ЕДИНСТВО  Роза Мира


Внимание! Платим за благотворительность! Получить вознаграждение
Пятница, 21.07.2017, 03:39

 

РОЗА МИРА



АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ
РЕЛИГИИ
ПСИХОЛОГИЯ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 743
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Познание » История

Германская народность. Остготы.Германарих,Витимир,Видирих
ГОТЫ
 
ОСТГОТЫ
 
Остготы (остроготы, лат. Ostrogothi), или грейтунги (Greutungi) составляли восточную ветвь готского племенного объединения, распавшегося к середине III века на две племенные группы: вестготов и остготов.
Остготы двинулись на восток и юго-восток к Поднепровью в направлении "крайней части Скифии", которая граничила с Понтом и вышли к побережью Азовского моря. Потом они через Северное Причерноморье проникли на Балканы и вышли к границам Римской империи.
 
В III—IV вв. ареал проживания остготов от ареала вестготов отделяло Днепро-Днестровское междуречье; остготы тогда жили в Крыму и степях Приазовья между Днепром и Доном.
Археологическими исследованиями установлено, что в начале IV в. отдельные группы носителей черняховской культуры с выразительной вельбарской традицией начали продвигаться на север от реки Стугны, вытесняя население киевской культуры; по мнению Р. В. Терпиловского, указанная ситуация наиболее точно соответствует описанным Иорданом войнам остготов с венетами.
 
 
Германарих или Эрманарих (лат. Hermanaricus, готск. Aírmanareiks; — ум. ок. 375 г.) — король готов в IV веке, из рода Амалов.
Эрманарих подчинил готские племена гревтунгов и местные племена в Северном Причерноморье. Хотя точные данные о размерах его владений отсутствуют, Эрманарих в римских источниках и древнегерманском эпосе предстаёт как один из великих варварских вождей эпохи Великого переселения народов.
Древнеримские источники
Готский историк Иордан составил в середине VI века развернутую историю готских племен и генеалогию их вождей по сочинениям предшествующих писателей и сохранившимся устным преданиям. По Иордану отцом Эрманариха был Агиульф. Эрманарих имел трёх братьев — Ансилу, Эдиульфа, Вультвульфа — и, по крайней мере, одного сына, Гунимунда. Иордан явно стремился подчеркнуть могущество Эрманариха, которого он выделяет как «благороднейшего из Амалов». Однако, чтобы точно и убедительно сообщить о его завоеваниях, Иордану не хватало сведений. Слишком краток и поверхностен его рассказ о Эрманарихе, который покорил ряд «северных племен» и этим якобы заставил сравнивать себя с Александром Македонским. Сведения Иордана о Эрманарихе исчерпывают всё, что известно современным историкам об этом легендарном вожде. «После того как король готов Геберих отошёл от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Эрманарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало Древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов (Golthescytha), тиудов (Thiudos), инаунксов (Inaunxis), васинабронков (Vasinabroncas), меренс (Merens), морденс (Mordens), имнискаров (Imniscaris), рогов (Rogas), тадзанс (Tadzans), атаул (Athaul), навего (Navego), бубегенов (Bubegenas), колдов (Coldas)».
Список этот читается сегодня следующим образом: Golþeþiudos — это, видимо, золотые народы Урала, в то время как scytha следует понимать, как интерлинеарную глоссу переписчика. Объяснить, кто такие Inaunxis невозможно, но их можно локализовать поблизости от золотых народов, так как перечень составлен по принципу соседства. Wasinabrōkans — жители равнинной страны с пышными травами, богатой водами и местами заболоченной. Merens и Mordens с давних пор считаются финно-угорскими поволжскими народами — мерей и мордвой. К этой же этнической группе принадлежат Imniscaris, пчеловоды, которых в Древней Руси называли мещерой. Из слов Rogas и Tadzans следует сделать Roastadjans, что обозначает тех, кто живет на берегах Волги. Перед Athaul, Navego, Bubegenas и Coldas вынуждены капитулировать даже лучшие толкователи.
Локализация этих народов Севера приводит нас в области, которые находились за 2000 и более километров от основной области расселения готов в Южной Украине. Таким образом, размеры подвластной Германариху территории оказываются таковыми, что их нельзя считать достоверными. Несмотря на это, можно признать, что готы предприняли такую попытку. В пользу такой возможности интерпретации говорит следующее. Благодаря своим «драгоценным металлам, продуктам пчеловодства и ценным мехам» область Нижней Оки вплоть до Волги, а затем от излучины Волги вверх по течению Камы и далее за притоки Камы Чусовую и Белую до золотых гор Урала с давних пор привлекала торговцев, совершавших дальние путешествия. Весьма вероятно, что экспедиции готов имели целью захватить в свои руки эту торговлю и использовать её; и эта цель могла быть достигнута. Носители черняховской культуры во всяком случае обладали военными и интелектуальными возможностями, чтобы распространить свою власть на русские просторы. Кроме того, нельзя подходить к «великой державе» Германариха с современными мерками; скорее следует говорить о готском протекторате, в частности, в районе Камы.
После того как были поставлены в зависимость северные народы, последовало покорение державы эрулов на Нижнем Дону. «Славный подчинением столь многих [племен], он не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом племя эрулов, в большей части перебитое, не подчинилось — в остальной своей части — его власти. По сообщению историка Аблавия, вышеуказанное племя жило близ Меотийского болота, в топких местах, которое греки называют „ele", и потому и именовалось элурами. Племя это очень подвижно и ещё более — необыкновенно высокомерно. Не было тогда ни одного [другого] племени, которое не подбирало бы из них легковооруженных воинов. Хотя быстрота их часто позволяла им ускользать в сражении от иных противников, однако и она уступила твердости и размеренности готов: по воле судьбы они [элуры] также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов Эрманариху».

На этот раз «Готика» рисует исключительно жестокую борьбу, которую Эрманарих вёл против короля эрулов Алариха, до тех пор пока не подавил его сопротивления. Из слов Иордана следует, что Эрманариху было нелегко покорить эрулов: словами «Herulorum cedes» («побоище, поражение эрулов») Иордан как бы показывает значительность победы. Тот факт, что готы отправились далеко на северо-восток, а затем покорили своих ближайших соседей эрулов, может быть связанным с тем, прежде чем поставить эрулов на колени, нужно было разрушить их экономическую базу, лишив транзитной торговли с народами Волги. В результате победы над эрулами готы смогли контролировать все торговые пути от излучины Волги вниз по течению до Дона и Черного моря.
Затем под власть Эрманариха попадают и славянские племена. «После поражения эрулов Эрманарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти венеты, как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Эрманариха».

После того как Эрманарих присоединил к своей готской державе финно-европеоидные народы, под его властью, очевидно, оказались и балтийские эсты. «Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью».

Само собой разумеется, что дошедшую до нас информацию о размерах империи Эрманариха нельзя подтвердить археологически. Северная граница черняховской культуры в то время не доходит ни до Балтийского моря, ни до Урала. Подобно тому, как «Готика» различает «собственные народы» остготов Эрманариха, и покорённые им народы Скифии и Германии, существует также разница между областью расселения остготов в собственном смысле слова, то есть культурами черняховского круга, и сферой влияния державы Эрманариха.
Нашествие гуннов
В начале 370-х годов в Северное Причерноморье с востока ворвались племена гуннов. Сначала на себя удар приняли аланы, затем в столкновение с неведомым прежде грозным противником вступили остготы Эрманариха. «Спустя немного времени, как передает Орозий, взъярилось на готов племя гуннов, самое страшное из всех своей дикостью. […] Когда геты увидели этот воинствующий род — преследователя множества племен, они испугались и стали рассуждать со своим королём, как бы уйти от такого врага. Эрманарих, король готов хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов».

Между тем «Гетика» закрепляет за Эрманарихом те черты, которые в героической легенде превратили его в демонического тирана и разрушителя собственного рода. «Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени росомонов, по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля] её мужа, король [Эрманарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав её к диким коням и пустив их вскачь. Братья же её, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом».

Сунильда, её неназванный супруг, ровно как и её братья Аммий и Сар, относились к неверному роду (gens) росомонов. Действующие лица носят германские имена, и их включение в героическую легенду показывает, что они считались германцами, и, вероятно, были таковыми. Историческая интерпретация названия «росомоны» представляет немалые трудности. Из предложенных в новейшее время объяснений, вероятно, два больше всего соответствуют имеющемуся скудному материалу, и не в последнюю очередь, потому что оба они не противоречат друг другу. Значение понятия gens расплывчато; под ним можно понимать как народности, так и объединения воинов или же крупные роды, так как формы их проявления едва ли качественно отличаются друг от друга. Поэтому нет большой разницы в том, называют ли росомонов народом или (королевским) родом, который Эрманарих наряду с другими народами имел в своём подчинении. Следовательно, росомоны, имя которых, как и имя эрулов («быстрые») могло обозначать «стремительные», были идентичны покорённому Эрманарихом племени эрулов. Ввиду непосредственной угрозы донской границе, которая очерчивала их территорию на востоке, вполне возможно, что эрулы-росомоны пытались выйти из-под власти «триумфатора над многими народами» в тот момент, когда напали гунны. Согласно другой допустимой этимологии, в росомонах видят «красных». Это название может происходить от красного цвета волос. Это также не противоречит, тому что они могли быть теми же эрулами. Как бы там ни было, история с росомонами стоила Эрманариху жизни. «Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о несчастном его недуге, Баламбер, король гуннов, двинулся войной на ту часть [готов, которую составляли] остготы; от них вестготы, следуя какому-то своему намерению, уже отделились. Между тем Эрманарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни. Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остготами».

Исследователи датируют смерть Германариха примерно 375 годом. Тогда по Иордану, сообщившему о смерти Германариха в 110-летнем возрасте, следует считать, что Германарих родился около 265 года.
Аммиан Марцеллин узнал и зафиксировал другие подробности. Свидетельство этого писателя наиболее ценно, так как он являлся современником Эрманариха. «И вот гунны, пройдя через земли аланов, которые граничат с гревтунгами и обычно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрменриха, весьма воинственного царя, которого страшились соседние народы, из-за его многочисленных и разнообразных военных подвигов. Пораженный силой этой внезапной бури, Эрменрих в течение долгого времени старался дать им решительный отпор и отбиться от них; но так как молва все более усиливала ужас надвинувшихся бедствий, то он положил конец страху перед великими опасностями добровольной смертью».

Из этого отрывка видно, что неожиданно появившаяся и поэтому, вероятно, переоценённая гуннская опасность ввергла его в столь глубокое отчаяние, что он, дабы избавится от страха перед серьёзными решениями, совершил самоубийство. Это могло свидетельствовать в пользу той точки зрения, что король остготов принёс себя в жертву в тот момент, когда он терпел поражение.
После смерти Эрманариха племя остготов и королевский род раскололись. Большинство подчинилось гуннам, меньшинство продолжало сопротивление. Так продолжалось около года, до тех пор, пока свободные остготы либо были порабощены, либо ушли.
Древнегерманский эпос
Имя Германариха прославляется в возможно древнейшем памятнике германской поэзии, сказании Видсид. Это произведение, как полагают исследователи, сложилось в законченном виде до IX века в среде англосаксов в Англии, причем список и расселение племён указывают на происхождение эпического сюжета во времена, предшествующие Великому переселению народов. Странствующий певец в Видсиде пользуется покровительством «готского владетеля, державного Эорманрика» (Eormanric).
В скандинавском эпосе, эддической древнейшей песне «Речи Хамдира», Гудрун призывает сыновей отомстить готскому правителю Ёрмунрекку: «Сванхильд — имя вашей сестры, что Ёрмунрекк бросил коням под копыта, […], готским коням». Обращает внимание связь этого сюжета с казнью Сунильды у Иордана. Как и у Иордана, братья в песне убивают Ёрмунрекка.
 
Витимир (лат. Vithimirus, готск. Wiþimir — «Известный в лесу») — король остготов. Аммиан Марцеллин рассказывает, что после смерти Эрманариха в 375 году королём остготов был избран Витимир. Какое-то время он оказывал сопротивление гуннским аланам, для чего использовал «другое племя гуннов» в качестве наёмников. Он стойко выдерживал многие поражения, но, в конце концов, всё-таки погиб в бою (видимо, в 376 году).
Иордан же в своём труде «О происхождении и деянии гетов», опиравшемся на несохранившуюся «Истории готов» Кассиодора, совершенно ничего не говорит о Витимире, а излагает историю следующим образом: После смерти Эрманариха и отделения от вестготов остготы якобы остались у себя на родине, то есть в «древних их скифских местах поселения», под властью гуннов. Однако Винитар из рода Амала сохранил «знаки своего княжеского достоинства» и попытался избежать подчинения гуннам. Для этого он якобы напал на страну антов, но последние нанесли ему поражение. В ответ на это Винитар при вторичном вторжении в земли антов велел для устрашения распять вождя антов Божа, его сыновей и 70 антских старейшин. Приблизительно через год гуннский вождь Баламбер уничтожил последние следы остготской свободы. Для этого он призвал Гезимунда, сына Хунимунда Старшего. Тот «со значительной частью готов» подчинился власти гуннов, вместе с которыми — «возобновив с ними союз» — выступил против Винитара. Началась длительная распря, в которой Винитар дважды одерживал победу, при этом гунны понесли большие потери. Но в третьем сражении, происшедшем на реке Эрак, Винитар был убит стрелой, попавшей ему в голову. Стрелял якобы сам Баламбер. После этого вождь гуннов женился на Ва(ль)дамерке, племяннице убитого, и «с тех пор властвовал в мире над всем покорённым племенем готов, но однако, так, что оно всегда подчинялось собственному предводителю, хотя и выбранному гуннами». Иордан возводит генеалогию Винитара через его отца Валараванса к его деду Вультвульфу, который являлся родным братом Эрманариха.
Так как имя Винитар (готск. Winiþ-arja букв. «Потрошитель венедов»), как это обычно бывает с пышными прозвищами, было впоследствии присвоено потомками, то разумно было бы предположить о тождестве Витимира и Винитара. Витимир, упоминаемый Аммианом Марцеллином, одержав победу над славянами-венедами получил прозвище Винитар, упоминаемое уже Иорданом. Победа Винитара над венедами первоначально была победой над антами IV века, когда анты, согласно гипотезе некоторых исследователей, ещё не были славянами, то есть ещё не успели славянизироваться. Как считали ведущие советские специалисты в области сравнительного языкознания, анты в IV веке принадлежали к алано-осетинской группе народов, населявшей территорию между Доном и Кавказом. А у Аммиана Марцеллина с аланами сражается и Витимир.
 
 
Видирих — король остготов (376 — ?). Согласно Аммиану Марцеллину, Видирих — несовершеннолетний сын Витимира — стал королём после гибели своего отца. Однако власть от его имени взяли опытные вожди Алатей и Сафрак. Под их руководством возникла конфедерация трёх народов из остготских, аланских и гуннских подразделений. Этот отряд всадников сумел избежать гуннского окружения, и в 376 году переправился через Дунай на территорию Восточно-римской империи. Там Алатей и Сафрак присоединились к восстанию Фритигерна и вместе с ним участвовали в 378 году в битве с императором Валентом при Адрианополе; и даже конница Алатея и Сафрака удачным маневром решила исход этой битвы в пользу готов. На этом рассказ Аммиана Марцеллина заканчивается, и историю остготов на территории Римской империи продолжают другие источники. Известно, что остготы и аланы Алатея и Сафрака были поселены императором Грацианом в Паннонии в 380 году.
Теория об идентичности Видириха и деда Теодориха Великого Вандалара («Победитель вандалов») кажется несостоятельной. О Видирихе известно только, что осенью 376 года его опекуны Алатей и Сафрак доставили его на левый берег в самых низовьях Дуная. Нет ни одного сообщения, что он переправился через реку. Зато достоверно известно, что конфедерацией трёх народов на территории Римской империи руководили только военачальники Алатей и Сафрак. Видимо, Видирих расстался с жизнью, будучи совсем ещё маленьким мальчиком.
 

 



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%85
Категория: История | Добавил: Jupiter (19.02.2012)
Просмотров: 3165 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБОВЬ
ЛЮБИТЕ ЛЮДИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ИСТОРИЯ
Вход на сайт
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz