ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Суббота, 07.12.2024, 21:24
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Вавилония. II каситская династия
ВАВИЛОНИЯ
 
 
Куригальзу II Младший (iluKu-ri-Gal-zu) — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1346 — 1324 годах до н. э. Сын Бурна-Буриаша II. Он принял титул «царь множеств» (Šar kissati).
Взошёл на престол при содействии ассирийского царя Ашшур-убаллита I. Впоследствии, уже после смерти Ашшур-убаллита Куригальзу, по крайней мере, раза два вторгался на территорию Ассирии. Первое сражение произошло у Килизи (расположен по дороге из Ниневии в Арбелы); второе — при Сугаги (Sugagi), на Тигре, по-видимому, недалеко от Ашшура. В последнем сражении, согласно Синхронному царскому списку, Куригальзу потерпел сокрушительное поражение и был вынужден уступить контроль над митаннийско-вавилонской торговлей ассирийскому царю Эллиль-нирари. После чего с Ассирией был установлен прочный мир. В архивах Ниппура сохранилось письмо Эллиль-нирари к вавилонскому царю свидетельствующее о мирном периоде в их взаимоотношениях.
Мирные отношения с Ассирией позволили Куригальзу провести удачную войну с Эламом, царь которого Хурбатила (Ḫurpatila) совершил набег на юго-восточную часть вавилонского Приморья. Преследуя эламитов Куригальзу захватил Сузы, Мархаши (Marḫaši, Варахсе) и собственно Элам (Адамдун) и продержался там достаточно долго, чтобы оставить несколько статуй и надписей. Статуя из Суз имеет надпись: «Куригальзу «царь множеств», Сузы и Элам побиты, Мархаши уничтожено». О победе над Эламом сообщает и надпись посвящения из храма Энлиля в Ниппуре. Эламский царь Кутир-Наххунте III когда-то захватил диск из агата, который был посвящен Dungi, и доставил его в Сузы, где он был захвачен Куригальзу и затем посвящён в Ниппур Энлилю.
От времени его правления сохранилось примерно 150 хозяйственных текстов и несколько вотивных (посвятительных) текстов, переданный часто на маленьких каменных объектах.
Правил Куригальзу II 25 лет.
 
Нази-Марутташ (Nazi-Maruttaš) — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1324 — 1297 годах до н. э. Сын Куригальзу II. В состав его имени входит имя касситского бога Марутташа, соответствующего аккадскому Нинурте.
В начале своего правления Низамарутташ нанёс, по-видимому, поражение ассирийскому царю Арик-ден-или. Затем Нази-Марутташ предпринял неудачный поход в область Намри (ранее Навар) в долине Диялы. Этот поход, скорее всего, можно объяснить утерей контакта между Вавилонией и коренными землями касситов за верховьями Диялы и желанием его восстановить. Поход Назимарутташа вызвал ответное военное выступление ассирийского царя Адад-нирари I, приведшее к полному поражению касситов в битве при Кар-Иштар, что в области Угар-Саллу («Нива-Саллу», включавшей, видимо, территории между Малым Забом и Адемом, ниже Аррапхи и выше гряды Джебель-Хамеин). Ассирийцы захватили вавилонский лагерь, где захватили их штандарты. Вавилоняне вынуждены были отступить вплоть до Рапикума на Евфрате и Лубди на Тигре. Кроме того, ассирийцы создали серьезную угрозу южному пути вавилонян через Загрос по долине реки Диялы. После чего между Нази-Марутташем и Адад-нирари I был заключен мирный договор и установили границу по линии, которая проходила в стране Пиласке, что на восточной стороне реки Идиглат (Тигр), от города Армана, что в Угар-Саллу до гор Луллуме (в более старых текстах — лулубеи, жили в стране Замуа, в верховьях рек Адема и М. Заба).
Хеттские цари Мурсили II и Муваталли II поддерживали с Нази-Марутташем дружеские отношения, что не удивительно, ввиду угрозы со стороны окрепшей Ассирии.
Правил Нази-Марутташ 26 лет.
 
Кадашман-Тургу (Ka-da-ash-ma-an-Túr-gu) — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1297 — 1280 годах до н. э. Сын Нази-Марутташа. Theophorische элемент имени читался как Durgu или Turgu.
Царская надпись называет его:
LU.GAL ki-šá-ra (лугаль Киша или множеств).
Табличка средне-ассирийскго перода из Ашшура называет его:
LUGAL ŠÁr кинжал с надписью из Луристана: Kadašman-Turgu šar-kissati.
 
Внешняя политика
Продолжал поддерживать дружественные отношения с ассирийским царём Адад-нирари I, с которым он заключил договор. В то же время он начал проводить политику сближения с Хеттским царством, с царём которого — Хаттусили III он так же заключил союзный договор, в котором гарантировалось в случае смерти кого-либо из них беспрепятственное вступление на престол сына умершего. Царь переживший другого должен был проследить за этим и в случае возникших затруднений даже помочь воинскими силами. Когда у Хаттусили возникли трения с египетским фараоном, Кадашман-Тургу даже обещал ему военную помощь в борьбе против Египта. Возможно, что даже Кадашман-Тургу женился на хеттской царевне. Письмо Хаттусили III сохранилось плохо, но о переписке Кадашман-Тургу с этим хеттским царём неоднократно упоминает Кадашман-Эллиль II.
Согласно царскому списку (список A) он правил 18 лет. От его времени сохранились: стекло ляпис-лазури с посвятительной надписью содержащей его имя из Ниппура, также надписи на кирпичах с его именем из развалин зиккурата в Ниппуре. В целом — 9 посвятительных надписей, 2 фрагмента текста письма Хаттусили III и примерно 110 хозяйственных текстов.
 
Кадашман-Эллиль II (Kadaschman-Ellil, dEN.LÍl) — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1280 — 1265 годах до н. э. Сын Кадашман-Тургу. Современник хеттского царя Хаттусили III и египетского фараона Рамсеса II.
Вступил на престол ещё мальчиком и не без затруднений. Его высший сановник Итти-Мардук-балату (букв. «Жить вместе с Мардуком») содействовал его воцарению, и затем захватил дела в свои руки. Итти-Мардук-балату был настроен против союза с хеттами и, в первое время правления Кадашман-Эллиля, отношения между этими двумя государствами ухудшились. Сановник писал Хаттусили III: «ты не пишешь нам, как «брат», а ты помыкаешь нами, как своими рабами». Он даже прервал сношения с Хеттским царством. Тогда Хаттусили написал письмо самому молодому царю Кадашман-Эллилю, с объяснениями и жалобами на сановника. Хаттусили пригрозил, что если сын его союзника не получит реальной власти, он не будет выполнять союзнических обязательств. Между прочим, в этом же письме хеттский царь извещал Кадашман-Эллиля о мире с Египтом и напоминает, что о войне с последним он также своевременно известил его отца. Здесь же он касается жалобы вавилонского двора на ограбление каравана, направлявшегося в Северную Финикию. Виновным выставляется аморейский князь Банти-шинни (Banti-šinni), хеттский вассал. Хаттусили обещает привлечь его к ответственности в присутствии вавилонского посла.
В конце письма Хаттусили говорит: «Я слышал, что мой брат стал взрослым мужчиной и имеет склонность к охоте. Я рад, что Тешуб благословил сына моего брата Кадашман-Тургу. И вот, иди и разгроми землю врага… не медли, ступай на врага, разбей врага… выступи против страны, сильнее которой ты в два, три и четыре раза…»
Само собой разумеется, что этот общий враг — Ассирия.
В правление Кадашман-Эллиля II военная мощь Вавилонского царства, вероятно, значительно усилилось, так как царь Хаттусили III, в письме заявлял, что в то время у вавилонского царя имелось «больше коней, чем соломы», и что он вполне может послать для сопровождения своего посла эскорт в тысячу колесниц. Опасаясь возрастающего могущества Ассирии, к союзу между Хеттским царством и Египтом примкнул и Кадашман-Эллиль. Последовав совету Хаттусили он даже вторгся в Ассирию, но потерпел поражение от ассирийского царя Салманасара I и отступил.
От времени Кадашман-Эллиля сохранилось весьма небольшое количество документов. К тому же вавилонский царский список при его имени поврежден, поэтому срок его правления точно неизвестен, однако, он должен быть как минимум 15 лет.
По принятой в науке хронологии считается, что Кадашман-Эллиль II правил 16 лет.
 
Кудур-Эллиль — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1265 — 1256 гг. до н. э. Сын Кадашман-Эллиля II.
В царском списке (так называемый список А) имя Кудур-Эллиля сохранилось не полностью, можно только прочитать Кудур-…, а дальше — лакуна. Из списка известно, что этот царь правил 6 лет и был сыном Кадашман-Эллиля II, а также отцом Шагаракти-Шуриаша, однако всё это может быть только позднейшим дополнением.
Царь Кудур-[…] из царского списка, обычно отождествляется с известным из примерно 180 средне-вавилонских хозяйственных текстов Кудур-Эллилем, и о которым известно, что он правил минимум 8 лет. Также от его правления сохранилась строительная надпись из Ниппура и межевой пограничный камень (кудурру) из Ларсы. В каком отношении родства он состоял к Кадашман-Эллилю II и Шагаракти-Шуриашу, из этих надписей неизвестно.
По принятой в науке хронологии считается, что Кудур-Эллиль правил 9 лет.
 
Шагаракти-Шуриаш (Ša-ga-rak-ti Šur-ia-aš) — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1256 — 1243 годах до н. э. Сын Кудур-Эллиля. В состав его имени входит имя касситского бога Шуриаша, соответствующему аккадскому Шамашу. Видимо, тождественнен с царём, носящим чисто вавилонское имя — Атанах-Шамаш (Ātanaḫ-Šamaš), упомянутым в двух текстах из Дур-Куригальзу. Видимо, имя Атанах-Шамаш является простым переводом касситского имени Шагаракти-Шуриаш на аккадский язык. Вступил на трон, видимо, ещё несовершеннолетним.
От его правления сохранилось не много надписей. Согласно хозяйственным текстам из Ниппура, при нём Вавилония кажется, переживала экономические трудности; многочисленные граждане находились в долговой кабале.
Шагаракти-Шуриаш строил многочисленные храмы, в том числе в Дур-Куригальзу и Ниппуре, а согласно надписи позднейшего вавилонского царя Набонида, восстановил храмы бога Шамаша — Эбаббар (букв. «Дом Лучезарного») и богини Анунит — Эулмаш в Сиппаре. Культ богов Нуску и Энлиля выдвигались им на первое место. Жемчужина карнеола с его именем была найдена в ассирийском городе Кальху (совр. Нимруд), куда она попала, вероятно, после грабежа Вавилона ассирийским царём Тукульти-Нинуртой I.
Правил Шагаракти-Шуриаш 22 года.
 
Каштилиаш IV — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1243 — 1231 годах до н. э. Сын Шагаракти-Шуриаша. Вступил на престол, вероятно, ещё в юнном возрасте.
 
Вторжение эламитов
Ближе к концу правления, по-видимому, на 6-ом году царствования Каштилиаша (ок. 1236 г. до н. э.) эламский царь Унташ-Напиришт совершил опустошительный набег на Вавилонию. А до тех пор Каштилиаш мирно правил не только всей Месопотамией, но и, вероятно, и обширными районами по Дияле и Адему. Здесь в предгорьях Падана, он отвёл имение хурритскому вельможе Агабтахе, бежавшему из уничтоженного ассирийцами Митанни, но его дарственная грамота вместе с ещё некоторыми трофеями досталась, видимо, одному из эламских завоевателей и была увезена в Сузы. Эламиты ограничились в Вавилонии грабежом и, не пытаясь удержать захваченные земли, вернулись на родину.
 
Вторжение ассирийцев
На 8-ом году, вслед за эламитами на Вавилонию обрушился ассирийский царь Тукульти-Нинурта I. В происшедшей битве ассирийцы одержали решительную победу, Каштилиаш был взят в плен и в цепях уведён в Ашшур. После этого Тукульти-Нинурта взял Вавилон, разрушил его стены и приказал предать казням и угнать в рабство множество вавилонян и касситов. Сокровищница храма Эсагила была разграблена, а статуя бога Мардука отправлена в Ассирию. После чего Тукульти-Нинурта принял титул «царь четырех сторон света», «царь Шумера и Аккада» и «царь Кар-Дунияша» и правил и Верхней и Нижней Месопотамией 7 лет (ок. 1231 — 1224 гг. до н. э.), пока знать Вавилонии не взбунтовалась и не посадила Адад-шум-уцура, сына Каштилиаша на престол его отца. Поход против Вавилона и решительная победа Тукульти-Нинурты над царём касситов описывается в так называемом эпосе о Тукульти-Нинурте: «Я надвинулся на Каштилиаша, царя страны Кар-Дунияш, чтобы сразится (с ним). Я нанес поражение его войску, поверг его воинов. Посреди этой битвы я схватил Каштилиаша, царя касситов, попрал ногами его царственную шею, как если бы это была подставка для ног. Закованного, плененного привел я его пред (лицо) Ашшура, господина моего. Я стал господином всей страны Шумера и Аккада, утвердил границу моей страны у Нижнего моря, на восходе».
Вавилонский царский список не упоминает Тукульти-Нинурту I как правителя Вавилона, но зато перечисляет, вслед за Каштилиашем IV и перед Адад-шум-уцуром, трех царей, носящих касситские имена — Эллиль-надин-шуми, Кадашман-Харбе II, Адад-шум-иддина. По всей видимости все они были лишь наместниками ассирийского царя.
От времени правления Каштилиаша IV сохранились две царские надписи о земельных дарениях, примерно 170 хозяйственных текстов, кроме всего прочего, из Дур-Куригальзу и Ура, и 4 посвятительных текста.
Правил Каштилиаш IV 8 лет.
 
Эллиль-надин-шуми (букв. «Эллиль потомство дал») — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1231 — 1226 годах до н. э.
Не ясно правил Эллиль-надин-шуми под верховной властью Тукульти-Нинурты I или в борьбе с ним. Свергнут в результате набега эламского царя Китен-Хутрана, который вторгся в Приморье, захватил Исин, Ниппур и Дер и с богатой добычей вернулся в Элам.
 
Кадашман-Харбе II (mu Ka-da-áš-ma-an-Ḫar-be) — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1226 — 1224 годах до н. э. В состав его имени входит имя касситского бога Харбе, соответствующего аккадскому Эллилю. Его предки неизвестны, наверное, он был ассирийской марионеткой.
После одного года и шести месяцев правления, был свергнут в результате нового набега эламитов.
 
Адад-шум-иддин (букв. «Адад имя дал»; dIM-MU-SUM-na) — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1224 — 1219 годах до н. э. Не имеется никакого доказательства его родства с Кадашман-Харбе II или семьей Каштилиаша IV. Он, видимо, был свергнут в результате восстания вавилонян и заменен сыном Каштилиаша IV Адад-шум-уцуром. Возможно, что Адад-шум-уцур был лишь ассирийской марионеткой находящейся под властью Тукульти-Нинурты I, однако более поздние вавилонские властители признавали его власть законной.
Правил 6 лет.
Согласно хронике P в правление Адад-шум-иддина произошло эламитское вторжение Китен-Хутрана.
 
Адад-шум-уцур (Adad-šuma-uṣur; букв. «Адад потомство храни»; dIM-MU-ŠEŠ или mdIM-MU-ŠEŠ) — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1219 — 1188 годах до н. э. Сын Каштилиаша IV.
Адад-шум-уцур захватил престол в ходе восстания против Адад-шум-иддина (хроника P). После семилетнего правления Адад-шум-иддина знать Кар-Дуниаша и Вавилона возмутилась и свергла его, а Адад-шум-уцур был посажен на трон своего отца.
Адад-шум-уцур окончательно освободился от Ассирийской зависимости и даже сам в свою очередь начал вмешиваться в дела Ассирийской державы, где после смерти Тукульти-Нинурты I начался упадок могущества царской власти. Так известно, что во время войны Адад-шум-уцура и Энлиль-кудурри-уцура ассирийский вельможа Нинурта-апал-Экур, который, спасаясь от политических преследований, нашёл пристанище в Вавилоне попытался захватить власть в Ашшуре. Вероятно, в этот раз он потерпел поражение и вынужден был отступить. Но, известно, что Нинурта-апал-Экур таки стал царем Ассирии и правил до 1179 года до н. э. Однако вавилонский царь не потребовал возвращения из Ашшура обратно в Вавилон статуи бога Мардука — то ли потому, что подобно многим касситским царям, был более поклонником Эллиля ниппурского, чем вавилонского бога, то ли потому что церемония возвращения статуи бога требовала длительных подготовительных работ в разрушенном вавилонском храме. В Вавилоне изготовили новую статую Мардука, но уже после смерти Адад-шум-уцура.
Шумерская строительная надпись из Ниппура (в нескольких копиях) сообщает о строительных работах Адад-шум-уцура в храме Энлиля Э-кур.
Он правил 30 лет (царский список A). Его наследником был сын Мели-Шипак (который, однако, никогда не упоминает своего отца в своих надписях).
 
Мели-Шиху (Me-li-dŠi-ḪU) — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1188 — 1174 годах до н. э. Возможно, его имя надо читать как Мели-Шипак (Шипак — касситский бог, соответствующий аккадскому Мардуку).Сын Адад-шум-уцура.
Пограничный камень Мели-Шиху
Мели-шиху продолжал ещё удерживать путь к исконной земле касситов, ибо его пограничный камень (кudurru) через несколько лет эламский царь Шутрук-Наххунте смог вывезти из Каринташа (нынешнего Каринда) на большом караванном пути, ведущем из долины Диялы на нынешней Керманшах, вглубь Иранского нагорья.
Из земельного дарения, записанного на пограничном камне (кudurru) из Суз, известно имя его дочери Хуннибат-Нана (Ḫunnubat-Nana). Его имя сохранилось на кирпичах из Ниппура, где он вёл строительную деятельность. Из Ассирии происходит административный текст, который упоминает его имя. В Ашшур он послал упряжки лошадей, потолки и другие подарки. Это предполагает дружеские отношения с ассирийским царём Нинурта-апал-экуром, который в своё время скрывался в Вавилоне.
От его времени правления сохранились 2 строительные надписи (только в поздней копии), надпись посвящения, 6 пограничных камней (кudurru), 10 хозяйственных текстов и предзнаменование. Время правления Мели-Шипака считается относительно мирным. Его старшая дочь согласно нововилонскому тексту (VAT 17020) была отдана замуж за эламского властителя Шутрук-Наххунте. Пограничный знак (кudurru) сообщает о предоставлении страны его сыну и наследнику Мардук-апла-иддине I.
Мели-Шипак правил 15 лет.
 
Мардук-апла-иддин I (Marduk-apla-iddina I; букв. «Мардук наследника дал») — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1174 — 1161 годах до н. э. Сын Мели-Шипака и внук эламского царя Шутрук-Наххунте.
В правление Мардук-апла-иддина, воспользовавшись слабостью Вавилонии, ассирийский царь Ашшур-дан I в 1161 г. до н. э. захватил, и присоединил к своему царству несколько вавилонских городов, расположенных в пограничной области у Нижнего Заба.
Его приемник Забаба-шум-иддин, видимо, не состоял с ним в родственных связях и захватил престол с помощью силы, что и могло вызвать эламское нашествие в его правление.
Мардук-апла-иддина правил 14 лет.
 
Забаба-шум-иддин (Zababa-šuma-iddina; букв. «Забаба имя дал») — касситский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1161 — 1160 годах до н. э. Не упоминается ни в одном современном ему тексте.
В правление Забаба-шум-иддина эламский царь Шутрук-Наххунте I предпринял поход вверх по реке Диз, по дороге через Каринташ, верховья Диялы и саму долину Диялы, включая Туплиаш-Эшнунну, переправился через Тигр и занял Дур-Куригальзу, Упи (Опис), Сиппар, а затем, по-видимому, и Киш, разрезав Нижнюю Месопотамию пополам. После чего эламиты захватили Вавилон, Забаба-шум-иддин был низложен, едва успев процарствовать год. Города Нижней Месопотамии подверглись жесточайшему погрому и грабежу. Эламиты уносили не только материальные ценности, но и статуи богов и царей, памятники старины (в частности обелиск Маништушу, стела с законами Хаммурапи и т. п.). Города Вавилонии были обложены данью серебром и золотом, а царём Вавилона Шутрук-Наххунте назначил своего сына Кутир-Наххунте.
Данные о количестве лет его правления не сохранились.
 
Эллиль-надин-аххе (Enlil-nādin-ahe; букв. «Эллиль дал брата»; или Enlil-šuma-uṣur (dEn-LÍL-MU-ŠEŠ); dBE-MU-ŠEŠ в более поздних текстах) — последний кассийский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1160 — 1157 годах до н. э.
Эллиль-надин-аххе возглавил восстание против Кутир-Наххунте и объявил себя царём Вавилона. Восстание в стране бушевало почти три года. Кутир-Наххунте действовал ещё более беспощадно, чем его отец. Вавилон и его святилища были разрушены. Эллиль-надин-аххе был взят в плен и уведен в Элам. Туда же, согласно пророчеству о Мардуке, переправили и новую статую Мардука, заменившую прежнюю увезенную в Ассирию ещё Тукульти-Нинуртой I. Вскоре Кутир-Наххунте удалился в Элам, видимо, чтобы занять престол умершего отца, но в Вавилоне остался эламский наместник.
Правил 3 года (царский список A). Кроме царского списка он известен по одному пограничному камню (kudurru) и из экономического текста.
 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (15.02.2012)
Просмотров: 2208 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz