РОЗА МИРА |
|
АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ | российский композитор, поэт лауреат международных фестивалей |
|
Зарубинецкая культура
ПОМОРСКАЯ КУЛЬТУРА
700 - 150 гг. до н.э. Балты, Германцы ↓↓↓
ЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА
III в. до н.э. - III в.
В III—V вв. существовала как Позднезарубинецкая культура.
Зарубинецкая культура - последняя дословянская (западнобалтская) культура в Среднем Поднепровье на Украине и на Припяти в Белоруссии.
Название идёт от села Зарубинцы Киевской области.
На формирование зарубинецкой культуры сильное влияние оказали кельты латенской культуры.
Генетически связанна с пшеворской культурой (венеты), подавляет автохтонную милоградскую культуру.
Этническая принадлежность
Часть исследователей связывает происхождение культуры с миграцией на восток германских племен (сикры, бастарны). Бастарны - племя германского происхождения, раньше других пришедшее в соприкосновение с греко - романским миром. В.В. Хвойко, Б.А. Рыбаков считают эту культуру раннеславянской. Некоторые исследователи считают племена зарубинецкой культуры (особенно на востоке и на поздних этапах) балтами (Седов).
Сопоставления письменных и археологических источников позволяет с большой долей вероятности предположить, что носителями позднезарубинецких памятников были исторические славяне-венеды.
Жилища
В Полесье преобладали полуземляночные жилища со срубной конструкцией стен и глинобитной печью, их площадь составляла 10-24 кв. м. В средне-днепровском ареале были распространены полуземляночные жилища площадью 12-20 кв. м. с плетнево-каркасной конструкцией стен, отпливаемые каменными или глинобитными очагами, расположенными в центре или ближе к одной стене жилища. В Верхнем Поднепровье преобладающим типом жилого дома была наземная постройка столбовой конструкции площадью 20-25 кв. м., отапливаемая очагом, выложенным из камней.
Могильники
Могильники бескурганные. Выделяют несколько типов погребального обряда: трупосожжения на стороне с помещением остатков кремации и погребального инвентаря на дно могильной ямы; трупосожжения, помещенные в глиняные сосуды-урны; единичные трупоположения; могилы-кенотафы, в которых нет останков человека, но присутствует погребальный инвентарь. Могильные ямы, как правило, неглубокие 0,5 - 0,7 м, овальной формы. Погребения содержат сравнительно богатый погребальный инвентарь. Вместе с покойным клали горшок, миску и кружку, либо вариации этого набора. Часто присутствуют детали одежды: фибулы, булавки, остатки поясного набора; украшения: бусы, подвески, браслеты, височные кольца. Встречаются оружие и орудия труда.Керамика
Керамика зарубинецкой культуры лепная - без использования гончарного круга, подразделяется на груболепную и лощеную, поверхность которой заглажена до глянцевого блеска. Первая характерна для поселений, в то время как лощеная преобладает в могильниках.
Посуду разделяют функционально на три типа: горшки, миски, кружки. Наиболее распространенной формой являются горшки, имеющие отогнутый наружу короткий венчик, сильно профилированное тулово, переходящее в плоское дно. Часть горшков орнаментированна защипами и насечками по краю венчика, налепным валиком с защипами на тулове, кольцевыми бороздками и т. д. Зарубинецкие миски имеют либо округлые бока и не выделенный венчик, либо наоборот, сильнопрофилированное ребристое тулово. Часть мисок сделана на кольцевом поддоне, но этот признак характерен, в основном, для посуды Полесья и Среднего Поднепровья, на Верхнем Днепре они единичны. Кружки представляют собой невысокие сосуды с ручкой.
Сельское хозяйство, ремесла и торговля
Зарубинецкая культура носит ярко выраженный земледельческий характер. Помимо топоров-кельтов, которые могли применяться для посеки найдена рабочая часть рала с железным наконечником. Частой находкой на поселениях и могильниках являются серпы, которые по своей форме и конструктивным особенностям, в частности, по крючку на пятке близки к милоградским. К земледельческим орудиям труда относятся и каменные зернотерки, сделанные из крупных валунных камней. Железные ножи, встречаемые на поселениях и могильниках, подразделяются на два типа: с горбатой и прямой спинкой. Первые встречаются, в основном, в ранних комплексах, уступают впоследствии ножам с прямой спинкой. Среди других орудий труда преобладают железные шилья. Население занималось земледелием, скотоводством и охотой. Развито было кузнечное дело, и ткачество. Форма глиняных пряслиц весьма разнообразна, большая часть их аналогична милоградским, но встречаются и обычные плоские кружки с отверстием.
Оружие
Среди оружия преобладают втульчатые наконечники копий и двушипные наконечники дротиков, топоры-кельты. Встречаются втульчатые наконечники стрел с ромбической головкой.
Повседневная одежда мужчин Зарубинецкой культуры
Одежда, одно из самобытнейших и древнейших явлений нашей цивилизации, существует столько, сколько существует человек разумный (homo sapiens). По свидетельству археологов, ее возраст составляет более пятидесяти тысячелетий. Уже только по этой причине одежда человека заслуживает серьезнейшего внимания, так как является важным источником осмысления проблем этногенеза, этнической истории, генетических и этнокультурных связей между различными племенами и народами.
В 2003 году в Киеве я приобрёл интереснейшую книгу «Україньский літопис вбрання – Украинская летопись одежды». В ней представлена эволюция одежды наших предков в качестве составной части развития культуры индоевропейских племен и народов, на протяжении тысячелетий проживавших на территории Южной Руси – Украины. Эта книга написана и иллюстрирована художником по профессии и этнографом по призванию Зинаидой Васиной. Историческим фоном книги стали все эпохи, основные исторические периоды и стадии развития общества, а этническим фоном - известнейшие в разные времена племена и народы. Племена и народы, проживавшие на наших землях, составляли историческую общность, которая формировала основу русской этничности, и каждый из них вносил в нее самобытные ценности. Наиболее ярко это проявилось в одежде.
Зарубинецкая и Черняховская культуры – наидавнейшие основы формирования словянского населения юго-западных территории будущей Руси.
Первооснова их материальной культуры формировалась на земледельческих ценностях, и была связана с культом Земли. Хозяйственно-экономическое развитие зарубинцев формировало и комплекс одежды. Его реконструкция связана с большими проблемами, в связи с распространенным у них обрядом трупосожжения. О образе и комплексе их одежды дают информацию в первую очередь детали костюма из металла и украшения встречающиеся в могильниках и городищах, изображения на вазах и памятных плитах - стелах, а так же описания римских и греческих историков.
Изображение «варваров» на Траяновой колоне в Риме
Изображение женщин на Траяновой колоне в Риме
Зарубинцы носили длинные рубахи (рубища) из грубой ткани, аналогичные тем, в которые одеты варвары изображённые на Траяновой колоне в Риме. Исследователи В. Прохоров и А.Оленин в конце 19-го века допускали, что на некоторых композициях колоны изображены древние словяне. Это более чем возможно. В 1 веке Римская империя завоевала Дакию и вплотную приблизилась к границам словян. Торговые отношения между Римом и словянами подтверждены археологическими находками. Итак, вероятнее всего зарубинцы носили туникообразные рубахи с длинными рукавами, неширокие штаны, постолы или поршни из целого куска кожи, поверх в холодное время года надевался плащ-накидка. На пояс привешивались нож, кресало, гребень, и разнообразные виды оружия.
Зарубинецкие фибулы и изображение "варвара" на Траяновой колоне в Риме
Важной деталью мужского и женского костюма были украшения из металлов. Это были разнообразные фибулы, трапециевидные подвески, шейные гривны, накладные поясные бляшки. Отличительной чертой зарубинцев были украшения с выемчатой эмалью, фибулы в виде узкого треугольника, подвески.
Повседневная одежда женщин Зарубинецкой культуры
Сменяется черняховской культурой (территориально и хронологически), и родственной киевской.
На северо-востоке ареала, в результате взаимодействия с местным балтским населением юхновской культуры, образуется мощинская культура, также сохраняется локальный вариант в виде колочинской культуры.
Один из ведущих российских археологов Г. Лебедев предполагает связь зарубинецкой культуры и культуры пражского типа (т.е. славянской, В.Е.)».
Андрей Первозванный
В декабре 40 г. н.э. Андрей Первозванный решил уйти как можно дальше из Иудеи, он отправился в земли будущей Киевской Руси. Здесь небольшими поселениями проживали язычники. Андрей побывал на местах будущих городов: Одесса, Киев, Харьков, Москва, Новгород. Апостол проповедовал, исцелял и крестил святой водой. Но веру принимали единицы, и, дойдя до самой глубинки земли славянской, он решил вновь вернуться в Малую Азию. Не готовы были жители будущей Руси принять христианство.
Ломтев Николай Петрович. «Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских»
ПОЗДНЕЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА славяне-венеды ↓↓↓ КИЕВСКАЯ КУЛЬТУРА
Чернолесская культура (IX—VII вв. до н. э.)
Юхновская культура (V в. до н.э.—II вв. до н.э.)
Зарубинецкая культура (III в. до н.э. – III-V вв.)
Киевская культура (II - V вв. венеды, анты).
Ягорий.
Черняховская культура (III-IV вв., готы).
Распятие Буса Белояра (368 г.)
Гуннское нашествие (IV в.)
Основание Киева 430 (482) г. Пеньковская культура (IV - нач. VIII вв. анты)
Пражско-корчакская культура (IV-VII вв. склавины).
Аварский каганат (VI в.)
Киевская Русь как явление метаисторическое.
Крещение Руси.
Князь Владимир I Святой.
Copyright © 2015 Любовь безусловная
|
Категория: История | Добавил: Jupiter (24.11.2011)
|
Просмотров: 10814 |
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ! |
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся
|
|