ТРИПОЛЬСКО-УСАТОВСКАЯ КУЛЬТУРА
Днестр. Одесса.
2700-2450-2380 гг. до н.э.
-МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА. 3.700-3.400-2.700-2.400 гг. до н.э. Кубань. Северо-западная и центральная часть Северного Кавказа. Понтийская раса. Хатто-ашуйцы (Абхазы, адыги).
Синокавказцы направляются на Балканы. На Днепре зафиксированы топонимы северо-кавказского происхождения, а археологическая культура востока Балкан имеет потомственные аналоги на западном Кавказе, куда носители празападнокавказского языка проникли в 3-2 тыс. до н.э. через Северное Причерноморье, оставив поселения на Дону и в Крыму.
- Усатовскую мегалитическую культуру позднего Триполья современной Одесщины создали хатто-ашуйцы.
- Усатовская культура явилась продуктом объединения части трипольского населения вихватской группы со среднестоговцами и нижнемихайловцами (Нижнемихайловская культура. 3.000 – 2.600 гг. до н.э.).
"…Есть и еще целый ряд общих признаков мегалитических культур IV – II тыс. до н. э. Этнографические и фольклорные материалы дают возможность проследить то общее, что заметно связывает иберов Западного Средиземноморья и адыго-абхазов Западного Причерноморья. Культ «солнечного» быка (козла, барана или оленя), ритуальные жертвоприношения этих животных, посвященные небу, солнцу или молнии. Древние поединки и «игры» с быками, огненные ритуалы «торо ди фуэго», иногда знаменитое «хождение по огню», известное у басков, во фракийских районах Болгарии (нестинарство) и прослеживающееся у некоторых племён Южной Индии…" (Геннадий Еремин).
- Культура Шаровидных амфор. иберы. 2.900-2.200-1.700 гг. до н. э. У носителей культуры шаровых амфор существовал очень торжественный обряд погребения в монументальных каменных гробницах, над которыми иногда насыпали курганы.
Северная граница распространения усатовских памятников совпадает с южной границей восточного варианта культуры шаровидных амфор, влияние которой на позднетрипольские памятники признают многие исследователи.
Влияние культуры шаровидных амфор на усатовские памятники прослеживается по 14 признакам погребального обряда (большинство из них характерно также для дольменной культуры Северо-Западного Кавказа и Новосвободной, а также для Кеми-Обы)
Значительно меняется облик инвентаря, особенно керамики: появляются амфоры; некоторые амфоры украшены неизвестным до той поры шнуровым орнаментом.
Немногие оставшиеся элементы за вычетом трипольских и культуры шаровидных амфор (стелы с изображением людей и животных, гробницы с ложным сводом, укрепление каменными стенами поселений)находят параллели лишь в кеми-обинской и новосвободненской дольменной культуре или заимствованы от Древнеямной культуры (скорченное на спине трупоположение).
Усатовские памятники (поселения, курганные и бескурганные могильники) в отличие от новосвободненских и кеми-обинских комплексов имеют ряд черт (роспись на части керамики, глиняные статуэтки, некоторые формы посуды), связывающих их с предшествующей на этой территории культурой (этапы развития триполья В, С1). Однако исследователи признают, что в памятниках позднего Триполья, в частности, усатовских появляются новые элементы, не свойственные трипольской культуре более ранних этапов. К ним относятся мегалитические конструкции (каменные ящики, каменные заклады могил, кромлехи, каменные стены, окружающие поселения и т.д.), обычай отмечать место захоронения каменными стелами, новые керамические типы.
- Среднестоговская культура. Ямная культура. Индо-арии.
Новый компонент в усатовских памятниках значителен и выражается в ранее неизвестном носителям трипольской культуры обычае насыпать курганы, обносить могилу кромлехом замазывать щели каменного ящика глиной, отмечать курганы или места захоронения антропоморфными стелами или плитами, на которых выбиты изображения животных или людей.
"Красная и другие краски на черепах "усатовского варианта поздней трипольской культуры" отражают не только следы причесок, но и кастовой принадлежности, аналогии которых доныне бытуют в Индии, а до недавнего времени встречались и на Украине (козачьи "оселедци" и др.)". Считают также, что с верой в последующее существование связаны и захоронения под курганами.
Наиболее позднее население, известное памятниками типа Усатово и Городск, перешло к патриархально-родовым отношениям».
ПАТРИАРХАТ
В день зимнего солнцестояния – 22 декабря – Майя Златогорка от Дажьбога родила бога Коляду (новое Солнце). Что символизировало вытеснением патриархатом матриархата и распространение культа огня (эпоха Овена), распространяемого на Урале Рамой (см.Аркаим). 2848-1228 г. до н.э. - Эпоха Коляды. См. Рождество Коляды, Зевса, Митры...
У усатовцев при сохранении трипольского характера бытовых вещей, формы посуды и орнамента, исчезают культовые женские статуэтки. "Стали угасать и традиции матриархата: усатовско-маяцкие статуэтки преимущественно мужские, фалические". Усатовские фалические изображения, подобны явно фалическим дереевским. Однако некоторые исследователи по инерции продолжают считать их стилизованными женскими фигурками, усматривая в них какие-то женские черты.
В предании о семье Пандавов, арийских правителей Индии, в которой пятеро братьев полюбили одну девушку — прекрасную Драупади — и по совету матери все пятеро женились на ней. Мать Пандавов также не ограничилась связью с одним мужем. У ее сыновей были разные отцы. Царь Панду считался их отцом лишь номинально. Такие порядки имели место в переходный период, когда светская и духовная власть в обществе была уже патриархальной, а в семье еще сохранялись матриархальные обычаи. Кое-где в Индии и в Тибете до настоящего времени сохранились небольшие матриархальные племена. У западных соседей скифов — агафирсов во времена Геродота также сохранялись переходные от матриархата к патриархату обычаи: женщины были свободны в связях с мужчинами, и отцов их детям назначали старейшины.
Завершающий этап существования Трипольской культуры
Трипольцы завершающего этапа использовали в качестве жилищ и убежищ горные пещеры (юг Тернопольской области Украины).
"В этом районе специалисты Института археологии НАН Украины только за последние два года обнаружили сразу пять подземных поселений, которые скорее всего могут иметь отношение к древней трипольской цивилизации..."
"Это место особенное, - говорит наш проводник. - Здесь мы раскопали целое трипольское захоронение: вокруг скелетов было столько керамики, словно кто-то хотел полностью засыпать ею мертвецов".
Одной из самых удивительных находок, сделанных в пещере, можно считать пластину с изображением головы быка. Амулетов и оберегов в пещере множество. Большинство трипольских оберегов - это изображения собак, которых считали защитниками от зла.
"Вертеба - настоящее хранилище артефактов Трипольской культуры". Изучая пещеру, ученые обнаружили, что потоки дождевой и талой воды, проникая через карстовые слои, неоднократно заливали подземные залы. Когда отдельные залы и гроты затоплялись, люди на некоторое время уходили в другие места подземелья. Но очевидно одно, и самое главное: только крайняя необходимость заставляла трипольцев мириться с такого рода неудобствами и проживать в условиях постоянной влажности и темноты. Возможно "уйти в подполье" их заставила угроза со стороны соседних племен.
2.300 г. до н.э.- переселение трипольцев (будущих индоиранцев) из Восточной Европы на Восток.
Трипольско-Усатовская культура.