ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Понедельник, 25.11.2024, 12:26
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Вавилония. I династия.Хаммурапи,Самсу-илуна,Аби-ешу
ВАВИЛОНИЯ
 
Хаммурапи (букв. «Старший родич — целитель») — царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 до н. э. — 1750 до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Син-мубаллита. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона.
 
Начало правления
Хаммурапи, как и многие цари Двуречья до него, начал своё царствование с традиционного мероприятия — установления «справедливости», то есть с отмены долгов и прощения недоимок.
Первые 5 лет Хаммурапи посвятил градостроительству и, вероятно, подготовке военных действий против соперников.
На 6-м году правления (ок. 1787 до н. э.) Хаммурапи решился нанести удар по Ларсе. Были взяты Исин и Урук, вавилонское войско стояло в одном переходе от столицы Рим-Сина. Однако торжество молодого царя было преждевременным. На следующий год война с Ларсой продолжилась (так надо понимать указание на страну ямутбалы в датировочной формуле 8-го года Хаммурапи (1785 до н. э.). Враги династии Кудурмабуга обычно называли царство Ларсы страной племени ямутбалы), но военные действия шли уже гораздо ближе к Вавилону, чем к Ларсе, на берегах «Свекольного канала» (И[д]-шумундар), прокопанного ещё по приказу Апиль-Сина, деда Хаммураппи, и, значит, не на территории царства Ларса. С этих пор между Хаммурапи и Рим-Сином надолго устанавливается мир. Наступательные действия Хаммурапи ведёт теперь в других направлениях.
 
Расширение границ
В 1782 году до н.э. он разорил (но не занял) город Малгиум близ устья реки Диялы. Известно, что Хаммурапи отверг предложение союза со стороны Эшнунны и вскоре лично встретился и заключил союз с её заклятым врагом Шамши-Ададом I, тогда бесспорно самым могущественным из месопотамских царей. Предположительно, что договор этот ставил Хаммурапи в несколько зависимое положение, но зато дал, видимо, возможность собраться с силами. За союз с Шамши-Ададом Хаммурапи выговорил себе у того города Туттуль (совр. Хит) и Рапикум на Среднем Евфрате. Прежде чем Рапикум перешёл к Шамши-Ададу, он был самостоятельным городом-государством и союзником Эшнунны. В 1781 году до н.э. Хаммурапи присоединил Рапикум к своему царству.
Затем Хаммурапи ведёт длительную подготовку к дальнейшим наступательным войнам, но учитывая силу соперников, строит и у себя мощные укрепления, из которых особо важной была, вероятно, «главная стена против горной страны», то есть, надо думать, обеспечивающая тыл против пастушеских племен высокой степи. После смерти Шамши-Адада (ок. 1781 до н. э.) Хаммурапи способствовал возвращению на престол Мари Зимри-Лима и изгнанию оттуда сына Шамши-Адада Ясмах-Адада. В дальнейшем между Хаммурапи и Зимри-Лимом был заключен союзный договор.
Около 1768 до н. э. Хаммурапи провёл важнейшую административную реформу, сводившуюся к значительному укреплению царской власти и царского хозяйства. Был ли тогда издан первый вариант его законов, неясно.
Около 1772 до н. э. эламский царь Шурукдух в союзе с царём Эшнунны Ибаль-пи-Элем II осадил город Рацама. Однако Хаммурапи разгромил их и вынудил снять осаду. Возможно, что Шурукдух погиб в этом сражении, так как об этом говорят таблички из Мари. Видимо, это была проба сил и Хаммурапи её выиграл.
Лишь с 30-го года правления (ок. 1764 до н. э.), умудренный опытом, Хаммурапи начинает серию своих больших походов, на этот раз бесспорно победоносных. В этом году он разбил соединенную армию царей Эшнунны, Малгиума, Элама и царицы Навара, а также подкрепления, присланные горскими племенами (текст называет субареев и гутиев, но это, возможно, только традиционные обозначение горцев, которые могли принадлежать к какой угодно этнической группе, скорее всего речь идет о хурритах). После чего Хаммурапи нанёс Эламу крупное поражение. Утверждение Хаммурапи в датировочной формуле о победе над Эламом не было простым хвастовством, так как из его переписки мы знаем, что в конце жизни он действительно осуществлял реальную власть в этой стране.
 
Война с Ларсой
Победой над этими врагами, как он сам считал, Хаммурапи утвердил основание царства Шумера и Аккада, впервые объявив своё Вавилонское царство объединением всей Нижней Месопотамии. Это было равносильно признанию власти Рим-Сина незаконной. Обеспечив себе фланги со стороны Тигра и гор, Хаммурапи в союзе с царём Мари Зимри-Лимом двинулся против престарелого Рим-Сина и в 1764 году до н.э. занял Ниппур, а на следующее лето подошёл к стенам Ларсы. С конца месяца элула (август — сентябрь) 1763 года до н.э. началась осада Ларсы. Сколько времени продержались осажденные, точно неизвестно, но во всяком случае документы стали датироваться по времени правления Хаммурапи в Куталлу не позже чем с нисана (март-апрель), а в Ларсе не позже чем с сивана (май-июнь) 1762 до н. э.. Надо однако заметить, что с элула 1763 до н. э. по нисан 1762 до н. э. из этих городов вообще не дошло документов. Каким образом было покончено с Рим-Сином, неизвестно. Хаммурапи унаследовал от Рим-Сина титул «Отца амореев». Вместо прежнего правителя был посажен Син-иддинам, возможно, потомок сверженной Кудурмабугом династии, но уже только в качестве наместника вавилонского царя. До нас дошла интересная переписка Хаммурапи с ним, в которой затронуты самые разнообразные стороны государственного управления.
В Ларсе Хаммурапи восстановил зиккурат и храм Шамаша Э-баббар, построенные там ещё Нарам-Сином.
 
Походы Хаммурапи под конец царствования
На 32-м году (ок. 1762 до н. э.) Хаммурапи вновь столкнулся с Эшнунной и её союзниками горскими племенами (текст называет всё тех же субареев и гутиев). Хаммурапи занял город Манкисум на Тигре и закрепился вдоль берега этой реки между устьями Диялы и Адема. В 1762 до н. э. (33 год правления Хаммурапи) он успел поочередно завоевать, и Малгиум вместе с некоторыми хурритскими поселениями за Тигром, и царство Мари, бывшего своего верного союзника Зимри-Лима. Два года спустя, на 35-м году (ок. 1759 до н. э.) Хаммурапи отдал приказ срыть стены, как Малгиума, так и Мари; Зимри-Лим, видимо, был казнён. В условиях окружения этих городов кочевыми племенами снос их стен был равносилен уничтожению самих городов. Хотя Хаммурапи и утверждал впоследствии, что «укрыл людей Малгиума во время бедствия и утвердил в богатстве их жилища» и «помиловал людей Мари», однако город Малгиум уже более никогда не возрождался, а город Мари потерял своё значение.
На 37-м году (ок. 1757 до н. э.) Хаммурапи разгромил сутиев, субареев и горцев Загроса (упоминаются поселения Турукку и Какму). Возможно, что в эту кампанию он покорил и Ассирию, о чём молчат датировочные формулы, но упоминает его стела с законами, там Хаммурапи говорит, что он распоряжался в Ашшуре («вернул в Ашшур его милостивого ламассу (хранителя)») и в Ниневии («в храме Эмишмиш дал воссиять имени Инанны»), то есть в основных центрах Ассирии. Также в одном из своих писем Хаммурапи упоминает о своём гарнизоне в Ассирии. Поход 1757 до н. э. показал, что Хаммурапи не намерен продолжать с сыном Шамши-Адада Ишме-Даганом отношения вытекающие из заключённого им самим в своё время договора о «братстве» с Шамши-Ададом.
На 38-м году правления (ок. 1756 до н. э.) Хаммурапи разгромил и, видимо, в конце концов покорил Эшнунну. Таким образом, в результате этих завоеваний под его властью оказалась вся Месопотамия.
Однако всё же возникает впечатление, что в последние годы правления Хаммурапи его владения скорее сокращались, чем расширялись. Названия последних двух лет явно показывают, что он был вынужден обороняться, сражаясь близко от своей столицы.
42-й год (ок. 1751 до н. э.) указывает на строительство стены вдоль Тигра и Евфрата, а следующий год упоминает земляную стену, построенную для того, чтобы защитить (по-видимому, как крайнее средство) город Сиппар.
Хаммурапи был одним из четырех восточных царей, взявших при счастливом набеге на Палестину в плен Лота-племянника Авраама.
Внутренняя политика и законы Хаммурапи
При Хаммурапи достигли высшего развития процессы начавшиеся после падения III династии Ура: рост товарно-денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, усиление торговли. Произошло усиление централизации государства и укрепление царской власти.
Орошение полей и водные пути были предметом особенной заботы Хаммурапи. По его приказу сооружаются новые каналы (один из них называется «Хаммурапи, благословение народов»), очищаются старые (в Уруке, Дамане). Но ещё большее внимание Хаммурапи уделял правосудию. Уже в письмах и надписях эта сторона его деятельности выступает с достаточной ясностью. Так, в одном письме он дает инструкцию о суде над взяточниками, в других занят делами о ростовщиках, в иных требует присылать ему в Вавилон людей, которые могли бы, будучи очевидцами, сообщить ему о делах, иногда требует ареста чиновников и т. п.
 
Стела со сводом законов царя Хаммурапи
Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша (рельеф верхней части столба Свода Законов)
Хаммурапи также принадлежит древнейший из сохранившихся законодательных сборников, высеченный в камне на 35-й год правления Хаммурапи (ок. 1759 до н. э.). Первоначально этот украшенной рисунками камень стоял в Сиппаре, но спустя 600 лет он был доставлен в Сузы в качестве трофея, добытого в результате успешного набега эламитов на Вавилон, где и был позднее найден археологами. Кроме него, царь поставил такие же в других центрах: в вавилонской Эсагиле и в самих Сузах (от последнего также найдены фрагменты); в Ниппуре найден современный эпохе Хаммурапи фрагмент глиняной таблички.
В том месте, где некогда стояли Сузы - столица древнего Элама. Участники экспедиции, наткнулись сначала на большой обломок из диорита, а через несколько дней откопали еще два обломка. Когда все три обломка приложили друг к другу, из них составилась стела высотой в 2,25 метра, а ширина ее равнялась от 1,65 метра вверху до 1,9 метра внизу.
На лицевой стороне стелы помещается художественно высеченное рельефное изображение Шамаша - бога Солнца, света, справедливости, оракулов и предзнаменований, сидящего на высоком троне, и стоящего перед ним царя Хаммурапи. Сидящий на троне бог одет в обычную вавилонскую одежду, отделанную оборками, на его голове-высокая четырехъярусная корона. Величаво протянутой вперед правой рукой бог Шамаш передает вавилонскому царю свиток со сводом законов. Хаммурапи стоит перед богом в обычной молитвенной позе, на нем - подвязанная поясом длинная туника и шапка с ободком.
Следующая за барельефом часть стелы и вся ее обратная сторона покрыты тщательно вырезанным, убористым и изящным клинообразным текстом на вавилоно-семитическом языке. Текст состоит из ряда коротких колонок, идущих справа налево, причем клинообразные знаки читаются сверху вниз. Около 10 колонок надписи Хаммурапи посвятил перечислению своих титулов, прославлению покровительствовавших ему богов и прославлению своего величия, своей заботы о подданных, рассказу о распространении своего могущества.
«Я, Хаммурапи, - пастырь, избранный Энлилем, изливший богатство и изобилие, снабдивший всем Ниппур, связь небес и земли, славный покровитель Э-Кур, могучий царь, восстановивший Эриду, очистивший Э-Ансу, покоритель четырех стран Вселенной, возвеличивший имя Вавилона, возрадовавший сердце Мардука, своего владыки, все свои дни ходивший на поклонение в Э-Сагиль, царственный отпрыск... обогативший Ур, смиренный богомолец, снабжавший изобилием Кишширгал...
Мудрый царь, послушный слуга Шамаша, сильный, крепивший основание Сиппара, одевший зеленью могилы Айи, возвеличивший Баббар подобно небесному жилищу, воитель, помиловавший Ларсу (здесь Хаммурапи намекает, что, свергнув ларсскую династию, он пощадил сам город), владыка, царь царей, вечный царственный отпрыск, могущественный царь, давший жизнь Эреху, в изобилии снабжавший водой его жителей...
Когда Мардук призвал меня управлять народом и доставлять стране благополучие, я даровал право и законы на языке страны, создав этим благосостояние народа. Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне для водворения права в стране, для решения тяжб в стране, для оказания справедливости притесненному, мои драгоценные слова на моем памятнике и поставил перед изображением меня, царя-законодателя...
Угнетенный, вовлеченный в тяжбу, пусть придет к изображению меня, царя-законодателя, и заставит прочесть ему мою надпись на памятнике. Он услышит мои драгоценные слова, и ой памятник объяснит ему дело. Он найдет свое право, даст своему сердцу вздохнуть свободно и скажет: «Поистине Хаммурапи - владыка, который для своего народа как бы отец во плоти... доставил навсегда благоденствие народу, правил страною справедливо».
Далее клинописный текст рассказывает о том, что вавилонский царь призывает благословение на почитателей и исполнителей нового законодательства и проклятия на его нарушителей:
«Если же этот человек не будет соблюдать мои слова, написанные мною на моем памятнике, не обратит внимание на мое проклятие, не побоится проклятия богов, отменит данное мною законодательство, исказит мои слова, изменит мои начертания, то будет ли это царь или вельможа, или наместник, или простолюдин, или другое лицо, каким бы именем оно ни называлось, - пусть великий Ану, отец богов, призвавший меня царствовать, лишит его царского величия, сломает его жезл, проклянет его судьбу. Энлиль, владыка, определяющий судьбы, да поднимет против него в его доме неподавляемые смуты, ведущие к его гибели, да назначит ему в качестве судьбы жалкое правление, немногие дни жизни, годы дороговизны, беспросветную тьму, внезапную смерть...»
Остальная часть надписи (кроме 7 выскобленных колонок) занята 247 статьями законодательства.
Данная стела была своего рода торжественным заявлением Хаммурапи перед подданными о вступлении в силу начертанных на ней законов. После «издания» и обнародования в храме Эсагиле оригинал был воспроизведен во множестве копий, которые были разосланы во все части огромной империи вавилонского царя. Дошедший до нас экземпляр и является одной из таких копий, которая была выставлена в Сиппаре.
Во время одного из набегов на Вавилон эламцев эта стела со сводом законов была выкопана и в качестве военного трофея увезена в Сузы. Скорее всего, эламский военачальник-победитель и приказал выскоблить семь колонок текста, чтобы потом выбить на этом месте (по обычаю того времени) свое имя в память о собственных победах. Тексты выскобленных колонок частично были восполнены надписями на глиняных табличках, которые были найдены во дворце царя Ашшурбанипала.
По своему составу вавилонский свод законов распадается на три части - введение, сами статьи законов и заключение. Введение очень важно для ученых обилием сообщаемых исторических намеков и географических указателей - названий.
Само законодательство начинается пятью положениями о нарушении порядка судопроизводства: две статьи об обвинителе-клеветнике, две - о лжесвидетелях и одна - о нарушении правосудия самим судьей:
«Если судья вынесет приговор, постановит решение, изготовит документ, а потом изменит свой приговор, то, по изобличении его в изменении приговора, этот судья должен уплатить в двенадцатикратном размере иск, предъявленный в этом судебном деле; также должен быть публично свергнут со своего судейского стула и никогда вновь не садиться с судьями для суда».
В следующих статьях идет речь о преступлениях против частной собственности - о краже, купле - продаже краденого, похищении людей, бегстве и уводе рабов, ночной краже со взломом, грабеже и т.д. Вот, например, некоторые статьи законов царя Хаммурапи:
«Если кто-нибудь украдет храмовое или дворцовое имущество, то его должно предать смерти; смерти должен быть предан и тот, кто примет из его рук украденное.
Если кто-нибудь украдет малолетнего сына другого, то его должно предать смерти.
Если кто-нибудь, укрыв в своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или вольноотпущеннику, не выдаст его на требование нагира (лица, исполнявшего обязанности судебного исполнителя),то этого домохозяина должно предать смерти.
Если кто-нибудь, поймав в поле беглого раба или рабыню, доставит его хозяину, то хозяин должен уплатить ему два сикля серебра (в Древнем Вавилоне вместо чеканенной монеты в ходу были серебряные слитки определенного веса в форме колец.1 сикль по весу равнялся 8 граммам.).
Если кто-нибудь сделает пролом в доме, то его убивают и зарывают перед этим проломом.
Если кто-нибудь совершит грабеж и будет пойман, то его должно предать смерти.
Если в чьем-нибудь доме вспыхнет огонь, и кто-нибудь, ришедши тушить его, обратит свой взор на что-нибудь из имущества домохозяина и присвоит себе что-нибудь из имущества домохозяина, то этого человека бросают в этот же огонь.
Если кто-нибудь, взявши поле для обработки, не вырастит на нем хлеба, то, по изобличении его в этом, он должен отдать хозяину поля хлеб, сообразно с приростом у соседа.
Если кто-нибудь, открыв свой водоем для орошения, по небрежности допустит, что водою будет затоплено соседнее поле, то он обязан отмерить хлеб, сообразно с приростом у своего соседа.
Если кто-нибудь срубит в чьем-нибудь саду дерево без дозволения хозяина сада, то он должен уплатить полмины серебра.
Если в доме корчемницы соберутся преступники, и она не задержит этих преступников и не выдаст дворцу, то эту корчемницу должно предать смерти.
Если кто-нибудь, протянув палец (т.е. несправедливо обвинив, оклеветав) против божьей сестры или чьей-нибудь жены, окажется неправым, то этого человека должно повергнуть перед судьями и остричь ему волосы(волосы остригали на висках в знак бесчестия).
Если чья-нибудь жена будет захвачена лежащею с другим мужчиной, то должно, связавши, бросить их в воду.
Если муж пощадит жизнь своей жены, то и царь пощадит жизнь своего раба.
Если чья-нибудь жена умертвит своего мужа из-за другого мужчины, то ее должно посадить на кол.
Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать руки.
Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения, то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.
Если врач, снимая бронзовым ножом бельмо с глаза пациента, повредит глаз, то должен уплатить деньгами половину его стоимости».
Свод законов царя Хаммурапи представляет собой приведение в известном порядке случаев из судебной практики, взятых из древневавилонского уголовного и гражданского права. Может быть, не во всех сферах жизни (как бы мы сказали сегодня) вавилонскому царю удалось навести порядок, но он был первым правителем древности, кто соразмерил с властью царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни.
Хаммурапи постановил, чтобы наказание виновному определял не сам пострадавший и не его родственник, а государственный орган именем правителя. Впервые представив в судопроизводстве гражданское право, Хаммурапи воздвиг себе памятник такой же вечный, как та плита из диорита, на которой он повелел изобразить себя рядом с богом Солнца и справедливости Шамашем.
 
Правил Хаммурапи 43 года. Сохранилось письмо сына Хаммурапи Самсу-илуны, которое показывает, что последний захватил трон ещё до смерти своего больного отца.
 
КАССИТЫ
 
Ок. 2200 г. до н.э. в горах Загрос появляются племена касситов. Название "кассит" происходит от общего корня со словом "кассирит" (оловянный камень). Появление касситов связано с резким повышением содержания олова в бронзовых изделиях Месопотамии.
Первыми жителями древнего Элама были негроиды: "Обнаруженные в этом районе Элама остатки скульптур и другие свидетельства показывают, что в самые древние времена эти места населяли люди негроидного типа..."
Касситы представляли собой смешанную группу, состоящую из людей негроидного типа и индоевропейцев. Во главе касситов некогда стояла элита индоевропейского происхождения, что отражается и в именах их богов.
Касситы жили в горах Загрос, к востоку от Вавилона. Некоторые из них там и осели, другие в 1 795 г. до н.э. создали племенной союз к северо-востоку от Месопотамии. Они основали своё государство-Кушан на границе с Эламом.
 
 
Самсу-илуна (букв. «Бог наш Солнце») — царь Вавилона, правил приблизительно в 1750 до н. э. — 1712 до н. э. годах до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын царя Хаммурапи.
 
Согласно обычаю Самсу-илуна в 1-й год своего правления издал указ о «справедливости» (мишарум; досл. «выравнивания»). Первые семь лет правления Самсу-илуны (ок. 1749 до н. э. — 1743 до н. э.) отмечены в списке датировочных формул, помимо издания акта «справедливости», только работами по копке каналов (вероятно второстепенных), и изготовлением украшений из золота и серебра для различных храмов. Но в 1742 до н. э. — 1741 до н. э. начались бедствия.
Вторжение касситов
В 1742 до н. э. племя касситов (аккад. кашшу) — горных скотоводов центральной части хребтов Загроса — вторглись в Месопотамию. Надпись, составленная от имени вождя этих племен Гандаша, найдена в Ниппуре, но маловероятно, чтобы он действительно достиг этого города. Соответствующий текст, скорее всего, позднейшая, хотя и древняя, подделка. Самсу-илуне удалось отстоять важнейшие части своего царства. Основная масса касситов, повторив путь амореев в обратном направлении, пересекла Тигр, прошла вдоль склонов хребта Джебель-Синджар и вышла к притоку среднего Евфрата Хабуру. Несколько ниже впадения Хабура в Евфрат в связи с их вторжением было воссоздано старое Ханейское царство с центром в городе Терке.
Восстание на юге
Вероятно, не без влияния поражений вавилонян на севере, восстал весь юг страны, практически все бывшее царство Ларса: Ур, Ларса, Куталлу, Урук, Кисура, вероятно, Лагаш, а затем также Ниппур и Исин. Их поддерживали племена идамарац и ямутбала. В главе мятежа встал Рим-Син, вероятно потомок Рим-Сина царя Ларсы, со времени захвата которой Хаммурапи прошло чуть больше 20 лет. Возможно, что этот Рим-Син был сыном Варад-Сина, хотя в этом случае он должен был быть очень преклонного возраста (более 80 лет). От времени восстания сохранился оттиск печати, который гласит: «Рим-Син, сын Варад-Сина царя Ларсы». Видно, не только в богатых, но и других слоях общества было полно недовольных строгостями, наступившими при Хаммурапи, на это указывает единодушная поддержка Рим-Сина по всему югу и в центре страны. Рим-Син объявил себя царём и ввёл на юге свои датировочные формулы. 9-й год правления Самсу-илуны (ок. 1741 до н. э.) имеет датировочную формулу «Войско касситов было разбито», а на юге этот же год назван «Рим-Син стал царём».
 
Подавление восстания
В 10-й год своего правления (ок. 1740 до н. э.) Самсу-илуна разгромил войско племён идамарац, ямутбала, городов Урука и Исина, и захватил Ур и Урук (судя по его датировочной формуле). И действительно с 1740 до н. э. в Уре вновь появляются датировки Самсу-илуны. По-видимому, Самсу-илуна полностью овладел положением, а Рим-Син бежал и заперся в незначительном городе Кеш, недалеко от Ниппура. Однако он продолжал удерживать Урук и Ларсу и в этот год.
Мало того, уже было замеренный Ур снова в 1739 до н. э. присоединяется к общему восстанию всего юга. Однако безуспешно. На повторное восстание Самсу-илуна на 11-м году (ок. 1739 до н. э.) ответил таким погромом в Уре, Уруке, Ларсе и других городах, которого Двуречье не видывало со времён Римуша. После этого южные города надолго обезлюдели, в них очень редко встречаются, да и то лишь разрозненные, документы датированные после 11—12-го годов Самсу-илуны (ок. 1739 до н. э. — 1738 до н. э.). Восстание однако на этом не кончилось. Лишь в 12 год (ок. 1738 до н. э.) была взята маленькая Кисура, и только в 13-й (ок. 1737 до н. э.) — погиб сам Рим-Син.
 
Угроза на севере
В 14-м году (ок. 1736 до н. э.) был подавлен большой мятеж в Аккаде, то есть в северной Вавилонии, причем был разрушен город Сиппар. С этого года Самсу-илуна начинает предпринимать шаги для восстановления мира и порядка в стране. 15-й год (ок. 1735 до н. э.) назван в честь восстановления стен Исина, 17-й (ок. 1733 до н. э.) — «ямутбалы», то есть, вероятно, Ларсы. Однако Исин ещё многие столетия после этого не имел никакого значения, а Ларса — тем паче. С 15-го по 18-й года (ок. 1735 до н. э. — 1732 до н. э.) идут восстановительные работы в Сиппаре. Этому событию была посвящена особая надпись. В другой такой же надписи Самсу-илуна говорит о усмирении 26 узурпаторов. Как видно, положение дел оставалось напряженным. Список датировочных формул упоминает, кроме обычных дарений драгоценностей в храмы, работы по укреплению стен Киша и других северных городов, вплоть до Сагаратума, крепости в низовьях Хабура, неподалеку от нового касситского царства на среднем Евфрате. Но большие группы касситов остались и в горах на востоке, и всё ещё угрожали Месопотамии через долину реки Диялы. Это вызвало походы вавилонян. В 20-м году (ок. 1730 до н. э.) — против Эшнунны, которая теперь получила касситское название Туплияш, и в 23-м году (ок. 1727 до н. э.) — против горных городов. 28-ой год (ок. 1722 до н. э.) назван по войне с двумя сутийскими вождями.
 
Образование Царства Приморья
Около того же времени от Вавилона отложился крайний юг страны, т. н. Приморье (Мат-Тамтим), включающий, по-видимому, области к югу и к востоку от Лагуны, в том числе, может быть, и Лагаш. Восстание возглавил некий Илиман (чтение имени ненадежно), объявивший себя царём Приморья. Около 1722 до н. э. Илиман одержал временную победу над войсками Самсу-илуны и некоторое время владел Ниппуром, где по его правлению датированы документы. Хотя вавилоняне и оттеснили в дальнейшем Илимана в болота низовьев, но окончательно вернуть себе юг им неудалось. У берегов Персидского залива образовалось государство Приморской династии, которое просуществовало более 200 лет.
 
Упадок письменности
С концом правления Самсу-илуны связано и ещё одно событие. Уже разгром Ура и Ларсы в 1739 до н. э. привёл к прекращению деятельности высших школ клинописной грамоты, действующих в этих городах, а с захватом Ниппура Илиманом в 1722 до н. э. захирела и самая важная школа в Ниппуре, которая была центром создания и передачи сложнейшей письменной и культурной традиции, возникшей ещё в Шумере. После отвоевания Ниппура вавилонянами эта школа уже не смогла восстановить своего значения. По-видимому, была сделана попытка перенести центр обучения писцов в Вавилон, однако творческая продуктивность писцовой прослойки общества с этого времени резко падает вместе со знанием шумерского языка, ибо уровень владения им писцов резко снижается.
Правил Самсу-илуна 38 лет.

Аби-ешу (mA-bi-ši или mE-bi-šum) — царь Вавилона, правил приблизительно в 1712 — 1684 годах до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын царя Самсу-илуны.
В 1711 г. до н. э. воспользовавшись смертью Самсу-илуны, эламский царь Кутир-Нуххунте I напал на Месопотамию и вывез в Сузы богатую добычу, в частности статую месопотамской богини плодородия и победы Нанайи. В Месопотамию её вернул только ассирийский царь Ашшурбанапал через много лет в 646 до н. э.
Вообще о времени правления Аби-ешу мало что известно. Список его датировочных формул, почти единственный источник сведений о его правлении, сообщает об очистке и обновлении каналов и сооружении на них новых городков, об обычных дарениях в храмы, провозглашении «справедливости» и т. д.
Аби-ешу продолжал вести войну с царём Приморья Илиманом, находящимся в союзе с Эламом, но безрезультатно. Упоминается также война с касситами. Но совершенно не возможно указать на какую территорию распространялась власть Аби-ешу.
Правил Аби-ешу 28 лет.
 

Амми-дитана — царь Вавилона, правил приблизительно в 1684 — 1647 годах до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын царя Абиешу.
Правление Амми-дитаны было, видимо, не особенно мирным. В списке его датировочных формул не раз упоминается постройка крепостей и дважды говорится о войнах. В 17-й год своего правления (ок. 1667 г. до н. э.) Амми-дитана разгромил некого Ярахаби, возможно — вождя восстания. Он вёл также войну с Приморским царством. В 37-ом году (ок. 1647 г. до н. э.) Амми-дитана разрушил стены крепости, которую построили люди царя Приморья Дамик-илишу.
Правил Амми-дитана 37 лет.
 

Амми-цадука — царь Вавилона, правил приблизительно в 1647 — 1626 годах до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын царя Амми-дитаны.
Своё правление Амми-цадука начал по традиции с указа о «справедливости» (2-ой год правления). Через 8 лет (10-й год правления) он опять провозгласил «справедливость» и, возможно, что такой акт, если судить по намеку в одной из его последних датировочных формул он издал ещё и в третий раз. Все остальные формулы посвящены изготовлению культовых предметов, и лишь одна проведению канала.
По-видимому, при Амми-цадуке области Лагаша и Ур уже относились к царству Приморья, а северная граница Вавилонского царства проходила намного южнее Ашшура и Мари. Из областей за Тигром Амми-цадуке принадлежали территории племен идамарац и ямутбала.
При царе Амми-цадуке различие между «аккадцами» и «амореями» было закреплено официальным эдиктом, что служит свидетельством того, что различия между ними — социальные и экономические — существовали, по-видимому, на протяжении всего царствования I Вавилонской династии.
8-м годом правления Амми-цадуки (ок. 1639 г. до н. э.) датируется знаменитое наблюдение гелиакального восхода планеты Венеры — астрономическая дата к которой привязывается вся хронология Двуречья III-го и первой половины II-го тысячелетий до н. э.
Правил Амми-цадука 21 год.

Самсу-дитана — царь Вавилона, правил приблизительно в 1626 — 1595 годах до н. э., последний из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын царя Амми-цадуки.
О событиях его правления практически ничего не известно. Список его датировочных формул дошёл до нас не полностью, да и сами формулы бессодержательны и по большей части дошли до нас в сильно сокращённом виде.
В 1595 г. до н. э. хеттский царь Мурсили I, по-видимому, в союзе с касситами Ханейского царства, предпринял поход на Вавилон и разрушил его. Статуи покровителя Вавилона бога Мардука и его жены богини Царпанит были унесены из разрушенного главного храма Э-сагилы и доставлены в Хану. Самсу-дитана, видимо, погиб.
Известие об этом походе дошло до нас только из хеттского источника, поэтому о касситах он умалчивает, однако надо полагать, что в этом походе на Вавилон они играли немалую роль, может быть не меньшую чем хетты. Нам известно, что отдельные касситы к концу 17 в до н. э. находились на службе царей Вавилона, они могли послужить разведчиками для его врагов. Весьма вероятно, что и чисто военная роль касситского контингента в армии Мурсили I была велика. Этим очевидно объясняется и то, почему главный трофей — статуя Мардука не была увезена в Хеттское царство, а осталась в касситском центре в Хане.
Правил Самсу-дитана 31 год.

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (14.02.2012)
Просмотров: 4670 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz