РОЗА МИРА |
|
АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ | российский композитор, поэт лауреат международных фестивалей |
|
Персидская империя.Кир II
ПЕРСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ
Манна (1000—700 до н. э.).
Мидия (728—550 до н. э.).
Ахемениды (648—330 до н. э.).
Селевкиды (330—150 до н. э.).
Аршакиды (250 до н. э. — 224 н. э.).
Другое племя ариев, персы, создало своё царство - Парси (Персида) ок.700 г. до н.э.
МИТРАИЗМ
Руководитель Авестийской астрологической школы Павел Павлович Глоба в книге "Живой огонь" пишет: «На территории царства Хайрат (Урал) около 4 тысяч лет назад пришёл на Землю Сын Божий, пророк Заратуштра и именно с этой территории, территории России, начнётся новое возрождение учения Древних ариев. По одному из пророчеств Заратуштры "УЧЕНИЕ ВЕРНЕТСЯ ТУДА, ОТКУДА ОНО ВЫШЛО"».
Избранный религиозным руководителем Урала, Рама отдал приказание всем положить конец человеческим жертвоприношениям. Символом Рамы стал ОВЕН (2.325 - 165 г. до н.э. - Эпоха Овна.). Рама был намерен основать культ священного огня, который поведёт людей к счастью.
Древний бог Митрас (Митра) изображается в виде юноши, убивающего быка. Над созв. Телец находится созв. Персея, изображение которого соответствует облику Митраса.
Андромеда родила Персею дочь Горгофону и шестерых сыновей. Дети Перс, Алкей, Сфенел, Элей, Местор, Электрион и Горгофона (в кратком списке дети Электрион, Алкей, Сфенел) также его сыном называли Эрифраса. Старший из них, Перс, считался родоначальником персидского народа, который почитал иранского бога света и истины - Митру, Алкей - отцом Амфитриона, Сфенел - отцом Еврисфея, Электрион-Алкмены.
Митра символизирует стихию Огня, Солнце, социальное и внешнее проявление человека.
В Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана. Первоначально Аполлон был богом, охраняющим стада. Постепенно он всё больше становился богом света. Позднее его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а затем покровителем искусства, поэзии и музыки. Кроме того, Аполлон стал богом, предсказывающим будущее.
Зауралье было зоной контактов между древними ариями и местным финно-угорским населением Урала и Западной Сибири. Индо-иранский бог Митра схож с одним из центральных обско-угорских божеств Мир-суснэ-хума.
Аркаимцы/андроновцы (см. Аркаим
Аркаим.) завоевали Иран, где в последствии возникла Персидская империя.
РЕЛИГИЯ ЕДИНСТВА - ЗОРООСТРИЗМ
Арии покинули свою прародину Арианам-Вайджа, переселились в Иран, там приняли языческие верования. И тогда стал пророчествовать среди них Зороостр (Зара Туштра).
Современные учёные помещают дату рождения Ашо Заратуштры между 1500 и 1200 г. до н. э.
Ашо Заратуштра родился в древнем Иране, как предполагается, к северо-востоку от Аральского моря на территории современных Казахстана и Таджикистана.
В детстве Зороостр проявлял мудрость, ставил в тупик волхвов. Он изучал религию, сельское хозяйство, медицину, работал среди бедных, потом удалился в пещеру в горе Сабалан, чтобы набраться мудрости.
Эмблемой Ормазда был - крылатый диск
Он получил своё первое откровение в возрасте 30-ти лет, в годы правления царя Виштаспы (Гуштаспы) в Древнем Иране. Однажды на восходе солнца гора покрылась пламенем и отшельник услышал откровение Бога. Бог велел рассказать персам о боге Ормазде и о Зле. Поднимаясь на Небо за инструкциями, Зороостр беседовал с Архангелами.
Согласно традиции, Ашо Заратуштра много лет странствовал в поисках Правды, но безуспешно. Считается, что на 42-ом году жизни он обратил в веру царя Виштаспу и царицу Хутаошу, после чего его религия стала государственной религией страны.
Зороостр вернул ариев к единобожию и привил ритуалы поклонения огню, которые почти в неизменном виде сохранились в общинах парсов Индии. Его учение стало основой вероисповедания - зороостризма. "Зеро" - круг, сын или священнослужитель, Астер, Иштар или Аггарта в арийском диалекте - звезда.
ЗЕРВАН – Затомис древней Иранской (маздеистской) метакультуры (парсизм, манихейство).
Недостаточная чёткость идеи единобожия в этой возвышенной и чистой религии не позволила создать почву, бывшую необходимой для того, чтобы миссия Христа могла бы осуществиться в Иране. Позднейшая попытка Иранской метакультуры восполнить эту свою неудачу созданием новой международной религии-манихейства - завершилась второй неудачей, демонические силы получили доступ к творческому Сознанию её основателей. К моменту мусульманского завоевания Иранская культура исчерпала своё движение. В последующие века единственной точкой опоры её на Земле оказалась община парсов в Индии. Вступающих через Миры Просветления в Зерван сейчас невелико, а сам Зерван почти оторвался от географических зон Земли.
Эмблема: жертвенник с пылающим огнём.
Огонь древними ариями считался космической стихией, связывающей человека и Бога. С 24 на 25 декабря славяне приносили жертвы богу - Творцу света: Святовиту - у западных славян и богу солнечного огня Дажьбогу - у восточных. В этот праздник трением разжигали новый огонь, пламя которого поддерживалось до 6 января. См. Рождество Коляды, Зевса, Митры...
25 декабря, день увеличения солнечного света, отмечался как день рождения Зевса - в Греции, Митры - у персов.
Геракла кельты называют на своём местном языке Огмием и изображают его в виде глубокого старика, с плешью на темени, с совершенно седыми остатками волос на затылке, с кожей, сморщенной и загорелой до черноты, как у старых мореходов.
Огнебог Велес (рус. Огнебог Семаргл и Финист, иран.- Огнепёрый Симург, греки - Прометей, индийское имя огненного бога - Агни Промати - "тот, кто греет") - распят, он прикован цепями к Алатырь – горе (Эльбрус). И своим страданием он искупает грехи человечества.
На горе Эльбрус, на самой его вершине, по сказанию черкесов, прикован великан за какие-то грехи... На высокой снеговой горе, на самой его вершине есть громадный шарообразный камень, на котором сидит старик с длинною до ног бородою, всё тело его обросло седыми волосами, ногти на ногах и руках очень длинны и похожи на орлиные когти. Красные глаза его горят как раскалённые угли. На шее, посредине тела, на руках и ногах тяжёлая цепь, которую прикован он с незапамятных времён. Он прежде был близок к великому Тха (Богу) за своё благочестие. Но когда вздумал свергнуть Бога и стать выше, то погиб в борьбе и был прикован к скале на вечные времена...
Абхазцы рассказывают, что на вершине Эльбруса есть страшная пропасть, в которой раздаются стоны и слышны звуки цепей; там лежит прикованный великан...
...в недрах Эльбруса заключён человек величавого духа, богатырь красоты неземной, страстно жаждущий лучезарной свободы. Но она придёт к нему лишь после того, как исчезнет с лица земли современный греховный человеческий род, и тогда на него, выстрадавшего свободу веками томительных исканий и мук, будет возложена великая миссия - населить мир более совершенными существами...
В некоторых памирских кишлаках до сих пор отмечают праздник зороострийцев Алов - парак, который ныне приписан к Рамадану. Во время этого праздника участники прыгают через огонь. После захода солнца весь кишлак собирается в "доме огня", и там разводят костёр из хвороста и каждый из присутствующих три раза прыгает через него, бросает в огонь шерстяную нитку со словами "Му бало ту-ти" ("Чтобы сгорело моё несчастье"). После этого на правой руке завязывается красный шнурок на три дня.
Религия зороостризма включает в себя довольно сложные обряды, которые в совершенстве знали и выполняли лишь жрецы. В зороостризме считается, что всё хорошее происходит от доброго начала Ахуры-Мазды (Ормазда), а плохое - от злого - Ангро-Манью (Ахриман). Маздеяне - от Ахура-Мазда. Это древнеперсидская знать, которая поклонялась Ахура-Мазде, не признавая изображений.
У Ормазда есть шесть божеств Амеша-Спента (Архангелы), которые составляют с Ормаздом седмицу божеств, олицетворяющих добрые начала, и каждый ведает какой-либо сферой материального мира, включая человека. Ахриман (Сатана) - олицетворение зла, властитель царства тьмы, влияет на материальную природу, подвергая её нападению. Борьба Добра и Зла, света и тьмы как олицетворение развития - смысл зороостризма и развивавшихся после него религий.АВЕСТА Когда-то индоиранские племена жили вместе на большой территории и называли себя "арья". Отсюда и пошёл широко известный термин "арийские народы". Арии были создателями Иранской религии огнепоклонников, они оставили после себя в Индии - "Ригведу" и в Иране "Авесту". Авеста - древнейшая книга человечества, дошедшая до наших дней и положившая начало его духовной жизни. Является священной книгой зороастризма. Дословный перевод - "первая весть". Тексты Авесты, созданные древними ариями были принесены на Землю в незапамятные времена и долгое время передавались из уст в уста хранителями священных знаний. Впервые записаны были в Персии в VII - VI веках до н.э., где зороастризм был в то время государственной религией. Тексты были записаны золотыми чернилами на воловьих шкурах. Согласно легенде, двенадцать тысяч воловьих шкур с подлинником Авесты были сожжены Александром Македонским после завоевания им Персии в IV веке до н.э. - первый список Авесты был практически полностью утрачен. Почти через тысячу лет после этого учение Авесты было записано опять же в Персии на пехлевийском языке в поздние времена царской династии Сасанидов. После завоевания Персии в VII веке н.э. арабами-мусульманами зороастрийцы, не принявшие религии завоевателей, были подвергнуты многолетним жестоким гонениям, что вынудило их покинуть страну. Священные тексты опять стали уничтожаться. В результате в настоящее время известно довольно мало подлинных авестийских текстов.
Сейчас в Авесту входит двадцать одна книга, из которых только пять - в письменном виде, остальные передаются из уст в уста. Образами Авесты (Зендавесты) - священной книги зороострийцев являются - голова быка с золотыми рогами и единорог.
Культ Единорога также существовал у древних жителей Ирана - дравидов. Культ Быка. Ритуальные композиции из нескольких бычьих черепов найдены в могильнике Синташта (Синташта-Петровка-Аркаим), в котором обнаруживаются и другие черты, общие с индоевропейской мифологией. Именно как символ смерти и возрождения бык являлся центральной фигурой в культе Митры, дозороастрийской иранской религии. На ритуальных священных праздниках в честь бога солнца Митры приносили в жертву быка, чья кровь и семя символизировали источник весеннего расцвета жизни. В Древнем Риме во время тавроболий, обрядов жертвоприношения быка, посвящаемого обливали бычьей кровью, символизировавшей поток Жизни. Рога быка - знак неполной луны, его огромное тело - опора мира в исламской и ведической традициях; его обильное семя подпитывается луной в иранской мифологии; его мычание, топанье ногами и трясение рогами повсеместно связывали с громом и землетрясением, особенно на Крите, родине ужасного человекобыка Минотавра.
В Индии главный святой секты аскетов Джайна предстает в образе золотого быка. Ведический бог LLbiphH - солнечный бык.
Бык в мифологии исполнял роль противника мифологического героя: Сканда, убивающий духа буйвола в «Махабхарате»; Валин, убивающий буйвола Дундубхи в «Рамаяне». Древний бог Митрас (митраизм) изображается в виде юноши, убивающего быка (Средиземноморье, Франция, Германия, Англия). Над созв. Телец находится созв. Персея, изображение которого соответствует облику Митраса. Одним из первых последователей Заратуштры был царь Виштаспа, правитель Бактрии. Затем религия распространилась по всей Персии и получила статус государственной в Ахеменидской империи, основанной Киром Великим. Она претерпела упадок во время правления Дария II, когда Персия была завоевана Александром в 330 г. до н.э. В это время царская резиденция империи в Персеполе была разрушена. После возрождения в течение Парфянского (256 г. до н.э. — 226 г. н.э.) и Сасанидского (226 г. н.э. — 652 г. н.э.) периодов, религия вновь пошатнулась в связи с вторжением ислама в Персию в 652 г. н.э. В это время очень многие приняли ислам, но небольшое число верующих спаслись бегством и поселились на западных побережьях Индии, где им было дано пристанище местным индийским правителем. Их потомки, парсы, сохраняют веру в Индии по сей день.
См. Фраваши – Духи-Хранители человечества.
ИСКУССТВО
Ахеменидское искусство представляло собой фокус смеси разнородных влияний, на основе которых оно создавалось: ассирийского, эламского, ионийского, лидийского: урартского и др.
Искусство эпохи Ахеменидов представлено преимущественно памятниками Пасаргада, Персеполя, Суз, рельефом Бехистунской скалы, скальными гробницами ахеменидских царей в Накш-и Рустаме, многочисленными памятниками торевтики и глиптики.
Официальным языком государственной канцелярии был аралийский.
Камбиз I (ок. 600 — 559 до н. э.) — персидский царь времён власти мидян, представитель династии Ахеменидов.
Камбис I — сын персидского царя Кира I, внук Теисп(ес)а (Чаишпиша).
Как все предшественники Кира Великого, он называется царем Аншана (архаизированная замена названия Персида). Камбис был женат на Мандане — дочери своего сюзерена, мидийского царя Иштувегу (греч. Астиаг) и имел от неё сына, известного в истории как Кир II Великий.
Кир II Великий
Кир II (559 - 529 гг. до н.э.) - царь Персии и основатель династии Ахеменидов.
Кир был сыном Камбиса I из династии Ахеменидов, основанной легендарным Ахеменом, ведущего клана в персидском племени пасаргадов. Ещё Набонид титуловал Кира царём Аншана, то есть одной из областей на юго-востоке Элама, это же делали и вавилонские жрецы, составлявшие так называемую хронику Набонида и Кира. В своем воззвании к вавилонянам сам Кир называл «царями Аншана» своих предков: «Я — Кир... сын Камбиса, великого царя, царя города Аншана, внук Кира, великого царя, царя города Аншана, потомок Теиспа, великого царя, царя города Аншана». Это провозглашение Кира царём эламской области Аншан, упоминаемой в вавилонских текстах с древнейших времен даёт повод подумать, что Кир был эламитом. Однако точно доказанно, что он был арием. Связь его с Аншаном не совсем понятна, единственным объяснением, возможно, является то, что Кир явился с востока, из государства, заменившего Элам, поэтому в официальной торжественной надписи он и именуется царём Аншана. И сам он ухватился за этот освящённый древностью термин, который сообщал ему в глазах вавилонян большее почтенности, а, кроме того, нёс в себе программу наступления на запад — ведь некогда цари Элама владели Вавилоном. Нося титул царя Аншана, владыка новоявленной монархии становился наследником древних эламских царей со всеми традициями и другими выгодными последствиями этого наследства. Однако дело осложняется тем, что трудно доказать употрибительность понимания Аншана в общем смысле, как и вообще точно локализовать его, а также тем, что в хронике Набонида Кир, после покорения Мидии, титулуется уже царём Персии (Parsa). Это обстоятельство дает повод прямо отождествлять Аншан с Персией, считая эти термины равноупотребляемыми, или — нооборот, указывает, на их различие, считая упоминание в титулатуре персидских царей Аншана отражением более древней стадии их могущества, а титул царя Персии — следующей его ступенью. Как бы там ни было, точно известно, что пасаргадские цари Аншана были вассалами Мидийской империи вплоть до восстания Кира.
Лидия, Египет, Мидия и Нововавилонское царство ко времени образования Державы Ахеменидов
Если верить Геродоту, утверждавшему, что правление Кира продлилось 29 лет, в 559 г. до н. э. Кир стал вождём персидских оседлых племен, среди которых главенствующую роль играли пасаргады. Кроме них в союз входили также марафии и маспии. Все они находились в зависимости от мидийского царя. Центр тогдашнего Персидского государства располагался вокруг города Пасаргады, интенсивное строительство которого относится как раз к начальному периоду правления Кира и который стал первой столицей Персидского государства. Жившие в городах и степях Персии киртии, марды, сагартии и некоторые другие кочевые племена, а также оседлые племена кармании, панфиалеи и деруши были покорены Киром позднее, по-видимому, уже после войны с Мидией.
Восстание против Мидии
Поначалу персы занимали подчинённое положение при мидянах. В 553 г. до н. э., согласно надписи Набонида (3-й год правления Набонида), Кир выступил против мидийского царя Астиага. Геродот и Ктесий называют войну персов с мидянами восстанием, успех которого (особенно по Геродоту) в значительной мере был обусловлен существованием в Мидии партии, недовольной Астиагом, и изменой. Согласно Геродоту, причиной войны между двумя этими царствами послужил заговор знатного мидийца Гарпага, которому, как уже говорилось выше, Астиаг нанес жестокую обиду. Он сумел привлечь на свою сторону многих знатных мидийцев, недовольных суровым правлением Астиага, а затем подговорил Кира поднять восстание. Падение Мидии, кроме недовольства и измены, было облегчено и династическим кризисом: по обоим доступным нам источникам, у Астиага не было наследника-сына. Ктесий называет наследником его зятя Спитаму, на которого, по-видимому, опиралась недовольная партия и против которого как будто и действовали мидийские приверженцы Кира. Мидия пала не без борьбы; Ктесий даже говорит о наступлении и победах Астиага. Геродот, во всяком случае, признаёт его храбрость, дошедшую до вооружения стариков.
Греческие и вавилонские источники сходятся в том, что восстание Кира против Мидии длилось три года. Хроника Набонида под 6-м годом (550 г. до н. э.) сообщает: «Он (Астиаг) собрал своё войско и пошёл против Кира, царя Аншана, чтобы победить его. Но против Иштувегу (Астиага) взбунтовалось его войско и, взяв его в плен, выдало Киру. Кир пошёл в Экбатану, его столицу. Серебро, золота, сокровища всякого рода страны Экбатаны они разграбили, и он унес это в Аншан»...
Война Астиага с Киром длилась три года и окончилась в пользу персов только благодаря измене, причем Астиаг находился в наступлении. Последнюю битву Ктесий помещает у самых Пасаргад.
Кир захватил мидийскую столицу Экбатану и объявил себя царём как Персии, так и Мидии, приняв при этом официальный титул мидийских царей. С захваченным в плен Астиагом Кир обошёлся милостиво и даже, если верить Ктесию, назначил его наместником Паркании (возможно, Гиркании) и женился на его дочери (здесь уже Кир, получается, был не сыном дочери Астиага, а её мужем). Из близких Астиагу лиц, по словам того же Ктесия, пострадал только Спитама как законный наследник и опасный конкурент Кира, во всем же остальном переворот был лишь переменой династии. Мидия и мидяне и при Ахеменидах не были унижены и считались равноправными с персами. Экбатана продолжала сохранять значение столицы, деля эту роль с Персеполем, Пасаргадами и Сузами. Здесь царь проводил летнее время. Всё это обусловило в глазах окресных народов взгляд на Персию, как на продолжение Мидии. Надо отметить, что законность правления Кира в Мидии подтверждалась его кровными связями с Астиагом, о которых, кроме Геродота, упоминают и другие историки (Юстин, Элиан). У мидян персы заимствовали систему государственного управления, во многом восходящую ещё к ассирийской.
Покорив в Мидию, Кир в течение следующих двух лет (550 — 548 гг. до н. э.) захватил страны, входившие ранее в состав бывшей Мидийской державы: Парфию и, вероятно Армению. Гиркания подчинилась персам добровольно. В те же годы персы захватили всю территорию Элама.
550 г. до н.э. Кир основал ПЕРСИДСКУЮ ИМПЕРИЮ.
Лидия ко времени завоевания её Киром
В 547 г. до н. э. на сторону Кира добровольно перешла Киликия и предоставила ему военную помощь. За это Кир никогда не посылал в неё сатрапов, а оставил у власти местных правителей, которые должны были платить ему дань и в случае необходимости выставлять войско.
Таким образом, Кир вплотную подошёл к границам Лидийского царства — одного из самых могущественных государств Ближнего Востока, также претендовавшего на гегемонию в Малой Азии. Согласно Геродоту инициатива войны принадлежала лидийскому царю Крезу. В 547 г. до н. э. лидийцы вторглись в Каппадокию, находившуюся ранее под властью мидийцев, и после победы персов над последними отошедшую в зону их влияния. Туда же направился Кир, по пути пополняя свою армию из представителей тех народов, по территории которых он проходил. Были отправлены послы в города Ионии и Эолиды с призывом отложиться от Креза и выступить на стороне Кира. Однако малоазийские греки предпочли занять выжидательную позицию.
У города Птерия, на восточной стороне реки Галис, произошла кровопролитная битва, но она закончилась безрезультатно и ни одна из сторон не рискнула вступить в новый бой. Крез отступил в свою столицу — Сарды и решил основательнее подготовиться к войне и попытаться получить более эффективную помощь от своих союзников: Египта, Спарты и Вавилона. Однако Кир, который знал о действиях и намерениях своего противника, решил застигнуть его врасплох и стремительно двинулся к Сардам. Жители Сард вовсе не ожидали такого нападения и узнали о нем, лишь когда персидские войска появились у стен города. Крез вывел свою армию, состоящую из конников, вооруженных копьями, на равнину перед Сардами. Кир по совету своего полководца, мидийца Гарпага, поставил всех следовавших в обозе верблюдов впереди войска, посадив предварительно на них лучников (военная хитрость, к которой впоследствии прибегали и многие другие полководцы). Кони в лидийском войске, почуяв незнакомый запах верблюдов и увидев их, обратились в бегство. Однако лидийские всадники соскочили с коней и стали сражаться пешими, но под напором войск Кира вынуждены были отступить в Сарды и запереться в акрополе. После 14-дневной осады персы взяли акрополь, пробравшись туда с неприступной и поэтому почти не охраняемой стороны, а Крез был взят в плен и доставлен к Киру.
По единодушному утверждению греческих авторов, Кир пощадил Креза, сохранив ему жизнь. Это вполне правдоподобно, если иметь в виду, что Кир относился милостиво и к другим взятым в плен царям. Согласно Геродоту, Сарды были взяты персами где-то между октябрем и декабрем 547 г. до н. э. После победы над Крезом прибрежные города ионян и эолийцев отправили послов в Сарды к Киру. Они велели объявить ему, что желают подчиниться персам на тех же условиях, как ранее были подчинены Крезу. Однако, Кир, напомнил им, что в соё время он предлагал им примкнуть к нему, но те отказались, и теперь когда судьба Лидии уже решена, он сам сочтёт нужным указать им на каких условиях они должны подчиниться ему. Узнав об этом малоазийские греки начали укреплять свои города и решили послать вестников в Спарту с просьбой о помощи. Один только Милет добровольно покорился персам и Кир заключил с ним союз на тех же условиях, что и лидийский царь.
Воспользовавшись тем, что Кир отбыл на восточные границы своего государства, лидиец Пактий, которому Кир поручил хранить сокровища Креза, в 546 г. до н. э. восстал против персов. С помощью золота ему удалось навербовать наемников и убедить жителей греческих приморских городов присоединиться к восстанию. После чего он двинулся на Сарды и осадил акрополь, где укрылся наместник Лидии перс Табал. Против восставших выступил полководец Кира, мидиец Мазар. Узнав о приближении персидского войска, Пактий бежал со своими главными приверженцами сначала в приморский город Киму, потом в Митилену на острове Лесбос и, наконец, на остров Хиос, но был выдан жителями острова персам в обмен на небольшой участок земли на материке.
Подавив мятеж в Лидии, Мазар начал покорение греческих городов Малой Азии, примкнувших к восстанию Пактия. Он подчинил область приенцев и долину реки Меандр, разрешив войску разграбить её. Такая же участь постигла и город Магнесию. Вскоре после этого Мазар умер, а на его место был назначен мидиец Гарпаг.
Гарпаг начал возводить высокие насыпи у обнесённых стенами греческих городов, а затем штурмом брать их. Жители Фокеи, крупнейшего после Милета греческого города в Малой Азии, не захотели подчиниться персам и на кораблях бежали сначала на остров Кирн, а затем в Италию в город Регий, где основали колонию. Примеру фокейцев последовали и жители города Теос, которые переселились в Абдеры во Фракии. Остальные города Ионии (кроме Милета заключившего ранее союз с Киром) пытались оказать сопротивление Гарпагу, но потерпели поражение, были покорены и обложены данью. После покорения Гарпагом материковых ионян островные ионяне, устрашившись подобной же участи, добровольно подчинились Киру. Нуждаясь в греках (как в мореходах), Кир не ухудшил условий, в которых они находились под властью Креза.
Покорив Ионию, Гарпаг пошел войной на карийцев, кавниев и ликийцев, взяв с собой ионян и эолийцев. Население Карии без боя покорилось персам, как говорит Геродот «не покрыв себя славой» и «не совершив никаких подвигов». Правда, жители Книда, расположенного на полуострове, попытались прокопать узкий (шириной 5 стадий, порядка 900 м) перешеек отделяющий их от материка, с целью сделать свою землю островом, но наткнувшись на твёрдый гранит, прекратили работы и сдались без боя. Лишь одно из племен карийцев — педасийцы некоторое время оказывали сопротивление. Они укрепились на горе под названием Лида и доставили Гарпагу немало хлопот, но, в конце концов, и они были покорены.
Лишь ликийцы и кавнии (негреческое автохтонное население Малой Азии) оказали отчаянное сопротивление многочисленному персидскому войску, встретив его в открытом бою. Ликийцы были оттеснены в город Ксанф, где они предали акрополь огню, заранее собрав туда своих жен, детей, рабов, а сами погибли в бою. Таким же упорным было сопротивление кавниев. Но, естественно, они не могли остановить продвижение большого и хорошо вооруженного персидского войска. Теперь вся Малая Азия попала под власть персов. За свою преданность Гарпаг получил Лидию в наследственное управление.
Ок. 550 г. до н.э. Кир покорил восточно-иранские провинции, некоторые районы Афганистана и Индии, а также среднеазиатские области - Маргиану, Хорезм, Согдиану, Бактрию и другие.
Персидские воины
Весной 539 г. до н. э. персидская армия двинулась в поход на Вавилон. В этот критический момент Угбару, наместник области Гутиум (вавилонская провинция к востоку от среднего течения Тигра), изменил царю Набониду и перешёл на сторону Кира. По словам Геродота, при переправе через Гинд (современная Дияла) одна из священных белых лошадей утонула в нём. Кир в гневе приказал наказать реку. В течении лета персидское войско прорыло 360 каналов и отвело воду из реки. Видно, Кира задержали гидравлические сооружения Навуходоносора, приведённые в действие и залившие водой всё пространство от Описа и Сиппара к югу, отрезав таким образом Вавилон от вражеской армии. То, что Геродот представляет как самодурство, было, очевидно, вполне обдуманным предприятием — снова спустить воду с затопленной местности и сделать её проходимой. Только после этого Кир продолжил поход. Вавилонское войско стало лагерем у города Опис, прикрывая переправы через Тигр. Но Кир в 20-ых числах сентября неожиданно обошёл Мидийскую стену с запада. Посланный Киром корпус Угбару осадил Вавилон, в котором находился сильный гарнизон во главе с сыном Набонида Валтасаром. Сам же Кир ударил по армии Набонида, стоящей у Описа, с тыла. В сражении у Описа, происшедшем в самом конце сентября, вавилонская армия потерпела жесточайшее поражение и бежала. Набонид с немногими приближенными хотел отступить к Вавилону, но путь туда был отрезан войсками Угбару, и Набонид укрылся в Борсиппе. 10 октября был захвачен без боя Сиппар, а 12 октября, согласно вавилонским источникам, Угбару вступил в Вавилон. Валтасар, пытавшийся оказать сопротивление персам в центре города, был убит. Угбару, наместник Гутиума, командовавший персидскими войсками, вступившими в Вавилон, немедленно принял меры по предотвращению в городе резни и грабежей. В хронике говорится: «До конца месяца (ташриту, то есть до 26 октября 539 г. до н. э.) щиты страны Гутиум окружали ворота Эсагилы. Ничье оружие не было положено в Эсагиле и святилищах, и ритуал не был нарушен». Набонид, узнав о падении Вавилона и гибели Валтасара, покинул Борсиппу, вернулся в Вавилон и добровольно сдался в плен. 29 октября 539 г. до н. э. в Вавилон вступил и сам Кир, которому была устроена торжественная встреча. «3 арахсамну (29 октября), — продолжает хроника, — Кир вступил в Вавилон. (Улицы) перед ним были устланы ветвями. Мир в городе был установлен. Кир объявил мир всему Вавилону». Пленный Набонид без лишнего шума был отправлен в почетную ссылку в отдаленную Карманию на востоке Ирана, где и окончил свои дни.
После падения Вавилона Кир вознамерился завоевать последнее из великих древних государств, входящих когда-то в состав Ассирийской державы,- Египет. Кир занялся тщательной подготовкой к вторжению в Египет. С этой целью он возвратил на родину иудеев и финикийцев, которые находились в вавилонском плену со времени похода Навуходоносора. Он разрешил иудеям восстановить город Иерусалим, которому предоставил автономию.
В официальной вавилонской историографии дело было изображено так, будто вообще никакой войны с Киром не было, а если и имели место отдельные инциденты вроде битвы при Описе, то в них повинен был только Набонид, но никак не Вавилон. Кир охотно принял эту версию вавилонской олигархии, ибо она вполне отвечала его интересам, и постарался подкрепить её делами. Жителям вавилонских городов были обещаны мир и неприкосновенность. Сначала Кир назначил царём Вавилона своего старшего сына и наследника Камбиса, но спустя несколько месяцев, видимо, по политическим мотивам, Кир отстранил сына и короновался сам.
Захватив Месопотамию, Кир формально сохранил Вавилонское царство и ничего не изменил в социальной структуре страны. Вавилон стал одной из царских резиденций, вавилоняне продолжали занимать преобладающее положение в государственном аппарате, а жречество получило возможность возродить древние культы, которым Кир всячески покровительствовал. В надписях на кирпичах Кир выступает и почитателем вавилонских богов, и украсителем Эсагилы и Эзиды. Более того, власть Кира в Вавилоне не рассматривалась как чужеземное господство, так как он получил царство «из рук бога Мардука», исполнив древние священные церемонии. Кир принял титул «царь Вавилона, царь стран». Однако фактически Вавилония из самостоятельного царства превратилась в сатрапию Державы Ахеменидов и лишилась всякой независимости во внешней политике, да и внутри страны высшая военная и административная власть теперь принадлежала персидскому наместнику (по-вавилонски bel-pahati — «областеначальник») Вавилона и Заречья, то есть всей Нововавилонской империи. Этим «областеначальником» Кир назначил Угбару (или Губару), которого греки звали Гобрием.
После захвата Вавилонии все западные страны до границ Египта — Сирия, Палестина и Финикия — подчинились персам добровольно. Торговые города Финикии так же, как вавилонские и малоазийские купцы, были заинтересованы в создании большого государства с безопасными дорогами.
Народам, которые были насильно поселены в Месопотамию вавилонскими царями, Кир разрешил вернуться в свои страны. Возврашение в Палестину иудеев, которых некогда увел в плен вавилонский царь Навуходоносор, было частным случаем этих общих мер Кира. Книга Ездры сохранила нам подлинный указ Кира, данный в Экбатане в первый же год его вавилонского царствования в 538 г. до н. э. В этом указе иудеям разрешается строить Иерусалимский храм по предписанным размерам и повелевается вернуть похищенные Навуходоносором храмовые сосуды. Вместе с храмом и сосудами Иерусалим получил и своего правителя, потомка давидовой династии Шешбацара, которому однако, не дали полного царского титула, а только княжеский, и который подчинялся наместнику «Заречной области».
Вероятно, Киром был реабилитирован и финикийский Сидон, разрушенный ещё Асархаддоном и стех пор утративший своё значение. По крайней мере, теперь снова в нём появляются цари. Привлекая на свою сторону иудеев и финикийцев, Кир готовил себе преданное население западных областей, имевших первостепенное значение как база для операций против единственного оставшегося крупного государства — Египта, а также для создания флота, который мог стоять только в Финикии и пополняться финикийскими моряками.
Затем персидский царь решил обезопасить северо-восточные границы своего обширного государства от вторжения массагетов - кочевых племен.
Когда Кир II попытался включить в состав своей империи племена саков-массагетов, кочевавших в степях к востоку от Аральского моря, то встретил упорное сопротивление.
Битва между массагетами происходила на восточной стороне Амударьи (Узбекистан) в начале августа 530 г. до н.э.
Двадцать пять веков минуло...
Великая Персия грянула на скифов
Семисоттысячным войском,
Возможно, только отборной армией.
Скифы отошли, следя за вторжением.
Сыны севера тогда знали,
Как быть с наступающими врагами:
Из черепов их делали чаши,
Скальпы вешали на узду коня
Или употребляли как рушники,
Кожей убитых покрывали коней,
Как попоной, а кожа рук шла на колчаны...
Персидский царь приказал подчиниться,
В ответ получил лишь птицу, мышь, лягушку, пять стрел.
Это значило: "Если не улетишь, как птица,
Не скроешься, как мышь,
Не спрячешься в воде, как лягушка,-
Падёщь от стрел, берегись!"
Один из походов Кира на север Ирана стал для него роковым. В июле 530 г. до н. э., согласно Геродоту, произошла битва персов против массагетов на восточной стороне реки Яксарт. Стоя друг против друга, персы и массагеты осыпали друг друга тучами стрел. Затем, исчерпав запас стрел, они схватились врукопашную - с кинжалами и копьями в руках. Степняки одолели... Почти все персидское войско пало на поле битвы. Кир погиб.
По утверждению Геродота «царица» (то есть женщина-вождь) массагетов Томирис, мстя Киру за смерть сына, приказала найти тело Кира и окунула его голову в бурдюк, наполненный кровью, предлагая ему таким образом утолить ненасытную жажду крови.
Однако, поскольку доподлинно известно, что Кир был погребен в Пасаргадах (где его останки видел ещё Александр Македонский), этот эпизод считают недостоверным. Берос говорит, что Кир пал в битве с дахами после девятилетнего царствования в Вавилоне. Ктесий сообщает о войне с дербиками (кажется, на границах Индии) и опять-таки не обходится без легенд, совершенно отличных от приведённых Геродотом. Во всяком случае, место смерти Кира везде указывается на крайних пределах государства, вероятно требовавших особенного наблюдения и поставивших престарелого царя перед необходимостью лично вести войну.
Мавзолей Кира в Пасаргадах
Царствовал Кир 29 лет и погребен в Пасаргадах, где до сих пор сохранился памятник, считающийся его гробницей и напоминающий по стилю малоазиатские мавзолеи.
Вблизи этой гробницы высечен краткий и скромный клинописный песидско-эламо-вавилонский текст — «Я — Куруш, царь, Ахеменид», а также изображено охранявшее бывший здесь дворец крылатое существо в эламском царском наряде и с головным убором египетских богов. Принадлежность этой гробницы Киру едва ли может подвергаться сомнениям хотя бы из-за полного соответствия сооружения с описанием, например, у Аристовула, которому Александр поручил заботиться о его сохранности. Во времена анархии, наступившей во время похода Александра в Индию, гробница была разграблена, но македонский завоеватель, вернувшись, казнил грабителей. Впрочем, они не нашли в ней почти никаких ценностей.
Власть перешла в руки его сына Камбиса.
Камбис II (530 - 522 гг. до н.э.) - персидский царь, сын Кира II.
Литература:
Геродот. История. Книга I, Главы 73—216
Тураев Б.А. История древнего Востока / Под редакцией Струве В. В. и Снегирёва И. Л. — 2-е стереот. изд. — Л.: Соцэкгиз, 1935. — Т. 2. — 15 250 экз.
Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — М.: Мысль, 1971. — 1971 с. — 60 000 экз.
Дандамаев М. А. Мидия и Ахеменидская Персия // История древнего мира / Под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. — Т. 2. Расцвет древних обществ. — 572 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016781-9
Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы.. — М.: Наука, 1985. — 319 с. — 10000 экз. экз.
Мидия.
Кир II Великий. Камбрис II Дарий I
Ксеркс I Артаксеркс I
|
Категория: История | Добавил: Jupiter (07.10.2011)
|
Просмотров: 7814
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ! |
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся
|
|