ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 22.11.2024, 01:12
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Древнее Царство.Тети,Усеркара,Пиопи I
ЕГИПЕТ
 
VI династия
 
VI династия даёт несколько бессильных властителей, не прославивших своё имя значительными деяниями.

Тети (Тети III или Атоти III) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 2347 — 2337 годах до н. э., первый из VI династии. Тети имел детей от Ипут — сына Пиопи I и от второй жены Анхнесмериры или Анехнес-Мериры — Пиопи II. Пепи II взял в жены Нейт и правил 94 года.
Некоторые исследователи считают, что одна из жен Тети, Ипут, приходилась дочерью последнему фараона предыдущей V династии Унису; если это так, то брак с царевной старой царствующей линии обеспечивал преемственность власти от Униса к Тети. Однако его родственные отношения с предшественником сомнительны. Унис, как кажется, умер не оставив наследников, после чего последовал краткий период политической нестабильности, возможно, разрушивший страну. Тети, когда он пришёл к власти, как полагают, удалось завершить эту неустойчивость, что, возможно, отразилось в его хоровом имени — «Хор, умиротворивший Обе земли (то есть Нижний и Верхний Египет)». Это его хорово имя часто интерпретируется как признак, что Тети принёс мир в страну, которая, в конце V династии, возможно, была разделена. С другой стороны, «умиротворение Двух Земель» было одной из многих традиционных обязанностей фараона, таким образом этот титул, возможно, носил просто символическое значение.
Манефон рассматривал Тети как основателя новой династии. Туринский царский папирус видел в нём не только основателя новой династии, но и начинает с него, как бы, новый цикл жизни Египта; по неизвестным причинам имя Тети отделёно от предыдущих царей красной краской.
Продолжительность правления Тети несколько проблематична. В Туринском Списке от продолжительности его правления сохранились только количество месяцев и дней (6 месяцев 21 день), но совершенно не поддаётся прочтению количество лет. Нужно, однако отметить, что и само имя Тети в этом списке не читаемо, а берется произвольно, на основании расположения имени этого фараона в Абидосском и Саккарском списках царей. Последним годом зафиксированным в памятниках является — год после 6-ого подсчёта. Если эти подсчёты крупного рогатого скота, с целью взимания налогов, проводились раз в два года, то этот год должен соответствовать 11 году его правления, но возможно эти подсчёты проводились и каждый год. Манефон назначает ему 30 лет правления, что явно завышенная дата; нужно учесть, что после него довольно продолжительное время правил его сын Пиопи II. Хотя нельзя сказать, что его царствование было и очень коротким, так как известны следующие чати (визири), удостоившиеся этой должности при нём: Кагемни, Мерерука, Хнумнети, Неферсехемра, Неферсехемптах, Анхмахор, Хентикаи.
При Тети продолжалась децентрализация царской власти, сопровождавшаяся усилением местной родовой знати. Многие чиновники периода правления Тети оставили крупные гробницы, свидетельствующие о росте их независимости. В частности, чати (визирь) фараона Мерерука соорудил для себя мастабу, состоящую из 33 богато украшенных помещений и являющуюся самой большой известной гробницей египетского вельможи. Дочь фараона Тети Уотет-хет-хер (известная так же как Sesheshet), возможно, была замужем за этим сановником.
О царствовании Тети не известно ничего существенного, за исключением того, что при нём начинал свою карьеру вельможа Уна. Тети издал указ в пользу храма в Абидосе, а также его имя упоминается в связи с культом Хатхор в Дендере.
Согласно Манефону Тети был убит собственной стражей. Некоторые приписывают организацию этого заговора некому Усеркара, который значится фараоном, следующим за Тети в Абидосском списке царей. Другие высказывают мнение, что Усеркара это тронное имя самого Тети, обведённое в отдельный картуш в связи с ошибкой переписчика. Во всяком случае, на данный момент у египтолов не существует единого мнения на обстоятельств смерти Тети.
 
Заупокойный комплекс
Пирамида этого царя, получившая название Джед-сут-Тети — «Долговечнейшее место (успокоения) Тети» или «Упрочены места Тети», — находится в Саккаре северо-восточнее ступенчатой пирамиды Джосера. Первоначально пирамида имела квадратное основание 64 × 64 м и достигала 43 м в высоту. Ныне эта пирамида сильно повреждена, и её размеры сократились в два раза. Стены погребального чертога Тети покрыты Текстами пирамид. В пирамиде также был обнаружен серый саркофаг с именем фараона. На остатки пирамиды внимание обратил ещё Перринг в 1839, но вход в неё был открыт только в 1881 французским египтологом Гастоном Масперо. Помещения пирамиды стали доступны для посетителей с 1974, когда египетская Служба древностей провела реставрацию, в ходе которой подпёрла обваливающиеся потолочные блоки коридора стальными балками.
Из относящихся к пирамиде построек нам известны лишь развалины верхнего заупокойного храма с малой пирамидой-спутницей. Нижний храм и восходящая дорога, так и не найдены. Примерно в 100 метрах к северу обнаружены остатки другой небольшой пирамиды, принадлежащей дочери царя Униса царице Ипут, супруге Тети. Культ Тети на месте его захоронения в Саккара поддерживался исключительно долго.
Сешешет, матери фараона Тети.

Усеркара — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 2337 — 2335 годах до н. э., из VI династии.
Его имя содержится только в Абидосском списке царей, высеченном на стене храма Сети I в Абидосе, где оно стоит между именами основателя VI династии Тети и его сына Пиопи I. Туринский папирус не сохранил имён царей VI династии и не имеет поэтому доказательной силы. В том месте где, согласно реставрации этого документа, возможно, должно было бы находиться имя фараона Усеркара, расположена лакуна, что, казалось бы, свидетельствует в пользу абидосского варианта. Однако в Туринском списке напротив каждого имени стоят цифры, указывающие долготу царствования. Против предполагаемого имени Усеркафа, нет даже намёка на это. Вероятнее всего, данная строка не содержала имени царя, а здесь имелось какое-то пояснение к имени Тети. Ни Саккарский список, ни авторы цитирующие Манефона не упоминают имени этого царя. Наконец, о нём ни словом не обмолвился в своей пространной надписи вельможа Уна, живший при первых фараонах VI династии, хотя в этой же надписи говорится о фараонах Тети, Пиопи I и Меренра I.
Достоверных памятников от его правления не найдено, хотя ему приписывают около десятка мелких предметов, почти сплошь цилиндрических печатей. Притом, на всех памятниках имя Усеркара серьёзно поврежденно и восстанавливается лишь предположительно. Надо учесть, что такое же имя носил ещё один царь, а именно Хенджер Усеркара из XIII династии и, возможно, это ему следует приписать эти артефакты. Возможно, что Усеркара это всего лишь «тронное имя» Тети, по ошибке обведенное в Абидосском списке в качестве отдельного имени фараона в отдельный царский картуш.
В пользу существования Усеркара может служить полустёртый перечень фараонов VI династии и результатов ежегодной переписи скота, обнаруженный на крышке базальтового саркофага Анхесенпепи I — супруги фараона Пиопи I. По своей сути эти надписи являются, как бы продолжением хроники Палермского камня. Эти надписи недавно были реконструированы и поддались прочтению. Из прочитанного, вроде как, получается, что фараон Усеркара действительно существовал и правил приблизительно 2 — 4 года. Упомянут второй раз счисления скота. Перепись скота для взимания налогов, в более древние времена проводилась обычно раз в два года, но ко времени правления VI династии, вероятно, стала проводиться раз в год. Да и 2 года правления, для небогатого историческими памятниками периода правления Усеркара кажется более предпочтительными.
Кажется, имеется указание, что царица Хенткаус II была матерью Усеркара. На одном сохранившемся с тех времён строительном инструменте названа группа рабочих фараона Усеркара, что, возможно, может служить указанием на планирование больших строительных проектов. Однако ни одна из обнаруженных пирамид не идентифицируется с именем этого правителя. Возможно, он даже и не начинал эти работы, из-за краткости своего правления.
Существует две гипотезы относительно личности Усеркара (если принять во внимание, что фараон с таким именем действительно существовал). Первая заключается в том, что Усеркара был регентом при Пиопи I, правившим от имени малолетнего царя совместно с царицей Ипут, вдовой Тети. Вторая повествует о том, что Усеркара был сторонником группы знати при египетском дворе, которая, по крайней мере, согласно Манефону, убила Тети. После чего он силой овладел троном. Проще говоря, он был узурпатором и незаконным царём. Однако тот факт, что его имя попало в официальный список египетских царей, делает эту теорию малосостоятельной.
Не известно, как закончилось правление Усеркара. Если он действительно принадлежал к группе заговорщиков, которая убила Тети, то тот факт, что ему наследовал Пиопи I, сын Тети, по крайней мере указывает на то, что его удачный ход был успешен не долгое время. Впоследствии его имя, видимо, повсеместно было уничтожено (Damnatio memoriae).
Пиопи I (Пепи I) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 2335 — 2285 годах до н. э., из VI династии. Сын Тети и царицы Ипут, которая по мнению некоторых исследователей была дочерью Униса, последнего фараона предыдущей династии.
 
Продолжительность правления
Согласно Манефону, Пиопи I, который у того назван Фиосом, правил 53 года. Туринский папирус, вроде как, говорит о 20 годах правления этого фараона. Нужно, однако, отметить, что имена царей VI династии в этом списке сильно повреждены и не читаемы, сохранилась только длительность их правления. Отношение этих периодов правления к фараонам довольно условно и зиждется только на основе порядка следования царей, известного из других списков. Кроме того принимается во внимание, что Пиопи I одним из тронных имён которого было Мерира, мог быть здесь спутан со своим сыном фараоном Меренра I, которому Туринский список приписывает, вроде как, 44 года правления, что для последнего является явно завышенным сроком. Тут возможны ошибки, как составителей списка, так и последующих копировальщиков, а, возможно, и современных исследователей, пытающихся собрать воедино этот документ, развалившийся на множество мелких частей.
Самая поздняя известная дата правления Пиопи I — год 25-го подсчёта скота, известный из надписи в каменоломнях Хатнуба. Обычно в период Древнего царства этот подсчёт крупного рогатого скота с целью взимания налогов производился раз в два года, но проблема заключается в том, что подсчёт иногда производился и каждый год, а к концу указанного периода, то есть ко времени правления Пиопи I, даже более вероятно, что он проводился один раз в год. Если принять, что подсчёт проходил раз в два года, то царствование Пиопи I длилось не менее 50 лет, что хорошо согласуется с данными Манефона. В любом случае правление этого фараона было ни как не менее 25 лет.
Его продолжительное правление стало одним из последних периодов расцвета Египта второй половины Древнего царства. Памятники времени его царствования, большие и малые, рассеяны по всему Египту и служат ярким доказательством, что Пиопи I был полновластным властелином Египта от первых порогов до берегов Средиземного моря и что везде именем его производились работы, имевшие целью увековечить его имя.
 
Восшествие на престол
 
Статуэтка Пиопи I, совершающего жертвоприношение вином. Бруклинский музей, Нью-Йорк
 
Видимо, Пиопи I взошёл на престол очень рано после насильственной смерти своего отца Тети и какое-то время правил под регентством своей матери. Возможно, что между ним и его отцом короткое время царствовал фараон Усеркара, упоминаемый Абидосским списком царей. Может быть, этот Усеркара был вождём заговорщиков, убивших его отца. Вероятно, в борьбе с узурпатором Усеркара Пиопи I и его матери пришлось искать поддержку у провинциальной знати и даже пойти им на уступки, передав часть своих властных полномочий областеначальникам. Надписи его царствования наглядно отражают растущую независимость и благосостояние областных вельмож, прежде всего, номархов, которые в это время образовывают крупные родовые группы, по своему богатству и престижу конкурировавшие даже с царским домом.
Статуэтка царя Пиопи I. Бруклинский музей, Нью-Йорк (39.120) Алебастр. 26,5 × 15,7 см. Надпись на базе статуи уточняет, что статуя была создана по случаю первого празднества «Сед» Пиопи I
Военные кампании
Поход на Синайский полуостров
Утвердившись на троне, Пиопи I приступил к завоевательным походам. О военном проникновении египтян на Синайский полуостров при Пиопи I говорят изображение и надпись этого царя, сохранившиеся на скалах в Вади-Магара. На рельефе изображены фараон Пиопи I, совершающий церемонию торжественного бега, а затем сцена триумфа царя над поверженным врагом-азиатом. Надпись, помещенная тут же, гласит: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Владыка двух диадем, Мерира Мерихет, дарующий жизнь во веки, Хор, любимый в Обеих Землях. Первый случай празднования Сед. Передача поля [земли]. Защита жизни позади его… Благой бог, владыка двух стран, Пиопи, Хор… дарующий всякую жизнь. Великий бог, побеждающий все страны Ментиу».

Эту экспедицию сопровождал военный отряд во главе с несколькими капитанами кораблей, начальниками новобранцев и под общим командованием «начальника войска Ибду, сына начальника воинов Мери-Ра-анх».
 
Подчинение Нубии
Надпись в области Томаса говорит нам о походе Пиопи I в Нубию, вплоть до второго порога, «для открытия стран Уауата». В Нубии он настолько укрепил свою власть, что местные племена (ирерчет, маджаи, уауат, каау и другие) были обязаны в случае войны выставлять вспомогательные отряды для его армии.
 
Походы вельможи Уны
Из биографической надписи вельможи Уны, современника Пиопи I, становится известно о военных кампаниях египтян на территории Палестины. Из этой надписи следует, что фараон, мобилизовав воинов по всему Египту, от острова Элефантина до Дельты и усилив их вспомогательными контингентами из Северной Нубии и ливийцев, отправил их под командованием Уны для защиты от набегов бедуинских племён херуиша (букв. «те, кто на песке») Синайского полуострова и пустынных районов Южной Палестины. Поход окончился полным успехом. Ниже приведена победная песня воинов Уны:
Это войско вернулось благополучно,
разворотив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
разорив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
снеся её крепости.
Это войско вернулось благополучно,
срубив её смоковницы и виноград.
Это войско вернулось благополучно,
зажёгши огонь во всех её...
Это войско вернулось благополучно,
перебив в ней отряды в числе многих десятков тысяч.
Это войско вернулось благополучно,
[захватив] в ней пленными премногие [отряды].
Его величество хвалил меня за это чрезвычайно.
 
Однако потребовалось ещё пять походов чтобы окончательно покорить непокорные племена азиатов. Во время последнего похода, посадив часть войска на корабли, Уна направился вдоль берега Южной Палестины, и преследовал бедуинов вплоть до Палестинских холмов, расположенных намного севернее страны Хериуша, где он вторгся во владения оседлого населения, возделывающего смоковницы и виноград, и захватил там много пленных. Это подтверждается находкой скарабея эпохи VI династии южнее Иерусалима, в слоях, отвечающих Древнему царству. В отчете Уны сказано, что он достиг «Носа Антилопы», что может соответствовать мысу Кармель. Всё же военные экспедиции, снаряжённые при Пиопи I в Южную Палестину, не принесли Египту сколько-нибудь заметного влияния в регионе и скорее свидетельствуют о попытках фараона укрепить свои границы, нежели о желании покорить восточные земли.
 
Расширение торговых отношений
Эти войны имели своей целью укрепить экономическое и политическое господство египтян в соседних странах. Поэтому вполне естественно, что они сопровождались широкой внешней торговлей. Египтяне устанавливают прочные торговые связи с прибрежными городами Сирии и, главным образом, с Библом (егип. Кебен). О наличии торговых взаимоотношений между Египтом и Библом говорят египетские предметы, найденные в развалинах Библа во время раскопок этого города. Среди этих предметов есть статуэтки и сосуды, с именем фараона Пиопи I, а в Бейрутском музее хранится ныне барельеф, очевидно, также происходящий из Библа. Этот барельеф из белого известняка изображает фараона Пиопи I (правда, возможно, это Пиопи II), приносящего жертву богу и богине. Помещенная тут же надпись содержит эпитеты царя: «любимый Хатхор, владыка Библа». Памятник с именем Пиопи I обнаружен в развалинах древней Эблы — города, вероятно, служившего перевалочным пунктом для торговцев лазуритом.
Большое внимание уделял Пиопи I караванной дороге, ведшей из Коптоса по руслу высохшего потока Вади-Хаммамат к берегу Красного моря, которая имела громадное экономическое и военное значение. По этой дороге в эпоху VI династии шли многочисленные и большие караваны, снаряженные за камнем, за рудой и за другими видами сырья. Эта дорога связывала Египет с побережьем Красного моря, откуда открывались дальнейшие морские пути на Синайский полуостров, в Аравию и в области восточной Африки (Пунт). На скалах Вади-Хаммамата сохранилась надпись, относящаяся ко времени Пиопи I: «Год после 18-го [счисления], третий месяц 3-го сезона, 27-й день царя Верхнего и Нижнего Египта Мерира [Пиопи I], живущего вечно. Первое празднование торжества Сэд. Царская экспедиция, проведенная начальником всех работ царя, единственным другом, царским строителем, состоящим при Двойном доме Мерирамерптаханх, его сыном, жрецом, херихебом, Мерирамерптаханх, с казначеем бога Ихи, Иху [привезли]. Помощники мастеров: Птахун, Хирхун, Кар… и Нефери, Чечи. Царские знакомцы, начальники строителей: Метенсу, Чечи, Унхи».

Судя по наличию в составе этой экспедиции ряда специалистов строительного дела, экспедиция была снаряжена в Вади-Хаммамат с целью производства каких-либо строительных работ весьма важного военного значения.
 
Строительные работы
Время правления Пепи I ознаменовалось и значительной архитектурной программой: храмовые комплексы были сооружены по приказу царя в Абидосе, Бубастисе, Дендере, Иераконполе и на острове Элефантина; все эти памятники практически не дошли до нашего времени.
В Дендере в храме царицы неба Хатхор найдена в удалённом помещении надпись, что Пиопи I делал пристройки к этому святилищу, основанному ещё царём Хеопсом. В память об этом событии он носил титул «Возлюбленный Хатхор из Дендеры». Культ фараона Пиопи I поддерживался в этом храме даже на рубеже нашей эры — то есть 2300 лет спустя.
Ещё о царствовании Пепи I известно, что он основал большой город, назвав его своим именем. Лежал он в Среднем Египте, но местоположение его совершенно неизвестно; неизвестно также, не изменилось ли его название в какое-нибудь из нам известных в последующие времена.
В правление Пепи I продолжали разрабатываться хатнубские алебастровые копи, о чём свидетельствует отчёт губернатора Юга, бывшего в то же время «великим владыкой Заячьего нома», исполнявшего там трудное поручение для Пепи. Как уже говорилось, велись работы и в Вади-Хаммаматских каменоломнях.
Большое внимание уделялось и ирригационной системе. Царский строитель Мерирамерптаханх (Маи-Риа-маи-Птах-анхи) в своем жизнеописании повествует, что царь Пиопи I посылал его рыть протоки: один — в Низовье, другой — в срединной части Верхнего Египта. Поскольку до того речь шла о хозяйственных постройках, сооруженных сановником в той же местности Низовья, оба протока были выкопаны скорее всего для сельскохозяйственных нужд, а не для облегчения судоходства. Однако поддержание оросительной системы на должном уровне было возложено не на всё население Египта. Так в льготной грамоте Пиопи I одному при-пирамидному городу возбранено привлекать каких-либо его жителей к копанию некоего водоема.
 
Упадок царской власти
Несмотря на все эти успехи, царская власть при Пепи I не была уже достаточно прочной. Большинство египтологов считает, что его власть в значительной степени была ограничена влиятельными вельможами и жречеством. Внутренняя нестабильность в государстве была осложнена и заговорами в самом царском дворе. От последних годов правления Пепи сохранилось свидетельство о дворцовом заговоре (при нём тайным судом судили царицу Уретхетес, по-видимому, замешанную в каких-то дворцовых интригах), а также упоминание о двух лжецарях.
О попытках Пиопи I найти среди провинциальной знати поддержку своей пошатнувшейся власти может свидетельствовать факт его женитьбы на двух дочерях номарха 8-го верхнеегипетского (Тинисского) нома Хуа и его жены Некебет. Хотя обе эти жены Пиопи I, получившие одинаковые имена Анхесенпиопи («Живёт она для Пиопи») были не царских кровей, они пользовались огромным влиянием на фараона и стали матерями, одна — Меренра I, другая — Пиопи II Неферкара, впоследствии поочерёдно занявших царский престол. Брат этих двух цариц Джау был назначен верховным сановником — чати (визирем).
 
Смерть и погребение
Свою пирамиду Пиопи I разместил в Саккара, причём не рядом со ступенчатой пирамидой Джосера в Северном Саккара, где располагались пирамиды его предшественников Униса и Тети, а в нескольких километрах к югу, в Южном Саккара, где уже была построена пирамида Джедкара Исеси. Погребальный комплекс Пиопи I получил название Мен-нефер («Хорошее место»). Он был выстроен недалеко от храма главного бога города Мемфиса Птаха. Постепенно это название перешло, сначала на храм, а потом и на сам город — столицу Древнего царства, по преданию основанный легендарным Менесом и носившим первоначально название Инебу-хедж («Белые стены»). Название Мен-нефер впоследствии было транскрибированно греками как Мемфис, под каким именем этот город и известен в настоящее время.
Ныне пирамида Пиопи I сильно разрушена, ибо её в течение веков использовали как каменоломню; её руины почти ничем не отличаются от окрестных барханов. Добытчикам камня даже удалось через верх добраться до её погребальной камеры. Ширина её основания ныне не превышает 70 м (первоначально основание было около 80 × 80 м), а высота — 12 м. Интересно, что для ее постройки использовались блоки уже лежавших в руинах старых мастаб. У пирамиды мегалитический нижний ярус, выстроенный с использованием сложных технологий и примитивная куча щебня вверху. Облицовка имеет многочисленный прямоугольные заплаты — следы ремонта. Храм возле пирамиды также имеет явные признаки древнего ремонта: вместе и без всякой системы собраны блоки из совершенно разного материала — гранита, известняка, алебастра.
Её внутреннее строение повторяет план пирамид Унаса и Тети. Однако, в её сердабе нет ниш. Верхний храм, большая часть кладовых которого сохранилась на двух уровнях, был полностью раскопан, также, как и юго-восточный угол внутреннего массива пирамиды. В конце 80-х годов были открыты две пирамиды цариц.
Несмотря на то, что царский саркофаг был найден разбитым, в небольшом углублении пола в погребальной камере был обнаружен ковчег для каноп, все еще содержавший один из четырех сосудов с забальзамированными царскими внутренностями. С этой пирамидой связано одно из наиболее волнующих событий в истории египтологии. В ней впервые были обнаружены «Тексты пирамид». Отдельные части «Текстов пирамид» из этой гробницы хранятся во многих музеях мира.
 
Статуи Пиопи I
Две медные статуи Пиопи I и его сына Меренра I были найдены в одной из подземных кладовых храма в Иераконополя. Они, предположительно, изображают эти двух представителей царской семьи, символически «растаптывающих ногами Девять Луков», стилизованное представление завоеванных Египтом чужеземных стран. Совместно с этими редкими статуями были найдены статуя фараона Хасехемуи (II династия) и терракотовый львёнок, относящийся к Тинитской эре.
Статуи были разобранны, помещены друг в друга и запечатанны тонким слоем меди с выгравированным именем Пиопи I, «в первый день Юбилея» (праздника Сед). В то время как идентичность изображения более взрослого человека, как фараона Пиопи I не вызывает сомнения, так как доказана надписью, идентичность меньшей статуи изображающей более молодого мужчину остается нерешенной. Самая распространённая гипотеза среди египтологов — то, что спортивным молодым человеком меньшей статуи является его сын Меренра, который был публично объявлен приемником отца по случаю Юбилея. Помещение его медного изображения в изображении его отца как бы отражало непрерывность царской последовательности и переход скипетра фараона от отца к сыну прежде, чем смерть фараона могла вызвать династический раскол.
Однако, существует предложение, что меньшая статуя изображает более юного Пиопи I, возродившего свои силы в ходе празднования церемонии Юбилея.

 



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%82%D0%B8
Категория: История | Добавил: Jupiter (11.02.2012)
Просмотров: 2362 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz