ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Суббота, 07.12.2024, 20:43
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

КУЛЬТУРА БОЕВЫХ ТОПОРОВ.
КУЛЬТУРА БОЕВЫХ ТОПОРОВ
германо-балто-славяне
Англ.Corded Ware, нем. Schnurkeramik - Кордид
Название «боевых топоров» возникло благодаря обычаю этих людей класть в мужские могилы каменный боевой топор (который был неэффективен в качестве оружия и обозначал социальный статус). Племена культуры боевых топоров часто считают первыми индоевропейцами на территории Средней Европы.
Памятники культуры шнуровой керамики, послужившей прототипом для культуры боевых топоров обнаружены в Центральной Европе, в основном в Германии и Польше.
 
Возникновение культуры боевых топоров имеет отчетливую связь с одним из самых архаических катаклизмов северного мировоззрения, нашедшим отражение в мифологической традиции, – распрей между асами и ванами. По совокупности доказательств, завоевание господства агрессивными асами над сравнительно мирными и имеющими отчетливо аграрный характер ванами должно быть нами соотнесено с утверждением господства носителей топоров над сравнительно мирными племенами с производящей экономикой, приведшее к постепенной ассимиляции тех и других с устойчивым преобладанием агрессивного, воинственного начала.
 
Антропологический тип
Представителей культуры боевых топоров иногда выделяют в отдельный антропологический тип кордидов (Хвалынская культура), как локальный, но обособившийся вариант средиземноморской расы за счет метисации с местными палеоевропеоидами (борреби и брюнноиды). Предпологаеться что тип кордидов близок к памиро-ферганской расе.
Памиро-ферганская раса (англ. Irano - Afghan) - самая восточная суб-раса европеидной расы, распространенная в Центральной Азии (иранцы, пуштуны, таджики). Характеризуется высоким ростом, темными волосами, брахикефалией, смуглой кожей и тонким выступающим носом. Довольно сильно развитие третичного волосяного покрова. Памиро-ферганская раса генетически связана с кордидами.
 
ТЕРРИТОРИЯ
Эта культура охватывает большую часть континентальной Европы, за исключением стран средиземноморского региона (где обитали синокавказцы, от них остались баски), и севера Скандинавии (где обитали предки лапландцев).
На западе Культура Боевых топоров включает в себя все области более ранней культуры воронковидных кубков (Мегалитическая культура. 4 300 - 2 700 гг. до н.э. Средиземноморцы. Молдавия, Скандинавия) и, очевидно, является её наследником (не обязательно единственным). КВК в течение всего двух поколений была замещена культурой боевых топоров.
 
В пользу верховых коней у носителей культуры боевых топоров свидетельствует форма основного оружия - молоткообразных топоров. Как оружие пешего боя они совершенно нерациональны, а как оружие всадника каменные топоры-булавы весьма эффективны. Булавы и "топоры с поворозою" (темляком) дожили в конных войсках до XVII в.
 
ШВЕДСКО-НОРВЕЖСКАЯ Культура БОЕВЫХ ТОПОРОВ
 
Шведско-норвежская культура боевых топоров, или Культура ладьевидных топоров, возникла около 2 800 г. до н.э. и известна по примерно 3000 могил от Сконе до Уппланд и Тронделаг.
В Скании, на крайнем юге Швеции, наибольшая концентрация памятников этой культуры падает именно на те районы, где ранее хорошо была представлена земледельческая культура воронковидных кубков.
Время их появления и распространения по Скандинавии названо Период раздробленных черепов, потому что к этому времени относятся находки захоронений людей с раздробленными черепами, причём не только мужчин, но и много женщин и детей. Наступление этой культуры было насильственным и быстрым, наиболее вероятно, что оно произошло в результате индоевропейского вторжения (особенно протогерманского).
 
По всей Скандинавии найдено около 3000 боевых топоров, большей частью в северной Норвегии.
Известно менее 100 поселений и их остатки незначительны, так как располагаются на местах, занятых фермами и подвергавшихся интенсивной распашке.
Известны поселения за Полярным кругом.
Базировалась на тех же приёмах земледелия, что и предшествовавшая Культура воронковидных кубков, но использование металла изменило общественную систему. Это ознаменовалось тем фактом, что для культуры трубчатого кубка были свойственны коллективные мегалитические захоронения и обильные жертвоприношения, а для культуры боевых топоров характерны одиночные могилы и персональные жертвы.
В 1993 в Туринге, Сёдерманланд, были произведены раскопки дома смерти, что дало новые факты. За тяжёлыми деревянными стенами были найдены остатки примерно двадцати глиняных сосудов, шесть рабочих и один боевой топор, относящиеся к последнему периоду культуры. Кроме того, здесь же были найдены кремированные останки как минимум шести человек. Это самый ранний из известных примеров кремации в Скандинавии, показывающий близкие контакты с Центральной Европой.
Ввиду вторжения в этот регион германцев Эйнар Ёстмо подчёркивает, что атлантическое и североморское побережье Скандинавии, как и Прибалтика, вели оживлённую морскую торговлю, что было обусловлено более широким географическим распространением и более близким культурным единством, чем имели внутриконтинентальные культуры. Он указывает на широко разбросанные находки большого количества резных изделий из камня этой эпохи, на которых изображены «тысячи» кораблей. Для культур мореходов, подобных этой, море - это дорога, а не препятствие.
 
ФИНСКАЯ К.Б.Т.
 
Финская культура боевых топоров была смесью культуры одомашнивания скота и культуры охотников и собирателей, и в пределах своего горизонта является одной из самой богатой находками.
 
КУЛЬТУРА БОЕВЫХ ТОПОРОВ в ДАНИИ
 
- Культура Эртебёлле. 5.200 - 3.000 гг. до н.э. Кроманьонцы «нордического» расового типа.
- Поздняя Культура Эртебёлле. 3.000 – 2.000 гг. до н. э.
- Культура Воронковидных кубков. Мегалитическая культура. 4.000 – 2.700 гг. до н.э. Средиземноморцы. Молдавия. Скандинавия.
-Культура шаровидных амфор. иберы. 2.900 г. до н.э.
-Культура боевых топоров. Кордиды. Памиро-ферганская раса.

Материальной связи между культурой боевых топоров и мегалитическими культурами нет, и ее появление в Дании можно понимать как результат иммиграции из областей на юге и востоке, где можно найти аналогии ее материальным следам.
Принадлежащие к этой культуре находки извлекаются из невысоких могильных холмов, которые нередки вблизи рек и пастбищ в песчаных внутренних областях Ютландии. Эти холмы росли в течение многих лет, поскольку захоронения располагались одно над другим, и каждый холм отражал смену нескольких поколений.
В типичном холме первая могила находилась ниже уровня земли; тело лежало в ней на боку в положении спящего, рядом с ним – обычный и боевой топоры (или, в случае женщины, янтарные бусы), а подчас и сосуд, предположительно, наполненный пищей. Следующее тело укладывалось на вершину первой могилы в таком же положении, и над ним сооружался низкий могильный холм. Эта последовательность продолжалась, и размер холма постепенно увеличивался. Должно быть, этот обычай пользовался популярностью, поскольку иногда его продолжали придерживаться уже в эпоху позднего неолита.
 
Керамика
Кубок начальной стадии этой эпохи характеризуется коническим венчиком и круглым туловом с горизонтальными отпечатками веревки под ободком.
Близкие аналоги этой керамики встречаются в Саксонии и Тюрингии, и кажется вероятным, что именно оттуда носители культуры боевых топоров расселились в северном направлении до самого Лимфьорда в Ютландии.
Вторая стадия представлена мягко выгнутым кубком с гравированным декором, а последняя – маленьким сосудом, похожим на цветочный горшок.
Распределение одиночных погребений показывает, что первоначально эти люди были не земледельцами, а скотоводами, чьи стада паслись вдоль рек и на открытых равнинах.
Ближе к концу среднего неолита мы встречаемся с родственной им группой в Восточной Ютландии и на островах. Их кубки это выгнутые, довольно широкие сосуды с крупным зигзагообразным узором. Следы представителей этой группы были обнаружены в ряде захоронений, а также при раскопках нескольких П-образных хижин.
Третья группа, связанная с Восточной Скандинавией, известна по острову Борнхольм и другим островам на востоке Дании. Она именуется культурой ладьевидных топоров из-за похожего на лодку сечения характерных для нее топоров с короткой проушиной. Иногда эти полированные нефритовые топоры обнаруживаются в каменных гробницах вместе с массивным полированным долотом из кремня. Характерные сосуды этой культуры имеют овальное сечение и покрыты линейным орнаментом или отпечатками гребня.
 

 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (13.11.2011)
Просмотров: 5394 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz