РОЗА МИРА |
|
АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ | российский композитор, поэт лауреат международных фестивалей |
|
Милоградская культура. VII — I вв. до н.э.
Данные глянциологии, науки о ледниках, говорят о том, что промежуток между 1300 и 500 г. до н.э. был эпохой похолодания. В это время происходило восстановление исчезнувших и отступивших ранее ледников на огромном пространстве от территории Аляски до Исландии.
Геродот так описывает климат Скифии (Крым, Кавказ и часть близлежайших территорий):
«Все осмотренные нами страны отличаются столь суровым климатом, что в течение 8 месяцев здесь стоит нестерпимый холод… Замерзает и море, и весь Киммерийский Боспор (Керченский пролив), так что живущие по ту сторону пролива скифы толпами переходят по льду, переезжают по нему в повозках на другой берег к синдам».
ЧЕРНОЛЕССКАЯ КУЛЬТУРА
Украина IX—VII вв. до н.э. фракийцы, киммерийцы, борисфениты, сколоты
Геродот описывая Скифию, сообщил нам первые сведения о племенах населявших Скифию:
- Геродот считал своих современников, «скифов-земледельцев», «скифов-пахарей» и «борисфенитов», торгующий хлебом через порт в Ольвии, одним земледельческим народом.
- Борисфен-Днепр — главная река «борисфенитов». Земля борисфенитов тянется вдоль правого берега Борисфена от Пантикапы- Ворсклы на 11 дней плавания вверх до устья Ирпеня или Тетерева.
- Соседи борисфенитов: на северо-западе — невры (тоже протославяне), на востоке – гелоны и будины, занимающиеся земледелием. На Левобережье Борисфена и на юге живут скифы-кочевники.
Геродот о мифической истории «борисфенитов» — среднеднепровских Земледельцев рассказывает легенду о происхождении «скифов» – земледельцев, почитавших священный плуг и ярмо, ведущих свой род от царя Таргитая и трёх сыновей Кола-ксая, Липо-ксая и Арпо-ксай. Эта легенда совершенно отличается от легенды о происхождении скифов кочевников Левобережья и Нижнего Днепра, ведущих свой род от Геракла и Ехидны (змееногой богини), у которых родились три сына — Скиф, Агафирс и Гелон.
Геродот не причисляет почитателей плуга и ярма к степным скифам-кочевникам, которые не возделывают землю, не сеют и не пашут.
Сколоты - само название скифов — «сколоты» (с-коло-ит) по имени общего царя всех скифских племен — Колаксая.
Сколоты по мифам племён Левобережья и Нижнего Днепра - это потомки Зевса и дочери божества реки Борисфена. Термины «сколоты» и борисфениты» — равнозначны, эти племена родственны между собой.
Земледельческие племена испытывали сильное влияние скифской культуры, что делало их внешне похожими на скифов.
Праславяне обитали в Среднем Поднепровье, как в предскифское, так и скифское время, сложившийся здесь русско-украинско-белорусский фольклор, в котором главные герои – это Кола-ксай - Солнце-царь и сказочный герой царевич Светозар, Зоревик, князя Красное Солнышко — былинный эпитет киевского князя, вполне сочетается с рассказами Геродота о мифах и легендах скифов. Можно провести множество мифо-эпических параллелей между записями Геродота и праславянскими сказаниями о трех царствах, из которых солнечный герой получает золото. Геродот сохранил имя мифического родоначальника сколотов – Тарх Тарахович, сказания о волшебном плуге и др. В славянском фольклоре осталось имя Тарх-Тарховича, Быка-Быковича.
Чернолесская культура (укр. Чорноліська культура) — археологическая культура переходного периода от бронзового к раннему железному веку (IX—VII вв. до н. э.). Распространена была в лесостепной полосе Правобережной Украины между Днепром и Днестром, а также в бассейне р. Ворсклы на Левобережье. Название получила от городища в Чёрном лесу в верховьях реки Ингулец (Кировоградская область), открытого и исследованного в 1949 г. Чернолесская культура знаменует начало скифской эпохи. На западе граничила с племенами гальштатской культуры, на востоке — с племенами срубной культуры. Чернолесская культура является развитием белогрудовской культуры.
Большинство авторов согласно с тем, что чернолесская культура происходит от белогрудовской и комаровской культур, однако, с более отчётливым влиянием культуры причерноморских скифов. Комаровская культура, в свою очередь, является локальным вариантом культуры боевых топоров, подпавшим под влияние центральноевропейских и трансильванских культур. М. Гимбутас, однако, усматривает также связь чернолесской культуры с предшествующим появлением в регионе индоевропейцев и считает её локальным вариантом общей индоевропейской культуры.
Сначала была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а со временем распространилась c запада на восток в бассейн реки Ворскла, откуда вытеснила на север племена бондарихинской культуры, что весьма напоминает рассказ Геродота о вынужденном переселении невров от змей (змей - символ фрако-фригийского Сабазия).
К данной культуре относится группа укрепленных городищ (Чернолесское, Тясминское, Калантаевское) и неукрепленных селищ, обнаруженных А. Тереножкиным в Кировоградской области. Важное городище возле Суботова (Черкасская область) было бронзолитейным центром культуры. Классическим образцом чернолесского городища считается укрепление на холме Тясмин. Оно состоит из глинобитного вала 12 х 1 м., у подножия которого обнаружены обгорелые остатки деревянных укреплений. Последние были построены из коробчатых срубов, соединенных частоколом. Снаружи был ров шириной 9 м. и глубиной до 4 м. Со стороны, противоположной реке, подходы к крепости были укреплены еще одним рвом и валом. В долине реки Тясмин обнаружено наибольшее количество чернолесских городищ. Большинство из них представляет такие же круглые крепости диаметром от 40 до 100 м. Внутри стен выявлены остатки довольно просторных (6 х 10 м.) землянок. Селища могли занимать площадь до 10 га. Деревня Мачуха близ Полтавы состояла из 22 жилищ, расположенных по окружности диаметром 250—300 м. Могильники содержат как трупоположения (под насыпными курганами), так и трупосожжения (в урнах), причем последние превалируют на поздней стадии развития культуры.
Артефакты представляют собой каменные и бронзовые топоры, земледельческие орудия из бронзы, реже — железа, посуда, бронзовые украшения. Кухонная утварь не отличалась особым изяществом, она была полированной или покрывалась кварцевой крошкой. Вместе с тем встречаются и тщательно отделанные вазы грушевидной формы с высокими горлом и узким основанием, хорошо обожженные и украшенные бороздками, инкрустацией, насечками или сосцевидными выпуклостями, напоминающие изделия фракийской Бессарабии. В совокупности найденные артефакты свидетельствуют о контактах местной культуры с Фракией, скифами и греческими колониями на побережье Черного моря.
Основное занятие населения — хлебопашество, возделывали пшеницу, ячмень и просо; известно было и разведение рогатого скота, коней, свиней.
Этническая принадлежность носителей чернолесской культуры является дискуссионной. Одни считают их фракийцами (при этом чернолесцев ассоциируют с агатирсами Геродота) или иллирийцами, другие (Рыбаков Б.А., Гимбутас М., С.В. Перевезенцев) — предками славян. При этом исследователи обнаруживают разительные различия между чернолесской и следующей во времени вслед за ней балтской юхновской культурой.
Классическая чернолесская культура заканчивается к V в. до н. э., после чего следует период упрощения материальной культуры, интерпретируемый как обнищание в связи с политическим доминированием скифов. Вместе с тем на поздней стадии наблюдается рост укрепленных поселений, вероятно, для защиты от кочевников, сооружение многочисленных рвов, валов и деревянных стен. Плотность населения возрастает, а преемственность социокультурных традиций сохраняется. Драматическая смена археологических культур приходится лишь на II в. до н. э., когда в регионе появляются сарматы и позже — готы.
МИЛОГРАДСКАЯ КУЛЬТУРА
VII — I вв. до н.э. Невры (балты)
Нёвры, невры (др.-греч. Νευροί) — древний народ, обитавший в верховьях Тираса и Гипаниса. Распространённое мнение, однако, противоречит показаниям позднейшего историка Плиния. Согласно ему, истоки Днепра находятся в стране невров. Неизвестно, что считал Плиний за истоки Днепра: сам Днепр или Березину (Беларусь).
Основным письменным источником является свидетельство Геродота, согласно которому земли невров на западе граничили с агафирсами, на юге со скифами, а на востоке с андрофагами, севернее невров Геродот помещал безлюдную пустыню. Есть его упоминание и о том, что царь (цари) невров наряду с другими царями Великой Скифии принимали участие в знаменитом Совете царей Скифии 512 (514) г. до н. э.: «Мнения участников (Совета) разделились: цари гелонов, будинов и савроматов пришли к согласию и обещали помочь скифам. Цари же агафирсов, невров, андрофагов, а также меланхленов и тавров (крымчане) дали скифам такой ответ: „Если бы вы прежде не нанесли обиды персам и не начали войны с ними, тогда мы сочли бы вашу просьбу правильной и охотно помогли бы вам. Однако вы без нашей помощи вторглись в землю персов и владели ею, пока божество допускало это. Теперь это же божество на их стороне, и персы хотят отплатить вам тем же. Мы же и тогда ничем не обидели этих людей и теперь первыми вовсе не будем враждовать с ними. Если же персы вступят и в нашу страну и нападут на нас, то мы не допустим этого. Но пока мы этого не видим, то останемся в нашей стране. Нам кажется, что персы пришли не против нас, а против своих обидчиков“.». В конечном итоге, скифы, изматывая персов, прошли по царствам Северной Скифии, отступив и в землю невров, которые бежали на север в пустыню.
Начиная с XIX века историки делали попытки отождествить невров с тем или иным народом Европы. Археологические исследования позволяют отождествлять их с носителями различных археологических культур, в первую очередь милоградской культуры (VII—II вв. до н. э.). По мнению Б. Н. Гракова, неврам принадлежат памятники на правом берегу среднего Днепра и вплоть до лесостепных вод Южного Буга и Днестра, то есть в первую очередь комплексы бассейнов Тясмина и Роси. О неврах, переселившихся в своё время в землю будинов, то есть в Днепровское левобережье, напоминают связанные со своим происхождением с культурой правобережья памятники бассейна Ворсклы. Существуют версии отождествляющие невров с предками славян (П.И. Шафарик, Л. Нидерле), кельтами.
Геродот также сообщает, что невры за одно поколение до похода Дария (то есть в середине VI века до н.э.) вынуждены были переселиться со своей родины в землю будинов из-за «змей» (то есть, врагов).
Геродот приводит также интереснейший текст, который занимал умы многих исследователей:
Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик
— Геродот. История.
Это сообщение позволило проследить славянские представления об оборотнях-волках вглубь истории. Позднее, проведя аналогии с тотемными культами индейцев (в особенности племени квакиютль (совр. Канада)), учёные пришли к выводу о наличии среди невров культа волка.
Культ змеи и рассказы об оборотнях были популярны у средневековых литовцев:
О культе змеи у литовцев в средние века упоминает Иероним Пражский. Один немецкий путешественник конца XVI века, рассказывая о литовском племени жмудь, сообщает, что жители «обожествляют зверей и других чудовищ, как-то змей, и обладают волшебством обращаться в волков и медведей» (Фридрих Аделунг. Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 г., ч. 1. М., 1864, стр. 274).
Милоградская культура — полесская археологическая культура VII — I вв. до н.э. Отождествляются с неврами Геродота. Носителей культуры причисляют либо к балтам, либо к праславянам.
Культура получила свое название по д. Милоград в Гомельской области.
Ее ареал охватывал обширную территорию от среднего течения р. Березины на севере до р. Роси на юге. На западе территория милоградской культуры (МК) достигала верховьев Западного Буга и Польши, на востоке бассейна Сожа.
Генетически связана с сосницкой и тшинецкой культурой.
Граничила с днепро-двинской культурой на севере, юхновской культурой на востоке, поморской культурой на западе. На юге и юго-востоке соседствовала со скифами.
Поселения милоградской культуры представлены двумя типами: городищами и селищами.
Укрепленные поселения в большей степени характерны для Поднепровья и Восточного Полесья. Селища в этом регионе тяготеют к городищам и часто примыкают к ним. В Полесье и на Волыни много неукрепленных поселений, не связанных с городищами. В Поднепровье большая часть городищ устаивалась на мысах. При этом напольная незащищенная стороны, как правило, укреплялась одной или двумя линиями земляных валов и рвов. Высота валов обычно небольшая 1,5-2,5 м. Помимо мысовых городищ в ареале МК получил распространение специфический тип укрепленных поселений, часто называемый в литературе “болотные городища”. В наибольшей степени они характерны для Полесья, где нет холмов-остандов и высокого, изрезанного оврагами речного побережья. В этих условиях городища устаивались на едва заметных песчаных всхолмлениях, часто среди или около болот, что затрудняло к ним подходы. Помимо этого эти городища обязательно укреплялись по периметру одной или двумя-тремя линиями земляных валов и рвов.
Древнейшим типом жилья у носителей МК была землянка. Остатки такой постройки выявлены на Моховском городище в Поднепровье. Она имела округлую форму, глубина котлована достигала 1,5 м. Большая часть изученных жилищ относится к числу полуземляночных или слегка углубленных в землю. Они имели прямоугольную форму площадью 12-16 кв.м. и были рассчитаны на одну семью. Характернейшей особенностью милоградских построек этого типа является выступ в одном из углов котлована. Судя по столбовым ямам, жилища имели столбовую конструкцию стен. В Поднепровье наряду с полуземлянками, по-видимому существовали и наземные дома столбовой конструкции. Жилища отапливались открытым очагом, устроенным в центре постройки или ближе к одному из углов.
Погребальные памятники МК характеризуются курганами и грунтовыми могильниками. Курганы, судя по инвентарю, относятся к раннему этапу культуры, VII - VI вв. до н.э., и были характерны не для всего ареала. Они, в частности, известны в Погорынье, а в последние годы открыты и в Черниговской области. На территории Белоруссии курганы были изучены еще в 50-е годы Ю.В. Кухаренко недалеко от д. Дубой Столинского р-на. Это невысокие полусферические полыни, содержащие трупоположения в ямах или на горизонте. Погребальный инвентарь в курганах представлен горшками, наконечниками копий, золотой серьгой скифского типа, ножа и некоторыми др. находками. Наиболее распространенным типом погребений являлись грунтовые, для которых характерно трупосожжение на стороне очищенных от костра кальцинированные кости ссыпались на дно могильных ям. Находки в гунтовых могильниках редки. Чаще всего встречаются обломки от одного-двух горшков. Реже присутствуют украшения, предметы быта, кусочки охры, кремни, зубы животных. Грунтовые могильники обычно вплотную примыкают к городищам (Чаплин, Милоград), либо, занимая пространство между внешней и внутренней линией валов (Горшков), либо даже на жилой площадке (Мохов, Любны). Всего в ареале культуры изучено свыше 150 грунтовых захоронений, в основном, в Гомельском Поднепровье. На среднем Днепре и на Волыни также встречаются грунтовые захоронения с трупоположением.
Разнообразные орудия труда. Отличительной чертой МК от более северных культур является то, что железные орудия труда здесь встречаются уже на раннем этапе. Многие из них связаны с земледелием. Это проушные топоры, мотыжки с боковыми отростками, серпы с крючками на пятке. Все эти изделия имеют прямые аналоги в скифских древностях, что свидетельствует о сильном влиянии скифской черной металлообработки на своих северных соседей. Другие железные орудия труда представлены ножами с горбатой спинкой, шильями, иглами, пробойниками и др.
Оружие представлено в основном стрелами. Для МК характерны собственные железные плоские наконечники ромбической, треугольной, листовидной и др. форм. В то же время широко представлены бронзовые скифские наконечники стрел. По форме они обычно трехгранные, втульчатые. На юге имеются также находки аминака и длинного скифского меча. Наконечники копий обнаружены только в курганах Погорынья. На поселениях их нет, за исключением, дротика, найденного в Горошкове. Разнообразны милоградские украшения и предметы, связанные с одеждой, прежде всего булавки. Среди булавок к наиболее ранним относятся гвоздовидные, имеющие скифское происхождение. Однако, наибольшей популярностью пользовались так называемые посоховидные булавки, у которых пелевидная головка завершалась завитком, напоминая собой навершие посоха. Со скифским импортом тесно связаны и некоторые другие типы украшений, в частности, серьги с гибовидным навершием, выявленные во всех областях ареала. Широкое хождение имели всевозможные подвески, которые носили на груди в составе ожерелий. Наряду с ними часто встречаются разнообразные пастовые и стеклянные бусины, поступавшие в ареал МК через скифов из античных городов Северного Причерноморья. Украшения рук представлены железными, бронзовыми и серебряными браслетами.
Среди них особо выделяется группа латенских браслетов из Горошкового клада. Впервые такие украшения появились в кельтской среде, откуда широко распространились в Европе. К милоградцам они, вероятно, опять-таки попали через скифов в IV-III вв. до н.э. Фибулы-застежки для верхней одежды, по-видимому, для носителей МК не были характерны. Известна лишь одна фибула раннелатенской схемы, найденная на территории Гомельского Поднепровья.
Помимо глиняной посуды на памятниках милоградской культуры очень широко встречаются глиняные грузики различных форм: крестовидные, шаровидные, катушкообразные. Особую группу составляют грузики, имитирующие форму милоградских сосудов. Многие из них орнаментированы ямочными вдавливаниями и нарезными линиями. В системе орнаментации тесно прослеживается связь с солярной символикой. На многих городищах обнаружены глиняные изделия животных. Чаще всего встречаются фигурки коня, реже - крупного рогатого скота, свиньи, бобра. Подобные изделия широко встречаются на более южных, прежде всего скифских памятниках, где они являлись непременным атрибутом культовых объектов.
Хозяйственная деятельность носителей милоградской культуры была прежде всего связана с земледелием и животноводством. Расположение этой культуры в различных физико-географических условиях, вероятно, предполагало наличие у ее носителей различных систем земледелия. Если в лесостепной зоне могло превалировать примитивное пашенное земледелие, то в более северных районах, в частности, на большей территории Полесья и Гомельско-Могилевского Поднепровья, предпочтительней была подсечка. О большей роли земледелия свидетельствует многочисленный инвентарь, как-то серпы, мотыжки, зернотерки и др. Судя по отпечаткам зерен на стенках горшков, выращивали пшеницу, просо, ячмень, бобовые культуры.
Наряду с земледелием важная роль отводилась и животноводству. Как показывают исследования остеологического материала, кости домашних животных на всех, без исключения, изученных поселениях, доминируют.
Так, на некоторых восточно-полесских городищах их доля составляет почти 95% (Лошенков). В составе стада преобладал крупный рогатый скот, далее шли лошади, свинья, мелкий рогатый скот. Среди домашних животных известны были также собака и курица. Приведенные данные показывают явную мясо-молочную направленность милоградского стада. Дополнительным источником пищи служила охота, в ходе которой добывали лося, зубра, кабана, благородного оленя, бобра, зайца, журавля, тетерева, кряквы, дрофы, др. животных и птиц. Несоменно, существенную роль играла и рыбная ловля, о которой свидетельствуют рыболовные крючки, грузила, рыбная чешуя.
В милоградской культуре, одной из первых на территории Белоруссии, уже с раннего этапа широкое распространение получила черная металлургия и металлообработка, что объясняется тесными контактами со скифскими лесостепными племенами. Примитивная печь-домница в виде круглой ямы, стены которой были покрыты сильно обожженной глиной, выявлена на Горошковском городище. На многих других поселениях отмечены скопления шлака, иногда встречаются и крицы. Металлографические исследования милоградских изделий из железа показали, что большинство из них изготовлено путем обычной ковки. Однако, были известны и более сложные технологические схемы изготовления, такие как, пакетирование, цементация, сварка железа со сталью и др. (Гурин).
Наряду с черной металлургией широкое распространение имело и бронзолитейное производство. Новейшие исследования позволяют судить о наличии в милоградской среде определенных специализированных центров, которые обеспечивали своей продукцией соседние районы. Так, городище Уваровичи Чечерского р-на найдено большое количество литейных форм, служивших для отливки по восковой модели бронзовых браслетов. Каменные и глиняные формы для изготовления различных украшений известны и на других памятниках культуры. О начавшемся процессе выделения отдельных общинных ремесел может свидетельствовать и захоронение бронзолитейщика на Моховском 1 городище, обнаруженное в пределах жилой площадки.
Милоградские племена, по-видимому, находились на высшей ступени первобытнообщинного строя. Не исключено, что под влиянием ряда внутренних и внешних факторов носителей культуры начинает проявляться имущественное неравенство и формироваться родоплеменная знать. Однако, родовая община еще занимала твердые позиции.
Археологические источники свидетельствуют о существовании у носителей милоградской культуры различных культов. Центральное место, по-видимому, занимал культ солнца, который, как уже отмечалось, хорошо прослеживается в орнаментации пряслиц. Достаточно уверенно можно говорить и о земледельческом культе. Так, на городище Подгорье в Положье С.Е. Рассадиным был открыт жертвенник, в состав которого входили миниатюрные сосудики, глиняные символы жертвенных животных и печеного хлеба. Обычно с земледельческим культом связывают и фигурки домашних животных: лошади, коровы. Вместе с тем не исключено сохранение элементов тотемизма, о чем можно судить по находкам глиняных фигурок диких животных, в частности, бобра.
На территории Украины милоградские памятники исчезают к концу III в. до нэ. Была ассимилирована пришедшими с северо-запада подклешево-поморскими племенами, сформировавшими впоследствии зарубинецкую культуру, на севере вошла в состав культуры штрихованной керамики позднего периода.
ЮХНОВСКАЯ КУЛЬТУРА
V в. до н.э.—II вв. до н.э. будины
Западные популяции фатьяновской культуры породили начало балтским культурам железного века: днепро-двинской и юхновской культурам, а восточные растворились среди местного финно-угорского населения или даже были ими истреблены.
Лебедовская культура — археологическая культура бронзового века (XI — перв. пол. VIII вв. до н. э.), распространённая на территории центрального и восточного Полесья, Черниговской и Сумской областей Украины. Возникла на основе сосницкой культуры, оказала непосредственное влияние на формирование Милоградской и Юхновской культур.
В формировании юхновской культуры значительную роль сыграла бондарихинская культура бронзового века, которая в VII веке до н. э. была вытеснена племенами чернолесской культуры на север, где в бассейне Десны явилась одним из компонентов юхновской культуры.
Также на развитие юхновской культуры сильно влияла скифская лесостепная культура.
В начале н.э. юхновцы испытали южное влияние зарубинецкой культуры, в результате чего образовалась «гибридная» почепская культура.
Юхновская культура граничила с сопредельными верхнеокской, днепро-двинской и милоградской культурами.
Юхно́вская культура — археологическая культура железного века V в. до н. э. — II в. до н. э. Была распространена на территориях Черниговской области Украины и Брянской, Курской и Орловской областей России. Впервые памятники этой археологической культуры ввел в научный оборот Д.Я. Самоквасов, раскопавший два городища близ деревни Юхново. Связи данной культуры прослеживаются с регионом Смоленска и Оки.
Этническая принадлежность племен юхновской культуры пока еще не определена, возможно одна из локальных этнографических групп восточных балтов или праславян. Юхновцы часто отождествляются с геродотовыми будинами — народом, обитавшим в верховьях Дона между Волгой и Днепром, а также высказывается предположение о тождестве с меланхленами.
Поселения юхновской культуры, как и скифские, делились на два типа — небольшие укрепленные городища и неукрепленные селища, причем последние связаны территориально с городищами, образуя вокруг них своеобразные агломерации, «микрорегионы». Укрепления городищ были мощными и достаточно сложными — один-три ряда рвов и валов, деревянные стены по всему периметру и расположены на неприступных утесах по берегам рек. Артефакты данной культуры представлены керамикой, глинобитными печами, деталями веретена, железными шилами, костяными иглами и бронзовыми украшениями.
Известны юхновские языческие капища. Б.А. Рыбаковым в Жуковском районе Брянской области у села Вщиж (Благовещенская гора) было исследовано огромное и сложно устроенное древнее юхновское святилище-крепость. Священным животным считался медведь.
Черепа носителей юхновской культуры свидетельствуют о сильном кроманидном влиянии, в антропологическом составе жителей лесостепного Поднепровья в нач. I тыс. до н.э. присутствовали массивные архаичные краниологические варианты.
ГЕЛОНЫ
Гелоны — сарматское племя, жившее на Днепре, приблизительно в нынешней Украине, и родственное будинам (Геродот, IV, 108, 123); у них была принята татуировка, почему Вергилий называет их picti Geloi. У Горация это имя служит для обозначения всякого… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
Нравы и культура скифских племен различны... Кочевые номады следуют за пастбищами для скота и остаются на одном месте, пока скот не съест всей травы. Пахари занимаются хлебопашеством и обработкой полей.
Внутри страны жители ведут более суровый образ жизни, и земля менее обработана. Они любят войны и резню... Даже при заключении договоров проливается кровь: договаривающиеся наносят себе раны, смешивают выступившую из них кровь и пьют ее; это считается у них самым крепким залогом сохранения верности.
Во время пиршества перечисление, кто сколько перебил врагов, является любимейшим и самым частым предметом беседы, причем те, которые перечисляли больше всех, пьют из двух чаш: это считается особенной почестью во время веселья. Чаши делают они из черепов злейших врагов...
Гелоны (подобный обряд Геродот связывал со скифами) покрывают человеческими кожами своих коней и самих себя, первых - кожей с остального тела, а себя - головной. У меланхеленов черная одежда и от нее самое их название; у невров есть для каждого определенное время, в которое они по желанию превращаются в волков и затем снова принимают прежний вид. Марс у всех главный бог; вместо изображений посвящают ему мечи и пояса, а вместо жертвенных животных убивают людей...
ПОМПОНИЙ МЕЛА (I в.н.э.)
266-283... (В войске Помпея) окунули в яд свои стрелы кочующие народы Скифии, которых ограничивает ледяной бездной Бактр и обширными лесами Гиркания. Затем лакедомонские гениохи, племя страшное быстрой ездой, и сармат, сосед свирепых мосхов, живущих там, где Фасис рассекает богатейшие нивы колхов, где течет роковой для Креза Галие, где... Танаис дает своим берегам имена разных частей света и, служа границей Азии и Европы, разделяет сопредельные части материка и своими изгибами увеличивает то одну, то другую часть света; где шумный пролив Понта выводит волны Меотиды и отнимается слава у Геркулесовых пределов и отрицается, что Океан допускает один Гадес. Отсюда явились племена эсседонские и ты, аримаси, подвязывающий волосы золотыми повязками; отсюда храбрый арий, и массагет, облегчающий долгий пост сарматской войны при помощи того самого коня, на котором раньше скакал, и быстрые, как птицы, гелоны...
Источник: http://www.darial-online.ru/1999_1/gagloiti.shtml
БУДИНЫ
Будины - большое и многочисленное племя; у всех у них светло-голубые глаза и рыжие волосы.
Будины имеют пространную область и количество их велико. Глаза их серые, но лицом красны. В их (будинов) земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооружёнными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое иступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной.
Будины-коренные жители страны-кочевники. Это единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками. Гелоны же, напротив, занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окружённое болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырёхугольной мордой (лоси). Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки".
СКАЗАНИЕ ГЕРОДОТА ГЕЛИОКАРНАССКОГО О СКИФАХ, САРМАТАХ И ПРОЧИХ
В среднем Поднепровье располагалось место жительства андрофагов (будины) и меланхленов. Будинам было свойственно культовое людоедство, откуда и родилось прозвище "андрофаги".
За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты — многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки.
Все меланхлецы носят черные одежды, отчего и происходит их название. Нравы у них скифские.
Источник: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110039.htm
Город Гелон
Около середины VI в. до н.э. поблизости от Гелона поселились невры, которым пришлось спасаться от появившихся в их землях множества змей. Местность Неврида, страна невров располагалась к северу от верховьев Днестра, между его истоком, истоками Западного Буга и бассейном реки Припяти. Это Северная Галиция и Волынь. Пришли они сюда из низовий Западного Буга
Город Гелон учёные отождествили с Бельским городищем (в 35 км. выше Полтавы по реке Припяти). Расположенное в междуречье Ворсклы и Сухой Груни, оно чётко разделено на три части. Археологи назвали их: Западное городище (на берегу реки Сухая Грунь); Восточное городище (на берегу реки Ворскла); Куземинское городище-между ними, на берегу Ворсклы.
Начало активного обустройства городища относят к VII в. до н.э., хотя найдены следы поселения, относящегося к VIII в. до н.э. Жители покинули город в III в. до н.э.
Вначале Западное и Восточное городища существовали раздельно. Затем они были объединены общим валом Большого Бельского городища. Объединение произошло V в. до н.э. К этому уже новому городищу было пристроено дополнительное – Куземинское - городище, построенное для охраны речной пристани.
Бельское городище было основано союзом двух племён в нач. VI в. до н.э. будинами и переселившимися с правого берега Днестра борисфенитами ("скифы - пахари"), а затем пришли кочевники гелоны.
Аборигены будины создали культуру на месте Бельского городища, которая типична для лесостепных памятников скифской эпохи, охватывающих значительную территорию от Днепровоского Левобережья до Среднего Дона. Культура пришельцев гелонов по своему происхождению связана с Правобережными памятниками жаботинского типа и появилась на Левобережье лишь в раннескифское время.
Это был крупнейший по тем временам политический и торгово-ремесленный центр в Лесостепной Скифии. Значительное различие археологических памятников Восточного и Западного городищ свидетельствует о том, что на этих двух поселениях, объединённых валом Большого Бельского городища, жило разное население, принадлежащее к различным этническим областям с разными обычаями и хозяйственными традициями. В таком случае всё Бельское городище следует рассматривать как центр племенного союза, в который входили по крайней мере два различных племени. К северу от Степной Скифии древние авторы упоминают только одно крупное поселение, с которым пытались отождествить Бельское городище. Это город Гелон, который Геродот описывает как центр своеобразного союза гелонов и будинов.
Наибольшая плотность населения Бельского городища была в Западном и Восточном городищах. Площадь их вместе составляет 3 868 га.
Куземинское городище занимало площадь в 15.4 га. Там нашли небольшой, слабонасыщенный культурный слой керамики IV-III вв. до н.э. В основном находки были сделаны на пологом склоне, который опускается к самому берегу реки Ворсклы. Видимо это была пристройка, защищавшая пристань. Это подтверждается и обнаруженным в этом месте складом античных остродонных амфор.
Западное и Восточное городища резко различаются между собой как по жилищам, так и по крепостным укреплениям, и по могильникам. Крепостные валы городища возводились на местах, где рос кустарник. Его сжигали, а затем строили стены из дерева и земли.
В Восточном городище опорные столбы стены располагались на большом расстоянии друг от друга. Между ними вкапывались на расстоянии около метра поддерживающие вертикально столбы. С внутренней стороны на вертикальные брёвна опиралась стена из горизонтальных брёвен и примыкающая к ней насыпь из глины и земли. В верхней части насыпи, для жёсткости конструкции и удержания верхних концов вертикальных брёвен, были заложены деревянные стяжки.
Первоначально крепостная стена была высотой около двух метров. Но в конце VI в. до н.э. её сожгли (войска Дария), при восстановлении стены были подняты в два раза-до 4-х метров.
Перед стеной был ров шириной до 5 м.40 см., глубиной от подошвы вала 5 м.60 см. Дно рва было плоское, шириной 1 м.10 см. Такое дно позволяло осаждённым незаметно для врага передвигаться во время вылазок. Верхняя часть внешней стороны стены была покрыта глиной и побелена. Вход в город был узким в начальной части и расширялся в сторону внутренней части города. Внутри города у стены был вал шириной до 7 м.20 см. Жили в Восточном городище в наземных столбовых домах с глинобитными печами. Это был крупный ремесленный центр. Здесь нашли целые комплексы, созданные для деятельности кузнецов, бронзолитейщиков, гончаров.
Обнаруженная там керамика относится к культуре VI в. до н.э. старшежуравского этапа. Есть здесь чернолощённая инструктированная керамика.
В городище находилось святилище с разнообразными предметами, некоторые из которых могут быть связаны с местным культом божества, подобного Дионису.
Западное городище располагалось на берегу реки Сухая Грунь. Там обнаружены курганообразные зольники, которые использовались в XIX-XX вв. н.э. для получения селитры. Зольники появились в VI в. до н.э. Число их как минимум семь, и располагались они по неправильному кругу. В зольниках археологи нашли обломки ионийских амфор VI-V вв. до н.э., протофазосских амфор V в. до н.э. и средиземноморских амфор неизвестного центра V-IV вв. до н.э. Это говорит о том, что жители Бельского городища вели активную торговлю со странами Средиземноморья и, что там постоянно проживала целая колония греческого купечества. В зольниках была обнаружена керамика так называемой жаботинской культуры (от раскопанного поселения на Тарасовской горе близ Жаботина).
Валы Западного городища тянутся на 3270 м. Там просто копался ров и насыпался вал. Вершина насыпи была чётко заострена под углом в 30 градусов к горизонту. Перед насыпью были вплотную друг к другу вбиты в землю вертикальные столбы. Нижняя часть служила стенами внутренних помещений, а верхняя - крепостной стеной. Население обитало в жилищах типа землянок с покатыми крышами.
Там обнаружено святилище с жертвенником, зооморфными и антроморфными статуэтками.
В целом внутри городища были колодцы, многочисленные зерновые ямы для больших запасов зерна и других продуктов, хозяйственные помещения. Здесь можно было содержать большие стада домашнего скота. Всё это позволяло выдерживать длительную осаду.
Во рвах городища были обнаружены наконечники стрел из бронзы, железа и кости, железные мечи и кинжалы, дротики, железные чешуйки от панциря, метательные камни разных размеров, булава.
Персы во главе с Дарием предприняли в 514-512 гг. до н.э. поход через Геллеспонт и Фракию в Северное Причерноморье. Перейдя Дуная, большое персидское войско углубилось в скифские степи. Скифы тревожили Дария постоянными нападениями своей колесницы, но уклонялись от решительного сражения.
Военные планы скифов были составлены весьма хитро. Войско царя Скопаса должно было завлекать персов вдоль Меотиды. Два других царства - великое царство под властью Иданфирса и царство, где царём был Таксакис, соединившись в одно войско вместе с гелонами и будинами,- должны были медленно отступать, заманивая врага в пустынные местности.
Персы упорно преследовали хитрицов и проникли в землю будинов. Здесь они нашли большой город, окружённый деревянной стеной (Бельское городище). Жители его не оказали персам сопротивления, но заранее бежали, так что город был пуст. Персы предали его огню.
Персы в 512 г. до н.э. без сопротивления со стороны местного населения заняли и сожгли город Гелон (Бельское городище). Истощив свои силы, персы были вынуждены двинуться в обратный путь, оставив часть войска во Фракии. Постигшая Дария неудача сильно подорвала военный авторитет Персидской империи.
После поражения персов город Гелон был восстановлен и просуществовал до III в. до н.э.
Гелоны более тысячи лет не исчезают из источников. Они отчасти заметны в событиях времен Руаса и Аттилы, когда в движение на Запад вовлекались самые разные народы Скифии. Оружием гелонов признавалась металлическая коса, которая нередко использовалась земледельцами как оружие.
Срубная культура.
Скифы.
Скифское искусство.
Саки-Массагеты.
Литература:
Каравайко Д. В. Памятники юхновской культуры Новгород-Северского Полесья. — К.: Ин-т археологии НАН Украины, 2012. — 276 с. — 300 экз. — ISBN 978-966-02-6301-7. Левенок В. П. Юхновская культура // Советская археология. 1963. № 1. С. 80. Моора Х. А. О древней территории расселения балтийских племен // Советская археология. 1959. № 2. С. 25.
Срубная культура (1900 – 900 гг. до н.э. Протоскифы)
Чернолесская культура (IX—VII вв. до н. э.)
Юхновская культура (V в. до н.э.—II вв. до н.э.)
Зарубинецкая культура (III в. до н.э. – III-V вв.)
Киевская культура (II - V вв. венеды, анты).
Ягорий.
Черняховская культура (III-IV вв., готы).
Распятие Буса Белояра (368 г.)
Гуннское нашествие (IV в.)
Основание Киева 430 (482) г.
Пеньковская культура (IV - нач. VIII вв. анты)
Пражско-корчакская культура (IV-VII вв. склавины).
Аварский каганат (VI в.)
Киевская Русь как явление метаисторическое.
Крещение Руси.
Князь Владимир I Святой.
««« Купить книгу »»»
««« Купить книгу »»»
««« Купить книгу »»»
««« Купить книгу »»»
««« Купить книгу »»»
««« Купить книгу »»»
Copyright © 2015 Любовь безусловная
|
Категория: История | Добавил: Jupiter (19.03.2015)
|
Просмотров: 2887
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ! |
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся
|
|