ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 19.04.2024, 07:00
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Древнеэлладский и Среднеэлладский период Греции
<

ПротоПеласгия

После смещения полюсов гиперборейцы с острова Туле направились в земли современной Британии, Норвегии, Швеции и Германии на юг Европы. В то время там жили представители Чёрно-коричневой Расы.
Генетики, проводившие работы по Y-хромосоме, сравнили 300 хромосом шведов, жителей Центральной Европы и Нигерии. Оказалось, что смешение Чёрной и Белой Расы произошло 25000 лет назад.
К 19000 г. до н.э. в Европе возникает Культура Солютре (19000 - 16500 гг. до н.э.). Ранний этап развития этой культуры находится в Северной Франции, Бельгиии Англии, там встречаются памятники, типологически близкие к ранней фазе солютрейской культуры, но более развитая индустрия здесь попадается редко или совсем отсутствует.
Район распространения типичной солютрейской культуры – Средняя и Южная Франция. Самостоятельный центр распространения сходной культуры существовал в Восточной и Северной Испании и в Португалии.

Один поток гиперборейцев направился в сторону современной Греции.

Племена протоаккадийцев зародились и развились на землях, ставших впоследствии дном Средиземного моря от смешения гиперборейцев с семитами.
ПротоАккадийцы были белокожими, как и протосемиты. Они постоянно воевали с протосемитами.
Они развили силу мышления, появилась жажда новшеств и перемен. Они были прекрасными навигаторами и коммерсантами. Они достигли выдающихся успехов в области астрологии. Они отличались коммерческими, навигаторскими и неугомонными колонизаторскими способностями. Большой интерес они проявляли к мореплаванию. Они изучали нумерологию, астрологию и наблюдали за небесными светилами. Они построили несколько гигантских обсерваторий, научных и торговых центров и установили связь с самыми отдалёнными частями Земли.
Их потомки - шумеры, этруски, пеласги.

Столица протоаккадийцев - город КАРДА находилась на месте современного Средиземного моря возле Сардинии.

Череп Средиземноморцев отличался значительной редукцией (уменьшением) и сравнительной грацилизацией, отмеченной "сглаживанием" архаичных черт (например, надбровных дуг). Рост тела Средиземноморцев был сравнительно меньшим, чем у Кроманоидов, и их черепа также были меньше в объеме, чем Кроманоидные. Длина Средиземноморских черепов относительно редко достигала 200 мм. Однако они выделялись существенным преобладанием длины над шириной черепа, что, в купе с узкими лицами, относило Средиземноморцев к Долихо - и Мезоцефалам (мезокефалия, среднеголовость, мезокрания). Глазницы их черепов были выше, лоб - вертикальнее, скулы - уже, а нижняя челюсть - менее массивной, чем у Кроманоидов.

От протоакккадийцев произошли племена хормусанской (территория верхнего течения Нила) и себильской культур (долина Нила и Ближний Восток). Северный Египет в то время занимал территории Крита, Греции и дна восточного Средиземного моря.
- 22000 – 18700 лет до н. э. на территории северо–восточной Африки существовала Хормусанская культура.
- Пещера Франхти, Пелопоннес, Греция. Здесь 25-20 тыс. л. н. жили охотники на дикую лошадь. В конце вюрмского стадиала с его сухим климатом вокруг пещеры лежала открытая местность. Постепенно климат менялся в сторону большей влажности и более высоких температур, выпасы вокруг пещеры улучшались и количество дичи увеличивалось. 10 тыс. л. н. обитатели пещеры Франхти охотились уже не только на дикую лошадь и благородного оленя, но и на дикого быка, и на крупный вид дикой козы. Есть свидетельства о ловле мелкой рыбы, пушной охоте и собирательстве дикорастущих бобовых (чечевица, вика). В самом конце палеолита характер хозяйства вновь изменился: бовиды и ископаемая лошадь совершенно исчезли из состава дичи, основным источником мясной пищи стала охота на благородного оленя, но впервые засвидетельствовано собирательство диких злаков (ячменя, овса).

На территории современной Греции гиперборейцы сновали государство - прото-Пеласгия.
"Гефест и Афина, имея общую природу, как дети одного отца, и питая одинаковую любовь к мудрости и художеству, соответственно получили и общий удел Грецию.
В те времена ещё не повреждённый край имел и высокие многохолмные горы, и равнины были покрыты мягкой почвой, и обильные леса в горах.
Населив Грецию благородными мужами, порождёнными землёй, Гефест и Афина вложили в их умы понятия о государственном устройстве.
В те времена занятия воинским делом были общими у мужчин и у женщин. Тогда люди создали изваяние богини в доспехах.
Столица была построена следующим образом. Акрополь простирался до Эридана и Илиса, охватывая Пикн, а в противоположной к Пикну стороне - гору Ликабет, притом он был весь покрыт землёй, а сверху, кроме немногих мест, являл собой ровное пространство. Вне его, по склонам холма, обитали ремесленники и те из землепашцев, участки которых были расположены поблизости; но наверху, в уединении, селились вокруг святилища Афины и Гефеста обособленное сословие воинов за оградой, замыкавшей как бы сад, принадлежащий одной семье. Они получали всё нужное им для прожития и воспитания, но никто ничего не имел в частном владении, а всё было общим. На северной стороне холма воины имели общие жилища, помещения для общих зимних трапез и вообще всё то по части домашнего хозяйства и священных предметов, что считается приличным иметь воинам в государствах с обобщённым управлением, кроме золота и серебра: ни того ни другого они не употребляли, блюдя середину между пышностью и убожеством, скромно обставляли свои жилища, в которых доживали до старости они сами и потомки их потомков, вечно передавая дом в неизменённом виде подобным себе преемникам. Южную сторону холма они отвели для садов, для гимнасиев и для совместных трапез.
Источник был один - на месте нынешнего акрополя, людям тех времён он доставлял в изобилии воду, хорошую для питья зимой, так и летом.
Они справедливо управляли своей страной и Элладой. Во всей Европе и Азии не было людей более знаменитых и прославленных за красоту тела и за многостороннюю добродетель Души".
См. ПротоПеласгия.

Культура Сескло

Сескло (греч. Σέσκλο) — одно из первых известных неолитических поселений Европы, VII—VI тыс. до н. э. Названо по имени ныне существующего румынского населенного пункта в Фессалии, Греция, где в XIX в. впервые производились раскопки.
Древнейшие находки датируются ~ 6850 г. до н. э. с погрешностью до 660 лет. Они принадлежат двум разным культурам, прото-Сескло и пре-Сескло. Последняя представлена вторичными поселениями, примыкающими к главному селению прото-Сескло, и относится к вторженцам старчево-кришской культуры, географически распространенной севернее Фессалии на берегах Дуная.
Для культуры пре-Сескло была характерна штампованная керамика, которая, однако, довольно быстро исчезает.
Обе культуры земледельческие. Дома вначале маленькие, из одной-двух комнат, из дерева или из сырцового кирпича на каменном фундаменте, строили на склонах холмов, примыкающих к плодородным долинам, где выращивали пшеницу и ячмень. Кроме того, разводили коз, овец, крупный рогатый скот, собак.
В VI тысячелетии до н. э. появляются двухэтажные дома и мегароны (здания с колоннами).
В поселении Сескло жило около 3 тыс. человек, что позволяет сопоставить его с неолитическими городами Ближнего Востока (Чатал-Гююк) и считать первым известным городом Европы. Более древние неолитические культуры Греции в эту эпоху еще обитали в пещерах (Франхти).
В целом неолитический комплекс прото-Сескло соответствует современному ему ближневосточному, но крупный рогатый скот был, по-видимому, одомашнен в Фессалии, где появился на несколько столетий раньше, чем в Чатал-Гуюке.
Первые жители прото-Сескло не были знакомы с керамикой, что также сближает их с носителями ближневосточных культур докерамического неолита. Позже появляются изящные глазурованные кубки и чаши, декорированные геометрическим узором красного и коричневого цветов. В самый поздний период орнамент эволюционирует до мотивов, напоминающих языки пламени. Аналогичная керамика известна также в западной Македонии, но отличается от малоазиатской.
Кроме посуды, найдены статуэтки женщины, часто беременной, считающиеся признаком культа Богини-матери, что, впрочем, характерно не только для культур Сескло, но для всего Балканского полуострова и Подунавья.
Культуры Сескло считаются материнскими для возникших позже других балканских неолитических культур, в частности старчево-кришской. Под их влиянием складывается также культура кардиальной керамики. В V тыс. до н.э. поселение Сескло было завоевано соседней культурой Димини.

Неа Никомедия

Неа Никомедия — самое древнее неолитическое поселение на территории Европы, датировано 7 тыс. до н. э. Расположено на территории греческой Македонии (Иматия). Представлено прямоугольными домами в форме полуземлянок с плетеными и обмазанными глиной стенами. Основное занятие населения — земледелие (горох, чечевица, пшеница, ячмень) и скотоводство (мелкий рогатый скот). Имеются следы обожженной и расписной керамики: женские фигурки, шарообразные сосуды, аналогичные ближневосточной неолитической культуре Хаджилара и Хассуна. Также обнаружены каменные фигурки лягушек. Погребения скорченные на территории посёлка без погребальных даров.
Культура Неа-Никомедия относится к группе культур Караново-Сескло (СТАРЧЕВО-КЕРЕШ-КАРАНОВО I. 5500 – 4500 гг. до н.э. Юго-восточная Европа.).

Табличка из Диспилио


Табличка из Диспилио

Табличка из Диспилио — деревянная табличка со знаками, которую обнаружил в 1993 г. греческий археолог Георгий Урмузиадис при раскопках неолитического селения у современного села Диспилио в Греции (ном Кастория), на берегу озера Орестиада. Метод радиоуглеродного анализа датирует табличку примерно 5260 г. до н. э.
Как и тэртэрийские надписи, предположительно является памятником дунайского протописьма.
Селение у озера, раскопки которого начались в 1992 г., было населено с конца среднего неолита (5600—5000 гг. до н. э.) до позднего неолита (3000 г. до н. э.). В селении обнаружен ряд артефактов, включая керамику, деревянные элементы конструкций, семена, кости, статуэтки, личные украшения, флейты, а также данная табличка. Все они принадлежат к культуре Винча.
Табличка была частично повреждена и в настоящее время находится на консервации.
См. Винчанская культура.

Древнеэлладский период II

Лерна III

Лерна — историческая местность в классической Греции, известный своими родниками и бывшим озером близ восточного побережья Пелопоннеса, к югу от Аргоса. Находилась невдалеке от современного селения Мили в Арголиде около Арголического залива. Лерна известна в греческой мифологии благодаря такому персонажу, как Лернейская гидра, которую убил Геракл. Карстовые источники сохранились до настоящего времени, тогда как озеро уменьшилось в XIX в. до размеров небольшой лагуны, а затем пересохло. Страбон писал, что лернейские источники считались целебными (География, 8.6.8).
Современные геологические технологии, такие, как колонковое бурение, позволили выявить местонахождение исчезнувшего священного Лернейского озера, которое представляло собой пресноводное береговое озеро, отделённое от Эгейского моря песчаными дюнами. В раннем бронзовом веке диаметр озера составлял 4,7 км. В результате обезлесения местности озеро превратилось в малярийное болото, остатки которого высохли в XIX в.

В Лерне, по древнегреческим преданиям, находился один из входов в Аид. Здесь же отмечались Лернейские мистерии, посвящённые Деметре. Павсаний (2.37.1) пишет, что основателем мистерий был Филаммон, двойник Автолика.
Близ Алкионского озера находился вход в подземный мир, куда отваживались войти лишь немногие герои, как Дионис, направившийся туда в поисках матери Семелы в сопровождении Просимна. Павсаний (2.37.4) и его современники были убеждены, что озеро необычайно глубоко, и никто из смертных не смог достичь его дна и выплыть. Хранителем входа в подземный мир была Лернейская гидра, которую затем убил Геракл.

Раскопки в Лерне начал Джон Каски (John L. Caskey) в 1952г. Серия его публикация о слоях Лерны бронзового века (пронумерованных I—V) вдохновили работу многих других исследователей.
Лерна заселена со времён неолита (не позднее 5 тыс. до н.э.), и затем была покинута вплоть до раннего бронзового века (элладский период истории Греции).
Технологии местной обработки кремня с помощью привозного обсидиана и кремневого сланца свидетельствует о культурной непрерывности в течение указанного длительного периода, а уменьшение количества обсидиана с Мелоса свидетельствует о снижении объёмов торговли на дальние расстояния в конце Раннеэлладского периода III, что соответствует периоду Лерна IV.

В Лерне обнаружен один из крупнейших доисторических курганов Греции, насыпанный в течение длительного времени в период неолита; затем его вершина была выровнена и растянута, подобно тому, как это было сделано в раннеэлладских поселениях Эвтресис и Орхомен — и поверх кургана возникло новое поселение: этот слой, известный как «Лерна III», соответствует раннеэлладскому периоду II истории Греции.
В находках Лерны III отсутствует преемственность с предыдущими слоями; этот слой представляет собой двухэтажный дворец или административный центр. Толщина стен в ряде случаев достигает 1 метра; ширина здания составляет 12 метров, а длина 25 метров, что по масштабу сопоставимо лишь с большим толосом в Тиринфе диаметром 28 метров. Дворец известен под названием «Дом с черепицей». Дворец был хорошо укреплён: вокруг него возвышалось двойное кольцо оборонительных стен с башнями, и служил административным центром в период ок. 2500—2200 гг. до н.э. Хотя в Лерне отмечено пять последовательных этапов населения, «дом с черепицей» не был отстроен после пожара; лишь в конце среднеэлладского периода в кургане, образовавшемся поверх руин, были выкопаны шахтовые гробницы, следовательно, к тому времени о важности дворца уже забыли.
В раннеэлладской Греции в Лерне III (конец VI тыс. до н.э.) отмечены постройки с абсидным завершением, две из них небольшого размера. Только одна приближается к размерам мегарона.
В Дорионе IV – среднеэлладском поселении – было раскопано "320 домов, большей частью состоящих из прямоугольных помещений, иногда подковообразных (заканчивающихся абсидой)" наряду с домами типа мегарона.
Новые пространственные решения в планировке дома, видимо, не стали популярными у ахейских зодчих; абсидпые дома не встречаются в архитектуре микенской эпохи, но получают распространение в XV - XIV вв. до н.э. такие формы погребальной архитектуры, как толосы – купольные гробницы, которые представляют собой соединение круга в плане и прямоугольника, т.е. тех же геометрических форм, которые сопрягаются и в абсидной конструкции. "Микенские династы увековечивали себя в монументальной архитектуре, имевшей в III тыс. до н.э. сакральное значение". Эта архитектура созвучна круглым домам, известным в моделях с Кикладских островов.
С определенной степенью достоверности можно заключить, что абсидная конструкция использовалась для постройки домов с особой функцией, возможно, сакральной. Такие дома представляют собой столь же единичное явление, как и мегароны, имея почти такие же размеры, что выделяет их из рядовых строений.
См. Винчанская культура.


Лестница, ведущая на верхний этаж раннеэлладского Дома с черепицей

Керамика Лерны III включает характерные для данной культуры сосуды с носиком, которые археологи называют «соусницами», поскольку их край загибается вверх в виде кривого носика, а также чаши с изогнутыми бордюрами, как плоскодонные, так и с круглым основанием, а также широкие блюдца, иногда с глазированными бордюрами, более приятными для губ пьющего. Кувшины и гидрии имеют криволинейный профиль с расширением посредине. Иногда встречаются расписные сосуды, на некоторых обломках керамики встречаются штампованные украшения, для изготовления которых использовались цилиндрические печати. Интересно отметить, что оттиски одних и тех же цилиндрических печатей обнаружены в Лерне, Тиринфе и Зигуриес.

Древнеэлладский период III

Заcеление Греции лувийцами (карийцы).
Они являлись выходцами из Карии (греч. Каriа) - области на юго-западе Малой Азии, ограниченной на юге и юго-западе Эгейским морем и граничившей на севере с Ионией и Лидией, а на востоке с Ликией и Фригией.
В Малой Азии, в Бейджесултане XVII, в слое, датируемом ок. 2500 гг. до н.э., зафиксированы многие керамические формы, аналогичные как раннеэлладским, так и центрально-европейским. В их число входят амфоры четырехушковые типа куявских, сосуды на ножках, аски, мисы и другие.
Карийцы отличались особой воинственностью и разрушили пеласгские города, например, Лерна III (Пелопоннес, Греция. Древнеэлладский период II, ок. 3.000 – 2.500 гг. до н.э.), а также целый ряд других, родственных ему поселений. Это поселение и целый ряд других, родственных ему, были разрушены в результате вторжения носителей более примитивной культуры (древнеэлладской III. ок. 2.770 – 2.540/2.150 – 1.950 гг. до н.э.), как полагают, говоривших на индоевропейском языке анатолийской группы (хетто–лувийские). В историческое время достоверно известным хетто–лувийским народом в Греции были карийцы. Древнеэлладская культура III принадлежала именно им.
Исторически засвидетельствовано, что карийское нашествие 3-го тыс. до н.э. явилось первым актом оккупации территории «Греции» индоевропейскими народами.
См. Лувийцы/карийцы в Греции.

Лерна IV-V

Лерна IV характеризуется резкой переменой в археологической культуре. Теперь это уже не укреплённое местонахождение центрального органа власти, а небольшой посёлок городского типа с домами из двух-трёх помещений и стенами из грубого кирпича на каменных основаниях; в некоторых домах имеются центральные круглые очаги. Между домами проходили узкие переулки. На этой фазе в Лерне появляется множество хаотически расположенных колодцев, которые со временем заполняются отходами, костями, черепками и даже целыми сосудами.
Керамика, не имеющая общих черт с керамикой Лерны III, имеет ряд новых форм, а также признаки всё возрастающего использования гончарного круга — регулярные спиральные канавки в основаниях и параллельные насечки. Типичная декорация керамики Лерны IV— линейная роспись тёмной глазурью по бледному фону. Каски определил ранние образцы керамики как аналоги характерной для среднеэлладского периода минийской керамики, а среди немногих образцов явно импортированной керамики — крылатый кувшин, по-видимому, происходящий из Трои IV.
Лерна V является продолжением предыдущего этапа, однако в это время возникает множество новых стилей керамики, в частности, керамика с матовой росписью, аргивская версия (с толстыми мазками) серой минийской керамики, а также сильно возрастает количество импортированных керамических изделий, происходящих с Киклад и Минойского Крита (среднеминойский период IA). В этот период широко распространяется обычай захоронения покойных внутри домов или между ними.
В Микенскую (позднеэлладскую) эпоху Лерна служила кладбищем, которое было заброшен вскоре после 1250 г. до н.э.

СРЕДНЕЭЛАДСКИЙ ПЕРИОД 2300 – 1900 гг. до н.э.

ПротоГРЕКИ в МАЛОЙ АЗИИ и ГРЕЦИИ

- 9 тыс. лет до н. э. выделение индоевропейского языка из бореального языка.
- 1. Трипольско-ямная языковая общность - XXX - XIII вв. до н. э. Трипольские племена входили вчисло языковых предков (субстрат) славян – древнейшую юго-восточную зону индоевропейскогоединства – языковую общность, определяемую лингвистами, в составе которой находились и предки индоиранцев и славян.
- 2. Тохарская языковая общность - XXV в. до н. э. - XIII в. н.э.
- 3. Болераз-баденская языковая общность - XXV – XII вв. до н.э. БАДЕНСКАЯ КУЛЬТУРА - 2 700 - 2 400 гг. до н.э.
- 4. Германо-балто-славянская языковая общность. КШК. Культура боевых топоров.
- 5. Выделение Хетто-лувийской языковой общности - XXI в. до н. э. – XI в. н.э. из хетто-лувийско-армяно-греко-индо-иранской общности.
- 6. Выделение Армяно-фригийской языковой общности - XXI в. до н.э. из армяно-греко-индо-иранской общности.
...Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафисом, другого Гелоном (Селлы, Геллы, фессалийские Эллины.), а младшего Скифом (индо-иранцы). Затем, помня совет Геракла, она поступила, как он велел. Агафис и Гелон не сумели натянуть лук, и мать изгнала их из страны. Скиф смог, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе".
По словам Геродота, персидский царь Дарий (из арийского рода Куруш) считал малоазиатских и причерноморских эллинов родственниками: «И те, и другие - один народ».
- 7. Выделение греческой языковой общности - XXI в до н.э. из греко-индо-иранской общности.
Уход греков с прародины индоевропейцев. По времени этот уход произошел позже ухода анатолийцев (хетты), но до отделения фракийского.
Хронологически греческий язык развивался в отрыве от праиндоевропейского языкового единства немногим более Х веков, сохранивший следы контактов с рядом индоевропейских языков.


Два века спустя после вторжения карийцев Греция пережила новое вторжение, разрушившее остатки протоцивилизации типа Лерна III. В Лерне новое население принесло среднеэлладскую культуру средней бронзы.
Между 2 200 и 2 000 гг. до н.э. южная часть Балканского Среднеэлладского полуострова подверглась опустошительному нашествию. Волна греческих племён (сами греки называли себя позже эллинами) хлынула в Эгеиду.
При раскопках во многих поселениях раннеэлладский слой отделён от последующих прослойкой пепла; другие раннеэлладские поселения были вообще покинуты своими жителями. Завоевателей принято называть миниями, так как характерные для них предметы (серая посуда) были найдены впервые в Орхомене в Беотии, где, согласно греческим преданиям, жили легендарные минии.

Минийская керамика

В памятниках Греции (Среднеэлладский) и Малой Азии (Троя V-VI) была выявлена "минийская керамика", рассматриваемая исследователями в качестве "индикатора" на протогреков. Минийская керамика в Фессалии найдена в памятниках конца Раннеэлладского III, а в Центральной Европе - и в более ранних памятниках. Прототипов минийской керамики нет ни во Фракии, ни в Малой Азии. Корни минийской керамики Чайлд усматривал в баденской культуре. Территориальные варианты Баденской культуры почти доходили до Северной Греции.
МИНИЙСКАЯ КЕРАМИКА (англ. Minyan Ware), серая или желтая гончарная керамика высокого качества, впервые появляется в Трое V и VI и в Греции к концу раннеэлладского периода (19 в. до н.э.). Позже из нее развивается микенская керамика. Четкие профили «минийской» посуды заставляют предположить, что она сделана на гончарном круге. Так и было в Трое, но в материковой Греции она частично вылеплена от руки или изготовлена в формах. Характерными формами были кубки и чаши на высоких кольцевых поддонах, чаши с двумя высокими ручками, кратеры и амфоры. Черная «минийская» керамика появляется в среднеэлладское время и исчезает в позднеэлладском периоде (ПЭ). Серая сохраняется дольше и существует в ПЭ с желтой, но затем желтая керамика вытесняет серую посуду.
Другой вид посуды, распространенной в СЭ, — это кеамика с матовой росписью. Она появляется несколько позднее, чем «минийская» (в середине СЭ), и сохраняется в микенской культуре. Роспись темная.

Племена среднеэлладской культуры занимались, в основном, земледелием и скотоводством. В их селениях найдены пшеница, ячмень, просо, лук-норой, горох, бобы, чечевица и горшки с желудями, вероятно, употреблявшимися в пищу. Во многих минийских домах встречаются светильники, в которых горючим материалом служило оливковое масло. Обнаружены также кости быков, овец, коз и ослов, что свидетельствует о развитии скотоводства. Минии занимались и рыбной ловлей. В Филакони, на острове Мелос, найдена ваза XVIII или XVII в. до н. э., на которой изображена вереница идущих вдоль ручья людей, держащих в каждой руке по рыбе.
На протяжении пяти веков среднеэлладского периода керамика прошла значительный путь развития. Более поздняя минийская керамика, сосуществовавшая, впрочем, с серой, отличается жёлтым цветом, что, вероятно, было обусловлено усовершенствованием гончарных печей и повышением температуры обжига. На орнаментах жёлтой минийской посуды впервые заметно некоторое критское влияние. Глиняных сосудов в минийских домах встречается очень много; наряду с кухонной посудой грубой отделки при раскопках находят тонкостенные сосуды, громадные пифосы - сосуды для хранения продовольствия, изящные кубки; обнаружены также специальные сосуды для воды, вина, оливкового масла и т.д. Орнамент жёлтой минийской керамики среднеэлладского периода почти незаметно переходит в позднеэлладский.

Частые находки боевых бронзовых топоров, украшений из драгоценных металлов и, реже, металлической посуды свидетельствуют о значительном прогрессе в технике обработки металлов по сравнению с раннеэлладской культурой.
Минийские племена жили ещё в условиях первобытнообщинного строя. Основной формой погребений в СЭ остаются прямоугольные каменные ящики, покрытые большим блоком камня или каменной плитой. Часть погребений встречена прямо на поселениях между домами, но были и кладбища вне поселений (например, Агиа Марина в Фокиде, Гераки в Лаконике, Эвтресис в Беотии). Удерживались и старые формы погребений — ямные, скальные (в Микенах, Бербати-Просимне), пифосовые — главным образом детские (например, в Кораку, Элевсине, Олимпии, Эвтресисе). В могилах очень мало или совсем нет (чаще всего в ямных погребениях) вещей. Исключение представляют старейшие шахтовые погребения в Микенах, относящиеся к СЭIII и ПЭI. Тело покойника обычно в скорченном положении помещалось как бы в каменный ящик из известняковых плит; в могилы клалось мало инвентаря. Всё же, если судить по предметам домашнего обихода, уже намечаются некоторые различия в имущественном положении отдельных семей.

"После долгих блужданий эллины стали высаживаться и селится в разных местах. Одни поселились в Ливии, другие - в Италии, некоторые же в Сицилии и на островах, расположенных вблизи Иберии. Эллины поселились также на берегах реки Сангария; были и такие, которые поселились на Кипре. Что же касается тех, которые потерпели кораблекрушение у горы Каферия, то их раскидало по разным направлениям. Гуней попал в Ливию, Антиф (сын Фессала, вместе с братом Фидиппом царствовал на Косе), сын Фессала, прибыл к пеласгам, и овладев этой страной, назвал ее Фессалией (Греция), а Филоктет прибыл к жителям Кампании в Италию. Фидипп вместе с жителями Коса поселился на Андросе, Агапенор на Кипре, другие же в иных местах". Апполодор.

2000 - 1800 гг. до н.э. некоторые индоевропейские племена, носители архаичной формы греческого языка, заселяли Грецию и смешивались с коренным населением. Они соорудили целый ряд укреплённых поселений; в каждом правил царь. Самым значительным из этих поселений стали Микены.

Греческий язык– древнейший индоевропейский язык в Европе, зафиксированный письменной традицией (линейное письмо В, сер. II тыс. до н.э.), хронологически развивающийся в отрыве от праиндоевропейского языкового единства немногим более 10 веков, сохранивший следы контактов с рядом индоевропейских языков. Входя в группу "инновационных" языков, протогреческий и протоарийский находились в центре индоевропейского ареала, тогда как группа "консервативных" языков – кельтский, италийский, анатолийский, прототохарский - на периферии индоевропйеского континуума.

Пеласги в бегстве рассеялись, одни переселились на Крит, другие заняли Кикладские острова, третьи двинулись к подножью горы Олимп, в Беотию, Фокиду, на острова Эвбею и Лесбос, расселились вдоль Геллеспонта. Большая часть пеласгов поселилась возле Додоны в Эпире.
- Автор «Одиссеи» Гомер свидетельствовал, что на Крите вместе с этеокритянами, кидонами, ахейцами и дорийцами в городе Кноссе проживали и пеласги.
- Гесиод (в изложении Страбона) называет центром пеласгийской области Додону. Оракул этот (Додонский), по словам Эфора, был учрежден пеласгами, и пеласги были древнейшим из всех племен, которые властвовали в Греции. Гомер так говорит об этом:
"Зевс пеласгийский, додонский, далеко живущий владыка".
"Что касается пеласгов, то почти все согласны, что какое-то древнее племя этого имени распространилось по всей Греции, особенно между эолийцами в Фессалии". Эфор же (по его словам) полагает, что они, будучи первоначально аркадийцами, избрали жизнь воинов и, обращая многих других к тому же образу жизни, всем передавали свое имя и весьма прославились среди греков и всех прочих народов, с которыми только им не приходилось общаться. И действительно, они были также поселенцами на Крите, как говорит Гомер. Во всяком случае, Одиссей говорит Пенелопе:
"Разные слышатся там языки: там находишь ахеян,
С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов".
"Из расспросов же царь (Крез) узнал, что самые выдающиеся из Эллинов - это лакедемоняне и афиняне. Первые - среди дорийского племени, а вторые - среди ионийского. Это были два наиболее значительных тогда эллинских племен. Так, ионяне первоначально были пеласгийского происхождения, а дорийцы - эллинского. Ионийское племя никогда не покидало своей земли, дорийское же - очень долго странствовало. Ибо во времена царя Девкалиона оно обитало в земле Фтиотида, а затем при Доре, сыне Эллина, - у подошвы Оссы и Олимпа, в области под названием Гистиеотида. После изгнания из Гистиеотиды кадмийцами дорийцы поселились у Пидна и назывались теперь македнами. Отсюда это племя снова переселилось в Дриопиду, а оттуда прежде всего в Пелопонес, где и приняло имя дорийцев". Геродот
- "Ибо современная Керея прежде называлась Агиллой и, как говорят, была основана пеласгами, прибывшими из Фессалии. Когда же те лидийцы, которые переменили свое имя на тирренцев, выступили походом на агиллейцев, один из них подошел к городской стене и спросил имя города; тогда один из фессалийцев, находившийся на стене, вместо ответа обратился к нему с приветствием: "Хэре". Тирренцы приняли это за хорошее предзнаменование и переименовали взятый город таким образом".
- Мы также слышим о пеласгах в Беотии, где они жили некоторое время, после того как совместно с фракийцами изгнали аонов, темиков, лелегов и гуантов. После этого они были в свой черед изгнаны бывшими обитателями, и нашли приют в Афинах под горой Гиметус, часть города, после чего называлось их именем.
До создания греками Афин, на том же самом холме высился Пелистикон - крепость пеласгов.
Впоследствии, пеласгическими стали называть и древнейшие циклопические стены в Аргосе, Микенах и Афинах, а самих пеласгов авторы эллинистической эпохи начали путать с тирренами или тирсенами, то есть этруссками (что не лишено оснований, так как участие пеласгов в формировании этрусской народности подтверждается многочисленными источниками, не всегда, впрочем, очевидными). Современные исследователи полагают, что стены приписывать пеласгам стали примерно во времена Геродота. Стены, видимо, прежде именовали «пеларгикон», то есть «гнездо аиста», из-за замкнутого круглого периметра, но потом слово приняло форму «пеласгикон».
Русский историк А. Чертков (1855 г.) утверждал, что лелеги/пеласги называли греков по-украински «граки» (черные, черноволосые), а последние называли лелегов «солнечными эллинами» (за русые волосы и синие глаза). Существуют и версии Ю. Шилова: греки называли лелегов/«пеласгов» из-за белых парусов на кораблях или за трипольскую традицию переселения. Греки, самоназванием которых является слово эллин, называют этим словом представителей «чужого» этноса.
«Афиняне изгнали пеласгов из Аттики - справедливо ли или несправедливо они поступили - этого я не знаю, и могу лишь передать, что рассказывают другие. Именно, Гекатей, сын Гегесандра, в своей истории утверждает, что афиняне поступили несправедливо. Они ведь отдали свою собственную землю у подошвы Гиметта для поселения пеласгам в награду за то, что те некогда возвели стену вокруг акрополя. Когда же афиняне увидели, что эта, прежде плохая и ничего не стоящая земля теперь прекрасно возделана, их охватила зависть и стремление вновь овладеть этой землей. Так-то афиняне без всякой иной причины изгнали пеласгов. Напротив, афиняне утверждают, что изгнали они пеласгов с полным правом. Ведь пеласги, жившие у подошвы Гиммета, оттуда причиняли оскорбления афинянам. Дочери афинян постоянно ходили за водой к источнику Эннеакрунос (ведь в те времена у афинян и прочих эллинов еще не было рабов). Всякий раз, когда девушки приходили за водой, пеласги с заносчивым пренебрежением оскорбляли их. Но этого им было еще мало. В конце концов пеласги даже были пойманы на месте преступления, когда хотели напасть на Афины. А насколько афиняне высказали себя благороднее пеласгов, видно из того, что афиняне могли бы перебить их, когда разоблачили их коварные замыслы, но не пожелали этого, а приказали покинуть страну. Итак, изгнанные пеласги переселились в другие земли, и в том числе на Лемнос. Таков рассказ Гекатея и таково же предание афинян».

Беспощадная Дева-воительница Афина на поле битвы содрала кожу с гиганта Палласа (Палланта), за что и была присвоена Афине прозвище Паллада. Афина также содрала кожу и с убитой Персеем по её же наушению Горгоны Медузы и натянула трофей на свой щит – горгонион - с головой поверженной соперницы посередине.

Индоевропейцы расселились на Балканах, на островах Эгейского моря и в прибрежных районах Малой Азии, растоптав на своём пути раннюю цивилизацию пеласгов. Пришельцы жили отдельными общинами-полисами, каждая со своими богами, своим гражданством, своими законами и обычаями.

Геродот упоминает, что пеласги с острова Лемнос нападали на Афины (предание восходит к временам эпохи Троянской войны. 1180 г. до н.э. - последняя война за Трою.).
"Жившие тогда на Лемносе пеласги хотели отомстить афинянам. Пеласги хорошо знали, когда афиняне справляют празднества, и, снарядив 50-весельные суда, устроили засаду афинским женщинам во время празднества Артемиды в Бравроне. Похитив отсюда много женщин, они отплыли с ними на Лемнос и там сделали их своими наложницами. Когда у этих женщин родилось много детей, они стали учить младенцев аттическому языку и обычаям. Дети их не желали даже общаться с детьми пеласгийских женщин, и если мальчик-пеласг бил кого-нибудь из них, то все остальные сбегались на помощь и отстаивали своих. Кроме того, они считали даже, что имеют право на власть над детьми пеласгов и превосходили их силой. Узнав об этом, пеласги стали держать совет. На совете пеласги с тревогой спрашивали себя, что же в таком случае станут делать эти мальчики, когда возмужают, если уже теперь они решились защищать друг друга против детей законных жен и пытаются заставить их подчинятся. Поэтому пеласги решили умертвить сыновей аттических женщин. Так они и сделали, а вместе с детьми умертвили и матерей. За это-то преступление и за другие, совершенные прежде женщинами, убившими своих мужей, спутников Фоанта, все такие ужасные злодеяния в Элладе называют лемносскими.
После убиения пеласгами своих детей и жен земля их вовсе перестала плодоносить. Их женщины не были так плодовиты, как раньше. А так же и скот. Голод и бездетность заставили их, наконец, отправить послов в Дельфы и просить об избавлении от этих бед. Пифия же повелела им дать удовлетворение афинянам, какое те вами им присудят. Тогда пеласги прибыли в Афины и объявили, что желают дать удовлетворение за причиненные им обиды. Афиняне же приготовили в Пританее самое красивое ложе, какое у них было, и рядом поставили стол, полный наилучших яств. Затем они потребовали от пеласгов отдать им свою землю в таком же прекрасном состоянии. На это пеласги ответили: "Когда корабль при северном ветре совершит за один день путь из вашей страны в нашу, тогда мы отдадим вам свою землю". Они знали, что это невозможно, так как Аттика лежит гораздо южнее Лемноса. Вот что случилось тогда".
Афиняне в середине VI в. до н.э. изгнали пеласгов и с Лемноса.
"А много лет спустя, когда афиняне владели уже Херсонесом на Геллеспонте, Мильтиад, сын Кимона, во время этесийских ветров, когда они дуют беспрерывно, прибыл на корабле из Элеунта на Херсонесе на Лемнос и приказал пеласгам покинуть остров. При этом он напомнил им изречение оракула, которое, как они думали, никогда не сбудется. Гефестиейцы подчинились, а миринейцы не хотели допустить, чтобы Херсонес принадлежал Аттике. Афиняне осаждали их город, пока они не сдались. Так-то афиняне во главе с Мильтиадом овладели Лемносом".
Во времена Геродота (V в. до н.э.) пеласги проживали компактно в немногих местах в Италии и близ Геллеспонта:
«На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем - по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке».

Религия. "В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Имя же "боги" пеласги дали им потому, что боги установили мировой порядок и распределили все блага по своей воле. Только спустя долгое время они узнали из Египта имена всех прочих богов (кроме имени Диониса, с которым познакомились гораздо позднее). Потом они вопросили об этих именах оракул в Додоне (ведь это прорицалище считается древнейшим в Элладе и в то же время было единственным). Так вот, когда пеласги вопросили оракул в Додоне, следует ли им принять имена богов от варваров, оракул дал утвердительный ответ. С этого-то времени пеласги стали при жертвоприношениях употреблять эти имена богов. А от пеласгов впоследствии их переняли эллины".
Со ссылкой на жриц из Додоны Геродот сообщает, что греки заимствовали от пеласгов имена богов и некоторые древние культы, например почитание низших богов – Кабиров. Кабиры - древние божества древнегреческой и более ранней мифологии. По общему представлению, Кабиры - это великие боги, имевшие силу избавлять от бед и опасностей. В то же время эти боги-спасатели считались грозными божествами, карающими за проступки. Ими клялись и их отождествляли с диоскурами (чаще всего), куретами, тельхинами и др. Из этого отождествления выводят и их основные черты, считая их богами света, огня, полей, плодородия земли.
"...Напротив, обычай изображать Гермеса с напряженным членом, эллины восприняли не от египтян, а от пеласгов. Первым эллинским племенем, перенявшим этот обычай, были афиняне, а от них переняли уже все остальные. Ведь в то время, когда афиняне уже считались эллинами, пеласги поселились в Аттической земле, почему с тех пор и население Аттики также стало считаться эллинским. Всякий, кто посвящен в тайное служение Кабиров, совершаемое на Самофракии и заимствованное от пеласгов, тот поймет меня. Ведь Самофракию прежде населяли те пеласги, которые впоследствии поселились среди афинян, и от них-то самофракийцы переняли эти таинства. Итак, афиняне первыми из эллинов стали делать изображение Гермеса с прямо стоящим членом и научились этому от пеласгов. А у пеласгов было об этом некое священное сказание, которое открывается в Самофракийских мистериях".
Отрывочные сведения о них у древних писателей встречаются не ранее VI в. до н. э.; по ним нельзя даже твердо установить родину культа Кабиров. По одним - этот культ пеласгического происхождения, по другим - он занесен в Грецию из Фригии. Культ Кабиров пользовался в древности большим уважением и был распространен едва ли не во всех греческих городах; преимущественно их чтили в Беотии, Самофракии, Делосе, Лемносе и др.
По некоторым, Кабиры родились на Лемносе. Их храм у Фив в роще Деметры Кабирии. По рассказу Павсания, к кабиру Прометею и его сыну Этнею явилась Деметра и поручила нечто их хранению. При походе Эпигонов на Фивы аргивяне выгнали Кабиров, и таинства прекратились. Пеларга и Истмиад восстановили празднества. Афинянин Мефан установил совершение таинств Кабиров и для фиванцев. Святилище Кабиров также находилось в Анфедоне. Их священная область позднее - царство Пергам. Египетские Кабиры - сыновья Гефеста.
Большинство авторов XIX века склонны были думать, что культ Кабиров заимствован от пеласгов, хотя есть сторонники и семитического происхождения.
Троя.
Заселение карийцами Греции.
Дельфийский оракул.

Каталог статей. Раздел: История


Категория: История | Добавил: Jupiter (07.10.2011)
Просмотров: 2654 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz