ПОЗДНЕЕ ТРИПОЛЬЕ (Триполье С2)
3.150-2.200 гг. до н.э.
Поздний период – период наибольшего расширения Трипольской цивилизации от дунайских гирл до Припяти и от совр. Ивано-Франковска до Кировограда.
Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток.
Антропологические черты трипольцев
Поздним этапом развития трипольской культуры датируются материалы из безкурганного могильщика около с. Вихватинци, расположенного на высоком берегу Днестра в Рыбоводческом районе Молдовы. Во время раскопок этого памятника были получены костные остатки, которые происходят из 60 мужских, женских и детских захоронений. Большинство из них (63 %) принадлежали детям до 14 лет. Среди захоронений взрослых преобладали мужские (60 %). Средняя продолжительность жизни в этой группе позднетрипольского населения, по данным Марины Великановой, составляла 20,2 года. Анализ краниологических материалов из Вихватинского могильщика показал, что как мужские (5 од.), так и женские (6 од.), черепа характеризуются удлиненной формой мозговой коробки, средним наклоном лба и умеренным развитием мускульного рельефа, средней высотой лица, ортогнатизмом, низким орбитами и выразительным выступанием носа. Вместе с тем, между ними прослеживаются и определенные отличия: мужские черепа имеют узкое, а женские – достаточно широкое лицо, первые – долихокранны, а вторые – мезокранны и имеют большую высоту. Есть существенные отличия и в размерах длинных трубчатых костей и общих показателях физического развития: мужчины отмечались грацильным, а женщины – массивным строением. Эти отличия настолько значительные, что, по мнению Марины Великановой, свидетельствуют о принадлежности мужской и женской выборок из Вихватинцив к разным антропологическим вариантам: первая близка к "классическим” грацильным западным средиземноморцам, вторая тяготеет к носителям массивных протоевропеоидных типов. Упомянутый феномен имеет лишь одно объяснение, а именно: он вызван интенсивными брачными контактами носителей трипольских культурных традиций со своими соседями-степняками, в антропологическом составе которых безоговорочно доминировал массивный протоевропейский компонент. Влияние этого компонента еще ярче прослеживается в племенах позднетрипольской усатовской культуры. Анализ краниологических материалов из мужских захоронений в курганном могильщике поблизости с. Маяки Биляивского района Одесской области показал, что в их антропологическом составе имеются два компонента, а именно: грацильный средиземноморский, который характеризуется долихокранией, тонкими стенками мозгового черепа, который имеет небольшие размеры, узким и невысоким лицом, и массивный протоевропеоидный, которому свойственна долихомезокрания, тонкие стенки свода, относительно узкий лоб и непропорционально широкое лицо. Кроме того, здесь имеется еще один краниологический вариант с контрастно противоположным сочетанием признаков, который, по выводам Инны Потехиной, образовался в результате взаимодействия двух предыдущих компонентов, "унаследовав от одного из них размеры и пропорции черепной коробки и лица, а от второго – типы обмена веществ, которые определяют массивность или грацильность костей скелета”. Эти два компонента – грацильный средиземноморский и массивный протоевропейский, по данным Константина Зиньковского, характеризуют и находки грунтового могильника Усатово. Сборная выборка черепов из захоронений усатовской культуры является промежуточной между вихватинской серией и сериями черепов из захоронений творцов соседних энеолитичних культур, что свидетельствует об увеличении в антропологическом составе позднетрипольских племен Северо-западного Причерноморья доли массивного протоевропеоидного компонента. Упомянутый компонент зафиксирован и среди покойников грунтового некрополя начала позднего периода трипольской культуры вблизи села Чапаивка на южной околице Киева, где были исследованы костные остатки 15 мужчин и 6 женщин. Большинство из них умерли в возрасте от 30 до 50 лет, средняя продолжительность жизни взрослого населения – 36,8 лет. Визуальное обследование краниологических материалов неудовлетворительной сохранности, проведенное киевской исследовательницой Светланой Круц, показало, что мужские черепа принадлежали к двум морфологическим вариантам, а именно: массивный долихомезокранный, который характеризуется толстыми стенками черепа и развитым мускульным рельефом надбровья и затылка, и грацильный долихокранный, со средним развитием мускульного рельефа. Наличие первого из этих антропологических компонентов и особенности обряда захоронения Чапаивского некрополя указывают на прямое проникновение в среду позднетрипольских племен отдельных групп людей днепро-донецкой общности, которая сложилась во время неолита.
У представителей трипольской культуры антропологи отмечают динарский тип (южные славяне - украинцы, югославы, болгары, татары и др.). Их расовый тип, согласно реконструкциям М.М. Герасимова, ближе всего к современному славянскому, разве что менее грациализированный – с более низким лбом.
АРМЕНОИДЫ
"Арменоидный” компонент (округлая форма головы, сплощенная форма затылка, резкое выступание носа, спинка которого имеет выпуклую форму), который, по мнению Татьяны Пассек, доминировал в антропологическом составе трипольских племен. Основанием для этого вывода стал стилистический анализ антропоморфных статуэток, обнаруженных на поселениях трипольской культуры. Среди них есть немало изображений "носатых” круглоголовых людей. Однако их реалистичность вызывает серьезные сомнения: известно, что древние скульпторы в своем творчестве часто руководствовались художественными канонами, которые формировались под воздействием идеологических представлений. Кроме того, форма носа на трипольских статуэтках могла определяться сугубо технологическими приемами, которые используются и современными художниками при изображении носа на глиняных статуэтках.
Во время раскопок поселения среднего этапа развития Триполья поблизости с. Незвиско в Прикарпатье был найден череп, который имел очень интересное и необычное строение, а именно: округлую форму головы и приплюснутый затылок – черты, которые сформировались под воздействием искусственной деформации мозговой коробки; широкое, немного уплощенное лицо, из плоскости которого выразительно выпирает нос, спинка которого имеет выпуклую форму. По выводам Михаила Герасимова, он принадлежал воину 60-65 лет, который за 10-12 лет до смерти испытал тяжелые травмы. Во время боя он был ранен трижды: два удара, следы которых остались на лобной кости, пришлись на голову, а третий – на зубы верхней челюсти. "В момент ранения, – писал московский исследователь, – рот был широко раскрыт, только этим и можно объяснить то, что были выбиты все зубы верхней челюсти. Характер ранения (удар по зубам) опосредовано указывает на то, что орудие, которым был нанесен удар, имело узкое тонкое лезвие, это мог быть каменный топор с узким лезвием, типичный для каменных культур позднего неолита и ранней бронзы”. Потеря зубов повлекла полную облитерацию альвеолярного отростка верхней челюсти, которая исказила лицо человека.
Стремясь воспроизвести его черты к и после травмы, Михаил Герасимов создал не один, а два графических портрета мужчины из Незвиско.
Первые существенные изменения отмечены уже на рубеже IV и III тыс. до н.э. В это время на территории культуры Кукутень-Триполья появились новые элементы (Кукутень С) "восточного происхождения", постепенно приведшие к существенному изменению всего культурного массива возникает Кукутень В, и начинается поздний этап Триполья. Изменения коснулись всех сторон культуры - погребального обряда, керамической традиции (падает доля расписной посуды меняется характер росписи), формы жилищ.
- Культура воронковидых кубков (КВК). Мегалитическая культура. 4.300-2.700 гг. до н.э. Средиземноморцы. Молдавия. Скандинавия.
Стратиграфические данные показывают, что на поселениях трипольской культуры позднего периода залегает керамика Культуры Воронковидных Кубков (средиземноморцы) и Культуры Шаровидных Амфор (иберы). Эти культуры сыграли свою роль в дезинтеграций массива трипольской культуры и в процессе "исчезновения триполья".
- Культура Шаровидных амфор. 2.900-2.200-1.700 гг. до н. э. иберы. В этой культуре мы имеем дело с некими осколками иных народов, выдавленными с прежних территорий обитания из-за климатических изменений. Во второй четверти III тыс. до н.э.(2.600-2.200 гг. до н.э.) в Центральной и на западе Восточной Европы широко распространяется культура шаровидных амфор. Ее памятники находят на Эльбе, Одере, Висле. Из бассейна Вислы носители культуры шаровидных амфор уже на развитой стадии продвинулись в верховья Западного Буга и Стыри, а оттуда-в верховья Прута, Серета, Днестра, огибая с востока Карпаты тем же путем, что почти 2 тыс.лет назад шли племена культуры линейно-ленточной керамики (яфетиды) .
Этой культуре были свойственны некоторые арийские обычаи: подкурганные захоронения, скорченные положения покойников, на боку или на спине. У носителей культуры шаровых амфор существовал очень торжественный обряд погребения в монументальных каменных гробницах, над которыми иногда насыпали курганы.
Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки.
Продолжает развиваеться добыча обработка металла.
Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных раковин с орнаментом по краю венчика защипы, оттиски, верёвочки, наколы).
Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков.
Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами.
Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения-браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика - шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.
-9 тыс. до н.э. выделение индоевропейского языка из бореального языка. МАГЛЕМОЗЕ. ЯНИСЛАВИЦКАЯ КУЛЬТУРА.
Трипольско-ямная языковая общность – XXX - XIII вв. до н.э.
Трипольские племена входили в число языковых предков (субстрат) славян – древнейшую юго-восточную зону индоевропейского единства – языковую общность, определяемую лингвистами, в составе которой находились и предки индоиранцев и славян.
-Ямная культурно-историческая общность (насчитывается 9 локальных вариантов) после 2.800 г. до н.э. распространялась на огромных просторах от Южного Приуралья до Дуная, и по мере нарастания упадка в Триполье ямники продвигались все далее и далее на запад. Ямные племена занимали пустующие экологические ниши Центральной и Юго-Западной Украины, увлекая за собой дальше на запад и юго-запад некоторые группы местного населения. Во всяком случае, трипольские города не имеют следов пожаров и разрушений. Ямники становятся, таким образом, двигателем, разнесшим трипольские арийские традиции по всей Европе и Малой Азии, а в другом направлении индо-иранские племена переселяются на Волгу, потом в Среднюю Азию.