ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Понедельник, 25.11.2024, 07:47
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Кельты. Ч.2.Культура урновых погребений.Гальштатская культура
 
КУЛЬТУРА КУРГАННЫХ ПОГРЕБЕНИЙ
15–13 вв. до н.э.
Кельты
Племена курганной культуры выросли на почве энеолита и раннего бронзового века и заимствовали многие элементы у соседей, в особенности на востоке и даже в карпатской области. Значительная концентрация их на территории к северо-западу от Альп, в исторической области кельтов, приводит многих исследователей к мысли, что племена курганной культуры следует считать кельтскими (Лантье).
База племен курганной культуры была той живительной средой, в которой хотя бы в некоторых областях шел процесс преобразования первобытной массы родственных племен, в результате которого появились кельты в том виде, в каком они известны истории.
Это были скорее скотоводческие племена, которые занимали и менее плодородные земли, а часто и не использовавшиеся до того времени каменистые возвышенные области.
От Бургундии и Лотарингии по Чехию, включая Шумаву, от массивов Фогельсберг и Рейн севернее Майна по Швейцарию эти племена были расселены около середины 2 тыс. до н.э., а на среднем Дунае, включая часть Моравии, жили им родственные группы.
Исчезли захоронения со скорченным трупоположением, которое было обязательным еще в поздний бронзовый век, в курганах появляются захоронения с вытянутым трупоположением, а позднее все чаще и чаще применяется трупосожжение. С течением времени область курганной культуры значительно расширилась, причем на северо-западе - вплоть до Бельгии, Тевтобургского леса и хребта Гарц. Культура курганных погребений охватила различные ареалы расселения к северу от Альп, от течения Рейна до Карпат.
 
КУЛЬТУРА УРНОВЫХ ПОГРЕБЕНИЙ
Культура полей погребальных урн опиралась на старую базу курганной культуры. Погребальные урны как способ захоронения пепла умерших свидетельствуют о коренном переломе, который особенно нагляден в позднейшей Культуре полей погребальных урн, в поздний бронзовый век, у большинства европейцев в их представлениях о земном бытии и жизни в загробном мире.
Захоронения в урнах хотя и появляются уже к концу неолита, например, в центрально-германской Шонфельд - группе, в Анатолии позднего бронзового века, но в Европе они характерны именно для Лужицкой культуры, а в результате переселения племен, происходившем в период таких захоронений, они получают распространение фактически и во всей Европе.
Поля погребальных урн особенно распространены именно в Центральной Европе, где их схематично можно разделить на три территории: лужицкую, южно–германскую и средне–дунайскую.
 
Ок. 1 000 г. до н.э. - народы, носители урновых погребений (кельты, славяне, венеты, италийцы и иллирийцы), начали расселяться по Европе.
 
ГАЛЬШТАТСКАЯ КУЛЬТУРА
1 000 - 500 гг. до н.э.
Венеты, кельты
Ок. 1 000 - 500 гг. до н.э. Гальштатская культура на территории Австрии; богатый центр добычи соли и обработки металлов.
Случайные раскопки 1824-1831 гг. и более поздние систематические исследования вскрыли в Гальштатте огромное количество погребений VII—VI вв. до н.э., давших самые разнообразные находки (сосуды, украшения, оружие и пр.). Богатство могильника и соответственно процветавшего здесь некогда поселения было связано с выгодной торговлей добывавшейся в окрестных горах солью. Широта торговых связей поселения обусловила присутствие среди находок предметов, относящихся к двум регионам гальштаттской культуры - восточному и западному. Обилие вещей в могильнике позволило построить достаточно надежную относительную хронологию памятников гальштаттского времени, однако уточнить ее позволяют в основном предметы импорта из районов средиземноморских цивилизаций.
 
Еще в конце XIX в. немецкий археолог Т. Рейнеке предложил делить гальштаттское время на четыре фазы: A-D.
Первые две фазы являются своего рода подготовкой расцвета культуры и сейчас, по мнению большинства ученых, собственно гальштаттской эпохой считаются фазы С и D, а первые две относятся к позднебронзовому веку (А-В: 1.000 - 750 гг. до н.э., C-D: 750 - 500 гг. до н.э.).
 
- Восточная область распространения Гальштатской культуры (современная Австрия, Югославия, Албания, частично Чехия и Словакия), которая совпадает с территорией расселения племен, которых относят к древним иллирийцам и венетам.
Венеты проживали на пересечении важнейших торговых морских путей. Они сумели установить монополию на торговлю с Британией. Вскоре венеты стали самым сильным и богатым племенем. Они первыми в Арморике (Франция) начали чеканить золотые и серебряные монеты.
Переход от бронзы к железу происходил постепенно, причем на начальном этапе Гальштатской культуры (900 - 700 гг. до н.э.) имело место сосуществование бронзовых и железных инструментов при все большем преобладании последних.
В хозяйстве все большее значение приобретало земледелие. Распространялось плужное земледелие. В общественных отношениях происходило разложение рода и переход к отношениям классового общества.
Жилища Гальштатской культуры - деревянные столбовые дома, а также полуземлянки и палевые дома. Наиболее распространенный тип поселения - слабо укрепленное село с правильной планировкой улиц.
Хорошо исследованы соляные шахты, медные рудники, железоплавильные мастерские и кузни.
Характерные предметы: бронзовые и железные мечи с рукояткой в виде колокола или в виде дуги, повернутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые конические шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями, панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу, различной формы бронзовая посуда, особого типа фибулы, лепная керамика, ожерелья из непрозрачного стекла.
Искусство племен Гальштатской культуры было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к богатой росписи, роскоши; разнообразные украшения из бронзы, золота, стекла, кости, фибулы с фигурками зверей, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором, керамическая посуда - желтая или красная, с полихромным, резным или штампованным геометрическим орнаментом.
Использовался гончарный круг.
Появилось и образотворческое искусство: надгробные стелы, статуэтки из глины и бронзы, украшавшие посуду или составляющие композицию (бронзовая колесница из Штретвега в Австрии со сценой жертвоприношения, 800 - 600 гг. до н.э.); гравированные или тисненные фризы на глиняной посуде, поясах и цебрах (ситулах) изображают пиры, праздники, воинов и хлеборобов, иногда людей или зверей, поединки, сцены войны и охоты, религиозные ритуалы.
Захоронения Гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати.
 
- Западная область распространения Гальштатской культуры (южные части Германии, прирейнские департаменты Франции), где их связывают с племенами кельтов.
На Рейне, начиная с эпохи полей погребальных урн, развивается добыча золота, которое попадало в первую очередь в руки знати. Возрождение некоторых элементов старой курганной культуры в 9 и 8 вв. до н.э. наблюдается по всей территории курганной культуры бронзового века, начиная с восточной Франции через южную Германию по самую Чехию. Часто на одних и тех же местах встречаются курганы с захоронениями, относящимися к бронзовому веку, к эпохе полей погребальных урн и к собственно гальштаттскому времени. Южно-германские поля погребальных урн являются результатом сложного процесса, в котором местные и восточные элементы занимают важное место.
В этот период бросается в глаза количество оружия и особенно мечей. Эти мечи появляются в могилах в качестве составной части погребального инвентаря не только в поясе Подунавья, но и в альпийской области; бронзовые мечи липтовского типа гальштаттская ступень А и начало ступени В), первоначально в большом количестве изготовляемые в области у подножья Татр в Словакии, очень часто встречаются в южно-германском Подунавье и что там создается их особый тип.
Многие черты смешанной среднечешской кновизской культуры и южночешской кновизско-милавечской культуры мы находим также и в культуре южногерманских полей погребальных урн. Это говорит о том, что в течение всего бронзового века связи южной Германии с придунайскими областями на востоке были весьма оживленными.
Исходным пунктом распространения полей погребальных урн считают долину Рейна. Отсюда они, вероятно распространялись в направлении на юг к нынешнему Лиону, на запад к Руану, Туру, Пуатье и к реке Дордонье.
 
Ок. 775 г. до н.э. скифы мигрируют из Центральной Азии и распространяются в Восточной Европе. Примерно в то же время на венгерской низменности появляются элементы, свойственные более отдаленным восточным областям, так наз. фракийско-киммерийскому округу. Считают что напор скифов в южнорусской области вытеснил из степей, простирающихся на север от Черного моря, киммерийцев, заставил их двинуться как в Малую Азию, так и в низовья Дуная и что эта волна принесла с собой в восточную половину Средней Европы своеобразные детали конской сбруи, "фракийско-киммерийские" кинжалы и другие изделия.
Между 775-725 гг. до н.э. - киммерийское продвижение в юго-восточную часть Средней Европы. В то же время все чаще начинает появляться железо, постепенно становясь широко используемым металлом, сначала по крайней мере в высших общественных кругах. По наиболее распространенному сейчас мнению, техника плавки железа не была самостоятельно изобретена центральноевропейскими племенами, а проникла сюда через посредство эгейского мира, где (как свидетельствуют находки на Крите, в Афинах) она была известна не позже XI в. до н.э. Высказывается соображение, что появление железа в центре Европы связано с продвижением на запад племен южно-русских и причерноморских степей (киммерийцы).
 
Кимры, или белги, - белокурые, высокого роста, долихокефалы (долихокрания, длинноголовость); гаэллы, или галлы, - среднего роста, с черными волосами и брахикефалы. Для объяснения того, откуда явился брахикефальный тип во Франции, археология выдвинула две неарийские народности, населявшие ее еще до прихода галлов - именно лигурийскую и иберийскую: в тех местностях, где произошло смешение галлов, особенно с иберами, и получился короткоголовый тип.
 
В восточных Альпах кельты добывали соль. Одна из таких шахт находится в нескольких км. от Зальцбурга. Городской музей истории переполнен находками, добытыми из шахт, разбросанных по району, который называется Зальцкаммергут. Соль из этого района Альп тысячелетие назад доставлялась во все уголки Европы. Разносчики несли её на своих спинах в виде 8-10-килограммовых цилиндров, обложенных деревянными рейками и обвязанных верёвками. В обмен на соль в Зальцбург стекались ценности со всей Европы.
 
Мнение, что с племенами полей погребальных урн в поздний бронзовый век на Британские острова попали протокельты, скорее всего гэлы (галы), защищают выдающиеся английские археологи; В. Гордон Чайлд полагал, что племена полей погребальных урн в Англии (и культуры позднего железного века) говорили уже по-гэльски.
 
Кельты-галлы, заселившие территорию современной Франции в VII-VI вв. до н.э., частично вытеснили бикеров, частично включили их в своё культурное пространство.
Следующая менее крупная волна, по всей вероятности, с голландского побережья, шла, как полагают С. и Д. Хоукс около 750 г. до н.э.; еще позднее более мощная волна проникла из Франции через Канал.
Пауэл убежден, что носителями культуры раннего железного века на Британских островах были уже кельты.
 
Гальштаттская эпоха, характеризующаяся широким применением железа, геометрической керамикой (в ее западном варианте) и ростом количества курганных погребений, постепенно доходящих до запада Франции, отмечена невиданным до тех пор расцветом торговых связей между заальпийскими территориями и развитыми областями Средиземноморья. Импорт оттуда попадает к представителям все более могущественной знати, которая стремится обосноваться во всех ключевых пунктах торговых путей. Именно в это время большое значение получают альпийские перевалы (Сен-Готард, Сплуга), через которые шли дороги в Швейцарию и долину Рейна. Товары попадали сюда, в частности, из греческих и этрусских поселений Адрия и Спина по реке По.
 
Появляются поля погребальных урн в глубине Франции, в Аквитании, в окрестностях Аркашона у западного побережья, на юге у Толозы (Гаскония-Лангедок).
С конца 6 в. до н.э. в южнофранцузских и каталонских полях погребальных урн появляются греческие привозные изделия, с середины тысячелетия в инвентаре все больше заметно влияние средиземноморских зрелых культур; они продолжают существовать по крайней мере до 3 в. до н.э.
 
В этот период праистории Европы уже выкристаллизовались отдельные группы диалектов последующих крупных этнических и языковых групп и в собственно гальштаттскую эпоху (ступень С и D по Рейнеке) в 7 и 6 вв. до н.э. эти диалекты вполне сложились.
 
Затем поля погребальных урн появляются по другую сторону Пиренеев в Испании, в Каталонии и Кастилии. В связи с тем, что и на Иберийском полуострове имеются определенные признаки пребывания кельтов, некоторые исследователи считают племена полей погребальных урн в Испании кельтами (БошГимпера, Крафт, Hаварро), другие же приписывают им скорее лигурийский характер (М. Луи, П. Ламбоглия, в последнее время и М. Альмагро). Поля погребальных урн появились в Испании не раньше 700 г. до н.э., то есть в то время, когда в области северо-западнее от Альп начался уже новый исторический процесс.
На Иберийском п-ве появляется несколько локальных культур (Галисийская АК, АК Кастро, АК Тахо-Тежу, АК Дуэро, Кельтиберская АК долины Эбро и Септимании), что свидетельствует о формировании многих кельтоязычных народностей и сопутствующей языковой и диалектной дивергенции.
Кельтские вторжения в Испанию вызвали крах иберийской культуры. Индоевропейские пришельцы - кельты, согласно сообщению Диодора Сицилийского, смешались с иберами, образовав единую кельтиберскую народность. Остаток доиндоевропейского населения сохранился в Пиренеях, и его наследниками в наши дни являются баски.
После римского завоевания Испании кельтиберы постепенно восприняли римскую культуру.
 
Кельтиберский язык Испании, появившийся там около середины I тыс. до н.э. с севера и вымерший, видимо, к эпохе Великого переселения народов. Кельтский язык особенно богат берберизмами. Среди галлов, которые назвали себя "комброги" - "соотечественники", жило племя, которых галлы называли "аллоброги" - "люди из другой страны", "не-соотечественники".
 
С этими событиями западная историческая наука связывает "кельтизацию” Западной Европы.
Отдельные группы доиндоевропейского населения продолжали сохраняться в горах и изолированных труднодоступных районах. Одной из таких групп были пикты в Шотландии, сохранявшие свой язык вплоть до Средневековья. Гальштатская культура была распространена также в восточной части долины реки По в Италии. В Венгрии и части Западной Украины существовал местный вариант - Гава-голиградская культура, которая, вероятно, принадлежала фракийцам.
 
Гальштатская культура постепенно сменялась в западных районах латенской культурой.
 
ГАЛЬШТАТСКАЯ КУЛЬТУРА
↓↓↓
ЛАТЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
V - I вв. до н.э.
Кельты

 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (05.03.2012)
Просмотров: 3092 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz