↓↓↓
УНЕТИЦКАЯ КУЛЬТУРА
2.300 - 1.300 гг. до н.э.
От Вана (Янош) произошли роды венедов (ваны-венеды, вятячи).
Небесный диск из Небры. Унетицкая культура
Распространена на значительной территории в Центральной Европе (Нижняя Австрия, Чехия, Тюрингия, Саксония, юг Бранденбурга, северо-запад Польши).
Имела локальные варианты.
Названа по могильнику Унетице (Unetіce) около Праги (Чехия).
Погребения. Захоронения унетицкой культуры - скорченные на боку трупоположения в ямах; встречаются детские захоронения в керамических посудинах и трупосожжение. Некоторые могильники свидетельствуют о возникновении имущественной дифференциации.
Поселения раннего периода неизвестны; позднего (с 1.550 г. до н.э.) - размещены на возвышенных местах, иногда укреплены деревянными оградами с валами. Дома столбовой конструкции и полуземлянки. Керамика.
Керамика - посудины со шлифованной поверхностью.
Орудия труда и оружие — из камня, в поздних памятниках и из бронзы (алебарды, кинжалы и др.).
Основные занятия населения - плужное земледелие и животноводство.
Унетицкая культура эволюционировала в лужицкую культуру.
↓↓↓
ЛУЖИЦКАЯ КУЛЬТУРА
13 – 4 вв. до н.э.
КУЛЬТУРА УРНОВЫХ ПОГРЕБЕНИЙ
венеты, кельты, италийцы, иллирийцы
В период между 17 и 13 вв. до н.э. применение бронзы в Центральной Европе приводит к настоящему, беспрецедентному расцвету предметной культуры. Бронзовые орудия и оружие того времени представлено разнообразно, оно прочно и потому высоко ценится и при натуральном обмене. Ему принадлежит решающая роль в развитии хозяйства. Пик достигается к середине бронзового века, это – т.н.
Лужицкая культура, центром которой была Лужица (Lausitz – в немецкой транслитерации), откуда она затем распространилась от среднего течения Одера на востоке до Украины, а на севере от горных массивов Чехии и Словакии до Балтики.
ЛУЖИЦКАЯ КУЛЬТУРА
13–4 вв. до н.э.
Польша
Лужицкая культура была распространена на обширной территории от побережья Балтийского моря до Дуная и Словацких гор и от реки Шпре до Волыни.
Название получила от исторических областей Верхняя и Нижняя Лужица (на юго-востоке Германии), где впервые были найдены могильники и поселения Лужицкой культуры.
Лужицкую культуру на территории компактного проживания ее носителей на всем протяжении ее развития отличает своеобразная керамика, изделия из бронзы и затем из железа: ножи, копья, серпы, прекрасно сделанные топоры и т.п.
Экономическую базу носителей данной культуры преимущественно составляет земледелие: культивируются злаки и бобовые – три вида пшенице, просо, рожь, бобы, горох, люцерна и т.п., кроме того, имеет распространение скотоводство, охота и рыболовство.
Главным занятием племён Лужицкая культура было земледелие (применялись деревянная соха и плуг) и скотоводство.
Им была хорошо известна обработка бронзы. Из привозной бронзы изготовлялись серпы, кинжалы, мечи, украшения, сосуды.
В 7 - 6 вв. до н.э. распространилась металлургия железа, и во 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. железо уже полностью господствовало в производстве.
Племена Лужицкая культура не знали гончарного круга, но изготовляли высококачественную разнообразную глиняную посуду: амфоровидные сосуды и кувшины, различные чаши, миски, сосуды яйцевидной формы. Характерны биконические сосуды, часто использовавшиеся в качестве погребальных урн.
Наряду с открытыми селищами в конце бронзового века появились и укрепленные поселения, расположенные на труднодоступных местах и окруженные рвами и земляными валами.
На поселениях обнаружены прямоугольные деревянные дома столбовой или срубной конструкции. На Бискупинском городище длинные дома делились на изолированные секции с отдельным очагом в каждой. Многочисленные находки, относимые к Лужицкой культуре, дают нам основания утверждать, что у ее носителей была сильная общественная и военная организация. Для этого необходимо было развить собственный, соответствующий данному образу жизни, язык. Через язык та или иная культурная общность проявляет также свою народность, представляет себя как самостоятельное племя.
Лужицкую культуру некогда приписывали германцам, а также фракийцам, дакам и иллирам. Были попытки толковать их и как праславян (Й. Костжевский). Теория иллирского происхождения этой культуры привела к спорам и разногласиям (напр., П. Крестшмер 1943, В. Милойчич 1952, К. Тыменецки 1963 и т.д.). Й. Покорны, один из первых защитников данной теории, после второй мировой войны сменил свою точку зрения и придерживался затем позиции, что язык носителей позднейшей культуры полей погребальных урн, которые, по его мнению, были родственны носителям Лужицкой культуры, находятся в тесной связи с балтийскими языками. Утверждается, что данное племя внесло свой исторический вклад в формирование славян, кельтов, иллиров и других племен. Точка зрения, согласно которой носители Лужицкой культуры явились той основой, на которой сформировались исторически известные нам славяне (Й. Филипп), весьма близка теории, утверждающей, что Лужицкая культура идентична культуре венетов (П. Бош–Гимпера).
18. Выделение Албанской (иллирийская) языковой общности – XII в. до н.э.
В определенной части Европы, особенно в Польше, Силезии, Лужице, Саксонии и прилегающей части Чехии, необыкновенно возросло значение племен лужицкой культуры, которые сжигали мертвых, а их останки помещали в урнах на обширных погребальных полях. Племена Лужицкая культура сжигали умерших, а прах погребали в урнах или, реже, просто в ямках на «погребальном поле», часто насчитывающем тысячи погребений.
У племён Лужицкая культура, по-видимому, ещё существовало патриархально-родовое общество, хотя в позднее время появились богатые погребения, принадлежавшие представителям верхушки общества.
Лужицкая культура довольно однообразна на всей территории, однако выделяются и местные её варианты, отличающиеся особенностями погребального обряда и формами посуды. Их влияние скоро почувствовали соседние районы в средней и южной Чехии, а также область к югу от Дуная по Тироль.
Унетицкая культура.Лужицкая культура.