ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 22.11.2024, 02:34
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » ЛЮБОВЬ » Любовь к животным

ЛОШАДЬ, ЕЁ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
 
ЛОШАДЬ, ЕЁ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
 
Лошадь очень умное животное, она многое чувствует, как человек.
Лошадь принадлежит к отряду непарнокопытных (Perissodactyla), большой когда-то группе животных, имеющей ныне лишь весьма немногочисленных представителей и составляющей строго ограниченное семейство однокопытных.
 
Кондиляртры - отряд растительноядных млекопитающих, давший начало различным группам копытных. Группа, исходная и для "северных", и для "южноамериканских" копытных. Поздний Мел-Эоцен.

Пропалеотерий (лат.Propalaeotherium) - вымерший род млекопитающих, принадлежавший близкому к лошадиным семейству палеотериевых. Пропалеотерии не являлись непосредственными предками современных лошадей, а образовывали боковую ветвь, которая относительно рано прервалась. Название намекает на то, что эти животные были предками палеотерий.
Пропалеотерии по телосложению были похожи на более известных гиракотерий. Известно несколько видов этого рода, которые достигали высоты в холке от 30 до 60 см. Передние лапы оканчивались четырьмя, задние - тремя пальцами. Вероятной средой обитания пропалеотерий были леса. Пропалеотерии жили в верхнем эоцене и известны по нескольким местам находок в Европе, а также в Китае.
В Месселе (Германия) были найдены остатки более 70 лошадей, в том числе жеребят и беременных кобыл. Этот пропалеотерий имел четырехпалые копыта на передних ногах и трехпалые - на задних. Рост его достигал всего 60 см в холке.
Пропалеотерии ищут в листве виноград. Иногда им попадается забродивший виноград, который содержит совсем малое количество алкоголя, но его достаточно, чтобы притупить их обычно острые чувства и лишить их правильной координации движений. Представляет собой вполне подходящую добычу для Амбулацетуса и Гасторниса.
Палеотериевые (лат. Palaeotheriidae) - вымершее семейство млекопитающих. Относившись к отряду непарнокопытных (Perissodactyla), они являлись близкими родственниками семейства лошадиных (Equidae). Большинство палеотериевых были животными малых размеров. Их наиболее ранние представители достигали высоты в плечах всего 20 см, в то время как более поздние палеотериевые по величине были сопоставимы со свиньями или пони. Однако, как минимум один род - палеотерии - достигал размеров носорогов. На передних лапах у них было четыре, на задних - три пальца и в отличие от современных лошадей у них не было редукции количества пальцев. Зубы были приспособлены к пережёвыванию мягкой растительной пищи, такой как листья. Вероятно, эти животные жили в группах, а их средой обитания были главным образом болотистые леса.
Одним из самых ранних представителей семейства считаются гиракотерии, систематический статус которых остаётся спорным. Иногда их рассматривают как общих предков всей группы лошадеобразных (Hippomorpha), в которой объединены лошадиные и палеотериевые. Более поздние роды семейства - Propalaeotherium, Pachynolophus, Plagiolophus и Palaeotherium. У последнего, вероятно, имелся короткий хобот, похожий на хобот современных тапиров. В отличие от лошадиных ареал распространения палеотериевых ограничивался Евразией, большинтство ископаемых были найдены в Европе. Вымирание семейства произошло в олигоцене.
 
Эволюция лошадей началась в эоцене, около 55 миллионов лет назад. В то время существовал гиракотерий - предок всех нынешних лошадей, маленький зверёк с высотой в плечах всего 20 см, разжёвывавший своими мелкими зубами листья и фрукты.
Гиракотерий нисколько не напоминал сегодняшних лошадей. У этого зверька были выгнутая спина, короткая шея и морда, короткие ноги и длинный хвост. Его походка напоминала собачью, но у него уже имелись маленькие копыта. Череп и объём мозга были относительно малые.
Лошадиные (лат. Equidae) - семейство млекопитающих. Включает один ныне живущий род - лошади, а также несколько десятков вымершихродов.
Лошади произошли от животных, у которых было пять пальцев, но эволюция сократила их число до одного (копыто). Копыто - это гигантский ноготь, который стал толстой оболочкой вокруг ноги. Копыто состоит из керотина, того же белка, что и человеческий ноготь.
Около 50 миллионов лет назад из гиракотериев выделился род Orohippus (орогиппус). Прежде всего, изменились конечности и зубы, орогиппус предпочитал более твёрдую растительную пищу. Три миллиона лет спустя орогиппусы эволюционировали в новый род Epihippus (эпигиппус). Тем временем климат существенно изменился, в Северной Америке стало засушливее, леса сократились, уступая место открытым саваннам. Это было ключевым событием в эволюции лошадей, так как они были вынуждены приспосабливаться к новым условиям. Они стали крупнее, что позволяло им быстрее передвигаться, а также полностью переключились на травяную пищу.
40 миллионов лет назад сформировался род Mesohippus (мезогиппус). Высота в холке у этой лошади была около 60 см, спина более не была выгнутой, как у её предков, а ноги, шея и морда стали длиннее. Изменилось также строение его копыт. Около 35 миллионов лет назад он перешёл в род Miohippus, представители которого стали ещё больше, а их морды дополнительно вытянулись.
23 миллиона лет назад возник род Parahippus. У этого зверя были более приспособленные зубы и всего лишь по три пальца, сросшихся в копыто. Потомками парагиппусов стали представители рода Merychippus, в холке достигавшие до одного метра. Их череп уже напоминал череп современных лошадей, а объём мозга значительно увеличился. Род Merychippus разделился на несколько эволюционных линий, некоторые из которых вымерли. После промежуточного звена под названием Dinohippus около 4 миллионов лет назад появились современные лошади рода Equus.
В Северной Америке лошади вымерли несколько тысяч лет назад, прежде чем в ходе европейской колонизации в XVI веке снова были ввезены представители видов домашняя лошадь и осёл. Одичавшие популяции ввезённых лошадей стали известны как мустанги. Подобный процесс имел место также в Австралии, в которой до этого никогда не было представителей рода лошадей.
 

Лошадка со стоянки Сунгирь
Одним из первых на планете скульптурных изображений животного является лошадка найденная на стоянке Сунгирь (25 тыс. лет назад).
Среди древнейших живописных изображений – лошадь в Каповой пещере (около 15 тыс. лет назад).
 
ВЕРХОВАЯ ЛОШАДЬ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ
 
Древнейшая верховая лошадь датирована ок. 4.830 г. до н. э. (жеребец из Дереивки, Украина). Культура Средний Стог справедливо считается одним из древнейших центров приручения коня и коневодства, а также появления первых в мире школ верховой езды. Как степной народ, арийцы владели отменными лошадьми и первыми придумали колесницы. Они принесли и то, и другое достижение ко многим цивилизациям и по времени появления колесниц можно судить о времени контактов с арийскими племенами.
В Среднем Стоге (3.500 г. до н. э.) впервые в истории индоевропейцы в России освоили верховую лошадь. Скотоводство среднестоговской культуры на 75 % базировалось на одомашненной лошади, и эта культура замечательна еще и тем, что ее носители впервые в истории освоили верховую езду на лошади: в среднестоговской культуре представлены роговые элементы конских удил, а недавние исследования зубов среднестоговской лошади показали, что эти удила применялись по современному их назначению.
Этнологические параллели показали, что освоение верховой езды должно было сопровождаться для среднестоговцев ростом демографического состояния и повышением мобильности, что объясняет распад праиндоевропейской культуры и широчайшее распространение ее производных по Евразии: конная ямная и другие культуры.

1. Трипольско-ямная языковая общность – XXX - XIII вв. до н. э. Трипольские племена входили в число языковых предков (субстрат) славян – древнейшую юго-восточную зону индоевропейского единства – языковую общность, определяемую лингвистами, в составе которой находились и предки индоиранцев и славян.
Племенной союз, представители которого разговаривали на индоевропейском языке, распался (или из его территории выселилось несколько группировок) 3.600 г. до н. э. Распад индоевропейского диалектного единства произошел после того, как их носители стали употреблять колёсный транспорт.
Работами лингвистов, начиная с классических исследований О. Шрадера и А. Мейе, было установлено, что терминология, связанная с колесным транспортом, является общеиндоевропейской. Общими для индоевропейских языков служат названия четырехколесной повозки, колеса, ярма и дышла, а также пары животных в упряжке, вола (коровы) и лошади; общеиндоевропейскими являются также глагол «запрягать», слова «путь», «дорога», «мост».
«В индоевропейском восстанавливается разветвленная терминология, относящаяся к колесной повозке и ее отдельным частям. Наличие повозки и колеса у древних индоевропейцев, предполагаемое по лигвистическим данным, согласуется с культурно-историческими свидетельствовами о наличии колесных повозок в каждой из древних индоевропейских традиций, начиная с древнейших датируемых материалов, как письменных, так и археологических.
Все боги индоевропейского пантеона характеризуются определенным отношением к колеснице. Колесница является обязательным атрибутом бога солнца, бога грозы, бога плодородия, а также второстепенных божеств – утренней зари, пути. С колесом и колесницей у индоевропейских народов связан сложный комплекс представлений космогонического и мифологического характера. Мир представляется как две половины, впряженные в одну божественную колесницу. Колесница выступает как символ солнца, восходящей зари, а также понятий плодородия, богатства и справедливости.
В индоевропейских языках смысловое значение слов "повозка” ("колесница”), "колесо”, "круг” взаимозаменялись, и уже в архаическую эпоху все эти термины наряду с бытовыми приобретают и сакральный характер. В концепции индоевропейцев с идеей колеса, круга, вращения связаны представления о движении солнца и других светил по небосводу и вместе с тем о движении времени вообще. Понятие движения, общеиндоевропейского происхождения слова "путь-дорога”, "мост” имеют наряду с бытовыми сакральный оттенок. Возникают понятия "путь богов”, "путь солнца”, "путь славы”, "жизненный путь” и "путь смерти”, "последний путь”. В индийской мифологии существует бог-покровитель пути – Пушан, обеспечивающий богатство и плодородие.
Пока ещё вроде бы не найдены материальные остатки колес в памятниках среднестоговской культуры. Однако известны четкие изображения колес и колесниц на Каменной Могиле под Мелитополем.
«Многочисленные находки моделей повозок и колес сделаны на поселениях культур Эзеро, Чернавода, Кукутени, Баден-Печел, Городск-Усатово. Модели повозок Подунавья и Балкан демонстрируют один устойчивый тип четырехколесной открытой повозки, запряженной парой быков».
 
В Великой степи произошли климатические изменения: мягкий и влажный климат сменился на холодный и сухой. И арийцы пришли в движение: одна часть населения двинулась на юг в поисках земли «обетованной», благоприятной для земледелия, а другая создала принципиально новый тип хозяйства – кочевое скотоводство. Произошли и другие эпохальные сдвиги – бронзовый век сменился на железный, степняки освоили верховую езду на лошадях.
В поселении Синташта, в погребальных камерах-сотни глиняных сосудов, бронзовые боевые топоры, наконечники копий, ножи и кинжалы, украшения, предметы быта, орудия труда и колёса боевых колесниц и уздечные наборы. В деревянном кузове колесницы размещались два человека: слева-возничий, он управлял лошадьми, справа-колесничий, вооружённый луком и копьём; тут же к кузову крепились колчан со стрелами, копьё и дротики.

Боевая колесница. Синташтийский могильник.
В двух км. от города Аркаим обнаружен курганный могильник с несколькими десятками могил. Он имеет сложную конфигурацию в виде вертикальной пирамиды с лошадьми, колесницами, мясом жертвенных животных, вещами. В одном из погребений обнаружили женщину лет тридцати, напротив её черепа, там, где "третий глаз", был укреплён кристалл горного хрусталя - она являлась жрицей (говорит о матриархате).
 
В Великой степи произошли климатические изменения: мягкий и влажный климат сменился на холодный и сухой. И арийцы пришли в движение: одна часть населения двинулась на юг в поисках земли «обетованной», благоприятной для земледелия, а другая создала принципиально новый тип хозяйства – кочевое скотоводство. Произошли и другие эпохальные сдвиги – бронзовый век сменился на железный, степняки освоили верховую езду на лошадях.
2.200 - 1.900 гг. до н.э. - изобретена колесница, что привело к расколу и быстрому распространению иранцев и индо-ариев из Бактрийско-маргианского археологического комплекса в Среднюю Азию, Северную Индию, Иран.
Длина 12,9 см. Около середины I тысячелетия до н. э. Кобанский могильник (Северная Осетия). (1731/24)
Наиболее любопытные ранние материалы о первых фактах езды верхом получены с территории Северного Кавказа. Они представлены памятниками кобанской культуры (XIII / XII — III вв. до н. э.). Достаточно вспомнить всемирно известное навершие булавки с изображением всадника из собрания Венского музея, булавки с головками лошадей из Сержень-Юрта, многочисленные (более 80 для восточного локального варианта кобанской культуры) глиняные фигурки лошадей и детали конского снаряжения — удила и псалии. Большинство этих вещей следует датировать первыми веками I тысячелетия до н. э.
С этой же территории происходят бронзовые псалии III тысячелетия до н. э. из богатого подкурганного погребения в Бамуте, найденные в большой прямоугольной могиле площадью более 20 кв. м вместе с золотыми и серебряными вещами. Эта находка может быть поставлена во вполне определенную связь с металлическими стержнеобразными предметами, которые, по мнению М. Э. Литтауэр, являлись прототипами псалии Передней Азии. Они могли употребляться не с мягкими удилами из сыромятных ремней и сухожилий (что было характерно для евразийских степей III—II тысячелетий до н. э.), но оказывать действие на края губ и нижнюю часть носовых костей в виде намордника.
В настоящее время это наиболее раннее захоронение, где вместо верхового коня была положена (в специально сделанное углубление в северной части могилы, наряду с заупокойной пищей в сосудах) конская узда. Согласно исследованиям К. Н. Золотова, древние лошади Дагестана (домашние появляются в III тысячелетии до н. э, в Великенте) были значительно крупнее современных местных горских лошадок. Это — доказательство использования их для верховой езды.
На основании северокавказских материалов мы можем представить себе, какими лошадьми пользовалось местное население в первые века I тысячелетия до н. э. К сожалению, имеющиеся в нашем распоряжении изображения отличаются небольшими размерами и обобщенностью форм, что не дает необходимого количества информации по интересующим нас вопросам.

Бронзовая подвеска. Тлийский могильник. Южная Осетия

Бронзовые подвески лошадей. Тлийский могильник. Южная Осетия
Стилизованная фигурка лошади (по обозначенным половым признакам – жеребца) изображена в особенном движении, обычно свойственном скачущему коню. Изобразив скачущего коня и поддержав направление его движения в верхнем и нижнем канте, древний художник показал нам главное действующее лицо в пространстве среднего фриза пояса, мифологический персонаж, движение которого простирается от начала (правая часть) и до конца (левая часть) пояса, заканчиваясь в районе пряжки и вновь начинаясь. Этот персонаж должен обладать циклической формой бытия, появляться и пропадать, чтобы затем вновь появиться. На память приходит только один подобный реальный и мифологический, т.е. вечный образ – солнце.
Только солнце движется безостановочно от восхода до заката, от весны до зимы, и нет силы, способной остановить его. Солнце обитает между небом и землей, востоком и западом (верхом и низом, правым и левым), соединяя их и наполняя жизнью. Оно соотносится с пространством обитания человека, олицетворяя его жизненные силы.
В осетинской народной поэзии, связанной с похоронно-поминальной обрядностью, можно встретить оборот – «Мё хур бахуыссыд; Мё хур аныгъуылд / Погасло мое солнце; Закатилось мое солнце». Уход солнца из средней зоны мира уподобляется смерти человека, хозяина этой зоны. Душа покидает тело, путешествуя в загробную обитель, что предполагает уход из тела божественного света, его вечный мрак: «Йё дуне йыл баталынг / Покрылся мраком его мир». Поэтому солнечный символ на поясе вполне органичен для мифологического сознания.
Традиция помещать образ коня-проводника (медиатора) в центральную структуру архаического мироздания проявлялась повсеместно в верованиях индоевропейских, индоиранских народов, к семье которых, вероятно, принадлежали и кобано-тлийцы. Священный конь был инкарнацией, атрибутом и жертвенным животным Бога-отца-солнца, символически отображая энергию его движения по небосклону.
В древнеиндийском мифологическом памятнике Ригведе солнечное божество Сурья и божество огня Агни выступают в образе коня.

Крылатый конь. Скифская золотая бляшка. IV в. до н. э.
Постоянный эпитет солнца в священной древнеиранской книге Авесте – «быстроконное». Именно у этой семьи народов образ коня получил еще и хтонический аспект, связавший его с культом плодородия, с самой Богиней-матерью, сочетавшей в себе функции судьбы, Богини смерти и возрождения. Крылатый конь Агни древнеиндийской мифологии служил посредником между небом и землей, перенося жертвоприношения людей богам и препровождая души умерших на вечные пастбища. Подобными же священными обязанностями наделялся и крылатый конь древнегреческой мифологии Пегас, также выполнявший роль посредника между небом и преисподней.

Изображение Пегаса
Сотворение мира как соединения верха и низа, неба и земли отмечено в осетинском фольклоре в начале ХХ века М.Гарданти: «Каждый год, ранней весной, Мать-земля наша идет к жеребцу. С обнаженной грудью и распростертыми объятиями виснет у него на шее. Небо же, подмяв ее под ногами, рассыпает из глаз искры, и земля становится беременной. Поступки наших родителей не по сердцу нам. Тяжелы для нас, и потому, когда ранней весной наш Отец-небо начинает кричать на Мать, мы грозим Небу нашим оружием: кинжалом, шашкой (стальной вещью), из утробы нашей матери взятой».

Богиня между крылатых коней. Традиционный осетинский орнамент
Невероятный по своей древности и мифологической структурности текст, пришел к нам из бездны времен, связывая последние времена осетинской традиции с истоками индоевропейской древности. Вспоминаются представления сармато-алан о небе и солнце в образе коня, о божественном огне в скифской мифологии, упавшем с неба и зародившем социальную жизнь на земле.

В древнеиндийской традиции раз в год проводился удивительный, величественный ритуал «ашвамедха», во многом совпадающий с символическим текстом нашего пояса, что только укрепляет нас в мысли о индоевропейской принадлежности кобано-тлийцев. «Ашвамедха» приурочивали к солнечному календарю, ко времени весеннего равноденствия. Белый конь, священная жертва ритуала «ашвамедха», олицетворял собой космос во всем его многообразии. Заметим, что жертвенный конь в Ригведе назван конем Тваштра (т.е. мировым конем).

Могильник у с. Урсдзуар. Южная Осетия. На бронзовой ажурной пряжке тело коня символически разделено на три зоны: солярный диск (верх, передняя часть); всадник (середина); повернутая назад птица (низ, задняя часть).
Сакральный обряд проводили с целью очистить мир от воцарившегося в конце года хаоса, связанного с перенаселением, войнами, голодом, смертью царя и пр. В древности такие причины считались важнейшими. В ритуальном действе инсценировался миф о происхождении космоса. Длительность его равнялась году. Заканчивался он в день весеннего равноденствия, т. е. в сакральный изначальный момент времени. Обрядового коня выпускали в священном центре страны (центре мира). Конь, а за ним – отряды воинов двигались по свету, подобно солнцу, завоевывая и закрепляя его рубежи (сравните роль троянского коня, в котором находились воины, согласно «Илиаде»). Как мы видим, образ коня как символа года, мира полностью соответствует концептуальной идее пояса. Космос в представлении древних был развернут из единой точки в пространстве-времени. Такая точка, возобновляющая время с момента его изначальности – это Новый год, праздничный ритуал, повторяющий мифологическое мгновение перехода от хаоса к сотворению космоса.

Источники:
- ВикипедиЯ.
- http://www.anaharsis.ru/semiot/arhaika/Atl3.htm#11

Лошадь, её происхождение.

 

Категория: Любовь к животным | Добавил: Jupiter (14.11.2011)
Просмотров: 4684 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz