительностью и духом первопроходцев, они основали госпитали, школы и другие институты, щедро проявляя свою благотворительность по отношению к другим, равно как по отношению к своему народу.
Парсы (парсизм) являются последователями религии магов. В древнем мире магами называли зороастрийских жрецов в задачу которых входила борьба с проявлениями зла: проведение обрядов очищения людей, местности и т.д. (снятие сглаза, порчи, лечение). Слово "магия" произошло от древнеперсидского "очищение", поэтому само разделение магии на "белую" и "черную" абсурдно, т.к. черная "магия", причиняющая вред людям и заставляющая делать что-либо против их воли, лишая тем самым права свободы выбора, является служением злу.
Персидские жрецы пользовались славой чародеев и волшебников; по имени одного из племён они назывались маги МАГИ или ВОЛХВЫ. Слово "маг" происходит от "маха"- "большой, великий". На санскрите "Маха" - великий человек, сведущий в эзотерическом, сокровенном знании. В цивилизациях Древнего мира магия почиталась как священная наука, неотделимая от религии. Маги были священнослужителями бога огня; они были среди ассирийских, вавилонских и персидских огнепоклонников.
 
Христианство. Рождение Иисуса Христа, как сына Божия и Спасителя, было предсказано Заратуштрой еще за две тысячи лет до нашей эры (апокрифический "Евангелие Детства"). По этим предсказаниям Спаситель должен был прийти на рубеже эпох Овна и Рыб на территории, находящейся под влиянием созвездия Рыб (Палестина).
Согласно Евангелию от Матфея, после рождения Иисуса ему пришли поклониться волхвы (маги), нередко рассматривающиеся как три великих царя, пришедшие из разных стран. Однако в те времена слова "волхвы" или "маги" означали "персидские (зороастрийские) жрецы". Именно поэтому, как следует из Евангелия, они пришли с востока и ушли впоследствии в свою страну (а не в свои страны - Матф. 2,1 и 12).
Таким образом, зороастрийцы первыми приветствовали Спасителя как Первосвященника и Царя.
Многие проповеди Иисуса близки к тому, что говорил Заратуштра, но часть существенно отличается от авестийского учения, что связано прежде всего с особенностями того времени и той страны, где проповедывалось учение. Однако, в своей основе изначальное христианство ни в чем не противоречит зороастризму. Одним из внешних проявлений преемственности является и использование красного вина и хлеба в христианском обряде причащения, повторяющее древний зороастрийский обряд.
 
Буддизм. Основатель религии Гаутама Будда (623 - 544 гг. до н.э.) учился у персидских магов-зерванитов. Его учение о Нирване и восьмеричном пути прекращения страданий - не что иное, как видоизмененное авестийское учение о Зерване (не смотря на сходство звучания слов "Зерван" и "Нирвана", понятия не полностью эквивалентны).
 
Ламаизм. Одна из ветвей буддизма. Последователи тибетского ламаизма, входящие в общину "красных шапок", издавна занимаются развитием медицины, основанной на пульсовой диагностике и необычайных способностей: ясновидения, телепатии, левитации. Община была основана около VI в. н.э. По древней легенде, ее основатель Падмасамбхаве пришел с запада и впоследствии ушел на запад. Его описание точно соответствует облику зерванитского жреца: красная шапка, красное одеяние и закрученные вверх усы. Учения также во многом очень близки. Даосизм. Древнее духовное учение Китая. Сформировалось около VI в. до н.э., когда Китай был одной из независимых провинций Древнего Ирана. Его возникновение явилось результатом распространения влияния зерванитских жрецов. Основоположником учения был Лао Цзы, обучавшийся в Персии и написавший после этого текст Дао дэ цзин, излагающий учение о Дао. В дальнейшем этим древнейшим даосским текстом руководствовались многие средневековые алхимики. Начиная с VI в. н.э. даосизм был сильно искажен манихейством.
 
Славянские праздники и фольклор.
Языческие праздники, имеющие зороастрийское происхождение, - то немногое, что сумели сохранить славянские народы из богатейшего духовного наследия своих предков. Именно нежелание народа расставаться со своими традициями заставило христианскую церковь после долгих десятилетий борьбы смириться с языческими праздниками и приурочить их к датам христианского календаря.
Масленица - праздник встречи весны - раньше отмечался 20 - 21 марта и соответствовал празднику Зороастрийского Нового года (Навруз ошибочно называют мусульманским Новым годом). В Древней Руси Новый год отмечался в марте вплоть до XIV века, когда он был отменен князем Симеоном Гордым умер от чумы, что многие восприняли как кару небесную).
День Ивана Купалы - отмечался в ночь на 24 июня (по старому стилю) около дня летнего солнцестояния и был связан с защитой от сил зла.
Святки - соответствуют зороастрийскому празднику Зервана, отмечаемому в начале января (4-5 января - период нахождения Земли в точке афелия - наибольшего удаления земной орбиты от Солнца).
Баба-Яга - искаженный образ Чисты. Чиста (Хиста) - это Изед (Ангел) женского пола. Является "контролером", пробуждающим в любом человеке совесть и возвращающим его в исходное состояние, выполняющим функцию неотвратимого воздаяния, карающим и не терпящим никакой грязи в человеке. Изображали с метлой в руках и распущенными волосами, которыми она подметала дорогу для выдержавших испытания, давала путеводный клубок ниток, указывавший верный путь. Позднее, в древнеславянской религии, образ был искажен и превращен в грязную старуху с костяной ногой Бабу-Ягу, хотя функция "наставника" царевичей и Иванушек у нее все-таки осталась.
Медной горы хозяйка - перекликается с образом Арштат. В затонувшей Арктиде, прародине ариев, находилась гора Уши-Дарна, в которой были заключены несметные сокровища святой Аши и хранительницей которых была Арштат, даровавшая их только достойным. По приданию, именно на той горе первые цари Земли получали хварну (Дар Всевышнего человеку). После космической катастрофы, приведшей к переселению ариев, функция горы Уши-Дарна перешла на Урал.
В древнеславянском фольклоре образ хранительницы сокровищ Арштат трансформировался в образ Медной горы хозяйки, дающей процветание и богатство и одновременно карающей корыстных и бесчестных.
Сокровища Аши - это самоцветы, драгоценные камни (осколки первичного Неба, упавшие на Землю и проросшие в ней), несущие в себе огромную силу изначальной гармонии, которая будет в конце концов восстановлена.
 
Зороастрийцы Северной Америки
Зороастрийцы начали миграцию в Северную Америку в 1950-1960-х годах, стремясь к более высокому образованию и лучшим условиям для жизни. Они прекрасно прижились и процветают в бизнесе и профессиональной деятельности. Вероятно, наиболее известный зороастриец в США сегодня — Зубин Мехта, бывший дирижер нью-йоркского филармонического оркестра. Эти иммигранты принесли с собой больше, чем свои умения и таланты, свою готовность работать и определенность успеха. Они также принесли свою веру, культуру и обычаи, свой язык и литературу — наследие вековой традиции, которое на удивление прекрасно вписалось в современную североамериканскую среду.

Литература:
L. Bréhier, Vie et Mort de Byzance, P. 1992. A. Christensen, L’Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1944 (2nd ed.)
Антиох Стратиг, Пленение Иерусалима персами в 614 г. СПб., 1909.
А. И. Колесников, Иран в начале VII в. — Палестинский сборник. Вып. 22 (85). Л. 1970.
В. Г. Луконин, Древний и раннесредневековый Иран. М. 1987.
Низами Гянджеви, Собрание сочинений. В 5ти тт. М. 1985. т. 2
Н. В. Пигулевская, Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М. — Л. 1946.
К. Рыжов, Все монархи мира: Древняя Греция, Древний Рим, Византия. М. 1998.
Феофилакт Симокатта, М. 1996.
Лит. Колесников А. Завоевание Ирана арабами. М., 1982: 86—88, 131—144.
 
Последние правители династии Сасанидов.
 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (29.12.2011)
Просмотров: 3926 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz